Циклы Авторы Сортировка

Наставление 25. Тасаввуф

5 749
19 сентября, 15

Разговор об этой шариатской науке — не из легких. Отчасти потому, что само это слово — тасаввуф или суфизм — сейчас на слуху, вокруг этого понятия идут бесконечные споры между сторонниками суфизма и его противниками. Сторонники утверждают, что тасаввуф — это сердце Ислама, что изучать его обязательно и без него мусульманина вряд ли ожидает что-то хорошее в вечной жизни. Противники возражают, что это нововведение, суфизма не было в первые века Ислама и показывают нам лже-шейхов, говорящих непонятные вещи, или вообще каких-то цирковых уродцев, протыкающих свое тело саблями или вертящихся под музыку, называя свои чудовищные практики тасаввуфом.

 
Есть ли середина между двумя крайностями: полным неприятием суфизма или чрезмерным увлечением им наряду с пренебрежением другими сторонами нашей религии? У меня нет ответа на этот вопрос, честно. И мне очень хочется его найти.
 
Основа законности суфизма — в великом хадисе о Джибриле, мир ему. Мы уже вспоминали его на страницах цикла. В нем ангел задает нашему любимому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы об исламе (поклонении), имане (вере),  и ихсане. Ответ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об ихане был такой: «Ихсан — поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь, ведь, хотя ты Его и не видишь, но Он видит тебя».
 
«Ихсан» комментаторы хадиса определили как искренность, совершенство в выполнении шариатских повелений, ощущение в каждую секунду бодрствования, что Всевышний Аллах видит тебя, постоянное осознание Его величия, страх перед ним[1].
 
Но как приобрести эти и другие и прекрасные нравственные качества, упомянутые в Священном Коране и пречистой Сунне? Ответ кажется ясным: перенимать их у их обладателей, как можно больше находиться рядом с праведниками, достигшими упомянутых степеней совершенства.
 
Ранние ученые, имамы фикха, хадиса, акыды и других наук, уделяли очень много значения общению с любимцами Аллаха — его авлия.  Впоследствии в истории Ислама сложилась практика обучения похвальным нравственным качествам и очищению сердца от пороков — эту практику назвали суфизмом, а конкретные ее методы — тарикатами (от арабского, «путь»). Тарикат складывался вокруг шейха — вали Аллаха, достигшего совершенства и способного привести к нему других через обучение определенным словам поминания Аллаха, чтению Корана и иным духовным практикам. Его учеников стали называть «саликами» (идущими по пути очищения души). Шейхи передавали друг другу разрешение на наставничество — иджазу — и так по цепочке от одного шейха к другому тарикаты дошли до наших дней. Их сейчас много разных — накшбандийский, шазилийский, кадирийский и так далее.
 
Однако, увы, ситуация конца времен также пагубно повлияла на суфизм, как и на другие науки. В наши дни нельзя определить истинность ученого, скажем, в области фикха или акыды, лишь глядя на его иджазы и на то, сколько лет, где и у кого он учился. При самом безупречном послужном списке он может оказаться носителем самых опасных заблуждений. То же касается и шейхов тариката.

Даже при внешнем виде, строго соответствующем сунне, при всех иджазах, всей известности, при том, что среди его учеников есть и настоящие алимы, - при всем при этом бывает так, что слова и поступки этого шейха противоречат Шариату. А ведь путь духовного самосовершенствования — это именно близость к праведнику, вали Аллаха, чьи слова и дела ни на йоту не отступают от Шариата, а не просто сам факт присутствия в том или ином тарикате под руководством того или иного шейха. 
 
Поэтому желающему идти по пути духовного совершенствования и стать учеником суфийского наставника стоит не торопиться, не идти к первому встречному, повинуясь стадному чувству, следом за родственниками или друзьями. Нужно проявить осторожность в выборе шейха, изучить то, каким он должен быть, много и искренне просить у Аллаха наставить на истинный путь, много читать салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, совершать намаз истихара, прислушиваться к своему сердцу. Если вы найдете истинного духовного наставника, чьи слова и поступки полностью соответствуют Шариату, — считайте, что вам по-настоящему повезло.
 
В заключении по традиции поговорим о книгах по этой науке. Ведь суфизм в своем истинном виде — это именно наука, где все вытекает из Корана и Сунны, где есть свои имамы, свои мазхабы, своя терминология.
 
Для ознакомления с правильным пониманием суфизма тому, кто о нем почти ничего не знает, мы горячо рекомендуем книгу нашего учителя Абу Али аль-Ашари, да сохранит его Аллах, «Комментарии к «Малфузат» (Изречениям) хазрата Мухаммада Масихуллаха аль-Джалялабади», доступную читателям исламского портала Azan.kz.
 
Изучающим же книги по нравственности на арабском языке стоит начать с книг великого ученого Абу Хамида аль-Газали, да помилует его Аллах. Впрочем, некоторые его книги переведены и на русский язык.
 
Книги имама аль-Газали:

1. «Аййюха аль-валяд»

2. «Бидая аль-хидая»

3. «Минхадж аль-абидин»

4. «Ихья улюм ад-дин» - это монументальная 4-х томная книга, энциклопедия нравственности, где есть, пожалуй, все, что необходимо мусульманину для духовного роста. На нее есть многотомное толкование «Итхаф саадат аль-муттакын» имама Муртады аз-Забиди. Имам Ибн аль-Джаузи сократил «Ихья» в «Минхадж аль-касыдин», ее в свою очередь имам Ибн Кудама кратко изложил в «Мухтасар минхадж аль-касыдин».
 
Книги других авторов:
 
Здесь мы не можем советовать что-то конкретное, книг по суфизму великое множество. Ограничимся лишь некоторыми названиями, которые рекомендовали наши учителя.
 
- «Рисаля аль-мустаршидин» имама аль-Мухасиби[2].
 
- «Рисаля аль-кушайрия» с толкованием имама Закарии аль-Ансари.
 

- «Хикам» Ибн Атаилля с толкованием имама Ахмада Заррука.

 

- «Ат-Тарика аль-Мухаммадийя» имама Мухаммада аль-Биркави[3].

 

[1] Ибн Хаджар аль-Хайтами «Фатх аль-мубин», Дар аль-минхадж, 2008. С. 175.

 

[2] На сайте азан.кз есть уроки по этой книге на казахском языке устаза Ерсина Амире Абу Юсуфа http://azan.kz/audio/index/type/10/id/114.html.

 

[3] Уроки по этой книге на русском языке публикуются на сайте Azan.kz. Лектор - Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах. Ссылка на уроки http://azan.kz/audio/index/type/10/id/144.html

 

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков