Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 5. Обязательное знание и его виды. Фард кифая
Наставление 5. Обязательное знание и его виды. Фард кифая
Принцип выполнения любого вида «фард кифая»: достаточно, чтобы его выполнил один человек из общины (...
7 551
14 марта, 15

Наставление 5. Обязательное знание и его виды. Фард кифая

7 551
14 марта, 15

Обязательное знание и его виды. Фард кифая

 

Продолжаем рассказывать о видах обязательного знания. Второй его вид – это знание «фард кифая», то есть знание, обязательное для общины мусульман.

 
Принцип выполнения любого вида «фард кифая» таков: достаточно, чтобы его выполнил один человек из общины (например, села), тогда с остальных эта обязанность спадает. Однако если данное обязательное действие из общины не выполнил никто, то все поголовно тем самым совершают грех. Это основное положение, и оно в целом известно и понятно людям.
 
Однако есть другой нюанс в этом вопросе, который шейх Аввама, да сохранит его Аллах, объясняет на следующем примере: например, в городе одновременно практикуют десять врачей, специализирующихся в области кардиологии. Если десяти кардиологов для этого города недостаточно, то община мусульман должна направить юношей для обучения медицине со специализацией именно в этой отрасли. Если они этого не сделают, то все совершеннолетние мусульмане в этом городе совершат грех.
 
А теперь давайте подумаем: в наших селах и городах, где мы, мусульмане, живем, выполняет ли община эту функцию – следить за тем, хватает ли всем жителям необходимых специалистов разных профессий? Если не следит, то что нам всем – членам нашей местной общины – делать? Я не знаю ответ. Задайте этот вопрос знающим людям.
 
Но если у вас подрастает сын или дочь (и вы хотите отдать ее учиться), то посмотрите вокруг, каких именно специалистов не хватает в вашем селе или городе, и отправьте ребенка учиться именно этой специальности. Во время учебы следите, чтобы он на самом деле учился, а не проводил время за посторонними занятиями. А после учебы пусть вернется домой и приносит пользу именно своей общине, а не становится очередным винтиком в бездушной офисной системе всепоглощающего мегаполиса.
 
Если вы студент или готовитесь им стать, то также возьмите на вооружение этот принцип. Если родители думают иначе, попробуйте мягко и мудро их переубедить. Ведь если человек отправится за знаниями – неважно, религиозными или полезными светскими, – с намерением выполнения фарда кифая, то Всевышний Аллах, если на то будет Его воля, даст этому человеку барака и пользу в его знаниях. А если так будут поступать многие, наше общество оздоровится и мусульмане достигнут процветания.
 
То же правило касается, разумеется, и специалистов в шариатских науках, в которых нуждаются жители данной местности.
 
Если говорить конкретно, то в каждом селе, в каждом городе, где проживают мусульмане, есть нужда в трех группах людей, обладающих знаниями в области Ислама и связанных с ним наук:

Непременно нужно определенное количество ученых и студентов, которые заняли бы место на минбарах и в михрабах мечетей, то есть нужны имамы и проповедники. Один из признаков приближения Судного дня – нехватка имамов, так что мечети стоят пустыми и некому в них совершить коллективный намаз и обучить людей самым простым вещам из основ религии вроде омовения и намаза. Мы видим такое в наши дни? Видим. Особенно в деревнях. Также другая распространенная проблема состоит в том, что еретики, люди с ужасными заблуждениями в вероубеждении, модернисты, искажающие Шариат в угоду моде и страстям людей, – они и многие другие подобные личности работают в наших мечетях и медресе: они проповедуют, проводят и записывают уроки и лекции. Да защитит Аллах нас и наших близких от их зла!
 
Необходимо, чтобы в наших общинах были муфтии (или хотя бы грамотные имамы), способные компетентно отвечать на возникающие у людей вопросы.
 
Кроме того, должна быть группа ученых, чьи знания и погруженность в шариатские науки были бы выше, чем у двух предыдущих групп. Это те ученые, к которым проповедники и имамы обращались бы для решения особо сложных вопросов по акыде, фикху, пониманию Корана и Сунны. Ученые, способные отстоять убеждения Ахлю-с-Сунна валь-Джамаʼа, защищая истину от нападок и сомнений, которые распространяют представители заблудших течений. Таких ученых можно сравнить с антибиотиками: здоровой общине, как и здоровому телу, они постоянно не нужны, однако при распространении в теле бактерий, вызывающих опасную болезнь, антибиотики становятся необходимы. Так же и в общине – при отсутствии тех, кто способен бросить вызов заблудшим, последние множатся, как бактерии в больном организме. И наоборот: если в местности такой человек есть, то заблудшие в ней боятся поднять голову и громко призывать к своей ереси. А теперь скажите: давно ли вы последний раз видели общину, начисто лишенную угрозы со стороны еретиков? Ответ, думаю, ясен. Поэтому в наше время нужда в таких ученых особенно сильна.
АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков