Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 27. О важности получать знания от учителей, часть 1
Наставление 27. О важности получать знания от учителей, часть 1
Учиться у профессионалов — залог успеха в освоении любой науки и любой профессии. Студент-медик долж...
5 074
7 октября, 15

Наставление 27. О важности получать знания от учителей, часть 1

5 074
7 октября, 15

Учиться у профессионалов — залог успеха в освоении любой науки и любой профессии. Студент-медик должен изучать медицину у опытных врачей. Архитектор не станет архитектором, пока не выучится и не спроектирует здание, которое одобрят специалисты. Однако в гуманитарных дисциплинах сейчас, особенно на постсоветском пространстве, ситуация сложная: люди зачастую не в состоянии отличить настоящего профессионального и опытного экономиста, литературного критика, социолога или психолога от шарлатана. По этой причине последних стало видимо-невидимо, особенно с распространением доступного интернета. Сугубо формально исламские науки также можно отнести к гуманитарным, поскольку они имеют дело со словом, текстом, интерпретацией и культурой. Поэтому и в них царит хаос и неопределенность, характерная для гуманитарных или общественных наук. Даават сейчас во многом находится в руках непрофессионалов, людей с низкой культурой, плохо владеющих языком — я даже не говорю о тех, кто продвигает разные ереси и заблуждения.

 
Но самое главное — это наличие у говорящих о религии Аллаха соответствующих религиозных знаний. Можем ли мы доверять обучение людей акыде, фикху, хадису или тафсиру Корана тем, кто не учился у профессионалов, у устазов и шейхов? Ведь путь передачи знания от ученика к учителю — одна из основ Ислама, освященная веками традиция. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учились у него, некоторые из них получали от него знания на протяжении всех двадцати трех лет его пророческой миссии, затем они передали знания своим ученикам, которых называли табиинами (последователями), среди которых был и наш великий имам Абу Ханифа. Табиины передали их своим ученикам, и так по непрерывной цепочке эти знания дошли до нас. Было бы наивным считать, что ученые получали знания из книг. Книги — это пусть очень важный, но все же инструмент. Книги по исламским наукам часто написаны так, что оказываются почти бесполезными без компетентного учителя, разъясняющего их содержание. Да, начитанность — очень важное качество устаза и проповедника, но это дополнение к основе, а основа — его знания, полученные у живых учителей.
 
Получение знаний от живых учителей, а не из книг или статей в интернете, — это, во-первых, условие надежности твоих знаний, правильного понимания, твоей включенности в живую цепочку передачи знаний, идущую от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до наших дней.
 
Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, сравнивает шейхов и учителей с отцами[1], а толибов — с детьми, тогда вся история ученых Ислама выглядит как история одного рода, а тот, кто не учился у шейхов — его происхождение и родословная неизвестны, он словно сирота в науках.
 
Кади 'Ияд пишет[2] в биографии Абу Джа'фара ад-Дауди аль-Асади: «...Он написал им (ученым Кайрувана), и они ответили: «Замолчи, тот, у кого нет шейха!». Дело в том, что он учился сам, почти не учился у известных имамов, и пришел к своим выводам самостоятельно». Ответ этот означает: иди и учись фикху по-настоящему!
 
Имаму Абу Ханифе, да будет Аллах им доволен, сказали, что в мечети собираются люди для изучения фикха. Он спросил: «Есть ли у них глава?». Ему ответили, что нет. Тогда он сказал: «Они никогда не выучат фикх!»[3].
 
Имам Малик, да будет Аллах им доволен, говорил: «Знания записывают только у того, кто знает много наизусть, учился у ученых, если он знающий и практикует свои знания, а также богобоязнен»[4].
 
Второй аспект важности получения знаний от учителей — это возможность получить благодать от общения с праведниками, приобретения похвальных нравственных качеств, при условии, разумеется, праведности шейха, у которого вы учитесь. Как напоминания об этом достаточно аята Корана:
 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ


Смысл: «О те, которые уверовали! Остерегайтесь наказания Аллаха и будьте с правдивыми» (сура «ат-Тауба», аят 119).
 
В тафсирах говорится: правдивы в своей вере, намерениях, словах и поступках. Близкое общение с ними — условие для нравственного самосовершенствования, без которого получение религиозных знаний — это просто освоение информации.
 
Очевидно, что серьезная учеба, а тем более приобретение нравственности,  — процесс, занимающий не год, и не два. О многих ученых, славных имамах мусульман, передается, что они учились у своих шейхов десятилетиями. Так, табиин Ну'айм аль-Муджмир учился у Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, на протяжении двадцати лет. Сабит аль-Бунани был близок к Анасу ибн Малику, да будет им доволен Аллах, сорок лет. Имам Нафи' ибн Абдиллях, ученик имама Малика, учился у него в течении сорока или тридцати пяти лет с раннего утра и до позднего вечера[5]!
 
В «Манакыб Аби Ханифа»[6] сказано: имама Абу Ханифу спросили:
 
- Как ты выучил фикх?
 
Имам ответил:
 

- Я был около источника знаний и фикха. Я был рядом с учеными. Постоянно находился рядом с факихом по имени Хаммад и получил от него пользу. Я был рядом с ним столько времени, что не знаю никого, кто был бы с кем-то столько же. Я задавал ему много вопросов. Наверно, я утомлял его, он говорил: «О Абу Ханифа! У меня колет в боку и щемит сердце».

 

[1] Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет в предисловии к «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат», говоря о важности изучения биографий ученых: «Поистине, они наши имамы, наши предки, они словно отцы нам». И далее в биографии имама Муслима ибн Халида аз-Занджи пишет: «Муслим, да будет доволен им Аллах, — один из наших дедов в цепочке передачи фикха, связывающий нас с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвтует». Примерно то же он пишет в «аль-Маджму'» об имаме Абу аль-Аббасе ибн Сурейдже.

 

[2] В «Тартиб аль-мадарик», т. 1, с. 261. (Дар ас-сакафа ад-динийя).

 

[3] Приводит аль-Хатыб аль-Багдади в «аль-Факих ва аль-мутафакких» (790).

 

[4] Привел ас-Суюты в «Ис'аф аль-мабатта» (с. 180, аль-Машхад аль-Хусейни).

 

[5] Ссылки на передающих эти сведения см. в «Ма'алим аль-иршадийя» шейха Аввамы, с. 170 — 171.

 

[6] Аль-Муввафика аль-Макки. С. 52 — 53. (Дар аль-кутуб аль-'араби).

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков