Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 28. О важности получать знания от учителей, часть 2
Наставление 28. О важности получать знания от учителей, часть 2
Шариатские науки отличаются от остальных в первую очередь тем, что это не просто знания как некая су...
4 834
10 октября, 15

Наставление 28. О важности получать знания от учителей, часть 2

4 834
10 октября, 15

О важности получать знания от учителей. Продолжение

 

Шариатские науки отличаются от остальных в первую очередь тем, что это не просто знания как некая сумма информации, а также воспитание и духовная пища.

 
Тот, кто не учился у устазов, не провел с ними достаточно долгое время, не имел возможности научиться у них этике, приобрести их нравственные качества. А ведь это, как мы сказали, едва ли не важнее, чем сама учеба. Даже просто сидящий рядом с ними со временем сможет перенять их адаб, хочет он того или нет. Что же говорить о тех, кто любит их и искренне — ради Аллаха — желает получить от них духовную пользу.
 
От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаются слова: «Я не вытягивал ноги в направлении дома моего учителя Хаммада ибн Сулеймана, проявляя к нему уважение. А между моим домом и его семь улиц»[1].
 
Как говорят арабы, адаб имамов — это имам адабов.
 

О важности правильного выбора шейха

 
Имам из числа табиинов Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110 г. по хиджре) сказал важные слова: «Это знание — религия. Так смотри, у кого ты берешь свою религию»[2].
 
От другого табиина Ибрахима ан-Наха'и передается: «Они (саляфы) когда приходили к человеку, чтобы у него учиться, сначала смотрели на его облик, на его намаз, на его поведение, а только потом начинали у него учиться»[3].
 
В наши дни этот совет актуален особенно сильно. Разумеется, студент мадрасы или исламского института не может выбирать учителей, ему приходится смириться с выбором, который сделала за него администрация. Однако в самостоятельной учебе, когда толиб может выбирать, на уроки какого шейха ходить, необходимо помнить о важности правильного выбора учителя.
 
Имам Бадруддин ибн Джама'а пишет: «Толибу необходимо сначала узнать того, у кого он собирается учиться, совершить намаз-истихара. Ведь он будет (помимо знаний) перенимать его адаб и нравственные качества. Учитель должен быть — если это возможно — способным, сострадательным, проявлять достойные качества и добродетели, быть известным праведностью, хорошо преподавать и объяснять, не отталкивая толиба от продолжения обучения своими недостатками в религиозности или дурными манерами.
 
Изучив историю ранних и поздних ученых, ты увидишь, что чаще всего успех приходит к толибу, если шейх богобоязнен и хорошо относится к ученикам.
 
Также толиб должен постараться найти такого шейха, который обладает превосходными шариатскими знаниями, такого, кто долго учился у известных ученых своего времени, а не получил свои знания из книг...»[4]
 
Имам не напрасно сказал в начале: «если это возможно». К сожалению, наша реальность такова, что найти учителя, в котором бы сочетались все качества совершенства — огромная редкость. Счастлив тот, кто имеет такого устаза, пусть он держится за него и не отпускает как можно дольше!
 
Качества совершенного устаза, приводимые в книгах, — это идеал, к которому нужно стремиться при выборе учителя. Однако если такого в вашей местности нет, это не значит, что можно оставаться в невежестве. Аллах спросит нас за наши намерения и старания, а не за то, чего мы не смогли получить по независящим от нас причинам.
 
Перескажем кратко то, что пишет имам Абу Исхак аш-Шатыби в «аль-Мувафакат» о качествах учителя. Итак, нужно постараться найти шейха, который бы обладал следующими качествами:
 
1. Практика своих знаний. Слова не должны расходиться с делами: человек должен в первую очередь сам практиковать то, чему учит.

2. Устаз должен был учиться науке, которую он преподает, у шейхов, а не путем самостоятельного чтения.

3. Он должен следовать за своими учителями, уважать их, обладать их нравственными качествами.
 
 
Имам ибн Джама'а в «Тазкира» добавляет к этому еще некоторые качества:
 
4. Шейх должен проявлять богобоязненность во всем своем поведении, в движениях и словах.

5. Он должен охранять высокое знание, не унижая его посещениями недостойных людей, занятых мирским.

6. Проявлять аскетизм. Иметь из мирского лишь самое необходимое для себя и своей семьи.

7. Не делать свои знания средством приобретения мирских благ.

8. Избегать недостойных занятий, сомнительного заработка, подозрительных мест, пребывание в которых запятнало бы его репутацию, даже если это дозволено по Шариату.

9. Он должен внешне соблюдать все предписания Ислама, а также внешнюю сунну, и избегать нововведений.

10. Выполнять много желательных действий: читать Коран, делать зикр и дуа.

11. Хорошо обращаться с окружающими.

12. Очищать свою душу от нравственных пороков.

13. Заниматься наукой. Учиться и учить, много читать и писать самому, не теряя время попусту.

14. Не стесняться получать пользу от знаний тех, кто ниже его по уровню знаний, социальному положению и т. д.
 

Если Аллах облагодетельствовал тебя таким учителем, будь благодарен Творцу, люби и уважай своего устаза, будь рядом с ним, помогай ему по мере сил, делай дуа за него и всегда помни, какое редкое счастье выпало на твою долю!

 

[1] Привел ас-Салихи в «'Укуд аль-джанан фи манакыб Аби Ханифа ан-Ну'ман», с. 293.

 

[2] Эти слова передал имам в Муслим в предисловии к «Сахих».

 

[3] Передал аль-Хатыб в «аль-Джами'» (136) и в «аль-Кифая» (с. 157).

 

[4] «Тазкира ас-сами' ва аль-мутакаллим», с. 85.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков