ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Наставление 28. О важности получать знания от учителей, часть 2
Шариатские науки отличаются от остальных в первую очередь тем, что это не просто знания как некая су...
Наставление 28. О важности получать знания от учителей, часть 2
О важности получать знания от учителей. Продолжение
Шариатские науки отличаются от остальных в первую очередь тем, что это не просто знания как некая сумма информации, а также воспитание и духовная пища.
Тот, кто не учился у устазов, не провел с ними достаточно долгое время, не имел возможности научиться у них этике, приобрести их нравственные качества. А ведь это, как мы сказали, едва ли не важнее, чем сама учеба. Даже просто сидящий рядом с ними со временем сможет перенять их адаб, хочет он того или нет. Что же говорить о тех, кто любит их и искренне — ради Аллаха — желает получить от них духовную пользу.
От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаются слова: «Я не вытягивал ноги в направлении дома моего учителя Хаммада ибн Сулеймана, проявляя к нему уважение. А между моим домом и его семь улиц»[1].
Как говорят арабы, адаб имамов — это имам адабов.
О важности правильного выбора шейха
Имам из числа табиинов Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110 г. по хиджре) сказал важные слова: «Это знание — религия. Так смотри, у кого ты берешь свою религию»[2].
От другого табиина Ибрахима ан-Наха'и передается: «Они (саляфы) когда приходили к человеку, чтобы у него учиться, сначала смотрели на его облик, на его намаз, на его поведение, а только потом начинали у него учиться»[3].
В наши дни этот совет актуален особенно сильно. Разумеется, студент мадрасы или исламского института не может выбирать учителей, ему приходится смириться с выбором, который сделала за него администрация. Однако в самостоятельной учебе, когда толиб может выбирать, на уроки какого шейха ходить, необходимо помнить о важности правильного выбора учителя.
Имам Бадруддин ибн Джама'а пишет: «Толибу необходимо сначала узнать того, у кого он собирается учиться, совершить намаз-истихара. Ведь он будет (помимо знаний) перенимать его адаб и нравственные качества. Учитель должен быть — если это возможно — способным, сострадательным, проявлять достойные качества и добродетели, быть известным праведностью, хорошо преподавать и объяснять, не отталкивая толиба от продолжения обучения своими недостатками в религиозности или дурными манерами.
Изучив историю ранних и поздних ученых, ты увидишь, что чаще всего успех приходит к толибу, если шейх богобоязнен и хорошо относится к ученикам.
Также толиб должен постараться найти такого шейха, который обладает превосходными шариатскими знаниями, такого, кто долго учился у известных ученых своего времени, а не получил свои знания из книг...»[4]
Имам не напрасно сказал в начале: «если это возможно». К сожалению, наша реальность такова, что найти учителя, в котором бы сочетались все качества совершенства — огромная редкость. Счастлив тот, кто имеет такого устаза, пусть он держится за него и не отпускает как можно дольше!
Качества совершенного устаза, приводимые в книгах, — это идеал, к которому нужно стремиться при выборе учителя. Однако если такого в вашей местности нет, это не значит, что можно оставаться в невежестве. Аллах спросит нас за наши намерения и старания, а не за то, чего мы не смогли получить по независящим от нас причинам.
Перескажем кратко то, что пишет имам Абу Исхак аш-Шатыби в «аль-Мувафакат» о качествах учителя. Итак, нужно постараться найти шейха, который бы обладал следующими качествами:
1. Практика своих знаний. Слова не должны расходиться с делами: человек должен в первую очередь сам практиковать то, чему учит.
2. Устаз должен был учиться науке, которую он преподает, у шейхов, а не путем самостоятельного чтения.
3. Он должен следовать за своими учителями, уважать их, обладать их нравственными качествами.
Имам ибн Джама'а в «Тазкира» добавляет к этому еще некоторые качества:
4. Шейх должен проявлять богобоязненность во всем своем поведении, в движениях и словах.
5. Он должен охранять высокое знание, не унижая его посещениями недостойных людей, занятых мирским.
6. Проявлять аскетизм. Иметь из мирского лишь самое необходимое для себя и своей семьи.
7. Не делать свои знания средством приобретения мирских благ.
8. Избегать недостойных занятий, сомнительного заработка, подозрительных мест, пребывание в которых запятнало бы его репутацию, даже если это дозволено по Шариату.
9. Он должен внешне соблюдать все предписания Ислама, а также внешнюю сунну, и избегать нововведений.
10. Выполнять много желательных действий: читать Коран, делать зикр и дуа.
11. Хорошо обращаться с окружающими.
12. Очищать свою душу от нравственных пороков.
13. Заниматься наукой. Учиться и учить, много читать и писать самому, не теряя время попусту.
14. Не стесняться получать пользу от знаний тех, кто ниже его по уровню знаний, социальному положению и т. д.
Если Аллах облагодетельствовал тебя таким учителем, будь благодарен Творцу, люби и уважай своего устаза, будь рядом с ним, помогай ему по мере сил, делай дуа за него и всегда помни, какое редкое счастье выпало на твою долю!
Предыдущий урок
Наставление 27. О важности получать знания от учителей, часть 1
Следующий урок
Наставление 29. Этика отношений с учителем
Комментарии: 0
Правила форума