Наставление 14. Науки об арабском языке, часть 2
Науки об арабском языке. Продолжение
Продолжаем рассказ о науках об арабском языке и конкретно о тех из них, которые изучают отдельные слова.
2. ‘Ильм аль-иштикак (علم الاشتقاق).
Эта наука изучает способы образования одних слов арабского языка от других и виды отношений между производящим и производным словами. Другое ее название «макайис аль-люга», что можно перевести примерно как «шкалы языка», то есть слова арабского языка были словно измерены и установлена связь одних с другими. Примерный аналог в западной лингвистике – наука словообразование. Отдельные элементы этой дисциплины уже присутствовали в сочинениях ранних грамматистов, однако принято считать, что первым, кто написал по ней отдельное сочинение, был Ибн Дурейд (223-321 г. по хиджре). Самое же известное сочинение и одно из самых ценных по науке иштикак – это словарь «Му’джам макайис аль-люга» Ибн Фариса (ум. в 395-м г. по хиджре), в котором слова расположены по родственным группам и их значениям.
3. ‘Ильм аль-вад’ (علم الوضع).
Это более частная наука на стыке грамматики и логики, и она возникла относительно поздно. Ее основатель – имам ‘Адуд ад-дин аль-Иджи (ум. в 756-м г. по хиджре), выдающийся ученый в области акыды и рациональных наук. Она изучает связь установленного значения слова с категориями мышления, такими как общее и частное, родовое и индивидуальное. Шейхи говорят, что хотя бы общее представление об этой науке нужно получить каждому серьезному студенту, изучающему шариатские науки. Самым известным сочинением по этой науке, вероятно, будет «Ар-рисаля аль-‘адудийя» имама аль-Иджи и комментарии к нему. Также ученые советуют более позднюю книгу «Аль-Хуляса» имама маликитов своего времени – шейха Юсуфа аль-Диджви.
4. ‘Ильм матн аль-люга (علم متن اللغة).
Последняя по нашей классификации наука, изучающая отдельные слова. Аналогом этой науки можно назвать лексикологию, то есть эта дисциплина изучает лексический состав арабского языка с точки зрения значения слов, его синонимов и так далее. Книгами по этой науке служат классические толковые словари арабского языка, где объясняется значение слова либо дается его синоним. Это примерно как в русском языке слово «кавалерия» мы можем объяснить синонимом «конница», а можем дать определение – «род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь». Толковые словари арабского языка бывают разного размера: от однотомного «Мухтар ас-Сыхах» имама Зейн ад-Дина ар-Рази до многотомных «Лисан аль-‘араб» имама Мухаммада аль-Ифрикы и «Тадж аль-‘арус» имама Муртады аз-Забиди.
Науки, изучающие составные конструкции
Иными словами, рассматривающие конструкции из двух и более слов. По-арабски это называется «таркиб», по-русски – словосочетания и предложения.
1. Нахв (علم النحو).
Второй после ‘ильм ас-сарф важнейшей наукой об арабском языке является ‘ильм ан-нахв. Приблизительным аналогом в западной лингвистке может служить термин «синтаксис», однако, как было уже сказано, любые аналогии тут имеют неточный характер. Считается, что основы этой науки заложил Абу аль-Асвад ад-Дуали (ум. в 69-м г. по хиджре) во время правления и по приказу повелителя правоверных – четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, да будет Аллах им доволен.
Наука «нахв» изучает правила изменения окончаний слов – «и’раб» и «бина».
И’раб – это изменение состояния окончания слова под воздействием определенных грамматических факторов (‘авамиль). Востоковеды сравнивают его со знакомой носителям русского языка падежной системой, говоря, что в арабском языке три падежа. «Раф’» они называют «именительным падежом», «насб» – винительным, а «джарр» – «родительным». Для «джазма» используют термин «усеченное наклонение» глагола. Поиск аналогов для арабских лингвистических терминов в западной традиции, возможно, и имеет смысл в качестве облегчения для начинающих студентов, знакомых с западным языкознанием, однако не слишком полезен для тех, кому западные термины также в новинку.
На деле же нахв изучает сочетания слов, поскольку и’раб появляется только в предложениях, выражающих законченный смысл. Также предметом науки нахв служит «бина» – состояние слова, противоположное и’рабу, – то есть неизменное состояние окончания слова.
Существует огромное множество программ изучения нахв, включающих в себя последовательность книг от коротких начальных текстов до объемных комментариев.
Приведем для пользы студентов примерный перечень книг трех основных таких программ:
1. Мисрийская (записано со слов шейха Ибрахима аль-Мали аль-Азхари):
• «Матн аль-Аджуррумийя» Ибн Аджуррума, и комментарий к ней «Ат-Тухфат ас-Сания» шейха Мухьиддина Абдуль-Хамида.
• «Матн аль-Азхария» шейха Халида аль-Азхари и комментарий к ней автора. В наши дни можно читать сокращенный вариант комментария «Танкых аль-Азхарийя» шейха Мухьиддина Абдуль-Хамида.
• «Шарх Котр ан-Нада» Ибн Хишама аль-Ансари.
• «Шарх Шузур аз-Захаб» того же автора.
• «Альфия» Ибн Малика и комментарий к ней Ибн Акыля.
2. Османская (распространена в Турции):
• «Матн аль-‘Авамиль» имама аль-Баркави.
• «Изхар аль-асрар» того же автора.
• «Кафия» Ибн Хаджиба.
• «Шарх Мула Джами» – комментарий к «Кафия».
3. Индия и Пакистан (традиционная программа медресе даруль-‘улюм, известная как «Дарс Низами»):
• «Миату ‘амиль» («‘Авамиль» имама аль-Джуджрани).
• «Хидая ан-нахв».
• «Кафия» или «Шарх Котр Нада».
• «Шарх Мула Джами» к «Кафия» или «Шарх Ибн Акыль» к «Альфия».
Комментарии: 0
Правила форума