Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 17. Рациональные науки, часть 2
Наставление 17. Рациональные науки, часть 2
Как мы сказали, к категории рациональных относятся три науки: Мантык (логика), ‘Ильм адаб аль-бахс в...
8 082
10 июня, 15

Наставление 17. Рациональные науки, часть 2

8 082
10 июня, 15

Рациональные науки. Продолжение

 

Как мы сказали, к категории рациональных относятся три науки:


1. Мантык (логика)
2. ‘Ильм адаб аль-бахс валь-муназара (правила ведения диспутов)
3. Усуль аль-фикх.
 
В предыдущей статье мы рассказали о первой из них.
 

2. ‘Ильм адаб аль-бахс валь-муназара (آدب البحث والمناظرة)

 
Эта наука сформировалась в относительно позднее время, примерно в 7-8 веке по хиджре. Толчком к ее появлению послужила необходимость упорядочить принципы ведения диспутов как с мусульманами, так и с немусульманами, что совершенно необходимо для успешного призыва их к Исламу. Корни науки уходят в мантык (логику), поскольку правила ведения диспута - это прежде всего построение логически верных доказательств и выявление логических ошибок оппонента.
 
Основателем этой науки считают имама Рукнуддина аль-‘Амиди аль-Ханафи из Самарканда (ум. в 615 г. по хиджре). Из классических книг по ней изучают работы имамов аль-Иджи и Сеййида Шарифа аль-Джурджани (обе носят названия «Адаб аль-бахс»), из относительно современных наиболее известна, наверное, книга шейха Мухаммада Мухьиддина Абдуль-Хамида.
 

3. Усуль аль-фикх (علم اصول الفقه)

 
Это одна из важнейших шариатских наук, которая служит своеобразным мостиком между акыдой и фикхом. Она изучает доказательства фикха в общем виде и способы вынесения решений из источников Шариата. Например, усуль изучает, что такое обязательность, запретность и так далее вообще, не оценивая явления действительности с точки зрения применения к ним этих хукмов, как это делается в науке фикха (намаз обязателен, употребление алкоголя запретно и т. п.).
 
Эта наука — необходимый инструмент для муджтахида, но мы, современные мусульмане, изучаем ее не для того, чтобы самим заниматься иджтихадом, а для понимания того, как из общих правил были вынесены конкретные решения фикха, для понимания логики Шариата. Это понимание позволяет понять гениальность наших имамов-муджтахидов, увеличивает нашу убежденность в следовании за ними, прививает иммунитет против вируса безмазхабности.
 
Первая книга по усуль аль-фикх в истории была составлена учеником великого имама Абу Ханифы имамом Абу Юсуфом. Однако, по всей видимости, она до нас не дошла. Поэтому основателем этой науки считают имама аш-Шафии, чья книга «Рисаля» сохранилась и издана. Да будет Аллах доволен этими учеными!
 
После имама аш-Шафии наука стала развиваться в рамках двух основных школ, подобно тому, как в акыде существуют две школы — ашаритская и матуридитская — и обе оны правильные. Два пути усуль аль-фикх: это путь мутакаллимов и путь факихов.
 
Усуль школы мутакаллимов известен также как «усуль аль-джумхур» — то есть большинства. Мутакаллимы — это ученые, занимавшиеся калямом - доказательствами положений вероучения рациональными методами. И этот метод усуля принимают три мазхаба фикха, кроме ханафитов. Конечно, у ученых каждого мазхаба есть свои книги по усулю, но они скорее отличаются конкретными фикховыми примерами, основа у них одна.
 
Школа факихов — или усуль ханафитского мазхаба — основан на ином подходе к усуль аль-фикх — методе от частного к общему. Дело в том, что принципы ханафитского усуля основаны на анализе фетв имамов-основателей мазхаба, в книгах этой школы больше разбора конкретных фикховых примеров, да и сами правила часто иные.
 
Ранние книги ханафитского усуля – это книги имамов аль-Матуриди, аль-Джассаса и ас-Сарахси. «Усуль» Фахруль-Исляма аль-Баздави – одна из самых известных книг. С шархом «Кашф аль-асрар» Аляуддина аль-Бухари – это основа ханафитского метода, такая же, как книги ар-Рази и аль-Амиди – основа метода мутакаллимов. Также известная книга – «Аль-Манар аль-Анвар» имама Абуль-Бараката ан-Насафи – на нее написаны разные толкования.
 
Затем поздние ученые стали объединять эти два метода. Начал объединение шейх ас-Са’ати аль-Ханафи – он в книге «Бади’ ан-Низам» объединил две книги: «Аль-Ихкам» аль-Амиди и «Усуль» аль-Баздави. Также известна книга «Танких аль-усуль»  имама Садру Шари’а, на которую он сам написал шарх «Таудых ‘аля Танких». Имам С’адуддин ат-Тафтазани же написал на него хашия (комментарий на комментарий).
 
Наиболее значительная книга, в которой объединяются два метода – это «Джам’ аль-Джавами’» имама ас-Субки, который проработал не одну сотню книг прежде, чем составить свой труд. На «Джам’ аль-Джавами’» существует множество шархов – самый известный из них – шарх имама аль-Махалли аш-Шафии. Да будет Аллах доволен всеми этими учеными!
 
По нашей традиции к самым важным наукам мы приводим примерный перечень книг для их изучения.
 
Примерная программа по «усуль аль-фикх большинства»:
 
1. «Аль-Варакат» имама аль-Джувейни с шархом имама аль-Махалли.
 
2. «Люма’» имама аш-Ширази.
 
3. «Минхадж аль-вусуль» имама аль-Байдави.
 
4. «Джам’ аль-джавами’» имама ас-Субки с шархом имама аль-Махалли.
 
   Примерная программа по ханафитскому усуль аль-фикх:
 
1. «Усуль аш-Шаши» или «Мухтасар аль-Манар» с шархом «Хуляса аль-афкар».
 
2. «Матн аль-Манар» имама ан-Насафи. Шарх на него имама Ибн Маляка или «Нур аль-анвар».
 
3. «Тальвих, шарх ат-Таудых» имама ат-Тафтазани.
АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков