ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Наставление 21. Вероучение (акыда), часть 2
Изучение акыды в необходимом объеме важнее, чем совершение поклонения: важнее намаза, поста, хаджа и...
Наставление 21. Вероучение (акыда), часть 2
Вероучение (акыда). Часть 2
Продолжаем говорить об акыде. В прошлой статье мы рассказали о важности ее изучения и о том, почему она считается самой ценной шариатской наукой.
Изучение акыды в необходимом объеме важнее, чем совершение поклонения: важнее намаза, поста, хаджа и так далее. Тот, кто имел правильное верубеждение, но не совершал ничего из обязательного и не сторонился запретного, по милости Всевышнего может быть прощен и попасть в Рай. Однако если человек имел убеждения неверия, совершал ширк, считая себя при этом мусульманином и выполняя все обязательства Шариата, в Судный день он окажется неверующим, если не успеет покаяться при жизни и принять Ислам заново. Но для покаяния нужно знание, что верил или поступал неправильно. Откуда можно получить это знание? Только из изучения акыды и тех вещей, которые выводят из Ислама.
Вопросы «ридды» (вероотступничества) — того, что выводит человека из Ислама и последствий этого — не относятся к кругу проблем науки акыда. Они рассматриваются в книгах по фикху — исламскому праву. Однако к их изучению необходимо приступать сразу после усвоения необходимого минимума знаний по акыде. Ведь приобретя правильное вероубеждение, став полноценным мусульманином, нужно это сокровище удержать. В наше сложное, полное соблазнов и сомнений время это особенно сложно. Поэтому без изучения того, что выводит из Ислама, нельзя никак.
Тем более, сейчас, к сожалению, вокруг стало много псевдоученых, которые успокаивают мусульман, говоря им, что, якобы, мусульманин выходит из Ислама, только если сам захочет перестать быть мусульманином: например, сменит религию или станет атеистом. Эти люди думают, что облегчают нам жизнь, но на самом деле, вред от таких мнений чудовищный. Если человек узнает, что каким-то образом впал в неверие, он может, пока жив, принять Ислам заново. Однако если он умрет в неведении, считая, что невозможно перестать быть мусульманином, а в Судный день выяснится, что он умер кафиром, — поблагодарит ли он тогда своих «успокоителей»?!
На самом же деле существует три группы причин, которые выводят человека из Ислама:
1. Куфр в убеждениях. Например, человек считает, что Аллах не знает всего о мире, или что после Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, были другие пророки. Избежать куфра в убеждениях можно, изучая акыду.
2. Куфр в действиях. Так, скажем, намеренно бросивший Коран в грязь перестанет тем самым быть мусульманином.
3. Куфр в словах. От этого нужно остерегаться больше всего: нет ничего легче, чем сказать два-три неосторожных слова, например, сказать в шутку о себе «я не мусульманин».
Мы привели лишь по одному примеру на то, что выводит из Ислама, поскольку это не тема данной статьи. Цель упоминания об этом здесь — лишь указать на важность получения знаний об этих вещах.
Каким образом можно получать правильные знания о веручении Ислама? Если вы не знаете арабского, то читая надежные книги, переведенные на ваш язык. Например небольшой текст «Акыда Тахавийя» переведен на многие языки, часто с необходимыми комментариями. Важно только убедиться, что источник ваших знаний по акыде — истинно суннитский. Будьте внимательны!
Также в сети интернет есть немало уроков, объясняющих правильную акыду на вашем родном языке. Но опять-таки, нельзя доверять первому попавшемуся интернет-проповеднику. Мы же не оставляем на хранение наше имущество кому попало, почему же тогда нашу веру — нечто несоизмеримо более ценное, чем имущество — мы готовы доверить первому встречному?!
В суннитской акыде существуют две школы — ашаритская и матуридитская. Первая названа по имени имама Абуль-Хасана аль-Ашари (260–324 г. по хиджре), вторая — по имени имама Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 333 г. по хиджре). Эти ученые, жившие в одно и то же время в разных частях халифата, стали основоположниками двух суннитских школ акыды. Они не придумали какое-то новое вероучение, они просто в свое время отстояли акыду Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от нападок заблудших течений. Они оба достигли невероятно высокого уровня в богословии, имели талантливых учеников, которые донесли их идеи и имена до последующих поколений, поэтому направления были названы в их честь.
Оба пути верные, по каждому из них можно следовать. Расхождения между ними минимальны и относятся только к частным вопросам убеждений, а не к основам. Просто так исторически сложилось, что последователи ханафитского мазхаба относят себя к матуридитской школе богословия. В действительности же нет проблем в том, чтобы относить себя к любой из этих двух правильных школ акыды.
И в конце приведем традиционный перечень книг по ашаритской и матуридитской школам акыды.
Книги матуридитов:
1. «аль-Акыда ат-Тахавийя» и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.
2. «Бадъ аль-амали» и толкование на нее имама Муллы Али аль-Кари.
3. «аль-Васыйя» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.
4. «аль-Фикх аль-акбар» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Муллы Али аль-Кари.
5. «аль-Акыда ан-Насафия» и толкование на нее имама Са’дуддина ат-Тафтазани.
2. «Бадъ аль-амали» и толкование на нее имама Муллы Али аль-Кари.
3. «аль-Васыйя» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.
4. «аль-Фикх аль-акбар» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Муллы Али аль-Кари.
5. «аль-Акыда ан-Насафия» и толкование на нее имама Са’дуддина ат-Тафтазани.
Книги ашаритов:
1. Шесть книг имама Мухаммада ас-Сануси: «аль-Хафида», «аль-Мукаддимат», «Сугра ас-сугра», «Сугра (Умм аль-барахин)», «Вуста» и «Кубра» и толкования автора на пять последних. По сути это уже готовая программа изучения акыды — от самой легкой книги («аль-Акыда аль-хафида») до самой сложной и подробной («Шарх аль-акыда аль-кубра»).
2. «аль-Харида аль-бахия» и толкование на нее, обе — имама Ахмада ад-Дардира.
3. «аль-Джаухара ат-таухид» имама Ибрахима аль-Лякани и толкования на нее имамов Абдуссаляма аль-Лякани и Ибрахима аль-Байджури.
Предыдущий урок
Наставление 20. Вероучение (акыда), часть 1
Следующий урок
Наставление 22. Исламское право (фикх), часть 1
Комментарии: 2
Правила форума