Image
Имам Ибрахим аль-Баджури
Среди русскоязычных студентов и ученых, как и во всем исламском мире, шейх Ибрахим аль-Баджури особенно известен комментариями к шарху Иб...
223
9 ноября, 21

Имам Ибрахим аль-Баджури

223
9 ноября, 21
АВТОР ЦИКЛА
Имам Ибрахим аль-Баджури
Джабраил Усмаев
Автор:
ДЖАБРАИЛ УСМАЕВ
Устаз по шафиитскому фикху
Полное имя имама — Бурхануддин Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Баджури аль-Мануфи аль-Мисри аш-Шафии.
 
Среди русскоязычных студентов и ученых, как и во всем исламском мире, шейх особенно известен комментариями к шарху Ибн Касима на «Мухтасар» Абу Шуджаа, примечаниями к «Джавхарату ат-тавхид», посланием о базовых положениях акыды и примечаниями к «Шамаиль» ат-Тирмизи.
 
Слово «Баджури» указывает на то, что шейх родом из Баджура (также это место называют Байджур) — деревни, располагающейся на востоке округа Мануфия, что находится на севере Египта. Он родился в 1198 году по хиджре.
 
Примечательно, что в той же деревне в 9 веке по хиджре жил другой ученый, которого тоже звали Ибрахим аль-Баджури. В своей книге «Хуснуль мухадара» (1/379) имам ас-Суюты пишет о втором, что он был самым знающим специалистом шафиитского мазхаба в свое время, он рассказывал «Равдату ат-толибин» ан-Навави по памяти, был полезен для учащихся, в его время никто не помнил ответвления фикха, как он, но после себя он не оставил никого, кто был бы хотя бы близок к нему. Второй аль-Баджури, умерший в 825 году по хиджре, учился у аль-Иснави, был близким учеником аль-Булкыни и отправился в Халяб для учебы у аль-Азраи, который в последствии признавал феноменальную память своего ученика в том, что касается постановлений фикха.
 

Научный путь имама аль-Баджури

 
Имам вырос в деревне Баджур. С самого начала его воспитанием занимался отец, которому Ибрахим аль-Баджури в совершенстве прочел Священный Коран.
 
В 14 лет шейх отправляется в Каир, чтобы присоединиться к числу учеников минарета знаний — мечети Аль-Азхара. Там юноша желал изучить и науки, связанные с самим шариатом, и инструментальные науки, преимущественно опирающиеся на язык или разум. Но в скором времени ему пришлось покинуть полюбившийся Аль-Азхар из-за военного похода Наполеона на Египет. Ибрахим аль-Баджури вынужденно перебирается в Гизу, где проводит около трех лет.
 
В 1216 году он возвращается в Каир, чтобы продолжить начатое. Он был тем молодым человеком, который с умом использовал знания ученых самых разных научных областей, наполнявших в то время Аль-Азхар. Засучив рукава шейх черпает знания из уст таких людей, как Абдуллах ибн Хиджази аш-Шаркави (автор известного «Хашията» к «Тухфату ат-тулляб» по шафиитскому мазхабу), как семнадцатый Шейх аль-Азхара, факых Бурхануддин Хасан аль-Кувайсани аш-Шафии, как муснид Абу Хурайра Дауд ибн Мухаммад аль-Кальи, который уделял особенное внимание преподаванию «Сахиха» аль-Бухари, как Мухаммад ибн Мухаммад аль-Амир аль-Кабир аль-Малики, написавший известные авторитетные примечания по фикху, нахв, акыде и другим наукам.
 
С одним из шейхов имама аль-Баджури — шейхом-мутакаллимом Мухаммадом аль-Фадали — связана интересная история. Сайид Усама аль-Азхари пишет в «Асанид аль-мисрийин», передавая слова своих шейхов, что шейх аль-Фадали жил недалеко от Гизы. Машин тогда не было, и шейх приезжал в Аль-Азхар на верховом животном. Рядом с Аль-Азхаром было место, где собирались “таксисты” того времени — извозчики. Так вот, когда один из извозчиков вез шейха аль-Фадали либо в Аль-Азхара, либо обратно, шейх проводил время пути в попытке упрощенно донести до кучера вопросы “ильм аль-каляма” и в стремлении объяснить их настолько доходчиво, насколько это возможно. После смерти шейха ученые говорили: «Шейх аль-Фадали не умер, пока все извозчики окрестности не начали рассуждать о вопросах “ильм аль-каляма”».
 

Пост верховного Шейха аль-Азхара

 
В месяце Ша’бан 1263 г. по хиджре имам аль-Баджури занял пост верховного Шейха аль-Азхара и продолжал занимать его вплоть до смерти. Так, имам был девятнадцатым Шейхом Аль-Азхара. Поздравления с назначением сыпались даже в стихотворной форме. Из-за преклонного возраста и событий, захлестнувших Аль-Азхар, в итоге аль-Баджури пришлось назначить четырех заместителей и помощников, ставших опорой в выполнении обязательств: Ахмада Кабва аль-Малики, Исмаила аль-Халаби аль-Ханафи, Мустафа аль-Адави, Халифа ас-Сафты аль-Фашни. Руководил же ими имам Мустафа аль-Аруси (умер в 1293 г. по хиджре), который являлся автором ценных книг, как например, примечания к известнейшему суфийскому труду «Ар-рисаля аль-кушайрия», и который занял пост верховного Шейха Аль-Азхара после имама аль-Баджури.
 

Ученики аль-Баджури

 
У шейха было множество учеников, особенно после назначения на пост верховного шейха. Чтение краткой информации об учениках шейха будет полезным тем, кто хочет увидеть, какую благодать после себя он оставил. Назовем некоторых известных из них:
 
  1. Имам Ахмад аль-Исмаили аль-Малики ас-Саиди, умерший незадолго до 1280 г. по хиджре; шейх был известен праведностью и умом; он преподавал крупные и краткие труды по разным наукам, как хадис, тафсир, арабский язык. Он мало отдыхал и развлекался, говорят, что он очень редко видел Нил, так как постоянно читал, поселившись в мечети Аль-Азхара.
     
  2. Имам-факых Ахмад ад-Димьяты аль-Макки аш-Шафии, умерший в 1270 г. по хиджре. Он был муфтием шафиитов в Мекке. Его называли голубком Запретной мечети, так как он часто проводил уроки и находился там.
     
  3. Имам-факых Ахмад ибн Исмаил аль-Барзанджи аш-Шафии, умерший в 1337 году по хиджре. Шейх был муфтием Газы и прилежащих территорий.
     
  4. Имам, факых, специалист по арабской грамматике, чтец Шихабуддин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Махджуб аль-Фаюми ар-Рифаи аль-Малики, умерший в 1325 г. по хиджре. Шейх был одним из тех, кто особенно долго и близко находился с имамом аль-Баджури. Он преуспел и отличился в большинстве наук. Шейх преподавал в мечети Аль-Азхара около 53 лет!
     
  5. Имам, факых Бакри аль-Халаби аль-Ханафи. Являлся муфтием Тантады, а затем — Халяба.
     
  6. Имам-факых, мухаддис, помощник Сунны Хасан аль-Идви аль-Хамзави аль-Малики, умерший в 1303 г. по хиджре. Он был потомком великого сподвижника посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах). Им написаны ценные комментарии к «Сахиху» аль-Бухари, названные «Ан-нур ас-сари».
     
  7. Имам, поэт и знаток литературы Хасан ибн Али Кувайдыр аль-Магриби аль-Халили аль-Мисри, умерший в 1262 г. по хиджре. Шейх занимался торговлей с тем имущество, которое ему досталось в наследство от отца, но это не отвлекло его от главного занятия — изучения и преподавания шариатских наук.
     
  8. Имам-факых Абдуль-Хамид аш-Ширвани, умерший в 1301 г. по хиджре. Эта личность, пожалуй, знакома всем, кто обладает базовой информацией о важнейших книгах шафиитского мазхаба, так как он является автором обширных комментариев к «Тухфатуль мухтадж» аль-Хайтами.
     
  9. Абдуль-Хади Наджа ибн Ридван аль-Абьяри, умерший в 1305 г. по хиджре. Шейх был бесценным источником знаний об арабском языке. Его пером написано более 40 книг по разным наукам, и его книги свидетельствуют о том, насколько зрелой научной личностью он был.
     
  10. Умар ибн Мухаммад Баракат аль-Бикаи, умерший в 1313 г. по хиджре. Он преподавал в Запретной Мечети Мекки, он сумел принести учащимся должную пользу, его превосходство и праведность были известны в обществе, хотя сам он был очень скромным и не пытался использовать репутацию в корыстных целях. Шафиитским студентам он известен комментарием к «Умдату ас-салик» Ибн ан-Накыба под названием «Файд аль-илях аль-малик».
 

Книги имама аль-Баджури

 
Имамом аль-Баджури написано около 20 книг, и все они представляют собой комментарии и заметки к “матнам” и “шархам”. Его книги отличаются двумя качествами: 1) аль-Баджури, комментируя тот или иной труд, анализировал основные комментарии своих предшественников к этому труду; 2) затем имам излагал суть всего сказанного предшественниками с предпочтением верного, на его взгляд, мнения в очень простой формулировке, понятной учащемуся.
 
Особенно известны такие работы имама, как:
 
  1. «Хашият» к «Шарху» Ибн Касима по фикху;
     
  2. комментарии к «Джавхарат ат-тавхид» имама аль-Ляккани по ашаритской акыде;
     
  3. комментарии к «Шамаиль» ат-Тирмизи о прекрасных чертах лучшего из людей (да благословит его Аллах и приветствует);
     
  4. примечания к «Ас-суллям аль-мунаврак» аль-Ахдари, считающиеся одними из лучших имеющихся примечаний к этому стихотворению по мантыку.
     
У имама есть примечания к шарху «Аль-акаид ан-насафия», но они не были дописаны им до конца. Также имам аль-Баджури написал комментарии к стихотворениям «Банат Суад» и «Бурда» аль-Бусыри (да помилует его Аллах).
 

Смерть имама

 
Утром четверга 28 числа месяца Зуль-Ка’да 1276 г. по хиджре душа имама покинула тело, отправившись к милости Господа миров, которому всю свою жизнь аль-Баджури был верно покорен и посланнику которого послушно следовал с огромной любовью. Да помилует его Аллах и не лишит нас его благодати!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Почувствуй боль своей уммы
Существенной частью исламского образа жизни является такой момент, что каждый отдельный верующий чувствует себя частью единого тела или о...
387
11 ноября, 21
Image
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии — автор известнейшего стихотворения по фикху под названием «Софвату аз-зубад», которое заучивали и заучива...
395
26 сентября, 21

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии — автор известнейшего стихотворения по фикху под названием «Софвату аз-зубад», которое заучивали и заучива...
395
26 сентября, 21
Image
Хатыб аш-Ширбини
Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал аш-Ша’рани в «Лятаи...
884
4 июля, 21