Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади. Вторая часть
Аль-Хатыб аль-Багдади считается одним из самых значимых ученых пятого века по хиджре, а в области хадиса, в которой он специализировался, трудно найти равного ему среди его современников, тем более среди тех, кто пришел после него.
И поэтому Абу Али аль-Бардани сказал о нем: «Видимо, аль-Хатыб не встречал себе равного».
Он оставил невероятно богатое наследие из книг — от многотомных до небольших работ во всех областях науки о хадисах.
Ибн Нукта аль-Ханбали сказал о нем:
«Он написал книги по наукам хадиса, которые не писались до него, и нет и тени сомнений, что поздние мухаддисы опираются на Абу Бакра аль-Хатыба»[1].
И его крупный критик Ибн Джаузи аль-Ханбали сказал о нем:
«Кто заглянет в его книги, тот поймет положение этого человека и то, что было облегчено ему, а это не было облегчено даже тому, кто был более знающим, например, как ад-Даракутни»[2].
Некоторые недоброжелатели аль-Хатыба пытались представить дело так, что Хафиз списал все свои книги у своего друга Мухаммада ибн Али ас-Сури, но подобные глупости не заслуживают никакого внимания и опровержения.
Хафиз был крайне сосредоточен на получении знания и не терял время зря, и передается, что даже когда он шел куда-то, то по дороге что-то читал[3].
Читал он очень быстро, и передается, что он полностью прочитал «Сахих» аль-Бухари перед аль-Кушмихани за три маджлиса[4].
Акыда аль-Хатыба аль-Багдади
Абдуль-Азиз аль-Каттани сказал о нем:
«Он записывал фикх от Абу Таййиба ат-Табари и Ибн ас-Сабага и следовал мазхабу Абу аль-Хасана аль-Ашари, до помилует его Аллах»[5].
Аль-Хатыб излагал свои убеждения так[6]:
«Что касается атрибутов Всевышнего Аллаха, то — согласно достоверной Сунне и мазхабу саляфов — необходимо их утверждать буквально, отрицая при этом материальный образ (кейфия) и подобие творениям (ташбих). Некоторые нарушили это правило и стали отрицать то, что Всевышний Аллах утвердил в отношении Себя, а некоторые перешли границы в утверждении атрибутов и дошли до уподобления Всевышнего Аллаха и придания Ему материального образа (кейфия). Истина же — это середина между двумя крайностями.
Религия Аллаха — между чрезмерствующими и небрежными.
Основа в этой теме сводится к тому, что наши воззрения в атрибутах — это следствие убеждений в отношении божественной сущности: известно, что вера в существование Господа Миров — это вера в Его наличие, а не придание ему материального образа. И поэтому утверждение атрибутов — это утверждение их существования, а не утверждение материальных границ (тахдид) и материального образа (кейфия).
И когда мы говорим, что у Аллаха есть Рука, Слух, Видение, то это атрибуты, которыми Всевышний Аллах Сам Себя описал, и поэтому мы не говорим, что рука — это Могущество, и не говорим, что смысл Слуха и Видения — это знание, но мы и не говорим, что это органы, и не уподобляем их нашим рукам, нашему слуху и зрению, которые в нашем случае являются органами и средством для определенных действий.
И мы поэтому говорим: необходимо утверждать эти атрибуты, потому что они встречаются в тексте, и при этом нужно отвергать их подобие творениям».
Не стоит смущаться, что Хафиз говорит, что утверждает в отношении Аллаха атрибута Рука буквально, потому что здесь имеется в виду отрицание аллегорического значения, а не утверждение органов, ведь имам ясно указал, что существование Всевышнего Аллаха не материально и не ограничено материей.
Книги аль-Хатыба
- «Тарих Багдад». Безусловно, это самая большая книга аль-Хатыба, в которой он в алфавитном порядке собрал биографии мухаддисов, факихов, суфиев, поэтов, языковедов и правителей, которые жили и родились в Багдаде и его окрестностях либо были там проездом. Сложно сказать, когда именно аль-Хатыб начал писать этот труд, но когда он в 445-м году совершал хадж, то пил замзам с желанием преподавать эту книгу в Багдаде. Видимо, первый вариант уже был готов, но он впоследствии дополнял биографии. Следует также указать, что нельзя опираться на хадисы, которые аль-Хатыб приводит в своей книге, потому что он не выдвигал в качестве условия достоверность хадисов — его задачей было лишь упомянуть некий хадис, в иснаде которого упоминается передатчик, которого он описывает, а сам хадис может быть достоверным, а может быть и выдуманным. Сам аль-Хатыб редко указывает на степень приведенного им хадиса.
- «Аль-Кифая». Это важнейшая книга по терминологии хадиса, и на нее опирался Ибн Салях при написании своей книги. Есть хорошее двухтомное издание Махира аль-Фахля.
- «Аль-Джами». Это книга, в которой аль-Хатыб перечисляет качества, которым должен обладать мухаддис и изучающий хадис. К сожалению, еще нет нормального издания.
- «Аль-Факих валь-мутафакких». Книга об этике муфтия, значимости фикха и других смежных темах.
- «Шараф асхаб аль-Хадис». Книга о важности хадиса и достоинствах тех, кто изучает эту благородную науку.
- «Аль-Васль лиль-фасль». Книга о виде хадиса аль-мудрадж. Издана в двух томах в «Дар Ибн аль-Джаузи».
- «Ар-Рихля фи таляб аль-хадис». Книга о достоинствах путешествий в поисках хадисов с примерами. Книгу издал Нуруддин аль-Итр.
Ученики аль-Хатыба
Среди его множества учеников стоит выделить следующих:
- Хафиз Ибн Макуля. Он был учеником и близким другом аль-Хатыба и получил много пользы от него.
- Абуль-Фадль ибн Хайрун. Ближайший ученик Хафиза, и именно ему Хафиз поручил раздать свое имущество.
- Абу Абдуллах аль-Хумейди аль-Андалуси. Он был учеником Ибн Хазма и учился у аль-Хатыба после переезда в Багдад.
- Абуль-Касым ар-Румейли. Был муфтием шафиитов и погиб, сражаясь против крестоносцев.
- Аль-Хатыб ат-Тибризи. Языковед и толкователь книг поэзии.
- Абуль-Вафа ибн Акыль аль-Ханбали. Известный ханбалитский мутакаллим. Ибн Акыль сказал о нем: «Из моих учителей — Абу Бакр аль-Хатыб. Он был хафизом своего времени. Но ханбалиты требовали, чтобы я оставил некоторых ученых, а это лишило меня многих знаний»[7].
Комментарии: 0
Правила форума