Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади. Первая часть
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади. Первая часть
Его полное имя — Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит аль-Багдади. Родился Хафиз в 392-м году вблизи Багдада. Его отец, Али ибн Сабит, был уч...
4 646
7 января, 21

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади. Первая часть

4 646
7 января, 21
АВТОР ЦИКЛА
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади. Первая часть
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Его полное имя — Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит аль-Багдади.

 

Родился Хафиз в 392-м году вблизи Багдада. Его отец, Али ибн Сабит, был ученым и имамом-хатыбом, поэтому он был известен как аль-Хатыб, и это прозвище перешло и к его сыну.

 

Хафиз с самого детства начал изучать чтение и письмо и заучивать Коран. Впервые он посетил маджлисы хадиса, когда ему было одиннадцать лет, и это были уроки мухаддиса Ибн Ризкавейх.

 

Он начал посещать мечеть Абдуллаха ибн аль-Мубарака, где преподавали шафиитские факыхи. Аль-Хатыб в юном возрасте смог застать уроки великого шафиитского факыха и знатока усуля Абу Хамида аль-Исфараини, но имам аль-Исфарани умер в 406-м году, и Хафиз посетил погребальный намаз по нему.

 

Но серьезно и глубоко изучать шафиитский фикх он начал у ученика Абу Хамида — Ибн аль-Махамили (умер в 415-м году). Следует указать, что посещение маджлисов хадиса засчитывается и у детей, но изучение фикха требует сформированного ума, сосредоточенности и большой отдачи, поэтому сам факт посещения каких-то уроков еще ничего не означает, особенно в детстве. Главным учителем имама аль-Хатыба по фикху был Абу Таййиб ат-Табари, у которого он учился много лет.

 

Но с самого начала аль-Хатыб был заворожен хадисом и не избрал ни фикх, ни другую область для специализации. Он с неутолимой жаждой направился к разным ученым и мухаддисам, чтобы слушать хадисы и записывать их.

 

С 406-го по 412-й годы аль-Хатыб посещал собрания Ибн Ризкавейх, на которых смог прослушать разные сочинения по хадису и получить иджазы на многие книги.

 

В начале своего изучения аль-Хатыб, следуя своим же наставлениям, посещал уроки ученых своей местности, чтобы после отправиться в путь в поисках хадиса и его обладателей.

 

В Багдаде Хафиз стал близким учеником крупнейшего мухаддиса своего времени — Абу Бакра аль-Баркани (умер в 425-м году), унаследовавшего знания Хафиза Абу аль-Хасана ад-Даракутни, равного которому после него не было.

 

Аль-Хатыб был очарован познаниями Хафиза аль-Баркани и стал его очень близким учеником. Он писал о своим учителе, что не было среди его шейхов более точного в хадисе, чем аль-Баркани.

 

Именно с Хафизом аль-Баркани он советовался о своем научном развитии и дальнейших планах, и аль-Хафиз аль-Баркани по мере своих сил помогал ему.

 

Первое путешествие аль-Хатыба состоялось в 412-м году: он поехал в Басру. В Басре он застал Абу Умара аль-Касыма ибн аль-Хашими, передатчика сборника «Сунан» Абу Дауда, который аль-Хатыб прослушал у него. Но это путешествие было недолгим. В этом же году у него скончался отец, и он похоронил его.

 

В 415-м году аль-Хатыб начал уже думать о более масштабном путешествии, и он выбирал между путешествием в Египет, где тогда жил Абу Мухаммад ибн ан-Наххас, который передавал книги, которые слышал еще в 331-м году (сам он родился в 323-м), и поездкой в Нишапур (Нейсабур).

 

Его учитель аль-Баркани посоветовал поехать ему в Нишапур, потому что, если, пока он едет в Египет, Ибн ан-Наххас скончается, его путешествие будет бесполезным, а если кого-то упустишь в Нишапуре, то замену будет легко найти, ведь мухаддисов там много.

 

Ибн ан-Наххасу тогда было уже 92 года, и умер он уже в следующем году — в 416-м.

 

Когда точно выехал аль-Хатыб, неизвестно, но в 417-м году он уже вернулся в Багдад.

 

В этом путешествии его сопровождал его друг — мухаддис Ибн аль-Кунни.

 

Среди его учителей в Нишапуре следует выделить Абу аль-Хасана ат-Тирази (умер в 422-м году), который был последним, кто передавал от Абуль-Аббаса аль-Асама.

 

И еще он посещал уроки Абу Хазима аль-Абдуйя, о котором он сказал: «Я не видел тех, кто бы заслуживал называться хафизами, кроме двоих: Абу Нуайма и Абу Хазим аль-Абдуйя».

 

В 421 году аль-Хатыб решил направиться в город Исфахан (Асбахан), желая посетить Абу Нуайма аль-Асбахани — самого известного ученого этого города того периода (а может быть, и за все время существования этого города).

 

Абу Нуайм был настолько великим ученым и хафизом, что его посещали для уроков только видные ученые и мухаддисы. И поэтому обычному студенту было сложно к нему попасть, так что его учитель, Абу Бакр аль-Баркани, написал ему рекомендацию, которая помогла ему получить возможность посещать уроки Абу Нуайма.

 

Аль-Хатыб смог посещать уроки ученых во время хаджа: он получил иджазу от аль-Кудаи и посещал уроки по сборнику аль-Бухари у известной передатчицы Каримы бинт Ахмад аль-Марвазия, что была знаменита передачей «Сахиха» аль-Бухари.

 

По пути обратно из хаджа аль-Хатыб посетил Дамаск и близлежащие города. В 447-м году он уже был опять в Багдаде.

 

Багдад в этот период — сцена политической борьбы между суннитами и шиитами, которым под управлением династии Бувейхитов удавалось получить контроль над городом, но сельджукские правители возвращали город в суннитскую власть.

 

В 450-м году Фатимиды попытались получить контроль над Багдадом: в город вошел Арслан аль-Басасири с фатимидскими знаменами.

 

Аль-Хатыб был в хороших отношениях с суннитской властью, и, когда город перешел под управление Фатимидов, Ибн аль-Муслима, визирь сельджуков, вынес постановление, что все проповедники должны были, прежде чем процитировать хадис, уточнить его достоверность у аль-Хатыба.

 

Сам аль-Хатыб происходил из ханбалитской семьи, но сам стал шафиитом. И, когда Ибн аль-Муслима был убит, он лишился своей защиты, и некоторые ханбалиты хотели отомстить ему за его склонность к тем, кого они считали заблудшими, то есть к ашаритам.

 

И в 451-м году аль-Хатыб, собрав свои книги, направился в Дамаск.

 

В этом же году аль-Басасири был повержен, а город вновь вернулся под управление суннитов, но аль-Хатыб решил остаться какое-то время в Дамаске, где у него было много уроков с большим числом учеников, где он преподавал свои книги, в том числе и «Тарих Багдад».

 

Эти уроки посещало огромное количество ученых, среди которых был аль-Хатыб ат-Тибризи, известный языковед и автор многих толкований поэтических сборников.

 

Ат-Тибризи посещал уроки Хафиза, в том числе и уроки, на которых аль-Хатыб передавал сборники стихов со своими иджазами, а если были непонятные места, то он спрашивал самого ат-Тибризи со словами: «Тебе от меня нужна иджаза, а мне от тебя — понимание».

 

Дамаском в этот период управляли Фатимиды, но большая часть населения была суннитами, поэтому у суннитов имелась определенная свобода. Однако появление там аль-Хатыба усилила суннитов. Учитывая, что Хафиз привез с собой книгу имама Ахмада о достоинстве сподвижников, видимо, он обучал ей. И поэтому некоторые донесли до рафидитов, что аль-Хатыб — насыбит и враг ахлю бейт. Так возникла опасность, что его могут убить рафидиты, и аль-Хатыб в 459-м году направился в город Сур.

 

В городе Сур он обосновался на какое-то время, преподавая там в мечети, приезжая оттуда в аль-Кудс и общаясь с местными учеными.

 

В 462-м году уже в семьдесят лет Хафиз решил вернуться в Багдад.

 

Его ученик Ибн а-Шихи (умер в 489-м году) вызвался сопроводить учителя обратно. Они заезжали по пути в Тараблус, Халеб и в этом же 462-м году добрались до Багдада.

 

Одиннадцать сложных лет Хафиз провел вдали от родины. Он был женат, и у него были дети, но и жена, и его дети скончались еще при его жизни.

 

Передается, что в 445-м году, когда аль-Хатыб совершал хадж, испив воды Замзам, он пожелал три вещи: передавать хадисы в мечети аль-Мансур, преподавать свою книгу «Тарих Багдад» в Багдаде и быть похороненным рядом с Бишром аль-Хафи.

 

И когда он вернулся в Багдад в 462-м году, то в мечети аль-Мансур он преподавал свою книгу «Тарих аль-Багдад».

 

В Рамадане 463-го года аль-Хатыб заболел и начал ощущать приближение смерти. Он оставил как вакф свои книги через своего ученика Ибн Хейруна, и его же попросил раздать двести динаров золота мухаддисам, а также его одежду и его остальные вещи.

 

Утром седьмого Зуль-Хиджжа 463-го года аль-Хатыб умер. Его ученики хотели похоронить его рядом с могилой Бишра аль-Хафи, но единственное место там уже было подготовлено для Абу Бакра ат-Турасиси, одного из суфиев, который после уговоров разрешил там похоронить аль-Хатыба.

 

Огромная толпа людей вышла, чтобы похоронить аль-Хатыба, и во главе шел Абу Исхак аш-Ширази, величайший факих Багдада того периода.

 

Когда его несли хоронить, глашатай объявлял: «Он защищал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)! Он отводил ложь от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)».

 

Рядом с его могилой сделали несколько хатмов Корана и передали ему награду.

 

Да помилует Аллах его и нас!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 540
13 апреля, 24
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Это история о праведнике, суфие, факихе, интеллектуале и аскете Сальмане аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. Он вырос в городе Исфахан...
7 150
25 мая, 23

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мирза Хабибуллах Джанджанан ад-Дехляви
Мирза Хабибуллах Джанджанан ад-Дехляви
Одна из важнейших фигур в истории Индийского субконтинента — это шейх Мирза Джанджанан, который известен в остальном мире как Хабибуллах ...
1 542
3 января, 21
Абдуллах Гулям Али ад-Дехляви
Абдуллах Гулям Али ад-Дехляви
Шейх Абдуллах Гулям Али ад-Дехляви — святой, крупный ученый и мухаддис Индии. В сильсиле халидийского тариката он известен как Абдуллах а...
1 920
31 декабря, 20