Мирза Хабибуллах Джанджанан ад-Дехляви
Одна из важнейших фигур в истории Индийского субконтинента — это шейх Мирза Джанджанан, который известен в остальном мире как Хабибуллах ан-Накшбанди по прозвищу Мазхари, и именно так его упоминают в ветви накшбандия-халидия. Он начал синтез учения имама ас-Сирхинди и Шаха Валиуллаха ад-Дехляви.
Его родословная восходит к Мухаммаду Ибн аль-Ханафия, а от него — к Али Ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах).
Родился шейх в 1111-м либо в 1113-м году во время правления Альмагира.
С детства он начал изучать Коран и персидский язык у своего отца, но, когда ему было 18 лет, его отец скончался.
Передаётся, что ещё в детстве он вместе с отцом пошел навестить шейха Абдур-Рахмана аль-Кадири, который был суфийским шейхом его отца. И шейх Мирза Джанджанан увидел и караматы этого шейха, и небрежность в некоторых аспектах намаза. В сердце молодого человека появилась неприязнь к этому шейху, и он начал бояться, что его отец велит ему взять вирд именно у этого шейха, потому что небрежный в Сунне не подходит для того, чтобы ему следовать[1].
Затем его духовным наставником стал накшбандийский шейх Нур Мухаммад аль-Бадавани, который был наследником внука имама ар-Раббани Мухаммада Сайфуддина аль-Фаруки аль-Муджадиди. И через четыре года Нур Мухаммад дал Мирзе Джанджанану разрешение самостоятельно обучать накшбандийскому тарикату, но шейх отказался покинуть своего учителя и был рядом с ним вплоть до его смерти. Шейх Нур Мухаммад аль-Бадавани также был учеником Мухаммада Мухсина ад-Дехляви — сына мухаддиса Абдуль-Хакка Дехляви, о котором мы уже писали, — и халифой Мухаммада Масума, сына имама ар-Раббани. Шейх аль-Бадавани постоянно изучал книги по хадису и сире, чтобы изучать поведение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), чтобы следовать этому в повседневной жизни[2].
После кончины своего устаза Нура Мухаммада он перешёл к Мухаммаду Афдалу ас-Сайлякуни, который был учеником Мухаммада Масума, сына имама ар-Раббани. Шейх Мирза прошёл с ним очень много объёмных книг, в том числе и книги по хадису.
Затем шейх перешел к учебе у шейха Саадулллаха ад-Дехляви и учился у него в течение двенадцати лет. Он был прислужником шейха и носил за ним его сандалии[3].
Потом наставником шейха стал шейх Мухаммад Абид ас-Санами, и он учился у него в течение двенадцати лет. Лишь после кончины этого своего учителя он начал преподавать и принимать своих муридов.
И в общей сложности он учился у своих разных шейхов тридцать лет, а потом тридцать пять лет принимал муридов и своих учеников.
Шейх среди своих современников отличался крайним аскетизмом, уединением, строгим соблюдением Сунны. Он отстранялся от правителей и не посещал собрания и маджлисы современных ему суфиев.
У шейха никогда не было своего собственного жилья, и поэтому он либо арендовал помещение, либо жил там, где ему позволяли оставаться бесплатно.
Местные правители пытались завоевать его расположение, одаривая его, но он отказывался принимать помощь от богатых людей.
Шейх жил во время, когда многие аспекты таклида постиг серьезный кризис, и шейх считал, что если положение мазхаба входит в противоречие с достоверным хадисом, который не отменен, то предпочтение следует отдать хадису. Шейх складывал руки под грудью, а не под пупком, как принято в ханафитском мазхабе, и читал суру «Фатиха» за имамом, если это намаз, в котором имам читает тихо, такой как зухр и аср. Следуя хадису, шейх поднимал указательный палец при чтении ташахудда, хотя известна позиция имама ар-Раббани, что так не следует делать, и так поступали его сыновья.
Шейх считал, что нет обязанности следовать одному мазхабу во всех решениях, и поэтому дозволял переходить в другой мазхаб без острой нужды.
Он известен своими словами: «Как же удивительны люди, которые не практикуют неотмененные достоверные хадисы, передаваемые достойными доверия людьми, а вместо этого практикуют положения мазхаба, передаваемые муфтиями и кадиями, которые в плане достоверности ниже, чем передатчики хадисов, и число таких посредников между основателем мазхаба и книгой, где положение записано, может доходить до десяти»[4].
Это направление в ханафитском мазхабе началось с Муллы Али аль-Кари и продолжило развиваться на Индийском субконтиненте. Впоследствии это приведет к тому, что появится группа, которая полностью отвергнет следование мазхабу как таковому и станет известна на субконтиненте как ахль хадис. Сам же шейх относил себя к ханафитскому мазхабу.
Шейх говорил: «Всегда поверяй свои состояния Кораном и Сунной: и если твоё состояние соответствует Сунне, то принимай его, а если нет, то отвергай».
Шейх говорил: «Брать самые трудные мнения во всех вопросах в наши дни крайне сложно, и поэтому следовать четко положению фетвы и отстраняться при этом от новшеств — это великий удел»[5].
Умер шейх шахидом в 1195-м году и похоронен в городе Дели. Трое язычников, прикинувшись муридами, пришли к нему и убили шейха.
- Шейх Сануллах аль-Пани Пати. Выдающийся ученый в области усуля и тафсира. Его многотомный «Тафсир аль-Мазхари» издан. Он сначала учился у шейха Мухаммада Абида, а затем тот его направил к Мирзе Джанджанану. И в течение восемнадцати лет он обучался у шейха и получил у него разрешение преподавать шариатские науки и обучать накшубандийскому тарикату. Шейх Мирза очень высоко оценивал своего ученика и говорил о нем: «Его положение и моё одинаковы»[6].
- Шейх Сануллах ас-Сабанхали. Известный мухаддис и ученик Шаха Валиуллаха ад-Дехляви.
- Абдуллах ад-Дехляви. Это духовный наставник Халид Шаха аль-Багдади.
Комментарии: 0
Правила форума