Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук
Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук
Имам Абу Хамид аль-Газали — это один из самых больших муджаддидов (обновителей веры) в истории Ислама, ученый 11-го века по хиджре, извес...
16 612
3 октября, 20

Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук

16 612
3 октября, 20
АВТОР ЦИКЛА
Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук
Lost Islamic History
Источник:
LOST ISLAMIC HISTORY

Lost Islamic History

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пообещал при жизни, что с момента его пришествия каждое последующее столетие будет появляться человек, которому предписано возродить Исламскую веру. На протяжении всей истории Ислама выдающиеся мусульманские мыслители, правители, генералы, люди искусства, ученые приходили в этот мир, чтобы очистить или возродить веру в исламском мире и помочь мусульманской общине разрешить проблемы их эпохи. Вокруг каждого из этих великих деятелей складывался свой исторический контекст для их свершений.
 
Одним из самых больших обновителей веры в истории Ислама является ученый 11 века Абу Хамид аль-Газали, да смилостивится над ним Аллах. Сегодня он известен как «Худжат-уль-ислам» (довод Ислама), благодаря усилиям, которые он приложил в интеллектуальной борьбе с крайне опасными идеологиями и философскими течениями, охватившими общину в его время. Начиная от идей древнегреческой философии и заканчивая приливом политического шиизма, Имам Газали сокрушил всю новомодную ересь своего времени, не оставив и камня на камне в их убеждениях, чтобы возродить строгую истинно исламскую школу.
 

Ранние годы

 
Имам Абу Хамид аль-Газали родился в 1058-ом году в городе Тус, что ныне находится на территории современного Ирана. Он вырос в персидской семье, однако, в совершенстве владел арабским языком, на котором, как и многие другие исламские ученые его эры, писал свои труды. Он был обучен с самых малых лет основам Ислама и исламского права, а среди его учителей значился также большой шафиитский ученый аль-Джувейни.
 
По окончании своего обучения в 1085-ом году он присоединился к суду сельджукского визиря Низама аль-Мульк в Исфахане. Низам аль-Мульк был известен своим усердием в создании передовых образовательных центров по всему мусульманскому миру. Таким образом, в 1091-ом году он назначил Газали учителем школы Низамийя в Багдаде. Положение аль-Газали было высоким, и на его лекциях собиралось огромное количество людей.
 
Однако в 1095-ом году аль-Газали испытывает духовный кризис, во время которого он начинает сомневаться в своих намерениях в обучении мусульман. В своей автобиографии он пишет, что его «намерение было обращено не напрямую к Аллаху, а было мотивировано желанием высокого положения и широкой славы». Обозначив таким образом свою духовную проблему, он оставляет школу Низамийя и отправляется в Дамаск, Иерусалим и Хиджаз. Во время своего путешествия имам сосредотачивается на науке «тазкийят-ан-нафс» (очищение души) и анализе различных исламских течений, которые были популярны в то время.
 
В 1106-ом году он снова вернулся в Багдад и стал, как и прежде, преподавать. Его путешествие и поиски путей очищения души имели огромное влияние на его социальную жизнь, и в дальнейшем своем проживании в Багдаде он периодически вступал в полемику, основываясь на приобретенных знаниях. К концу своей жизни имам вернулся в свой родной город Тус, где и скончался в 1111-ом году.
 

Опровержение философии

 
В своей автобиографии «Избавление от ошибок» имам аль-Газали описывает различные течения, которым следовали люди его времени. Одной из самых популярных идеологий того времени была философия, основанная на древнегреческой философской модели Аристотеля. Одними из известных сторонников Аристотеля, приписывавших себя к Исламу, были Ибн Сина и подобные им философы.
 
Опасность аристотелевской философии и логики, по мнению аль-Газали, заключалась именно в выводах, к которым приходили философы. Некоторые из них пришли к тому, что взяли себе в убеждение такую ересь, как: бесконечность мира, небытие Господа, или что Господь не является Всезнающим. Аль-Газали и другие мусульманские ученые, основывавшие свою веру на ортодоксальных убеждениях Ислама, расценивали подобные идеи как неверие и выход из Ислама.
 
Ни одному мусульманскому ученому не удалось достичь таких высот в деле эффективного опровержения этих философов, как это удалось имаму аль-Газали. Поскольку философы были экспертами в логике и аргументации, им удавалось очень четко и убедительно обосновывать свои убеждения, невзирая на то, что эти убеждения прямо противоречили Исламской вере.
 
Аль-Газали принял вызов и в своей книге о непоследовательности философов, которая была завершена в 1095-ом году, указал на проблемы в аргументах, которые приводили философы, используя их же методологию. Имаму Газали удалось, применив против философов их же собственную логику, указать на бреши в их доводах, которые, собственно, и выводили философов из Ислама. Чтобы добиться этого, имаму потребовалось углубиться в саму философию, что сам он не рекомендовал делать никому из простых мусульман. В своих трудах он подчеркивает, насколько важно твердо, прочно обосноваться в правильных убеждениях, прежде чем вникать в идеи заблудших.
 
Другой важной проблемой, с которой столкнулся имам, было увеличение числа мусульман, принимавших убеждения шиитов-исмаилитов о том, что некий безгрешный скрытый имам является единственным правомочным источником исламских законов и вероисповедания. Для исмаилитов, которые правили Египтом в течение жизни аль-Газали, пророчество Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, не являлось последним словом в религиозных вопросах, и особая святая фигура, известная у них как «имам», обладает тем же статусом и правами, что и пророки.
 
В книге «Избавление от ошибок» аль-Газали опроверг их претензии на наличие шариатских текстов об их имаме, доказав, что не существует ни единой достоверной передачи от пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, о каком бы то ни было имамате после его смерти. Он также логически опроверг заявления о необходимости имама, проведя анализ всего исламского права и его развитие. Не углубляясь особо в своих доводах (которые легче понять, читая его тексты в оригинале), он пришел к следующему заключению об исмаилитах:
 
«Суть их учения сводится к обману простых людей и невежд, что указывает на необходимость иметь авторитетного надежного учителя»[1].
 
После разбора философских, шиитских и прочих течений, претендующих на принадлежность к исламу, имам аль-Газали приходит к выводу, что единственный эффективный и надежный способ понять мир лежит через достоверную практику Ислама, которой учил Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и последовавшие за ним ученые первых поколений. В его время такую практику он нашел только у суфиев, – группы мусульман, отказавшихся от мирских благ и сконцентрированных исключительно на очищении своих душ, с целью лучше служить Всевышнему Аллаху[2].
 

Аль-Газали и наука

 
Общее обвинение, выдвинутое в адрес Аль-Газали востоковедами, заключается в том, что опровержение и отделение философов от мусульман привело к общему снижению исламского научного прогресса. Они основывают свои утверждения тем, что многие из тех людей, которые были опровергнуты имамом, в том числе Ибн Сина и иные философы, являлись ведущими научными исследователями того времени. Однако правда заключает в себе гораздо больше нюансов.
 
В то время как аль-Газали был, мягко говоря, не согласен с философскими идеями ученых, которые так же написали большие математические и научные трактаты, он очень четко разграничил философию и науку.
 
Имам аль-Газали писал следующее:
 
«Кто бы ни стал заниматься этими математическими науками, будет удивлен точности ее деталей и ясности их доказательств. И по этой же причине они формируют высокое мнение о философах, предполагая, что все их науки имеют такую же ясность и внушительную достоверность, что и математика»[3].
 
Опасность изучения математики и других точных наук, как утверждает аль-Газали, не означает, что сам предмет противоречит Исламу и должен быть оставлен. Скорее, студент должен быть очень осторожен, чтобы уметь принимать научные идеи ученых в данных предметах, не принимая слепо вместе с ними и то, что они говорят о философии и прочих сомнительных аспектах, касающихся религии.
 
Имам аль-Газали далее пишет, что существует иная опасность для невежественного студента наук – отказ от всех научных открытий ученых по той причине, что эти ученые были философами с еретическими убеждениями:
 
«Поистине, является преступлением против религии предположение, что Ислам отрицает и не признает эти математические науки. И ясный Шариат нигде не обязывает отрицать или утверждать эти науки, а эти науки не имеют никакого отношения к религиозным вопросам»[4].
 
Если читать труды имама Аль-Газали на очень поверхностном уровне, можно легко ошибиться, приняв на веру то, что его высказывания носят антинаучный характер. Истина, однако, в том, что имам аль-Газали лишь предостерегает студентов от слепого принятия всех убеждений и идей ученых лишь по той причине, что последние имеют некие достижения в области матемитики и точных наук. Предостерегая таким образом, имам аль-Газали в действительности защитил и сохранил наследие точных наук для последующих поколений в чистом виде, не дав им смешаться с теоретической философией. В противном случае, точные науки могли оказаться разбавленными в области философии, основанной лишь на гипотезах и самостоятельных рассуждениях.
 

Наследие

 
Эта статья не может претендовать на полноценный всесторонний обзор личности великого имама аль-Газали, всех его идей и всего его вклада в дело религии. Для подобного анализа его трудов потребуются целые тома.Однако, целью данной статьи была демонстрация влияния этой личности на его эпоху и всю последующую историю Ислама.
 
Имам аль-Газали сегодня известен как Худжат-аль-ислам, что с арабского переводится как «Довод Ислама», благодаря его неоценимому вкладу в защиту мусульманского мира от интелектуальной смуты, с которой он в то время столкнулся. Традиционные аутентичные исламские убеждения встретились с ростом нигилистической философии и крайнего шиизма, которые угрожали исказить или даже уничтожить все исламское научное наследие.
 
Благодаря его усилиям и усилиям других многочисленных ученых, был проложен путь для возрождения исламской религии, как это предрекал чистый от всякой лжи пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха. Его жизнь, несомненно, прошла в соответствии с высказываниями пророка, мир ему и благословения Аллаха, обещавшего явление обновителя веры каждое столетие еще за 500 лет до рождения имама.
 
Примечания:
 
[1] Избавление от ошибок, стр.18;
 
[2] Следует различать суфизм имама аль-Газали от тех практик, которые сегодня называют суфизмом. То, что имам аль-Газали практиковал эту науку и одобрял суфиев своего времени, не может служить одобрением для идеологий всех нынешних суфиев, некоторые из которых явились следствием искажений и нововведений в религию. Во времена имама аль-Газали суфизм в своей сути означал очищение души и обращение ее всецело ко Всевышнему Аллаху, и имам говорил о суфиях следующее:
 
«Целью их знаний является преодоление препятствий, присутствующих в душе каждого, избавление себя от предосудительных привычек и порочных качеств, чтобы очистить свое сердце от всего и наполнить его одним лишь Всевышним Аллахом и украсить его постоянным поминанием Аллаха»;
 
[3] Избавление от ошибок, стр. 22;
 
[4] Избавление от ошибок, стр. 9.
 
Библиография:
 
  1. Имам Абу Хамид аль-Газали (al-Ghazali, Abu Hamid), «Избавление от ошибок» (Deliverance From Error), Бейрут: Американский университет Бейрута (American University of Beirut), 1980. Веб.
     
  2. Мухаммад Хан (Khan, Muhammad), «100 Мусульман» (The Muslim 100), Графство Лестершир, Объединенное Королевство: Kube Publishing, 2008. Печать.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 933
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ибн аль-Хайсам – основоположник современной науки
Ибн аль-Хайсам – основоположник современной науки
Мы не перестаем восхищаться исламскими учёными прошлого, их гениальностью, блестящим умом, достижениями и неоценимым вкладом в развитие ч...
6 536
27 сентября, 20
Биография шейха Захида аль-Каусари (да помилует его Аллах)
Биография шейха Захида аль-Каусари (да помилует его Аллах)
Мухаммад Захид ибн Хасан аль-Каусари аль-Ханафи аль-Ашари (1296 – 1371 гг. хиджры), помощник последнего шейхуль-Ислам Османского халифата...
12 176
18 сентября, 20