СТАТЬИ
    
    
     
                                            
        
                Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
                
                
                    Одна из отличительных черт книг имама Сануси — большое количество различных наставлений. Его книги ими усыпаны, а сама наука акыда и каля...
            Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
                                    Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси
                                    Имам Сануси — имам мутакаллимов.  Четвертая часть. Наставления имама Сануси. Часть 2
                                            
        
        
        Одна из отличительных черт книг имама Сануси — большое количество различных наставлений. Его книги ими усыпаны, а сама наука акыда и калям — это познание Аллаха и Его атрибутов, чтобы приближаться к Аллаху осознанным зикром.
Имам Сануси — это аскет и отшельник, а не карьерист или тщеславный спорщик, и поэтому его наставления — эликсир искренности живого сердца.
Мы приведем разные его наставления по разным поводам.
Значимость таухида
Имам Сануси пишет в предисловии своего толкования «Сугра»[1]:
«Самое важное, чем может умный человек заниматься в это сложное время, — это проявлять усердие в спасении себя от вечного Ада, а достичь этого можно только постижением акыды таухида так, как ее утвердили познавшие Аллаха ученые Ахлю-с-Сунна. Но как же мало в это тяжелое время тех, кто преуспел в этом, ведь океан невежества разлился повсюду, а заблуждение распространилось повсеместно, распространяя во все стороны волны отрицания истины, неприязни к ее обладателям, приукрашивания заблуждения!Как же счастлив тот, кто познал сегодня должным образом акыду, а затем изучил нужное ему из установлений относительно тела и сердца так, что его сердце озарилось светом истины, а затем отдалился от всех людей, защищая их от своего зла, ожидая близкую смерть, которая отдалит от его зла этого мира».
Имам Сануси пишет в толковании «Аль-Вуста»[2]:
«Умный — это тот, кто направляет усердие на спасение от гибели в вечной жизни через получение полезного знания, а затем практику этого знания, пока он жив в этой короткой жизни, подобной проходящей тени.Горе же тому, кто послушался свой нафс, который внушил ему, что его акыда совершенна без каких-либо доказательств в отношении этого!Горе же тому, кого гнев Аллаха бросил к шайтанам из людей, дурным ученым! Ведь он думает, что достиг чего-то, хотя погибнет (да защитит от этого Аллах), не осознавая даже этого!»
Предостережение от книг по каляму, смешивающих калям и философию
Имам Сануси пишет:
«Пусть начинающий остерегается изучать основы своей религии из книг, которые переполнены мнениями философов и авторы которых очарованы цитированием их бреда и явного неверия, нечистоты которого они искусно прикрывают не для всех понятными оборотами или терминологией, большая часть которой — лишь слова без означаемого.И это подобно книгам имама Рази по каляму, «Тавали» аль-Байдави и тем, кто последовал их примеру. Мало шансов на успех у того, кто увлечен передачей мнений философов, либо маловероятно, чтобы свет веры был в его сердце на его языке.Как же может достичь успеха приблизившийся к тем, кто враждует с Аллахом и Его посланниками, мир им, отверг Шариат, говоря об Аллахе и Его посланниках, мир им, все, что пришло в его глупую душу и к чему подтолкнуло его отсталое сознание?!»[3]
Имам Дусуки пишет, что Сануси не имел в виду самого Рази и аль-Байдави, а имел в виду некоторых его современников, которые отказывались от убеждений Ахлю-с-Сунна в пользу некоторых воззрений философов[4].
Это же мы можем наблюдать и в наши дни: некоторые ашариты (или кто так себя пока еще называет) пытаются направить студентов в сторону изучения книг Ибн Сины и последователей этого пути, внушая пренебрежение к книгам имама Сануси, Лакани или Дардира, считая их отсталыми и примитивными.
Кто такой познавший Аллаха (ариф)
Имам Сануси сказал:
«Познавший Аллаха — это видящий только Аллаха постоянно, потому что в реальности существует только Аллах, Его атрибуты и Его действия, и все, что есть в реальности, кроме самого Аллаха и Его атрибутов, — это Его действия (то есть их результат), а они не могут владеть или создавать, а они ни на что не воздействуют»[5].
Это похоже на концепцию имама ар-Раббани «единства восприятия» (вахдат шухуд).
Границы познания
Имам Сануси сказал:
«Некоторые ученые высшего уровня (мухаккыки) сказали: «Долгие разговоры о Речи Аллаха, а также о других атрибутах после познания истины в этой теме (то есть осознания, что эти атрибуты Аллаха существуют) бесполезны, потому что природа сущности Всевышнего и Его атрибутов скрыта от разума, и даже если предположить, что что-то из этого откроется человеку, то только на интуитивном уровне (зауки), на котором человек не сможет выразить это словами, кроме как указанием и намеками соответствующим людям»»[6].
Акыда Иблиса
Имам Сануси говорит:
«Это указывает на два признака его заблуждения:
- Первое — он (Иблис) считал, что одни тела превосходят другие по своей природе, а это философское заблуждение, которое не имеет с точки зрения верующих никакой основы. Согласно верующим, весь материальный мир — это тела и свойства тел, и они по своей природе друг друга никак не превосходят, и только Всевышний Аллах выделяет какие-то тела чем пожелает или заменяет холодное тело горячим, светящееся — темным, живое — мертвым и так далее, но сами тела — лишь оболочка для их свойств, и лишь Всевышний выбирает содержание для этой оболочки, и потому нет никакого превосходства одного тела над другим, кроме как после установления Всевышним Аллахом.
- Второе невежество — он считал, что сила раба влияет на его дела, то есть раб подчиняется Аллаху или ослушивается Его на основе своей силы и желания, но не верил, что Аллах создает в нем поклонение или ослушание. И на основе этого он стал считать, что Аллах обязан делать только наилучшее для раба»[7].
Речь идет о том, что Иблис отказался поклониться Адаму, мир ему, мотивируя отказ тем, что Адам — из глины, а он сам из огня, поэтому он по своей природе превосходит Адама. Это утверждение Иблиса основано на его представлении о том, что один вид тел превосходит по своей природе другой, а если это превосходство есть, то Всевышний Аллах не может повелеть ему поклониться тому, кто ниже его.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
 
                                            
        
                Имеет ли выступ на куполе Мечети Пророка ﷺ какое-либо историческое значение?
                
                
                    Имам ад-Дарими передаёт, что после того, как Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, Медина столкнулась с сильной засухой и голодом. Жители г...
             
                                            
        
                История науки у мусульман сквозь призму истории науки и философии
                
                
                    По данным ЮНЕСКО, старейший действующий университет, построенный мусульманами в III веке по хиджре, в 245 году, — это Карауинский универс...
            ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
                                            
        
                Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси
                
                
                    Пять книг имама Сануси по акыде с его же комментариями — это самостоятельная полноценная школа изучения вероубеждения Ахлю-с-Сунна, и его...
             
                                            
        
                Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть
                
                
                    Имам ас-Сануси, безусловно, специалист в области акыды, который больше всех повлиял на поздний период развития ашаритской школы каляма, а...
             Алматы
        Алматы         
     
         Как принять Ислам?
Как принять Ислам?
     
             Войти
Войти
         
             
             
             Казахстан
Казахстан
                 Кыргызстан
Кыргызстан
                 Татарстан
Татарстан
                 
                         
         
         
                 
                 
                 
                 
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                 
                 
                 
   
 
         
         
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
         
        
Комментарии: 0
Правила форума