Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
Одна из отличительных черт книг имама Сануси — большое количество различных наставлений. Его книги ими усыпаны, а сама наука акыда и каля...
3 070
26 апреля, 20

Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1

3 070
26 апреля, 20
АВТОР ЦИКЛА
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси Имам Сануси — имам мутакаллимов. Четвертая часть. Наставления имама Сануси. Часть 2
Одна из отличительных черт книг имама Сануси — большое количество различных наставлений. Его книги ими усыпаны, а сама наука акыда и калям — это познание Аллаха и Его атрибутов, чтобы приближаться к Аллаху осознанным зикром.
 
Имам Сануси — это аскет и отшельник, а не карьерист или тщеславный спорщик, и поэтому его наставления — эликсир искренности живого сердца.
 
Мы приведем разные его наставления по разным поводам.
 

Значимость таухида

 
Имам Сануси пишет в предисловии своего толкования «Сугра»[1]:
 
«Самое важное, чем может умный человек заниматься в это сложное время, — это проявлять усердие в спасении себя от вечного Ада, а достичь этого можно только постижением акыды таухида так, как ее утвердили познавшие Аллаха ученые Ахлю-с-Сунна. Но как же мало в это тяжелое время тех, кто преуспел в этом, ведь океан невежества разлился повсюду, а заблуждение распространилось повсеместно, распространяя во все стороны волны отрицания истины, неприязни к ее обладателям, приукрашивания заблуждения!
 
Как же счастлив тот, кто познал сегодня должным образом акыду, а затем изучил нужное ему из установлений относительно тела и сердца так, что его сердце озарилось светом истины, а затем отдалился от всех людей, защищая их от своего зла, ожидая близкую смерть, которая отдалит от его зла этого мира».
 
Имам Сануси пишет в толковании «Аль-Вуста»[2]:
 
«Умный — это тот, кто направляет усердие на спасение от гибели в вечной жизни через получение полезного знания, а затем практику этого знания, пока он жив в этой короткой жизни, подобной проходящей тени.
 
Горе же тому, кто послушался свой нафс, который внушил ему, что его акыда совершенна без каких-либо доказательств в отношении этого!
 
Горе же тому, кого гнев Аллаха бросил к шайтанам из людей, дурным ученым! Ведь он думает, что достиг чего-то, хотя погибнет (да защитит от этого Аллах), не осознавая даже этого!»
 

Предостережение от книг по каляму, смешивающих калям и философию

 
Имам Сануси пишет:
 
«Пусть начинающий остерегается изучать основы своей религии из книг, которые переполнены мнениями философов и авторы которых очарованы цитированием их бреда и явного неверия, нечистоты которого они искусно прикрывают не для всех понятными оборотами или терминологией, большая часть которой — лишь слова без означаемого.
 
И это подобно книгам имама Рази по каляму, «Тавали» аль-Байдави и тем, кто последовал их примеру. Мало шансов на успех у того, кто увлечен передачей мнений философов, либо маловероятно, чтобы свет веры был в его сердце на его языке.
 
Как же может достичь успеха приблизившийся к тем, кто враждует с Аллахом и Его посланниками, мир им, отверг Шариат, говоря об Аллахе и Его посланниках, мир им, все, что пришло в его глупую душу и к чему подтолкнуло его отсталое сознание?!»[3]
 
Имам Дусуки пишет, что Сануси не имел в виду самого Рази и аль-Байдави, а имел в виду некоторых его современников, которые отказывались от убеждений Ахлю-с-Сунна в пользу некоторых воззрений философов[4].
 
Это же мы можем наблюдать и в наши дни: некоторые ашариты (или кто так себя пока еще называет) пытаются направить студентов в сторону изучения книг Ибн Сины и последователей этого пути, внушая пренебрежение к книгам имама Сануси, Лакани или Дардира, считая их отсталыми и примитивными.
 

Кто такой познавший Аллаха (ариф)

 
Имам Сануси сказал:
 
«Познавший Аллаха — это видящий только Аллаха постоянно, потому что в реальности существует только Аллах, Его атрибуты и Его действия, и все, что есть в реальности, кроме самого Аллаха и Его атрибутов, — это Его действия (то есть их результат), а они не могут владеть или создавать, а они ни на что не воздействуют»[5].
 
Это похоже на концепцию имама ар-Раббани «единства восприятия» (вахдат шухуд).
 

Границы познания

 
Имам Сануси сказал:
 
«Некоторые ученые высшего уровня (мухаккыки) сказали: «Долгие разговоры о Речи Аллаха, а также о других атрибутах после познания истины в этой теме (то есть осознания, что эти атрибуты Аллаха существуют) бесполезны, потому что природа сущности Всевышнего и Его атрибутов скрыта от разума, и даже если предположить, что что-то из этого откроется человеку, то только на интуитивном уровне (зауки), на котором человек не сможет выразить это словами, кроме как указанием и намеками соответствующим людям»»[6].
 

Акыда Иблиса

 
Имам Сануси говорит:
 
«Это указывает на два признака его заблуждения:
 
  • Первое — он (Иблис) считал, что одни тела превосходят другие по своей природе, а это философское заблуждение, которое не имеет с точки зрения верующих никакой основы. Согласно верующим, весь материальный мир — это тела и свойства тел, и они по своей природе друг друга никак не превосходят, и только Всевышний Аллах выделяет какие-то тела чем пожелает или заменяет холодное тело горячим, светящееся — темным, живое — мертвым и так далее, но сами тела — лишь оболочка для их свойств, и лишь Всевышний выбирает содержание для этой оболочки, и потому нет никакого превосходства одного тела над другим, кроме как после установления Всевышним Аллахом.
 
  • Второе невежество — он считал, что сила раба влияет на его дела, то есть раб подчиняется Аллаху или ослушивается Его на основе своей силы и желания, но не верил, что Аллах создает в нем поклонение или ослушание. И на основе этого он стал считать, что Аллах обязан делать только наилучшее для раба»[7].
 
Речь идет о том, что Иблис отказался поклониться Адаму, мир ему, мотивируя отказ тем, что Адам — из глины, а он сам из огня, поэтому он по своей природе превосходит Адама. Это утверждение Иблиса основано на его представлении о том, что один вид тел превосходит по своей природе другой, а если это превосходство есть, то Всевышний Аллах не может повелеть ему поклониться тому, кто ниже его.
 
 
[1] С. 108.
 
[2] С. 228.
 
[3] Шарх Сугра, с. 137.
 
[4] «Хашият» Дусуки, с. 83.
 
[5] Шарх аль-Вуста, с. 226.
 
[6] Шарх аль-Вуста, с. 310.
 
[7] Шарх аль-Вуста.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 933
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси
Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси
Пять книг имама Сануси по акыде с его же комментариями — это самостоятельная полноценная школа изучения вероубеждения Ахлю-с-Сунна, и его...
4 338
2
14 марта, 20
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть
Имам ас-Сануси, безусловно, специалист в области акыды, который больше всех повлиял на поздний период развития ашаритской школы каляма, а...
7 917
2
9 марта, 20