Image
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть
Имам ас-Сануси, безусловно, специалист в области акыды, который больше всех повлиял на поздний период развития ашаритской школы каляма, а...
1 251
2
9 марта, 20

Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть

1 251
2
9 марта, 20
АВТОР ЦИКЛА
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси Имам Сануси - имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1 Имам Сануси — имам мутакаллимов. Четвертая часть. Наставления имама Сануси. Часть 2
Имам ас-Сануси, безусловно, специалист в области акыды, который больше всех повлиял на поздний период развития ашаритской школы каляма, а разработанный им метод изложения убеждений стал общепризнанным среди ашаритов, и его книги уже при его жизни стали классикой, которую преподают.
 
Полное имя этого имама — Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси ат-Тилимсани аль-Малики аль-Ашари.
 
Известен он как ас-Сануси, что означает, что он происходит из берберского племени сануса. Некоторые считали, что он был арабом, но жил среди берберов; другие же считали, что он был бербером. Мать его отца была из рода внука Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), Хасана ибн Абу Талиба.
 
Существуют разные версии относительно даты его рождения: некоторые говорят, что он родился в 832-м году, другие — что в 840-м году.
 
Родился имам Сануси в семье праведника и ученого, Абу Якуба Юсуфа, у которого он и стал учиться с самого детства в городе Тилимсан, который был тогда городом знания, аскетизма и праведников.
 
Имам большое значение в своей учебе придавал науке о кыраатах Корана, и в этой области у него было много учителей: Абу аль-Хаджадж Юсуф аль-Хасан, Абуль-Аббас Ахмад, Абу аль-Аббас аль-Ляджаъи и другие.
 
 
Науку о хадисах имам ас-Сануси изучал у шейха Абу Зейда ас-Салиби, у которого имам прослушал сборники Бухари и Муслима и получил иджазы по книгам хадиса.
 
Науку деления наследства имам изучал у шейха Абуль-Хасана аль-Кальсади аль-Андалуси, и получил от него иджазы на все, что шейх передает.
 
Маликитский фикх имам изучал у шейха Абу Абдуллаха аль-Джалляба и Абуль-Фараджа аль-Гарабили.
 
Каждый читавший книги имама ас-Сануси, в особенности, его толкование «Умм аль-барахин», не мог не увидеть, что имам был суфием и что это было важнейшей частью его личности.
Среди суфиев, у которых имам ас-Сануси учился и которые сильно повлияли на него, можно выделить шейха Ибрахима ибн Мухаммада ат-Тази, который достиг больших высот в науке о Коране, науках арабского языка, фикхе и усуле. У этого суфийского шейха учился и другой великий суфий и современник имама ас-Сануси — Ахмад Заррук.
Шейх Ибрахим ат-Тази надел суфийский халат на своего ученика.
 
Среди суфийских учителей имама ас-Сануси можно выделить аль-Хасана ибн Махлюфа, который известен как Абракан, и когда он видел своего ученика, то делал дуа за него:
 
«Да причислит тебя Аллах к богобоязненным имамам».
Ученики имама ас-Сануси
 
Среди учеников имама ас-Сануси можно выделить Ахмада Заррука, который был сверстником имама и учился у многих учителей имама ас-Сануси.
Также у имама учился шейх Абу Джафар Ахмад ибн Али аль-Баляви аль-Вади, который рассказывал, что посещал уроки имама ас-Сануси по «Сахиху» аль-Бухари.
Шейх аль-Маляли, автор известного толкования матна имама ас-Сануси «Умм аль-барахин», тоже был учеником имама Сануси.
 
Книги имама ас-Сануси
 
Имам оставил огромное наследие из написанных им книг в совершенно разных областях.
Безусловно, книги по акыде — это главный его вклад в наследие этой уммы.
 
  • «Акыда ахлит-таухид» или «Аль-Акыда аль-кубра». Это первый матн по акыде, который написал имам.
 
  • «Умдат ахлит-тауфики уат-тасдид», или «Шарх аль-Акыда аль-кубра». Имам сам написал толкование своего матна, и это считается самой большой книгой имама по акыде.
 
  • «Аль-Акыда аль-вуста». Это сокращение матна «Акыды аль-кубра».
 
  • «Шарх аль-Акыда аль-вуста». Это толкование самого имама. Этот матн короче «Аль-Кубра», но больше «Ас-Сугра».
 
  • «Аль-Акыда ас-сугра», или «Умм аль-барахин». Самый известный текст имама по акыде. Когда говорят про «Акыду ас-Санусию», то имеется в виду этот текст. Этот матн заучивался, преподавался в медресе, и к нему написано много толкований. Шейх Саид Фуда (хафизахуллах) собрал основное содержание этих многих толкований и суперкомментариев в книге «Тахзиб ас-Санусия». Надо заметить, что именно шейх Саид Фуда заново открыл этого имама и благодаря нему книгу имама ас-Сануси преподают там, где никогда до этого не преподавали, — например, на Индийском субконтиненте.
 
  • «Шарх аль-Акыда ас-сугра». Это толкование самого имама к «Умм аль-барахин». К этому толкованию написаны многие суперкомментарии, и самый известный — «Хашият» ад-Дусуки.
 
  • «Сугра ас-Сугра». Это укороченный матн по акыде.
 
  • «Шарх ас-Сугра ас-Сугра». Книга издана с ценными примечаниями шейха Саида Фуды.
 
  • «Аль-Мукаддимат». Краткий матн для начинающих изучать акыду и калям. К книге написаны толкования современников.
 
  • «Шарх аль-Мукаддимат». Хотя текст начальный, сам шарх написан крайне сложным языком, и некоторые современники (например, шейх Шави) упростили это толкование самого имама.
 
  • Толкования имен Аллаха.
 
  • Толкование тасбиха после намаза.
 
  • «Шарх Васита ас-сулюк». Это толкование поэтического текста шейха Абу Абдуллаха Мухаммада аль-Хавди.
 
  • «Аль-Манхадж ас-садид фи шарх Кифаят аль-мурид». Это толкование поэтического текста шейха Абуль-Аббаса аль-Джазаири. Автор этого текста сам попросил имама ас-Сануси написать к нему толкование.
 
  • «Мукаммиль Икмаль аль-Икмаль». Это дополнение к толкованию имама аль-Уббия к сборнику Муслима. Шейх Саид Фуда очень высоко оценивает толкование имама ас-Сануси.
 
  • «Шарх мушкилят Сахих аль-Бухари». Это пояснение хадисов, которые могут показаться противоречащими ашаритской акыде.
 
  • «Аль-Мухтасар филь-мантык». Небольшой матн по логике.
 
  • «Шарх аль-Мухтасар филь-мантык».
 
Шейх Ахмад аш-Шарфави считает, что нельзя с уверенностью сказать, что книги «Сугра Сугра ас-Сугра», «Аль-Акыда аль-хафида» и «Аль-Акыда аль-ваджиза» написал имам ас-Сануси.
 
Имам Сануси был набожным и аскетичным человеком, который сторонился любой власти и богачей. Передают, что если он где-то на дороге видел представителей правителя, то старался пойти другой дорогой, чтобы не сталкиваться с ними. А если он думал, что какие-то знатные и богатые люди захотят позвать его на свадьбу, то он специально прятался, чтобы не пришлось отказывать.
Он не принимал подарки от представителей властей и от людей, в чьем заработке не был уверен.
 
Передают, что однажды сын местного правители пришел к нему с дарами, поцеловал руку имаму ас-Сануси и стал просить принять его подарки, но имам отказался.
 
В целом, имам старался, чтобы никто не видел его и сам предпочитал не видеть никого. И от него передают, что он говорил:
 
«Я не нуждаюсь ни в ком».
 
Имам был из тех редких ученых, которые вобрали в себя как знание, так и аскетизм пути суфиев, и многие его наставления внушали страх и трепет перед Всевышним Аллахом. И каждый, кто читал книги имама, замечал, что это слова живого и переживающего сердца, а не формалистская схоластика.
 
Имам переживал за живые существа и мог расплакаться, если видел убитое животное.
 
И он запрещал преподавателям в медресе бить детей.
 
Имам предпочитал одиночество и часто посещал заброшенные места и руины для размышлений, говоря себе: «Где жители этих мест?»
 
Имам соблюдал пост Дауда, но не заботился о том, чтобы найти еду для ифтара, и мог несколько дней провести вообще без еды, потому что не было чем прервать пост.
 
Имам прерывал общение после фаджра и асра, читая вирды.
 
После утренних вирдов он преподавал своим ученикам до намаза духа, а затем читал самостоятельно.
 
После асра до магриба он совершал свои вирды, а после магриба совершал шесть ракаатов нафль-намаза и находился в мечети до намаза иша, потом возвращался домой и ложился спать, потом либо читал, либо писал, а затем до утреннего намаза совершал тахаджуд.
 
Имам скончался с четками в руках в 895-м году.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси
Пять книг имама Сануси по акыде с его же комментариями — это самостоятельная полноценная школа изучения вероубеждения Ахлю-с-Сунна, и его...
1 038
2
14 марта, 20
Image
Имам Мухаммад Хашим ас-Синди — имам Синда
Синд — это местность на территории современного Пакистана, кладезь ученых в области хадиса и ханафитского фикха, и один из имамов этих зе...
645
22 февраля, 20

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Azat SaidHashim
0
"Шейх Ахмад Шафрави считает" если тут имеется в виду современный мухаккик,то вы не правильно написал его имя "Шарфави"
21 мая, 20
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Ассалямуалейкум. Исправили, спасибо
27 мая, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Имам Мухаммад Хашим ас-Синди — имам Синда
Синд — это местность на территории современного Пакистана, кладезь ученых в области хадиса и ханафитского фикха, и один из имамов этих зе...
645
22 февраля, 20
Image
Имам аль-Майдани - автор основной книги ханафитского мазхаба "Аль-Любаб"
Полное имя этого ученого — Абдуль-Гани ибн Талиб ибн Хаммад аль-Гунейми. Он известен как аль-Майдани, и его так прозвали по названию райо...
1 556
9 февраля, 20