СТАТЬИ

Имам аль-Кудури: факих тысячелетия
«Мухтасар» аль-Кудури — это, безусловно, самый значимый текст в истории ханафитского мазхаба, который определил развитие мазхаба на века ...
Имам аль-Кудури: факих тысячелетия
«Мухтасар» аль-Кудури — это, безусловно, самый значимый текст в истории ханафитского мазхаба, который определил развитие мазхаба на века и продолжает определять: этот текст преподается как начальный текст мазхаба вплоть до наших дней, несмотря на то что был написан тысячу лет назад.
Жизнь имама
Полное имя имама — Абуль-Хусейн Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Джафар ибн Хандан аль-Кудури аль-Багдади.
Родился имам в 362-м году в Багдаде и там же скончался в 428-м году, когда ему было шестьдесят шесть лет, похоронен рядом с Абу Бакром Мухаммадом ибн Мусой аль-Хаварезми, который был большим ханафитским факихом, учеником имама Абу Бакра аль-Джассаса.
Имам стал известен как аль-Кудури либо из-за района в Багдаде, который назывался «Кудур», либо из-за профессии какого-то его предка.
Имам родился в семье ученых: его отец был известным праведником и мухаддисом.
И сын имама аль-Кудури начал получать знания, изучая фикх и хадисы, и его звали Мухаммад Абу Бакр, и именно для него имам написал свой “Мухтасар”.
Багдад в конце четвертого века и начале пятого — бурлящий котел школ, библиотек, кружков знания, диспутов. В это время слава великих имамов расцвела на небе истории Ислама. Именно в этой среде и сформировался имам аль-Кудури.
Учителя имама аль-Кудури
-
Абуль-Хусейн Убейдуллах ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Аввам аш-Шайбани, известный как аль-Хавшаби, который родился в 294-м году, а умер в 375-м. Этот имам был знатоком хадиса, и имам аль-Кудури начал получать знания в области хадиса у него и потом передавал хадисы от него.
-
Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Сувейд (умер в 381-м году). От него имам аль-Кудури передавал хадисы.
-
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Яхья ибн Махди аль-Джурджани аль-Ханафи. Один из крупнейших ханафитских ученых своего времени. Ученик Абу Бакра аль-Джассаса. Именно у него имам аль-Кудури изучал фикх.
Ученики имама аль-Кудури
-
Аль-Хатыб аль-Багдади. Известный шафиитский факих и крупнейший мухаддис своей эпохи.
-
Абу Наср Ахмад ибн Мухаммад аль-Багдади, известный как аль-Акта (умер в 474-м году). Автор первого толкования «Мухтасара» аль-Кудури.
-
Абдур-Рахман ибн Мухаммад ас-Сарахси (умер в 439-м году), ханафитский кадий и крупный аскет и праведник. Дописал книгу «Ат-Таджрид» своего учителя.
-
Абуль-Касым аль-Абкари (умер в 456-м году). Ханафитский факих и крупный специалист в области наук арабского языка.
-
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ад-Дамагани аль-Кабир (умер в 478-м году). Кадий и крупнейший ханафитский ученый своего времени, и он стал предводителем ханафитов своего времени. Он был учителем Ибн Акыля аль-Ханбали. Автор толкования «Мухтасара» аль-Хакима по ханафитскому фикху.
-
Абуль-Харис Мухаммад ибн Абу аль-Фадль ас-Сарахси.
-
Аль-Муфаддаль Ибн Масуд ат-Танухи (умер в 423-м годц). Ханафитский факих и знаток наук арабского языка.
Положение имама аль-Кудури
Все биографы единогласно считают, что имам аль-Кудури был предводителем ханафитов своего времени.
Его ученик аль-Хатыб аль-Багдади пишет о нем:
«Он передавал небольшое количество хадисов, и я записал их от него, и он был правдивым и достиг высот в фикхе благодаря своему уму, и к нему пришло главенство последователей Абу Ханифы в Ираке, и для них он был великим, и его положение было высоким»[1].
Имам Ибн аль-Касир сказал о нем:
«Имам, достигший высот в знаниях, и автор «Мухтасара», который заучивают»[2].
Имам, помимо фикха, также достиг высот в области хадиса, и имам аз-Захаби назвал его среди хафизов хадисов[3].
Диспуты имама аль-Кудури
В этот период активно проходили диспуты между ханафитскими и шафиитскими учеными, и у имама аль-Кудури были диспуты с такими крупными шафиитскими имамами, как Абу Таййиб ат-Табари и Абу Хамид аль-Исфараини, и последнего имам аль-Кудури особенно ценил и ставил очень высоко.
Книги имама аль-Кудури
-
«Ат-Таджрид». Книга издана в двенадцати томах и представляет собой объяснение аспектов, в которых разошлись ханафиты и шафииты. Имам пишет только о расхождении между ханафитами и шафиитами. Сначала он рассказывает позицию ханафитов, затем передает позицию шафиитов, затем пишет, какой довод у ханафитов, затем — какой довод у шафиитов, а потом критически разбирает довод шафиитов. Книга считается крупным источником по сравнительному фикху.
-
«Шарх Мухтасар аль-Кархи». «Мухтасар» аль-Кархи — это книга имама Абуль-Хасана аль-Кархи (умер в 340-м году), который был имамом ханафитов своего времени. Имам аль-Кархи, помимо описания позиции мазхаба, также приводит и доводы мазхаба, и поэтому толкование имама аль-Кудури подробно разбирает доводы мазхаба, так что толкование получилось большим. Книга доступна в рукописном виде, и пока изданы лишь некоторые части, и идет работа по подготовке полного издания этой ценнейшей книги.
-
«Ат-Такриб». В этой книге имам просто перечисляет разногласия между ханафитами и шафиитами, не приводя доводов. Книга пока существует только в виде рукописи.
-
«Ат-Такриб ас-сани». В этой книге добавлены доводы к предыдущей книге.
«Мухтасар» аль-Кудури
Имам аль-Кудури изначально написал эту книгу для своего сына, и благодаря любви и заботе, которую он вложил в эту книгу, все ханафиты стали как его дети: они читают этот труд и изучают его. И все последующие матны мазхаба — фактически переработки этой книги.
И поэтому имам Хусамуддин ар-Рази сказал:
«Начинающему (изучать фикх) следует обязательно изучить и читать эту книгу».
Имам аз-Захиди, другой толкователь аль-Кудури, сказал:
««Мухтасар» аль-Кудури — величайшая книга по фикху в плане благодати и ее значения».
Имам Шихабуддин аль-Марджани сказал об этой книге:
««Мухтасар» аль-Кудури — это основательный текст, который разошелся между имамами, и он так известен, что становится ненужным что-то о нем говорить».
К особенностям этой книги, благодаря которым она стала столь востребованной, относится то, что имам ограничился значимыми и актуальными темами, опуская сложные и редкие ситуации, о чем сказал имам ас-Самарканди.
До имама аль-Кудури были уже написаны краткие тексты по мазхабу, такие как «Мухтасар» ат-Тахави, аль-Кархи и «Мухтасар» аль-Хакима аш-Шахида, но «Мухтасар» имама стал известен, как «Аль-Китаб», что говорит о том, что этот текст занимает особое место, с которым не сравнятся другие мухтасары.
Название «Аль-Китаб» упоминается уже во времена имама аль-Маргинани, то есть так ее называли уже очень давно.
Передают, что когда имам аль-Кудури закончил эту книгу, то, совершая хадж у Каабы, просил Аллаха принять этот труд и благословить его.
И многие толкователи этой книги указывают, что книга, помимо ее научной ценности, также обладает особой благодатью. Некоторые даже говорят, что если читать эту книгу в период трудностей и тяжестей, то это помогает их устранить[4].
Имам аль-Кавсари пишет, что ханафиты стремились стяжать благодать через чтение этого матна с праведниками, считая, что это облегчает получение пропитания. И Ахмад Хейри, ученик аль-Кавсари, говорит, что прочитал в десяти маджлисах эту книгу с имамом аль-Кавсари, и тот дал ему иджазу по ней и сделал дуа в конце, и после этого Аллах облегчил ему получение пропитания так, что он не знал никаких трудностей[5].
Имам аль-Айни передает, что когда имам совершал хадж после написания этой книги, то, взяв ее с собой, попросил Аллаха защитить эту книгу от ошибок и опечаток. И когда он после хаджа листал книгу, то на некоторых страницах нашел стертые места, и это карамат этого имама[6].
Толкования «Мухтасара» аль-Кудури
-
«Шарх аль-Акта» («Шарх аль-кабир»). Это толкование ученика имама аль-Кудури, и оно считается самым первым толкованием. Книга была подготовлена к изданию, но пока в массовой продаже ее нет. Автор делает упор на разбор доводов. Имам аль-Кавсари называл это самым лучшим толкованием аль-Кудури[7].
-
«Аль-Мукни». Это толкование того же автора, и это краткое толкование. Книга пока существует только в виде рукописи.
-
«Шарх Мухтасар аль-Кудури» Хувар Заде. Пока существует только в рукописном виде.
-
«Аль-Любаб Шарх аль-Китаб» Джамалюддина аль-Язди (умер в 559-м году). Это краткое толкование, где автор не углубляется в разъяснение доводов. Книга издана.
-
«Зад аль-фукаха» имама аль-Исбиджаби (умер в 591-м году). Это важный источник для определения сильного мнения при разногласии в мазхабах, и на нее часто ссылается имам Касым. Книги в широкой продаже еще нет, но некоторые части можно найти в pdf.
-
«Аль-Хидая». Имам аль-Маргинани опирался на «Мухтасар» аль-Кудури, и поэтому многие темы, которые освещены в этом мухтасаре, можно найти с пояснениями в «Аль-Хидае», и поэтому имам аль-Майдани толкует аль-Кудури именно текстами из «Аль-Хидаи».
-
«Хулясат ад-даляиль» Хусамуддина ар-Рази (умер в 593-м году). Небольшое толкование, в котором автор объясняет доводы автора. Книгу издал доктор Салях Абуль-Хадж в четырех томах со своими подробными комментариями. И по этой книге существуют дополнительные работы: тахридж хадисов Ибн ат-Туркумани; тахридж делал и аль-Кураши, и еще имам аль-Кураши издал книгу с пояснениями к именам всех, кто упоминается в «Аль-Хидае» и «Аль-Хулясат», и эта книга издана.
-
«Ат-Такмиля». Эту книгу тоже написал Хусамуддин ар-Рази, и в ней он дополнил аль-Кудури и написал толкование к этому дополнению. Существует в рукописном виде.
-
«Аль-Фаваид» имама аль-Мавсали. Имам аль-Мавсали объединил темы из «Мухтасара» Кудури и «Ат-Такмили» ар-Рази. Пока существует только в рукописном виде.
-
«Аль-Янаби» Рашидуддина ар-Руми. В книге разбирается очень много частных и детальных фикховых тем. Книга издана в трех томах.
-
«Аль-Муджтаба» имама аз-Захиди. Очень важное и полезное толкование, где разбираются многие темы и автор отмечает, какие мнения считаются сильными. И после написания это было самое известное и распространенное толкование «Мухтасара» аль-Кудури. Книга пока существует только в рукописном виде.
-
«Ас-Сирадж аль-ваххадж» имама Абу Бакра аль-Хаддада (умер в 800-м году). Большой шарх, в котором автор сконцентрировался именно на объяснении самого текста, и это самое лучшее толкование для понимания самого текста, но книга существует только в виде рукописи.
-
«Аль-Джаухара ан-неййира» Абу Бакра аль-Хаддада. Краткое изложение предыдущей книги. Издана в шести томах. Лучшая книга для тех, кто преподает «аль-Кудури» и кто хочет сконцентрироваться на понимании самого текста.
-
«Джами аль-мудмарат» имама Юсуфа ибн Умара аль-Кадури (умер в 832-м году). В начале толкования перечислены важные правила касательно основ вынесения фетвы в мазхабе. В ней автор собрал пояснения из толкований до него. Книга издана в пяти томах.
-
«Тасхих аль-Кудури» имама Касыма ибн Кутлубуга (умер в 879-м году). Книга специально была написана для того, чтобы выявить сильные мнения у Кудури.
-
«Аль-Любаб» имама аль-Майдани. Самое распространенное толкование «Мухтасара» аль-Кудури в наши дни, но книга не подходит для тех, кто только собирается изучать Кудури. Имам аль-Майдани собрал в ней многое из «Тасхиха» Касыма, «Аль-Джаухары» и многие места поясняет цитатами из «Аль-Хидаи».
-
«Аль-Мутасыр ад-дарури» Сулеймана аль-Хинди. Это пояснения, которые были на индийской рукописи аль-Кудури, а потом были изданы как пояснения к «Мухтасару» Кудури.
-
«Ат-Тасхиль ад-дарури» Мухаммада Ашика Иляхи аль-Барни. Это изложение «Мухтасара» Кудури в вопросах и ответах.
В целом, существует более сотни толкований и книг вокруг этого благословенной книги.
По мнению автора, из всех перечисленных книг следует как минимум купить себе «Аль-Джаухару ан-неййиру», «Тасхих» Ибн Кутлубуга и «Аль-Любаб» в издании шейха Бакдаша.
Также следует знать, что успешное изучение «Мухтасара» аль-Кудури — это ключ к успешному прохождению как «Аль-Хидаи”» главной книги мазхаба, так и всех остальных более сложных книг мазхаба.
В арабском мире, как правило, начинают с изучения «Аль-Любаб», что крайне осложняет понимание матна, потому что эта книга не рассчитана для начинающего студента, и в ней почти нет пояснений самого матна: там дополнительная детализация и дискуссия о том, в какой книге какое мнение названо сильным, а все это путает начинающего студента и не дает ему понять основательно сам матн.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли возвращать долг в другой валюте?
Вопрос: Долг выдан в иностранной валюте. Должен ли он быть погашен по курсу выдачи займа или же по текущему курсу, если долг возвращается...

Бесценные советы Шейха Мухаммада Аввамы
Недавно некоторые из моих учеников (11 человек) посетили моего достопочтенного учителя, Аль-‘Алламатуль-Мухаддиса, шейха Мухаммада 'Аввам...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книг...

Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям, который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно...
Комментарии: 2
Правила форума