СТАТЬИ
Имам аль-Кушайри: абсолютный имам
Его имя — Абуль-Касим Абдуль-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри, названный Зейн аль-Ислам. Это автор одной из самых известных книг по суфизму ...
Имам аль-Кушайри: абсолютный имам
Его имя — Абуль-Касим Абдуль-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри, названный Зейн аль-Ислам.
Это автор одной из самых известных книг по суфизму — «Ар-Рисаля аль-Кушайрия», которая читается и на востоке, и на западе. И, как его назвал имам ас-Субки, он абсолютный имам и тот, за кем следуют в соблюдении Сунны.
Родился имам аль-Кушайри в 376-м году в месяце Раби аль-Авваль.
Его предки относятся к арабскому племени Кушайри, которые переселились в земли Хорасана, а его мать была из арабского племени Сулям.
Он потерял отца в раннем детстве и начал свое обучение у Абуль-Касима аль-Альями, который был знатоком наук арабского языка и одним из учителей Абу Мансура ас-Салиби, автора «Аль-Ятима», и поэтому имам достиг больших высот в знании языка. И он был большим почитателем поэзии аль-Мутанаби, стихи которого он передавал от своего учителя Ибн Бакуя аш-Ширази, который лично виделся с этим известным поэтом.
- Этот имам получал знания в области хадиса под наставничеством таких ученых, как Абуль-Хусейн аль-Хаффаф, Абу Нуайм аль-Исфараини, Абу Нуайм аль-Михраджи, Абу Абдур-Рахман ас-Сулями, Ибн Бакуя, аль-Хаким, Ибн Фурак и другие.
- Знания по фикху он получал у шафиитского факиха Абу Бакра Мухаммада ибн Бакра ат-Туси, а знания по акыде — у имама Ибн Фурака. И он застал Абу Исхака аль-Исфараини, к которому направился после кончины имама Ибн Фурака.
- Знания в области суфизма он получал у своего духовного наставника Абу Али ад-Даккака, связь с которым он не прекращал в период своей учебы, который первоначально и направил его на путь получения знаний и на дочери которого он женился: ее звали Фатима, и она родила ему шестерых сыновей. После кончины своего духовного наставника в 406-м году он также поддерживал связь с Абу Абдур-Рахманом ас-Сулями до его кончины в 412-м году.
В итоге он стал крупным мухаддисом, знатоком каляма, языковедом и величайшим суфием своего времени.
Имам аль-Хатыб аль-Багдади сказал о нем:
«Он передавал хадисы в Багдаде, и мы записывали от него. Он был достойным доверия, превосходным проповедником, знал основы согласно мазхабу имама аль-Ашари, а фикх — согласно мазхабу имама Шафии».
Также имам аль-Кушайри был искусным воином и знатоком военного дела.
В 437-м году он начал свои уроки по хадису, которые проводил до 465-го года.
Имам аль-Кушайри уже при жизни стал известным ученым своего времени, и передается, что он совершал хадж вместе с такими великими учеными, как имам аль-Байхакы и Абу Мухаммад аль-Джувейни, отец имама аль-Харамейн, которые были вынуждены уехать из своей родины из-за богословского конфликта с каррамитами.
Передается, что, когда у имама сильно заболел сын и уже не было надежды на его исцеление, имам аль-Кушайри увидел сон, в котором ему было сказано написать чернилами в сосуде аяты исцеления, затем налить туда воду и дать выпить ребенку. И после этого ребенок излечился.
Вот эти шесть аятов:
وَيَشْفِ صُدُورَ قَوْمٍ مُّؤْمِنِينَ
شِفَاءٌ لِّمَا فِي الصُّدُورِ
فِيهِ شِفَاءٌ لِّلنَّاسِ
وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ
وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ
قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاءٌ
Имам аль-Кушайри, безусловно, известен в первую очередь книгой «Рисаля», в которой попытался систематизировать суннитский суфизм.
Также от имама передается тафсир, «Сорок хадисов» и ряд других книг по суфизму.
Все шесть сыновей имама аль-Кушайри пошли по стопам отца, и биографии большинства из них можно найти в «Табакат» ас-Субки.
- Абдуль-Вахид успел получить знания у некоторых учителей своего отца.
- Дольше всех из его сыновей прожил Абдуль-Муим, который дожил до девяноста лет, и от него получил иджазу имам Ибн аль-Джавзи. Он написал тафсир, как и его отец, ряд книг по шафиитскому фикху и книгу по акыде «Аль-Фусуль».
- Его другой сын Абдур-Рахим был крупным ученым, близким учеником имама аль-Джувейни.
- Также среди внуков имама аль-Кушайри были крупные ученые: Хибаттулах ибн Абдуль-Вахид, Абу аль-Макарим Абду-Раззак ибн Абдуллах и другие.
- Среди его дочерей и внучек были те, кто стал учеными и мухаддисами: Карима, Сара, Джавхара и другие.
Перед кончиной он заболел, но, несмотря на это, все намазы совершал стоя вплоть до своей смерти в 465-м году, и он был похоронен рядом со своим наставником Абу Али ад-Даккаком.
Ар-Рисаля
Основная цель, которую преследовал имам аль-Кушайри в написании этой книги, — наставление современных ему суфиев, положение которых его сильно опечалило и которых он хотел этой книгой вернуть к пути ранних суфиев, и одно из названий книги — «Послание суфиям».
Книга состоит из трех частей: введения, где имам аль-Кушайри излагает вероубеждение суфиев, которое соответствует акыде Ахлю-с-Сунна, затем идут биографии известных аскетов и праведников, а затем объясняются понятия и терминология суфиев.
Акыда ранних суфиев
Приведем некоторые высказывания имамов раннего суфизма в области таухида и акыды.
Имам аль-Джунейд говорит:
«Таухид — это отрицание изменений предвечности».
Аш-Шибли сказал:
«Свят Единый, Существовавший до ограничений и букв».
Абуль-Хасан аль-Бушанджи сказал:
«Таухид — это знание, что Аллах не подобен другим сущностям, и отказ от отрицания атрибутов».
Зу-н-Нун аль-Мисри сказал:
«Каким бы ты ни вообразил Аллаха в своем воображении, Он отличается от этого».
Кто такие суфии
Имам аль-Кушайри указывает, что это праведники Ахлю-с-Сунна, которые проявляли усердие в поклонении и избавлении сердца от беспечности[1].
Высказывания некоторых суфиев
Зу-н-Нун аль-Мисри сказал:
«Мудрость не живет в том, у кого полный желудок»[2].
Сарий ас-Сакти сказал:
Однажды Бишр аль-Хафи увидел Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, во сне, который сказал ему:
«Бишр, ты знаешь, почему Аллах возвысил тебя над твоим поколением?» И он сказал: «Нет, о Посланник Аллаха». И он сказал: «Из-за твоего следования моей Сунне, услужения праведникам, наставления своим братьям и твоей любви к моим сподвижникам и моим потомкам»[4].
Также Бишр аль-Хафи говорил:
«Не найдет сладости вечной жизни тот, кто хочет быть известным среди людей»[5].
Аль-Харис аль-Мухасаби говорил:
«Если сердце человека украшено искренностью, то внешний облик будет украшен Сунной»[6].
Один человек попросил наставления у Дауда ат-Таи, и он сказал:
«Войско мертвых тебя ожидает»[7].
Абу Язид аль-Бистами сказал:
«Разногласие ученых — милость, кроме темы таухида»[8].
Абу Сулейман ад-Дарани сказал:
«Иногда мне могут прийти мысли, но из них я принимаю только те, которые соответствуют Корану и Сунне»[9].
И Абу Сулейман ад-Дарани сказал, что к черствости сердца приводит постоянная сытость[10].
Абу Закария Яхья ар-Рази сказал:
«Нет ничего более успешного для человека, чем занятие самым важным в каждый миг его жизни»[11].
Абуль-Хасан аль-Хавари сказал:
«Любое дело без следования Сунне в нем будет ложным»[12].
Абу Хафс аль-Хаддад сказал:
«Кто не взвешивает свои дела на весах Корана и Сунны в каждый миг и не относится с подозрениями к своим мыслям, того мы не считаем человеком этого пути»[13].
Абу Мухаммад Хубейк сказал:
«Самый полезный страх — отдаляющий от грехов»[14].
И он сказал:
«Если долго слушать заблуждения, это гасит сладость поклонения в сердце»[15].
Абу Али аль-Антаки сказал:
«Если хочешь праведности сердца, то помоги себе защитой своего языка»[16].
Абу Салих аль-Кассар сказал:
«Кто взглянет на жизнь праведных предков, тот увидит свои изъяны и свою отдаленность от уровня мужей»[17].
Аль-Джунейд сказал:
«Все пути приближения к Аллаху для людей закрыты, кроме следования за Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»[18].
Также он сказал:
«Кто не заучивал Коран и не записывал хадисы, за тем не следуют в этом вопросе, потому что наше знание ограничено Кораном и Сунной»[19].
Абу Усман аль-Хири сказал:
«Кто будет себя заставлять следовать Сунне в словах и действиях, тот заговорит мудростью, а кто будет следовать страстям, тот заговорит новшествами»[20].
Абу Аль-Хасан ан-Нури сказал:
«Если ты увидишь, как кто-то претендует на состояние близости к Аллаху, которое переходит границы Шариата, то не приближайся к нему»[21].
Абу Абдуллах аль-Бальхи сказал:
«Закат Ислама — из-за четырех вещей: не практикуют то, что знают; делают то, что не знают; не изучают то, что не знают, и мешают людям учиться»[22].
Чего из этого нет в наше время?!
Юсуф ибн аль-Хусейн сказал:
«Если видишь, как мурид занят выбором легких мнений, то толка от него не будет»[23].
Абуль-Аббас аль-Адами сказал:
«Нет степени выше следования за Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, в его повелениях, действиях и нраве»[24].
Абу Исхак аль-Хаввас сказал:
«Излечение сердца — через пять вещей: чтение Корана с размышлением, пустота желудка, выстаивание ночи в поклонении, зов к Аллаху перед рассветом и близость к праведникам»[25].
Абу Исхак ар-Ракки сказал:
«Один из признаков любви Аллаха к человеку — это его следование Пророку, солляллаху алейхи ва саллям»[26].
У Абу Али ар-Рузбари спросили о человеке, который говорит, что ему дозволено слушать музыку, потому что он достиг духовных высот, и он сказал:
«Да, он действительно достиг, но Ада»[27].
Абу Якуб ан-Нахраджури сказал:
«Лучшее из состояний — соответствующее знанию»[28].
Абу аль-Хасан аль-Музаййин сказал:
«Грех после греха — это наказание на грех, а хорошее дело после хорошего дела — это награда за это дело»[29].
Абу Али ибн аль-Катиб сказал:
«Если в сердце поселится страх, то язык будет говорить только по делу»[30].
Абу Саид ибн аль-Араби сказал:
«Худший из потерявших убыток — это тот, кто для людей обнаруживает праведные дела, а совершает грехи перед Тем, Кто ближе к нему, чем сонная артерия»[31].
Абу Амра ибн Нуджейба спросили о суфизме, и он сказал:
«Терпение в соблюдении Шариата»[32].
И он говорил:
«Бедствие для человека — это довольство своим состоянием»[33].
Абуль-Касим ан-Насрабази сказал:
«Основа суфизма — это следование Корану и Сунне, отстранение от страстей и новшеств, почитание праведников, поиск оправданий людям, постоянство в вирдах и отказ от послаблений и оправданий»[34].
Пусть Аллах будет доволен всеми этими людьми, не лишит нас их благодати и сделает их нашими заступниками в Судный день!
[1] С. 100.
[2] С. 105.
[3] С. 112.
[4] С. 116.
[5] С. 118.
[6] С. 120.
[7] С. 122.
[8] С. 127.
[9] С. 133.
[10] С. 134.
[11] С. 138.
[12] С. 142.
[13] С. 144.
[14] С. 147.
[15] С. 148.
[16] С. 149.
[17] С. 153.
[18] С. 155.
[19] С. 155.
[20] С. 158.
[21] С. 159.
[22] С. 166.
[23] С. 173.
[24] С. 182.
[25] С. 183.
[26] С. 190.
[27] С. 198.
[28] С. 203.
[29] С. 204.
[30] С. 205.
[31] С. 211.
[32] С. 217.
[33] С. 217.
[34] С. 226.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Шейх аль-Ислам Такиюддин ас-Субки
Полное имя великого имама — Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки. Он – один из величайших ученых в истории Ислама, достигший невероятных высот зн...
Ученые в этом мире – как звезды, по которым определяют путь
Вопрос: Правда ли, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сравнивал ученых нашей общины со звездами, по которым определяют путь?...
Комментарии: 0
Правила форума