Image
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он ...
3 144
11 января, 19

Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия

3 144
11 января, 19
АВТОР ЦИКЛА
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Ахмад Заррук Имам аль-Кушайри: абсолютный имам
Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он родился в индийском городе Сирханде, что означает “чаща льва”[1]. Этот небольшой город находится между Дели и Лахором.
 
Именно здесь родился этот великий имам, познавший Аллаха, факих, суфий, обновитель, борец с новшествами и оживитель Сунны — в 971-м году в Шаввале.
 
Этот имам начал изучать Шариат и духовно развиваться в рамках чиштийского и кадарийского тарикатов под руководством своего отца — Абдуль-Ахада ас-Сирханди.
 
Имам ар-Раббани учился и в городе Сайлакут у ученого аль-Камаля аль-Кашмири и передавал хадисы от Якуба аль-Кашмири.
 
И имам ар-Раббани через своих учителей, таких как аль-Кади аль-Бадахшани, передает хадисы от Абдур-Рахмана ибн Фахда аль-Макки, который был крупным мухаддисом своего времени, и среди известных учителей Ибн Фахда — Ибн Хаджар аль-Хайтами[2].
 
Окончив учебу в семнадцать лет, имам ар-Раббани начинает писать книги, и в этот период он писал о доказательстве существования пророческой миссии и опровергал рафидитов[3]. Тогда рафидиты были близки к правителю и оказывали на него влияние, хотя этот правитель плохо относился к мусульманам и Исламу[4].
 
Отец сделал его своим наместником в духовном пути. Когда в 1007-м году его отец скончался, имам ар-Раббани направился в Дели, где встретился с личностью, которая изменила полностью жизнь имама, — с шейхом аль-Баки ан-Накшбанди, от которого имам ар-Раббани получил тарикат и за краткое время достиг духовных высот. После этого имам ар-Раббани получил от этого шейха иджазу на наставничество.
 
Имам обучал акыде, тафсиру, усулю и фикху, преподавая такие книги, как “Шарх аль-Мавакиф”, “Усуль” аль-Баздави, “Аль-Хидая”, “Тафсир” аль-Баздави, и другие[5].
 
После того как имам ар-Раббани стал наставлять людей и призывать их к покаянию и пути приближения к Аллаху, невероятное количество людей изменило свой образ жизни через благодать близости с этим человеком: в Индии, Хорасане, на землях татар и турок, по Аравийскому полуострову, в землях Ирака, в Шам, Стамбуле и ближайших к ним землях и в других местах распространился тарикат этого человека, а имя этого имама чтут и произносят для снискания его благодати. И его тарикат дошел даже до земель Магриба — в частности, до города Фес[6].
 
Один из великих ученых Магриба — шейх Абдуллах ибн Мухаммад аль-Аяши в своей книге путешествий описывает, как в Мекке он обучился вирдам накшубандийского тариката у шейха Исы ас-Салиби, который был учеником сына имама ар-Раббани Мухаммада Масума[7].
 
И этот шейх аль-Аяши также получит вирды накшубандийского тариката от прямого ученика имама ар-Раббани — Джамалюддина аль-Хинди[8].
 
И другой великий ученый Феса и Магриба в целом, Мухаммад ибн Абдур-Рахман аль-Фаси, который был учеником аль-Аяши, передает этот тарикат от своего учителя аль-Аяши[9].
 
Благодать этого великого имама дошла и до ученых Мекки через его ученика Таджуддина аль-Хинди, который был сначала мюридом шейха аль-Баки ан-Накшбанди, а затем самого имама ар-Раббани. И знания от Таджуддина аль-Хинди получали такие ученые, как Ибн Аллян, известный мухаддис Мекки[10].
 
Поэтому баракат этого великого имама охватил и Восток, и Запад, пусть и не сильно распространился на землях Магриба.
 
Хотя имам ар-Раббани и был шейхом кадарийского и чиштийского тарикатов, обучал он только накшбандийскому тарикату, считая, что этот тарикат ближе всего к Сунне и из-за того что в нем нет новшеств, таких как громкий зикр[11].
 
Безусловно, главная книга, по которой известен этот имам, — это “Аль-Мактубат”, сборник его писем в трех частях на фарси, который впоследствии был переведен на арабский Мухаммадом Мурадом аль-Казани.
 
В этой книге излагаются взгляды имама ар-Раббани на акыду, фикх и тасаввуф, и эти взгляды можно описать как следование Абу Мансуру аль-Матуриди в вероубеждении, в фикхе — Абу Ханифе, а в духовном развитии он следовал пути Шаха Накшубанда. Его путь — безукоризненное соблюдение Сунны и отстранение ото всех видов новшеств в поклонении, даже если некоторые поздние ученые сочли их хорошими.
 
Но, безусловно, главная тема всех трех томов — это объяснение, в чем разница между понятиями «вахдат аль-вуджуд» и «вахдат аш-шухуд», то есть разница между единством бытия и единством восприятия.
 
Имам ар-Раббани застал современных ему суфиев, когда те придерживались идеи, что материальный мир иллюзорен и в реальности не существует: единственно существующий — Аллах, а существование человека — это вид сна, от которого помогает проснуться следование суфийскому пути.
 
Имам указывает, что эта идея не соответствует призыву Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и так не считали имамы Ахлю-с-Сунна, такие как имам аль-Матуриди, которые верили в реальность  материального мира и верили, что бытийность есть не только у Аллаха, но и у материального мира, а отличие бытия Аллаха от бытия творений — в том, что Аллах обязательно существующий и существование Аллаха не нуждается ни в ком и ни в чем, а существование творений допустимо и творения не могут существовать без Воли Аллаха и Его действий.
 
Ложной концепции поздних суфиев имам ар-Раббани противопоставил концепцию единства восприятия, то есть духовное развитие приводит к тому, что человек во всем и везде видит Волю Аллаха и Его действия и перестает обращать внимания на творения, не отрицая при этом их существования.
 
Вторая по важности тема в его письмах — это Сунна и борьба с новшествами.
 
Имам ар-Раббани столкнулся с тем, что в обществе появилось много практик, которые люди совершали как поклонение, но на которые нет указаний в Сунне. И первые поколения мусульман так не делали. А люди, которые совершают это, оправдывая себя, говорят, что это хорошее новшество или что намаз или зикр не может порицаться.
 
Имам ар-Раббани решительно отверг деление новшеств в поклонении на хорошие и плохие, указывая, что все, что не было известно сподвижникам и табиинам как поклонение, нельзя совершать, потому что это новшество, даже если некоторые поздние факихи дозволили это.
 
Некоторые поздние ученые пытались толковать слова имама ар-Раббани насчет новшествах так: он считал, что хорошее новшество в поклонении — часть Сунны, и поэтому его разногласие с поздними учеными не было сущностным.
 
Один из крупных дагестанских суфиев Сайфуллах Кади не соглашается с такой трактовкой слов имама ар-Раббани, отмечая, что в понимании имама ар-Раббани, если действие в области поклонения не совершалось первыми поколениями и имамы иджтихада нет указывают на законность такой практики, то такое действие будет новшеством, даже если некоторые поздние факихи сказали, что это хорошее новшество[12].
 
Рвение имама в распространении истины и благодать оживления Сунны еще при жизни его сделали почитаемым человеком: у него учились, и к нему прислушивались, и через него стяжали благодать.
 
И поэтому его называют обновителем второго тысячелетия: он очистил религиозную практику от разных наслоений, которые не были известны среди сахабов и табиинов[13].
 
До имама ар-Раббани ученые в других частях исламского мира тоже отвергали новшества и боролись за оживление Сунны: Ахмад Заррук на землях Магриба и аль-Биркави в «Ат-Тарика аль-Мухаммадия» на землях османов. Последняя книга была издана в Казани, и она входила в общую программу медресе.
 
Имам умер в 1034-м году в Сирханде в месяц Сафар, и намаз по нему прочитал его сыном Мухаммад Саид, и его могила находится там же, и ее до сих пор посещают[14].
 
Наш учитель — муфтий Ибрахим Десаи (даммат баракатух) — говорил нам, что слышал, что тот, кто полностью прочитает Коран на могиле имама ар-Раббани, никогда его не забудет, и что муфтий и его брат совершили зиярат, прочитали полный хатм на его могиле и опытным путем подтвердили эти слова.
 
Другое важное наследие этого имама — его дети. Самый старший сын имама — Мухаммад Содык — умер еще при жизни отца[15].
 
Шейх Мухаммад Саид, известный как Хазин ар-Рахма, был крупным ученым и автором толкования “Аль-Мишкат”. Шейх Мухаммад Саид уделял больше внимания шариатским наукам и их преподаванию. Он скончался в 1070-м году и оставил сына — Мухаммада Фарруха, о котором говорят, что он знал семьдесят тысяч хадисов наизусть. Он умер в 1122-м году[16].
 
Другой сын имама ар-Раббани — Мухаммад Масум, которого звали аль-Урва аль-Вуска. Он был младше Мухаммада Саида, но больше похож на своего отца и ближе к нему в поведении. И он более усердно распространял наследие отца. У него есть свой “Мактубат”. Известный дагестанский ученый и суфий Сайфулла Кади цитирует некоторые места из его “Мактубата”. И он скончался в 1077-м году. И от него передается дальше тарикат от имама ар-Раббани.
 
У имама ар-Раббани был и четвертый сын — Шах Мухаммад Яхья, которые учился у двух своих старших братьев.
 
Дальше наследие имама ар-Раббани передает сын имама Масума и внук имама ар-Раббани, шейх Сайфуддин, который родился в 1055-м году.
 
Этот внук имама проявлял больше рвения, в распространяя Сунну и борясь с новшествами, из-за чего его отец называл его «мухтасибом уммы».
 
Известно, как однажды правитель Индии пригласил его к себе. Когда при входе во дворец шейх Сайфуддин увидел изображение живых существ на стенах, то он отказался войти, пока султан не велел убрать эти изображения[17]. Вот насколько ревностно он соблюдал Сунну.
 
Среди потомков имама ар-Раббани следует выделить и шейха Абдуль-Гани ибн Абу Саида ибн Сафи аль-Кадр ибн Азиза аль-Кадр ибн Мухаммада Ису ибн Сайфуддина ибн Мухаммада Масума ибн Ахмада ас-Сирханди, который был крупнейшим мухаддисом своего времени. Многие ученые в области хадиса считали, что его иснад — самый благостный по хадису. И поэтому шейх Абдуль-Хайй аль-Каттани говорит, что передавать хадисы через шейха Абдуль-Гани ад-Дахляви — это как передавать хадисы с иснадом “Малик от Нафиа”[18]. Он написал примечания к сборнику хадисов Ибн Маджа и сделал тахридж хадисов в книге “Аль-Мактубат” своего великого предка[19].

 

Отец самого шейха Абдуль-Гани ад-Дахляви, Абу Саид, был крупным шейхом накшубандийского тариката в Мекке и учеником шейха Абдуллаха ад-Дахляви. В Индии он более известен как Гулям Али, от которого взял накшубандийский тарикат шейх Халид аль-Багдади, ветвь которого стала называться халидия, а ветвь шейха Абу Саида называлась муджадидия саидия.

 
Брат же шейха Абдуль-Гани, Ахмад Саид, был главным шейхом этой ветви, и учениками этих двух братьев были такие великие ученые, как Касим Нанотви и Хасан Гангохи. И у некоторых шейхов Дагестана была связь с этой ветвью: в частности, шейх Шуайб аль-Багини ссылается на письма шейха Абдуль-Гани Дахляви, и у него были связи с шейхом Мухаммадом Мазхаром — духовным наследником шейха Ахмада Саида, брата шейха Абдуль-Гани[20]. Можно к этому добавить и книгу другого дагестанского суфия — Сайфуллаха-кади — “Канз аль-маариф”, где он часто ссылается на книги Мухаммада Мазхара. И один из самых известных ученых Дагестана, Абдуль-Хамид Ширвани, автор примечаний к книге “Тухфат аль-мухтадж” по шафиитскому фикху, тоже был мюридом шейха Ахмада Саида[21], а затем и его наследника, Мухаммада Мазхара, и получил от него иджазу на наставничество[22].
 
[1] Аль-Йани аль-Джани, с.125.
 
[2] Фахрас аль-фахарис, 2/734.
 
[3] Аль-Йани аль-Джани, с. 126.
 
[4] Табакат аль-Хваджаган, с. 317.
 
[5] Нузхат аль-хаватир, 5/480.
 
[6] Нузхат аль-хаватир, 5/480.
 
[7] Ар-Рихля аль-Ияшия, 1/336-338.
 
[8] Ар-Рихля аль-Ияшия, 1/340.
 
[9] Аль-Минах аль-Бадия, 85 разворот. Цитирование по рукописи.
 
[10] Табакат аль-Хваджаган, с. 312.
 
[11] Табакат аль-Хваджаган, с. 319.
 
[12] Канз аль-маариф, с. 754-755.
 
[13] Табакат аль-Хваджаган, с. 322.
 
[14] Табакат аль-Хваджаган, стр.326.
 
[15] Табакат аль-Хваджаган стр. 326.
 
[16] Аль-Йани стр.229.
 
[17] Табакат аль-Хваджаган, с. 331.
 
[18] Фахрас аль-фахарис, 2/760.
 
[19] Фахрас аль-фахарис, 2/762.
 
[20] Табакат аль-Хваджаган, с. 386.
 
[21] Табакат аль-Хваджаган, с. 381.
 
[22] Табакат аль-Хваджаган, с. 381.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам аль-Майдани - автор основной книги ханафитского мазхаба "Аль-Любаб"
Полное имя этого ученого — Абдуль-Гани ибн Талиб ибн Хаммад аль-Гунейми. Он известен как аль-Майдани, и его так прозвали по названию райо...
650
9 февраля, 20
Image
"Нур аль-идах" - великое наследие имама аш-Шурунбуляли
Имам аш-Шурунбуляли — автор самого известного текста о поклонении в ханафитском мазхабе — книги «Нур аль-идах». Полное имя имама — Хас...
913
2 февраля, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Жизнеописание шейха Мухаммада Ашика Иляхи (да помилует его Аллах)
Наставник, выдающийся мухаддис, блистательный факых, ученый, известный своим аскетизмом, Мухаммад Ашик Иляхи, сын шейха Мухаммада Сыддика...
4 939
2 сентября, 17
Image
Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Поистине, убеждения, которые спасут в следующей жизни и принесут счастье и всевозможные блага в обоих мирах, – это акыда, которая была у ...
7 264
2
20 апреля, 17