Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям, который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно...
4 463
23 августа, 19

Ибн Абдус-Салям: султан ученых

4 463
23 августа, 19
АВТОР ЦИКЛА
Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям[1], который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно, пример в виде своей жизни.
 
Полное имя этого имама — Абдуль-Азиз ибн Абдус-Салям ибн Абуль-Касим ас-Суллями, шейх аль-Ислам валь-муслимин.
 
И Таджуддин ас-Субки сказал о нем:
 
«Он не встречал никого равного себе, и те, кто видел его, не встречали подобного ему».
 
И его ученик Ибн Дакик аль-Ид назвал его «султаном ученых», и это стало его закрепленным титулом.
 
Родился шейх аль-Ислам в 577-м либо в 578-м году.
 
Получать знания по фикху он начал у шейха Фахруддина ибн Асакира, по усулю — у Сайфуддина аль-Амади, по хадису — у хафиза Абу Мухаммада аль-Касыма ибн Асакира.
 
В период своего обучения в Дамаске он учился в завии аль-Газзалия и был имамом в Омейядской мечети.
 
И шейх Абу Шама аль-Макдиси, один из его учеников, сказал о нем:
 
«Он больше всех заслуживал быть имамом и читать проповеди. И он устранил много новшеств, которые совершали проповедники (например, удары мечом по минбару), выступил против намаза рагаиб и намаза в середине месяца Шаабан и запрещал их совершать».
 
Шейх аль-Ислам был вовлечен в политическую жизнь мусульман того периода, которые еще продолжали борьбу с крестоносцами. И когда один из мусульманских правителей сдал один из городов крестоносцам, то шейх аль-Ислам обрушился на него с критикой и перестал читать за него дуа в во время хутбы. В этом его поддержал другой великий ученый — Ибн аль-Хаджиб аль-Малики. И они оба из-за гнева этого правителя были вынуждены переселиться в Египет.
 
Когда шейх аль-Ислам прибыл в Каир, его встретил местный правитель со всеми почестями и сделал его имамом мечети Амра ибн аль-Аса и официальным судьей.
 
И в Каире было построено медресе ас-Салихия, и заведовать шафиитской частью этого учебного заведения стал лично шейх аль-Ислам.
 
Передается, что когда шейх аль-Ислам стал постоянно жить в Каире, то из уважения к нему и его знаниям хафиз Абдуль-Азим аль-Мунзари отказался выносить фетвы, сказав:
 
«Мы выносили фетвы до прихода шейха Изуддина, а после его приезда лишь ему следует выносить фетвы».
 
Шейх Изуддин очень смело порицал грех. Передается, что перед праздничным намазом он пришел к правителю Египта, который вышел к своему войску в дорогих одеяниях, как было принято у правителей Египта, и его подчиненные начали целовать землю перед этим правителем. Шейх аль-Ислам повернулся к нему и сказал:
 
«Аюб, что ты скажешь Аллаху, когда Он тебе скажет: «Как ты мог дозволить вино, после того как Я тебе даровал власть в Египте?»»
 
И он спросил: «Как? Разве такое имеет место?»
 
И шейх сказал: «Да, в таком-то месте продают вино».
 
И после того диалога правитель велел закрыть это место.
 
Шейх Изуддин поддерживал связь с праведниками, и у него были теплые отношения с одним таким человеком, которого звали Абдуллах аль-Бильтаджи. Шейх аль-Ислам каждый год отправлял ему подарки. Однажды он отправил к нему с посланцем сыр, но тот из-за небрежности не смог сберечь его и заменил сыром, который взял у немусульман. И когда он передавал этот сыр, то шейх аль-Бильтаджи отказался его взять, сказав, что рука женщины, которая доила, была испачкана нечистотами от свиньи.
 
Передается много историй о щедрости шейха Изуддина, который, несмотря на свою бедность, подавал много милостыни и мог даже отрезать ткань от своей чалмы, если ему не было больше ничего отдать.
 
Шейх аль-Ислам крайне щепетильно относился к своим фетвам: однажды он осознал ошибку в своем ответе и начал в Каире оповещать людей, что в его ответе была ошибка и его не дозволено придерживаться.
 
Шейх аль-Ислам поддерживал связь с суфиями своего времени, и передается, что он читал «Рисаля аль-Кушайрия» с Шихабуддином ас-Сухраварди и встречался с шейхом Абуль-Аббасом аль-Мурси, когда тот прибыл в Каир.
 
Шейх аль-Ислам столкнулся с кознями некоторых противников ашаритов, когда еще находился в Дамаске. Те оказывали определенное влияние на местного правителя и начали настраивать его против шейха Изуддина, говоря, что последний идет против саляфов, ашарит, отрицает, что еда насыщает. И, чтобы еще больше настроить правителя против него, они направили ему вопрос о Речи Аллаха. Шейх аль-Ислам был в курсе всех этих козней, но, понимая, что его открытый ответ может навредить ему, он все равно ответил на этот вопрос, указывая, что сущностная Речь Аллаха не может состоять из звуков и букв. Когда его ответ дошел до правителя, тот сильно разгневался и в присутствии многих ученых выразил свой гнев и желание казнить его как вероотступника. И эти ученые из страха перед правителем ничего не сказали в защиту шейха аль-Ислама. И лишь шейх Ибн Хаджиб аль-Малики собрал ученых и судей и потребовал от них, чтобы они тоже написал фетвы по этому вопросу, где дали бы такой же ответ, как и шейх Изуддин. И когда перед правителем собрались шейхи шафиитского, маликитского и ханафитского мазхабов, которые все согласились с шейхом Изуддином, то заблудшие больше не смогли влиять на правителя.
 
К  этому же правителю пришел шейх ханафитов своего времени, Джамалуддин аль-Хасири, и сказал ему, что если бы такой человек, как шейх Изуддин, был в Индии, то ему следовало бы направиться туда, чтобы посетить его. И он отметил, что убеждения шейха Изуддина — это убеждения всех мусульман Ахлю-с-Сунна.
 
Заблудшие внушали правителю, что ашариты небрежно относятся к мусхафу, хотя нет никаких разногласий среди ашаритов и всех остальных мусульман насчет того, что обязательно почтительно относиться к мусхафу Корана, а издевающийся над мусхафом Корана является неверующим.
 
Следует указать, что у этих лживых обвинений в адрес ашаритов — очень долгая история. И даже в наши дни есть ваххабиты, которые пишут, что ашариты дозволяют совершать истинджа листами Корана. Проклятие Аллаха лжецам!
 
Шейх Изуддин скончался в 660-м году.
 

Книги шейха Изуддина

 
  • Самая известная книга шейха аль-Ислам — это, конечно, «Аль-Каваид аль-кубра», где он описал общие правила фикха и которая стала основной книгой после него в этой науке. И сам шейх Изуддин сократил ее в «Аль-Каваид ас-сугра».
     
  • «Макасид ас-Саум». В этой книге шейх Изуддин рассматривает пост с разных сторон, в первую очередь — с духовной точки зрения, не ограничиваясь только тем, что нарушает и не нарушает пост.
     
  • «Зубдат ат-тасаввуф». Книга по суфизму, которая написана в духе книг аль-Мухасаби и имама аль-Газали.
     
  • «Шаджара аль-маариф». Книга духовных советов и наставлений.
     
  • У шейха аль-Ислам есть книга с его фетвами «Аль-Фатава аль-Мисрия».
     
  • «Бидаят ас-суль». Книга, в которой шейх Изуддин разбирает превосходство и достоинства Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
     
  • «Идах аль-Калям». Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари издал отдельно описание смуты с ханбалитами относительно Речи Аллаха.
     
  • «Аль-Имам». Книга по усуль аль-фикх.
     
  • «Маана аль-иман валь-Ислам». Рисаля шейха, где разбирается различие между иманом и исламом.
     
  • «Маджаз аль-Куран». Книга, в которой шейх аль-Ислам приводит примеры правил баляга на примере аятов Корана.
     
  • «Расаиль фит-таухид». Четыре небольших послания на темы Единобожия и акыды Ахлю-с-Сунна.
     
  • «Баян ахваль ан-нас». Небольшая книга о положении разных людей в загробной жизни.
 
Книги шейха аль-Ислам можно скачать тут: https://archive.org/details/sultanolama
 

Шейха Ибн Абдус-Салям о намазе рагаиб

 
Одна из важных тем той эпохи — это вопрос о дозволенности намаза рагаиб, который тогда стали много совершать. И шейх Ибн ас-Салях вначале запретил этот намаз, а затем склонился к мнению, что его можно совершать, несмотря на то что хадис о нем выдуманный, потому что есть положение об общей желательности намаза.
 
И шейх Изуддин написал опровержение в связи с этим обоснованием шейха Ибн Саляха и высказал следующие доводы против законности этого намаза.
 
Если ученый совершает этот намаз публично, то он своим поведением указывает простым мусульманам, что это Сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). И поэтому он своим таким поведением лжет о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и из-за него так будут поступать и другие, потому что люди начнут передавать эти действия уже как часть религии, возводя клевету на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
А еще совершение этого намаза поддерживает выдумывание хадисов и поощряет введение новшеств в поклонение.
 
Вдобавок основа в Сунне — совершение всех дополнительных намазов индивидуально, кроме исключений, которые передаются в Шариате, а этот намаз не относится к таким исключениям.
 
Самый же явным довод в пользу выдуманности этого намаза — то, что саляфы этой уммы и муджтахиды фикха, несмотря на свое усердие в сохранении и передаче фардов и сунн этой религии, не упоминают этот намаз, а такой коллективный обряд они не могли не упомянуть по забывчивости.
 
Из этого объяснения шейха Изуддина видно, что шафиитские имамы не считали дозволенным устанавливать коллективные обряды в определенных форме и виде на основе обобщённых значений аятов и хадисов с повелением совершать намаз или зикр, потому что это мнение шейха аль-Ислам — это мнение мазхаба, которое установил имам ан-Навави в своих книгах, и никто не поддержал позицию Ибн Саляха в этом вопросе.
 
Следует указать, что между учеными могут быть разногласия насчет дозволенности совершать какой-то вид поклонения, который не передан от саляфов (например, зикр джахри). Но между ними нет разногласий насчет того, что публичное и постоянное совершение такого действия в определенной форме будет создавать у обычных верующих впечатление, что это действие в такой форме и в таком количестве — установленный в религии обряд. И именно поэтому имамы выступали против намаза рагаиб. И, как установил шейх Изуддин, основа выполнения дополнительного (нафиль) поклонения — это совершение его индивидуально. И у многих саляфов были свои вирды в чтении Корана, намазе и поминании Аллаха, даже если это количество не передается от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Но они совершали это индивидуально, чтобы у простых мусульман не создавалось впечатление, что это количество и форма является частью религии и сунной Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
 

Некоторые фетвы шейха Изуддина ибн Абдус-Саляма

 
В рамках этой статьи мы приведем некоторые ответы шейха аль-Ислам из его сборника фетв «Аль-Фатава аль-Мисрия».
 
  • Шейх считал, что нельзя отказываться от Сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), даже если ее совершают заблудшие, потому что истину не оставляют из-за заблуждения[2].
     
  • Также шейх аль-Ислам говорит, что запрет на уподобление неарабам касается действий, обычаев и нравов, которые были у византийцев и других неарабов и которые противоречат установлениям религии, а если что-то дозволено в религии, то это можно совершать, даже если неарабские народы так поступают[3].
     
  • Шейх аль-Ислам считал мусульманами тех, кто верит в сотворенность Корана или говорит, что Речь Аллаха состоит из звуков и букв[4].
     
  • Шейх аль-Ислам считал, что лучше совершать намаз на земле, чем на коврике, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) чаще всего совершал намаз именно так. И лучше следовать Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в самых мелких деталях, хотя запрета совершать намаз на коврике нет. Если же человек сомневается в чистоте земли, тогда лучше будет совершить намаз на коврике[5].
     
  • Шейх Изуддин запрещал называть Шариат оболочкой и шелухой, а тарикат — плодом, потому что шариатские решения требуют уважения и почитания, а использование подобных слов внушает пренебрежение к Шариату и умаляет его значимость[6].
     
  • Шейх аль-Ислам говорит, что носить постоянно черную одежду — новшество, потому что сунна — ношение белой одежды[7].
     
  • В этом ответе шейха Изуддина заложен глубокий фикх, потому что шейх не сказал, что носить черное — это новшество, а указал на постоянное ношение, ведь обычно человек постоянно делает то, что он считает лучше остальных возможных вариантов.
     
  • Также шейх говорит, что лучше совершать таравих коллективно, потому что так делали саляфы и все благо — лишь в следовании за ними[8].
     
  • Шейх аль-Ислам считал, что талкын после захоронения — это новшество, и это отличается от мнения большинства поздних шафиитов. И он считал, что человек не может передавать награду за праведные дела, что отличается от мнения ханафитов и многих шафиитов[9].
     
  • Шейх Изуддин считал, что шафииту можно переходить в каком-то вопросе в ханафитский или какой-то другой мазхаб, и не считал, что обязательно следовать одному мазхабу во всех вопросах, но не разрешал выискивать легкие мнения[10], хотя в другом месте он говорит, что можно выискивать лёгкие мнения[11].
     
  • Шейх аль-Ислам считал, что тавассуль дозволен только Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), а другими пророками, ангелами и пророками (авлия) не дозволен, и это отличается от мнения большинства факихов, которые считали, что тавассуль дозволен и через праведников[12].
     
  • Шейх описывает очень полезные нюансы насчет опасений, что будет показушничество в поклонении. Он выделяет разные виды поклонения.
     
  • Есть то, которое в основе совершается скрытно и тихо, такое как дополнительные молитвы, зикр и дуа, и совершать это открыто и громко противоречит Сунне, и так человек подвергает себя опасности делать это напоказ.
     
  • Вторая группа действий — это действия, которые узаконены как публичные, которые совершают громко, такие как азан или проведение намаза (имамат). От таких действий нельзя отказываться из страха делать их напоказ, но нужно с собой бороться, как делали саляфы и халяфы.
     
  • И третий вид — это такие действия, когда у человека есть выбор между скрытным и публичным совершением. Например, сюда относится милостыня: иногда лучше подавать милостыню тайно, если человек боится показушничества, а иногда лучше подать милостыню на людях, когда хочешь послужить примером и побудить других тоже подавать милостыню[13].
     
  • Шейх аль-Ислам выделяет некоторые порицаемые новшества, такие как отказ есть некоторые фрукты из опасения, что вода, которой их мыли, могла быть испачкана пометом птиц. И шейх Изуддин указывает, что нет блага в богобоязненности, к которой не прибегал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
     
  • И шейх пишет, что если одежда соответствует Сунне, то следует в ней ходить, даже если она отличается от принятого в обществе и все будут человека обсуждать и показывать на него пальцем[14].
 
[1] Статья написана на основе его биографии в «Табакат аш-Шафиия аль-Кубра» (8/209-255).
 
[2] С. 37.
 
[3] С. 45.
 
[4] С. 54.
 
[5] С. 68.
 
[6] С. 72.
 
[7] С. 80.
 
[8] С. 88.
 
[9] С. 97.
 
[10] С. 122.
 
[11] С. 153.
 
[12] С. 127.
 
[13] С. 131.
 
[14] С. 154.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам аль-Бухари
Имам аль-Бухари
Биография автора величайшего сборника достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари. Он (да смилуется над ним А...
8 029
2
15 мая, 23
Шейх Махмуд Эфенди
Шейх Махмуд Эфенди
В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенд...
7 816
2 июля, 22

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Имам ан-Навави: оживитель религии
Имам ан-Навави: оживитель религии
Биография наиболее известного ученого в мусульманском мире, автора книг «40 хадисов», «Сады праведных» («Риядус Салихин»), шейхуль-Ислама...
17 958
16 августа, 19
​​​​​​​Возвышенный пример жизни Имама Ибн Джарира ат-Табари, рахимахуллах
​​​​​​​Возвышенный пример жизни Имама Ибн Джарира ат-Табари, рахимахуллах
Имам Абу Джафар Мухаммад ат-Табари (رحمه الله) родился в 224-м году хиджры в Табаристане и скончался в 310-м году хиджры в Багдаде. Он вы...
11 926
14 мая, 19