Имам аль-Бухари
Имам аль-Бухари
Биография автора величайшего сборника достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари. Он (да смилуется над ним А...
12 696
2
15 мая, 23

Имам аль-Бухари

12 696
2
15 мая, 23
АВТОР ЦИКЛА
Имам аль-Бухари
Ihyaaud-Deen
Источник:
IHYAAUD-DEEN

Возрождая исламскую религию

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Действительно ли все хадисы из сборников Бухари и Муслима достоверные?

Биография Имама аль-Бухари

 

Прадед Имама Бухари

Отец Имама Бухари

Мать Имама Бухари

Чудесная память Имама Бухари

Признание в области хадисов в юном возрасте

Компетентность Имама Бухари в области хадисов

Самый достоверный сборник хадисов

Причина составления «Сахиха аль-Бухари»

Значение, придаваемое благословенным хадисам

Радостные вести для Имама Бухари

 

Имам аль-Бухари

 

Имя: Мухаммад ибн Исмаиль ибн Ибрахим ибн Мугира ибн Бардизбах[1].
 
Кунья (сыновний титул): Абу Абдуллах
 
Рождение: Имам Бухари (да смилуется над ним Аллах) родился в городе Бухара в пятницу, после Джума намаза. Дата его рождения — 13 шавваля 194 года хиджры[2].
 

Прадед Имама Бухари

 
Прадеда Имама Бухари звали Мугира. Изначально он был огнепоклонником, однако Всевышний Аллах благословил его иманом. Он принял Ислам посредством Ямана Джу’фи[3] — правителя Бухары, и именно из-за этого Имама Бухари также называют «Аль-Джу’фи»[4].
 

Отец Имама Бухари

 
Отца Имама Бухари звали Исмаиль. Он скончался, когда Имам был ещё маленьким ребёнком, и поэтому он воспитывался своей матерью[5].
 
Исмаиль был благочестивым и благородным человеком, который принадлежал к числу великих мухаддисов своей эпохи. Он был учеником Имама Малика и Хаммада ибн Зейда (да смилуется над ними Аллах). Ему также посчастливилось встретиться с Абдуллахом ибн Мубараком (да смилуется над ним Аллах)[6].
 
Что же касается его благочестия, то Ахмад ибн Хафс (да смилуется над ним Аллах) говорил об этом так:
 
«Я пришёл навестить Исмаиля, отца Имама Бухари, в то время, когда он находился при смерти. Лежа на смертном одре, он сказал: «Я не знаю ни одного дирхама из моего богатства, который был бы заработан из запретных (харам) или даже из сомнительных источников»[7].
 
Именно благодаря тому, что Имам Бухари был воспитан и вырос на чистых, халяльных доходах своего отца, Всевышний Аллах благословил его праведностью и сделал мировым Имамом в области хадисов.
 

Мать Имама Бухари

 
В детстве Имам Бухари потерял зрение и ослеп. Его мать (да смилуется над ней Аллах) неустанно обращалась к Всевышнему Аллаху с дуа, моля исцелить сына и вернуть зрение. Однажды ночью, когда она легла спать, ей приснился сон. Во сне она увидела Пророка Ибрахима (мир ему), который обратился к ней со словами:
 
«Всевышний Аллах исцелил твоего сына и вернул ему зрение благодаря обильному количеству дуа, которые ты за него сделала».
 
На следующее утро, когда Имам Бухари проснулся, его зрение было полностью восстановлено и он снова мог видеть[8].
 

Приобретение знаний о хадисах с раннего возраста

 
Мухаммад ибн Аби Хатим (да смилуется над ним Аллах) рассказывает следующее:
 
«Однажды я спросил Имама Бухари: «Как ты начал запоминать хадисы?». Он ответил: «Всевышний Аллах вдохновил меня начать заучивать благословенные хадисы Посланника Аллаха , когда я начал приобретать знания в начальных классах медресе». Я спросил его: «Каков был твой возраст в то время?». Он ответил: «Мне было десять лет, а может быть и меньше».
 
Затем он сказал: «После того, как мне исполнилось десять лет, я оставил начальное медресе. Затем я начал ходить к имаму Дахили (да смилуется над ним Аллах) и другим мухаддисам, чтобы изучать хадисы. Однажды, когда имам Дахили рассказывал хадисы своим ученикам, он передал следующую цепочку: «Суфьян, от Абу Зубейра, от Ибрахима». Услышав это, я в почтительной форме сказал ему: «О устаз! Абу Зубейр не относится к числу учеников Ибрахима и не передавал от него хадисы». Когда я сказал это, имам Дахили упрекнул меня (так как он думал, что я ошибся). Однако я с уважением сказал ему: «Если у вас сохранились ваши записи, в которых вы записали этот хадис, то, пожалуйста, обратитесь к ним и проверьте цепочку этого хадиса». Имам Дахили согласился. Тогда он вошёл в свой дом, посмотрел в свои записи, а затем вернулся. Вернувшись, он спросил меня: «О юноша! Скажи мне, какова правильная версия цепочки рассказчиков этого хадиса?». Я ответил: «Тот, кто рассказывает от Ибрахима — не Абу Зубайр. Скорее, это Зубейр ибн 'Адий». Имам Дахили тут же сказал мне: «Ты прав». Затем он взял мою ручку и использовал её для исправления ошибки в своей книге».
Когда Имам Бухари рассказал об этом случае, один из людей, пристутствующих на собрании, спросил его: «Каков был твой возраст во время этого случая, когда ты исправил ошибку в книге имама Дахили?». Он ответил: «Мне было одиннадцать лет».
 
Затем Имам продолжил и сказал: «Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я заучил книги Абдуллаха ибн Мубарака и имама Ваки’ (да смилуется над ними Аллах), а также ознакомился с их мазхабами. После этого, я вместе с матерью и братом Ахмадом отправился в Священную Мекку для совершения хаджа. После того, как мы совершили хадж, мой брат вернулся, а я остался в Священной Мекке, чтобы изучать хадисы. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я начал составлять книгу о достоинствах и высказываниях сахабов (да будет доволен ими Аллах) и таби'инов (да смилуется над ними Аллах). Это было в эпоху Убайдуллаха ибн Мусы. В то время я также составил книгу по тариху (истории). Я писал эту книгу в Рауде (в области благословенной могилы Посланника Аллаха ) в те ночи, когда было достаточно лунного света, чтобы я мог видеть».
 
Имам Бухари также говорил: «Нет человека, чьё имя было бы записано в моей книге «Тарих», за исключением того, что мне известно о каком-то происшествии, связанном с ним. Однако я не включил все эти происшествия в книгу, так как не хотел, чтобы она получилась слишком объёмной»[9].
 

Чудесная память Имама Бухари

 
Хашид ибн Исмаиль (да смилуется над ним Аллах) рассказывает следующее:
 
«Когда Имам Бухари был ещё маленьким мальчиком, он сопровождал нас, когда мы посещали уроки великого мухаддиса из Басры для изучения хадисов. Однако, он просто слушал, как мухаддисы рассказывают, и не записывал ни одного из хадисов, которые они рассказывали. Прошло несколько дней, и мы заметили, что он не записывает хадисы, и тогда мы сказали ему: «Ты сопровождаешь нас для изучения хадисов Посланника Аллаха , но мы заметили, что ты их не записываешь. Если ты не записываешь хадисы, то как ты собираешься их изучать?».
 
По прошествии шестнадцати дней, проведенных таким образом, Имам Бухари наконец обратился к нам со словами: «Вы продолжаете призывать меня к записи хадисов и настойчиво спрашиваете, как я собираюсь выучить хадисы. Принесите мне свои книги, в которых вы записали хадисы». Мы принесли ему свои книги, а хадисов, которые мы записали в тот период, было более пятнадцати тысяч. Затем Имам начал читать нам эти хадисы по памяти и продолжал читать, пока не закончил все хадисы, которые мы записали в своих книгах. Он читал хадисы с такой точностью, что, услышав его, мы даже начали исправлять некоторые ошибки, которые допустили при записи хадисов в наших книгах.
 
Закончив чтение, Имам Бухари сказал нам: «Неужели вы думаете, что я пришёл сюда напрасно и что я позволю своим дням быть потраченными впустую?».
 
Именно тогда мы признали удивительную память Имама Бухари и его уважаемое положение, а также поняли, что ни один человек не превзойдет его в области хадисов»[10].
 

Признание в области хадисов в юном возрасте

 
Всевышний Аллах благословил Имама Бухари особым признанием и мастерством в области хадисов с юных лет. Он был обладал настолько широким признанием, что несмотря на его молодой возраст, многие люди стекались к нему, чтобы получить от него пользу, и даже некоторые из старших мухаддисов того времени приходили к нему, чтобы послушать, как он рассказывает хадисы.
 
Хашид ибн Исмаиль упоминает, что в период его молодости, когда Имам Бухари находился в Басре, учёные Басры спешили к нему, прося рассказать им хадисы. Они убедительно просили его рассказать им хадисы, пока он в конце концов не смирился и не начал им их рассказывать. Когда Имам начинал рассказывать, тысячи людей стекались к его собранию, желая услышать от него благословенные хадисы Посланника Аллаха , и среди этих людей было много больших мухаддисов[11].
 
Абу Бакр аль-А'ян (да смилуется над ним Аллах) был великим мухаддисом, который был устазом ведущих мухаддисов, таких как Имам Муслим и Имам Абу Дауд (да смилуется над ними Аллах). В юности, когда ему было семнадцать лет, он был удостоен чести получить хадисы от Имама Бухари, который в то время тоже был молод. Он рассказывает:
 
«Мы записали хадис от Имама Бухари у двери Мухаммада ибн Юсуфа аль-Фирьяби. В то время у Имама Бухари не было волос на лице (т.е. в силу его юного возраста у него ещё не появилась борода)»[12].
 
Имаму Бухари настолько повезло, что Всевышний Аллах благословил его всеобщим признанием. Он занял столь почётное положение в науке хадис, что даже его устазы свидетельствовали о его мастерстве и превосходстве в этой науке. Сообщается, что выдающийся учитель Имама, Мухаммад ибн Салям аль-Биканди (да смилуется над ним Аллах), который был учеником Абдуллаха ибн Мубарака, попросил его: «Просмотри мои книги, и если найдешь в них какую-либо ошибку, то пометь её и сообщи мне, чтобы я не передавал ошибку». Имам поступил так, как велел его учитель.
 
Наблюдая за большим уважением, которое Мухаммад ибн Салям проявил к Имаму Бухари, один человек спросил его: «Кто этот юноша?». Мухаммад ибн Салям ответил:
 
«Это человек, которому нет равных в знании хадисов»[13].
 
Однажды Имам Бухари отправился в город Багдад. Услышав о его прибытии в город, несколько мухаддисов собрались и решили проверить память Имама. Они хотели провести эту проверку, дабы определить его мастерство и умение рассказывать хадисы. Таким образом, они отобрали сто хадисов и смешали их с цепочками других хадисов. После этого они договорились между собой, что десять человек расскажут эти сто измененных хадисов Имаму, причём каждый расскажет по десять хадисов. Они решили, что после пересказа хадисов они спросят его об их достоверности.
 
На следующий день, когда люди собрались на урок Имама по хадисам, один из десяти человек встал и представил ему один из десяти хадисов, которые ему было поручено представить. Услышав измененный хадис, он сказал: «Я не знаю этого хадиса». Затем мужчина спросил его о втором хадисе, о третьем хадисе, пока не спросил обо всех десяти хадисах, и, услышав каждый хадис, он сказал: «Я не знаю этого хадиса».
 
Увидев это, ученые люди в собрании поняли, что Имама Бухари испытывают, а также поняли, что он не обманывается этим. Напротив, он знал, что его проверяют и что хадисы были изменены.
 
Что же касается тех, кто не был сведущ, то, наблюдая, как Имам снова и снова повторяет слова «Я не знаю этого хадиса», они убедились, что он не обладает знаниями в области хадисов. После этого второй, третий и остальные из десяти человек вставали и представляли свои десять измененных хадисов, и, выслушав каждый хадис, Имам Бухари говорил: «Я не знаю этого хадиса».
 
Наконец, когда все сто изменённых хадисов были представлены Имаму, он обратился к первому человеку и сказал: «Правильная версия первого хадиса, который ты мне поведал, следующая…». Сказав это, он прочитал текст первого хадиса с правильной цепочкой рассказчиков. Затем он сделал то же самое с остальными девятью хадисами, снабдив каждый хадисом правильной цепочкой передатчиков. Затем он перешёл ко второму человеку, к третьему, пока не закончил рассказ всех ста хадисов в той же последовательности, в какой они были рассказаны ему, а также с правильной цепочкой рассказчиков. Наблюдая за этим, люди поняли и признали удивительную память и выдающиеся знания Имама Бухари в области хадисов»[14].
 

Компетентность Имама Бухари в области хадисов

 
Юсуф ибн Муса (да смилуется над ним Аллах) рассказывает о следующем случае:
 
«Однажды я находился в соборной мечети в Басре, когда один человек позвал всех и объявил: «О учёные! Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари прибыл!»
 
Услышав это, я вместе с несколькими другими учёными немедленно встал и пошёл встречать его. Увидев его, мы обнаружили, что это молодой человек, совершающий намаз за колонной в мечети. Как только он завершил свой намаз, учёные столпились вокруг него и попросили его провести маджлис (собрание), на котором он будет рассказывать им хадисы. Имам Бухари принял их просьбу и согласился рассказать им их на следующий день.
 
На следующий день несколько тысяч учёных из Басры собрались в ожидании урока хадисов Имама Бухари. Когда Имам прибыл на собрание и сел, он обратился к людям и сказал: «О люди Басры! Я ещё молод, и поэтому мне трудно рассказывать вам. Однако, поскольку вы попросили меня рассказать вам, я сделаю это. Тем не менее, я буду рассказывать вам хадисы от рассказчиков вашего города, Басры, чтобы вы получили больше пользы».
 


Затем Имам Бухари начал рассказывать, говоря: «Абдуллах ибн Усман ибн Джибиллях ибн Абу Равад передаёт от своего отца, который передаёт от Шу'ба, который передаёт от Мансура и других, который передаёт от Салима ибн Абиль-Джа'да, который передаёт от Анаса (да будет доволен им Аллах), который сообщает, что однажды к Посланнику Аллаха пришел бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха ! Человек любит некоторых людей...». Затем он пересказал им весь хадис.


 
Рассказав хадис, Имам сказал жителям Басры: «У вас нет такой цепочки к этому хадису. Скорее, цепочка к этому хадису, которую вы имеете, о люди Басры, идёт через другого ученика Салима, помимо Мансура».
 
Имам Бухари продолжал передавать хадисы жителям Басры таким образом. В каждом хадисе, который он передавал, он говорил: «Согласно цепочкам, которые есть у вас в Басре, Шу'ба передал этот хадис таким-то и таким-то образом. Однако этот хадис также передаётся по цепочке от такого-то и такого-то, а этой цепочки нет среди вас в Басре».
 
Таким образом, по каждому хадису, который Имам рассказывал учёным Басры, он представлял им цепочку, которая была среди них в Басре, а также представлял им цепочку, которой у них не было, показывая им разницу между ними. Из этого ясно, что Имам был настолько сведущ в хадисах, что даже знал, какие цепочки хадисов обычно встречаются в тех или иных областях исламского мира»[15].
 
Мухаммад ибн Абу Хатим рассказывает:
 
«Имам Бухари часто садился на свой транспорт и выезжал, чтобы поупражняться в стрельбе из лука. Он был настолько искусен в стрельбе из лука, что за всё время, что я оставался с ним, я видел, как его стрела не попала в цель только в двух случаях. Имам всегда попадал в цель, и никто не мог превзойти его в меткости.
 
Однажды, когда мы были в Фарбаре, мы с Имамом Бухари пошли поупражняться в стрельбе из лука. Мы вышли на дорогу, которая вела к устью реки, и начали пускать стрелы. Однако во время стрельбы стрела Имама попала в одну из опор под мостом через реку, повредив её. Увидев это, он сошёл со своего транспорта, вытащил стрелу из опоры и закончил сеанс стрельбы из лука, велев своим спутникам возвращаться. После этого он повернулся ко мне и сказал, глубоко вздохнув от горя и беспокойства: «О Абу Джа'фар! Есть срочная необходимость, которую я прошу тебя выполнить!».
 
Когда я ответил, что готов выполнить любую его просьбу, он сказал: «Иди к владельцу этого моста и сообщи ему, что мы повредили опору. Поэтому мы хотели бы, чтобы он разрешил нам либо заменить опору, либо компенсировать ему ущерб деньгами. Таким образом, мы хотим, чтобы он освободил нас от ответственности за причинённый нами ущерб».
 
Владельцем моста был Хумейд ибн Ахдар. После того как я передал ему послание Имама, он ответил: «Передай мой салям Абу Абдуллаху, Имаму Бухари, и сообщи ему, что я освободил его от всякой ответственности, и также скажи ему, что я готов пожертвовать и потратить всё своё богатство ради него».
 
Вернувшись к Имаму и передав ему ответ, он так обрадовался, что его лицо засияло от радости. Кроме того, в этот день он рассказал пятьсот хадисов и потратил триста дирхамов на благотворительность из благодарности Всевышнему Аллаху»[16].
 
Мухаммад ибн Абу Хатим упоминает:
 
«Однажды Имама Бухари пригласили во фруктовый сад одного из его сподвижников. Имам принял приглашение и отправился во фруктовый сад. Затем, находясь во фруктовом саду, он начал совершать нафиль намаз. После завершения нафиль-намаза он поднял подол своей курты и сказал одному из своих спутников: «Посмотри, нет ли чего-нибудь внутри моей курты».
 
При ближайшем рассмотрении оказалось, что в курту Имама, когда он совершал намаз, залетела оса и ужалила его шестнадцать или семнадцать раз, отчего его тело распухло. Наблюдая за болезненной травмой, кто-то спросил: «Почему ты не поторопился завершить свой намаз, когда тебя ужалили в первый раз?». Имам ответил: «Я был занят чтением суры и не хотел заканчивать намаз, не завершив его»[17].
 
Мухаммад ибн Мансур (да смилуется над ним Аллах) рассказывает о следующем случае:
 
«Однажды, когда мы находились в мечети, сидя на маджлисе Имама Бухари, некий человек в мечети убрал немного грязи со своей бороды и бросил её на землю. Я посмотрел в сторону Имама, чтобы узнать, заметил ли он то, что сделал этот человек. Я заметил, что Имам посмотрел на грязь на полу, а затем перевёл взгляд на студентов в собрании. Позже, когда он почувствовал, что никто его не видит, он поднял грязь с пола и положил её в рукав. Затем, выйдя из мечети, он вынул грязь из рукава и бросил её на землю. Наблюдая за его поведением, я понял, что он желал сохранить мечеть чистой от грязи, так же как этот человек желал сохранить свою бороду чистой от грязи».
 
Примечание: Этот случай показывает, с каким большим уважением Имам Бухари относился к дому Всевышнего Аллаха, а также каким высоким уровнем ихляса и искренности он был наделён, что не хотел раскрывать перед людьми свои добрые дела[18].
 

Как Имам Бухари сторонился гыйбата

 
Имам Бухари был крайне осторожен в отношении гыйбата (злословия), поэтому однажды он сказал:
 
«С тех пор, как я узнал, что гыйбат является харамом, я никогда не делал гыйбат в отношении любого человека».
 
Именно из-за того, что Имам проявлял очень высокую степень осторожности в отношении гыйбата, он однажды сказал:
 
«Я надеюсь, что когда я встречусь с Всевышним Аллахом, Он не упрекнёт меня за то, что я сделал гыйбат в отношении какого-либо человека».
 
Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) упоминает:
 
«Даже комментируя состояние различных рассказчиков и критикуя их, Имам Бухари проявлял крайнюю осторожность в своих высказываниях, что очевидно для каждого, кто изучает его труды. Поэтому чаще всего Имам критиковал человека, говоря: «Мухаддисы молчат о нём (т.е. не одобряют его)», или: «В нём есть проблема», или: «Мухаддисы избегают его», или другие подобные замечания»»[19].
 

Отношение к должнику со снисходительностью

 
Мухаммад ибн Абу Хатим рассказывает:
 
«У Имама Бухари был некий должник, который задолжал ему значительную сумму денег и задерживал выплату долга. Однажды, когда Имам находился в городе Фирабр, он получил информацию о том, что его должник приехал в город Аамуль. Поэтому мы предложили Имаму отправиться в Аамуль, чтобы взыскать с должника причитающиеся ему деньги. Однако он ответил: «Не подобает нам внезапно прибыть туда и напугать его».
 
После этого его должник узнал, что Имам находится в Фирабре, и поэтому он бежал в Хварзам. Тогда мы сказали Имаму: «Ты должен написать послание Абу Саляме, губернатору Аамуля, и попросить его передать губернатору Хварзама указание схватить должника и забрать у него деньги, которые он тебе должен».
 
Однако Имам ответил: «Если я попрошу их написать письмо для меня, то, возможно, однажды они попросят меня написать письмо для них, а я не желаю продавать свою религию за богатство». Мы изо всех сил пытались убедить его попросить губернатора написать письмо, но он воздержался от этого. В конце концов, без ведома или указания Имама, мы поговорили с правителем, и он написал письмо губернатору Хварзама. Когда Имам узнал о нашем поступке, он очень рассердился и сказал: «Не пытайтесь проявить ко мне больше доброты, чем я проявляю сам (т.е. вы желаете мне добра, но я знаю, что лучше для меня по сравнению с вами)».
 
Затем, вслед за письмами привителя, Имам отправил своё письмо (объясняя, что он не обращался с просьбой, и прося оставить должника в покое), а также написал некоторым своим сподвижникам в Хварзаме, прося их не вмешиваться в дела должника, а вместо этого относиться к нему с добрым нравом.
 
Затем должник покинул Хварзам и вернулся в Аамуль, намереваясь отправиться в один из районов Марва. После некоторые из деловых людей собрались вместе и отправили письмо правителю, сказав, что Имам Бухари вышел в погоню за своим должником. Услышав это, правитель тут же вознамерился задержать должника и заставить его вернуть деньги. Однако Имаму это не понравилось. Ему не нравилось то, чтобы должник подвергался жестокому обращению из-за долга, который он ему задолжал. Поэтому с должником было заключено соглашение, что он будет выплачивать Имаму скудную сумму в десять дирхамов ежегодно — несмотря на то, что общая сумма долга составляла двадцать пять тысяч дирхамов. И даже тогда Имам не получил ни одной суммы из причитающихся ему денег — ни одного дирхама»[20].
 

Привнесение счастья в сердце человека

 
Однажды Имам Бухари сидел дома, когда к нему пришла его рабыня и захотела войти. Войдя в дом, она прошла мимо Имама и случайно споткнулась о чернильницу, стоявшую рядом с ним.

 Имам обратился к ней со словами: «Почему ты не смотришь, куда идешь?». Услышав это, она ответила: «Если некуда ступить, то как же я должна идти?». Как только она сказала это, Имам сказал ей: «Ты можешь идти, ибо я освободил тебя».
 


Позже, когда Имама Бухари спросили, почему он освободил девушку-рабыню, если она его разозлила, он ответил: «Раз ужона меня разозлила, значит, я принёс счастье своему сердцу, освободив её». 

Другими словами, вместо того, чтобы ответить суровостью, он подражал благословенной сунне Посланника Аллаха — проявлять доброту и хороший нрав к тому, кто проявляет плохой характер. Именно этот аспект — практика сунны — привнёс счастье в сердце Имама Бухари[21].
 

Любовь Имама к хадисам

 
Мухаммад ибн Аби Хатим рассказывает следующее:
 
«Когда я сопровождал Имама Бухари в путешествии, то мы оставались в одной комнате, если только это не был летний сезон (когда стояла сильная жара). В течение ночи я замечал, что Имам вставал примерно пятнадцать-двадцать раз. Встав, он брал кремень (камень, используемый для разжигания огня) и зажигал им лампу. После этого он просматривал некоторые хадисы и делал заметки. Через некоторое время он опускал голову и засыпал. Заметив это, я сказал ему: «Почему ты обременяешь себя пробуждением, чтобы делать любую желаемую работу? Почему ты не будишь меня, чтобы я мог служить и помогать тебе?».
 
Имам Бухари ответил: «Ты ещё молод, поэтому я не хочу нарушать твой сон».
 
Мухаммад ибн Аби Хатим далее упомянул, что незадолго до фаджра Имам Бухари совершал тахаджуд, а затем витр. Он также упомянул, что Имам обладал некоторым количеством благословенных волос Посланника Аллаха , которые держал при себе в своей одежде (чтобы получать от них благословения (баракат))[22].
 

Великий труд Имама Бухари — «Сахих аль-Бухари»

 
Всевышний Аллах благословил Имама Бухари тауфиком (способностью) к написанию множества различных книг, относящихся к хадисам и наукам о хадисах.
 
Среди написанных им книг — «Тарих Кабир», «Тарих Аусат» и «Тарих Сагыр», а также «Аль-Адаб-уль-Муфрад» и другие сборники хадисов.
 

Самый достоверный сборник хадисов

 
Самым известным сборником Имама Бухари является сборник, известный как «Сахих аль-Бухари».
 
Что касается достоверности «Сахиха аль-Бухари», то Алляма Суюти отметил, что все учёные единогласны в том, что эта книга является самой достоверной книгой после Священного Корана. Сообщается, что Имам составлял «Сахих аль-Бухари» в течение шестнадцати лет. Он отобрал хадисы для этой книги из шестисот тысяч хадисов. Он говорил:
 
«Я поместил в свою книгу только достоверные хадисы. Однако достоверных хадисов, которые я не включил в свою книгу, гораздо больше, и их число превосходит число достоверных хадисов в моей книге».
 

Причина составления «Сахиха аль-Бухари»

 
Однажды Имам Бухари сидел на уроке своего устаза, имама Исхака ибн Рахавейха (да смилуется над ним Аллах). Тогда Имам Исхак сказал студентам:
 
«Было бы хорошо, если бы некоторые из вас составили книгу, содержащую только достоверные хадисы Посланника Аллаха ».
 
Имам Бухари принял наставление своего устаза близко к сердцу и начал составлять «Сахих аль-Бухари». О причине составления им «Сахиха аль-Бухари» Имам также упоминает следующее:
 
«Мне приснился сон, в котором я увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха и отгоняющим от него мух. Проснувшись, я пошёл к человеку, сведущему в науке толкования снов, и рассказал ему о своём сне. Он сказал мне: «Толкование сна таково, что ты отвратишь ложь и измышления от (хадисов) Посланника Аллаха ». Именно это побудило меня к составлению моей книги»[23].
 

Значение, придаваемое благословенным хадисам

 
Всевышний Аллах увенчал книгу Имама Бухари таким всеобщим признанием, что с момента его составления прошло более тысячи лет, но мы видим, что благословенность этой книги продолжает проникать в мир. Эту книгу можно найти в каждой библиотеке мира, её преподают в каждом исламском учебном заведении. Сообщается, что около девяноста тысяч студентов изучали «Сахих аль-Бухари» непосредственно у Имама при его жизни. Возможно, такое глубокое признание было вызвано большим уважением и почётом, которые он оказывал благословенным хадисам Посланника Аллаха .
 
Имам Бухари говорил:
 
«Я не записывал ни одного хадиса в свою книгу, не совершив сначала гусль, а затем два ракаата намаза».
 
Имам Бухари также сказал:
 
«Я начал писать свою книгу в Масджид аль-Харам (Заповедной Мечети Аль-Харам). Прежде чем включить какой-либо хадис в свою книгу, я сначала делал дуа Всевышнему Аллаху, моля о благости и руководстве. После этого я совершал два ракаата намаза. Только после этого, если я чувствовал, что хадис достоверный, я включал его в свою книгу».
 

Радостные вести для Имама Бухари

 
Мухаммад бин Аби Хатим рассказывает:
 
«Однажды мне приснился сон, в котором я увидел Имама Бухари, идущего позади Посланника Аллаха . Имам Бухари следовал за Посланником Аллаха таким образом, что ставил свои ноги на каждый шаг Посланника Аллаха ».
 
(Это было свидетельством того, что Имам Бухари полностью придерживался благословенной сунны Посланника Аллаха на протяжении всей своей жизни).
 
Ученик Имама Бухари, Алляма Фирабри (да смилуется над ним Аллах), рассказывал:
 
«Однажды я увидел Посланника Аллаха во сне. Он спросил меня: «Куда ты идешь?». Я ответил: «Я иду к Мухаммаду ибн Исмаилю Бухари». Когда я сказал об этом Посланнику Аллаха , он сказал мне: «Когда пойдешь к Имаму Бухари, то передай ему мой салям»»[24].
 

Жертвование имуществом ради сохранения благословенных хадисов Посланника Аллаха

 
В течение своей жизни Имам Бухари путешествовал по различным частям света, дабы получить сокровища хадисов от различных мухаддисов того времени.
 
Однажды Имам путешествовал на корабле в одну из стран. В то время у него с собой была тысяча динаров на дорожные расходы и другие нужды. Эти деньги хранились в мешочке, и он никому не рассказывал об этих деньгах.
 
Во время путешествия один пассажир корабля подошёл к Имаму и подружился с ним. Он выразил любовь к Имаму и стал проводить время в его обществе, пока не стал очень близок с ним. Через некоторое время, когда Имам увидел степень любви и дружбы этого человека, а он проводил много времени в его обществе, Имам начал доверять ему. Затем Имам взял его под свою опеку и доверился ему, сообщив ему о тысяче динаров, которые были у него с собой.
 
Через несколько дней этот человек проснулся ото сна и закричал, что кто-то украл его деньги. Во время крика он начал рвать на себе одежду. Он даже начал бить себя по лицу и бить по голове от страха! Увидев его явное страдание и бедствие, люди на корабле сразу же пришли в недоумение и растерянность. Они подошли к нему и стали спрашивать, что произошло, но он притворился, что его одолевает крайняя скорбь, и не отвечал. В конце концов, когда они настойчиво спросили его, в чем дело, он немного успокоился и сказал: «У меня был с собой мешочек, в котором лежала тысяча динаров, но теперь этот мешочек пропал!».
 
Люди поверили его рассказу и сразу же заподозрили, что его украли. Поэтому они начали обыскивать всех пассажиров корабля, одного за другим, в поисках мешочка с динарами. Как только Имам понял, что происходит, он взял мешочек и, чтобы никто не видел, бросил его в океан. Так обыскивали каждого человека, пока не обыскали даже Имама. Наконец, когда искать было уже некого, а мешочек с динарами так и не нашли, люди вернулись к человеку и строго отчитали его за то, что он солгал им о мешочке и зря потратил их время. Затем, когда путешествие закончилось и все пассажиры сошли с корабля, этот человек пришел к Имаму и спросил его: «Что ты сделал с мешочком динаров? Почему люди не смогли найти его?».
 
Имам ответил: «Когда люди начали поиски, я бросил его в океан».
 
Человек был потрясен и спросил: «Как это ты смог уничтожить такую большую сумму денег?».
 
Имам ответил:
 
«О невежда! Разве ты не знаешь, что я посвятил всю свою жизнь сбору хадисов Посланника Аллаха , пока все учёные не стали считать меня надежным рассказчиком хадисов? Если я посвятил всю свою жизнь служению хадисам, то как я мог позволить себе стать мишенью для обвинения в воровстве? Как я мог пожертвовать бесценной щедростью — благословенными хадисами Посланника Аллаха ? Если меня обвинят в краже, то я потеряю свое качество надежного и заслуживающего доверия рассказчика в науке хадисов. Это, в свою очередь, приведет к тому, что все благословенные хадисы, которые я приобрел, станут неприемлемыми. Как я могу допустить такую большую потерю ради нескольких динаров?»[25].
 

Строительство гостиницы для бедных и путников, кормление людей

 
Однажды Имам Бухари вышел из города Фирабр, намереваясь отправиться в район, расположенный недалеко от Бухары. Он пожелал построить в той местности постоялый двор для путников и бедняков. Узнав о его намерении, большая группа людей собралась и решила помочь ему в строительстве постоялого двора. Во время строительства Имам своими собственными руками таскал кирпичи и лично помогал в строительстве. Наблюдая за этим, его близкий ученик Мухаммад ибн Аби Хатим сказал ему: «О Абу Абдуллах (это была кунья Имама Бухари)! Мы здесь, чтобы служить тебе. Поэтому нет необходимости в том, чтобы ты испытывал трудности, помогая в строительстве».
 
Однако Имам ответил: «Именно эта работа принесет нам пользу и поможет в загробном мире (и поэтому мы хотим лично принять в ней участие)».
 
После завершения строительства гостиницы Имам зарезал корову и приготовил еду, чтобы накормить людей. Это было сделано от счастья, что работа была завершена, и в знак благодарности тем, кто помогал ему. Поэтому он пригласил людей, которых было более ста человек, на трапезу. Однако Имам не предполагал, что ему придется кормить такое большое количество людей, и поэтому, когда он пришёл из Фирабра, он взял с собой только хлеб на три дирхама. В то время на один дирхам можно было купить пять маннов хлеба. Поскольку один манн составляет примерно 800 г., общее количество хлеба, которое взял с собой Имам, было менее 12 кг. Несмотря на то, что это было не такое уж малое количество, его считали недостаточным для того, чтобы накормить всех присутствующих. Тем не менее, Всевышний Аллах вложил в хлеб такой огромный баракат, что все люди наелись досыта, а хлеб даже остался»[26].
 

Посвящение своего времени, энергии и ресурсов служению хадисам

 
Всевышний Аллах избрал Имама Бухари для служения хадисам. На протяжении всей своей жизни он считал своё участие в служении хадисам великой щедростью и благосклонностью Всевышнего Аллаха к нему. Поэтому он посвятил всё своё время, энергию и ресурсы изучению, обучению, практике и распространению знаний о благословенных хадисах Посланника Аллаха . Он следил за тем, чтобы ничто и никогда не отвлекало его от главной цели и задачи.
 
Хусейн ибн Мухаммад ас-Самарканди (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:
 
«Имам Бухари обладал тремя особыми качествами, помимо всех других похвальных качеств, которыми его благословил Всевышний Аллах. Эти три качества заключаются в том, что он очень мало говорил, не стремился приобрести мирского, которым обладали другие люди, и не беспокоился о делах людей. Напротив, он посвящал все свое время и энергию познанию религии»[27].
 
Подобным образом, писарь Имама Бухари, Мухаммад ибн Аби Хатим, упоминает:
 
«Однажды Имам Бухари продиктовал мне много хадисов. Из-за того, что он рассказывал так много хадисов, он боялся, что я устану записывать. Поэтому он сказал мне: «Ты должен заниматься этой работой с радостным сердцем. Люди мирских развлечений заняты своими развлечениями, ремесленники заняты своими различными ремеслами и занятиями, торговцы заняты своей коммерцией и торговлей — в то время как ты удостоен чести быть с Посланником Аллаха и его сахабами, да будет доволен ими Аллах (т.е. заниматься служением хадисам)!».
 
Я ответил: «Я не устал писать. Да смилостивится над вами Всевышний Аллах! Я надеюсь, что мне будет уготована доля награды за весь тот труд, который я совершаю вместе с вами в служении хадисам»[28].
 

Расходование своего имущества на пути Аллаха

 
Мухаммад ибн Аби Хатим сообщает, что, когда скончался отец Имама Бухари, Имам унаследовал от него большое состояние. Он вложил эти средства в товарищество «мудараба» (товарищество, в котором один партнер вкладывает капитал, а другой выполняет работу по торговле), и именно благодаря этому он получал доход[29].
 
Имам тратил заработанные деньги на себя и использовал их для приобретения знаний о хадисах. Он также щедро тратил деньги на учеников, изучающих религию, и обильно расходовал на благотворительность.
 
Однажды Имам рассказал Ибн Аби Хатиму следующее: «Мой ежемесячный доход составлял пятьсот дирхамов. Я тратил всю эту сумму на приобретение знаний о религии». Услышав это, Ибн Аби Хатим заметил: «Какая большая разница между тем, кто приобретает богатство, чтобы потратить его на пути благочестия, и тем, кто использует знания благочестия для приобретения богатств мира!».
 
В ответ на это Имам процитировал следующий аят из Священного Корана:
 

وَمَا عِنۡدَ اللّٰهِ خَیۡرٌ وَّاَبۡقٰی

 
«Награда, которую дает Всевышний Аллах, лучше и долговечнее (чем богатства этого мира)».
 
Что касается того, как Имам Бухари тратил своё имущество на студентов, изучающих хадисы, Мухаммад ибн Аби Хатим сообщает:
 
«Имам Бухари расходовал свои богатства на благотворительность. Когда кто-либо из изучающих хадисы нуждался, он брал его за руку и давал ему примерно двадцать-тридцать дирхамов, при этом никто не замечал, что он помог этому человеку или дал ему что-либо. Имам всегда держал свой кошелек при себе (чтобы потратить из него на нуждающихся). Я видел, как он неоднократно давал одному и тому же студенту сумку с тремястами дирхамами. Я узнал о сумме только потому, что он сам сообщил мне об этом позже. Студент рассказал мне, что в один из таких случаев Имам тайно передал ему большое богатство. После этого, во время хадисов, студент захотел выразить ему свою благодарность и сделать за него дуа перед другими студентами. Однако Имам не хотел, чтобы кто-то узнал о финансовой помощи, которую он оказал студенту. Поэтому он сразу же велел студенту продолжать урок и читать следующий хадис, который должен был преподавать Имам Бухари»[30].
 

Чтение Священного Корана в Рамадане

 
Мусаббих бин Са'ид (да смилуется над ним Аллах) сообщает следующее:
 
«В первую ночь Рамадана Имам Бухари возглавлял намаз таравих. Он читал примерно по двадцать аятов в каждом ракаате, и так продолжалось каждую ночь, пока он не закончил чтение Священного Корана. Во время последней трети ночи он читал от половины до трети Священного Корана в намазе тахаджуд. Таким образом, он совершал один хатм в тахаджуде каждые три дня. Помимо этого, он совершал один хатм ежедневно, в течение дня, и завершал его во время ифтара. По завершении хатма он совершал дуа и говорил:
 
«В то время, когда завершается хатм, принимаются дуа»[31].
 

Радостные вести для Имама Бухари и его книги

 
Абу Зайд аль-Марвази (да смилуется над ним Аллах) был великим шаафиитским факихом и мухаддисом. Он был учителем многих выдающихся мухаддисов, таких как имам ад-Даракутни. Сообщается, что вначале он не изучал «Сахих» Имама Бухари. Однако затем он изучил «Сахих аль-Бухари» под руководством имама Фарабри, ученика Имама Бухари, пока не стал одним из основных рассказчиков «Сахиха» от имама Фарабри. Что касается случая, который привел его к изучению «Сахих аль-Бухари», Абу Зайд рассказывал:
 
«Однажды я спал в местности между Чёрным камнем и Макамом Ибрахима, когда мне приснился сон. Во сне Посланник Аллаха обратился ко мне и сказал: «О Абу Зайд! Сколько ещё ты будешь изучать книгу Имама Шафи'и? Почему ты не изучаешь мою книгу?». Я сразу же спросил: «О Посланник Аллаха ! А какая у тебя книга?» Посланник Аллаха ответил: «Книга Мухаммада ибн Исмаиля Бухари»[32].
 

Смерть Имама Бухари

 
Имам Бухари скончался в ночь Ид аль-Фитр в 256 году хиджры.
 
В тот год Ид аль-Фитр выпал на субботу, и поэтому Имам скончался накануне вечером. Его похоронили в день Ида, после обеденного намаза, и на момент кончины ему было шестьдесят два года.
 
Абдуль-Вахид ибн Адам (да смилуется над ним Аллах) упоминает, что в ночь кончины Имама он увидел следующий сон:
 
«Я видел Посланника Аллаха , стоящего в определенном месте с группой сахабов (да будет доволен ими Аллаха). Я поприветствовал его салямом, и он ответил на мой салям. Тогда я спросил: «Чего ты ждешь, о Посланник Аллаха ?». Посланник Аллаха ответил: «Я жду Мухаммада ибн Исмаиля Бухари». В то время Абдуль-Вахид не знал о кончине Имама. Поэтому он рассказывал:
 
«Через несколько дней после увиденного сна я получил известие о том, что Имам Бухари скончался. Когда я поинтересовался временем его кончины, то обнаружил, что он скончался именно в то время, когда я видел во сне Посланника Аллаха , ожидающего встречи с ним»[33].
 

 

Биография Имама аль-Бухари из книги «Сияр а'лям ан-нубаля»:

 

 

Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5

 

[1] «Сияр А'лям ан-Нубаля», 12/391
 
[2] «Хадью ас-Сари», стр. 477
 
[3] «Сияр А'лям ан-Нубаля» 12/392
 
[4] «Хадью ас-Сари», стр. 477
 
[5] Там же
 
[6] Там же
 
[7] «Хадью ас-Сари», стр. 479
 
[8] «Хадью ас-Сари», стр. 478
 
[9] «Тахзиб-уль-Камаль», 24/439-440
 
[10] «Сияр А'лям ан-Нубаля», 12/408
 
[11] Там же
 
[12] «Сияр А'лям ан-Нубаля, 12/401
 
[13] «Сияр А'лям ан-Нубаля, 24/459
 
[14] «Сияр А'лям ан-Нубаля, 12/409
 
[15] Там же
 
[16]  «Хадью ас-Сари», стр. 480
 
[17]  «Сияр 'Алям ан-Нубаля», 12/442
 
[18]  «Хадью ас-Сари», стр. 481
 
[19]  «Хадью ас-Сари», стр. 480
 
[20]  «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/446
 
[21]  «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/452
 
[22]  «Хадью ас-Сари», стр. 481
 
[23]  «Хадью ас-Сари» стр. 7 и 491-492; «Тадриб-ур-Раави», 1/96
 
[24]  «Хадью ас-Сари», стр. 7, 347, 489 и 491
 
[25] «Сиратуль Имам Бухари», Мубаракфури, стр. 122-123
 
[26] «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/450
 
[27] «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/448-449
 
[28] «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/445
 
[29] «Хадью ас-Сари», стр. 479
 
[30] «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/450
 
[31]  «Тахзиб-уль-Камаль», 24/446
 
[32] «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/438
 
[33] «Сияр А’лям ан-Нубаля», 12/468

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 934
12 сентября, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Айбол  Амиржан
Айбол Амиржан
0
имам скончался в день ид аль-фитр, и написано, что похоронили его на курбан байрам, а это ид аль-адха
17 июля, 23
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Ас-Cаляму ‘алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Исправлено, ДжазакаЛлаху хайран!
23 июля, 23

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Шейх Махмуд Эфенди
Шейх Махмуд Эфенди
В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенд...
9 468
2 июля, 22
Имам Мухаммад Ясин аль-Фадани
Имам Мухаммад Ясин аль-Фадани
Имам, превосходный ученый, хранитель иснадов Абу Файд Аламуддин Мухаммад Ясин ибн Мухаммад Иса аль-Фадани. По происхождению он был индоне...
2 907
9 июня, 22