Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли
Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли
Полное имя имама: Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамза аль-Мануфи аль-Мисри аль-Ансари. Известен как Аш-Шафии-младший, что говорит о значимом мес...
1 933
29 мая, 22

Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли

1 933
29 мая, 22
АВТОР ЦИКЛА
Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли
Джабраил Усмаев
Автор:
ДЖАБРАИЛ УСМАЕВ
Устаз по шафиитскому фикху
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Шихабуддин ар-Рамли

Биография имама Шамсуддина Мухаммада ар-Рамли

 
Полное имя имама: Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамза аль-Мануфи аль-Мисри аль-Ансари. Известен как Аш-Шафии-младший, что говорит о значимом месте среди ученых мазхаба.
 
Шамсуддин ар-Рамли родился в Египте в 917 году по хиджре. Учитывая, что он был сыном имама Шихабуддина ар-Рамли, можно догадаться, кто и в каком объеме оказал влияние на воспитание будущего знатока шафиитской правовой школы, которому было суждено стать автором одного из самых авторитетных комментариев к «Минхадж ат-толибин» имама ан-Навави (да помилует его Аллах).
 
Действительно, отец не просто направил сына к учебе, но и передал ему огромные знания. Кому-то такое положение дел может показаться крайне естественным, но практика показывает, что это далеко не так: семья ученого нередко перенимает от него меньше научной и духовной пользы, чем кто-либо другой. Проблема не в том, что ученые небрежны к состоянию своих семей и обучению их религии, — нет.
 
Это во многом объясняется спецификой отношений, которые связывают шейха или студента с родителями, супругой, детьми и близкими родственниками: родителям по понятной причине тяжело воспринимать назидания от того, кого они всегда будут считать своим ребенком; супруга часто взаимодействует с ученым в бытовых обстоятельствах, которые частично перекрывают духовную составляющую, предполагающую систему отношений “учитель-ученик”, или прикрывают ее; с детьми дело обстоит похожим образом, хотя, может, в меньшей степени; ну, а что касается близких родственников, как двоюродные братья, с которыми ты провел детство и юность, то и тут бывает множество факторов, препятствующих максимальному получению религиозной и духовной пользы.
 
В этом нет ничего плохого — это факты, которые стоит учитывать. Учет этих моментов поможет человеку, изучающему религиозные науки, не обижаться на родных и близких, не винить их в незаинтересованности. Это не является попыткой оправдать настоящую незаинтересованность, когда люди даже обязательные для себя знания оставляют без внимания под какими-либо предлогами, а служит попыткой объяснения того, почему посторонние лица черпают больше знаний от того, кого видят только на маджлисах чтения книг и зикра.
 
Вернемся к имаму Шамсуддину ар-Рамли и его отцу Шихабуддину (да помилует их Аллах). Благочестивый сын перенял от уважаемого отца знания по исламскому праву, толкованию Священного Корана, морфологии, синтаксису, стилистике, риторике и истории. Он получил такой научный уровень, который, можно сказать, избавил его от необходимости продолжать учебу у других современников. Говорят, что однажды отец Мухаммада ар-Рамли сказал:
 
“Хвала Аллаху! Я оставил Мухаммада (своего сына) с таким багажом знаний, при котором он не будет нуждаться в ученых своего времени, кроме как в редких случаях”.
 
При этом имам Мухаммад ар-Рамли обучался у других ученых, расширяя имеющиеся знания.  
 
В биографии имама Мухаммада ар-Рамли мы вновь сталкиваемся с пунктом, неразрывно связанным с историей научного пути абсолютного большинства мусульманских имамов, навсегда вошедших в историю Уммы, как люди, внесшие серьезный вклад в ту или иную науку. Речь идет о заучивании наизусть. Из того, что имам Мухаммад ар-Рамли выучил наизусть, — Священный Коран и стихотворение «Аль-Бахджа» [5290 стихотворных строк] Ибн аль-Варди по шафиитскому мазхабу. Заучивание трудов наизусть не было вызвано слабостью понимания. Напротив, в биографии имама подчеркивается феноменальность его уровня усвоения материала и способность видеть глубины текстов. Однако, заучивание наизусть и регулярное повторение позволяет увидеть такие тонкости, идущие невидимыми нитями меж строк, которые не заметит смышлёный читатель, не приблизившись к труду так же близко. Поэтому можно заключить, что одна из формул успеха ученых нашей Уммы, — это глубокое понимание в связке с заучиванием и повторением.
 
Практика полученных знаний была для имама превыше всего. Великий суфий, факих шафиитского мазхаба, на которого последующие факыхи мазхаба взирают, как на сияющую звезду, имам Абдуль-Ваххаб аш-Ша’рани (да помилует его Аллах) пишет про имама Мухаммада:
 
“Я был рядом с ним с тех времен, когда я еще носил его на своих лопатках, и по сей день я бываю с ним. За все это время я ни разу не заметил в нем чего-либо, что могло бы очернить его в плане соблюдения религии. Будучи маленьким, он не игрался с остальными детьми, а рос в богослужении и богобоязненности, бережном отношении к защите органов тела от запретного и чистоте чести. Отец уделял большое внимание его воспитанию, и преуспел в этом. Когда я учился у его отца в медресе «Ан-Насырия» и нес Мухаммада на лопатках, уже тогда я стал замечать в нем признаки праведности и божественной поддержки. Всевышний сделал мои надежды явью, и (Мухаммад ар-Рамли) стал радостью для очей любящих его. Сегодня он является тем, к кому обращаются жители и ученые Египта для получения точных фетв, и все они единогласно считают его истинно религиозным, богобоязненным, необычайно воспитанным и благородным человек. Хвала Аллаху, с каждым днем он не перестает расти в этих чертах”.
 
Тот, кто знаком с трудами имама аш-Ша’рани, знает, насколько он аккуратен и гибок в выборе описаний для человека: он не станет говорить о ком-то плохо, но, говоря хорошее, не воспользуется формулировками, из которых следует то, чего нет в действительности. Подобное свидетельство от него — от человека справедливо требовательного — имеет огромный вес, так как оно включает в себя и научную сторону, и духовную. Свидетельства о научном статусе Мухаммада ар-Рамли мы видим в словах имама Ибн Хаджара аль-Хайтами, словах автора «Фатхуль Муин» имама Зайнуддина аль-Малибари, словах аль-Факихи и других.
 
Этот замечательный ученый оставил после себя учеников-имамов, чьи труды сейчас являются ключами понимания комментариев «Минхадж ат-толибин» и других продвинутых книг. Наиболее яркими египетскими учениками имама являются Нуруддин аз-Зияди, Салим аш-Шабшири, Шамсуддин аш-Шавбари, Шихабуддин аль-Кальюби, Абдуррауф аль-Мунави, аш-Шихаб аль-Хафаджи. Что касается его учеников из Шама, то следует упомянуть Шамсуддина аль-Майдани, Ну’мани аль-Хабраси и Умара Касуха.
 
О величии имама ар-Рамли свидетельствует то, что, когда он сменил своего отца в преподавании, ученые, обучавшиеся у его отца, продолжили посещать уроки ар-Рамли-младшего! Из числа этих ученых: шейх Насыруддин ат-Тобляви и шейх Ахмад ибн Касим аль-Аббади (автор примечаний к комментариям Ибн Хаджара аль-Хайтами к «Минхаджу» и комментариям к «Аль-Бахджа»). Ввиду уровня учеников имама, его уроки и собрания можно сравнить с целым научным комитетом, и это — один из факторов высокого статуса его комментариев к «Минхаджу» ан-Навави: они были зачитаны перед выдающимися умами того времени.
 
Смерть не обходит стороной того, чей срок настал, каким бы нужным и полезным ни был человек. Так, она явилась к имаму в 1004 году по хиджре, уведя его к милости Господа миров. Имам был похоронен рядом с тем, кто вложил всю душу в то, чтобы стать причиной его счастья в обоих мирах, — рядом со своим заботливым отцом, Шихабуддином ар-Рамли.
 
О Аллах, объедини их вместе в садах Фирдауса, а также нас вместе с ними!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
962
13 апреля, 24
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Это история о праведнике, суфие, факихе, интеллектуале и аскете Сальмане аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. Он вырос в городе Исфахан...
6 989
25 мая, 23

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Имам Шихабуддин ар-Рамли
Имам Шихабуддин ар-Рамли
Его полное имя: Абу аль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Хамза ар-Рамли. В биографиях ученых мы часто встречаем слова о том, что тот или иной зн...
2 053
19 мая, 22
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри — выдающийся ученый, знаток фикха и муфтий. Шейх (да помилует его Аллах) был потомком нашего господина Хусейна (...
1 705
13 февраля, 22