Image
Был ли имам Абу Ханифа табиином?
От Имаме Абу Ханифе передается от Хафиза аз-Захаби, что он видел сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Анаса ибн ...
715
12 декабря, 21

Был ли имам Абу Ханифа табиином?

715
12 декабря, 21
АВТОР ЦИКЛА
Был ли имам Абу Ханифа табиином?
Зафар Ахмад Усмани
Автор:
ЗАФАР АХМАД УСМАНИ
Шейх Деобанда
Deoband.com
Источник:
DEOBAND.COM

Труды ученых Даруль Улюм Деобанд

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Каких сподвижников мог встречать имам Абу Ханифа?
Знайте, что большинство ученых по хадису согласны, что человек считается таби‘ином (преемником сподвижников), если просто встретится со сподвижником и увидит его, и нет такого условия, чтобы он обязательно сопровождал его (сподвижника) в течение какого-то времени и передавал (хадисы) от него. [Ас-Суюты] пишет в «Тадриб ар-Рави» в качестве определения понятия таби‘ин:
 
«Сказано: «Он (табиин) — это тот, кто встретился с ним (со сподвижником), однако не сопровождал его, как было сказано в определении сахаба; и аль-Хаким согласился с ним. Ибн ас-Салях сказал: «Это близко к истине». Автор (т.е. ан-Навави) сказал: «Это наиболее очевидно»».
 
Аль-Ираки сказал: «Практика большинства ученых по хадису основана на этом (определении), ибо действительно Муслим и Ибн Хиббан включили аль-Амаша в поколение таби‘инов». Ибн Хиббан сказал: «Мы включили его в поколение таби‘инов, поскольку он встречался со сподвижником и помнил об этой встрече. Он видел Анаса, хотя нет достоверных сообщений, что он слышал связное повествование от него». Ат-Тирмизи сказал: «Он не слышал никого из сподвижников». Хафиз Абдуль-Гани аль-Макдиси также упоминает его среди них (таби‘инов), и он упоминал Яхью ибн Аби Касира среди них (таби‘инов), поскольку он встречал Анаса, и Мусу ибн Аиша, поскольку он встречал Амра ибн Хурайса».
 
Хафиз (Ибн Хаджар аль-Аскаляни) пишет в «Шарх Нухбат аль-Фикар»:
 
«Это предпочитаемое мнение — в противоположность тем, кто ставит условием для таби‘ина сопровождать сподвижника в течение времени, либо передавать достоверное сообщение от него, либо достигнуть возраста различения (там’из) (к моменту этой встречи)».
 
Как только это было удостоверено, мы скажем:
 
Наш великий Имам (Абу Ханифа), без сомнения, является таби‘ином, согласно этому предпочтительному мнению, и это соответствует утверждению Всевышнего (Свят Он и Велик):
 

«...и те, кто искренне последовал за ними, — они те, кем доволен Аллах. Они также довольны Аллахом». (Сура «Ат-Тауба», 9:100).

 
Имам Али аль-Кари пишет в «ат-Табакат»:
 
«То, что он видел, некоторых сподвижников установлено, но его передача от них оспаривается, то время как утверждение, на которое полагаются, установлено, как я объяснил это в «Шарх Муснад аль-Имам» относительно состояния его иснада (цепочки передачи), восходящей к некоторым благородным сподвижникам. Следовательно, он из благородных таби‘инов, как это подтверждено учеными светилами».
 
Хафиз аз-Захаби упоминает его в «Тазкират аль-Хуффаз», и пишет:
 
«Он родился в 80-м году (хиджры). Он видел Анаса ибн Малика более одного раза, когда он приезжал к ним в Куфу. Ибн Са’д передает это от Сайфа ибн Джабира, что он слышал, как Абу Ханифа говорил это».
 
Это показывает, что аз-Захаби был уверен (в точности) этого сообщения от Ибн Са’да, поскольку оно не скрыто.
 
Печать хафизов, Джалялуддин ас-Суюты (да помилует его Аллах) пишет в «Табийд ас-Сахифа»:
 
Этот вопрос (был ли Абу Ханифа таби‘ином) поднимался Хафизом Ибн Хаджаром, и он ответил утверждением, вот текст которого:
 
«Имам Абу Ханифа жил в то время (когда жива была) группа сахабов, поскольку он родился в Куфе в 80-м году хиджры, и в то время Абдуллах ибн Аби Ауфа проживал там, в то время как он умер позже (этого времени), как все согласны, и в Басре в то время был Анас ибн Малик, который скончался в 90-м году или позже».
 
«Ибн Са’д передает по надежной цепочке, что Абу Ханифа видел Анаса. Другие сахабы, помимо этих двух, были живы в землях (Ислама) после этого».
 
«Один из них (т.е. ученых) составил сборник того, что было передано Абу Ханифой от сподвижников. Однако, цепочки этих сообщений (иснад) не лишены слабости».
 
Это основано на позиции, что он присутствовал в то время в которое сахабы были живы, и на том, что он видел некоторых сподвижников, о чем Ибн Са’д передает в «Ат-Табакат». Следовательно, по этим соображениям, он (Абу Ханифа) стоит на положении таби‘ина, и это не установлено ни для кого из имамов современных ему городов, таких как аль-Аузаи из Леванта, двух Хаммадов — Ибн Саляма и Ибн Зейда из Басры, ас-Саури из Куфы, Малика из Медины, Муслима ибн Халид аз-Занджи из Мекки и аль-Лейса ибн Са’да из Египта. И Аллах знает лучше».
 
Это конец того, о чем упоминал Хафиз Ибн Хаджар.
 
Результатом того, что он и другие сказали, является тот факт, что иснады сообщений, которые Абу Ханифа передает от сахабов, слабые и недостоверные, но не безосновательные. Поэтому вопрос об их передаче является спорным, так как допустимо передавать слабое сообщение, добавив без специальных оговорок, что это передается так, как оно есть.
 
Я скажу:
 
Установлено всеми (учеными), что Имам (Абу Ханифа) видел некоторых сподвижников, это известно из сообщений, на которые полагаются. Его сообщения от них передаются по слабым цепочкам, но если их слабость (происходит) вследствие греховности (фиск) рассказчиков, то эти сообщения не восходят до уровня хасан, несмотря на то, что из-за их многочисленности их можно исключить из безосновательных сообщений, как мы упомянули ранее в «Тадриб ар-Рави», в «Баб Ахкям ад-даиф» из предисловия (к «Иляус-Сунан»). Но если это (их слабость) происходит по другим причинам, чем фиск (рассказчиков), они могут подняться на уровень хасан. Известно, что, если человек передает от кого-то (хадис), не относящийся к вопросу хукмов (Шариата), но к вопросу историй и добродетели, к этим сообщениям предъявляются не такие строгие требования, как к хадисам (из которых выводят шариатские установления), поскольку гибкость в вопросе (хадисов) о благочестии известна среди знатоков хадиса.
 
Что касается того, что он видел Анаса, то это подтверждают великое множество знатоков хадиса и исследователей сообщений. Из них: Ибн Са’д, Хафиз аз-Захаби и Хафиз Ибн Хаджар, как уже было упомянуто.
 
Хафиз аль-Иракы говорил: «Сообщение от любого из сахабов не является подлинным от Абу Ханифы, и он действительно видел Анаса».
 
Из них ад-Даракутни, Хамза ас-Сахми говорил: «Я слышал, что Даракутни сказал: «Абу Ханифа не встречался ни с кем из сахабов, кроме того, что он видел Анаса ибн Малика своими глазами, хотя он не передавал от него». Ас-Суюты также цитирует эти два утверждения в «Табйид ас-Сахифа».
 
Из них имам Абу Ма’шар Абдуль-Карим ибн Абдуссамад ат-Табари аль-Мукри аш-Шафии (ум. в 478 г. хиджры), поскольку он составил книгу, в которой собрал все, что Абу Ханифа передает от сподвижников. Ас-Суюты также упоминает это.
 
Из них Хафиз ас-Суюты, поскольку он упоминает вышеупомянутые сообщения и одобряет их, и он оценил сообщения Абу Ханифы от сахабов как не безосновательные, как было сказано ранее.
 
Из них Хафиз Абу аль-Хаджадж аль-Миззи. Он упоминает его (Абу Ханифу) в «Тахзиб аль-Камаль» и пишет: «Он видел Анаса».
 
Из них Хафиз аль-Хатиб аль-Багдади. Он пишет в «Тарих Багдад»: «Он видел Анаса ибн Малика».
 
Из них имам ан-Навави в «Тахзиб аль-Асма валь-Люгат», поскольку он цитирует утверждение Хатиба и соглашается с ним.
 
Из них Хафиз Ибн аль-Джаузи. Он пишет в «аль-Иляль-Мутанахия»: «Абу Ханифа не слышал от сахабов. Он только видел Анаса ибн Малика» («Тазкират ар-Рашид», с.281).
 
Из них Хафиз Абу Умар ибн Абдуль-Барр, поскольку он сказал: «Мухаммад ибн Са’д, писец аль-Вакиди, упоминает, что Абу Ханифа видел Анаса ибн Малика и Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Джаз аз-Зубайди». Он упоминает это и хранит молчание после этого (показывая свое одобрение). Это выдержки из «аль-Джаухар аль-Мудийя фи табакат аль-Ханафийя» (1:273).
 
Из них Имам аль-Джазари, ат-Турбушти, автор «Кашф аль-Кашшаф», и автор «Мират аль-Джинан», имам аль-Яфи. Али аль-Кари упоминает их в «Шарх Нухбат аль-Фикар» среди тех, кто утверждал, что Абу Ханифа видел Анаса и других сахабов, как это также упоминается в «Тазкират ар-Рашид», с. 280.
 
Из них Ибн Хаджар аль-Макки, поскольку он пишет в «аль-Хайрат аль-Хисан»: «Достоверно, как пишет аз-Захаби, что он видел Анаса ибн Малика, когда он был маленьким, и в одном сообщении (что он видел его) множество раз».
 
Из них алляма Ахмад аль-Касталляни, так как он пишет в комментариях к аль-Бухари в «Баб аль-Вуджуд ас-Саляти фи т-тыяб»: «И из таби‘инов: аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, аш-Шаби, Ибн аль-Мусайиб и Абу Ханифа».
 
Из них аль-Азники, ибо он пишет в «Мадинат аль-Улюм»: «Установлено этим различием, что Имам (Абу Ханифа) был из таби‘инов».
 
Из них алляма Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи, ибо он подтвердил сообщение от тех сахабов, в чье время он присутствовал, как упоминается в «Тазкират ар-Рашид», с. 281.
 
Из них Хафиз ас-Самани, ибо он пишет в аль-Ансаб: «Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ат-Тайми аль-Куфи, глава имамов фикха, факих из Ирака. Он видел Анаса ибн Малика».
 
Из них Хафиз Абдуль-Гани аль-Макдиси. Он пишет в «аль-Камиль фи Асмаур-Риджаль»: «Он видел Анаса». Это упоминается в «Тазкират ар-Рашид», с. 427.
 
Что до его сообщений от сахабов, имам Абу Ма’шар Абдуль-Карим ибн Абдуссамад ат-Табари аль-Мукри аш-Шафии (ум. в 478 г. х.) подтверждает это, и он составил книгу (этих сообщений), как было упомянуто. Это был великий ученый-шафиит. Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуль-Бакы и другие передают от него, как это упоминается в «Табакат аш-Шафи'ийя» (3:243). Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни упоминает его в «Лисан аль-Мизан», и он пишет: «Он передает от группы (сподвижников), и он находился в Мекке, и он обучал чтению Корана людей в течение долгого времени. Абу Наср аль-Гази, Абу Бакр ибн Абдуль-Бакы аль-Ансари и Абу Тамам ад-Дамири и другие передают от него… Ибн Тахир говорил: «Я слышал, как Абу Са’д аль-Харами говорил в Герате: «Прослушивание Абу Ма’шаром «Джуз'а Ибн Назифа» не является подлинным, он лишь взял копию и передал ее». Я скажу: «Это необоснованная критика» (4:50).
 
Имам и ученый по хадису, Абдуль-Кадир ибн Абуль-Вафа аль-Кураши аль-Ханафи аль-Мисри, первый, кто написал о рангах (ханафитов), также подтверждает это. Хафиз ас-Суюты упоминает его в «Хусн аль-Мухадара», и Хафиз Ибн Хаджар в «аль-Маджма аль-Муассаса» и они превозносят его, как упомянуто в «аль-Фаваид аль-Бахийя» (с. 42).
 
Аль-Кураши пишет: «Те, от кого он (Абу Ханифа) слышал (сообщения), пусть Аллах будет доволен ими, это: Абдуллах ибн Унайс, Абдуллах ибн Джаз аз-Зубайди, Анас ибн Малик, Джабир ибн Абдуллах, Макыль ибн Ясар, Василя ибн аль-Аска и Аиша бинт Аджруд. Я передал от аль-Хатиба, что он видел Анаса ибн Малика, и я опроверг того, кто сказал, что он не видел его, и я объяснил это удовлетворительным объяснением, и вся хвала Аллаху». Это из «аль-Джавахир аль-Мудийя» (1:28).
 
Имам Абу Али Абдуллах ибн Джафар ар-Рази передает от Мухаммада ибн Сама’а, от Абу Юсуфа: «Я слышал, как Абу Ханифа сказал: «Я совершал хадж с моим отцом в 93-м году хиджры, когда мне было 16 лет, когда внезапно появился старый человек, вокруг которого собрались люди, и я спросил у отца: «Кто этот старик?». Он ответил: «Это человек, который сопровождал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), его зовут Абдуллах ибн аль-Харис ибн Джаз». Я спросил у своего отца: «Что у него есть?» — «Изречения, которые он слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Я сказал отцу: «Проведи меня к нему, чтобы я мог услышать от него». Я встал перед ним, и люди расступились, пока я не подошел близко к нему, и я слышал, как он сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто обретет понимание религии Аллаха, того Аллах избавит от забот и дарует ему пропитание, откуда он не ожидает».
 
Абу Умар ибн Абдуль-Барр передает это следующим образом: «Было передано мне от Абу Якуба Юсуфа ибн Ахмада ас-Сайдаляни аль-Макки: Абу Джафар Мухаммад ибн Амр ибн Муса аль-Укайль передал нам: Абу Али Абдуллах ибн Джафар ар-Рази передает нам», и он передает это, и хранит молчание после этого.
 
Это «Джавахир аль-Мудийя» (1:273)[1]. Этому предшествовало заявление от Ибн Абдуль-Барра, передаваемое от Ибн Са’да, что Абу Ханифа видел Анаса и Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Джаза аз-Зубайди, указывающее, что он считал, что сообщение Абу Али Абдуллаха ибн Джафара ар-Рази является подлинным. Аллах знает лучше.
 
Это еще один путь (передачи), передаваемый главным судьей Мухаммадом ибн Махмудом аль-Хаваризми, в «Джами аль-Масанид» от Мухаммада ибн Ахмада ибн Сама’а: Бишр ибн аль-Валид аль-Кадир передает нам, Абу Юсуф аль-Кади передает нам, Абу Ханифа передает нам, и он упоминает это, хотя здесь говорится: «Я (Абу Ханифа) совершил хадж с моим отцом в 96-м году хиджры» (1:24).
 
Аль-Хаваризми сказал: «Из его добродетелей и достоинств, которые никто не разделял после него, было то, что он передавал от сподвижников Посланника Алалха (мир ему и благословение), поскольку ученые согласились с этим, хотя они расходятся относительно числа их (сообщений)». (1:22).
 
Возможно, под «учеными» подразумеваются, в частности, ханафиты, и под их «согласием» — согласие большинства из них, поскольку нет сомнений, что владелец дома более осведомлен о том, что находится в нем.
 
Алляма мухаддис аль-Айни также подтверждает это сообщение от сахабов, как и упомянуто выше, и алляма Али аль-Кари (подтверждает), так как он говорит: «Утверждение, на которое полагаются, в том, что это установлено, и этому предшествовали слова ас-Суюты, что он не считал эти сообщения необоснованными».
 
Так что кто после всего этого будет отрицать факт, что Абу Ханифа (да будет доволен им Всевышний) является таби‘ином, является либо ущербным невеждой, либо жалким фанатиком.
 
(«Абу Ханифа ва Асхабухуль-Мухаддисун», Идарат аль-Куран валь-'Улюм аль-Исламийя, 1427 год хиджры, стр. 6–11).
 
[1] Примечание: Так в оригинале, и вероятно, что это было в 96-м году (поскольку предпочтительное мнение, что Абу Ханифа родился в 80-м году), как сказано в «Джами аль-Масанид». И это сообщение не свободно от недостатков, поскольку Абдуллах ибн аль-Харис умер в 86 или 87-м году (также говорится, что в 88-м году в Египте), и, если иметь в виду, что в повествовании было изменение слова (ташиф), и тогда имам сказал, что видел его в 86-м году, когда ему было шесть лет, и затем Абдуллах умер в том же году или спустя год, или два после этого, после возвращения в Египет. И Аллах знает лучше. (Алляма Зафар Ахмад аль-Усмани).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Правда ли, что халиф Умар сжег Александрийскую библиотеку?
Данная статья призвана развеять давний миф о том, что мусульмане, в частности, праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им А...
1 130
2
5 декабря, 21
Image
Место рождения Пророка Мухаммада ﷺ
На фото — библиотека в квартале Бану Хашим в Мекке построена над местом рождения Пророка ﷺ, который родился в Раби аль-Авваль, в «год сло...
505
4 декабря, 21

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Дом Абу Бакра, да будет доволен им Аллах
Представляем вам фотографии с места, где находился дом величайшего сподвижника Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует...
1 226
12 декабря, 21
Image
Правда ли, что халиф Умар сжег Александрийскую библиотеку?
Данная статья призвана развеять давний миф о том, что мусульмане, в частности, праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им А...
1 130
2
5 декабря, 21