Мулла Али аль-Кари
Мулла Али аль-Кари
Его полное имя — Нуруддин Абу аль-Хасан Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави аль-Макки аль-Ханафи, известный как Мулла Али аль-Кар...
9 926
23 июля, 20

Мулла Али аль-Кари

9 926
23 июля, 20
АВТОР ЦИКЛА
Мулла Али аль-Кари
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Биография имама Муллы Али аль-Кари

 
Его полное имя — Нуруддин Абу аль-Хасан Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави аль-Макки аль-Ханафи, известный как Мулла Али аль-Кари.
 
Его отца звали Султан Мухаммад, так как аджамы (неарабы) часто давали имена, соединяя два разных имени.
 
  • Аль-Кари — означает, что он был искусным чтецом Корана: он был хафизом, знатоком кыраатов и был имамом в намазах таравих.
  • Аль-Харави означает, что он родился в городе Герат.
  • Мулла — так на фарси было принято называть больших ученых и известных религиозных деятелей.
 
Мулла аль-Кари родился в городе Герат, но точный год его рождения неизвестен, и шейх Абу Гудда на основе знаний биографий некоторых его шейхов предположил, что он родился в 930-м году. Как указывает Якут аль-Хамаваи, город Герат был крупным центром знаний в Хорасане.
 
Мулла аль-Кари начал обучение в этом городе с заучивания Корана и начал учиться у Муинуддина ибн аль-Хафиза аль-Харави, которого первым казнил Шах Исмаил, основатель династии сефидов, который начал геноцид суннитского населения на подконтрольных ему территориях.
 
Шах Исмаил велел казнить суннитских богословов и сжигать их книги, и поэтому многие были вынуждены совершить хиджру из этих мест, среди них был и Мулла аль-Кари. Этот великий имам переселился в Мекку, и поэтому к его имени аль-Харави добавляют и аль-Макки. И он смог продолжить обучение уже у крупных имамов того времени в Мекке.
 
Своих учителей, от которых он получил иджазы, он перечислил в начале книги «Аль-Миркат».
 

Учителя Муллы Али аль-Кари

 
  1. Шейх ибн Хаджар аль-Хайтами
    Это один из величайших шафиитских ученых своего времени, и Мулла аль-Кари был под его сильным влиянием. Он очень часто упоминает своего учителя и вступает с ним в полемику, потому что он написал толкования к некоторым книгам, к которым Ибн Хаджар тоже написал толкования: например, к «Шамаиль» Тирмизи и «Аль-Мишкат».
     
  2. Али аль-Муттаки аль-Хинди
    Крупный суфий и шейх кадаритского и шазалийского тарикатовфаких и мухаддис, который родился в городе Джайпур в Индии. Аш-Шаарани упоминает его в «Табакат» и говорит, что встречался с ним[1]. И он написал книгу по хадисам «Канз аль-Уммаль». Мулла аль-Кари прочитал с ним «Аль-Мишкат» и часто упоминает его в толковании «Аль-Миркат».
     
  3. Шейх Мухаммад Саид ибн Хваджа аль-Хурасани, известный как Мир Калян
    Крупный суфий и мухаддис, ученик известного мухаддиса Мирак Шаха. Видимо, от него Мулла Али аль-Кари получил накшубандийский тарикат.
     
  4. Шейх Мулла Абдуллах аль-Мутакки ас-Синди
    Родился в землях Синда, потом учился и преподавал в Медине и Мекке, а затем вернулся в Индию. Крупный ученик Ибн Хаджара аль-Хайтами, и говорят, что тот иногда консультировался с ним в области грамматики. Он автор известной книги по ханафитскому хаджу «Джам аль-манасик». И он написал маргиналии к «Авариф аль-маариф» ас-Сухраварди.
     
  5. Шейх Кутбуддин ан-Нахравани
    Он родился в землях Лахора, затем направился в Мекку, а потом — в Египет. Написал ряд книг о героических подвигах османов и преподавал в османских учебных заведениях. Мулла аль-Кари был близким его учеником.
 

Ученики Муллы аль-Кари

 
  1. Шейх Абдуль-Кадир аль-Хусейни аш-Шафии
    Он прочитал «Аш-Шатыбию» с Муллой аль-Кари.
     
  2. Шейх Абдур-Рахман аль-Умари аль-Ханафи, известный как аль-Муршиди
    Муфтий Мекки. Изучал кырааты у Муллы аль-Кари.
     
  3. Шейх Мухаммад ибн Мулла Фарух аль-Мурави аль-Ханафи
     
  4. Ас-Сеййид аль-Муаззам аль-Бальхи
    Основной передатчик книг Муллы Али аль-Кари.
 

Мулла Али аль-Кари как личность

 
Мулла аль-Кари обладал выдающимся почерком, и книги, которые он переписывал, пользовались огромным успехом. О нем рассказывали, что он за год писал на продажу два мусхафа, и плату за один он раздавал как милостыню, а на плату за переписывание второго жил.
 
У Муллы аль-Кари был поразительный нрав, особенно что касается отстранения от правителей. Он сказал, что его отец не хотел, чтобы он становился ученым, потому что боялся, что это приведет его к близости к правителям[2]. И он написал одну из работ как воззвание к современным ему ученым — чтобы они держались как можно дальше от правителей. В целом шейх критически относился к окружающей ему реальности, сторонился людей и предпочитал жить в уединении. В одной из своих работ он пишет:
 
«Наше время — это время молчания, пребывания дома и довольства тем, что имеется до смерти, да сделает Аллах наше пропитание чистым»[3].
 
Также Мулла аль-Кари был суровым борцом с заблудшими: как с рафидитами, так и с крайними суфиями-вуджудитами. Во многих книгах он предостерегал от невежественных суфиев, невежество которых стало массово распространяться в мусульманском мире.
 
Мулла аль-Кари также заметил, что его современники крайне фанатично стали следовать мазхабам, и определенная нездоровая конкуренция особенно сильна была между ханафитами и шафиитами. Видимо, реагируя на эту проблему, он в некоторых вопросах отходил от сильной позиции мазхаба, если, как ему это казалось, довод на это указывал. Мулла аль-Кари сказал:
 
«Все муджтахиды Ахлю-с-Сунна придерживаются истины,  и никто из уммы не обязан именно быть ханафитом, шафиитом, маликитом или ханбалитом, но обязательно для тех, кто не достиг иджтихада, следовать одному из этих имамов»[4].
 
В целом, с него начинается традиция мухаддисов-ханафитов, которые начали отходить от некоторых положений мазхаба. Впоследствии это продолжилось школой Шаха Валиуллаха ад-Дахляви и мухаддисами Синда, что в итоге развилось в школу безмазхабников Индии, которая там известна как Ахлюль-Хадис, хотя сам Мулла аль-Кари, безусловно, считал себя ханафитом, а не безмазхабником.
 
Ряд ученых считали Муллу Али аль-Кари обновителем одиннадцатого века, и он сам считал себя таковым[5], и имам Ибн Абидин тоже указывает на это, соглашаясь с этим[6].
 

Книги Муллы Али аль-Кари

 
Мулла Али аль-Кари — автор огромного количества книг, и недавно «Дар аль-любаб» издали его восемьдесят небольших работ. Среди его фундаментальных работ следует выделить следующие:
 
  1. «Аль-Миркат»
    Это его толкование сборника хадисов «Аль-Мишкат». Безусловно, это самое лучше толкование этого сборника и — в целом — одна из лучших книг в плане толкований и разъяснений хадисов. К сожалению, пока нет нормального издания.
     
  2. «Фатх баб аль-иная»
    Это толкование книги «Ан-Нукая» (она более известна как «Мухтасар аль-Викая»). В этой книге Мулла аль-Кари делает большой упор на доводы ханафитов.
     
  3. «Шарх Шарх Нухба аль-фикар»
    Это подробное толкование известной книги Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов.
     
  4. «Джам' аль-васаиль»
    Это толкование «Шамаиля» имама Тирмизи, одно из лучших и подробнейших толкований этой известной книги. Лучшее издание — «Дар Ибн аль-Каййим».
     
  5. «Шарх аш-Шифа»
    Это толкование известной книги Кади Ияда. К сожалению, пока нет нормального издания этой книги. Следует указать, что она была искажена при издании — в нее вписали от имени автора, что он якобы изменил свою позицию об участи родителей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
     
  6. «Аль-Масну»
    Мулла Али аль-Кари собрал в этой книге выдуманные хадисы, чтобы предостеречь от их распространения. Книгу издал шейх Абу Гудда.
 
Мулла Али аль-Кари умер в 1014-м году в Мекке.
 
[1] «Нузхат аль-хаватыр», 4/388.
 
[2] «Аль-Миркат», 1/254.
 
[3] «Расаиль», 3/204.
 
[4] «Расаиль», 3/393.
 
[5] «Расаиль», 6/354.
 
[6] «Расаиль» Ибн Абидина (1/346).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 109
13 апреля, 24
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — это сложный набор ферментов, вырабатываемых в желудке жвачных млекопитающих. Химозин, его ключевой компонент, является...
2 281
19 января, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Имам Сануси — имам мутакаллимов.  Четвертая часть. Наставления имама Сануси. Часть 2
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Четвертая часть. Наставления имама Сануси. Часть 2
Имам Сануси говорит: «Если ты скажешь: «Ты раз за разом порицаешь таклид и пугаешь его последствиями, а это приводит к тому, что мы боим...
2 145
29 мая, 20
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
Одна из отличительных черт книг имама Сануси — большое количество различных наставлений. Его книги ими усыпаны, а сама наука акыда и каля...
2 871
26 апреля, 20