Image
Мулла Али аль-Кари
Его полное имя — Нуруддин Абу аль-Хасан Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави аль-Макки аль-Ханафи, известный как Мулла Али аль-Кар...
1 599
23 июля, 20

Мулла Али аль-Кари

1 599
23 июля, 20
АВТОР ЦИКЛА
Мулла Али аль-Кари
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Его полное имя — Нуруддин Абу аль-Хасан Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави аль-Макки аль-Ханафи, известный как Мулла Али аль-Кари.
 
Его отца звали Султан Мухаммад, так как аджамы часто давали имена, соединяя два разных имени.
 
Аль-Кари — означает, что он был искусным чтецом Корана: он был хафизом, знатоком кыраатов и был имамом в намазах таравих.
 
Аль-Харави означает, что он родился в городе Герат.
 
Мулла — так на фарси было принято называть больших ученых и известных религиозных деятелей.
 
Мулла аль-Кари родился в городе Герат, но точный год его рождения неизвестен, и шейх Абу Гудда на основе знаний биографий некоторых его шейхов предположил, что он родился в 930-м году.
 
Как указывает Якут аль-Хамаваи, город Герат был крупным центром знаний в Хорасане.
 
Мулла аль-Кари начал обучение в этом городе с заучивания Корана и начал учиться у Муинуддина ибн аль-Хафиза аль-Харави, которого первым казнил Шах Исмаил, основатель династии сефидов, который начал геноцид суннитского населения на подконтрольных ему территориях.
 
Шах Исмаил велел казнить суннитских богословов и сжигать их книги, и поэтому многие были вынуждены совершить хиджру из этих мест, среди них был и Мулла аль-Кари.
 
Этот великий имам переселился в Мекку, и поэтому к его имени аль-Харави добавляют и аль-Макки.
И он смог продолжить обучение уже у крупных имамов того времени в Мекке.
 
Своих учителей, от которых он получил иджазы, он перечислил в начале книги «Аль-Миркат».
 

Учителя Муллы Али аль-Кари

 
1. Шейх ибн Хаджар аль-Хайтами.
 
Это один из величайших шафиитских ученых своего времени, и Мулла аль-Кари был под его сильным влиянием. Он очень часто упоминает своего учителя и вступает с ним в полемику, потому что он написал толкования к некоторым книгам, к которым Ибн Хаджар тоже написал толкования: например, к «Шамаиль» Тирмизи и «Аль-Мишкат».
 
2. Али аль-Муттаки аль-Хинди.
 
Крупный суфий и шейх кадаритского и шазалийского тарикатов,  факих и мухаддис, который родился в городе Джайпур в Индии. Аш-Шаарани упоминает его в «Табакат» и говорит, что встречался с ним[1].
И он написал книгу по хадисам «Канз аль-уммаль».
 
Мулла аль-Кари прочитал с ним «Аль-Мишкат» и часто упоминает его в толковании «Аль-Миркат».
 
3. Шейх Мухаммад Саид ибн Хваджа аль-Хурасани, известный как Мир Калян.
 
Крупный суфий и мухаддис, ученик известного мухаддиса Мирак Шаха.
Видимо, от него Мулла Али аль-Кари получил накшубандийский тарикат.
 
4. Шейх Мулла Абдуллах аль-Мутакки ас-Синди.
 
Родился в землях Синда, потом учился и преподавал в Медине и Мекке, а затем вернулся в Индию. Крупный ученик Ибн Хаджара аль-Хайтами, и говорят, что тот иногда консультировался с ним в области грамматики.
Он автор известной книги по ханафитскому хаджу «Джам аль-манасик». И он написал маргиналии к «Авариф аль-маариф» ас-Сухраварди.
 
5. Шейх Кутбуддин ан-Нахравани.
 
Он родился в землях Лахора, затем направился в Мекку, а потом — в Египет. Написал ряд книг о героических подвигах османов и преподавал в османских учебных заведениях.
Мулла аль-Кари был близким его учеником.
 

Ученики Муллы аль-Кари

 
1. Шейх Абдуль-Кадир аль-Хусейни аш-Шафии.
Он прочитал «Аш-Шатыбию» с Муллой аль-Кари.
 
2. Шейх Абдур-Рахман аль-Умари аль-Ханафи, известный как аль-Муршиди.
Муфтий Мекки. Изучал кырааты у Муллы аль-Кари.
 
3. Шейх Мухаммад ибн Мулла Фарух аль-Мурави аль-Ханафи.
 
4. ас-Сеййид аль-Муаззам аль-Бальхи.
Основной передатчик книг Муллы Али аль-Кари.
 

Мулла Али аль-Кари как личность

 
Мулла аль-Кари обладал выдающимся почерком, и книги, которые он переписывал, пользовались огромным успехом.
О нем рассказывали, что он за год писал на продажу два мусхафа, и плату за один он раздавал как милостыню, а на плату за переписывание второго жил.
 
У Муллы аль-Кари был поразительный нрав, особенно что касается отстранения от правителей. Он сказал, что его отец не хотел, чтобы он становился ученым, потому что боялся, что это приведет его к близости к правителям[2].
 
И он написал одну из работ как воззвание к современным ему ученым — чтобы они держались как можно дальше от правителей.
В целом шейх критически относился к окружающей ему реальности, сторонился людей и предпочитал жить в уединении.
 
В одной из своих работ он пишет:
 
«Наше время — это время молчания, пребывания дома и довольства тем, что имеется до смерти, да сделает Аллах наше пропитание чистым»[3].
 
Также Мулла аль-Кари был суровым борцом с заблудшими: как с рафидитами, так и с крайними суфиями-вуджудитами.
 
Во многих книгах он предостерегал от невежественных суфиев, невежество которых стало массово распространяться в мусульманском мире.
 
Мулла аль-Кари также заметил, что его современники крайне фанатично стали следовать мазхабам, и определенная нездоровая конкуренция особенно сильна была между ханафитами и шафиитами. Видимо, реагируя на эту проблему, он в некоторых вопросах отходил от сильной позиции мазхаба, если, как ему это казалось, довод на это указывал.
 
Мулла аль-Кари сказал:
 
«Все муджтахиды Ахлю-с-Сунна придерживаются истины,  и никто из уммы не обязан именно быть ханафитом, шафиитом, маликитом или ханбалитом, но обязательно для тех, кто не достиг иджтихада, следовать одному из этих имамов»[4].
 
В целом, с него начинается традиция мухаддисов-ханафитов, которые начали отходить от некоторых положений мазхаба. Впоследствии это продолжилось школой Шаха Валиуллаха ад-Дахляви и мухаддисами Синда, что в итоге развилось в школу безмазхабников Индии, которая там известна как ахлюль-хадис, хотя сам Мулла аль-Кари, безусловно, считал себя ханафитом, а не безмазхабником.
 
Ряд ученых считали Муллу Али аль-Кари обновителем одиннадцатого века, и он сам считал себя таковым[5], и Ибн Абидин тоже указывает на это, соглашаясь с этим[6].
 

Книги Муллы Али аль-Кари

 
Мулла Али аль-Кари — автор огромного количества книг, и недавно «Дар аль-любаб» издали его восемьдесят небольших  работ.
Среди его фундаментальных работ следует выделить следующие:
 
1. «Аль-Миркат».
Это его толкование сборника хадисов «Аль-Мишкат». Безусловно, это самое лучше толкование этого сборника и — в целом — одна из лучших книг в плане толкований и разъяснений хадисов. К сожалению, пока нет нормального издания.
 
2. «Фатх баб аль-иная».
Это толкование книги «Ан-Нукая» (она более известна как «Мухтасар аль-Викая»). В этой книге Мулла аль-Кари делает большой упор на доводы ханафитов.
 
3. «Шарх Шарх Нухба аль-фикар».
Это подробное толкование известной книги Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов.
 
4. «Джам аль-васаиль».
 
Это толкование «Шамаиля» имама Тирмизи, одно из лучших и подробнейших толкований этой известной книги. Лучшее издание — «Дар Ибн аль-Каййим».
 
5. «Шарх аш-Шифа».
Это толкование известной книги Кади Ияда. К сожалению, пока нет нормального издания этой книги. Следует указать, что она была искажена при издании — в нее вписали от имени автора, что он якобы изменил свою позицию об участи родителей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
6. «Аль-Масну».
Мулла Али аль-Кари собрал в этой книге выдуманные хадисы, чтобы предостеречь от их распространения. Книгу издал шейх Абу Гудда.
 
Мулла Али аль-Кари умер в 1014-м году в Мекке.
 
[1] Нузхат аль-хаватыр, 4/388.
[2] Аль-Миркат, 1/254.
[3] Расаиль, 3/204.
[4] Расаиль, 3/393.
[5] Расаиль, 6/354.
[6] «Расаиль» Ибн Абидина (1/346).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
«Нет человека лучше, чем Али, и меча, лучше меча Зульфикар» - это хадис или вымысел?
Вопрос: Мне приходилось слышать фразу со смыслом: «Нет человека лучше, чем Али, и меча лучше, чем меч Зульфикар». Это хадис или выдумка?...
6 318
18 февраля, 16
Image
Достоверно ли следующее изречение: «Мир – это пашня для ахырата»?
Вопрос: Является ли хадисом следующее изречение «Мир – это пашня для ахырата (будущей жизни)»?...
4 199
18 ноября, 15

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Четвертая часть. Наставления имама Сануси. Часть 2
Имам Сануси говорит: «Если ты скажешь: «Ты раз за разом порицаешь таклид и пугаешь его последствиями, а это приводит к тому, что мы бои...
715
29 мая, 20
Image
Имам Сануси - имам мутакаллимов. Третья часть. Наставления имама Сануси. Часть 1
Одна из отличительных черт книг имама Сануси — большое количество различных наставлений. Его книги ими усыпаны, а сама наука акыда и каля...
906
26 апреля, 20