История пророка Мусы (Моисея), мир ему
История пророка Мусы (Моисея), мир ему
Пророк Моисей (Муса), мир ему, является одной из самых значительных фигур в трех авраамических религиях — Исламе, иудаизме и христианстве...
41 637
14 ноября, 21

История пророка Мусы (Моисея), мир ему

41 637
14 ноября, 21
АВТОР ЦИКЛА
История пророка Мусы (Моисея), мир ему
About Islam
Источник:
ABOUT ISLAM

Портал об Исламе.

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Марьям, мать Исы (мир им обоим), действительно самая лучшая женщина из всех? Иса (Иисус), мир ему, и его миссия в свете Священного Корана
Пророк Муса (Моисей), мир ему, является одной из самых значительных фигур в трех авраамических религиях — Исламе, иудаизме и христианстве. Именно по этой причине Муса (мир ему) столь часто упоминается в Священном Коране — среди всех прежних пророков.
 

Моисей (Муса), мир ему, в иудейской и христианской традиции

 
Как мы помним, через некоторое время после смерти пророка Юсуфа (Иосифа), мир ему, бану Исраиль (Сыны Израилевы) оказались в рабстве у египетского Фараона. История Исхода из Египта является центральной в иудейской религии — где пророка Мусу до сих пор называют «Моше-рабейну» (Наш господин, или наш учитель Моисей).
 
Моисей вывел еврейский народ из Египта, в пустыне перед горой Синай Всевышний обратился к нему — а через него и ко всему еврейскому народу, даровав ему Тору (Таурат); и, прежде всего, т.н. Десять заповедей — основных положений, на которых до сих пор основаны все монотеистические религии. В них говорится о запрете поклоняться кому-либо, кроме Единого Бога, и о правильных отношениях между людьми в обществе: запрете убийства невинных людей, запрете воровства, лжи, прелюбодеяния, и о необходимости уважительного отношения к родителям и другим людям.
 
На протяжении сорока лет пребывания бану Исраиль в пустыне Всевышний продолжал ниспосылать Тору пророку Мусе, мир ему, в которой были детально расписаны все правила жизни для верующих — впоследствии иудейские богословы подсчитали, что Тора содержит 613 повелений и запретов, полностью охватывающих всю жизнь человека (это и повеления о запретной и дозволенной пище, о ритуальной чистоте и нечистоте, правила, касающиеся земледелия, торговли, наказания за различные преступления и многое другое).
 
Моисей, мир ему, упоминается и в Новом завете — центральном тексте христианской религии. Иисус, мир ему, упоминает его как своего предшественника и учителя, упрекая современных ему иудейских учителей, которые отступили от его наследия (хотя на словах называют себя последователями дела Моисея).
 

Муса, мир ему, в Коране

 
Не меньшим почтением фигура пророка Моисея, мир ему, окружена и в Исламе. Он почитается и как пророк, и как посланник Всевышнего — то есть, как человек, которому было ниспослано божественное Писание и откровение от Всевышнего с особенными законами и повелениями. История пророка Мусы, мир ему, в Коране и исламской традиции практически идентична тому, что говорится о нем в Торе и Библии, с небольшими расхождениями в деталях.
 
В Коране и комментариях исламских богословов к аятам Корана дается очень широкий взгляд на историю Моисея, мир ему. Он упоминается в Коране 120 раз — в нескольких сурах Корана. Эти рассказы представляют собой не только интересные и захватывающие повествования, но в них содержится множество уроков и наставлений для всех людей. В частности, первые 45 аятов 28-й суры, которая называется «Аль-Касас» (Рассказ, Повествование) посвящены исключительно истории Мусы, мир ему, — с момента его рождения до того момента, как ему было ниспослано откровение от Всевышнего. В других сурах Корана поясняются более мелкие детали его жизни.
 
Пророк Муса, мир ему, родился во времена угнетения и политической тирании. Египтом правил жестокий и сумасбродный правитель-фараон, который объявил себя богом и не желал признавать никаких других повелений, кроме своих собственных желаний. В частности, он жестоко угнетал евреев, живших в Египте, (как мы помним, их предки прибыли туда вместе с пророком Якубом, мир ему, и его сыновьями — в частности, благодаря пророку Юсуфу, мир ему, бывшему в то время министром у прежнего фараона).
 
Несмотря на тяжелую работу, которой египетские надсмотрщики нагружали бану Исраиль, евреи чрезвычайно умножились в числе во время рабства в Египте (продолжавшегося, по преданию, около двухсот лет). Так что Фараон в конце концов стал беспокоиться за свою власть — видя увеличивающееся количество этих пришельцев в своей стране. В итоге он приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков, оставляя в живых только девочек. Есть предания, которые приводят комментаторы Корана, что Фараону было предсказано его советниками-мудрецами, что скоро среди евреев должен родиться мальчик, который свергнет его с престола и выведет евреев из Египта, поэтому его гнев был обращен именно против еврейских мальчиков.
 
В год рождения Мусы, мир ему, новорожденных сынов Израилевых обычно казнили. Египетские стражники бродили по улицам, ожидая крика новорожденного. Так что любая женщина, которая должна была родить ребенка, испытывала огромный страх за будущее своего ребенка. Однако, мать Мусы, мир ему, проявила в этой ситуации незаурядное мужество и упование на Бога — она не пожелала отдать ребенка египетским стражникам, но положила его в корзину и опустила в реку Нил, надеясь на милость Всевышнего к ее ребенку.
 
Здесь мы видим первый урок, который можно вывести из этой истории. Когда вам кажется, что выхода из вашего положения уже нет, положитесь на Всевышнего и спросите себя — как бы вы поступили, чтобы заслужить Его довольства? И именно тогда, когда кажется, что выхода уже нет, ваша проблема неожиданно получает благополучное разрешение.
 
Корзину с ребенком заметила жена Фараона — комментаторы говорят, что ее звали Асия (по библейскому преданию, это была дочь Фараона), которая вышла к реке купаться вместе со своими служанками. И поскольку у нее не было своих детей, она взяла этого ребенка на воспитание и вырастила как своего сына. Предания сообщают, что ребенок наотрез отказывался брать грудь какой-либо египетской кормилицы, но сестра Мусы, мир ему, пришла во дворец и сказала, что ее мать может выкормить ребенка — так маленький Муса, мир ему, вновь оказался в объятиях своей матери.
 
Иными словами, человек может много планировать и замышлять, но Божественное Предопределение всегда имеет приоритет.
 

Твердость и мужество Мусы, мир ему

 
Как говорят комментаторы Корана, Асия, жена Фараона, тайно придерживалась религии Единобожия и поэтому, разумеется, не считала своего мужа-фараона божеством — как он требовал от всех своих подданных.
 
Исламские ученые говорят, что родная мать Мусы, мир ему, смогла жить во дворце благодаря своей роли кормилицы. Вот один из аспектов характера Мусы, мир ему, о котором мы не получаем представления из Библии — Муса, мир ему, был воспитан двумя очень сильными и набожными женщинами. По этой причине юноша Муса, мир ему, вырос сильным и мужественным человеком. В хадисах рассказано, что в итоге Асия была жестоко замучена своим мужем-тираном за свою твердость в вере в Единого Всевышнего.
 

Согласно Исламу, Моисей был очень сильным; он обладал сильным характером и крепким телосложением. Он заступался за более слабых членов общества, и именно это привело его к тому, что когда он вышел из дворца и оказался на улице, он стал свидетелем драки египтянина и еврея. Он заступился за еврея и случайно убил египтянина — поскольку обладал очень большой силой. Это событие вынудило его оставить Египет и бежать от преследований Фараона и его людей в Мадьян, где он знакомится с пророком Шуайбом, мир ему, (Итро или Иофор в библейской традиции) и женится на одной из его дочерей.

 
Именно в Мадьяне Всевышний впервые обращается к Мусе, мир ему, призывая на пророческое служение, чтобы бросить вызов Фараону и его тирании, и освободить евреев из рабства. Согласно библейской традиции, Моисей, мир ему, не сразу соглашается на это, приводя разные доводы, что он простой человек и не подходит для этой высокой миссии, но Всевышний в итоге заставляет его повиноваться. В Коране же ничего не упоминается об этом — здесь Муса, мир ему, сразу подчиняется возложенной на него миссии, попросив только о том, чтобы его сопровождал его брат Харун (Аарон), мир ему. Муса, мир ему, хотел, чтобы его брат Харун, мир ему, был его товарищем в пророчестве и в этой опасной миссии, поскольку он также был сильным и обладал замечательным красноречием и даром убеждения, а также был верным и надежным товарищем своему брату.
 
В итоге пророчество даруется и Мусе, и Харуну, мир им, так что вместе они образуют очень сильную и внушительную команду. Эта история — братской дружбы и поддержки — также говорит о многом. Если у человека есть надежные спутники и помощники, объединенные с ним в единстве преданности Всевышнему и в праведности, они непобедимы даже против самого устрашающего врага. Как говорится в Священном Коране и комментариях к нему, Харун, мир ему, никогда не ревновал к своему брату — признавая его старшинство и первенство, наоборот, он радовался, что может быть ему поддержкой и опорой.
 
В итоге братья-пророки отправляются к Фараону и передают ему послание Всевышнего — призывая Фараона подчиниться Богу и отказаться от глупых претензий на божественность. Всевышний специально оговаривает необходимость говорить с Фараоном «мягко, чтобы он опомнился или убоялся (наказания Аллаха)». В этом содержится еще один урок — человек, призывающий к истине, должен сам быть примером благого нрава и обладать хорошими манерами. Нельзя вести себя грубо, дерзко, вызывающе — это лишь оттолкнет людей, а не приблизит к Богу.
 

Чудеса и знамения Мусы, мир ему

 

Чтобы сделать каждого пророка убедительным в его конкретном времени и месте, Бог даровал им чудеса, которые были актуальны в той современности и понятны людям, к которым они были посланы.

 
Поскольку в Египте широкое распространение получила магия и колдовство, то чудеса (му'джизат), дарованные Мусе, мир ему, когда его посох, как говорится в Священном Коране, превратился в змею, а рука стала белой и блестящей, привлекли внимание людей. В это время многие люди в Египте занимались магией, и даже существовали школы, где преподавались уроки магии и иллюзий. Колдуны и жрецы Фараона попробовали повторить это чудо, но у них не вышло ничего стоящего — в итоге змея Мусы, мир ему, проглотила посохи всех египетских чародеев. Так что колдуны Фараона, видя столь явное преимущество пророка Единого Бога, признаются в своем бессилии и раскаиваются в своих заблуждениях и покорились Всевышнему, за что Фараон также велит казнить их мучительной смертью.
 
Сам Фараон, однако, раскаиваться не желает, вызывающе утверждая, что чудеса Мусы, мир ему, — это всего лишь магические фокусы и иллюзии. Подобное упорство в заблуждениях в итоге и приводит Фараона к его печальному концу, который в конце концов его постигает.
 

История о разделении Красного моря знакома иудеям, христианам и мусульманам, а также киноманам благодаря киноверсии блокбастера «Десять заповедей». Несмотря на данную схожесть этой истории, судьба Фараона в Исламе, конечно, совсем иная. Стоит помнить, что у Фараона было достаточно возможностей прислушаться к Божьему посланию.

 
Чтобы заставить его подчиниться приказу Мусы, мир ему, и отпустить бану Исраиль из Египта, Всевышний посылает на египетскую землю множество разных несчастий — в частности, воды Нила становятся красными как кровь, людей постигают различные болезни и неприятности (в библейской традиции это называется «казнями египетскими»).
 
В итоге часть населения Египта принимает религию Мусы и Харуна, мир им, бунтует против Фараона, вынуждая его согласиться на требование Мусы отпустить бану Исраиль и подчиниться Всевышнему. Евреи уходят, но Фараон преследует их, дойдя со своим войском до Красного моря. Видя огромное войско Фараона, которое вот-вот нагонит их, народ Мусы, мир ему, приходит в ужас и отчаяние — ведь бежать им некуда, впереди только бескрайние морские воды! Тогда Всевышний приказывает Мусе, мир ему, ударить своим посохом по морю, и случается очередное чудо — воды моря расступаются, пропуская народ пройти по дну моря как по суше. Фараон и его приближенные в ослеплении бросаются вслед за бану Исраиль, однако морские воды, пропустив евреев, вновь возвращаются на свое место, накрывая всю египетскую армию и самого Фараона. Погибая в волнах моря, Фараон наконец обращается к Богу, признавая истину и раскаиваясь, но Всевышний говорит ему, что слишком поздно, его раскаяние не принимается.
 
Ибн Касир, известный исламский историк, так описывает смерть Фараона:
 
«Занавес опустился над тиранией Фараона, и волны выбросили его труп на западный берег моря. Египтяне увидели его мертвое тело и поняли, что бог, которому они поклонялись и которому подчинялись, был простым человеком, который не мог отвести смерть даже от себя самого».
 
Коран далее говорит нам, что тело Фараона будет сохранено в качестве назидания людям — и действительно, мумии многих фараонов мы можем видеть в современных музеях (точно не известно, какой из египетских фараонов был современником Мусы, мир ему — есть версия, что это был фараон Рамзес II). Историки говорят, что многие египетские фараоны претендовали на божественность — считая себя потомками солнечного божества Амона-Ра, однако, впоследствии смерть постигала их так же, как и самого последнего из их подданных, что показывало окружающим, что они — всего лишь смертные люди. И те люди, которых при их жизни окружал небывалый почет и поклонение тысяч людей, в настоящее время лежат как недвижные экспонаты на музейных витринах, уже не пробуждая ни в ком страха или благоговения, но только праздное любопытство.
 
Итак, как мы сказали выше, истории пророков, рассказанные в Коране, приводятся не только для того, чтобы вызвать интерес у читателей, но, прежде всего, для наставления и назидания. Пророки в Коране всегда являются достойными образцами для подражания, при том, что это такие же люди, которые сталкиваются с теми же испытаниями и невзгодами, что и среднестатистический человек в любую эпоху. Мы можем учиться у них и пытаться подражать их хорошим качествам, и их истории вселяют в нас надежду.
 
В частности, история Мусы, мир ему, показывает нам, что человек, стоящий на истине, может бросить вызов самой жестокой и могущественной власти, и выйти в итоге победителем в этом споре, поскольку за ним стоит Сам Творец мира, «который над всякой вещью мощен».

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

О болезни Пророка Аюба (мир ему)
О болезни Пророка Аюба (мир ему)
Каково правильное убеждение в отношении болезни Пророка Аюба, мир ему, о которой говорится в Коране? Правда ли, что с него падали черви, ...
4 947
2 сентября, 22
Иса (Иисус), мир ему, и его миссия в свете Священного Корана
Иса (Иисус), мир ему, и его миссия в свете Священного Корана
Всемогущий Аллах послал Ису (Иисуса), мир ему, к народу иудеев. Мусульмане очень любят этого Пророка, посланного в Бану Исраиль (Сынам Из...
91 697
23 декабря, 21

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Почувствуй боль своей уммы
Почувствуй боль своей уммы
Существенной частью исламского образа жизни является такой момент, что каждый отдельный верующий чувствует себя частью единого тела или о...
3 801
11 ноября, 21
Хатыб аш-Ширбини
Хатыб аш-Ширбини
Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал аш-Ша’рани в «Лятаи...
3 502
4 июля, 21