Налоговая система Ибн Халдуна
Как повышаются доходы. Ибн Халдун и налоги
В 1993-ем году стала знаменитой статья 40-ого президента Соединенных штатов Америки, – Рональда Рейгана, опубликованная в газете «Нью-Йорк Таймз»:
«Позвольте привести вам совет арабского историка 14 века Ибн Халдуна, который сказал: “В начале империи налоговые ставки были низкими, а доходы высокими. В конце империи налоговые ставки были высокими, а доходы – низкими”. И, нет, я не знаю лично Ибн Халдуна, хотя, возможно, у нас были некоторые общие друзья»[1].
Можно соглашаться или не соглашаться с консервативной экономической политикой Рональда Рейгана, однако в гениальности человека, которого он цитировал, не может быть никакого сомнения, – Ибн Халдун опережал на века своё время. Его монументальная работа под названием «Мукаддима», опубликованная в 1377-ом году, сложно поддается классификации. Она является ресурсом одновременно и по истории, исламским наукам, социологии, экономике, политике, военному делу и философии. И, к сожалению, будет недостаточно одной статьи о его великой книге для раскрытия всей личности Ибн Халдуна и того неоценимого научного наследия, что он оставил последующим поколениям. И посему данная статья делает акцент лишь на некоторых из его экономических идей, которые легли в основу нынешней системы государственного налогообложения.
Кто такой Ибн Халдун?
Он родился в 1332-ом году в Тунисе, Северной Африке, в семье состоятельных андалусцев. Его семья была вынуждена покинуть Пиренейский полуостров в разгаре христианского завоевания тех земель. С ранних лет он обучался религиозным наукам Корана, Хадиса, юриспруденции (фикх) наряду с такими предметами как: физика, математика, логика и философия. Его сильнейшая база в широком спектре дисциплин поможет ему в дальнейшем сформировать своё понимание мира и метода его анализа.
В начале своей взрослой жизни он занимал некоторое количество канцелярских должностей в разных частях Северной Африки. Когда в 1364-ом году ему предложили работу в эмирате Андалусии (ныне Испания), – Гранаде, он не упустил эту возможность. Он работал там в качестве успешного дипломата от правительства Гранады, разрабатывая мирные договора между Гранадой и соседними христианскими государствами. Однако позже политические интриги вынудят его отказаться от своей должности и вернуться в Африку, где позже он и составит свой труд под названием «Мукаддима».
Налоговые поступления
Рассуждения Ибн Халдуна об экономике почти всегда тесно связаны с размышлениями о правительстве, росте и падении династий. Он утверждал, что династии имеют естественный жизненный цикл, который почти никогда не длится дольше трех поколений, после чего поднимается новая династия, заменяющая предыдущую. И модель налогообложения, напрямую связанная с этим циклом жизни государства, помогает определить, как долго династия или правительство будет существовать.
В начале своего раздела о налоговых поступлениях он пишет как раз ту фразу, которую и цитировал Рональд Рейган – о низких налоговых ставках с высокими доходами и высоких налоговых ставках с низкими доходами (для государства). В следующем предложении Ибн Халдун объясняет это:
«Причина же заключается в следующем: когда династия следует прямому пути (сунан) религии, она накладывает только такие налоги, которые дозволены религиозным законом, как, например, – благотворительный налог, земельный налог и подушный налог, они имеют небольшие наценки, поскольку все знают, что благотворительный налог на имущество мал»[2].
В исламе религиозные принципы налогообложения действительно предполагают довольно низкие ставки. Закят (благотворительный налог), который предназначен малоимущим, а не государству, составляет всего 2,5% от накопленного хранимого состояния (золото, серебро, или общая валюта). Другие налоги, в том числе и налог на землю и подушный налог, никогда за всю историю не достигал значительных цифр. Ибн Халдун подчеркивает тут, что, когда правительство соблюдает свои исламские принципы и не пытается обложить свой народ чрезмерными налогами, оно найдет большой успех в формировании налоговых доходов.
Честное правительство
В сочетании с этим в следующем разделе Ибн Халдун говорит, что одной из причин успешности ранних налоговых доходов является то, что в начале династии правитель, как правило, больше заинтересован в единстве и сплоченности государства, нежели в личном обогащении:
«В начале династии поступления распределяются среди племён и народов, разделяющих чувство ответственности и единения правителя, в соответствии с их полезностью, чувством ответственности и единства, а также потому, что они необходимы для установления династии, как мы уже упоминали ранее. В таких условиях их лидер воздерживается в их пользу от претензий на доходы, которые они хотели бы иметь»[3].
Здесь Ибн Халдун объясняет, что низкие налоги эффективны в самом начале рождения династии ввиду отсутствия коррупции в рядах правительства. Пока правительство заинтересовано в единстве государства и своей эффективной работе, налоговые поступления будут использованы для поддержки и усиления данного государства. В противоположность этому, когда империя становится коррумпированной, и большая доля налоговых поступлений приходится на личные расходы правителя, естественно, потребуется повышение налогов для поддержания баланса при таком применении доходов.
Одним из легендарных примеров честного правительства является второй исламский халиф Умар ибн аль-Хаттаб, правивший мусульманами с 634-го по 644-ый года. Он был известен тем, что использовал две разные лампы для освещения своего дома. Одна лампа была куплена на средства из государственной казны, то есть на деньги налогоплательщиков, и он её использовал только тогда, когда выполнял свою работу в качестве официального политического лидера мусульманского мира. Вторая лампа была куплена на его личные деньги, и её он использовал для всех прочих нужд, помимо правительственной работы. Данная мера была принята для того, чтобы избежать траты вложенных налогоплательщиками в государственную казну средств на его личные расходы. И это был всего лишь один из многочисленных фактов, указывающих на его честность. Таким образом, вновь созданная мусульманская империя и во время халифа Умара была очень эффективной в большинстве своих аспектов.
Другим примером честного государства с твёрдым соблюдением исламских принципов является пример правления Салахаддина аль-Аюби в 1100-х годах. Существует достоверный факт, что на момент его смерти в 1193-ем году в его личных сбережениях насчитывалось всего несколько золотых и серебряных монет, а ведь это был султан всего Египта и Сирии! Он был известен тем, что использовал государственные деньги лишь на укрепление армии или прочих элементов государства. Именно благодаря тому, что он неотступно следовал исламским принципам в своем правлении и действовал в соответствии им, ему и удалось построить сильное государство, освободившее оккупированный крестоносцами Иерусалим.
Теория стимулирования роста производства за счет снижения налогов
Далее Ибн Халдун поднимает другую проблему, связанную с высокими налогами:
«Результатом [высоких налогообложений] является то, что заинтересованность субъектов в культурном росте и инициативе исчезает, поскольку, когда они сравнивают свои доходы с расходами, в том числе и на выплату налогов, они видят, что прибыль остается незначительная, они теряют всякую надежду. Таким образом, многие из них воздерживаются от культурной деятельности и развития. В результате чего общие налоговые поступления снижаются вместе с падением (целого ряда) прочих отдельных показателей»[4].
Ибн Халдун аргументирует тем, что, когда правительство облагает большими налогами людей (в частности тех, кто способен создавать рабочие места), оно вместе с этим лишает этих людей стимула инвестировать свои средства в развитие своего бизнеса (тут они начинают относиться к бизнесу как к культурному мероприятию). Причина проста: если правительство облагает ощутимыми налогами ваш доход, у вас остается меньше денег для инвестиций в ваш бизнес, а это приводит к общей экономической стагнации и снижению налоговых поступлений в целом.
Данная идея на сегодняшний день является основным принципом теории стимулирования роста производства за счёт снижения налогов. Люди, поддерживающие данную теорию, апеллируют тем, что корпорации и состоятельные люди не должны облагаться большими налогами. Низкий уровень налогообложения оставит им больше денег в виде прибыли, которые могут быть использованы для дальнейшего расширения бизнеса, таким образом увеличивая экономические возможности (посредством создания рабочих мест) для тех, кто менее богат. По этой причине такой подход также называют «просачивание экономики». Это формирует основу большей части консервативной экономической политики современного мира. Консервативные политики (как Рональд Рейган) использовали этот подход для защиты низких налоговых ставок в отношении состоятельных слоёв населения перед более либеральными экономическими идеями их высокого налогообложения.
Кривая Лаффера
Основная кривая Лаффера демонстрирует оптимальный уровень налоговой ставки,
дающей максимальное увеличение дохода на 70%.
Идея поиска баланса в налогообложении для увеличения налоговых доходов Ибн Халдуна позже станет известна как «кривая Лаффера». Сегодня кривая Лаффера используется экономистами в определении идеальной налоговой ставки для повышения доходов в государственную казну. Кривая обычно имеет параболическую форму, с критически низким уровнем налоговых ставок с низкими доходами и критически высоким уровнем налоговых ставок с такими же низкими доходами. Согласно этой идее оптимальный уровень налоговых ставок находится посередине, и он даст самый высокий уровень дохода без чрезмерного налогообложения народа, отбивающего у него всякое желание инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса.
Кривая Лаффера названа в честь американского экономиста Артура Лаффера, хотя сам Лаффер не претендовал на изобретение данной идеи. Он открыто говорил о том, что получил эту идею из трудов Ибн Халдуна. Приведем его цитату:
«Кривая Лаффера, между прочим, была изобретена не мной. К примеру, Ибн Халдун, – мусульманский ученый 14-го века, писал в своей книге «Мукаддима»: “Должно быть известно, что начале империи низкие налоговые ставки давали высокие доходы, а в конце империи высокие налоговые ставки давали низкие доходы.”»[5].
Заключение
Очевидно, что экономические идеи Ибн Халдуна в сфере налоговых ставок далеко опережали его время. Он жил в 1300-х годах, но его идеи и по сей день составляют большую часть основы современного капиталистического мышления. Экономические и правительственные идеи, представленные в его «Мукаддиме», являются вечными принципами, которые, несомненно, играют значительную роль и в нашем с вами современном мире. По-настоящему удивительным, однако, является то, что эта статья только лишь затронула малую часть экономических идей этой уникальной личности. «Мукаддима» Ибн Халдуна содержит ценную информацию и в сфере философии, истории, государственного управления, религии, социологии, психологии и образования. Истинная гениальность этого простого мусульманина из Северной Африки простирается куда дальше пределов налогообложения и кривой Лаффера.
[1] Рональд Рейган (Ronald, Reagan), «И снова они» (“There They Go Again”), Газета New York Times, от 18.02.1993 г., веб от 01.12.2012 г.
[2] Ибн Халдун (Ibn Khaldūn), «Мукаддима. Введение в историю» (The Muqaddimah, An Introduction To History), Боллинген, 1969, стр. 230. Печать.
[3] Ибн Халдун (Ibn Khaldūn), стр. 231.
[4] Ибн Халдун (Ibn Khaldūn), стр. 230.
[5] Артур Лаффер (Laffer, Arthur), «Фонд наследия», Фонд наследия (“The Heritage Foundation”, Heritage Foundation), 2004. n. Веб от 01.12.2012.
Комментарии: 0
Правила форума