Мусульманский ученый Абу Зейд аль-Балхи впервые разработал концепцию психического здоровья в 9-м веке
Мусульманский ученый Абу Зейд аль-Балхи впервые разработал концепцию психи...
Абу Зейд аль-Балхи, мусульманский ученый-энциклопедист, который жил в 9-м веке, написал множество научных работ по географии, медицине, ф...
8 184
4 апреля, 19

Мусульманский ученый Абу Зейд аль-Балхи впервые разработал концепцию психического здоровья в 9-м веке

8 184
4 апреля, 19
АВТОР ЦИКЛА
Мусульманский ученый Абу Зейд аль-Балхи впервые разработал концепцию психического здоровья в 9-м веке
About Islam
Источник:
ABOUT ISLAM

Портал об Исламе.

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Аз-Захрави – основоположник современной хирургии Аль-Бируни – светило науки Ибн аль-Хайсам – основоположник современной науки Аль-Хорезми и современная математика Налоговая система Ибн Халдуна
Абу Зейд аль-Балхи, мусульманский ученый-энциклопедист, который жил в 9-м веке, написал множество научных работ по географии, медицине, философии, богословию, политике, поэзии, этике, социологии, грамматике, литературе и астрономии.
 
Он родился в 849 году н.э. (235 году хиджры) в Иране, в деревне Шамиситьян провинции Балхи (в честь которой он получил свое имя). Сейчас это место находится на территории Афганистана. За свою жизнь он написал более 60 книг и рукописей.
 
К сожалению, большая часть документов, принадлежащих ему, была утеряна за прошедшие годы, только небольшая часть его работ дошла до нас. Однако, даже по нескольким сохранившимся его работам – его теории наземного картирования (названная по его имени «Балхи школа») и его работе о состоянии души человека - можно судить о его высоком уровне как ученого.
 
Аль-Балхи рано начал получать знания – сначала он учился у своего отца, позже он старался получить знания по всем известным в то время областям науки. Люди, знавшие его, описывали его как застенчивого и склонного к размышлениям человека.
 

Польза для тела и души

 
Самая известная работа Аль-Балхи – это его рукопись «Польза для тела и души» (Масалих аль-абдан валь-анфус). В объемной рукописи Аль-Балхи сначала касается вопросов физического здоровья, а потом, во второй части работы, погружается в область душевного состояния человека. Следует отметить, что разум или душа человека описана им с точки зрения психологического состояния человека. Этот раздел его работы вызвал большой интерес современных ученых по нескольким причинам, и, прежде всего, вследствие его проницательности в области психологии.
 
К примеру, он пишет:
 
«Если нафс (психика человека) заболевает, его тело также не находит ни в чем радости, наоборот, оно страдает и болеет».
 

Психические болезни и стрессы – это естественная часть жизни человека

 
Одной из важных целей психологической практики западного мира является нормализация (признание нормой) болезни. Даже в развитых странах мира психические расстройства или депрессии до сих пор считаются чем-то постыдным, а обращение к врачу-психиатру или психологу – признаком ненормальности и сумасшествия. Что говорить о мусульманском мире, где многие люди вследствие невежества и необразованности, очень предвзято относятся к подобным явлениям. Психическая болезнь считается наказанием за грехи, одержимостью злыми духами либо признаком недостатка веры у человека.
 
Поэтому для успешного лечения подобных недугов чрезвычайно важно успокоить человека мыслью о том, что в его болезни нет ничего страшного и постыдного. Аль-Балхи же старался объяснить эти болезни как естественную часть жизни человека уже более тысячелетия назад.
 

Связь состояния души и тела

 
Аль-Балхи самостоятельно приходит к тому выводу о связи между состоянием души и тела, который в современной медицине считается естественным и сам собой разумеющимся: Он пишет:
 
«Когда тело болеет, человеку трудно учиться (или заниматься иной умственной деятельностью), и, наоборот, когда душа страдает, тело также лишается способности получать удовольствие и тоже начинает страдать и болеть».
 
Он также признает реальность психосоматических болезней (т.е. болезней тела, вызванных тяжелым душевным состоянием – беспокойством, депрессией и т.п.): «боль души может привести к болезням тела». Это открытие, которое после него будет развивать персидский врач Хали Аббас, будет принято западной медициной лишь в 19-20 веках.
 

Когнитивная терапия

 
Самым впечатляющим аспектом методики Аль-Балхи является использование когнитивной терапии (методика, призванная научить человека правильно мыслить и избавлять от негативных мыслей – прим. переводчика). В своих работах он обосновывает применение разговорной терапии для изменения мыслей человека и, следовательно, ведущих к желаемому улучшению его состояния и поведения.
 
Его лечение от депрессии перекликается с современными идеями психотерапии, он описывает использование «мягких обнадеживающих бесед, которые дают человеку радость». Также он призывает использовать музыкальную терапию и другие виды воздействия на человека, которые положительно влияют на человека. Для лечения встревоженного или испуганного чем-то человека Аль-Балхи предлагает использовать позитивное самоуспокоение (наподобие современного аутотренинга), которое поможет ему преодолеть свой страх.
 
Аль-Балхи также советует такому человеку обсуждать свои проблемы с друзьями или иными людьми, которым он может довериться. Хотя сам автор допускает мысли о том, что навязчивые мысли могут внушаться человеку от шайтана, однако, его советы ориентированы на мирские способы решения проблемы. Важно отметить, что, по его мнению, необходимо обратиться к когнитивному решению, даже если беспокойство, депрессия или иное навязчивое состояние вызвано дьяволом.
 

Точность формулировок

 
Сам факт депрессии был описан еще древнегреческими врачами задолго до Аль-Балхи. Но он был, по-видимому, первым автором, который провел различие между депрессией, вызванной внешними факторами или обстоятельствами (несчастье, болезнь близкого человека, потеря и т.д.) и депрессией, которая стала результатом внутренних биохимических факторов (болезнью, недостатком в организме определенных веществ или витаминов) – что сегодня называют органической депрессией.
 
Обсессивно-компульсивное расстройство, которое описано у Аль-Балхи, полностью соответствует современному описанию этого навязчивого состояния. Современная психиатрия описывает его как «повторяющиеся или постоянные мысли, побуждения и импульсы, которые человек переживает в виде беспокойства, навязчивых и неприятных мыслей, что причиняет человеку недовольство и страдание».
 
Это очень схоже с тем описанием, которое дал Аль-Балхи:
 
«Раздражающие мысли, которые не соответствуют действительности. Они мешают человеку наслаждаться жизнью и заниматься своей повседневной деятельностью. Влияют на его способность к сосредоточению и мешают выполнению различных жизненных задач. Люди, подверженные этому состоянию, постоянно озабочены неприятными или пугающими их мыслями и ожидают разных неприятностей в любой момент».
 
Описывая желание человека уйти от навязчивых мыслей, Аль-Балхи почти слово в слово воспроизводит современное описание этого состояния, когда человек «пытается игнорировать или подавлять подобные мысли, побуждения или образы». Аль-Балхи также пишет о том, что страдающий от этого состояния человек:
 
«Не в состоянии думать о чем-то еще, он слишком занят воображаемыми неприятностями, чтобы получать удовольствие от жизни или сосредоточиться на том, что ему говорят другие. Всякие раз, когда он пытается отогнать их, тревожные мысли не оставляют его в покое и удерживают контроль над его разумом».
 

Заключение

 
Работа Аль-Балхи, без сомнения, опережает свое время на века, если не на тысячелетие. Его подробное описание навязчивого состояния, разграничение нескольких видов депрессии, признание взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека доказывают, что у него было впечатляющее понимание психологии человека.
 
Его читатели могут отметить, что Аль-Балхи всегда соблюдает баланс между духовным и материальным, что не был характерно для его времени: вместо того, чтобы объяснять все психические и духовные проблемы человека следствием влияния злых духов, грехов, слабости его веры, он прибегает к языку науки, не отрицая, однако, возможности влияния духовной реальности на психологическое состояние человека.
 
Этот баланс, к сожалению, часто ускользает от взора современных психологов, которые, выражаясь иносказательно, выплескивают ребенка вместе с водой: пытаясь добиться научной строгости, полностью выбрасывают духовное и сверхъестественное из жизни человека.
 
Самый важный урок, который мусульмане могут извлечь из работ Аль-Балхи: это гармония между религиозным знанием и тем, что мы сейчас называем светскими науками. Стремясь овладеть и тем, и другим, он соблюдает разумный баланс между ними, хотя многие современные ученые, вследствие непонимания границ науки и религии, считают, что подобного достичь невозможно.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 782
16 ноября, 24
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
1 254
20 июля, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Возможность донорства яйцеклетки в случае бесплодия
Возможность донорства яйцеклетки в случае бесплодия
Вопрос: Я слышала о возможности пересадки донорской яйцеклетки бесплодной женщине, которая не может сама зачать ребенка. Как вы думаете, ...
5 343
9 апреля, 18
Что происходит с телом человека после его смерти
Что происходит с телом человека после его смерти
Смерть – это прекращение всех биологических процессов, которые поддерживают живой организм. Тела живых организмов начинают разлагаться вс...
14 600
1
16 февраля, 18