Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1
Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1
Когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, только получил от Господа повеление об обязательстве совершения пяти ежедневных мо...
5 051
6 декабря, 20

Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1

5 051
6 декабря, 20
АВТОР ЦИКЛА
Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1
Lost Islamic History
Источник:
LOST ISLAMIC HISTORY

Lost Islamic History

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Ночь аль-Исра уаль-Мирадж Достоинство совершения намаза в мечети аль-Акса Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 2 Эрдоган призывает мусульман посещать Аль-Аксу, чтобы защитить мусульманскую идентичность мечети

Когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, только получил от Господа повеление об обязательстве совершения пяти ежедневных молитв для мусульман, молитвы эти совершались в сторону священного Иерусалима. Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение. Он был домом многочисленных пророков Ислама, таких как: Дауд (Давид), Сулейман (Соломон) и Иса (Иисус), мир им всем, и посему являлся символом последних пророков Ислама. Когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, совершил чудесное Ночное путешествие из Мекки в Иерусалим и в ту же ночь был вознесен на небо (что известно как Исра ва-ль-ми’радж), город обрел дополнительную значимость как место, где все пророки, мир им всем, совершили молитву во главе с Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, а затем вознеслись на небеса.

 

Для мусульман, однако, Иерусалим оставался далеким и недоступным символом на протяжении всей жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха, и еще некоторое время после его смерти. Но с приходом мусульман в Ирак и Сирию в 630-х годах, Иерусалим становится мусульманским городом, а Мечеть аль-Акса в Иерусалиме становится одной из самых важных областей Исламской империи. Всей территорией комплекса и на протяжении всей, истерзанной войной, истории этого города, мечеть была и остается центром борьбы за Иерусалим. Наряду с мусульманами, иудеи и христиане чтят землю под мечетью особенно святой. Важность понимания истории этой земли имеет первостепенное значение.

 

Первая часть данной статьи посвящена краткой истории Мечети аль-Акса до пришествия Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, раннего исламского периода и до прихода крестоносцев в 1099-ом году. Вторая часть представляет собой сжатую историю мечети аль-Акса со времени нашествия крестоносцев и по сей день.

 

До пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и после него

 

С точки зрения мусульман, Ислам не явился как новая религия, когда в 600-х годах Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, стал проповедовать его в Мекке. Ислам рассматривался как продолжение и заключительная печать к традиции предыдущих пророков, мир им всем, почитаемых всеми тремя монотеистическими религиями. Послание Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, лишь продолжает и совершенствует послания Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), мир им всем, которые были искажены с течением времени. Таким образом, для мусульман Храм Соломона, который был построен в древности на Храмовой горе в Иерусалиме, был в действительности частью их собственной религиозной истории.

 

Харам аль-Шариф. В центре изображения – Купол Скалы, мечеть аль-Акса расположена слева.

Харам аль-Шариф. В центре изображения – Купол Скалы, мечеть аль-Акса расположена слева.

 

По этой же причине мусульмане, когда завоевали Иерусалим в 637-ом году во время халифата Умара ибн аль-Хаттаба, стремились возродить Иерусалим как место поклонения. Древний иерусалимский храм ранее был восстановлен несколько раз, первый раз Иродом примерно в 20-х годах до нашей эры. Однако в 70-х годах нашей эры римляне разрушили храм после еврейского восстания в Палестине. Евреям было запрещено входить в город, и иудаизм почти полностью ушёл из Иерусалима вместе с его святынями.

 

Территория, на которой некогда был расположен храм, оставался заброшенным пустырём дальнейшие несколько сотен лет, и римляне использовали её в качестве мусорной свалки. Когда второй халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вошёл в город и решил в первую очередь посетить то место, где поклонялись такие его предшественники по религии, как пророк Дауд и Сулейман, мир им (а также Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, во время Исра ва-ль-ми’радж), он нашел его заброшенным, грязным и совершенно непригодным для использования в качестве мечети. Тем не менее, он решил очистить эту территорию и построить на ней мечеть аль-Акса. И, как было свойственно халифу Умару, да будет доволен им Аллах, он вместе со всеми обычными мусульманами участвовал в уборке и очищении территории Храма Сулеймана, мир ему. Они возвели в южной части Храмовой горы, ныне известной среди мусульман как Харам аль-Шариф (благородное святилище), основную мечеть вместительностью в 3000 человек. Христианские паломники того времени описывали мечеть как большое деревянное здание, построенное на ранних руинах.

 

Что касается мусульман, они не видят в этом попирательство святынь других религий. Поскольку пророки, которые упоминаются в Ветхом завете Библии, признаны как мусульманские пророки, и новая мечеть была принята в качестве продолжения древних мест поклонения.

 

Харам аш-Шариф

 

На протяжении многих десятилетий это скромное построение, возведенное халифом Умаром, да будет доволен им Аллах, являлось главным на территории Харама. Но позже, в 690-ом году, халиф Абд-аль-Малик из династии Омейядов перестроил Мечеть аль-Акса, и новая мечеть была значительно больше и крепче той, что построил халиф Умар. Основной план нынешней мечети датируется именно этой реконструкцией. Однако реальным архитектурным достижением Абд-аль-Малика было то, что он построил примерно в 200 метрах к северу от этой мечети.

 

Купол Скалы, построенный Абд аль-Маликом в 690-м году.

Купол Скалы, построенный Абд аль-Маликом в 690-м году.

 

Над скалой, с которой, согласно убеждениям определенной части мусульман, произошло вознесение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, халиф Абд-аль-Малик построил великолепный Купол Скалы. Являясь частью Мечети аль-Акса, он не представлял собой отдельное место поклонения, не был призван конкурировать с самой мечетью, а, напротив, служил её дополнением. Купол, построенный по архитектурной традиции и с использованием мозаики, перенятых Омейядами от предшествовавших им византийцев, сразу же стал одним из главных объектов исламской архитектуры 600-х годов.

 

Купол Скалы был построен на самой вершине комплекса Харам, и стал, таким образом, одним из самых впечатляющих и известных зданий города. Он имеет восьмиугольную основу, от которой возвышается 20-метровый купол, изначально покрытый свинцовыми листами. Здание как внутри, так и снаружи украшено каллиграфическими надписями, а каллиграфия внутренней стороны купола содержит фрагменты коранических текстов (старейшие из существующих ныне). Учитывая великолепие здания, некоторые современные историки утверждают, что халиф Абд-аль-Малик, строя это здание, желал превзойти им здание Каабы в Мекке. Если бы халиф в действительности преследовал подобную цель, ученые Ислама его времени несомненно выразили бы своё возмущение по поводу таких кощунственных идей, которое непременно отразилось бы в их книгах. Тем не менее, не существует ни единого подтверждения этой гипотезы в книгах ученых того времени, и самое раннее упоминание об этой «идее» халифа было написано спустя 200 лет после построения им Купола Скалы, людьми с сильно предвзятым, анти-омейядским настроением.

 

После падения Омейядов в 750-ом году Иерусалим оказался под контролем династии Аббасидов. У новых Аббасидских халифов были свои ставки в иракском городе Багдаде, по этой причине они не уделяли Иерусалиму столько внимания, сколько уделяли Омейяды, и Харам, таким образом, лишился прежнего внимания и финансирования. Но, несмотря на пренебрежение со стороны халифов и многочисленные землетрясения, в результате которых городу и комплексу Харам требовались частые реконструкции, которые никто не проводил, Иерусалим оставался важным местом паломничества, а мечеть аль-Акса оставалась центром исламской жизни в Иерусалиме, начиная с 600-х годов и вплоть до 900-х годов.

 

Падение под фатимидами

 

В 900-х годах для Иерусалима и Харама аш-Шариф начались несколько бурных столетий. Фатимидская империя, основанная в Египте, взяла под контроль Иерусалим в 970-ом году после победы над войсками Аббасидов в соседнем Рамле. Фатимиды принадлежали секте шиитов-исмаилитов, которые большинством ортодоксальных исламских ученых классифицируются как вышедшие из Ислама. Период правления фатимидов обернулся катастрофическими последствиями для Мечети аль-Акса.

 

Интерьер мечети аль-Акса.

Интерьер мечети аль-Акса. Площадь рядом с михрабом датируется временем строительства
Омейядов, а колонны относятся к периоду Фатимидов.

 

С самого начала мусульманского правления над Иерусалимом мечеть и Харам в целом являлись центром исламских знаний. Ученые регулярно давали уроки в мечетях, обучая студентов, как основам арабской грамматики, так и сложным наукам исламского права и теологии. В период же фатимидов эти учебные занятия были свернуты фатимидскими губернаторами и заменены на официальные шиитские учреждения. Географ аль-Мукаддаси писал в 985-ом году, что в Иерусалиме «факихи стали непосещаемыми, праведники стали неузнаваемыми, и школы осиротели без уроков ученых»[1]. И далее он выражает досаду и сожаление по поводу исчезновения исламского образования из города, который в прошлом наполняли своими знаниями, в котором преподавали такие великие ученые как Имам аш-Шафи’и и подобные ему.

 

Но еще большим бедствием, чем правление фатимидов, явилось для Иерусалима правление шиита аль-Хакима, который пришел к власти в 996-ом году и далеко превзошел предыдущих фатимидских правителей в угнетении ортодоксального ислама. Он объявил себя божеством и потребовал, чтобы его имя упоминалось вместо имени Всевышнего Аллаха во время пятничных проповедей, объявил незаконным мусульманский пост в месяц Рамадан, а также запретил мусульманам совершение паломничества в Мекку. К концу его правления (1021-ый год) город Иерусалим окончательно потерял свой статус центра исламского знания. Кроме того, следует отметить, что аль-Хаким помимо мусульман угнетал христиан и иудеев Иерусалима, разрушив храм Гроба Господня, вопреки всем исламским законам и обещанию, данному халифом Умаром ибн аль-Хаттабом в 637-ом году христианам Иерусалима.

 

После окончания катастрофического правления аль-Хакима к власти пришли более умеренные лидеры фатимидов, которые проявили немного больше лояльности к самой мечети и её исламской истории. После разрушительного землетрясения, случившегося в 1030-х годах, мечеть аль-Акса была восстановлена фатимидами, в результате чего у мечети сохранились центральный неф и семь больших арок на фасаде, поддерживающих массивную крышу. Это было ощутимо меньше 14-ти массивных арок, изначально построенных Омейядами. Кстати, современная мечеть ненамного отличается от реконструкции фатимидов.

 

Фасад мечети аль-Акса.

Фасад мечети аль-Акса.

 

В 1073-ем году Иерусалим был захвачен турками-сельджуками, которые были новообращенными в суннитский Ислам тюрками из Центральной Азии. С точки зрения Ислама, теперь аль-Акса оказалась в надежных руках мощного суннитского государства, возродившего вновь исламские знания в городе. На территории Харама открылись школы исламского права шафиитского и ханафитского толка, и интеллектуальная жизнь в городе снова расцвела. В Иерусалим стали прибывать ученые со всех концов исламского мира, чтобы обучать и учиться самим. Стоит отметить, что среди них был и выдающийся ученый Ислама Абу Хамид аль-Газали, он поселился в Иерусалиме в 1095-ом году и жил в Хараме вдоль восточной стены города, проведя следующие несколько лет в молитве и уединении в Куполе Скалы и Мечети аль-Акса. За это же время он написал невероятно ценный труд под названием «Возрождение религиозных наук», который стал самым настоящим прорывом для всего понимания мусульманской духовности, философии и суфизма.

 

Но, к сожалению, и этому новому интеллектуальному всплеску Ислама вокруг Мечети аль-Акса было суждено прерваться. Исламское наследие Харама аш-Шариф будет полностью уничтожено в 1099-ом году по пришествии в Иерусалим крестоносцев. Подробнее об этом, иншааллах, будет представлено во второй части статьи.

 

Примечания:

[1] Армстронг, 258.

Библиография:

  1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
  2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк:Vintage Books, 2011 г. Печать.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
536
20 июля, 24
4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
3 463
13 апреля, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аль-Хорезми и современная математика
Аль-Хорезми и современная математика
Современная теоретическая математика представляет собой сложное абстрактное поле, фрустрирующее школьников математических классов, но при...
3 014
28 ноября, 20
Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук
Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук
Имам Абу Хамид аль-Газали — это один из самых больших муджаддидов (обновителей веры) в истории Ислама, ученый 11-го века по хиджре, извес...
15 699
3 октября, 20