Image
Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1
Когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, только получил от Господа повеление об обязательстве совершения пяти ежедневных мо...
1 137
6 декабря, 20

Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1

1 137
6 декабря, 20
АВТОР ЦИКЛА
Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 1
Lost Islamic History
Источник:
LOST ISLAMIC HISTORY

Lost Islamic History

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 2 Имам мечети Аль-Акса, шейх Наджех: "Проблема Палестины - проблема всей исламской уммы" Эрдоган призывает мусульман посещать Аль-Аксу, чтобы защитить мусульманскую идентичность мечети

Когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, только получил от Господа повеление об обязательстве совершения пяти ежедневных молитв для мусульман, молитвы эти совершались в сторону священного Иерусалима. Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение. Он был домом многочисленных пророков Ислама, таких как: Дауд (Давид), Сулейман (Соломон) и Иса (Иисус), мир им всем, и посему являлся символом последних пророков Ислама. Когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, совершил чудесное Ночное путешествие из Мекки в Иерусалим и в ту же ночь был вознесен на небо (что известно как Исра ва-ль-ми’радж), город обрел дополнительную значимость как место, где все пророки, мир им всем, совершили молитву во главе с пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, а затем вознеслись на небеса.

 

Для мусульман, однако, Иерусалим оставался далеким и недоступным символом на протяжении всей жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха, и еще некоторое время после его смерти. Но с приходом мусульман в Ирак и Сирию в 630-х годах, Иерусалим становится мусульманским городом, а мечеть аль-Акса в Иерусалиме становится одной из самых важных областей Исламской империи. Всей территорией комплекса и на протяжении всей, истерзанной войной, истории этого города, мечеть была и остается центром борьбы за Иерусалим. Наряду с мусульманами, иудеи и христиане чтят землю под мечетью особенно святой. Важность понимания истории этой земли имеет первостепенное значение.

 

Первая часть данной статьи посвящена краткой истории мечети аль-Акса до пришествия пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, раннего исламского периода и до прихода крестоносцев в 1099-ом году. Вторая часть представляет собой сжатую историю мечети аль-Акса со времени нашествия крестоносцев и по сей день.

 

До пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и после него

 

С точки зрения мусульман, Ислам не явился как новая религия, когда в 600-х годах пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, стал проповедовать его в Мекке. Ислам рассматривался как продолжение и заключительная печать к традиции предыдущих пророков, мир им всем, почитаемых всеми тремя монотеистическими религиями. Послание Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, лишь продолжает и совершенствует послания Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), мир им всем, которые были искажены с течением времени. Таким образом, для мусульман Храм Соломона, который был построен в древности на Храмовой горе в Иерусалиме, был в действительности частью их собственной религиозной истории.

 

Харам аль-Шариф. В центре изображения – Купол Скалы, мечеть аль-Акса расположена слева.

 

По этой же причине мусульмане, когда завоевали Иерусалим в 637-ом году во время халифата Умара ибн аль-Хаттаба, стремились возродить Иерусалим как место поклонения. Древний иерусалимский храм ранее был восстановлен несколько раз, первый раз Иродом примерно в 20-х годах до нашей эры. Однако в 70-х годах нашей эры римляне разрушили храм после еврейского восстания в Палестине. Евреям было запрещено входить в город, и иудаизм почти полностью ушёл из Иерусалима вместе с его святынями.

 

Территория, на которой некогда был расположен храм, оставался заброшенным пустырём дальнейшие несколько сотен лет, и римляне использовали её в качестве мусорной свалки. Когда второй халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вошёл в город и решил в первую очередь посетить то место, где поклонялись такие его предшественники по религии, как пророк Дауд и Сулейман, мир им (а также пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, во время Исра ва-ль-ми’радж), он нашел его заброшенным, грязным и совершенно непригодным для использования в качестве мечети. Тем не менее, он решил очистить эту территорию и построить на ней мечеть аль-Акса. И, как было свойственно халифу Умару, да будет доволен им Аллах, он вместе со всеми обычными мусульманами участвовал в уборке и очищении территории Храма Сулеймана, мир ему. Они возвели в южной части Храмовой горы, ныне известной среди мусульман как Харам аль-Шариф (благородное святилище), основную мечеть вместительностью в 3000 человек. Христианские паломники того времени описывали мечеть как большое деревянное здание, построенное на ранних руинах.

 

Что касается мусульман, они не видят в этом попирательство святынь других религий. Поскольку пророки, которые упоминаются в Ветхом завете Библии, признаны как мусульманские пророки, и новая мечеть была принята в качестве продолжения древних мест поклонения.

 

Харам аш-Шариф

 

На протяжении многих десятилетий это скромное построение, возведенное халифом Умаром, да будет доволен им Аллах, являлось главным на территории Харама. Но позже, в 690-ом году, халиф Абд-аль-Малик из династии Омейядов перестроил мечеть аль-Акса, и новая мечеть была значительно больше и крепче той, что построил халиф Умар. Основной план нынешней мечети датируется именно этой реконструкцией. Однако реальным архитектурным достижением Абд-аль-Малика было то, что он построил примерно в 200 метрах к северу от этой мечети.

 

Купол Скалы, построенный Абд аль-Маликом в 690-м году.

 

Над скалой, с которой, согласно убеждениям определенной части мусульман, произошло вознесение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, халиф Абд-аль-Малик построил великолепный Купол Скалы. Являясь частью мечети аль-Акса, он не представлял собой отдельное место поклонения, не был призван конкурировать с самой мечетью, а, напротив, служил её дополнением. Купол, построенный по архитектурной традиции и с использованием мозаики, перенятых Омейядами от предшествовавших им византийцев, сразу же стал одним из главных объектов исламской архитектуры 600-х годов.

 

Купол Скалы был построен на самой вершине комплекса Харам, и стал, таким образом, одним из самых впечатляющих и известных зданий города. Он имеет восьмиугольную основу, от которой возвышается 20-метровый купол, изначально покрытый свинцовыми листами. Здание как внутри, так и снаружи украшено каллиграфическими надписями, а каллиграфия внутренней стороны купола содержит фрагменты коранических текстов (старейшие из существующих ныне). Учитывая великолепие здания, некоторые современные историки утверждают, что халиф Абд-аль-Малик, строя это здание, желал превзойти им здание Каабы в Мекке. Если бы халиф в действительности преследовал подобную цель, ученые Ислама его времени несомненно выразили бы своё возмущение по поводу таких кощунственных идей, которое непременно отразилось бы в их книгах. Тем не менее, не существует ни единого подтверждения этой гипотезы в книгах ученых того времени, и самое раннее упоминание об этой «идее» халифа было написано спустя 200 лет после построения им Купола Скалы, людьми с сильно предвзятым, анти-омейядским настроением.

 

После падения Омейядов в 750-ом году Иерусалим оказался под контролем династии Аббасидов. У новых Аббасидских халифов были свои ставки в иракском городе Багдаде, по этой причине они не уделяли Иерусалиму столько внимания, сколько уделяли Омейяды, и Харам, таким образом, лишился прежнего внимания и финансирования. Но, несмотря на пренебрежение со стороны халифов и многочисленные землетрясения, в результате которых городу и комплексу Харам требовались частые реконструкции, которые никто не проводил, Иерусалим оставался важным местом паломничества, а мечеть аль-Акса оставалась центром исламской жизни в Иерусалиме, начиная с 600-х годов и вплоть до 900-х годов.

 

Падение под фатимидами

 

В 900-х годах для Иерусалима и Харама аш-Шариф начались несколько бурных столетий. Фатимидская империя, основанная в Египте, взяла под контроль Иерусалим в 970-ом году после победы над войсками Аббасидов в соседнем Рамле. Фатимиды принадлежали секте шиитов-исмаилитов, которые большинством ортодоксальных исламских ученых классифицируются как вышедшие из Ислама. Период правления фатимидов обернулся катастрофическими последствиями для мечети аль-Акса.

 

Интерьер мечети аль-Акса. Площадь рядом с михрабом датируется временем строительства
Омейядов, а колонны относятся к периоду Фатимидов.

 

С самого начала мусульманского правления над Иерусалимом мечеть и Харам в целом являлись центром исламских знаний. Ученые регулярно давали уроки в мечетях, обучая студентов, как основам арабской грамматики, так и сложным наукам исламского права и теологии. В период же фатимидов эти учебные занятия были свернуты фатимидскими губернаторами и заменены на официальные шиитские учреждения. Географ аль-Мукаддаси писал в 985-ом году, что в Иерусалиме «факихи стали непосещаемыми, праведники стали неузнаваемыми, и школы осиротели без уроков ученых»[1]. И далее он выражает досаду и сожаление по поводу исчезновения исламского образования из города, который в прошлом наполняли своими знаниями, в котором преподавали такие великие ученые как Имам аш-Шафи’и и подобные ему.

 

Но еще большим бедствием, чем правление фатимидов, явилось для Иерусалима правление шиита аль-Хакима, который пришел к власти в 996-ом году и далеко превзошел предыдущих фатимидских правителей в угнетении ортодоксального ислама. Он объявил себя божеством и потребовал, чтобы его имя упоминалось вместо имени Всевышнего Аллаха во время пятничных проповедей, объявил незаконным мусульманский пост в месяц Рамадан, а также запретил мусульманам совершение паломничества в Мекку. К концу его правления (1021-ый год) город Иерусалим окончательно потерял свой статус центра исламского знания. Кроме того, следует отметить, что аль-Хаким помимо мусульман угнетал христиан и иудеев Иерусалима, разрушив храм Гроба Господня, вопреки всем исламским законам и обещанию, данному халифом Умаром ибн аль-Хаттабом в 637-ом году христианам Иерусалима.

 

После окончания катастрофического правления аль-Хакима к власти пришли более умеренные лидеры фатимидов, которые проявили немного больше лояльности к самой мечети и её исламской истории. После разрушительного землетрясения, случившегося в 1030-х годах, мечеть аль-Акса была восстановлена фатимидами, в результате чего у мечети сохранились центральный неф и семь больших арок на фасаде, поддерживающих массивную крышу. Это было ощутимо меньше 14-ти массивных арок, изначально построенных Омейядами. Кстати, современная мечеть ненамного отличается от реконструкции фатимидов.

 

Фасад мечети аль-Акса.

 

В 1073-ем году Иерусалим был захвачен турками-сельджуками, которые были новообращенными в суннитский Ислам тюрками из Центральной Азии. С точки зрения Ислама, теперь аль-Акса оказалась в надежных руках мощного суннитского государства, возродившего вновь исламские знания в городе. На территории Харама открылись школы исламского права шафиитского и ханафитского толка, и интеллектуальная жизнь в городе снова расцвела. В Иерусалим стали прибывать ученые со всех концов исламского мира, чтобы обучать и учиться самим. Стоит отметить, что среди них был и выдающийся ученый Ислама Абу Хамид аль-Газали, он поселился в Иерусалиме в 1095-ом году и жил в Хараме вдоль восточной стены города, проведя следующие несколько лет в молитве и уединении в Куполе Скалы и мечети аль-Акса. За это же время он написал невероятно ценный труд под названием «Возрождение религиозных наук», который стал самым настоящим прорывом для всего понимания мусульманской духовности, философии и суфизма.

 

Но, к сожалению, и этому новому интеллектуальному всплеску Ислама вокруг мечети аль-Акса было суждено прерваться. Исламское наследие Харама аш-Шариф будет полностью уничтожено в 1099-ом году по пришествии в Иерусалим крестоносцев. Подробнее об этом, иншааллах, будет представлено во второй части статьи.

 

Примечания:

 

[1] Армстронг, 258.

Библиография:

 

  1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
     
  2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк:Vintage Books, 2011 г. Печать.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Медресе: Исчезающее наследие
Различие между теми, кто обладает знанием и теми, кто не обладает ими, так же очевидно, как и отличие тех, кто способен видеть от слепых....
946
3
8 марта, 21
Image
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади. Третья часть
В начале двадцатого века, когда исламское наследие стало активно издаваться, книга аль-Хатыба аль-Багдади «Тарих Багдад» стала предметом ...
1 054
24 января, 21

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Аль-Хорезми и современная математика
Современная теоретическая математика представляет собой сложное абстрактное поле, фрустрирующее школьников математических классов, но при...
743
28 ноября, 20
Image
Имам Аль-Газали и Возрождение исламских наук
Одним из самых больших обновителей веры в истории Ислама является ученый 11 века Абу Хамид аль-Газали, да смилостивится над ним Аллах. Се...
2 597
3 октября, 20