Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 142. Царь и пророк Сулейман (мир ему) и царица Савская (Шеба)
Маджлис 142. Царь и пророк Сулейман (мир ему) и царица Савская (Шеба)
Сегодня мы поговорим об истории царицы Савской, как ее обычно называют. Эта история тесно связана с ...
7 799
24 марта, 21

Маджлис 142. Царь и пророк Сулейман (мир ему) и царица Савская (Шеба)

7 799
24 марта, 21

В Священном Коране говорится:

 

وَوَرِثَ سُلَيْمَانُ دَاوُودَ وَقَالَ يَا أَيُّهَا النَّاسُ عُلِّمْنَا مَنطِقَ الطَّيْرِ وَأُوتِينَا مِن كُلِّ شَيْءٍ إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْفَضْلُ الْمُبِينُ   وَحُشِرَ لِسُلَيْمَانَ جُنُودُهُ مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ وَالطَّيْرِ فَهُمْ يُوزَعُونَ   حَتَّى إِذَا أَتَوْا عَلَى وَادِي النَّمْلِ قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لَا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ   فَتَبَسَّمَ ضَاحِكًا مِّن قَوْلِهَا وَقَالَ رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ

 

Сулейман наследовал Дауду. И он сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все (что нам нужно). Все это — явная благосклонность (Аллаха к нам)». И собрались перед Сулейманом его войска: из джиннов, людей и птиц. Они были разделены (на отряды). Когда же они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не растоптали вас, даже не почувствовав». Сулейман улыбнулся, поскольку его рассмешили ее слова. И он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным Тебе за милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Твоих праведных рабов». 

 

(Сура «ан-Намль», 27:16-19)

 

Сегодня мы с вами поговорим об истории царицы Шеба или царицы Савской, как ее обычно называют. Эта история тесно связана с рассказом о царе и пророке Сулеймане (мир ему).

 

В течение многих веков людьми управляли цари или царицы (или иные правители). Некоторые из них упоминаются в истории – наряду с пророками, чаще всего это негативные упоминания о них – как о царях-тиранах, – к примеру, мы уже говорили о царе Нимроде, который правил во времена Ибрахима (мир ему), известна также история фараона Египта, который не хотел покориться Всевышнему и его пророку Мусе (мир ему). Однако здесь есть интересный момент – что правительница-женщина упоминается, наоборот, в позитивном ключе, как царица, которая пришла к пророку Сулейману (мир ему) и приняла истинную веру. Это история со счастливым концом – история о человеке, который в итоге победил, выиграл (в отличие от остальных власть имущих, которые проиграли – как фараон, как Абу Джахль, который вредил Пророку (мир ему и благословение)). Эта женщина, наоборот, получила большую пользу от своей власти – поскольку была открыта сердцем для призыва к истине.

 

Я начал наш урок с чтения отрывка из суры ан-Намль, где говорится о царе Сулеймане (мир ему) и муравьях. Это небольшая история, где говорится о мудрой муравьихе, которая завидев войска Сулеймана, посоветовала своему народу уйти с их дороги. И поскольку царю была дарована уникальная возможность понимать язык животных, птиц, насекомых, он понял речь муравьев и поблагодарил Всевышнего за это. Известно, что царю Сулейману (мир ему) была дарована такая власть, мудрость и богатство, как никому из царей ни до него, ни после него. Есть предание, что в начале его царствования Всевышний предложил ему на выбор – что он хочет иметь: большое богатство, сильную власть или мудрость и знания? Сулейман выбрал мудрость и знания, Аллах одобрил его выбор, сказав, что это самое правильное – и в награду за это царю будут дарованы и мудрость, и власть, и богатство, каких не было ни у кого более.

 

Передается, что однажды наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) собрал утром своих сподвижников перед молитвой и сказал им, что сегодня ночью он поймал джинна, шайтана:

 

Недавно один джинн пытался ввести меня в забвение (в другой версии этого же хадиса, сказано «пытался прервать мою молитву»), однако, Аллах дал мне сил справиться с ним, и я схватил его. Сперва я подумал привязать его к одному из столбов мечети, чтобы вы все могли смотреть на него, однако, вспомнив слова своего брата Сулеймана (мир ему): "Господь мой, прости меня и дай мне такую власть, которой не будет ни у кого после меня", и Аллах отпустил того джинна униженным».

 

(Бухари и Муслим)

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел возможность привязать сатану к столбу мечети и сделать его всеобщим посмешищем для жителей Медины. Но не стал этого делать. Причиной этого была его скромность и почтительность к пророку Сулейману (мир ему), который просил Всевышнего не наделять подобной властью - которая была у него, никого после него, и в том числе властью над шайтанами.

 

Мы знаем также, что Сулейману (мир ему) повиновались ветры – и он мог переноситься с их помощью на большие расстояния. На него работали джинны, которые по его приказу строили храм, Бейтуль-Макдис в Иерусалиме.

 

Но сегодня мы не будем рассказывать всю историю Сулеймана (мир ему) – мы поговорим о нем только в связи с историей этой царицы Саба или Савской.

 

То место из Корана, где говорится об этом – это сура «ан-Намль», Муравьи (27 сура), начинается с рассказа о том, что Сулейман наследовал своему отцу Дауду – который также был храбрым воином и могущественным царем, но царство Сулеймана стало еще более могучим при его жизни.

 

Далее в этой же суре Корана говорится о том, как к Сулейману должны были собраться все его воины из числа людей и других живых существ. Среди них была птица под названием удод – hудhуд по-арабски. Если вы видели когда-нибудь эту птицу – или ее фотографии, наверняка вы заметили, что она очень красива – у нее разноцветное оперение, пестрый хохолок, а когда она раскрывает свой хвост, то он становится подобным хвосту павлина.

 

Удод, который был в войсках Сулеймана, имел еще одну удивительную способность – Всевышний наделил его даром видеть воду. Он летал по той местности, где проходили царские войска, и видел воду, даже если она текла под землей, как будто земля была стеклянная и прозрачная. И вот однажды войска остановились на привал, необходимо было найти воду – но удод куда-то подевался, никто не мог его найти.

 

وَتَفَقَّدَ الطَّيْرَ فَقَالَ مَا لِيَ لَا أَرَى الْهُدْهُدَ أَمْ كَانَ مِنَ الْغَائِبِينَ

 

Осматривая птиц, он сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или он отсутствует?

 

(Сура «ан-Намль», 27:20)

 

Обратите внимание на эти слова – Сулейман говорит: «Что со мной – «ма ли»?» - в чем моя проблема, в чем я был не прав? Действительно ли он отсутствует, или я просто не вижу его?

 

لَأُعَذِّبَنَّهُ عَذَابًا شَدِيدًا أَوْ لَأَذْبَحَنَّهُ أَوْ لَيَأْتِيَنِّي بِسُلْطَانٍ مُّبِينٍ

 

Я строго накажу его или зарежу, если он не приведет сильные доказательства (что отсутствовал по уважительной причине)».

 

(Сура «ан-Намль», 27:21)

 

Но неожиданно удод появляется – но он стоит в отдалении, и заявляет Сулейману (мир ему) – что он отсутствовал по уважительной причине: он узнал такие вещи, которые не знает сам царь:

 

فَمَكَثَ غَيْرَ بَعِيدٍ فَقَالَ أَحَطتُ بِمَا لَمْ تُحِطْ بِهِ وَجِئْتُكَ مِن سَبَإٍ بِنَبَإٍ يَقِينٍ

 

Спустя недолгое время (удод появился и) сказал (Сулейману): «Я узнал то, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием.

 

إِنِّي وَجَدتُّ امْرَأَةً تَمْلِكُهُمْ وَأُوتِيَتْ مِن كُلِّ شَيْءٍ وَلَهَا عَرْشٌ عَظِيمٌ

 

Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними (сабеями). Ей даровано все, и у нее есть великий трон.

 

(Сура «ан-Намль», 27:22–23)

 

Но несмотря на то, что эта царица и ее народ наделены большими благами, у них есть очень серьезная проблема – они служат вымышленным божествам, а не Всевышнему:

 

وَجَدتُّهَا وَقَوْمَهَا يَسْجُدُونَ لِلشَّمْسِ مِن دُونِ اللَّهِ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ أَعْمَالَهُمْ فَصَدَّهُمْ عَنِ السَّبِيلِ فَهُمْ لَا يَهْتَدُونَ

 

Я узнал, что она и ее народ поклоняются солнцу, а не Аллаху. Шайтан приукрасил им их поступки и сбил их с (истинного) пути, и они лишены наставления.

 

أَلَّا يَسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي يُخْرِجُ الْخَبْءَ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَيَعْلَمُ مَا تُخْفُونَ وَمَا تُعْلِنُونَ

 

Как могут они не падать ниц перед Аллахом, который выводит все скрытое в небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы делаете открыто?!

 

اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

 

Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона!»

 

(Сура «ан-Намль», 27:24–26)

 

Я выше уже обратил ваше внимание на интересные слова Сулеймана (мир ему) – «ма ли», «что со мной?». Что со мной неправильного? Многие муфассиры, комментаторы, обращают внимание на этот аят: что пророк имел настолько сильную связь со Всевышним, что постоянно был состредоточен на Нём – все, что бы ни случилось, это по воле Аллаха. Так и должно быть для истинных верующих: случается с ними что-то хорошее – аль-хамдулиллях, слава Всевышнему, случается что-то плохое – «инна лилляхи ва инна илейхи раджиун». Сулейман видит какую-то проблему и тут же спрашивает себя – наверное, что-то не так со мной (раз Аллах допускает такое в моей жизни) – возможно, я не был достаточно благодарным рабом? Такой человек сначала ищет проблему в себе, винит себя – если у меня в жизни случается что-то неправильное, значит, виноват я сам (а не кто-то еще). А потом уже начинает размышлять – может быть, какие-то обстоятельства изменились?

 

Все истории в Коране – как мы уже говорили не раз, рассказываются нам не для того, чтобы развлечь нас и сообщить нечто занимательное. Это важные уроки. Иногда рассказ переходит от одного важного предмета к другому без какой-то паузы – как сейчас. Для заполнения этой паузы есть множество разнообразных сообщений – многие из которых не особенно достоверные. Все предания, которые я буду приводить сегодня, взяты из тафсира Ибн Касира и Куртуби, двух выдающихся комментаторов Корана.

 

Итак, удод рассказывает Сулемайну (мир ему), что он побывал в Йемене – это государство на юге Аравийского полуострова, в тысячах километров от Иерусалима, где правит Сулейман, и видел там могущественное царство, которым правит женщина.

 

Что мы знаем об этой правительнице? По преданию ее имя было Билкис, ее родословная восходит к Саму, сыну Нуха (мир ему). Говорится, что она была единственной дочерью местного правителя, но после его смерти – поскольку она была женщиной, она не могла наследовать его трон. Престол занял какой-то родственник царя – но он был очень плохим правителем и вдобавок тираном, поэтому она обманом уговаривает его взять ее в жены, а потом свергает его и сама занимает место правителя.

 

Разумеется, это все легенды – как было на самом деле, доподлинно неизвестно, мы знаем только один факт – что эта женщина была реальной царицей в государстве Саба или Шеба. О ней много рассказывается в мусульманских, а также в иудейских преданиях (которые во многом похожи). Весьма почитаема эта женщина и в Эфиопии, где считается, что она была родом из Эфиопии – которая в те времена подчинялась правителям Йемена. Жители этой страны называют ее именем Македа и возводят свое происхождение к этой царице и царю Соломону, считая, что они сами – жители Абиссинии или Эфиопии – были потомками от брака этих замечательных людей. Тем не менее, большинство наших ученых считают, что королевство Саба или Шеба находилось на юге Аравийского полуострова, недалеко от оазиса Ма’риб (древней столицы этого царства). Сейчас это территория государства Йемен.

 

О чем нам еще рассказывает эта история? Мы знаем, что власть часто развращает и опьяняет людей – но тем не менее, некоторые благородные люди, которых наставил Всевышний, могут избежать этого. Возьмем по контрасту историю фараона – который также был очень могущественным правителем, но он почти всю свою жизнь был ослеплен своей властью, так что не желал видеть истину, поскольку он был высокомерным, гордым, считал, что существуют только блага этого мира. Но царица Сабы в корне отличается от этого заблудшего правителя.

 

Есть еще предание, что она была человеком только наполовину – а наполовину джинном. Ее отец женился на женщине из числа джиннов. Насколько это правда, мы также не знаем – но теоретически такое возможно. Ее царство было замечательным и богатым – это так называемое Сабейское царство (считается, что оно возникло за тысячу лет до н.э. и прекратило существование в 3 веке н.э.), начало его расцвета приходится на VIII в. до н. э. Вблизи столицы Сабы, Ма’риба, была сооружена огромная плотина, благодаря чему появилась возможность орошения огромной – прежде бесплодной и мертвой территории — и страна превратилась в богатый оазис. Но в конце концов это царство было завоевано царством Химьяр (также государство в южной Аравии) и прекратило свое существование.

 

Об этой плотине – Марибской плотине или плотине Аль-Арим, говорится в суре Саба (34 сура Корана).

 

لَقَدْ كَانَ لِسَبَإٍ فِي مَسْكَنِهِمْ آيَةٌ جَنَّتَانِ عَن يَمِينٍ وَشِمَالٍ كُلُوا مِن رِّزْقِ رَبِّكُمْ وَاشْكُرُوا لَهُ بَلْدَةٌ طَيِّبَةٌ وَرَبٌّ غَفُورٌ

 

В племени Саба было знамение — два сада справа и слева. Ешьте из пропитания вашего Господа и благодарите Его. Прекрасная страна и Прощающий Господь!

 

(Сура «Саба», 34:15)

 

Как мы знаем, ирригация, орошение земель в пустыне чрезвычайно важно, без этого невозможно никакое сельское хозяйство в этих местах. У жителей царства Саба была замечательная плотина, но потом они лишились ее из-за своей неблагодарности Всевышнему. Им было сказано: «Ешьте из того, чем вас наделил Всевышний, но будьте благодарными (вашкуру)!». Даже если вы совершаете ошибки, Аллах – Тот, Кто может одарить прощением тех, кто будет раскаиваться.

 

Очень важно быть благодарными Аллаху, когда мы пользуемся благами, которые Он дам дает – в противном случае мы можем лишиться всего, что имеем. К примеру, мы живем здесь в этой стране (в Великобритании – прим. переводчика) - да, здесь у нас тоже есть разные проблемы, вызовы, но тем не менее, у большинства из нас есть хорошая работа, есть разнообразная пища, хорошая одежда. Я неоднократно повторял, что средний человек нашего времени имеет возможность наслаждаться такими благами, которые еще лет 500 назад могли иметь только немногие люди – знать, правители (в отношении еды, одежды, комфортного жилища).

 

Что же сделали эти неблагодарные люди?

 

فَأَعْرَضُوا فَأَرْسَلْنَا عَلَيْهِمْ سَيْلَ الْعَرِمِ وَبَدَّلْنَاهُم بِجَنَّتَيْهِمْ جَنَّتَيْنِ ذَوَاتَى أُكُلٍ خَمْطٍ وَأَثْلٍ وَشَيْءٍ مِّن سِدْرٍ قَلِيلٍ

 

Но они отказались (проявить благодарность), и Мы наслали на них поток, прорвавший плотину (и уничтоживший прекрасные сады), и заменили эти сады на два сада с горькими плодами, тамариском и несколькими деревьями ююбы.

 

(Сура «Саба», 34:16)

 

Они отвернулись от знамений Всевышнего, и тогда в их стране случилось наводнение, которое прорвало плотину и лишило их прекрасных садов с множеством сладких плодов.

 

 ذَلِكَ جَزَيْنَاهُم بِمَا كَفَرُوا وَهَلْ نُجَازِي إِلَّا الْكَفُورَ

 

Так Мы воздали им за то, что они не уверовали. Разве Мы караем так кого-либо, кроме неблагодарных?

 

(Сура «Саба», 34:17)

 

Историки говорят, что после того, как плотина была разрушена, и жить в этой стране стало невозможно, из нее ушло пятьдесят тысяч жителей! Они разошлись по разным местам Аравийского полуострова, а также мигрировали в Сирию и Ирак. Считается, что предки племен аус и хазрадж, которые населяли Медину, были также родом из Сабейского царства. Почти все арабы Аравийского полуострова, как считается, когда-то вышли из Йемена – раньше или позже.

 

В 80-е годы в Йемене была выстроена новая плотина за счет шейха Зайда бин Султана ан-Нахайяна, ныне покойного президента Объединенных Арабских Эмиратов. Почему он решил это сделать – потому что, как считается, его племя также переселилось на территорию современного ОАЭ из Йемена после разрушения этой древней плотины.

 

Вообще, говоря честно, одни из самых лучших мусульман (особенно среди арабов), которых я встречал, были родом из Шама и Йемена (я сам учился в Сирии - правда, в Йемене побывать не удалось). Возможно, за счет дуа, которое когда-то совершил Пророк (мир ему и благословение) – по просьбе жителей этих мест:

 

Аллахумма барик ляна фи ш-Шамина ва Яманина – О, Аллах, благослови наш Шам и наш Йемен.

 

Итак, возвращаясь к нашему рассказу о Сулемайне (мир ему) и правительнице Сабы. Удод рассказал, что она и ее народ наделены множеством благ, но особенно выделяется ее трон – это нечто удивительное! Что же это был за трон? Ибн Аббас (да будет доволен им Всевышний) передает, что это было, поистине, огромное сооружение: 80 локтей в длину, 40 – в ширину, и 30 – в высоту. Локоть – это старинная мера длины, расстояние от кончиков пальцев человека до его локтя, примерно 50 сантиметров, так что два локтя – это один метр. Отсюда можно посчитать, каковы же были размеры этого трона в наших мерах длины: 40 метров в длину, 20 – в ширину и 15 – в высоту. Он был сделан из серебра и золота, и украшен разнообразными драгоценными камнями – жемчугом, изумрудами, рубинами, а покрыт прекрасными дорогими тканями – как парча и шелк.

 

Сулейман, услышав от удода об этом великолепии, решил проверить – так ли это в действительности:

 

قَالَ سَنَنظُرُ أَصَدَقْتَ أَمْ كُنتَ مِنَ الْكَاذِبِينَ

 

Он (Сулейман) сказал: «Посмотрим, сказал ты правду или же солгал.

 

(Сура «ан-Намль», 27:27)

 

Он пишет письмо этой правительнице – чтобы посмотреть, окажет ли она ему подобающее уважение:

 

اذْهَب بِّكِتَابِي هَذَا فَأَلْقِهْ إِلَيْهِمْ ثُمَّ تَوَلَّ عَنْهُمْ فَانظُرْ مَاذَا يَرْجِعُونَ

 

Отправляйся с этим посланием от меня и сбрось его им. Затем сядь в сторонке и погляди, что они ответят».

 

(Сура «ан-Намль», 27:28)

 

Удод берет это письмо – в клюв или прячет среди своих перьев, и отправляется к сабейцам. Когда он прибывает туда, было раннее утро – правительница еще спит. Дворец окружен многочисленной стражей, все ходы и выходы закрыты и охраняются. Но тем не менее, ему удается найти маленькое окошко – которое обращено прямо к восходящему солнцу, а они были солнцепоклонниками, как мы помним – поэтому царица хотела каждое утро видеть первые лучи восходящего солнца. Удод проникает через это окошко в спальню царицы и бросает письмо прямо ей на постель, а затем садится и ждет, когда она проснется и увидит его. Когда царица просыпается, она, разумеется, очень встревожена, увидев письмо рядом с собой – притом, что все закрыто, и никого рядом нет. Как оно к ней попало? Наконец она видит птицу и понимает, что, наверное, это письмо принес ей удод.

 

Надо понимать, что это письмо Сулейман (мир ему) написал не для того, чтобы просто заключить какой-то договор с жителями этих земель или покорить их, он желал распространения истины среди них.

 

Царица собирает своих советников и сообщает им, что она получила замечательное письмо – «китабу карим», благородное письмо.

 

قَالَتْ يَا أَيُّهَا المَلَأُ إِنِّي أُلْقِيَ إِلَيَّ كِتَابٌ كَرِيمٌ

 

Она сказала: «О мои вельможи! Мне было брошено запечатанное письмо.

 

(Сура «ан-Намль», 27:29)

 

 

Почему она решила, что это особо ценное письмо – ведь она не была до этого знакома с Сулейманом (но, может быть, слышала что-то о нем – ведь это был знаменитый человек). Но она увидела упоминание имени Всевышнего там и поняла, что это не простой человек и даже не простой правитель.

 

إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ  (30) أَلَّا تَعْلُوا عَلَيَّ وَأْتُونِي مُسْلِمِينَ

 

Оно — от Сулеймана, и в нем (написано): «С именем Аллаха, Милостивого, Милующего…  

 

Не проявляйте высокомерия перед мной и придите ко мне, став мусульманами»».

 

(Сура «ан-Намль», 27:30–31)

 

 

Наверное, это одно из самых коротких писем в истории – особенно из известных нам. Таким образом Сулейман хочет проверить мудрость этой женщины – поймет ли она, что он хочет от нее, зачем пишет к ней? Как говорят арабы – для умного человека достаточно одного слова (или даже знака).

 

Царица советуется со своими приближенными – поскольку это очень важно, советоваться в принятии важных решений с мудрыми и знающими людьми:

 

قَالَتْ يَا أَيُّهَا المَلَأُ أَفْتُونِي فِي أَمْرِي مَا كُنتُ قَاطِعَةً أَمْرًا حَتَّى تَشْهَدُونِ

 

Она сказала: «О мои вельможи! Дайте совет, как мне поступить. Я никогда не выносила окончательного решения (по важным вопросам) без вас».

 

. قَالُوا نَحْنُ أُوْلُوا قُوَّةٍ وَأُولُوا بَأْسٍ شَدِيدٍ وَالْأَمْرُ إِلَيْكِ فَانظُرِي مَاذَا تَأْمُرِينَ

 

Они ответили: «Мы обладаем силой и большой мощью, но решать тебе. Подумай и приказывай (нам)».

 

قَالَتْ إِنَّ الْمُلُوكَ إِذَا دَخَلُوا قَرْيَةً أَفْسَدُوهَا وَجَعَلُوا أَعِزَّةَ أَهْلِهَا أَذِلَّةً وَكَذَلِكَ يَفْعَلُونَ  (34) وَإِنِّي مُرْسِلَةٌ إِلَيْهِم بِهَدِيَّةٍ فَنَاظِرَةٌ بِمَ يَرْجِعُ الْمُرْسَلُونَ

 

Она сказала: «Цари, вторгаясь в селение, разрушают его и превращают его самых благородных жителей в самых униженных. Они так (всегда) поступают. Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы».

 

(Сура «ан-Намль», 27:32–35)

 

Царица понимает, что ей не приходится тягаться с Сулейманом (мир ему) – он намного сильнее ее, и, если она не проявит почтения, он может напасть на ее страну. Надо попробовать задобрить его подарками – и заодно проверить его.

 

Известно, что халиф Муавия (да будет доволен им Всевышний) во время своего правления сумел объединить халифат после многих лет раздоров и смут – а все потому, что он был очень щедрым и не скупился на подарки (вместо того, чтобы покорять людей силой, проявлять жестокость – лучше, где возможно, действовать мягко).

 

Она посылает Сулейману богатые подарки – золото и серебро, и драгоценности, и красивых юношей и девушек в качестве слуг. Но надо понимать, что это тоже была проверка – она решила узнать, если этот великий царь служит Богу, который превыше всего, превыше божеств солнца и луны, то он не примет ее подарков, поскольку его не интересует богатство, для него оно не важно – и тогда ему следует покориться. А если же он обрадуется подаркам, значит, ничего особенного в нем нет, и бояться его нечего – он такой же, как остальные цари мира.

 

فَلَمَّا جَاء سُلَيْمَانَ قَالَ أَتُمِدُّونَنِ بِمَالٍ فَمَا آتَانِيَ اللَّهُ خَيْرٌ مِّمَّا آتَاكُم بَلْ أَنتُم بِهَدِيَّتِكُمْ تَفْرَحُونَ  ارْجِعْ إِلَيْهِمْ فَلَنَأْتِيَنَّهُمْ بِجُنُودٍ لَّا قِبَلَ لَهُم بِهَا وَلَنُخْرِجَنَّهُم مِّنْهَا أَذِلَّةً وَهُمْ صَاغِرُونَ

 

Когда они прибыли к Сулейману, он сказал: «Неужели вы можете дать мне богатство? То, что Аллах даровал мне, лучше того, что Он даровал вам. Это вы радуетесь вашим дарам. Возвращайся к ним, а мы непременно придем с войском, перед которым им не устоять, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными».

 

(Сура «ан-Намль», 27:36–37)

 

Передается, что, когда Сулейман (мир ему) узнал, что к его столице приближается посольство из Сабы, он велел построить свое войско на расстоянии четырех миль вокруг Иерусалима (то есть, у него было столько войск – что их можно было поставить на протяжении четырех миль!), а также он велел привести самых огромных и редких животных, которые обитали в его царстве, чтобы показать послам. Послы – среди которых были люди мудрые и понимающие, увидев все это, поняли, каково могущество этого царя, но тем не менее, закончили свою миссию – прибыв к его двору и представ перед ним. Далее он говорит им – как мы читаем в аятах – что напрасно они думают впечатлить его земными богатствами. Всевышний одарил его тем, что превыше всяких благ этого мира – это вера в Единого Бога, это пророческий дар.

 

Передается, что послы царицы вернулись к ней со всеми дарами и пересказали ей все, что они видели и слышали. Тогда эта женщина сказала – и вот еще в чем разница между ней и фараоном – что невозможно враждовать с истинным пророком Всевышнего (а фараон, как мы помним, постоянно враждовал с пророком Мусой, мир ему). И тогда царица решает сама прибыть к царю Сулейману (мир ему), чтобы пообщаться с ним.

 

Выше мы упоминали об ее необыкновенном троне – который был огромных размеров, совершенно уникальной красоты и великолепия. Передается, что он находился в огромной зале, которая была окружена семью мощными стенами, он был отделен еще семью другими залами и охранялся большим количеством стражи – поскольку это был чрезвычайно ценный, а также очень важный предмет, предмет гордости самой царицы и всего ее царства.

 

Поскольку путешествия в то время занимали долгое время, то караван царицы довольно долгое время находился в пути до столицы царя Сулеймана. Когда им оставалось преодолеть примерно сутки пути, ему доложили, что огромный и богатый караван приближается к его столице – это едет царица Билкис со своей свитой. Тогда царь спросил своих приближенных – может ли кто-то доставить ему ее трон, которым она так гордится?

 

قَالَ يَا أَيُّهَا المَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ

 

Он сказал: «О вельможи! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они прибудут ко мне покорными?»

 

(Сура «ан-Намль», 27:38)

 

Один из джиннов – который здесь называется ифритом, очень сильный и ловкий, вызвался это сделать – так быстро, что присутствующие в собрании еще не успеют встать со своих мест.

 

Мы помним, что джинны были на службе у Сулеймана. Они были созданы из огня, ангелы – из света, а люди – из земли. Это сейчас довольно сложно представить – мы не видим никаких признаков земли, почвы, в нашем теле. Здесь можно привести такой пример: хлеб пекут из муки, но в готовом хлебе никто не может увидеть ту муку (и тем более, то зерно пшеницы), из которого его сделали.

 

Так вот, когда царица и ее свита должны были вот-вот войти в Иерусалим, царскую столицу, Сулейман (мир ему) решил произвести на нее дополнительное впечатление, перенеся ее трон в свою столицу.

 

قَالَ عِفْريتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ

 

Ифрит (один) из джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места. Я достаточно силен (для этого) и достоин доверия».

 

(Сура «ан-Намль», 27:39)

 

Но Сулейману это предложение не пришлось по душе, он хотел, чтобы его поручение было выполнено еще быстрее – и тогда один из его приближенных министров, которого звали Асиф ибн Барахия, сказал, что может доставить ее трон к царю еще быстрее – во мгновение ока. Передается, что он был знатоком тайных имен Всевышнего (исмуль-Азам) – посредством которых можно обращаться к Нему, и на эту просьбу всегда будет быстрый ответ. Не всякий человек может знать эти имена – во избежание их неправильного использования.

 

Приведу вам такой пример – о том, почему далеко не всякому человеку можно знать эти имена (и это знание скрыто от большинства людей). Однажды один молодой человек пришел к очень старому и мудрому шейху, про которого говорили, что он знает эти тайные имена Аллаха, и попросил открыть ему эту тайну. Тот сказал: «Хорошо, я открою тебе это, если ты выдержишь одно испытание. Пойди завтра в лес, сядь в укромном месте и смотри внимательно на дорогу – но что бы ты ни увидел, ничего не предпринимай и ни во что не вмешивайся. Потом приди ко мне и перескажи мне, что ты видел». Молодой человек пошел, сел там, где ему было указано, и стал наблюдать. Сначала он увидел, что в лес вошел дряхлый старец, который стал собирать дрова – видимо, для обогрева своего жилища или чтобы продать для своего пропитания. Набрав какое-то количество дров, он связал их веревкой, взвалил на плечо и уже собрался уходить, как к нему подбежал какой-то парень, отнял у него эти дрова, схватил их и убежал. Наблюдатель – юноша, которому было велено наблюдать, но не вмешиваться, еле сдержался, чтобы не заступиться за старика. После он вскочил и побежал к шейху, и пересказал ему эту историю, будучи в сильном гневе: «Ах, если бы ты открыл мне эти имена, вот я бы показал этому обидчику! Я бы попросил Всевышнего наказать его!». Шейх ответил ему: «Вот поэтому я не могу открыть тебе эту тайну – что ты будешь использовать их всякий раз, когда тебе захочется наказать кого-то. Этого делать нельзя. Тот старец – которого обидели при тебе, это мой учитель – от которого я сам узнал эти имена. Однако, как видишь, он не воспользовался своим знанием, чтобы наказать своего обидчика. Это знание нельзя использовать для каких-то личных целей, иначе весь мир придет в беспорядок – оно предназначено для очень редких и крайних случаев».

 

Итак, приближенный мудрец царя, Асиф ибн Барахия, сказал, что благодаря своим знаниям он способен исполнить поручение царя чрезвычайно быстро – во мгновение ока, то есть, царь еще не успеет моргнуть глазом (менее секунды), а трон царицы Билкис будет у него:

 

قَالَ الَّذِي عِندَهُ عِلْمٌ مِّنَ الْكِتَابِ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن يَرْتَدَّ إِلَيْكَ طَرْفُكَ

 

А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: "Я принесу его тебе во мгновение ока".

 

(Сура «ан-Намль», 27:40)

 

 

Далее наступает более важный момент – пророк видит трон царицы перед собой и тут же возносит благодарность Всевышнему за этот дар – поскольку он знает, как важно быть благодарным:

 

فَلَمَّا رَآهُ مُسْتَقِرًّا عِنْدَهُ قَالَ هَٰذَا مِنْ فَضْلِ رَبِّي لِيَبْلُوَنِي أَأَشْكُرُ أَمْ أَكْفُرُ ۖ وَمَنْ شَكَرَ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ ۖ وَمَنْ كَفَرَ فَإِنَّ رَبِّي غَنِيٌّ كَرِيمٌ

 

Увидев стоящий перед собой трон, Сулейман сказал: «Это — милость моего Господа, чтобы проверить, буду я благодарен (Ему) или нет. Кто благодарен, тот благодарен на пользу себе. Кто же неблагодарен, то ведь мой Господь не нуждается (ни в ком и ни в чем) и Он Щедрый».

 

(Сура «ан-Намль», 27:40)

 

 

Сколько раз мы получаем разного рода дары от Аллаха, которые мы вовсе не ожидали получить, и которых мы не заслужили, но возносим ли мы благодарность за это? Пророк здесь показывает нам пример: какое бы благо мы ни получали, мы всегда должны понимать – от кого это исходит и благодарить за него. Возможно, еще в этом – корень бед, постигших мусульманскую общину в наши дни, что мы разучились быть по-настоящему благодарными. Сулейман (мир ему) также говорит о том, что благодарный человек приносит пользу самому себе, прежде всего – поскольку такому человеку обещаны еще большие блага.

 

У меня есть друг, который старается всегда поступать подобным образом: когда бы ты его не спросил – как твои дела, он всегда отвечает «Аль-хамдулиллях», что бы с ним ни происходило, пускай даже его дела идут не очень хорошо. Поверьте мне, если вы будете следовать этому совету, вам будет гораздо легче жить – это будет благом для вас самих. Всевышний не нуждается в нашей благодарности, в нашем признании – Он ведь ни в чем не нуждается, Он «Ганиюн Карим» – Богатый и Щедрый, как говорится в аяте.

 

Я не очень представляю, как такое возможно – перенести такую огромную вещь как этот трон – на такое огромное расстояние. Как-то давно мне один мусульманин – при этом специалист в физике и инженерном деле, объяснял, что с научной точки зрения это теоретически возможно, исходя из того, что все предметы в мире состоят из элементарных частиц, и эти элементарные частицы не остаются в покое, они постоянно перемещаются в пространстве, превращаются одна в другую и тому подобное. Пока что такое людям недоступно, но есть разные теории о том, что возможно когда-то ученые смогут сделать так, что какой-то предмет распадется на эти элементарные частицы в одном месте и вновь соберется (согласно заданной программе, в определенном виде) в другом месте пространства. В фантастических фильмах и книгах это называется телепортация, насколько я помню. Возможно, тот ученый министр Сулеймана (мир ему) владел такими знаниями и поэтому умел перемещать вещи с места на место во мгновение ока.

 

Чтобы испытать царицу, царь велел немного изменить ее трон:

 

قَالَ نَكِّرُوا لَهَا عَرْشَهَا نَنظُرْ أَتَهْتَدِي أَمْ تَكُونُ مِنَ الَّذِينَ لَا يَهْتَدُونَ

 

Он сказал: «Переделайте ее трон. Посмотрим, узнает она (свой трон) или не узнает».

 

(Сура «ан-Намль», 27:41)

 

 

Зачем нужно было испытывать царицу? Нужно рассказать, что здесь имел место заговор. Джинны, которые служили царю Сулейману (мир ему), не хотели, чтобы он взял в жены эту царицу – они знали, что она очень красива, так что царь, как только увидит ее, полюбит ее и захочет жениться на ней. А это означало, что им, джиннам, придется оставаться в услужении у людей даже после смерти царя. Это также связано с историей о том, что мать царицы была джинном. Так что эти джинны сказали царю, что эта женщины не умна, более того – поскольку ее мать не была человеком, ее ноги подобны козлиным ногам и покрыты густой шерстью (они выдумали все это, чтобы внушить ему отвращение к этой женщине).

 

Так что царь захотел проверить все, что ему сказали - поскольку он не особенно доверял тем словам, которые ему передали, предпочитая во всем убедиться самому:

 

 

فَلَمَّا جَاءتْ قِيلَ أَهَكَذَا عَرْشُكِ

 

Когда она приехала, ее спросили: «Не похож ли (этот трон на) твой трон?»

 

(Сура «ан-Намль», 27:42)

 

Но женщина доказала, что она на самом деле умна и мудра:

 

قَالَتْ كَأَنَّهُ هُوَ

 

Она ответила: «Как будто бы это он».

 

(Сура «ан-Намль», 27:42)

 

То есть, она сказала: «И он – и вроде бы не он», не сказала ни да, ни нет. Отказаться она не могла – поскольку он был очень похож на ее трон, но и согласиться тоже не могла – поскольку были отличия. Конечно, она не могла не удивиться – она прекрасно помнила, что ее трон был надежно заперт, находился за могучими стенами, охранялся многочисленной стражей – и вдруг каким-то образом он оказался за тридевять земель, у царя Сулеймана (мир ему)! И при этом до нее не доходило никаких известий о том, что кто-то пытался напасть на ее дворец, чтобы похитить оттуда что-то.

 

وَأُوتِينَا الْعِلْمَ مِن قَبْلِهَا وَكُنَّا مُسْلِمِينَ

 

(Тогда Сулейман сказал:) «Нам было дано знание до нее, и мы стали мусульманами (раньше нее)».

 

(Сура «ан-Намль», 27:42)

 

وَصَدَّهَا مَا كَانَت تَّعْبُدُ مِن دُونِ اللَّهِ إِنَّهَا كَانَتْ مِن قَوْمٍ كَافِرِينَ

 

(Принять истинную веру) ей мешало то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ведь она была из неверующего народа.

 

(Сура «ан-Намль», 27:43)

 

Царь увидел, что она удивлена, но что-то мешает ей признать истину – ведь в таком случае надо признать, что все могущество принадлежит единому Всевышнему – которому служит царь и его народ (и отказаться от своих заблуждений).

 

Затем царь Сулейман (мир ему) решил проверить – правду ли ему сказали о внешности царицы Билкис, что у нее не человеческие, а козлиные ноги. У него во дворце была зала, где пол был сделан из прозрачного стекла, под которым протекала вода. Царь решил, что он сядет на троне напротив входа – и всем, кто должен будет подойти к нему, придется пройти по этому стеклянному полу. Царица, войдя в эту комнату, не поняла, что пол стеклянный – а, возможно, она никогда не видела стекла, но так или иначе, она подумала, что на полу вода, так что она приподняла полы своей длинной одежды, боясь намочить ее.

 

قِيلَ لَهَا ادْخُلِي الصَّرْحَ فَلَمَّا رَأَتْهُ حَسِبَتْهُ لُجَّةً وَكَشَفَتْ عَن سَاقَيْهَا قَالَ إِنَّهُ صَرْحٌ مُّمَرَّدٌ مِّن قَوَارِيرَ

 

Ей сказали: «Войди во дворец (Сулеймана)». Увидев его, она приняла его за потоки воды и обнажила свои голени. Сулейман сказал (ей): «Это — дворец из гладкого стекла». 

 

(Сура «ан-Намль», 27:44)

 

Оказалось, что у нее обычные человеческие ноги - правда, как говорят предания, они были покрыты густыми волосами (так что впоследствии царь, обратившись к врачам или другим специалистам, дал царице специальную мазь или еще какое-то вещество, чтобы она могла удалить волосы).

 

После этого события – когда царица попадает в довольно неловкое положение (когда она приняла стеклянный пол за настоящую водную гладь), она осознает свое невежество – что она далеко не все знает, как ей казалось. Более того, она понимает, что проявляла невежество и относительно Всевышнего – как в данном случае между ее ногами и водой было стекло, так и между ее разумом и познанием Всевышнего была преграда, которая мешала ей. Но теперь она признает истину и покоряется Творцу всего мира:

 

قَالَتْ رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي وَأَسْلَمْتُ مَعَ سُلَيْمَانَ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

 

Она сказала: «О мой Господь! Я притесняла саму себя. Я покоряюсь вместе с Сулейманом Аллаху, Господу миров».

 

(Сура «ан-Намль», 27:44)

 

Что было дальше – об этом есть разные предания. Есть сообщения, которые рассказывают, что Сулейман (мир ему) женился на ней, есть предания, которые повествуют о том, что он предложил ей выйти замуж по своему выбору – и она согласилась выйти замуж за кого-то из его приближенных. В Коране об этом ничего не говорится – сказано только, что эта женщина приняла истинную веру, так что Всевышний лучше знает, что там было на самом деле.

 

Выше я уже приводил примеры фараона и подобных ему власть имущих людей, опьяненных собственной властью и поэтому отказывавшихся видеть истину. На глазах фараона погибает все его войско – тонет в пучине моря, он сам в последний момент понимает, как сильно заблуждался, но это ему не помогает, и он также гибнет. Царь Нимрод по преданию погибает от крошечного комара, который попадает через нос в его голову и причиняет ему такие страшные мучения, что он буквально разбивает себе голову, поскольку не может их вынести. Карун – тот, кто восстал против Мусы (мир ему), вместе со своими сообщниками по воле Всевышнего проваливается под землю. Абу Джахль – противник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – погибает в сражении. То есть, все эти люди, которые считали реальностью только земную жизнь, которые отмахивались от призыва к истинной вере, заканчивали свою жизнь очень печально.

 

В Коране, в суре «ат-Тахрим» приводятся две истории. Один пример – это примеры людей, которые обладали очень сильной верой, это жена фараона и праведная Марьям, мать Исы (мир ему). И второй – примеры людей, чье неверие было очень сильным, это жены Нуха и Лута (мир им). Заметьте, и тут, и тут – это истории женщин:

 

ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا لِّلَّذِينَ كَفَرُوا امْرَأَةَ نُوحٍ وَامْرَأَةَ لُوطٍ كَانَتَا تَحْتَ عَبْدَيْنِ مِنْ عِبَادِنَا صَالِحَيْنِ فَخَانَتَاهُمَا فَلَمْ يُغْنِيَا عَنْهُمَا مِنَ اللَّهِ شَيْئًا وَقِيلَ ادْخُلَا النَّارَ مَعَ الدَّاخِلِينَ

 

Аллах привел в качестве примера неверующих жену Нуха и жену Лута. Обе были замужем за Нашими благочестивыми рабами. Но они предали своих мужей, и те не спасли их от (наказания) Аллаха. (В Судный день) им скажут: «Войдите в (адский) огонь вместе с теми, кто входит туда».

 

(Сура «ат-Тахрим», 66:10)

 

Эти две женщины много лет прожили в домах самых праведных людей своего времени – в домах пророков, они видели много чудес, знамений, однако они предпочли неверие. В наше время приходится слышать, как люди жалуются на плохое окружение, которое на них дурно влияет. Но можно стать неверующим в самом лучшем окружении – все зависит от выбора самого человека. И, наоборот, можно стать верующим, находясь в окружении очень дурных людей – язычников, идолопоклонников:

 

وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا لِّلَّذِينَ آمَنُوا امْرَأَةَ فِرْعَوْنَ إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِ وَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

 

Аллах привел в качестве примера верующих жену Фараона. И она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его дел! Построй для меня дом в твоем Раю и спаси меня от несправедливых людей!»

 

(Сура «ат-Тахрим», 66:11)

 

Обратите внимание – мужчины, обладавшие властью, в большинстве стали неверующими, а женщина, наоборот, поверила во Всевышнего (как царица Сабы, царица Билкис). Опять же, это очень много говорит об истинной роли женщины – которую религия вовсе не унижает.

 

Пусть Всевышний даст нам понимание этой истории и возможность извлечь из нее правильные уроки.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков