Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 56: ​​​​​​​Чистота – половина веры
Маджлис 56: ​​​​​​​Чистота – половина веры
В данной беседе муфтий Абдуррахман обращается к вопросу очищения (тахарат), взяв за основу известный...
7 538
2
5 марта, 18

Маджлис 56: ​​​​​​​Чистота – половина веры

7 538
2
5 марта, 18

Чистота – половина веры

 
В данной беседе муфтий Абдуррахман обращается к вопросу очищения (тахарат), взяв за основу известный аят, где сказано, что Аллах любит кающихся и любит очищающихся, а также известный хадис, где сказано, что чистота – это половина нашей веры. Во время беседы муфтий объясняет, что очищение от нечистоты и омовение важно не только как ритуальное действие, необходимое для молитвы или чтения Корана, но оно чрезвычайно важно для внутреннего духовного состояния человека – оно помогает верующему снискать милость Аллаха, привлекает к нему общество ангелов и, наоборот, отдаляет от него шайтанов.
 
Бисмилляхи ррохмани ррохим.
Альхамдулиллях ва ссаляту ва ссаляму аля сайидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад…
 
Аллах, Субханаху ва Тааля, сказал в Коране:
 
إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ
 
«Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2: 222).
 
А также Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что Аллах чист и прекрасен, и Он любит все красивое и чистое.
 
Почему я начал с этого момента? Мне хотелось бы поговорить об одной из самых основных, базовых вещах для нашей религии – об очищении (тахара).
 
В другом хадисе, который передается в Сахих Муслим, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
 
«Чистота – это половина веры».
 
Большинство мусульман знают о понятии очищения, об его значимости в нашей религии, но нам следует вспомнить – насколько это важно. Поскольку часто случается, что мы делаем какие-то вещи машинально, не вникая в их смысл, что мешает нам полноценно и в совершенстве их исполнять. ИншаАллах, после этой беседы мы поймем – насколько это ценно, находиться в состоянии омовения. Чистота – вещь очень распространенная, равно как и нечистота, грязь, и многое в нашей жизни зависит от того, какая из этих двух вещей будет преобладать в нашей жизни.
 
Мы все знаем о необходимости чистоты, омовения для совершения намаза, для прикосновения к Корану и чтения Корана, и даже для совершения тавафа – семикратного обхода вокруг Каабы. Все это самые значимые богослужения в исламе. Ключом для всех этих неотъемлемых частей Ислама служит омовение, без омовения они не будут действительны.
 
К примеру, наша молитва, намаз – это не только набор определенных действий, это поклонение, в котором мы показываем нашу полную преданность Аллаху – не только внешне, но и внутренне, а для этого необходима определенная подготовка. Это подобно тому, как если бы мы хотели нанести визит какому-то уважаемому человеку, оказать ему почтение – перед таким визитом мы постарались бы выглядеть как можно лучше, надели бы красивую одежду, возможно, использовали бы благовония. Тем более, когда мы предстаем перед Всевышним, готовимся к общению с Ним, либо когда мы показываем Ему свою любовь, обходя семь раз вокруг Каабы, мы должны очистить себя для этого. То есть, в некоторых случаях омовение является обязательным действием, необходимым условием (шарт) для богослужения самого по себе.
 
Но в общем, чистота – это также неотъемлемая часть нашего имана, даже если не говорить о том, что она необходима для нашего намаза, для чтения Корана, для тавафа. Чистота – это нечто, намного более важное, чем просто одно из ритуальных действий. Это способ жизни каждого мусульманина – если говорить об этом в широком смысле слова.
 
Что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) имел в виду под словами: «Чистота – это половина веры»? Разве он имел в виду только обычное омовение, вуду, которое нужно для совершения молитвы или чтения Корана? Нет, эти слова имеют гораздо более широкий смысл. Понятие очищения относится не только к поклонению, к очищению себя от всякой нечистоты, но оно включает в себя два очень важных понятия для нашей веры.
 
Первое – это чистота, которая относится к тому, как нам следует верить в Аллаха. Наша вера в Него должна быть лишена всяких недостатков, излишеств, должна быть основана на чистом понимании Корана и Сунны. Это должно быть чистое единобожие, лишенное каких-то примесей политеизма, ширка – которые в данном случае являются нечистотой, от которых нужно отказаться.
 
Второй аспект этого широкого понимания чистоты – это очищение нашего сердца. Хотя мы не видим нашего сердца (в духовном смысле), но мы видим проявление содержания нашего сердца, которые заключаются в наших мыслях, наших желаниях, поступках – исходят ли они из чистого или из испорченного сердца. Аллах говорит верующим, что в тот день, когда исчезнут всякие покровы и завесы (между нами и Ним, когда мы явимся перед Ним в реальном нашем виде), человека может спасти только «кальбун салим» - чистое сердце, в котором не будет дурных желаний и пороков. К примеру, таких как ненависть, ревность, зависть, враждебность к другим людям, нечистые желания. Наоборот, чистое сердце подразумевает, что человек следит за своими мыслями и желаниями, он желает добра другим людям, он не жалуется, не держит ни на кого зла, его не одолевают уныние и печаль, поскольку он всегда уповает на Аллаха, для него не является проблемой помочь кому-то, поделиться с кем-то своим имуществом.
 
Вот о чем говорит наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), когда говорит о том, что чистота – это половина веры. Что это ключевая часть нашей веры, которая включает в себя как правильную чистую веру, так и чистоту нашего сердца, наших мыслей и поступков.
 
Сегодня я не буду затрагивать вопросы чистоты веры или чистоты сердца. Мы постараемся немного раскрыть саму философию, основную концепцию ислама относительно вопросов чистоты тела. Для этого следует обратится к мнению больших ученых.
 
Шах Валиулла Дехляви, индийский ученый, который был одним из самых выдающихся ученых Ислама за последние три столетия, много писал о мудрости, которая скрыта в основных повелениях и запретах нашей веры (почему мы делаем такие-то вещи или отказываемся от таких-то вещей). Что касается чистоты, он написал об этом также нечто интересное в своей книге «ХуджатуЛЛахуль-балига», своем основном труде. Он говорит, что наша вера содержит множество правил, основных идей и понятий, которые, однако, можно свести к четырем основным понятиям: тахара, ихбат, самаха, адаля - благородство, подчинение, справедливость и чистота. То есть, он причисляет чистоту к одному из четырех фундаментальных принципов Ислама, к которым, по его мнению, сводится все множество правил и постановлений нашей религии. Он пишет о чистоте во внутреннем и внешнем смысле. Что он говорит:
 
Если говорить о человеке в общем, надо отметить, что человек находится в промежуточном состоянии между состоянием ангелов и состоянием животных. Поскольку в своем физиологическом состоянии человек относится к животному миру – это такое «мыслящее животное». Поэтому нам необходимо соблюдать баланс между этими состояниями. Как животные, мы имеем разнообразные физические потребности: нужду в пище, воде, сексуальные желания, мы чувствуем холод или усталость и т.д. Но у нас также есть духовная сторона, которая подразумевает поклонение Аллаху, очищение, радость от близости к Аллаху и пр. Все это требует контроля за нашей животной природой.
 
Таким образом, Шах Валиулла помещает чистоту в середину между этими двумя составляющими человеческой природы (которая отделяет его животную часть от духовной). К примеру, когда человек вступает в сексуальную близость с женой, он находится в состоянии ритуальной нечистоты, в котором он не может входить в мечеть, читать Коран. Когда вы находитесь в состоянии малого осквернения, вы можете читать Коран вслух, но не можете дотрагиваться до него. Однако, если вы находитесь в таком состоянии – большого осквернения, вы не можете даже произносить вслух аяты Корана. Шах Валиулла пишет, что человек в таком состоянии (большого осквернения) находится как бы полностью в состоянии животного. Но когда человек купается, это возвращает его в человеческое состояние, близкое к состоянию ангелов, которые всегда находятся в состоянии чистоты. Далее он пишет, что человек в состоянии нечистоты находится в темном состоянии (близкому к состоянию шайтанов), которое противоположно светлому состоянию ангелов.
 
Это очень интересный момент (я уже от себя замечу): недаром, всякое темное влияние (колдовства, джиннов) на человека особенно сильно, когда он находится в состоянии нечистоты. Более того, человек, который занимается колдовством и хочет оказать на кого-то воздействие таким образом, должен быть долгое время в состоянии нечистоты – несколько дней, а то и месяцев (три месяца, пять месяцев и т.д.), он не должен вообще купаться. Нескольким людям, которые подозревали, что на них было оказано магическое воздействие, я советовал как можно чаще купаться и совершать омовение. И чем чаще они это делали, тем меньше они ощущали это влияние колдовства (или темных сил) на себе. Разумеется, не следует приписывать любое недомогание или неудачу влиянию колдовства (как некоторые невежественные люди любят делать) – это могут быть естественные причины (болезнь, нервное расстройство, какое-то стечение обстоятельств и пр.). Но не следует вовсе сбрасывать со счетов возможность колдовства. И во всяком случае нужно знать, что человек в состоянии нечистоты очень уязвим, подвержен влиянию темных сил. Если человек засыпает в состоянии вуду, у него будут хорошие сны, ему не будут сниться кошмары, поэтому следует делать омовение как можно чаще.
 
Ученые (светские) также утверждают, что, если человек часто моется и находится в состоянии обычной физической чистоты, он гораздо себя лучше чувствует: у него улучшается здоровье, состояние кожи, даже его психологическое состояние улучшается.
 
Бывает, что человек чувствует себя унылым и подавленным, но стоит ему принять душ, как он чувствует себя более довольным и счастливым после этого. То есть, у чистоты есть не только религиозные, но и научные, практические преимущества. Поэтому в нашей религии уделяется такое внимание чистоте.
 
Если же человек оказался в таком положении, когда у него нет воды (в некоторых засушливых регионах, к примеру, редко выпадают дожди), либо вода по какой-то причине для него недоступна, он может совершить таяммум – сухое очищение землей, пылью и некоторыми иными веществами. Человеку следует ударить руками по земле (по камню) и протереть сначала лицо, потом ударить во второй раз и протереть обе руки до локтей. Когда вода вам недоступна, вы может таким образом привести себя в состоянии относительной чистоты.
 
Сейчас мы даже не говорим о чистоте веры или чистоте сердца – сегодня мы говорим лишь о чистоте тела.
 
И далее мы поговорим о нечистоте, о понятии наджаса – в шариате разделяется наджаса хакыки и наджаса хукми. Многие из вас, кто учится в медресе, много времени посвящают разбору этих вопросов. Существует нечистота буквальная, физическая – к примеру, моча относится к этому виду нечистоты. Также сюда относится кровь и все опьяняющее – вино, к примеру, всякие человеческие испражнения (экскременты, семенная жидкость). Все это т.н. наджаса хакыки – физическая, реальная нечистота, которую можно увидеть. Но бывает также наджаса хукми – это состояние нечистоты, когда мы не видим эту нечистоту. К примеру, человек сходил в туалет. После этого он очистил свои интимные органы, удалил всякую нечистоту со своего тела, оно чистое, однако, он все еще находится в состоянии нечистоты, он не может молиться в таком состоянии. Подобные вещи – как мочеиспускание, сон, выход газов относятся к состоянию ритуальной нечистоты, которую человек не видит, но в этом состоянии он не может совершать поклонение. Чтобы избавиться от такого состояния, ему следует совершить вуду – помыть лицо, руки, ноги, протереть голову, совершить различные суннаты вуду, и т.д. К примеру, у человека вышли газы, что нарушило его омовение. Такое состояние мы называем хадас – состояние малого осквернение, которое требует только совершения вуду. И человек может спросить – почему для избавления от этого состояния ему нужно помыть лицо, руки, ноги, протереть голову? Ведь газы выходят из другого места. Здесь речь идет о ритуальной практике, которую от нас требует Аллах.
 
Аллах сказал в Коране (о воде для очищения):
 
«Я ниспослал вам с небес чистую воду». (8: 11)
 
Вода – это чудесный дар людям от Аллаха. Можно провести некую параллель между чистой водой и духом, который вложен в человека, поскольку в обычном состоянии вода лишена цвета, запаха и вкуса. Разумеется, иногда мы чувствуем в воде какой-то привкус (особенно, мне не нравится вода в Лондоне в этом отношении, поэтому я всегда покупаю специальную воду для питья) и запах, но обычно вода лишена каких-то вкусовых или внешних качеств. Таким же образом дух, душа человека не имеет какого-то образа, вида, цвета, формы. Вода была специально дана людям, чтобы они очищали ей свои тела – когда тело становится чисто, то и дух человека очищается. С духовной точки зрения очищение тела очень важно – я выше уже говорил об этом (что человек совершенно иначе себя чувствует, когда помоется): когда тело человека становится чистым, то и его дух чувствует себя здоровым и чистым.
 
Представьте себе человека, который очень редко моется, не моет и не расчесывает волосы, каким грязным и неопрятным он выглядит. И как вам (если вы привыкли принимать душ два раза в день) будет неприятно и неудобно находиться рядом с таким человеком. Как же люди доводят себя до такого состояния? Чаще всего потому, что они привыкают к этому и не чувствуют никакой проблемы в этом, для них это обычное состояние.
 
Я бывал в разных странах, где очень по-разному относятся к вопросам чистоты. Бывая в таких странах как Турция или Сирия, мне приходилось видеть очень бедных, практически нищих, людей, которые живут подаянием, но они всегда были очень чистоплотны, на них чистая одежда. Также следует сказать, что для мусульман соблюдать чистоту – это наша обязанность, независимо от того, где мы живем и из какой культуры происходим. Альхамдулиллях, британская культура, традиции нашей страны (Англии) также очень чистоплотны, здесь принято заботиться о личной гигиене. Но повторяю, мусульмане должны следить за этим в любом случае, независимо от того, где мы живем, к какой культуре принадлежим, поскольку это приближает нас к Аллаху.
 
В Коране много говорится об очищении – наряду с обязанностями молитвы и поста. В частности, в суре аль-Маида есть очень интересный момент - Всевышний Аллах связывает обязанность поста с чистотой, с очищением. Он говорит:
 
«Аллах не желал сделать это (пост) тяжелым (трудным) для вас, обременить этим вас, сделать это сложным делом, но он повелел это делать (держать пост) для вашего очищения».
 
Поскольку человеку, который сдерживает, держит под контролем свой нафс, легче воздерживаться от дурных побуждений и желаний, страстей и похотей (которые овладевают человеком, который теряет контроль над собой). Поэтому Аллах говорит, что Он предписал людям пост для очищения – объясняя им мудрость этого повеления.
 
В другом месте Корана (который мы уже цитировали) Аллах говорит:
 
«Аллах любит кающихся и любит очищающихся.
 
Здесь связывается покаяние – очищение души и чистота – очищение тела. Это очень интересный момент. Тауба, покаяние – это очищение от грехов, духовных пороков и внутренней грязи, внутреннего вреда, так что человек становится более здоровым духовно, совершая таубу. Недаром Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что любой грех оставляет грязный след в сердце человека, но тауба очищает эту внутреннюю нечистоту сердца. Поэтому Аллах говорит здесь, что Он любит людей, которые стараются быть чистыми как изнутри (каются), так и снаружи (очищаются от грязи, нечистоты).
 
Также нужно отметить, что этот аят был ниспослан о людях Кубы – это место, которое Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) посетил первым, когда переселился в Медину. Всевышний сказал, что он любит очищающихся – мутатохирин. Кто немного понимает арабский язык, знает, что это слово происходит от слова «тохир» - «чистый». Мутатохир происходит от слова «татохур», которое обозначает усиленную интенсивную форму очищения. То есть, Аллах любит тех, кто уделяет большое, усиленное внимание очищению.
 
В чем же секрет такого особого упоминания этих людей, которые стремятся к чистоте? Мы знаем, что на Аравийском полуострове очень засушливый климат, где достать воду – в достаточном количестве для омовения, для купания -  бывает очень сложно.
 
Поэтому до сих пор люди для совершения истинджа используют камни, поскольку воды не хватает для этого. Однако, самые старательные старались достать воду для этой цели, поскольку вода лучше всего очищает всякую нечистоту. Камень, бумага или что-то подобное не удаляют нечистоту полностью, оставляя какое-то небольшое количество (в допустимом объеме). Но люди Кубы, о которых был ниспослан этот аят, старались использовать как камни, так и воду (как если бы в наше время мы будем стараться использовать и туалетную бумагу, и воду). Разумеется, я не говорю о людях, которые чрезмерно усердствуют в очищении (поскольку им постоянно кажется, что у них на теле где-то осталась нечистота), выливая на себя ведра воды. Это неправильно, следует использовать небольшое количество воды – его вполне достаточно для очищения.
 
Таким образом, Аллах сказал нам, что Он любит людей, которые стремятся как к внешней – физической, так и к внутренней – духовной чистоте. Также в начале беседы мы упомянули хадис, где Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что Аллах прекрасен и чист, и любит все чистое и прекрасное.
 
Я прошу Аллаха, чтобы Он помог нам устранить все наши недостатки в этом вопросе, чтобы мы старались держать себя в чистоте как изнутри, так и снаружи, стараясь постоянно находиться в состоянии омовения. Благодаря этому мы, иншаАллах, привлечем к себе милость и благословения Аллаха и будем все время находиться в обществе ангелов (а не в обществе шайтанов – которые окружают нечистых людей, не следящих за чистотой тела).
 
Недаром мы, когда заходим в туалет, произносим дуа: «Аллахумма инни аузубика миналь-хубси валь-хабаис» - «О, Аллах, я ищу защиты от шайтанов мужского и женского пола», поскольку эти существа любят обитать в нечистых местах.
 
И пусть Аллах защитит нас и дарует нам тауфик.
 
Вальхамдулилляхи Роббиль алямин.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда

Комментарии: 2

Правила форума
Мукаррам К
Мукаррам К
0
Ассаляму алейкум, я нуждаюсь в духовном наставнике, админ подскажите пожалуйста у нас в Кз есть кому обратиться?
21 мая, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям. К сожалению, мы не владеем такой информацией.
21 мая, 19
Список уроков