Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 143. Душевное расстройство или черная магия?
Маджлис 143. Душевное расстройство или черная магия?
Сегодня мы поднимем тему, которая, с одной стороны, очень известная, но с другой стороны, в чем-то н...
6 574
5
31 марта, 21

Маджлис 143. Душевное расстройство или черная магия?

6 574
5
31 марта, 21

Сегодня мы поднимем тему, которая, с одной стороны, очень известная, но с другой стороны, в чем-то новая. В наше время очень многие люди обращают внимание на свое психологическое, душевное состояние, это очень популярная тема среди людей (и есть масса специалистов – психологов, консультантов, которые заняты лечением таких людей) – но при этом, также очень многие люди не любят об этом говорить, им неприятно, если кто-то указывает им на их проблемы в этой области (поскольку они боятся прослыть сумасшедшими – теми, у кого проблемы с психикой и тому подобное).

 

Тем не менее, эти проблемы с психическим, душевным здоровьем все больше выходят на первый план – среди современных недугов, которыми страдают люди. Появляются новые открытия в этой области – и вместе с ними новые понятия: те аспекты поведения человека, которые ранее считались нормальными, теперь считаются все более нездоровыми и, наоборот – те вещи, которые ранее считались признаком психологического нездоровья, сейчас приобретают статус нормы.

 

Мы – религиозные ученые, муфтии, - то есть, люди, работа которых в чем-то подобна работе врачей (поскольку мы также часто имеем дело с людьми, находящимися в тяжелом душевном состоянии, которые пережили какое-то горе – либо с теми, кто ждет от нас совета относительно своих страхов, сомнений, подозрений) часто сталкиваемся с проблемой, как сказать человеку, что у него какие-то неполадки с душевным состоянием. Так что я знаю, как внимательно приходится следить за своими словами – чтобы не испугать человека, внушив ему, что у него серьезные проблемы с исполнением каких-то религиозных обязанностей (к примеру, он на протяжении многих лет совершает ошибки в намазе – из-за чего его намаз не будет действителен); либо наоборот, несколько слов могут вернуть человека в нормальное состояние – когда его преследуют страхи о том, не сказал ли он чего-то, что выводит из ислама, не нарушилось ли его омовение и т.д.

 

И часто мы видим, что люди, которые приходят к нам с этими сомнениями, страдают тем или иным видом психического расстройства. В частности, навязчивые страхи, когда человеку постоянно кажется, что у него нарушается омовение или намаз, есть признак т.н. обсессивно-компульсивного расстройства или невроза навязчивых состояний, как его иначе называют, когда человека мучают какие-то тревожные, навязчивые идеи (допустим, что он не закрыл дверь, выходя из дома, или страх перед микробами, перед болезнями – и он без конца моет руки). Но те, кто приходит к нам с этими проблемами, часто не готовы принять тот факт, что им в данном случае необходим не муфтий, не имам, но психолог или психотерапевт, что они больны, и нужно лечиться (так как во многих людях сидит страх перед психическими болезнями – а само слов «псих», «сумасшедший» часто звучит как ругательство). Однако те же люди – с этими проблемами – охотнее примут идею, что эти мысли навязаны им шайтанами, что их сглазили, что они одержимы джиннами, так что необходимо идти к специалистам, которые этим занимаются, читать специальные тексты, которые помогут в этом случае.

 

По этой причине мне хотелось бы поговорить о том, как ислам смотрит на эти вещи – душевного здоровья, тревоги, депрессии и прочих вещей, которые беспокоят очень многих людей в наше время. Если говорить в общих чертах, то религия предписывает верующими умеренность и призывает во всем искать баланс и гармонию. Жизнь верующего человека должна быть гармоничной, разумной и упорядоченной. Это достигается с помощью правильного взгляда на жизнь и правильной перспективы – с какой позиции мы будем смотреть на события, которые с нами происходят. В частности, религия говорит нам, что в земной жизни человека неизбежно будут постигать разного рода неприятности – что-то будет идти не так, как нам хотелось бы, у нас не все будет получаться, в мире есть и страдания, и болезни, и иные печали. Более того, эти моменты в жизни не всегда зависят от заслуг и достоинств человека – то есть, людей достойных и праведных они постигают так же часто – и бывает, что и чаще – чем обычных людей. Есть изречение Пророка (мир ему и благословение) о том, что пророков Всевышний может испытывать даже сильнее, чем обычных людей.

 

Психологические проблемы – тревоги, страхи, депрессии – тоже входят в перечень испытаний этого мира, через которые приходится проходить людям. Но, как я уже выше сказал, преимущество религиозного взгляда на жизнь в том, что верующий человек будет смотреть на жизнь с правильной точки зрения и правильно расставлять приоритеты в ней. Вообще, будет жизнь человека счастливой или нет, почти всегда зависит, прежде всего, от того, правильно ли он расставил приоритеты – то есть, может ли он понять, что более важно, а что менее, на что следует обратить внимание, а из-за чего переживать не следует. И соответственно, в зависимости от этого будут меняться цели, которые мы себе ставим – что следует сделать в первую очередь, а чем можно пожертвовать, что можно потерять, а что нельзя ни в коем случае (поскольку мы не можем одновременно угнаться за несколькими вещами и достичь нескольких целей, то приходится выбирать и чем-то жертвовать).

 

Чтобы человеку было легче разобраться в этих сложных вопросах, Всевышний послал ему руководство – в виде источников нашей религии (Коран, хадисы, советы праведных предков и ученых). Если мы будем внимательно изучать это руководство, нам будет гораздо легче разобраться в том, что нас окружает – уйдут многие проблемы и страхи, появится мудрость и уверенность в себе. Ведь многое из того, что нам кажется особенным и непонятным, уже происходило в жизни кого-то из пророков или праведников, и, если мы изучим внимательно их жизнь, мы сможем понять, как правильно поступить в нашем случае.

 

Итак, как мы уже сказали, цель религии – привести жизнь человека в равновесие, когда у него наступит гармония между его внутренним состоянием и его внешним окружением, внешними проблемами. У каждого человека есть свобода воли, свобода выбора между тем, что следует делать, и тем, чего делать не следует, но, тем не менее, на нас оказывают большое влияние как внешние обстоятельства, так и наш собственный внутренний мир (мысли, идеи, наши взгляды на жизнь).

 

Допустим, мы запланировали сегодня провести встречу с кем-то – но по какой-то причине не смогли осуществить задуманное. У нас сломалась машина, необходима была помощь кому-то из домашних (дети заболели, и пришлось остаться дома) – или тот человек, с которым мы хотели пообщаться, позвонил и сказал, что заболел. Это все внешние обстоятельства. Но есть и внутренние обстоятельства – нам никто не помешал отправиться на встречу, но мы сами вдруг почувствовали себя очень плохо (поднялась высокая температура, резко заболел желудок или голова, случился сердечный приступ и т.д.). Все эти моменты необходимо принимать в расчет.

 

В Коране говорится об этом:

 

وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلَا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الْأَرْضِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ

 

Через то, что даровал тебе Аллах, стремись к вечности, но и не забывай о своей доле в земной жизни! Делай добро, подобно тому как Аллах сделал добро для тебя, и не стремись сеять зло на земле, ведь Аллах не любит сеющих зло. (сура аль-Касас, 28:77).

 

Здесь речь идет о том, что все средства, все вещи, которые нам даны в этом мире, мы должны использовать для того, чтобы достичь будущей жизни. Не говорится о том, что мы должны вовсе отказаться от материальной жизни, от настоящей жизни, но тем не менее, следует правильно расставить приоритеты – ради чего мы будем прилагать усилия в этой жизни (ради самой этой жизни – или ради следующей жизни). Многие люди – особенно те, кто только начинает соблюдать религию, усиленно читают книги или слушают лекции, где, в основном говорится, о будущей жизни – так что они имеют склонность демонстрировать пренебрежение к земной жизни (вплоть до крайних моментов). Но это большая ошибка: в этой жизни у нас тоже есть своя доля, свой удел – как говорится в аяте, и не следует пренебрегать ими. И каким же образом такие люди надеются заслужить награду в будущей жизни – как ни тщательным исполнением своих обязанностей в этом мире?

 

Люди чувствуют печаль и депрессию по причине того, что этот баланс или равновесие, к которому призывает нас религия, нарушается по какой-то причине (случается что-то во внешнем мире или в нашем внутреннем состоянии). Но наши ученые говорят, что человеку не следует винить себя за эти негативные чувства, которые появляются у нас при нарушении этого равновесия. Вместо того, чтобы винить себя за эти чувства (печаль, огорчение, расстройство), следует постараться как можно скорее достичь этого баланса в жизни (хотя бы внутри себя). Как мы уже сказали, необходимо принимать этот мир как он есть – то есть, с тем, что здесь есть горе, несчастья, трудности, проблемы и прочее. Никто не обещал нам в этой жизни одни радости – это касается и верующих людей. Разумеется, мало кто хочет испытывать эти негативные стороны жизни, но необходимо быть готовыми к тому, что они рано или поздно могут наступить. И если мы будем готовыми к этому и заранее постараемся морально себя на это настроить (как правильно себя вести в этом случае), они не смогут так легко выбить нас из равновесия и привести нас в отчаяние.

 

Теперь скажем несколько слов о депрессиях – которым подвержено множество людей в наше время. Наверное, кто-то из вас слышал высказывание – что верующий человек ни в коем случае не должен испытывать депрессию, это удел людей неверующих. Если религиозный человек действительно будет сконцентрирован на будущей жизни, если он постоянно держит перед собой мысли о Всевышнем, как же он может печалиться и страдать от этого? Но, тем не менее, мы видим вокруг себя множество мусульман, которые так же, как и неверующие люди, подвержены депрессии.

 

Во-первых, следует отметить, что есть два вида депрессии. Первый вид депрессии – это ситуационная депрессия, депрессия, причиной которой является какая-то конкретная неприятная ситуация. Вы потеряли работу, у вас тяжело болеет близкий человек, вы переживаете распад семьи – все это не может не вызывать у вас чувство печали, разочарования, горечи. У верующего человека – хотя, разумеется, он, как и другие обычные люди, может переживать в подобных ситуациях – есть средство, которого нет ни у кого другого: упование на милость Творца и надежда, что все эти испытания также способствуют его духовному росту и увеличению его награды (если он перенесет их достойно). Но это состояние депрессии имеет свойство уменьшаться со временем и исчезать – особенно, если после этого в жизни человека случается что-то хорошее. Такая депрессия – это нечто вроде дурного настроения, которому подвержены все люди.

 

Второй вид депрессии – это так называемая клиническая депрессия, это расстройство нервной системы и психики человека. Такого рода депрессия мало зависит от внешних обстоятельств – она может вызываться какими-то внешне незначительными причинами и не исчезать самостоятельно по прошествии времени, без медицинского вмешательства. Под влиянием такой депрессии человек долгое время не может вести нормальную жизнь – теряет сон, аппетит, не может учиться или работать. Какие бы приятные события не случались в его жизни, его ничто не радует, он не чувствует себя счастливым. Такая депрессия никак не является признаком слабой веры человека, это болезнь, и, как любая болезнь, она вряд ли пройдет без помощи специалистов. Причиной этой депрессии являются какие-то химические процессы, происходящие в мозгу человека, гормональные расстройства и еще множество причин.

 

Единственно, нужно понимать, что у человека нервного, впечатлительного обычное плохое настроение, которое возникает от разных внешних обстоятельств, может перерасти в болезненное расстройство, в клиническую депрессию, если вовремя не принять меры.

 

По моим наблюдениям, обсессивно-компульсивное расстройство – о котором я рассказывал выше, также развивается подобным образом. Оно начинается с пустяка, с мелкой тревоги или страха, но потом развивается, становится все больше и больше, и наконец овладевает человеком полностью – когда он может годами переживать из-за какого-то незначительного вопроса или проблемы. Те расстройства, о которых я говорю, в частности, возникают у людей, склонных к преувеличению, к чрезмерно тщательному соблюдению религии – когда человеку постоянно кажется, что он чего-то не доделал, где-то ошибся. Кажется, что это признак благочестия – но на самом деле здесь, как и везде, любая крайность ошибочна и может привести к большим неприятностям. Мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) порицал всякую чрезмерность в религии, когда человек обременяет себя и других:

 

«Поистине, религия – легка. И кто будет чрезмерным в религии, (она) победит его самого. Будьте же умеренны, и будьте близки к этому, и сообщайте благое, и просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи» (Бухари).

 

Как я говорил выше, те невротические состояния, с которыми я встречался, касаются одного из трех моментов.

 

  • Первый: это сомнения относительно веры, имана человека – не впал ли я в куфр (неверие), а не совершил ли ширк (язычество, многобожие), а может быть я теперь вообще не имею права молиться – мое поклонение не будет принято? Имейте в виду: чаще всего если у вас появляются сомнения такого рода, которые подводят вас к тому, что вы теперь якобы не имеете права молиться или исполнять иные религиозные обязанности (держать пост, читать Коран), чаще всего это наущения шайтана (который хочет, чтобы вы перестали соблюдать религию). Это не может быть от Всевышнего – который, разумеется, никогда не будет отвращать верующего человека от совершения каких-то благих дел.

 

  • Второй момент обычно касается вопросов развода – мужчина может мучиться сомнениями: вдруг я по неосторожности сказал жене слова развода, и наш брак теперь недействителен?

 

  • Третий момент касается вопросов очищения и омовения: действительно ли мое омовение, правильно ли я его совершил, достигла ли вода всех частей тела, которые должны быть омыты? (также иногда человеку кажется, что на нем есть какие-то нечистые вещества, которые мешают его поклонению) Таким людям я обычно говорю – здесь есть правило (как раз для таких случаев): если человек проводит за совершением омовения более трех-четырех минут, это становится запретным расходом воды (исраф) и, следовательно, грехом. Подобным образом, если вы тратите на полное омовение, гусль, более десяти минут – это также будет исраф, излишний расход воды. Наши ученые недаром ввели такие правила – поскольку люди, которые страдали подобными сомнениями, были всегда.

 

В любом случае, три вышеперечисленные проблемы являются признаком болезни, и здесь следует обращаться не к имаму, а к врачу (хотя вроде бы внешне это выглядит как частный религиозный вопрос). Мы – религиозные ученые – обычно ничем не можем помочь такому человеку. Хотя бы потому, что наш ответ ему не поможет, он не удовлетворится ответом одного имама, будет задавать свой вопрос снова и снова разным ученым, и что бы они ему не отвечали, чем бы его не успокаивали, по-прежнему будет считать, что с ним что-то не в порядке.

 

Как-то раз я сталкивался с человеком, который уже атаковал такими вопросами пятьдесят или шестьдесят ученых до меня – все они отвечали ему, что никаких проблем у него нет, с ним все в порядке (и приводили ему обстоятельные и достоверные ответы со ссылкой на труды известных ученых, на Коран и хадисы), тем не менее, он нам не верил и продолжал настаивать на своих сомнениях. Он жаловался на то, что некоторые из этих муфтиев, устав от его настойчивости, отвечают ему в резкой форме или вообще отказываются отвечать, но я мог лишь объяснить ему, что он ищет не в том месте – ему следует обратиться к психологу или психотерапевту, а не к имаму. Что такая проблема – хотя и выражена в виде религиозного вопроса – на самом деле проблема с его душевным здоровьем. Но некоторые люди очень не любят признаваться себе в том, что у них есть подобные проблемы (я начал именно с этого свое занятие), поскольку им кажется, что это выставляет их в невыгодном свете, ставит на них определенное клеймо («псих», «душевнобольной»). Лучше уж казаться человеком, который страдает от религиозных сомнений, а то и вообще, переложить свои проблемы на других – к примеру, обвинить религиозных ученых в невнимательности и нежелании входить в его вопрос. Напрасно я пытался объяснить тому человеку, что ошибается именно он – не могут же пятьдесят ученых (среди которых было много людей уважаемых и известных) ошибаться одновременно, когда все они уверяют его, что с ним все в порядке, но он настаивает на своем!

 

Изредка человек может самостоятельно избавиться от подобных навязчивых неврозов – к примеру, если отвлечется от своей проблемы, у него появится какое-то интересное занятие (работа, учеба, он займется поиском спутника жизни). Но чаще всего без помощи специалиста эта болезнь не проходит.

 

Выше я упоминал, что люди склонны путать состояния душевных болезней с одержимостью или сглазом. Когда их одолевают подобные навязчивые мысли, они ищут специалистов по снятию сглаза, по избавлению от злых духов. Если говорить в общем, то в тех способах, которые предложены для этих целей в хадисах и у наших ученых, нет никакого вреда – даже если проблема человека не в этом. Если человек будет регулярно читать суру Фатиха, суру Бакара, три последние суры Корана, аят аль-Курси, дуа, которые существуют для таких случаев – это ничего, кроме пользы, ему не принесет. Но проблема в том, что, если это состояние вызвано какой-то душевной болезнью, а человек не обращается к врачу, его болезнь может прогрессировать и стать опасной для него и для окружающих. Это такая же болезнь, как язва желудка, допустим, воспаление легких, рак или иное заболевание. Если мы стали жертвой таких болезней, то необходимо серьезное лечение – в противном случае, это может плохо кончиться, и для нас, и для наших близких.

 

Несколько лет назад ко мне – как к религиозному эксперту, обратились сотрудники полиции по поводу преступления, которое было совершено молодой женщиной-мусульманкой. У этой женщины был счастливый брак - был муж и двое детей, она практикующая мусульманка – носила хиджаб, совершала намаз, в семье не было никаких проблем, в общем, ничего, кажется, не предвещало беды. Но в один прекрасный день она набрасывается с ножом на своих детей, убивает их – пока муж был на работе. Приезжает полиция, ее арестовывают, начинается расследование – и когда они просматривают ее странички в социальных сетях, ее тексты в различных группах, оказывается, что она была буквально помешана на проблеме одержимости джиннами, шайтанами – ей казалось, что она сама или ее близкие стали жертвой одержимости (и, видимо, это и стало причиной беды – когда она пыталась таким образом изгнать злых духов из своих детей). Меня расспрашивали на предмет того – что означают все эти тексты, которые она копировала и перепечатывала, может быть, она стала жертвой какой-то секты, в этом есть что-то вредное, что могло так странно повлиять на нее? Муж ее, разумеется, был в ужасном горе и в полном недоумении – что могло так повлиять на его жену, он ничем ее не обижал, она производила впечатление обычного человека. Наконец, после разного рода обследований, было вынесено заключение, что эта женщина серьезно больна – это какое-то психическое расстройство, так что ее поместили в больницу на принудительное лечение.

 

К чему я это рассказываю – что рукья, разного рода суры и дуа, которые читаются в случаях сглаза и одержимости, разумеется, полезны (на определенном уровне), но если человек психически болен, они не смогут помочь ему, а его болезнь будет только усиливаться (и иногда даже привести к такому печальному исходу). Так что, если вы постоянно страдаете от разного рода страхов, навязчивых мыслей, вам все время кажется, что вы нарушили омовение, что вы впали в куфр или нечто в этом роде, то вместо того, чтобы искать специалиста по снятию сглаза, обратитесь к хорошему врачу (подобным образом, если на такое состояние жалуется кто-то из ваших близких, убедите его обратиться к специалисту). Даже если этот врач немусульманин, человек нерелигиозный – главное, чтобы он был хорошим специалистом в своей области.

 

Душевные болезни часто передаются по наследству, так что люди, чьи родственники страдали от каких-то психических расстройств, также находятся в группе риска, и им следует особенно внимательно следить за своим внутренним состоянием. Также люди, которые долгое время – особенно в детстве – страдали от каких-то семейных проблем, от плохого отношения к ним родителей, в их семье не было согласия – родители постоянно ссорились, оскорбляли друг друга, потом расстались, также могут вести себя неадекватно, иметь плохое душевное здоровье.

 

Я помню одного юношу, который работал у нас в мечети. Многие избегали его, поскольку он иногда вел себя странно – к примеру, мог вдруг выйти из себя из-за пустяка, рассердиться без видимых причин, вел себя агрессивно. Как оказалось, у него было очень тяжелое детство – по каким-то причинам его родители невзлюбили его, практически никогда не проявляли к нему доброго отношения, наказывали за любую мелкую провинность. Его брат как-то рассказал мне, в чем причина такого поведения – в странном отношении к нему родителей. Так что все, что ему нужно – это доброта, это дружелюбие. Когда мы это поняли, мы перестали избегать его, а, наоборот, когда он выходил из себя, кто-то подходил и обнимал его, и он тут же успокаивался. Мы замечали за ним некоторые другие странности – он сам потом рассказал нам, что это значит. Допустим, у него была привычка обрезать ногти чуть ли не крови, под самый корень – а оказывается, в детстве его очень сильно ругали и наказывали за длинные ногти, поэтому у него образовалась такая странность. Он очень боялся переходить дорогу – поскольку когда-то чуть было не попал под машину. В общем, это был реально больной и несчастный человек, и, если бы мы не узнали, почему он себя так ведет, мы бы, наверное, вообще перестали с ним общаться. А так наоборот, мы старались быть внимательными и дружелюбными к нему, и он постепенно оттаял и успокоился. И конечно, мы посоветовали ему обратиться к психологу, который помог ему окончательно избавиться от такого поведения.

 

Когда мы говорим о религии – чтобы быть хорошим мусульманином, мы подчиняем свою волю Всевышнему, только Ему и никому еще. Что понимается под подчинением – это означает, что мы доверяем Ему, что Он стоит за всеми событиями в нашей жизни, и что Он заботится о нас. Даже если я сворачиваю иногда с правильного пути, если у меня недостатки, я заблуждаюсь, я грешу, если что-то идет не так, – люди, которых я люблю, подводят меня, девушка, которую я люблю, выходит замуж за другого – все равно я доверяю своему Создателю.

 

Быть верующим – это осознавать, что Он реально знает обо всем, что происходит в моей жизни. Без подлинного знания об именах и атрибутах Всевышнего нельзя сказать, что вы действительно Его знаете. Чем более я думаю об этом, тем я больше понимаю, что очень многие люди, к сожалению, очень далеки от истинного знания об Аллахе – даже если они считают себя верующими. Если они не дают себе труда подумать, кем Он является на самом деле. Существует множество лекций и книг, где подробно разбирается этот вопрос – Его имен и атрибутов.

 

Знать его имена, то есть, Его качества – это чрезвычайно важно, это должно стать частью нашей жизни. Если вы не отдаете себе отчет в том, что Аллах действительно знает все, что Он мудрый, что Он не притесняет никого – даже на волос, что Он не совершает ошибок, подобно нам. Иногда человек может иметь самые лучшие намерения, но он ошибается, совершает ошибки. Всевышнему такое не присуще. Он знает, что вы будете делать через год, через два, через десять лет – более того, Он в курсе, что будут делать ваши самые далекие потомки. Он знает, что делал самый первый человек и что будет делать самый последний человек на земле. От того, насколько это знание станет частью вашей жизни, зависит то, что вы будете думать об Аллахе и как Его представлять себе.

 

Мне кажется, это одна из основополагающих проблем – что люди, называющие себя верующими, не знают, кто такой Аллах, несмотря на то, что они говорят, что верят в Него, они молятся Ему и тому подобное. Так вот, человек, считающий себя верующим, должен понимать, что Всевышний знает все – в мельчайших деталях. И второй момент – мы должны понимать, что все происходящее находится под Его контролем. Более того, Он имеет планы – как должна происходить жизнь всех людей и вообще, всего мира, до скончания века, за каждым явлением стоит Его мудрость – ничто не происходит просто так, без смысла. Он заботится о Своих созданиях, Он милостив к ним. Так что, если у вас появляются какие-то мысли, которые говорят вам, что Бог вас не любит, что Он не проявляет к вам милости, значит, это от шайтана. И даже если вы совершили какие-то грехи, знайте, что Он прощающий – об этом говорится во многих аятах Корана, где перечислены такие Его имена как Прощающий и Принимающий покаяние.

 

Изучайте Коран, где подробно перечисляются имена Аллаха – чтобы они стали частью вашей жизни. Нам следует обращаться к Нему посредством Его прекрасных имен – согласно требованию момента. Если вам нужно прощение, обращайтесь к Нему: "Йа, Гафур, Йа, Гаффар (Прощающий)". Если вас постигают какие-то трудности, и вам нужно «открытие» ситуации – разрешение проблемы, просите Его: "Йа, Фаттах (Открывающий)", если это какая-то сложная, тонкая проблема, то просите – "Йа, Латыф (Облегчающий, Понимающий)". Если мы нуждаемся в исцелении, то вспомните аят Корана, где говорится, что Всевышний дарует исцеление (шифа). Аллах – это Тот, кто дает мне исцеление, и обращайтесь к Нему: "Йа, Шафи’ (Исцеляющий)".

 

Есть также дуа Пророка (мир ему и благословение), где выражена просьба об облегчении от тревоги и печали:

 

يَا فَارِجَ الْهَمِّ وَكَاشِفَ الغَمِّ

 

Йа фариджаль-hам йа кашифаль-гам

О Уменьшающий тревоги, о Удаляющий печали

 

Вот полный текст этого дуа:

 

اللّٰهُمَّ فارِجَ الهَمِّ كاشِفَ الغَمِّ مُجِيْبَ دَعْوَةِ المُضْطَرِّين، رَحْمٰنَ الدنيا وَالآخِرَة ورَحيمَهُما،  اِرْحَمْنِي اليَومَ رَحْمَةً وَاسعَةً تُغْنِيْنِيْ بِها عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاكْ

 

Аллахумма фариджаль hамми ва кяшифаль гамми, муджибу д-дааватиль мудтарина, рахману д-дунья валь ахира ва рахимахума ирхамниль йаума рахматан васиатан тугнини биха ар-рахмати ман сивак

 

О Аллах, уменьшающий тревоги и удаляющий печали, откликнись на зов тех, кто взывает к Тебе, будь милостив к нам в этой жизни и в будущей, и помилуй нас, будь милостив к нам сегодня великим милосердием и сделай нас независимыми от всех, кроме Тебя.

 

Итак, очень важно изучать и принять в свою жизнь качества Всевышнего, помнить о том, что Он обладает всей мощью и всей силой. У Него есть все средства для помощи нам.

 

В хадисе также говорится о следующем:

 

«Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: "Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!“, — но говори: "(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал“, — ибо, поистине, (эти) "если“ открывают шайтану (путь к) делам его» (Муслим).

 

То есть, в этой жизни мы не должны сидеть сложа руки, но прилагать все усилия, чтобы добиться того, что принесет нам пользу в этой жизни и в будущей. Сделай все, что от тебя зависит, а остальное предоставь Аллаху. Если Он захочет, у тебя все получится, если же нет – то значит и в этом была определенная мудрость.

 

Случается, что в нашей жизни что-то идет не так, как мы задумали, как нам хотелось бы. В таком случае главное – не зацикливаться на неприятных моментах, но двигаться дальше, возможно, дальше нас ждет нечто лучшее. К примеру, человек, с которым мы хотели бы связать свою жизнь, выбрал себе иного брачного партнера. Не впадайте в отчаяние, не останавливайтесь на этом, продолжайте жить дальше.

 

Ко мне часто приходят такие люди – которые никак не хотят принять и пережить какой-то неприятный эпизод в своей жизни. Молодому человеку отказала девушка – или от девушки отказался парень. Перешагните через эту неприятность и идите дальше – значит, вам с какой-то целью был послан этот жизненный опыт. Необходимо извлечь уроки из него, но нельзя останавливаться на нем. Но люди по несколько лет не могут этого пережить. Они рассказывают мне, что видят сны, где они вместе с любимым человеком – и считают, что это какие-то вещие сны. На самом деле это лишь говорит о том, что вы постоянно думаете об этом моменте.

 

Эта жизнь – не то место, где мы можем получить все, что нам хочется, где будут только приятные моменты. Такое возможно только в Раю, куда нам и следует стремиться. Некоторые люди продолжают ждать чудес – если в жизни что-то не складывается. К примеру, ко мне как-то обратился мужчина, от которого ушла жена. Он не может спать, у него проблемы со здоровьем, у него проблемы с психикой. Я спросил его – чего ты ждешь, ведь уже столько времени прошло, уже как три года, как вы расстались? Он ответил, что хочет, чтобы она вернулась. Люди не хотят видеть реальность и ждут чудес. Конечно, иногда чудеса случаются – но нельзя полагаться на них и строить свою жизнь, исходя из этого. Двигайтесь дальше, и по милости Всевышнего, ваша жизнь изменится к лучшему.

 

Говоря о нашей теме. Мусульмане – как и прочие люди – сталкиваются периодически с трудностями в своей жизни. Но есть одно важное отличие человека верующего от человека, живущего только этой жизнью, если, конечно, ваша вера – это нечто реальное, работающее в вашей жизни (а не только теория, которая не имеет отношения к практике). Выше я говорил о том, что иногда у человека возникает депрессия от каких-то сложных ситуаций, от неприятностей, которые происходят в его жизни. У верующего человека есть одно оружие – четкая «дорожная карта» (где указано, в какую сторону ему следует двигаться, какова его цель и какие ориентиры есть на этом пути). Мы находимся в этом мире, где мы не можем знать, что ждет нас в будущем, мы имеем дело только с тем, что происходит сейчас. Многих людей это приводит в растерянность – поскольку они не знают, что ждет их в дальнейшем (особенно, если они в настоящий момент переживают что-то не очень приятное).

 

Большинство людей в наше время являются материалистами – даже если они формально принадлежат к какой-то религии, поскольку они не прониклись реальностью того, что эта жизнь – не конечная, не последняя. Они живут так, как будто у них есть только эта жизнь и больше ничего. На самом деле так жить, мне кажется, очень мучительно и тяжело. Они не знают, для чего они здесь, они не знают, куда они идут, они знают только, что они делают в настоящий момент и что они делали раньше. Это то, что сегодня называется либеральным мировоззрением. Когда люди говорят, что нет единой истины для всех – у каждого человека есть какая-то своя частная правда, и каждый должен уважать убеждения другого, пока они не вредят ему. Каждый волен делать то, что он считает правильным, пока это не мешает никому. И даже многие мусульмане проникаются такой философией – что у каждого своя правда, что будет после – никто не знает, мы можем знать точно только об этой жизни и об этом мире.

 

Но если вы действительно практикующий верующий, и ваша религия имеет для вас практическую ценность, то вы знаете, откуда вы пришли, куда вы движетесь и почему вы пришли сюда, в этот мир. Если вы будете знать точные ответы на эти три вопроса, ваша жизнь изменится: откуда вы пришли, куда вы идете и почему вы здесь. Это очень важные, сущностные вопросы, над которыми следует размышлять любому человеку. Поскольку без этого наша жизнь не будет иметь никакого смысла – если мы будем считать этот мир единственной реальностью.

 

Если вы будете верить в то, что у мира есть Создатель, который всем управляет, и у Него есть план относительно каждого из нас. Если вы будете это понимать, у вас будет спасение от пустоты в жизни, ваша жизнь будет наполнена радостью и смыслом. Любое дело будет приносить вам радость, поскольку вы будете знать, для чего вы это делаете – чтобы достичь довольства Создателя. В наше время множество людей страдают от пустоты и бессмысленности жизни – поскольку они не понимают, зачем они живут и что их ждет впереди. Мы часто осуждаем таких людей, но на самом деле их следует пожалеть и помочь им по возможности.

 

Основное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы взять свою жизнь под контроль и извлечь из нее максимум пользы – в соответствии с целью, с которой вы очутились в этом мире. Мы должны понимать для чего мы здесь – чтобы достичь довольства нашего Создателя, и, соответственно делать все, что мы делаем в жизни, в соответствии с этой целью. Каждое решение, которое мы принимаем, не должно заставлять нас чувствовать себя хуже – это должно быть лучшее решение. Если с нами будет происходить нечто хорошее, мы будем благодарить Всевышнего – не хвастаясь, не становясь надменными и самодовольными. Если с нами будет происходить нечто плохое, мы будем проявлять терпение, говоря себе – окей, я сделал все, что возможно, а остальное зависит от Аллаха.

 

Каждый чувствует себя оставленным и одиноким перед лицом какой-то жизненной проблемы, и это нормально – чувствовать себя подавленным в такой момент, но человек, который чувствует присутствие Всевышнего во время такого кризиса, он уже не будет чувствовать себя одиноким и беспомощным. Даже если никого не будет рядом, у него не будет помощи ниоткуда, он будет чувствовать поддержку милостивого Господа, который действительно заботится о нем, и он чувствует это в своей жизни. Если вы обратитесь ко Всевышнему, вы очень быстро почувствуете перемены в вашей жизни, ведь Он сказал: если ты направишься ко Мне пешком, Я брошусь к тебе бегом. Мы заняты нашими делами в этом мире, нашей работой, нашим бизнесом – но Всевышний всегда ждет нас и всегда готов принять нас, принять каждого из нас. Если мы это поймем и сделаем это частью нашей жизни, то в любом жизненном кризисе мы будем чувствовать поддержку Аллаха – который ар-Рахман, ар-Рахим, аль-Вадуд (Любящий), который Муджибу-ддават – Слышащий молитвы, который дарует помощь каждому, кто ищет ее. Всякий верующий человек, который переживает несчастье, сможет легче пережить его – чем человек неверующий, у которого нет подобной поддержки и подобного утешения.

 

Религия не требует от нас, чтобы мы были сверхлюдьми, которые никогда не попадают в трудности – они существуют, и они случаются с каждым человеком (даже у Пророка (мир ему и благословение), как мы помним, было множество трудностей). Но как только мы начинаем учиться справляться с трудностями, они становятся легче по милости Всевышнего.

 

И наконец, что бы я предложил людям, которые чрезмерно зациклены на проблеме сглаза, колдовства и подобных вещей (и которые считают, что все проблемы, которые происходят с ними, именно отсюда). Я всегда предлагаю людям попробовать разные способы против своих проблем. Есть множество лекций по проблеме колдовства и сглаза, и подобных вещей, где подробно рассказано, какие способы можно применить, чтобы справиться с этим. Используйте их – читайте специальные дуа, суры против этого, от этого вреда не будет.

 

Несколько недель назад мне позвонила женщина, которая рассказала мне, что с ней происходят действительно странные вещи. Я посоветовал ей читать три последние суры Корана каждый день, и потом она сказала, что ей действительно стало лучше после этого. Но тем не менее, если эти способы не будут помогать вам, обращайтесь к врачам, к специалистам по психическому здоровью. В настоящее время есть множество хороших эффективных лекарств от этой проблемы, есть хорошие специалисты.

Но, как я выше сказал, главным решением всех наших жизненных проблем является осознание смысла и цели нашей жизни, и осознание того, кто такой наш Создатель. Еще один хороший способ: читайте истигфар сто раз утром и сто раз вечером, и сто раз произносите салават, а также читайте Коран. Это очищает наши грехи и приносит благословение в нашу жизнь. Попробуйте сделать это хотя бы две-три недели подряд, и вы почувствуете, что это привнесет в вашу жизнь реальную связь с Аллахом. И по Его милости, вы почувствуете Его помощь.

 

Пусть Всевышний поможет всем нам.

 

Как я понимаю, у нас есть вопросы?

 

  • Вопрос: Если люди, с которыми мы живем, заставляют нас чувствовать себя подавленными, они портят нам настроение – своими придирками, тем, что навязывают нам свое мнение. В частности, это конфликт с людьми старшего поколения, которые остались при своих устаревших представлениях. Как быть в этом случае, как вести себя с родственниками, которые не хотят меняться?

 

Если речь идет о членах вашей семьи – о ваших родителях, ваших братьях и сестрах, это в самом деле большая проблема. И лучшим решением будет, по возможности, жить отдельно от родных. Но тем не менее, иногда вы вынуждены быть рядом с ними – к примеру, они нуждаются в помощи (или вы сами зависите от них). Недавно я общался с человеком, которому тридцать лет, и он жаловался на своих родителей. Я спросил – сколько же ему лет? Он ответил, что уже тридцать. Я спросил – почему же он до сих пор живет с родителями? Он ответил, что он зависит от них. Это, конечно, никуда не годится – человеку в таком возрасте следует стоять на своих ногах и быть самостоятельным.

 

Конечно, есть разные случаи – допустим, вы еще молоды, вам 15–16 лет, вы еще не можете жить отдельно от родных. Но часто дело в нашем поведении – которое необходимо изменить. Родные не осознают, что мы уже выросли, что с нами нельзя обходиться так же, как тогда, когда мы были детьми. Поэтому вам следует показать им, что вы уже взрослый, ответственный человек – это может помочь, но не всегда это получается. Иногда нам только и остается, что просить Всевышнего о помощи. Если вам бывает тяжело, вас заставляют выходить из себя, то постарайтесь сдержаться и просите Его о помощи, делайте дуа. Не отвечайте на выпады ваших родных, постарайтесь держать себя в руках, гневные вспышки, конфликты, - все это не облегчит ваше положение. Трудно ответить на конкретный вопрос, если не знаешь всех обстоятельств дела, поскольку здесь очень много нюансов, которые нужно учитывать.

 

У меня был знакомый, который в таком случае – когда его родители стали очень сильно конфликтовать с ним, постоянно подвергать его критике, перестал вообще общаться с ними на какое-то время. Говорил с ними только по необходимости, ничего лишнего, иногда вообще не встречался с ними в течение дня. Но через какое-то время он сам первый не выдержал такой жизни, поскольку каждому человеку нужно общение и очень тяжело жить в холодных отношениях с родными. Так что, если вы действительно чувствуете, что у вас не получается мирно общаться с родителями, сократите время вашего общения и, по возможности, живите отдельно. Если такой возможности нет, то старайтесь как можно больше быть занятым чем-то – учитесь, работайте, найдите себе хобби, которое будет отвлекать вас, и у вас не будет времени на конфликты. И конечно, ни в коем случае не ведите себя неуважительно с родителями, не грубите им, не оскорбляйте их. Мало того, что это грешно, но это просто бесполезно – это не улучшит ваши отношения, наоборот, еще более обострит их. Если становится слишком тяжело, то поплачьте перед Всевышним, пожалуйтесь Ему в своих молитвах. Это действительно очень тяжело. В большинстве случаев мы не в состоянии изменить наших родителей, они таковы, какие они есть, и в их возрасте люди уже редко меняются.

 

Как я говорил выше, во всем, что с нами случается, есть смысл, есть какая-то мудрость, нам недаром посылаются какие-то испытания – возможно, чтобы сделать нас более терпеливыми и сдержанными, что-то изменить в своем характере. Иногда людям удается уладить этот конфликт с родителями – и они перестают критиковать их, понимают, что их дети выросли, они уже взрослые, так что с ними нельзя обращаться как с детьми. Иногда помочь может только отделение от родителей, нужно жить отдельно. В любом случае, каждая ситуация индивидуальна, так что смотрите, что лучше подойдет в вашем случае.

 

  • Еще один вопрос. Как взять под контроль наши мысли – иногда их бывает слишком много, особенно это касается негативных мыслей – о будущем, как жить дальше, будет ли у меня работа, будут ли здоровы мои родные и прочее?

 

Как правило люди беспокоятся о будущем из-за своих потерь, утрат в прошлом, но это происходит тогда, когда у них нет подлинной надежды на Аллаха, что Он изменит что-то к лучшему в их жизни. Поистине, человек создан беспокойным. У человека есть свойство тревожиться, беспокоиться о разных вещах. Статистика говорит, что беспокойство в большинстве случаев бесполезно. Вот некоторые цифры. 40% из тех вещей, о которых мы беспокоимся, так никогда и не произойдут в нашей жизни. 30% из того, о чем люди беспокоятся – это все, что могло происходить с ними в прошлом. С этим нужно смириться, они уже случились. Итак, уже получается 70% вещей, о которых беспокоиться не нужно. И у нас остается только 30% на беспокойство. 12% из оставшегося происходило с кем-то еще – но не с нами, это не имеет к нам никакого отношения. Уже остается 18%. И 10% из этого оставшегося относится к болезням – реальным и воображаемым. Если вы чувствуете себя плохо – обратитесь к врачам, предпринимайте меры предосторожности, чтобы не заболеть. У нас остается только 8% на реальное беспокойство – о том, что с нами что-то плохое произойдет. Как видите, в реальности очень небольшой процент вероятности. Так что успокойтесь и постарайтесь отгонять от себя подобные мысли. Больше думайте о помощи Всевышнего, как я уже говорил выше, обращайтесь к Нему в молитвах.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда

Комментарии: 5

Правила форума
Ляззат Муминова
Ляззат Муминова
0
ма шаа Алла!
31 марта, 21
Ляззат Муминова
Ляззат Муминова
0
ма шаа Алла!
31 марта, 21
Станислав Архангельский
Станислав Архангельский
0
машааАлла! Альхамдулиллах! Спасибо Вам за этот урок, это очень вдохновило меня и объяснило некоторые проблемы! Очень хорошие и правильные слова!
31 марта, 21
Фатима Хайретдинова
Фатима Хайретдинова
0
Спасибо за столь подробную статью. Хочу сказать лишь о своем опыте. Я пришла в ислам и АльхамдулиЛлях1 моя жизнь стала лучше. Чувства страха, вины, злости и прочие негативные эмоции изматывали меня потому что мое мышление было зациклено на том чтобы исправить жизнь близкого человека, который страдает зависимостью от психоактивных веществ. Моя болезнь называется созависимость. Это на самом деле смертельная болезнь о которой мало кто говорит и пишет. Я обращалась к психологам чтобы улучшить свою семейную жизнь, проходила разные психологические курсы в том числе и о независимых отношениях. Проходила сеансы с психотерапевтами. Однако это ничего мне не помогло. Я страдала от своих навязчивых мыслей, они меня изматывали. Я забросила учёбу в медресе потому что у меня не было ресурса. Я давно слышала и слушала лекции о программе 12 шагов, это духовная программа. Сейчас я прошла по Милости Всевышнего 12 шагов и применяю в жизнь эти шаги. Мое состояние стало намного лучше. Теперь я занимаюсь своей жизнью и стараюсь как можно лучше выполнять свою небольшую роль благонравной жены, мамы, сестры, племянницы
1 апреля, 21
Haydar Suleyman
Haydar Suleyman
0
Возможно, это лучшее, что я читал на данную тему!
В периоды депрессий, связанных с негативным событиями в жизни, человек начинает просыпаться от сладкого сна забвения и ищет духовную связь с Аллахом.
Только в эти минуты раскрывается суть таухида, понимание того, что все, что ни происходит, происходит по Воле Всевышнего. Если человек ранее об этом читал и знал на уровне знаний, то благодаря милости испытаний, приходит понимание и глубокое осознание в сердце.
13 апреля, 21
Список уроков