ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Маджлис 42
На этом уроке муфтий Абдуррахман разбирает известный аят Корана, где описана реальность человеческой...
Маджлис 42
Реальность земной жизни
На этом уроке муфтий Абдуррахман разбирает известный аят Корана, где описана реальность человеческой жизни. Всевышний сообщает Своим созданиям, что Он непременно будет испытывать их на протяжении земной жизни разнообразными невзгодами: голодом, болезнями, потерей близких или имущества. Но если люди проявляют терпение и покорность воле Аллаха в испытаниях – не жалуются и не пытаются решить проблему каким-то запретным образом, но переносят свои несчастья достойно, их ожидает большая награда в будущей жизни.
Альхамдулиллях Раббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин.
Амма баад.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ
الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
«И Мы (непременно) испытаем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах и (в) плодах, – и обрадуй терпеливых, – тех, которые, когда их постигнет (какое-нибудь) бедствие говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и поистине, мы к Нему возвращаемся!» (2:155-156).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в хадисе:
«Чаще вспоминайте разрушительницу наслаждений (смерть)».
Как мы уже сказали, Аллах пообещал нам в Коране, что Он непременно испытает верующих. Испытает – небольшим количеством страха, некоторым страхом; небольшим количеством голода, небольшим голодом; недостатком – некоторым уменьшением имущества или плодов; некоторыми потерями в душах (имеется в виду, потерями близких людей). И Он сообщает благую весть терпеливым – обещает награду терпеливым, которые смиренно перенесут все это.
В этих аятах – если мы как следует подумаем над ними - нам рассказывается реальность этого мира. Сначала Аллах говорит, что Он «непременно» испытает нас – испытания неизбежно придут к нам в том или ином виде. Если мы живем в этом мире, мы непременно сталкиваемся с какими-то проблемами: в наших семейных делах, в бизнесе, в работе. Так что, зная о возможных проблемах, мы стараемся заранее быть к ним готовыми, строим планы, как их можно избежать, как их обойти.
Что было бы, если бы наша жизнь была гладкой и безоблачной, без трудностей? Скорее всего, нам было бы скучно жить - не было бы необходимости напрягать наши силы, наш ум.
Далее, что говорит нам Всевышний – как Он испытает нас? Ва лянаблюваннакум… - «Мы испытаем вас…» би шейин - «немногим, некоторым количеством страха, голода…». Здесь имеется в виду, что Всевышний не пошлет нам такого количества страха или голода, которые мы не сможем вынести. Это будет лишь небольшое количество страха или голода из того количества, которое Он мог бы нам послать. В других аятах Корана Аллах рассказывает об испытаниях, которые постигали людей в прошлом – так что нас ожидает лишь небольшая часть из тех тяжелых испытаний, из тех, что могли бы быть.
Далее Всевышний говорит о некотором уменьшении количества имущества, плодов – не о полном исчезновении, Он не говорит, что вовсе отберет у нас какие-то земные блага, но только уменьшит их: «ва накси», слово накаса означает некоторое уменьшение. Уменьшение количества имущества или плодов (если человек занимается сельским хозяйством) - либо некоторой потерей близких людей. Тут надо еще сказать об устройстве нашей памяти. Первое время после потери близкого человека нам бывает очень тяжело об этом думать, мы сильно переживаем. Но с течением времени мы постепенно смиряемся с нашей утратой, успокаиваемся – уже через несколько месяцев, через год, нам легче бывает жить с этим. Мы не ощущаем такой острой потери, как в первые дни. Это тоже милость Аллаха.
Всевышний здесь не уточняет, какое именно количество испытаний будет дано тому или иному человеку. Он говорит, что это будет небольшое, некоторое количество (из возможного). Но для каждого человека это индивидуально – какое количество испытаний ему будет послано (и каждый воспринимает это по-разному, кому-то кажется, что у него много испытаний, кому-то – что не так много, и т.д.).
И далее человеку показано, как ему следует вести себя во время испытаний. Аллах в этом аяте – как и во многих других - не говорит нам напрямую: если вы будете поступать так-то, вы получите награду (или наоборот, вас накажут). Он просто говорит: «И обрадуй же терпеливых». Так что человек сам может сделать вывод: если я проявлю терпение, то Аллах обещал наградить терпеливых. Всевышний не сообщает, что за такие-то испытания человек получит такую-то награду, что он должен проявлять терпение в такой-то ситуации – поскольку испытаний у человека может быть множество. Он просто говорит, что терпеливым обещана награда.
На этом моменте – на важности терпения следует остановиться более подробно: если мы поймем пользу и благо терпения, нам легче будет жить в этом мире, если мы научимся терпеть проблемы – спокойно и с надеждой на Аллаха встречать неприятности, с которыми мы сталкиваемся.
И обрадуй терпеливых, – тех, которые, когда их постигнет (какое-нибудь) бедствие говорят: Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун - Поистине, мы принадлежим Аллаху, и поистине, к Нему мы возвращаемся.
Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун – это дуа мы произносим обычно, когда мы теряем что-то (или услышав о чьей-то смерти), когда с нами происходит что-то плохое. Здесь Всевышний учит верующих, как им следует поступать, когда с ними происходит что-то неприятное.
Далее Аллах сообщает реальные плоды терпения, сабра:
أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
Это – те, над которыми благословения от их Господа и милость. и они – идущие верным путём (2:157).
Уляика алейхим салаватум-мир-Раббихим. Обычно мы произносим это слово – салават (приветствие, благословение) – при упоминании имени Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Но здесь Аллах говорит, что приветствие, салаватун будет надо всеми людьми, кто проявит терпение. Более того, слово «приветствие», «благословение» стоит во множественном числе – не салятун, а салаватун. И так же, как и в прошлых аятах – не уточняется, какая это будет награда, что конкретно это будет. Милость Аллаха велика.
Если бы мы только как следует поразмышляли над этим аятом: сколько в нем содержится пользы и мудрости. Аллах сообщает нам о реальном устройстве этого мира: что нас ожидают разнообразные трудности в нем. Нам следует учиться проявлять терпение, сабр – и если мы сделаем это, то нас ожидают многие милости и награды.
Вначале мы также привели хадис, где Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) учит верующих: «Чаще вспоминайте разрушительницу наслаждений (смерть)».
Многократно, как можно чаще вспоминайте про смерть – это очень полезно для верующих. Наши шейхи даже учат нас делать муракабу – представлять себе смерть.
В этом мире мы сталкиваемся с двумя вещами: одна – это блага, милости, это время преуспеяния, когда у нас все получается, все идет слишком хорошо. И вторая – о чем мы сейчас говорим – это проблемы, трудности. К примеру, человек потерял работу. И единственная работа, которую он может найти – работа, связанная с алкоголем (продажа, производство и т.д.). Ко мне часто приходят люди с подобными жалобами: они пытаются жить правильно, не совершать запретного, но так случается, что единственная работа, которую они могут найти, единственный бизнес, - это нечто, связанное с чем-то запретным. Это их испытания – через которые им приходится проходить. Они пытаются стать ближе к Аллаху, Субхана ва Тааля, и поэтому Аллах испытывает их. Если они пройдут эти испытания, Аллах скорее приблизит их к Себе.
Я знаю таких людей – это очень хорошие люди, но им часто приходится преодолевать какие-то трудности. Был один брат, с помощью которого я попал в США – я собирался поехать туда после окончания учебы в Индии, и он как раз сообщил мне, что в его мечети, куда он ходит, ищут имама. Меня приглашали в четыре разных места – и это была самая маленькая мечеть, на джума туда собирались всего сто человек. Но там были самые приятные люди, самые религиозные, так что я решил поехать работать туда. Через несколько лет я перешел работать в другое место, но мы с этим человеком сохранили контакт, продолжаем общаться. Так вот, с ним часто происходят какие-то неприятности – однажды он попал в аварию, он терял работу. Но тем не менее, он продолжает оставаться добрым, спокойным, он не жалуется, он старается честно вести свои дела. Я надеюсь, что все эти испытания позволят ему стать ближе к Аллаху, Субхана ва Тааля, поскольку он очень терпеливо и достойно их переносит.
И мы таким же образом должны просить Аллаха – когда сталкиваемся с трудностями: дай нам силу преодолеть их достойно, правильным образом. Мы не всегда можем вообще устранить от себя эти проблемы – но мы в любом случае должны преодолеть их правильно, достойно верующих. И тогда, по милости Аллаха, за трудностями наступит облегчение – как сказано в Коране. В другом хадисе сказано: Аллах не посылает верующим двух испытаний сразу. Между двумя испытаниями всегда бывает какой-то промежуток облегчения – так устроен этот мир.
Из вышеприведенного хадиса – где сказано о необходимости вспоминать смерть, мы можем извлечь несколько уроков. Во-первых, когда мы сталкиваемся с трудностями, мы должны помнить, что они временны, преходящи - если мы преодолеем их спокойно, терпеливо, не жалуясь, не пытаясь использовать какие-то запретные способы, чтобы справиться с ними, за это нам обещана большая награда от Аллаха, эти трудности позволят нам приблизиться к Нему.
Когда человек считает, что в этом мире с ним должны происходить лишь приятные вещи, все у него в жизни должно идти гладко, то ему очень сложно справляться с какими-то невзгодами жизни. Но если мы знаем, что такова реальность жизни – что это все испытания от Аллаха, которые позволят нам стать лучше, заработать награду в будущей жизни, то нам будет легче пережить такие неприятные моменты.
Если, к примеру, мы находимся на пути в какое-то очень приятное место, где мы должны жить в будущем, то какие-то трудности по пути туда мы переносим легче, поскольку мы все время держим в уме нашу цель – что эти жертвы приносятся ради будущих радостей.
Таким же образом Аллах говорит нам о том, что наша жизнь – это промежуток на пути в Джаннат, в Рай. Так что все наши трудности неизбежны, но они временны, и они позволяют нам заработать награды на пути туда.
И второй момент: в чем польза частого поминания смерти. В хадисе сказано, что она - «разрушительница наслаждений». В этой жизни человека подстерегают две опасности, две неприятности: когда у него слишком много несчастий, есть опасность, что он не справится с ними, не сможет их правильно преодолеть; и вторая – когда у него появляется слишком много возможностей, слишком много радостей, есть опасность, что он станет слишком требовательным, привередливым.
К примеру, мне нужен новый телефон. Мой телефон всем хорош, но я собираюсь подарить его своему сыну, так что мне необходимо приобрести новый. Для этой цели сейчас мы редко просто идем в магазин и выбираем себе новый телефон. Нет, мы проводим целое исследование – читаем разную информацию о возможностях разных телефонов, какие существуют у них новые функции. Допустим, я узнал, что есть телефоны, куда можно вставить две сим-карты, и мне хочется иметь именно его, поскольку это удобно во время поездок по разным городам и странам. Таким же образом дело обстоит и с другими покупками – машины, компьютера, иных вещей. Выпускается столько новых вариантов одной вещи, с разными возможностями, что нам хочется все это попробовать, испытать. Но на самом деле это все ловушка для нашего нафса – таким образом, мы тешим свой нафс. Все эти новые возможности часто не имеют никакой практической пользы, кроме чисто внешней привлекательности.
Но если мы будем больше вспоминать о смерти, мы не будем тратить много времени и денег на покупку разных излишеств, кроме самого необходимого – поскольку все эти удовольствия временны, преходящи, они не пригодятся нам в будущей жизни. Нет ничего плохого, чтобы купить нечто, что внешне привлекательно. Однако, такие покупки не должны захватывать нас целиком, не должны быть поводом для хвастовства, для тщеславия. Поскольку жизнь в этом мире сейчас устроена так, что человек все время находится в состоянии неудовлетворения, недовольства – как только он купит новый телефон, так появляется еще более новая модель, с новыми возможностями и функциями. И только мысль о смерти, что все это временно, может нас остановить – когда мы скажем себе: альхамдулиллях, слава Аллаху, у меня есть телефон, там есть все необходимое, и хватит, больше мне ничего не нужно. Более того, считается Сунной избавиться от какой-то лишней вещи, когда человек покупает себе новую. Допустим, я еду в хадж и покупаю себе новую одежду – и я обнаруживаю, что у меня уже много одежды подобного рода, так что я могу подарить или отдать кому-то лишнюю. Так поступал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) – дарил кому-то старую одежду, когда покупал новую.
Мы здесь говорим не о каких-то частных вещах, но об общем подходе к жизни, о главной цели в жизни – как люди, стремящиеся к духовному совершенствованию. Если мы будем часто думать о смерти – о том, что нас всех ждет в конце концов, - мы перестанем слишком много концентрироваться на каких-то мирских вещах, слишком занимать себя ими. Ничего нет плохого, чтобы получать какое-то удовольствие от материальных вещей, но это не должно быть чрезмерным, мы не должны слишком много об этом думать, должна быть умеренность. Не тратить деньги на бесконечные покупки чего-то нового, но быть довольными тем, что у нас есть. Ведь в наше время покупка чего-то нового – машины, компьютера, - отнимает у нас массу времени. И это время мы отрываем от настоящих, правильных дел, которые мы должны делать в этом мире.
Если мы вспомним, как жил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): он очень редко ел мясо, какую-то разнообразную пищу. Чаще всего его еда были финики с водой - то, что не нужно готовить. В то время пища была очень простой – мясо было редкостью, люди не мечтали о таком изобилии и разнообразии пищи, которое сейчас у нас есть.
Передается такой случай (из чудес, случавшихся с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям)). Рассказывается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды пришел в гости к одному человеку. Тот угощал его мясом барашка. И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил его - дай мне баранью лопатку. Тот принес ему лопатку. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) опять попросил – дай мне еще одну лопатку. Тот человек принес вторую. Но он опять попросил – дай мне еще одну. Человек тогда удивился: «О, Посланник Аллаха, у животного ведь только две лопатки». Но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Как можно ограничивать милость Аллаха, блага Аллаха?». И действительно, у животного оказалась еще одна лопатка. Такая чудесная история.
Подобная история произошла с Али (радыАллаху анху). Как-то одному человеку понадобились финики. Но в это время был не сезон для них. И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: пойди к такому-то дереву и скажи, что тебе нужны финики. И Али, нисколько не сомневаясь в силе Аллаха, подошел к тому дереву, и с него действительно посыпались финики. Таков был таваккуль, упование на Аллаха у первых мусульман.
Итак, поминание смерти, во-первых, делает нас независимыми от мирских вещей, от излишеств. И второй момент – нам легче справляться с трудностями нашей жизни. В этой жизни мы сталкиваемся как с изобилием, так и с невзгодами, когда мы должны проявлять сабр. И в такие моменты мы должны просить – о, Аллах, научи меня, как мне правильно вести себя в такой ситуации. Мы часто забываем о силе Аллаха, о Его могуществе – с логической точки зрения нам кажется, что нам никто не может помочь в наших трудностях, мы никак не можем избежать какой-то неприятности. Но у Всевышнего достаточно возможностей, чтобы послать нам помощь каким-то неожиданным для нас образом.
Иногда нам кажется, как мы можем думать о смерти, когда нам и так сложно. Людям вообще сложно все время представлять себе смерть – хотя, если вдуматься, люди ведь умирают каждый день. Но мы редко думаем об этом.
И последнее, о чем я бы хотел поговорить сейчас – о пользе поминания Аллаха. Именно зикр, постоянное поминание Аллаха, делает человека по-настоящему человеком – тем существом, которым его создал Аллах и которым его хочет видеть Всевышний Аллах. Когда у него в сердце присутствует имя Аллаха, то человек начинает жить так, как ему предписал Всевышний: любить то, чем Он доволен, отстраняться от того, чем Он недоволен. В противном случае - когда человек забывает о своем Создателе, у него перепутывается всякое понимание добра и зла, правды и лжи. Он любит запретные вещи и ненавидит правильные и полезные и т.д.
Имам Газали говорит о силе зикра, поминания Аллаха – что даже если человек произносит Его имя в забывчивости, в рассеянности, все равно он получает пользу. Но для получения настоящей пользы от зикра человеку необходимо его регулярное совершение – то, что называется на арабском языке вирд. Буквально это слово означает «источник», «родник» - место, куда люди или животные приходят за водой.
Имам Газали пишет, что вирд бывает трех видов: первый – это поминание Аллаха, которое бывает у настоящих аскетов, захидов (подробно можно прочитать об этом в его книге «Бидаятуль-хидаят» - «Начало наставления на истинный путь»). Они совершают зикр каждый момент своего времени, поскольку они практически не участвуют в делах этого мира, полностью отрешились от этого мира (не работают, довольствуются малым и т.д.). Вторая категория – это вирд людей, которые пытаются следовать истинному пути, сулюку, это обычные люди, вроде нас. И третья категория – это вирд познавших Аллаха, маарифун, людей, достигших состояния вусуль, полного приближения к Аллаху.
Первая категория людей, о которой мы сказали, - это люди, которые старались полностью отказаться от земных удовольствий, лишить свой нафс каких-то мирских радостей. Иногда это было даже чрезмерно – они не смеялись, не плакали, не выражали никаких эмоций, не позволяли себе порадоваться вкусной еде или нарядной одежде и т.п. Но мы знаем, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбался, когда видел что-то смешное, он плакал, когда терял близких людей. Он принимал угощение, когда ему приносили, и иногда носил красивую одежду. Так что в этом вопросе необходим баланс, нельзя впадать в крайности: нельзя слишком много думать об удовольствиях этого мира, но не стоит и вовсе от них отказываться.
Известно, к примеру, что Фудайль ибн Ияд почти никогда не улыбался. Но его видели улыбающимся в тот день, когда у него умер сын. Таким образом он выражал победу над своим нафсом (который хотел плакать, хотел печалиться) и показывал покорность воле Аллаха. Однако известно, когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) умерла внучка, он плакал. Когда у него умер сын Ибрагим, он плакал. Так что выражать эмоции, когда это необходимо, в этом нет греха. Когда сподвижники удивлялись – что сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) плачет, он говорил, что плакать при потере близких дозволено. Нельзя только чрезмерно выражать печаль (кричать, отчаиваться, бить себя в грудь и тому подобное).
Далее имам Газали пишет про обычных людей – которые участвуют в делах этого мира, работают, общаются с людьми и т.п. Он советует им по возможности стараться сокращать бесполезные занятия и разговоры – которые могут отвлекать их от поминания Аллаха. Отказаться от вредных привычек, пустых разговоров, порицаемых занятий и наоборот, заниматься больше чем-то правильным и полезным.
В совершении зикра им следует соблюдать умеренность – совершая его ровно в таком количестве, как их научил их шейх, наставник. Не следует стремиться к слишком многому количеству – поскольку человек не сможет быть постоянным в таком усиленном совершении зикра, через какое-то время ему это может надоесть, и он вовсе его оставит. Количество зикра нужно увеличивать постепенно, но совершать его постоянно – в этом будет больше всего пользы. И вообще, во всем, что касается соблюдения религии, следует соблюдать умеренность и делать медленно, постепенно, но быть постоянным в этом. Разумеется, это не касается обязательных вещей или отстранения от запретного – их нужно выполнять сразу же или отказываться сразу же. Речь идет о совершении желательных действий – к ним нужно приучаться постепенно (желательные намазы, посты, зикр и т.д.).
Пусть Аллах даст нам тауфик.
Комментарии: 3
Правила форума