Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 13. О хадже
Маджлис 13. О хадже
На этом маджлисе муфтий Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера рассказывает о хадже, его значении, местах пок...
5 525
17 ноября, 15

Маджлис 13. О хадже

5 525
17 ноября, 15

На этом маджлисе муфтий Сахиб рассказывает о Хадже, его значении, местах поклонения во время его совершения и связанных с ними дуа.

 
Когда мы сильно привязаны к другому человеку, но давно не видим его, не встречаем, не посещаем, то одним из счастливейших моментов для нас будет встреча с этим человеком. Когда же мы хотим встречи с Аллахом, то мы должны просить Его, Субхана уа Тааля, позволить нам навестить Харамейн[1]. Это то место на планете, где ты действительно ощущаешь такую же защищённость от шайтана, как в месяц Рамадан. Шайтаны никуда не уходят, конечно, они находятся всё также вокруг, но в этих священных землях есть особый баракят, в обоих городах: в Мекке Мукаррама и в Медине Мунаввара. Конечно, если человек испорчен, и им движет желание совершать зло, то даже отсутствие шайтана в Рамадане не поможет. В иных же случаях в этих благословенных землях люди себя чувствуют очищенными, им не мешают препятствия.
 
Вы не можете просто так прийти к кому-то домой, вы должны быть приглашены для этого, особенно, если этот кто-то выше вас по положению. Существует множество правил этикета в этих случаях, которые необходимо знать. В случае с землями Харамейн — также, мы должны быть приглашены. И когда нас пригласили, мы не можем прийти, усесться и начать жаловаться или обсуждать незначительные вещи. Иногда там люди становятся весьма и весьма раздражёнными, так как выполнение этого поклонения — действительно сильный стресс. Этим Хадж отличается от Умры, например. Умра — время, когда можно совершать поклонение расслабленно. Не зря Шейх Зульфикар называет Хадж "духовной стиральной машиной". Да и физически в Хадже приходится трудно: нагрузки, жара и пр.
 
Однажды, когда я был в Хадже, нас высадили в местности за Марва[2], которую местные называют Хазза. Так вот чтобы добраться оттуда до Аль-Харам, нужно двадцать минут идти через холмы Сафа и Марва. И это по жаре за сорок градусов. В такие моменты я думаю, почему поклонение происходит именно так, в противостоянии трудностям. Не было бы такой жары к примеру, легко было бы осуществлять поклонение, но разве мы поняли бы его ценность? Всё было бы просто, удобно: приехали, совершили поклонение, уехали. Удобные вещи вряд ли нам позволяют осознать их значимость. Так что сложности в Хадже, например, помогают доказать нам серьёзность наших намерений: "Я собираюсь выдержать все эти сложности".
 
Для европейцев ходьба в дни Джамарата[3], а это примерно десять миль по жаре ежедневно, представляет собой действительно серьёзное испытание. Я думаю, что Всевышний Аллах не зря выбрал именно это место для распространения Ислама, ведь те, которые привыкли к такому климату, могут жить где угодно и нести с собой религию. К тому же, арабы были именно теми людьми, кто мог ясно выражать свои мысли. В те времена они свысока смотрели на остальной мир как на нецивилизованный, в речи их было ощутимо чувство достоинства. Таким образом, Ислам, как религия даавата был дан именно им не случайно.
 
Когда мы совершаем Хадж, каждый день, каждая секунда этого поклонения должны быть пронизаны чувством огромной благодарности Создателю за то, что Он позволил нам быть там и получить пользу и награду.
 
Есть во время совершения Хаджа и много отвлекающих моментов, как то: магазины, торговые лавки. И это препятствие является весьма серьёзным, потому что если в вашем сознании присутствует мысль, что нужно сделать шоппинг, то это увлечёт вас и прервёт состояние поклонения. Вы чувствуете, что должны что-то сделать, это висит над вами как обязанность. Что я заметил: если у вас нет иной ответственности и обязательств, кроме как совершение поклонения, то это поклонение будет осуществлено наилучшим образом. Обычные отвлекающие мысли: тому-то нужно позвонить, тому-то написать, то-то сделать, туда-то съездить, с кем-то важным встретиться, купить то, что обещал семье и т.д. В отличие от всего этого очень полезен лист дуа, в который внесен список всех просьб к Аллаху от членов семьи, список имён, за кого, сидя перед Каабой, ты бы хотел сделать дуа.
 
Когда я был в хадже последний раз, у меня была задача купить джуббу и кое-что ещё, что обещал друзьям, я выделил полтора часа на это, купил всё, что было нужно. Постарайтесь выделить на это недолгое время лишь однажды. Объясните своим семьям, что вы не хотите отвлекаться, что едете исключительно ради достижения довольства Аллаха, так что не станете следовать их длинным спискам покупок, но с удовольствием прочтёте все их дуа. Это лучшее, что вы можете привезти из Хаджа. Дуа, прочтённые во время совершения Хаджа, принимаются незамедлительно, это удивительнейшая вещь.
 
Один мусульманин из Пакистана работает в Джидде[4]. Однажды он приехал в Аль-Харам и прочёл дуа с просьбой, чтобы его ребёнок стал хафизом Корана. Сделав дуа, он вернулся к себе, хотел позвонить жене. Когда же он вошёл, зазвонил телефон, звонила его жена из Пакистана. Она сказала, что решила, что сына нужно отдать на курсы хафизов Корана, и что она отвела его туда только что. Его дуа получило мгновенное воплощение.
 
Таких историй множество, так что это не шутки. Одна супружеская пара, женщина-христианка и мужчина-иудей, были отправлены в длительную командировку в Джидду. Внимание женщины постоянно привлекали люди, одетые в белые длинные одежды (конечно, это были хаджи). Её заинтересовало, кто они и что делают. Она спросила своего мужа об этом, он пояснил, что недалеко находится место поклонения, и что это паломники. Она захотела увидеть всё своими глазами, но муж сказал ей, что это невозможно, что туда могут быть допущены лишь мусульмане. Женщина не успокаивалась, считая, что должен быть способ увидеть место поклонения мусульман, она решила переодеться для этого мусульманкой, покрыв голову хиджабом, а мужу купили мусульманскую шапочку. Они отправились на машине, чудесным образом на посту была смена караула, и их никто толком не проверил. Они нашли Каабу. Это место несомненно удивительное, женщина там почувствовала нисходящий ангельский свет, благословение Всевышнего, она начала плакать. Муж её тоже прослезился, она спросила его, что он думает обо всём этом, он ответил: "Всё это кажется настоящим, истинным". Они обсудили с мужем произошедшее, и она приняла Ислам. Шейх Зульфикар встретил эту женщину, после его лекции в мечети в штате Вашингтон, она попросила о беседе. Шейх очень торопился, но организатор объяснил, что она особенная мусульманка, недавно принявшая Ислам, что она привлекла в религию уже множество людей. Шейх принял её, она рассказала ему свою историю прихода в Ислам.
 
Если не мусульманин, просто посмотрев на Каабу, может быть настолько воодушевлённым, может получить хидаят, то разве мусульмане не могут?
 
Это всё помогает нам понять, почему люди говорят, что их тянет опять и опять возвращаться туда. Они едут туда, чтобы совершить фарды и нафиль-поклонения. Они жертвуют деньги, так как это даёт возможность повысить нашу духовность, заработать прощение, получить пользу от посещения самого этого места. От садаки такой же награды не получить. В этом, в том числе, заключается глубина, значимость того места.
 
В 2001-ом году мы были в Хадже с группой молодых мусульман, среди них был брат-марокканец, что был женат на принявшей Ислам мексиканке. Она не носила хиджаб, хотя уже много лет была в Исламе, его это очень печалило.
 
Тогда случилось две удивительные вещи. Первая — его жена после прилёта обратно в Америку не сняла хиджаба, с тех пор она стала носить его. Вторая — у него были проблемы с повышенным холестерином, после Хаджа всё это прошло, он прекратил употребление лекарств. Так что пользуйтесь случаем, если вы там, читайте больше, больше дуа.
 
Если у вас получится поцеловать Чёрный камень, то подумайте, насколько это большая удача. Ведь этот камень — один на 1.7 миллиарда мусульман всего мира, 99,9% из которых никогда не смогут сделать этого. Да дарует нам Аллах тауфик. Мы не говорим о том, что, если кто не поцелует камень, не получит пользы, но у нас должно быть стремление, химма сделать это. Последний раз, когда я с моим спутником с юга Лондона участвовал в Тавафе, у меня получилось оказаться рядом с Чёрным камнем, оказались рядом еще три алжирца из нашей группы, в том числе пожилая алжирка, с трудом ходившая. Она смогла поцеловать камень даже два раза. За сорок минут совершения Тавафа мой спутник смог сделать это три раза, я — четыре. Мы с ним пытались сделать это до Хаджа, у нас ничего не получилось. Так бывает на самом деле: как бы ты близко ни находился, это может не получиться. Конечно, вы должны учитывать, когда можно сделать это, сколько народа находится рядом. Нельзя быть агрессивным при этом, а это вполне может случиться, если вы высокий, крупный человек, и можете легко растолкать людей. Такого быть не должно.
 
Когда мы с моим спутником были рядом с Мультазамом[5], так получилось, что примерно пять минут не было давки, мы смогли прочитать дуа. Дуа можно произносить, пока вы полностью сконцентрированы, как только внимание рассеялось, стоит уйти. Так что возможность побыть рядом с камнем существует, не смотря на то, что он такой один на такое огромное количество мусульман. Нужно обязательно иметь намерение оказаться рядом с ним и быть сфокусированным на этой идее, идти туда ради этого.
 
Подумайте также, насколько вы удачливы, что оказались там, ведь существует много отвлекающих вещей в мире, например, мест, где можно потратить деньги на шоппинг. Пророк, солляЛлаху алейхи уа саллям, сказал, что наступят времена, когда в эти места люди будут приезжать с целью туризма. Так и есть сейчас, отличные отели, высококлассные магазины, другие вещи, что вы можете делать по пути и т.д. Если всё это может быть извинено в Умре, то Хадж должен быть очищен от всего постороннего.
 
В Хадже мы должны оставаться всегда в духовном равновесии, независимо от того, кто мы, где мы, четырёхзвёздочный ли у нас сервис, или пятизвёздочный. Да, может быть у нас отличные условия проживания, но всё равно будут присутствовать моменты, вызывающие стресс: меньше сна, ограничения в еде и другое. Но этот стрессовый режим очень важен для изменений в нас. Если мы находимся в обыденном состоянии, обычной рутине, то крайне сложно произвести переоценку самого себя.
 
Мудрость переключения людей в иной режим (как, например, в Итикафе[6]) — в том, что человек может концентрировать внимание именно на поклонении. Но в таком состоянии можно находиться только недолгое время, не постоянно.
 
Режим стресса выводит нас из обыденности, помогает понять, какими мы хотим быть после того, как вернёмся в нашу обычную жизнь. В том числе поэтому Рамадан, Итикаф, Хадж так важны. Как было сказано, это своего рода духовная стиральная машина, после которой мы можем выйти очищенными, ведь мы делали много дуа, много размышляли о себе, по возвращении же у нас есть возможность измениться. Самый высокий уровень такого очищения, как сказал Пророк, солляЛлаху алейхи уа саллям, — вернуться такими, какими мы были рождены, какими пришли в этот мир. Это возможно, и это должно быть целью, хотя далеко не каждый таким возвращается даже из Хаджа.
 
Акцентом на этом пути, пути Аллаха, Субхана уа Тааля, особенно на пути сулюка, должна стать поездка в Харамейн, где мы можем, приблизившись к Дому Аллаха, совершать муракабу, даже достичь марифата[7] в какой-то степени.
 
Вы почувствуете, что читать Коран, стоя напротив Аль-Харама (особенно, во время Фаджра, так как Аллах говорит нам, что самое лучшее чтение Корана — во время Фаджра, когда ангелы являются свидетелями этого чтения), — нечто особенное, что вряд ли может быть повторено где-то ещё. Чувство, что только стояние напротив Его Дома уже приносит такое удовлетворение, внушает надежду. Мы просим об этом в дуа, что в Судный День стояние перед Ним Самим принесёт такое же удовлетворение.
 
Для каждого места нужно иметь соответствующее дуа, так бывает у любимцев Аллаха.
 
Чем отличается в этом плане Кааба? Там на протяжении примерно шестнадцати месяцев наш Пророк, солляллаху алейхи уа саллям, молился по направлению к Кыбле. После переселения в Медину Мунаввара у него долгое время не было возможности совершать молитву по направлению к Каабе (так как направление молитв было оставлено прежним, Кааба, таким образом, при совершении молитвы оставалась за спиной Пророка, солляллаху алейхи уа саллям — прим. переводчика), было приказано молиться в сторону мечети в Иерусалиме, но его желанием оставалось обратиться к Каабе. На семнадцатом месяце хиджры, был ниспослан аят, повелевавший обратиться в сторону Каабы: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кыбле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону»[8].
 
Так дорого было это место для него, и это важное желание Пророка, солляЛлаху алейхи уа саллям, было осуществлено. Но он также очень хотел процветания для своей уммы. Так что совершение у Каабы дуа — "О Аллах, пошли процветания умме, прими наше дуа от имени Посланника, солляЛлаху алейхи уа саллям", — является весьма подходящим для этого места, ведь это желание было, несомненно, ещё более важно для него, мир ему и благословение Всевышнего Аллаха.
 
Что можно сказать о месте Ухуд, где случилось поражение мусульман из-за лучников, которые вопреки приказу спустились с горы и открыли тылы мусульман. В той битве участвовал Халид бин Валид, если помню, он командовал правым флангом мекканцев. Икрима ибн Абу Джахль, сын Абу Джахля, командовал левым. Основное командование армией было на Абу Суфьяне. Передним флангом командовал Амр ибн аль-Аса, радыйаЛлаху анху. Хинд бинт Утба также была в числе врагов мусульман в то время. Кто бы мог тогда сказать, что эти пять выдающихся человек станут мусульманами впоследствии? Были и другие, кто принял Ислам позже. Соответствующим дуа здесь будет: "Да сделает Аллах Субхана уа Тааля врагов, которые есть сейчас у нас, мусульманами".

Арафа. Место, где мы имеем свободу выбора в наших дуа. Чего Вы хотите, просите — Аллах может дать столько, сколько вы хотите. Мы ограничены лишь тем, сколько дуа мы можем произнести. Кто-то может сделать лишь десять тысяч дуа, кто-то — двадцать миллионов. Нам нужно показать в этот день, в чём мы на самом деле нуждаемся. Аллах может обратить тогда самого большого фасика[9] в величайшего вали Аллаха. Шайтан знает, что этот день для него напрасный, он не может ничего сделать, настолько велика милость Аллаха. Именно поэтому это место называется Джабаль ар-Рахма[10], дабы ещё больше выделить это место, как место милости Всевышнего. А также место носит название Арафа[11], так что тут уместно просить у Аллаха марифата.
 
После этого вы отправляетесь в Муздалифу[12], название этого места происходит от слов "быть близко". Одна из причин, по которым это место получило такое название (а Аллаху известно лучше), была встреча Адама, алейхи саллям, и Хавы, алейхи саллям, после их прихода в этот мир. Также это может значить "быть ближе к Аллаху, Субхана уа Тааля" и т.д. Дуа, которое хорошо соответствует этому месту: "О Аллах, даруй нам возможность приблизиться к Тебе".
 
Наша вдумчивость, искусность в выборе дуа указывает на то, что мы сконцентрированы, погружены в своём поклонении. Такому можно научиться только у аулия Аллаха, только им свойственно выделять такие особенные моменты в своих дуа.
 
Совершение Хаджа — то, что действительно стоит осуществить. Молоды ли вы, или совершаете его уже далеко не первый раз. Существует, правда, ограничение сроком в пять лет между поездками в Хадж. Каждый последующий Хадж должен стать лучше предыдущих. В начале он будет нелёгким в выполнении.
 
Первый раз, когда я был в Хадже, со мной в группе были в основном пожилые люди, алжирцы, пакистанцы, индусы, которые планировали в конце жизненного пути совершить Хадж, и только несколько человек были более-менее молоды. Это уже стало традицией, ехать в Хадж, когда ты выходишь на пенсию, становишься праведнее, как раз настолько, чтобы осуществить это. Это заблуждение, конечно. Но в этом есть и плюсы. Эти люди задают чрезвычайно много вопросов. Если вы читаете хутбу где-то, то обычно польза от этого не превышает десяти процентов. Сколько людей, прослушав лекцию, прочитав книгу начинает меняться в соответствии с услышанным? Не больше десяти процентов, очень редко больше. Многие приходят просто ради развлечения, кто-то просто ради присутствия. В группах же паломников вы получаете огромный отклик, примерно девяносто девять процентов! Ведь эти люди приезжают с сильным желанием, им очень нужна эта поездка, они хотят решить какие-то конкретные проблемы. К тому же, они хотят осуществить всё правильно. После завершения Хаджа поэтому мне очень хотелось помочь другим, и чем менее знающие люди в группах, тем лучше, на мой взгляд. Ведь чем больше полагаются на тебя, тем большую награду ты получишь. Так что для знающих такая помощь паломникам тоже чрезвычайно важна.
 
Главная идея этого поклонения — стать ближе к Аллаху, вернуться после завершения паломничества домой и чувствовать себя действительно ближе к Всевышнему. Нам очень нужна эта возможность, ведь когда мы живём вне Рамадана и Хаджа, мы глубоко уходим в дунью. Именно поэтому Пророк, солляЛлаху алейхи уа саллям, сказал, что когда хаджи возвращается, нужно пожать ему руку до того, как он войдёт в свой дом, и попросить его сделать дуа о прощении для тебя. Всё это потому, что хаджи возвращается прощённым (в большей или меньшей степени), так что его дуа более принимаемы. Но стоит ему пересечь порог дома, дунья с её скверной наваливается на него.
 
Если вы находитесь на пути сулюка, то вы ищете возможность совершать поклонение с максимальной пользой, Рамадан это или Хадж как два вида ибады, нацеленные на очищение. Учёные говорят: "Если ты усердно работаешь над собой в Рамадане, и это поклонение принимается Аллахом, то в Хадж ты отправляешься на встречу с Ним, в Его дом".
 
Потом долгие месяцы не будет подобных моментов. Чем заниматься в это время? Идеально, если вы можете поехать в Умру, но не каждый обладает такой возможностью. Так что в это время можно посещать маджлисы, продолжать совершение зикра, чтобы сохранить силу сердца.
 
Если же продолжительное время вы не делаете ничего подобного, наступает духовное истощение, становится тяжело выполнять зикр, посещать встречи, вы чувствуете, что сбились. Когда вы находитесь на пути, то не давайте себе остыть, ищите связи с праведными людьми и всего, что может поддержать, просто продолжайте всё это делать, не останавливаясь. Это секрет, как остаться непоколебимым, нужно обязательно поддерживать эту связь. Если же мы остаёмся в одиночестве и без поддержки, нафс овладевает нами. Сам нафс ничего не делает, но шайтан, зная наши слабости и пристрастия, воздействует на нас с помощью нафса. Он разжигает нафс заново, до его прежней силы, возрождает страсти, что вы потушили за Рамадан. Это можно сравнить с липосакцией, если после этой операции человек не меняет стиль жизни, то всё возвращается. Так и на пути духовного развития: если мы не изменяем свой рутинный образ жизни, не поддерживаем свои духовные силы, не подзаряжаем себя, то возвращаемся на прежний уровень.
 

Да дарует нам Аллах тауфик быть в связи с Его марифатом на этом пути, да дарует Он нам возможность духовного обновления и вдохновение, чтобы мы могли продолжать поклоняться Ему.

12 октября 2014 года

 

[1] Харамейн — парное от арабского слова "харам", значит "Две Святыни", традиционное для мусульман название двух священных городов, Мекки и Медины.

 

[2] Марва — один из холмов, находящихся на территории мечети Аль-Харам.

 

[3] Джамарат — ритуал побивания Шайтана камнями, исполняемый в один из дней Хаджа.

 

[4] Джедда (Джидда) — город в западной части Саудовской Аравии.

 

[5] Мультазам — часть стены Каабы между Чёрным камнем и её дверьми, длиной примерно 2 м.

 

[6] Итикаф — пребывание в мечети с целью поклонения на протяжении нескольких дней, обычно совершается в месяц Рамадан.

 

[7] Марифат — в терминологии шариата слово «марифат» означает познание Аллаха посредством Его имен и атрибутов и знание о безграничности Его воли и могущества; а также глубокие знания.

 

[8] Сура "Аль-Бакара", аят 144.

 

[9] Фасик — мусульманин-грешник, нечестивец.

 

[10] Джабаль ар-Рахма — Гора Милости (араб.).

 

[11] С арабского арафа значит "быть ближе"

 

[12] Муздалифа — долина недалеко от Мекки, куда паломники отправляются после стояния на Арафате.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков