Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 19
Маджлис 19
Следующий афоризм Ибн Атаилляха аль-Искандари очень важен для постоянно возникающей трудности - конц...
5 928
19 января, 16

Маджлис 19

5 928
19 января, 16
БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим.
Альхамдулилахи, уа ссоляту уа ссаляму аля сайидиль мурсалин, уа аля алихи уа сахбихи аджмаин. А затем…
 
Следующий афоризм Ибн Ата Аллаха аль-Искандари очень важен для постоянно возникающей трудности — концентрации в зикре. Очевидно, это то, с чем сталкивается каждый салик, какому бы тарикату он ни следовал, и каким бы образом он ни совершал зикр: вслух или про себя, стоя или сидя. Соединить разум и сердце — большая сложность, ведь мы не совершаем медитацию с детского возраста, поэтому на многое отвлекаемся.
 
У него есть по-настоящему хороший совет для этого. Он говорит:
 
لا تترك الذكر ، لعدم حضورك مع الله فيه ، لأن غفلتك عن وجود ذكره – أشد من غفلتك في وجود ذكره ، فعسى أن يرفعك من ذكر مع وجود غفلة – إلى ذكر مع وجود يقظة ، ومن ذكر مع وجود يقظة إلى ذكر مع وجود حضور ، ومن ذكر مع وجود حضور – إلى ذكر مع وجود غيبة ، عما سوى المذكور ، "وما ذلك على الله بعزيز"
 
“Не оставляй поминание (любой вид зикра: муракаба, тасбих, и т.д.) из-за того, что ты не ощущаешь “худур”[1] Аллаха в нём, ведь забывчивость совершать зикр хуже, чем забывчивость во время совершения зикра (по крайней мере, мы хоть в какой-то степени все еще делаем зикр). Возможно, Аллах возвысит тебя от поминания с забывчивостью к поминанию с бдительностью, затем, от поминания с бдительностью — к поминанию с присутствием Аллаха, а после — и до поминания с отсутствием всего, кроме Поминаемого (будет полное пробуждение, “фана”)”.
 
Далее, чтобы доказать это, он приводит аят: “И это не трудно для Аллаха”[2].
 
Мы даже не знали, что есть такой средний уровень, поминание с бдительностью. На самом деле так всё и происходит, ты совершаешь поминание, позже у тебя появляется бдительность. Здесь бдительность означает то, что ты осознаешь, что совершаешь зикр, и при этом присутствует особая связь. Но всё еще нет ощущения присутствия Аллаха. Для такого присутствия нужно разрешение войти в число людей, которые добились данного уровня. Это разрешение может быть получено, только если ты будешь показывать свое упорство и большой интерес.
 
Многие люди жалуются на недостаток концентрации и случаи с разного рода наущениями в поминании. Некоторые даже оставляют поминание по этим причинам, и это именно то, чего хочет от нас шайтан. Шейх Аль-Искандари советует таким людям не оставлять поминание из-за отсутствия концентрации. Отсутствие концентрации — только одна из трудностей, но важно, что само поминание присутствует, даже если в нем есть эта забывчивость.
 
Под забывчивостью имеется ввиду, что сердце не включено в поминание. Это значит, мы забываем об Аллахе и думаем о чём-то другом. В случае с муракабой это значит, что ваш разум произносит зикр сердца по привычке, но сами вы думаете о чем-то другом. В любом случае, это одна из стадий на пути.
 
В случае же полного отказа от поминания, это не будет просто поминанием без концентрации, но будет полное потеря поминания. Это состояние, полное оставление поминания, крайне серьёзно. Поминание с забывчивостью намного превосходит полный отказ от поминания. Когда мы сидим полчаса или час, совершая муракабу, и думаем, что мы недостаточно погружаемся в этот процесс, что у нас нет концентрации, мы всё равно посвящаем это время Аллаху. Разве мы должны оставлять совершение намаза из-за того, что у нас нет концентрации?! По крайней мере, присутствует внешняя форма, и хотя бы наш язык задействован, а это уже связь. Это намного превосходит оставление поминания вообще. АльхамдулиЛлах, сидеть полчаса или час даже без концентрации все равно будет тем, что совершается ради Аллаха.
 
Люди часто говорят мне, что не видят пользы от муракабы, иногда даже засыпают во время нее. Иногда в муракабе мы можем задремать. Конечно, это не должно быть полноценным сном. Это легкая дремота, и, когда вы просыпаетесь, вы всё ещё продолжаете зикр. Это помогает нам в совершении зикра, потому что эта дремота также является частью зикра. Многие совершают её после утренней молитвы.
 
Легкий сон в муракабе будет давать пользу, если это не станет привычкой, когда муракаба совершается с целью убить двух зайцев: и поспать, и совершить поминание. Хотя, есть и те, кто говорит, что предпочитают совершать муракабу ночью и спать во время неё. Ложась спать в таком состоянии, совершая дуа к Аллаху, вы просыпаетесь, получив очень большую пользу за время сна. Но повторюсь, это не должно стать привычкой.
 
В состоянии поминания, даже если сердце небрежно, по крайней мере, наш язык занят поминанием. Однако, в сравнении с состоянием, когда и язык, и сердце не активны, когда они отказываются поминать Всевышнего Аллаха, простое словесное поминание является ценным сокровищем.
 
Поэтому, чтобы поощрить, шейх, рахимахуЛлах, добавляет, что вполне возможно, что Всевышний Аллах улучшит качество поминания. Первоначальное поминание без концентрации может усовершенствоваться до стадии, когда будет  достигнута стабильная концентрация и остальные мысли уйдут.
 
Тогда это уже будет поминание с бдительностью и концентрацией. Мы должны просить у Аллаха этот дар. Шейхи всегда говорят, что с нашей стороны требуется только сидеть, остальное - уже зависит от Аллаха, Он видит нас и может дать нам дар концентрации, но мы должны приложить усилия. При наличии бдительности и концентрации сердце уже не будет сбиваться на разного рода мысли, диктуемые нашим эго. Словесное поминание в это время будет пробуждать духовное сердце. И тогда поминающий почувствует удовольствие от зикра.
 
Так прогресс будет идти до следующей стадии, когда духовное сердце постоянно сопровождает поминание. Будет присутствовать не только концентрация, но и духовная составляющая, и в словесном поминании появится внимание сердца.
 
Итак, первое состояние — когда поминающий сконцентрирован логически, рационально, но не духовно. У тебя есть концентрация, и ты знаешь, что ты поминаешь Аллаха, ты произносишь “Аллах, Аллах, Аллах”, но разумом ты где-то в другом месте.
 
Вторая стадия — ты говоришь “Аллах, Аллах, Аллах”, и ты осознаешь это разумом, который сконцентрирован на словах, но у тебя все еще нет духовной связи. Иногда она может открываться, и ты можешь это почувствовать. Так вот, пока духовная связь не откроется полностью, мы должны продолжать совершение зикра.
 
Обычно, если делать зикр на протяжении часа в день, то через три месяца вы, возможно, получите это состояние. Примерно столько времени необходимо только для того, чтобы “раскопать грязь”. Возможно, это займет больше или меньше времени, но если совершать поминание усердно, то несомненно, духовная связь должна открыться. Это общее правило, конечно, иногда могут возникнуть какие-то дополнительные барьеры, например, совершение грехов. Грехи лишают нас духовной силы. Итак, говоря о совершении зикра сердца в течение часа на протяжении трёх месяцев, мы предполагаем, что будем избегать большинства грехов.
 
Далее шейх говорит, что прогресс будет продолжаться до стадии, когда духовное присутствие сердца будет сопровождать поминание. В стадии духовного присутствия, поминание станет одной из характерных черт сердца, его второй натурой. Сердце станет “заакир”, не сам человек, лишь его сердце. Поминание для сердца будет таким же атрибутом, как зрение для глаз. Вы открываете глаза — и уже видите что-то, если есть освещение. Также и поминание станет атрибутом для сердца.
 
Несмотря на то, что на этой стадии сердце овладевает способностью к поминанию, салик все равно должен быть внимательным к концентрации. Это уже очень глубокий уровень. Под этим имеется ввиду, что вы должны понимать, что ваше сердце овладело атрибутом концентрации, но это все еще не последняя стадия на пути, что все еще присутствует то, что вас отвлекает. Дунья всё еще присутствует в поминании, ведь мы сами являемся её частью. Шейх говорит о том, что осознание этого чувства также является видом забывчивости, потому что в поминании не должно быть чего-то, что касается тебя самого. Должен быть только Аллах.
 
В зикре сердца в идеале не должно быть ощущения, мысли: ”Сейчас у меня есть концентрация”. Подобное осознание само по себе — объект, также заслоняющий нас от Аллаха. Конечно, мы должны достичь хотя бы такой стадии, но эта стадия не конечная, есть более высокий уровень поминания, когда всё остальное уничтожается, когда это внутреннее восприятие концентрации исчезает и предается забвению. Оно переходит в область отрицания остальных божеств при поминании Одного Единственного, Истинного Аллаха. Осознание — очередное “божество”, очередной объект, которому мы поклоняемся, но в котором не нуждаемся.
 
Вы, наверное, слышали о таком понятии, как “фана”. “Фана” означает уничтожение. Это такое состояние, когда связь с Аллахом становится настолько сильной, что все остальное становится для нас ничем. Другими словами, поминание господствует до такой степени, что плоть и кровь раба пронизаны поминанием Аллаха. Вы ощущаете, что совершаете зикр всем телом. По этой причине, одним из дуа шейха является: ”О Аллах, позволь поминанию Тебя исходить из каждой поры нашего тела”. В основном здесь речь идет о более высоком уровне зикра, когда вы становитесь полностью погруженными, и ничто вас не отвлекает. Таким был намаз сахабов. Они его совершали таким образом, что все совершаемые действия были зикром. Находясь в таком состоянии, если что-то случится с вашим телом, вы, возможно, даже не почувствуете этого. Это объясняет случай с одним из сподвижников. В то время, как он совершал намаз, в него попала стрела, но он продолжал молиться. Потом — ещё одна, потом ещё, и только тогда он решил разбудить своего напарника, для того, чтобы противники не подумали, что никто их не охраняет, для обеспечения безопасности мусульман.
 
Когда его спросили, почему он сразу этого не сделал, он ответил, что совершал что-то намного важнее, чем боль, которая возникла. Это, возможно, тот самый уровень, о котором мы говорим. Сахабы получили его из-за нахождения рядом с Пророком, солляЛлаху ‘алейхи уа саллям, от мощнейшего духовного потока исходившего от него. Мы должны усердно работать, чтобы достичь такого уровня. Но мы не должны думать, что это запредельно, недостижимо для нас — потому что “И это не трудно для Аллаха”, для Аллаха не трудно дать это каждому.
 
Если кто-то думает, что такой высокий уровень вряд ли достижим, шейх, рахимахуЛлах, даёт ответ на эти сомнения: достижение этой стадии будет невозможным только при недостаточности усилий. Духовное состояние — последствие щедрости Аллаха. Для Него не сложно даровать Свою милость кому угодно, и поэтому никогда нельзя отчаиваться. Нужно просить Аллаха об этом.

Эти цитаты обладают очень большой силой воздействия. Они чётко размечают путь, стадии духовного продвижения становятся более понятными. Теперь, ин шаа Аллах, совершение зикра будет для нас намного легче. Мы должны понимать, что от нас требуется только продолжать это делать и просить Аллаха о концентрации и о высоких уровнях. Повторю также, мы должны запомнить, совершение зикра — само по себе уже большое достижение.
 
Я выбираю цитаты из его книги, так, что они идут не по порядку, предыдущий — был сорок седьмым, а следующий — будет двести пятьдесят шестым. Если читать их в том порядке, в котором написал Ибн Ата Аллах, то будет казаться, что в этом нет смысла. Очевидно, автор преднамеренно их так расположил. Ибн Ата был шейхом тариката Шазилийя, и один из шазилийцев сказал мне, что есть особый смысл в первоначальном порядке, когда похожие темы повторяются периодически. Они так служат напоминанием, и связкой всему остальному. Али аль-Муттаки все цитаты разделил по темам. Сейчас я читаю для вас его главу о зикре.
 
Итак, в следующем аформизме он говорит:
 
مذكورا به ؛ إذ حقق نسبته لديك ، وجعلك مذكورا عنده ، فتمم نعمته عليكأكرمك بكرامات ثلاث : جعلك ذاكرا له ، ولو لا فضله – لم تكن أهلا لجريان ذكره عليك ، وجعلك

“Он почтил тебя 3 дарами: Он сделал тебя поминающим Его. И, если бы не Его Милость, ты бы не заслужил права поминать Его. Он сделал тебя поминаемым Им, так что Он подтверждает связь с тобой. И сделал тебя поминаемым теми, кто рядом с Ним. И, таким образом, осуществил сполна свою Милость к тебе”.
 
Такое может сказать только мастер. Я вам читаю комментарии шейха АбдуЛлаха Гангохи, рахимахуЛлах, и его объяснение этих слов лучше. В комментариях говорится, что шейх, рахимахуЛлах, адресует высказывание к покорному в поминании человеку. Он говорит, что Всевышний Аллах утвердил три почести для такого человека. Эти почести в совокупности составляют безграничные сокровища добра и совершенства для него, и они — от огромной Милости Аллаха.
 
Первая из этих почестей — это то, что Он позволил ему поминать его посредством зикра. Поминающий может быть поглощён поминанием, используя свой язык, части тела и сердце. Это применимо ко всем тарикатам, даже к накшбандийскому, хотя этот тарикат, возможно, самый “тихий” в этом плане. Но и накшбандийцы совершают зикр вслух, когда произносят “СубханаЛлах, альхамдулиЛлах, Аллаху Акбар!”, или когда совершают намаз. Ведь это все также является зикром. Это неформальный вид зикра, но все равно это зикр, и в нём используется язык.
 
Если бы не милость Аллаха, язык, сердце и части тела никогда бы не смогли поминать Правителя правителей. Человек не смог бы достичь поклонения Королю королей только лишь через собственные усилия.
 
Аллах описывается таким образом специально, чтобы мы сфокусировались на величии Аллаха, чтобы понимали, насколько Велик Тот, Кому мы поклоняемся. Фактически, мы можем поклоняться Ему, тогда как большинство людей в мире — не может. Это само по себе уже великий дар. Даже сидеть пять минут и совершать зикр — огромная милость для нас, потому что неполноценность, инертность и лень присущи человеку, и многим очень сложно совершать зикр.
 
Только благодаря Его милости и благословению, в то время как миллионы Его созданий находятся в забвении, Он позволил нам поминать Его. Итак, эти десять минут зикра, с которыми мы еле справляемся, становятся, на самом деле, очень значительными.
 
Вторая почесть — это то, что Аллах сам поминает такого человека. Аллах говорит в Коране:
 
فاذكروني أذكركم

"Поминайте меня, и Я буду помнить о вас"[3].
 
Разве возможна для раба, состоящего из пыли, почесть, большая, чем та, когда его поминает настоящий Царь, Властелин властителей, Повелитель всех созданий? В этом состоянии люди становятся святыми Аллаха и избранными Аллахом. Это все происходит автоматически, когда Аллах начинает поминать кого-либо, и люди начинают его поминать. Когда Аллах поминает человека, это означает, что Он любит его. А когда Он любит его, он сообщает об этом Джибриилю, алейхи салям, и ангелы начинают любить его, и весь мир начинает любить его, и думают о нём хорошо.
 
Воистину, это очень высокая почесть, которой может быть одарен человек. Если в наше время какой-нибудь ничтожный земной правитель дает человеку титул, то человек чуть не лопается от счастья. Его радость безгранична, когда его, к примеру, наградили орденом, или его посвятили в рыцари и т.д. А теперь представьте это высокое положение, когда Единственный, Настоящий, Вечный Правитель провозглашает человека своим другом!
 
Третья почесть упомянута в хадисе:
 
فإن ذكرني في نفسه ذكرته في نفسي ، وإن ذكرني في ملإ ذكرته في ملإ خير منهم

"Если он помянет Меня втайне, то и Я помяну его втайне, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его в обществе, которое лучше его общества (общество ангелов)”. Это доказывает, что зикр в одиночестве отличается от коллективного зикра, поминание в обществе имеет своё достоинство. Совершение зикра в маджлисе имеет преимущества. Здесь есть много чего, о чём стоит задуматься.
 
Ин шаа Аллах, наш зикр станет теперь более значительным. Очень много людей жалуются на то, что не могут сконцентрироваться, не видят пользы. Это самая распространенная жалоба. Совершают муракабу пятнадцать минут, и всё это время приходят разные мысли. Даже для того, чтобы просто сидеть, нужно много усердия. Нужно всегда помнить, что это совершается ради Аллаха, и иметь соответствующее намерение.
 
[1] حُضُورٌ “Худур” (араб.) — присутствие, в данном контексте — присутствие Аллаха.
 
[2] Сура “Ибрахим”, аят 20.
 
[3] Сура “Аль Бакара”, аят 152
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков