Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 118. Ваш грех или повиновение Всевышнему – это только для вас самих
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжаем чтение книги Ибн Атаилля аль-Искандери, где собраны е...
368
10 сентября, 20

Маджлис 118. Ваш грех или повиновение Всевышнему – это только для вас самих

368
10 сентября, 20
Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.
 
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
 
Амма баад…
 
Дорогие братья и сестры!
 
Сегодня мы продолжаем чтение книги Ибн Атаилля аль-Искандери, где собраны его афоризмы, его высказывания. И сегодня нас ждет несколько интересных моментов. Это афоризм номер 211, где говорится следующее:
 
«Твое послушание не приносит пользы Ему (Аллаху), а твое непослушание не вредит Ему. Только для твоего же блага Он повелел одно и запретил другое».
 
Люди, которые пытаются отвратить других от религии – или сами отходят от религии – часто используют в дискуссиях вот этот момент: зачем Богу нужно, чтобы люди поклонялись Ему, чтобы совершали какие-то определенные действия, если Он всемогущ и ни в чем не нуждается? Но Ибн Атаилля определенно пишет, что Всевышний совершенно независим, Он ни в чем не нуждается – в том числе и в нашем поклонении Ему. Все повеления и запреты нужны нам самим – для нашего руководства, для нашего блага, а не потому что Всевышний нуждается в них.
 
Наши душа и тело, наш организм и наша духовная сущность сотворены Всевышним, поэтому Он лучше кого бы то ни было знает, как с этим всем обращаться, что для нас хорошо и плохо. К примеру, когда мы покупаем какой-то прибор – бытовую технику, компьютеры, к ним прилагаются инструкции, где говорится, как с ними обращаться, что можно делать и что нельзя, потому что производитель хорошо знает, что будет полезно и что вредно для этой вещи. К примеру, на электронных приборах пишут, что их нельзя бросать на пол, опускать в воду, потому что это повредит им, испортит их. Если мы нарушим эти инструкции, мы испортим нашу вещь. Так и с нашей жизнью – мы можем ослушиваться Творца, не делать того, что Он нам повелел, но у нас начнутся проблемы с нашей собственной жизнью.
 
Ибн Аджиб пишет в связи с этим, что Аллах есть единственно подлинная реальность, и Он независим от всего в мире, наоборот, весь мир зависит от Него. И после того, как Он сотворил наш мир во всей его сложности, Он остался таким же, каким Он был до сотворения мира. Сотворение нашего мира ничего не добавило и не убавило к совершенству Всевышнего. Он совершенен и поэтому не нуждается в улучшении или изменении. Он не нуждается в чьей-то похвале или одобрении. Когда мы совершаем что-то хорошее, мы нуждаемся в похвале, в подтверждении того, что мы поступили правильно – поскольку мы слабы, мы сами часто не можем понять, на каком уровне мы находимся, что у нас хорошо и плохо. Но Всевышний знает все, и поэтому Ему не нужна похвала и подтверждение того, что Он поступает правильно.
 
Равно как чье-то непослушание ничем не вредит Ему. Когда человек ослушивается Аллаха, это вредит лишь ему одному, он притесняет самого себя. В Коране говорится об этом, что когда человек грешит, он притесняет самого себя:
 

وَمَا ظَلَمَهُمُ اللّهُ وَلكِن كَانُواْ أَنفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ

 
«Аллах не был несправедливым к ним, но они были сами несправедливы к себе!» (Сура «Нахль», 16:33).
 
Иногда это трудно понять – как это может быть, что грех человека вредит ему же самому? Мы понимаем, что дурной поступок плох для окружающих. Если человек лжет, хитрит, оскорбляет других, от него надо держаться подальше, он может повредить нам. Но чем он вредит себе?
 
Но и это можно понять, если вдуматься. Со злым, жадным, недобрым человеком никто не хочет общаться, он остается в одиночестве, у него возникают проблемы на работе или в семье. Так что, когда человек делает что-то дурное, он просто не задумывается о последствиях такого поступка. Он видит только немедленную выгоду, но не видит последующий вред.
 
Вред от некоторых вещей очевиден. Всем известно, как вредны наркотики. Однако, человек, который их принимает, тоже видит перед собой немедленную выгоду – не желая думать о том, какой вред он причиняет организму. Тоже самое с курением или пьянством. Все понимают, как это плохо сказывается на здоровье.
 
Иногда вред какого-то действия вовсе не очевиден. К примеру, когда человек распутничает, занимается прелюбодеянием, он не понимает – какой вред он причиняет себе или другим? Ведь он никого не обманывает, это его личное дело, как он распоряжается своим телом. Но в этих вещах последствия могут быть самыми печальными – даже в этой жизни, не говоря уж о будущей.
 
Распущенное поведение отравляет мозг и сердце человека, лишает его возможности создать крепкую семью, иметь здоровое потомство и еще много всяких неприятностей.
 
Итак, Ибн Атаилля говорит:
 
«О, рабы Аллаха, Он не получает никакой выгоды от вашего поклонения. Это все только ради вас, ради вашего благополучия».
 
 Запреты и повеления религии нужны людям для улучшения отношений в обществе, для их собственной дисциплины, для улучшения их собственного характера и тому подобного.
 
В Коране говорится об Аллахе, что Он владычествует, повелевает (аль-Кахир) всем сущим:
 

وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ

 
И Он – Владычествующий над Своими рабами (сура Аль-Ан‘ам 6: 61).
 
Вы знаете, наверное, город Каир, столицу Египта. Он стал так называться при Фатимидах, шиитской династии, которая в 969 году н.э. завоевала Египет и основала Каир. До этого, примерно на том же месте было маленькое поселение Фустат, основанное Амром ибн аль-Асом (да будет доволен им Всевышний), когда он вошел в Египет. После этого там правили Омейяды, а затем Аббасиды, и на какое-то время в Египте воцарились потомки Ахмеда ибн Тулуна, который в 9-м веке стал фактически независимым правителем Египта. Через примерно сто лет власть в халифате перешла к Фатимидам, которые вначале были правителями в Африке, но потом захватили Египет. Они и основали город Каир, дав ему современное название. По-арабски он называется аль-Кахира – что означает Владычествующий, Победоносный. Тогда же и был основан знаменитый университет Аль-Азхар. Затем – после Салахуддина Аюби – власть в халифате перешла его потомкам, Аюбидам, затем мамлюкам, а примерно в 16 веке власть над Египтом – как и надо всем арабским миром перешла к Османской империи.
 
Те, кто бывал в Египте, знает, что Каир еще называют городом тысячи минаретов – альф-манара, там действительно огромное количество мечетей, которые прилегают иногда почти вплотную друг ко другу. Поскольку каждый новый завоеватель Египта хотел оставить память о себе таким образом – построив новую мечеть. Так, там есть мечеть, построенная Амром ибн аль-Асом, мечеть Ахмеда ибн Тулуна, мечеть Фатимидов, мечеть Аюбидов и так далее.
 
Но это мы отвлеклись, просто аят Корана, где говорится о владычестве (аль-кахр) Всевышнего над всем миром напомнил мне о Каире. Так или иначе, мы говорим о том, что Всевышний не нуждается в нашем поклонении, в том, чтобы мы слушались Его. Все эти запреты и повеления имеют целью сделать нас ближе к Нему.
 
В Коране говорится, что:
 

إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ

 
«Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (Сура аль-Араф, 7:56).
 
Всевышний хочет даровать нам Свою милость, а для этого Он дал различные способы получения этой милости. Аллах хочет, чтобы Его прекрасные имена – то есть, Его качества, атрибуты, были ясно проявлены в нашем мире. А какие Его самые известные и лучшие имена – это ар-Рахман и ар-Рахим, Милостивый и Милосердный. Он желает одарить благом, благословением Своих имен верующих в Него людей. Поэтому, если мы совершаем различные благие дела, Его милость спускается к нам. Милость Его повсюду, она доступна для всех – единственно, что нужно для этого, это верить во Всевышнего и совершать благие дела (которые Он повелел совершать).
 
Всевышний повелел нам много раз в день повторять Его самые лучшие имена – ар-Рахман и ар-Рахим.
 
Мы произносим их во время регулярных намазов, любое дело верующий человек должен начинать со слов Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. То есть, если человек сделает шаг навстречу Всевышнему, Его милость будет буквально изливаться на него.
 
И наоборот, если человек ослушивается Аллаха, он как бы говорит Всевышнему – я не хочу общаться с Тобой, я хочу держаться от Тебя подальше, мне не нужна Твоя милость. Все, что Всевышний повелел нам совершить, можно свести либо к тем деяниям, которые приближают к нам Его милость, либо к тем вещам, которые следует совершать людям, которые уже приблизились к Его милости (это определенный адаб, этикет – так же, как слуги при царском дворе должны вести себя подобающим образом, поскольку находятся в присутствии правителя). Подобным образом, ослушание Его, совершение запретных действий либо удерживает нас вдали от Его милости, либо ведет к тому, чтобы удалить нас от Его милости.
 
Также, как мы знаем, в Коране говорится о деяниях Аллаха следующим образом:
 

ا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ

 
Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены (сура аль-Анбия, 21:23).
 
Если мы взглянем на историю разных народов – в том числе, на историю мусульманских народов, мы всегда увидим там чередование различных династий, правителей, которые управляли людьми. И при каждом правителе всегда была какая-то группа людей – чаще всего, небольшая – которая всегда была недовольна существующей властью. Такие недовольные бывают всегда, даже при самой лучшей власти – даже при власти Пророка (мир ему и благословение) и его праведных халифов были недовольные, были бунтовщики. Так уж устроены люди, что они всегда могут быть чем-то недовольны – даже когда вроде бы все прекрасно и замечательно, даже если правитель будет самым добрым и справедливым. И когда дела в государстве идут хорошо, если власть правителя сильная, то наличие каких-то недовольных ничем ему не повредит. Тем более, наличие среди творений Всевышнего определенного количества людей, которые не признают Его власть и выступают против Него, ничем не вредит Его власти и могуществу. Поэтому я и привел этот аят, где говорится, что Аллаха никто не может спросить – как начальник спрашивает подчиненного, «зачем это ты сделал, зачем это было нужно?», Он никому не подчиняется.
 
К сожалению, в человеческом обществе, как мы знаем, иногда бунтовщики, смутьяны – даже малочисленные, добиваются своей цели. И благоустроенное, процветающее государство скатывается в бесконечные смуты и гражданские войны. Иногда подобное случается с верующими людьми – какая-то мысль, нашептывание от шайтана, пробравшись в мозг, в разум человека, захватывает там власть и делает из верующего атеиста и заблудшего человека.
 
Недавно я общался с таким человеком – он родился в мусульманской семье, но в какое-то время перестал верить в божественное происхождение Корана и стал агностиком. Когда у нас речь зашла об этом, я спросил у него – ведь он знает о чудесных качествах Корана, о его совершенстве, почему же он не считает, что это от Всевышнего? Он ответил, что да, действительно, в прошлом Коран никто не смог превзойти по его красноречию и другим достоинствам. Но кто знает, что будет в будущем – вдруг появится некий текст, который будет еще более совершенным?
Человек слаб, его очень легко сбить с толку, обмануть.
 
Невозможно прибавить ничего к величию и могуществу Аллаха – даже теми, кто обращается к Нему. Ибо Его величие и могущество вечно, оно не зависит от каких-то внешних влияний, от действий сотворенных существ.
 
Есть известный хадис, который передает имам Муслим, где Всевышний говорит через Пророка (мир ему и благословение) о Своем совершенстве – что никто из творений не может ничего добавить или убавить к Его могуществу:
 
يا عبادي ! إنكم لن تبلغوا ضري فتضروني ، ولن تبلغوا نفعي فتنفعوني.
 
О рабы Мои, поистине никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!
 
يا عبادي ! لو أن أولكمم وآخركم وإنسكم وجنكم كانوا على أتقي قلب رجل واحد منكم ، ما زاد ذلك في ملكي شيئًا.
 
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас (то есть, все творения от Адама до последнего человека, который когда-то родится), люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего из вас (то есть, Пророка Мухаммада), это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!
 
Если бы сердца всех людей стали бы самыми богобоязненными и благочестивыми, это никак не могло бы увеличить или улучшить власть Всевышнего. И наоборот, если бы все творения стали бы вдруг самыми грешными и заблудшими, это также бы ничуть не уменьшило власть Всевышнего.
 
يا عبادي ! لو أن أولكم وأخركم وإنسكم وجنكم كانوا علي أفجر قلب رجل واحد منكم ، ما نقص ذلك من ملكي شيئًا.
 
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас (то есть, Иблиса – первого отступника), это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
 
يا عبادي ! لو أن أولكم وأخركم وإنسكم وجنكم قاموا في صعيد واحد ، فسألوني ، فأعطيت كل واحد مسألته ، ما نقص ذلك مما عندي إلا كما ينقص المخيط إذا أدخل البحر.
 
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!
 
يا عبادي ! إنما هي أعمالكم أحصيها لكم ، ثم أوفيكم إياها ؛ فمن وجد خيرًا فليحمد الله ، ومن وجد غير ذلك فلا يلومن إلا نفسه
 
О рабы Мои, поистине, это – только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!
 
Недаром одно из имен Аллаха – это аль-Куддус, Тот, Кто Свят. Кого называют святым – того, кто чист, лишен пороков и недостатков. Более того, наши ученые говорят, что Всевышний чист не только от недостатков, но от любого совершенства (в нашем, человеческом понимании), которое Ему не подобает. Иными словами, люди иногда хотят сказать нечто возвышенное о Творце, но судят о Нем по своим ограниченным представлениям, поэтому эти слова, эти эпитеты, тоже могут иметь какие-то ошибки.
 
К примеру, иногда говорится, что Он – Высший разум. Но это неправильно – ведь разум подразумевает процесс мышления, процесс узнавания. Человек не знал чего-то – но подумал и догадался. Такое не подобает Всевышнему – Ему нет нужды догадываться о чем-то, нет такого, чего бы Он не охватывал Своим Знанием, Он знает все заранее и в совершенстве.
 
Поэтому и говорится, что мало говорить, что Аллах чист от недостатков, Он чист от любых качеств совершенства – совершенства по нашему мнению – которое Ему не подобает, которое умаляет Его величие. И лучше не употреблять по отношению ко Всевышнему такие эпитеты, которые не упоминаются в священных текстах. Само слово «недостаток» совершенно не применимо к Нему – Он бесконечно далек от этого.
 
Вы видите, как важен адаб, этикет – особенно в отношении самого Творца. Недаром про нашу религию говорится, что это религия адаба, где очень важно отдавать каждому то значение, те почести, которые ему подобают лучше всего. Равно как надлежащее уважение подобает всему, что связано с религией – Корану, хадисам, мечетям, аулия и праведным людям, ученым и обладающим знанием. Если человек ведет себя со всем этим надлежащим образом, это принесет благо как ему, так и всему его потомству.
 
Чтобы проиллюстрировать мысль о неподобающих эпитетах для Аллаха, приведем такой пример. Кто-то – желая превознести султана, великого правителя – скажет, что наш султан выше уровнем чем уборщик или дворник. Но ведь это будет неуважением к правителю, поскольку само упоминание рядом таких далеких личностей как уборщик мусора и султан уже есть неуважение к нему, проявление неуважения.
 
Сам Пророк (мир ему и благословение) сказал о том, что никто из творений не в состоянии правильно восхвалить Создателя, поскольку никто из нас не осознает до конца Его совершенство. Поэтому мы просто повторяем те слова, те эпитеты, которыми Он описал Сам Себя:
 
«Я прибегаю к Тебе от Тебя. Как бы я не восхвалил Тебя, этого будет недостаточно. Ты таков, как Ты восхвалил себя сам» (Муслим).
 
И под конец упомянем еще один важный афоризм шейха Ибн Атаилля.
 
Выше мы писали, что Всевышний пречист от недостатков, наши добрые и дурные дела ничего не убавляют и не прибавляют Его совершенству. И мы также упомянули о том творения не могут спрашивать Творца – почему Он делает то или иное в их жизни. Здесь более конкретно говорится – как реагировать на неприятности, которые происходят с человеком, что делает Всевышний, чтобы смягчить человеку какие-то трудности, с которыми он сталкивается.
 
«Чтобы смягчить для нас страдания от мирских проблем, Он (Аллах) сообщил нам о том, что Он и есть причина тех скорбей, которые случаются с нами. Ибн Тот же (Господь), Кто ставит их перед нами (допуская их в нашей жизни) по Своему предопределению – есть Тот же, Кто предопределяет для нас благое, благой выбор» (то есть, и добро, и зло происходят по Его воле).
 
Если с нами случаются проблемы, надо помнить, что это посылает нам наш Создатель (это не есть случайность, чья-то злая воля, происки дурных людей и т.д.). И при этом проблемы посылает нам Тот же Всевышний, Кто дарует нам различные блага в нашей жизни. Никто не может сказать, что в его жизни не происходило ничего хорошего, за что он не мог бы поблагодарить Творца. Поэтому, когда нас постигают проблемы, нужно помнить обо всем хорошем, что мы видели от Него.
 
К сожалению, мы склонны к неблагодарности. И когда с нами случается нечто плохое, мы тут же начинаем жаловаться на немилость Аллаха к нам, забывая, что совсем недавно мы наслаждались какими-то благами, которые Он нам посылает (и вообще, сколько всего хорошего Он нам дает!). Да, пускай сегодня с тобой случилась неприятность. Но ведь на протяжении двадцати, тридцати, пятидесяти лет твоей жизни разве ты не видел ничего хорошего? Недаром Аллах говорит в Коране, что «за тягостью следует легкость».
 
Шейх Абдуллах Гангохи пишет в комментариях к книге Ибн Атаилля, что
 
«если вы будете держать в уме то, что неприятности приходят к вам от Всевышнего Аллаха (что Он знает об этом), тогда мирские причины (этих несчастий) становятся совершенно незначительными для вас, и ваши боль и печаль уменьшаются от этого».
 
Кто-то сделал вам неприятность, и вы испытываете гнев по отношению к нему. Но когда вы подумаете о том, что это Аллах захотел, чтобы с вами это случилось – а тот человек всего лишь орудие для этого, то вы будете меньше переживать по этому поводу. Разумеется, это не значит, что дурной человек, преступник, не заслуживает наказания – если все происходит по воле Творца, просто конкретно в нашей жизни мы должны держать в уме, что все от Аллаха.
 
«И тот же Самый Творец, который сейчас явился причиной для неприятности, которая с вами случилась, есть Тот же Самый, который был причиной дарования вам разных благ, которые с вами происходили».
 
Если мы будем помнить об этом, нам легче будет прощать людей, которые причиняют нам неприятности, мы не будем держать на них зла.
 
Когда с нами происходит нечто неприятное, думайте о том – что ведь Всевышний столько времени посылал мне разные хорошие обстоятельства, хороших людей, всякие блага, которые у меня есть. Так что, если сейчас Он захотел, чтобы со мной случилось нечто неприятное, значит, на то есть какие-то причины. Может быть, Он желает, чтобы я больше вспоминал о Нем – ведь в трудностях люди всегда вспоминают о Творце, может быть, Он хочет, чтобы мы научились проявлять терпение.
 
Какое-то время назад мы читали афоризм, где говорилось, что иногда случается, что награда за терпение, которое мы обретаем, преодолевая какие-то потери и несчастья, более высокая и ценная, чем если бы мы не испытали этих страданий – но не приобрели бы этого терпения и не поднялись бы на более высокий духовный уровень.
 
С точки зрения любви Всевышнего к нам и Его благословений, которые Он посылал нам во всех ваших делах, мы должны понимать, что в этих неприятностях, которые сейчас постигли нас, есть тоже некое благо. Возможно, эти неприятности должны сделать нас более сильными и терпеливыми в жизненных трудностях. Может быть Всевышний хочет, чтобы мы были более благодарными Ему и ценили те блага, которые Он нам посылает – а кто более благодарен, чем тот человек, который знает, как бывает плохо, которому есть с чем сравнить. Возможно, путем страданий Всевышний хочет научить нас быть более отзывчивыми к чужому горю – а кто умеет сострадать другим людям, как не тот человек, который сам испытал это и знает, как бывает плохо. Путем несчастий человек обретает ценный жизненный опыт, который невозможно обрести иным путем, он лучше разбирается в людях и в обстоятельствах жизни. Так что у всего, что с нами случается, есть своя цель, нет ничего бессмысленного и бесполезного в нашей жизни.
 
Шейх Абдулла Гангохи пишет, что
 
«внешне неприятности выглядят как потери, но на самом деле в них скрывается множество благ и милости Аллаха по отношению к нам – ибо они исходят от Самого Милостивого».
 
Многие вещи из вышесказанного мы знаем – но как бы теоретически. Но они должны стать частью нашего естества, чтобы эти вещи сразу приходили бы нам на ум, когда с нами случается что-то неприятное. Это должно быть не только нашим знанием, но нашим состоянием. Тогда нам гораздо легче будет преодолевать жизненные трудности – по милости Всевышнего.
 
Пусть Всевышний поможет нам в этом.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков