Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 107. Обращение к милости Всевышнего во время коронавируса
Маджлис 107. Обращение к милости Всевышнего во время коронавируса
Дорогие наши друзья, братья и сестры! Без сомнения, мы сейчас переживаем период очень серьезных бедс...
2 051
1 апреля, 20

Маджлис 107. Обращение к милости Всевышнего во время коронавируса

2 051
1 апреля, 20
Бисмилляхи ррохмани ррохим
Альхамдулилляхи ва ссаляту ва ссаляму аля сайидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин
Амма баад…
 
Всевышний Аллах сказал в Коране:
 

وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ  (155)

 الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
 
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся"» (сура «Аль-Бакара», 2:155-156).
 
Дорогие наши друзья, братья и сестры!
 
Без сомнения, мы сейчас переживаем период очень серьезных бедствий. Этот вирус, опасность заражения которым окружает нас повсюду, порождает множество сложных вызовов, которые многие люди считают непреодолимыми. Однако, мы знаем, что ни в одном месте Священного Корана Аллах не обещает нам легкой жизни, что мы никогда не столкнемся с трудностями.
 
Шейх Ибн Атаилля аль-Искандери говорит, что, когда трудности нарастают, когда мы переживаем потери, мы должны помнить, что такова природа этого мира. Всякий раз, когда нечто подобное происходит в этом мире, если мы понимаем и осознаем, что это неизбежно, - что этот мир так устроен, нам никто не гарантирует безопасности, что у нас не будет проблем, то эти несчастья не удивят нас и не испугают.
 
В настоящий момент наше общество переживает огромное разочарование и безнадежность, люди уже как бы смирились с тем, что они неизбежно должны умереть. И это в какой-то мере неплохо – быть готовым к смерти в любой момент, если человек сделает правильные выводы из этого факта: постарается раскаяться в своих грехах, изменить свою жизнь к лучшему, рассчитаться со своими долгами, и быть готовым к отчету перед Всевышним в любое время. Это очень важно – уметь подвести итог своей жизни и любой момент быть готовым предстать перед Ним.
 
Однако самая большая проблема сейчас - вот эта истерика и нагнетание паники. Верующие люди, тем более, должны быть готовы к смерти, поскольку это неизбежная вещь – которая когда-то случится в нашей жизни. Независимо от того, умрем ли мы сегодня или завтра, от этого вируса или от иной причины, это в любом случае когда-то случится с нами.
 
Однако в это непростое время мы должны не терять надежды, усиливать в себе надежду на то, что мы сможем пройти через это, по милости Всевышнего. Мы должны набраться решимости, чтобы не впадать в отчаяние, и помогать друг другу в этом. Шайтан всегда рядом, и он использует эти наши слабости – как он всегда использует такие возможности, чтобы произвести в нашем обществе разобщенность и смуту. Поэтому мы должны любой ценой избегать слабости и укреплять свою веру – поддерживая друг друга, помогая друг другу не терять надежды. Не осуждайте других – даже если делают что-то неправильное, по вашему мнению (и если вы в самом деле правы), поскольку осуждение кого-то не поможет ему измениться. Наоборот, нужно найти такой способ помочь человеку, который проникнет в его сердце. Сегодня мы также попытаемся внушить вам немного надежды.
 
Ничто не может лучше поддержать нас, чем Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение). Всевышний Аллах является Создателем нашей Вселенной, по Его воле происходит все, что происходит вокруг нас. Он управляет всеми делами на нашей Земле и всем, что происходит в нашей жизни. Нет ничего, что бы ускользнуло от Его видения и знания. И если сейчас мы сталкиваемся с трудностями, значит, в этом проявляется Его мудрость. Пускай происходящее порождает у нас сильное недоумение – включая какие-то распоряжения нашего правительства, которые могут нам не нравится. Еще один момент, с которым мы также не сталкивались раньше – это опустевшие мечети, в которые сейчас приходят молиться всего несколько человек, либо вообще временное закрытие многих мечетей.
 
Теперь давайте посмотрим, что сказал о подобных вещах наш Пророк (мир ему и благословение) – сейчас я прочитаю вам несколько хадисов, которые имеют отношение к происходящему.
 
Первый хадис передается у имамов Бухари и Муслима, он передается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Всевышний). Это очень важный хадис – то, что мы должны постоянно держать у себя в голове.
 
 «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего (добавим от себя - будь это насморк, боль в желудке, головная боль, кашель), это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» .
 
Возможно эта беда постигла не самого человека лично, а кого-то из его близких – болен кто-то из старших, пожилых членов его семьи, это также очень важно – чтобы человек переживал не только за себя лично, но и за окружающих его людей. Итак, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что, какая бы печаль, боль, грусть, неприятность и горе ни постигли мусульманина – даже если это просто укол колючки, Всевышний пошлет прощение его грехам.
 
Если мы посмотрим на это с точки зрения нашего мира, то мы поймем, какую награду мы можем заработать – если посмотрим на нашу жизнь с точки зрения веры в жизнь будущую. Для того, кто верит в будущую жизнь, это очень важно – подготовить себе заблаговременно хорошую участь в будущей жизни, когда Господь будет нами доволен. А это достигается путем раскаяния, тауба. Так что все несчастья, которые сейчас нас постигли, могут стать средством для очищения наших грехов. И когда наши грехи нам прощаются – это огромная польза и успех для нас, что с нас снимают этот груз, это бремя. Если мы представим грех в каком-то физическом виде – что это какое-то бремя, которое тяготит нас, под тяжестью которого мы не можем распрямиться – либо в виде грязи, нечистоты, которая оскверняет нас, и если мы наконец сможем избавиться от этого, почувствовать себя более легкими и свободными, то мы будем благословлять те события, которые дали нам такую возможность. Это очень важно. Эти неприятности – это очищение, это возможность очиститься. Главное – приобрести правильную точку зрения, смотреть на происходящее с правильной перспективы. Тогда человеку легче будет не жаловаться на судьбу.
 
Также есть факт, что нам сейчас могут передавать недостоверную информацию, много разного рода обмана и фейков. Нет, я не хочу сказать, что все происходящее неправда – люди действительно умирают. Однако существует факт, есть прогнозы, что 80% населения сможет пережить это. Хотя, надо признать, что, конечно, мы потеряем какое-то количество людей – стоит хотя бы посмотреть на то, что происходит в других странах, какое количество людей там выздоравливает и сколько умерших. Опыт соседних государств дает возможность сделать какой-то прогноз – как будут происходить события.
 
Стоит также сказать, что в нашей истории уже случались и более неприятные вещи. Однако, были люди, которые сохраняли веру, не отчаивались, но обращались ко Всевышнему, и беда уходила. Поэтому нам не следует опускать руки – никто в точности не знает, что будет в будущем. Хотя, конечно, какое-то количество людей погибнет, и это не может не затрагивать нас, оставлять нас равнодушными.
 
Но нам нужна надежда, мы не должны отчаиваться. Психологи сейчас также говорят, что большое количество депрессий, отчаяния случаются от того, что у человека неправильная точка зрения на происходящее. То, что называется газлайтинг – когда человека вынуждают сомневаться в том, что он правильно воспринимает окружающую реальность.
 
Есть известная история про учителя, который был слишком строгим, требовательным, не было ни дня, чтобы он пропустил занятия – что бы ни случалось вокруг. Ученики долго думали, как избавиться от него хотя бы на время? Один умный мальчик в классе придумал такой хитрый план, как разыграть учителя. Утром он встречает учителя в дверях школы и поздоровавшись, с беспокойством спрашивает: «Господин учитель, вы хорошо себя чувствуете? Вы сегодня плохо выглядите, что-то вы побледнели». Разумеется, учитель отмахивается – «Все нормально, иди в класс». Но тут ему попадается навстречу другой ученик – «С вами все порядке? Вам нехорошо?». Учитель отмахивается и от этого ученика. Но в его сердце постепенно закрадывается сомнение. Он входит в класс, и остальные ученики наперебой начинают уверять его, что он плохо выглядит, что он, наверное, болен. И поскольку учитель тоже живой человек, он начинает действительно чувствовать недомогание, он не может вести урок в прежней манере. И под конец он решает отменить занятия, возвращается домой и жалуется жене, что, наверное, он болен. Она удивляется – «Да что с тобой такое? Ты нормально выглядишь». Конечно, он обижается на жену – «Даже мои ученики заметили, что со мной что-то не в порядке, одна ты меня не жалеешь!». То есть, внушение окружающих может заставить человека иначе посмотреть на себя, на свою жизнь.
 
Так что чрезвычайно важно не терять оптимизма, - конечно, у нас есть определенные прогнозы, как будут развиваться события, но мы должны быть готовы к этому. Следует предпринимать все меры предосторожности, но нужно сохранять надежду.
 
В следующем хадисе говорится как вести себя в случае, когда мы сталкиваемся с трудностями в своей жизни или в жизни наших близких. Если мы поймем, что эти трудности могут служить средством прощения наших грехов, нам будет легче их перенести, поскольку самое плохое во время трудностей – это чувствовать, что твои страдания бессмысленны, что мы страдаем напрасно и бесцельно.
 
Следующий хадис, наверное, вы все знаете, в нем говорится об особенном положении верующего человека, для которого любой поворот событий может быть источником благословений:
 
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
 
Еще один хадис, который приводится в сборнике Бухари, его передает сподвижник Джабир (да будет доволен им Всевышний). В нем Пророк (мир ему и благословение) передает слова Всевышнего:
 
«Когда Я поражаю моего раба через вот эти две любимых для него вещи (Пророк, мир ему, указал на глаза при этом), и он при этом проявляет терпение, то Я дарую Ему Рай за это».
 
Иными словами, когда Аллах поражает Своего раба через его глаза, так что у него возникают проблемы с глазами (либо он вовсе теряет зрение), и он при этом проявляет терпение (то есть, человек продолжает сохранять терпение, не жаловаться на судьбу, осознавая, что во всем, что с ним случилось, есть мудрость Всевышнего, более того, человек говорит – что он постарается использовать эту возможность, чтобы получить награду за терпение), то наградой ему будет Рай.
 
Еще один хадис, где рассказывается о том, как Пророк (мир ему и благословение) обращается к женщине по имени Умму Саиб:
 
«Не проклинай лихорадку (любую болезнь, во время которой человек чувствует слабость, высокую температуру, озноб), ибо благодаря ей снимаются грехи бану Адам (сыновей Адама) так же, как железо в печи очищается от ржавчины».
 
Чтобы очистить железо от ржавчины, его раскаляют в печи и таким образом очищают. Таким же образом – посылая человеку страдания, его очищают от греха. Так что возможно, нам следует благословлять эту болезнь – в противном случае, за что бы нас следовало вознаграждать?
 
Анас ибн Малик (да будет доволен им Всевышний) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
 
«Если мусульманин страдает от какого-то телесного недуга (такого, к примеру, как этот вирус), Всевышний повелевает кому-то из ангелов продолжать записывать его благие деяния, который он был в состоянии совершить, когда был еще здоров. А когда он освобождается от своего недуга (либо умирает, либо выздоравливает), он выходит очищенным от всех грехов».
 
К примеру, сейчас, когда люди вынуждены совершать свои молитвы дома – поскольку мечети закрываются, и в них не проводят коллективные молитвы (и это делается вполне справедливо), многие верующие жалуются мне на то, что это плохо действует на их веру – когда они не могут прийти в мечеть помолиться. Так вот, это распоряжение совершенно правильно, действительно, когда есть серьезная опасность заболеть, не следует собирать большое количество людей в каком-то месте. Но Всевышний милостив, и исходя из этого хадиса, можно надеяться, что нам будут продолжать засчитываться награды за наши прошлые молитвы в мечети, которые мы совершали там ранее.
 
Если даже сейчас правительство обязало работодателей не уменьшать зарплату их сотрудникам за время вынужденного пребывания на карантине, то, тем более, Всевышний не уменьшит нашу награду за поклонение, даже если мы не можем сейчас совершать его в полном объеме. И пусть Всевышний дарует нам тот же самый духовный подъем во время наших домашних молитв, который был у нас во время посещения мечетей.
 
В хадисе говорится, что ангелы продолжают записывать больному человеку награды за все его благие дела, даже если он в данный момент не может совершать какое-то поклонение – к примеру, не в состоянии держать пост или совершать дополнительные намазы. Однако, он получит награды за это так, как будто продолжает это делать. И если он выздоравливает от своего недуга, он полностью очищается от греха – так, как будто бы он побывал в стиральной машине.
 
С другой стороны, если человек скончается, он будет прощен, и Всевышний окажет ему милость. Более того, из других хадисов мы знаем, что человек, скончавшийся от некоторых видов тяжелых болезней, он удостаивается степени шахида – его уровень будет такой же, как уровень шахида.
 
Мы знаем, что шахидами считаются люди, погибшие на поле боя в справедливой войне. И также к ним приравнивается большое число людей (в книгах по фикху перечисляется около семидесяти категорий людей, кто удостаивается этой степени), которые скончались в каких-то необычных обстоятельствах. К примеру, человек, умерший от боли в желудке, от чумы и от некоторых других болезней. В Судный день он, иншаАллах, встанет вместе с мучениками за веру и удостоится большой награды.
 
Конечно, когда умирает кто-то из наших близких, в этом мало радости, мы испытываем страдания. Однако, мысль о том, что он, возможно, удостоится высокой степени за свое терпение, может давать нам утешение.
 
В еще одном хадисе говорится, что для истинно верующего смерть может считаться наградой, он относится к своей смерти как к награде – поскольку он знает, что будущая жизнь лучше, чем настоящая. Нельзя сказать, что этот мир вообще ничего не стоит и ничего не значит – поскольку именно здесь мы имеем возможность совершать различные благие дела, за которые, по милости Аллаха, мы удостоимся наград в будущей жизни. Но разумеется, для истинно верующего Рай будет, поистине, прекрасным местом, которое нельзя сравнить ни с чем прочим. Поэтому он относится к смерти спокойно и даже с радостью, как к двери, которая ведет его в лучший, будущий мир. В тот мир, где он встретит тех людей, которые раньше его покинули этот мир – его родителей, друзей, учителей, которые поддерживали и помогали ему всю его жизни. И наоборот, когда у нас умирают близкие люди – родители, друзья, учителя, мы должны понимать, что для многих из них это возможность перейти в тот мир, где их ожидает награда за их жизнь, где они встретят тех, кто был им дорог.
 
Еще один хадис, которым я бы хотел поделиться с вами, это хадис, который передал Мухаммад ибн Халид ас-Сулями, который передает от своего отца, а тот – от своего, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
 
«Если Аллах предопределил для кого-то высокий уровень, которого он не мог бы достичь своими делами, тогда Аллах посылает этому человеку испытания через его тело (какие-то телесные недуги), либо через его детей, либо через его имущество. И тогда, если он проявляет терпение (а Всевышний в таком случае дает ему терпение), он получает возможность достичь предопределенного ему высокого уровня» (этот хадис передали имамы Ахмад и Абу Дауд).
 
Такова концепция страданий в исламе – в этом мудрость, почему в нашем мире имеют место страдания. Отсюда мы видим, что наши испытания – которые нам посылаются в жизни, могут быть совершенно разными, могут расцениваться нами по-разному, в зависимости от нашей реакции на них.
  • Если мы в это время жалуемся, впадаем в депрессию, в уныние, то эти неприятности для нас – лишь наказание (и в этом мире – как источник страдания, и в будущем – поскольку мы не смогли достойно их пройти).

 

  • Если же мы, когда нас постигают неприятности, начинаем раскаиваться, совершать таубу, поскольку считаем, что причиной этого – какие-то наши грехи, то они становятся средством очищения для нас.
 
  • И третья возможность – когда мы находим в себе силы благодарить Аллаха за эти испытания, что раз Он мне послал их, значит, Он хочет дать мне таким образом некое благо, то это как раз то, о чем Пророк (мир ему и благословение) сказал в вышеприведенном хадисе. Значит, Всевышний предопределил для нас некое благо, которого мы не можем удостоиться иначе, кроме как посредством страдания. Такой человек будет радоваться возможности получить таким образом благословение. Если мы не чувствуем в себе достаточно терпения, чтобы перенести то, что нам посылается, то нужно просить Всевышнего о терпении, чтобы Он дал нам силы, дал нам терпение, чтобы это перенести.

 

Поэтому я именно сейчас говорю об этих вещах – чтобы вы знали, в чем на самом деле смысл испытаний, которые нас постигают в жизни, и имели об этом правильное представление, были готовы к этому и правильно реагировали на них. И если нам суждено заболеть этой болезнью – допустим, прогноз такой, что около 80% людей нашей страны заразятся этим вирусом, мы уже сейчас должны смотреть на эти вещи с правильной позиции, правильной перспективы. Даже с точки зрения психологии, человек, который не впадает в отчаяние, не опускает руки, имеет больше шансов выздороветь.

 

К примеру, моя мама более десяти лет страдала от рака, но она не отчаивалась, мы боролись за ее здоровье, и потом, благодарение Всевышнему, она поправилась. Тем не менее, она скончалась в положенный ей срок (уже через много времени после этого), так что пусть Всевышний дарует ей высокий уровень в Раю.

 

Следующий хадис передает имам Тирмизи от Джабира (да будет доволен им Всевышний). Пророк (мир ему и благословение) сказал, что люди, которые имеют благополучие в этом мире, которые практически не подвергаются испытаниям, когда они увидят в Судный день какие награды ожидают тех людей, которые страдали в этом мире – то они будут жалеть, что не подвергались испытаниям в земной жизни.
 
Если мы посмотрим на круг наших знакомых и друзей, то мы увидим, что среди них есть люди, которые постоянно попадают в какие-то неприятности – будь это автомобильная авария, потеря работы, болезни близких людей. Один мой друг, с которым мы знакомы уже примерно двадцать лет, его постоянно преследуют какие-то неприятности. То он в аварию попадет, то с детьми что-то случится, однако, он старается сохранять спокойствие при этом.
 
Другой мой знакомый, которому также пришлось пережить очень тяжелую финансовую потерю – другой человек, возможно, не вынес бы этого, впал бы в отчаяние, однако, на его лице никогда нельзя было заметить и тени неудовольствия. Он продолжал бороться с этими трудностями в течение семи лет, продолжал работать с большим усердием и старанием, продолжал молиться и не терял надежды. Не знаю, кто еще из известных мне людей смог бы пережить такое. Но Всевышний дал ему много сил и терпения.
 
Этот хадис говорит о людях, которые пережили много трудностей и, наоборот, о людях, которые не испытывали никаких особых проблем. Так вот, последние будут завидовать первым – хотя в этой жизни они, возможно, смотрели на них свысока, с пренебрежением. Разумеется, это не значит, что нужно искать этих неприятностей – пусть Аллах защитит нас и всех наших близких от этого.
 
Этот мир – всего-навсего временное место, которое мы должны перейти, это очень многим людям трудно понять, поскольку для них этот мир – это все на свете. Поэтому верующему человеку крайне важно воспитывать в себе видение, держать перед собой представление о будущей жизни.
 
Если мы вспомним историю, то мы увидим, что нашу общину поражали гораздо худшие болезни. К примеру, во время правления Умара (да будет доволен им Всевышний) была эпидемия чумы, когда тысячи сподвижников скончались. Через несколько веков, во время правления мамлюков в Египте, несколько миллионов человек в общей сложности скончались от этой же болезни. Люди вынуждены были есть собак и кошек, поскольку был голод, не было другой еды. Такова жизнь в этом мире, все происходит по воле Всевышнего – и у Него был какой-то план в то время. И сейчас у Него есть какой-то план для нас и для всего мира. Пускай Всевышний предопределит для нас хороший, благой план. И пускай Он даст нам силы пережить эти трудности наилучшим образом.
 
Последний хадис, которым я бы хотел поделиться с вами сегодня, приводит имам Ахмад, он передается от Аиши (да будет доволен ей Всевышний). Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
 
«Когда грехи человека становятся огромными, достигают огромных размеров, и у него нет достаточно добрых дел, чтобы искупить эти грехи, – но при этом Аллах желает блага этому человеку, тогда Он посылает ему страдания, с целью искупить все его грехи».
 
Сегодня пришло время для серьезных размышлений. Я не хочу говорить людям неприятные вещи, но меня в настоящий момент беспокоит не сама эта проблема, но наше состояние в это время, и как мы будем вести себя впоследствии, если переживем это. Многие люди сейчас полностью сосредоточены на происходящем – лишь бы пережить без потерь это время. Замечу лишь, что этот вирус – при том, что он очень заразен, что он очень быстро распространяется, однако не настолько смертелен, как иные заразные болезни. Большинство людей, которые заболели, все-таки имеют шанс выздороветь. Меня беспокоит больше то, что происходит в мире с большинством людей, которые привыкли вести беззаботную жизнь, полную удовольствий. Так что, возможно, эта ситуация приведет к тому, что мы станем вести более умеренную жизнь, будем больше ценить то, что у нас есть, и не гнаться за наслаждениями.
 
Несколько недель назад я посетил Индию – у нас была большая конференция в Индии, в Бенгалии, где собралось много известных ученых. Так вот, мы как-то побывали в маленькой деревне недалеко от Калькутты – и я увидел, насколько бедно там живут люди. Они питаются самой скромной пищей – в основном, рис и овощи, мясо они могут себе позволить очень редко. У них часто не бывает работы. Правительство старается поддержать людей, живущих в такой бедности, однако, это не всегда помогает.
 
Представьте себе, что нам придется вести такую жизнь – если вдруг эта ситуация, эта эпидемия приведет к всеобщему экономическому кризису и упадку уровня жизни. Как мы сможем жить так, как живут эти люди, если мы уже привыкли к роскоши, к хорошей жизни? Мы не сможем выжить, если уже сейчас не начнем ограничивать свои потребности, не начнем жить более скромно.
 
Сейчас уже многие фирмы говорят о том, что им придется отказаться от производства от предметов роскоши в пользу товаров первой необходимости. Так что эта эпидемия, эта болезнь, возможно, послана нам, чтобы мы научились ценить простую жизнь, отказались от своих привычек к красивой и богатой жизни.
 
Наверное, вы все слышали, что в каналах Венеции впервые за многие годы появилась рыба, поскольку вода в них очистилась – ведь в эти города перестали приезжать туристы. Обычно на улицах больших европейских городов всегда огромное количество людей – приезжих, туристов, все куда-то спешат. Экологическая ситуация на планете явно улучшается – несмотря на это бедствие. Вода в реках и морях очищается, в океан уже не выбрасывают такие горы пластика. Представьте себе, какие проклятия посылали нам разные живые существа – чье существование мы столько лет отравляем. И возможно, благодаря их проклятиям Всевышний послал эту болезнь на человечество – чтобы живые существа, кому мы столько лет вредим, могли вздохнуть с облегчением.
 
В хадисе говорится, что даже рыбы в воде и птицы в воздухе молятся за талибуль-ильм, за человека, получающего религиозные знания, поскольку благодаря ему в мир приходит благо. Но ведь, наверняка, есть и обратная ситуация – когда живые существа проклинают тех, из-за кого в мир приходит что-то плохое, кто вредит природе, окружающей среде.
 
Сейчас самое время задуматься над этими вещами - прекратить гнаться за роскошью, за разными благами этого мира, сократить свои потребности, укреплять свою веру, свой иман. Многие из нас привыкли без конца потреблять, покупать, приобретать что-то. Возможно, сейчас время остановиться и одуматься. Эпидемия пришла в мир, в том числе, и по этой причине – чтобы люди остались дома, перестали участвовать в этой бесконечной гонке за разными благами, и задумались наконец о чем-то серьезном.
 
Как известно, эта эпидемия – по большинству версий, произошла от какого-то пустяка. Этот вирус первоначально поразил летучих мышей – которых едят в Китае. Кто-то поймал и продал этих больных животных, люди съели их и заболели. Поначалу, пока никто не понимал, в чем причина болезни, успело заразиться множество людей. И так эта болезнь стала распространяться по миру. Ведь это могло случиться и двадцать, и пятьдесят лет назад. Однако, произошло именно сейчас. Это ведь так просто – почему это не случилось раньше? Потому что в мире нет случайных вещей, за всем происходящим стоит власть и воля Аллаха. Значит, Он решил, что это должно произойти именно в нашем поколении.
 
Задумайтесь – каково могущество Всевышнего. Какой-то невидимый глазу вирус привел к тому, что весь мир оказался на военном положении, в осаде, в блокаде. Все сидят дома, боятся лишний раз выйти на улицу, люди не могут общаться друг с другом, не могут нормально работать или учиться. Все в панике, в растерянности. Представьте себе также, что какое тяжелое бремя сейчас обрушилось на врачей – которые трудятся без отдыха целыми днями, поскольку поток больных постоянно увеличивается.
 
Однако именно сейчас многие из нас не желают отказаться от взаимных обид и выяснений отношений. Кто-то постоянно критикует правительство – поскольку оно, возможно, допустило ошибки, вовремя не закрыв границы, не объявив карантин, верующие люди критикуют работников мечети – за то, что какие-то мечети открыты (или наоборот, за то, что какие-то мечети закрыты). Все делают ошибки, и сейчас не время для споров, проклятий, выяснений отношения. Если вы хотите выразить кому-то свое мнение, сделать замечание – делайте это мягко и вежливо, без ругани, без резкости. Если вы будете делать это в грубой и обидной манере, люди не примут ваших замечаний – даже если вы правы и все говорите правильно. Сейчас не время для раздоров – наоборот, мы должны объединиться и поддерживать друг друга в трудностях.
 
И также следует прекратить использовать социальные сети для наших раздоров, для смуты. Сейчас не время обмениваться колкостями, осуждать друг друга. Тем более, не следует сеять панику – многие люди, кого я знаю, без конца посылают мне в WhatsApp какие-то сообщения, где говорится, сколько человек в какой стране уже умерло, как все вокруг страшно и плохо. Следует прекратить это делать, перестать нагнетать страх и панику.
 
И вообще, меньше пользуйтесь сейчас социальными сетями – это тоже излишество, роскошь, которые следует сокращать. Вместо этого используйте это время, чтобы больше бывать со своей семьей – ведь сейчас редкий момент, когда все близкие нам люди постоянно дома с нами, - наши супруги, наши дети. Придумайте себе какое-то занятие, чтобы провести время с пользой, составьте расписание, чтобы ни один час не пропадал даром. В противном случае вы поставите под удар ваш брак – вы, наверное, знаете, сколько браков уже распалось в разных странах за время этой эпидемии, поскольку люди не привыкли быть рядом друг с другом столько времени. Мы уже разучились общаться с нашими близкими людьми. Этот время, может быть, дано нам именно с этой целью – чтобы мы наконец увидели друг друга, обратили внимание друг на друга.
 
Еще раз, составьте себе расписание и займитесь чем-то полезным – читайте истигфар, дуа, обращайтесь к Аллаху за прощением, постарайтесь пересмотреть и исправить не только конкретные поступки, но вообще, весь образ своей жизни, подвести какие-то итоги. Кто знает, сколько лет жизни еще осталось каждому из нас. Я не хочу никого пугать и нагнетать панику, но тем не менее, все мы когда-то умрем – пускай не сейчас, не от этого вируса. Так что обдумайте свою жизнь, подведите какие-то итоги, сделайте правильные выводы.
 
Может быть, у вас есть какая-то давняя ссора с кем-то из близких, из-за которой братья и сестры, или другие родственники могут годами не общаться друг с другом. Я знаю людей, которые когда-то поссорились со своими близкими из-за какого-то маленького участка земли где-то в Индии, который им достался по наследству, и они не смогли поделить его по справедливости. Уже все давно забыли, из-за чего они поссорились, более того, этот участок сейчас уже ничего не стоит, однако эта вражда длится годами. Помните хадис, где говорится, что, если человек оставит спор, даже если он прав, он получит дом в самом центре Рая. Возможно, сейчас самое время протянуть руку примирения вашим родственникам, простить им обиды – пускай они были с вами несправедливы. Решение каждой проблемы лежит в понимании того, что есть этот мир и что есть будущая жизнь. Если нашей целью и нашей перспективой будет будущая жизнь, мы будем иначе смотреть на многие вещи в этом мире.
 
Следующий момент, который также следует не забывать – это желательные посты и своевременная выплата закята для тех, кто имеет возможность. Если вы не выплатили когда-то закят, сделайте это сейчас, поскольку закят очищает нас самих и очищает наше имущество. В хадисе говорится, что закят служит очищением от мирской нечистоты. В нашем имуществе может быть какая-то нечистота, невидимая нам – где-то мы могли поступить не совсем честно, не совсем правильно, не весь наш заработок был дозволенным. Благодаря закяту мы можем это исправить. Если вы выплатили закят – или если вы не обязаны его платить, раздавайте садака, возможно, это послужит вам защитой во время эпидемии. Сказано, что садака служит защитой от гнева Аллаха и спасает человека от внезапной смерти.
 
Возмещайте молитвы, если у вас есть пропущенные намазы – сейчас самое время об этом вспомнить и возместить все пропущенные молитвы. Подсчитайте сколько у вас таких намазов, и начинайте их восполнять. Так что, если – не дай Всевышний, конечно, кому-то из нас придется покинуть этот мир, мы уйдем свободными от всех долгов и всех грехов, по милости Аллаха.
 
Хотя мы не можем собираться в мечетях для занятий, однако наше медресе и другие учебные заведения проводят уроки онлайн, так что присоединяйтесь и слушайте лекции. Получение знаний, вдохновение и духовный подъем, который нам дают эти знания – это также очень важно сейчас, не забывайте об этом.
 
Мы просим Аллаха защитить нас и помочь нам в это нелегкое время. Пусть Аллах облегчит нам пребывание дома, которое для многих из нас непривычно и тяжело, и пусть даст нам возможность заняться полезными делами.
 
 
О, Аллах, все, что происходит сейчас вокруг нас, внушает нам страх и безнадежность, люди переживают тяжелое время. Мы просим Тебя избавить нас поскорее от этого – так же, как Ты избавлял человечество от других подобных бед в прежнее время. Избавь же от этой напасти жителей нашей страны и людей, живущих во всем мире.
 
О, Всевышний, поддержи нас в нашем стремлении совершать благие и угодные Тебе дела в это непростое время. Избавь нас от нашей лени, от нашего невежества.
 
Мы просим Тебя о благополучии и доброй жизни для всех нас. Научи нас быть благодарными Тебе за все блага, которые Ты нам даешь – ведь Ты облагодетельствовал нас, живущих в этой стране, в то время как во всем мире еще много людей, которые страдают. Теперь мы тоже начинаем хотя бы немного понимать их жизнь и их трудности. Сколько людей по всему миру не могут выйти из дома, поскольку в их городах идет война, они ежедневно подвергаются опасности для жизни. Теперь мы тоже понимаем, каково вести такую жизнь. Так облегчи им их страдания – и дай нам быть благодарными.
 
Прости нас, Всевышний, за наши излишества, которыми мы пользовались, за то, что стремились к постоянному приобретению вещей и накоплению имущества, забывая о нуждах других людей, о будущей жизни. Дай нам быть довольными тем, что Ты нам посылаешь, и не гнаться за большим.
 
О, Аллах, не позволяй шайтану внушить нам разобщенность, ненависть друг ко другу. Помоги нам сохранять любовь между собой и дай нашим общинам, нашим семьям мир и гармонию.
 
Избавь нас от слабости, от маловерия, от отчаяния, укрепи нашу веру и надежду на Тебя, на Твою милость.
 
О, Всевышний, помоги нам поступать правильно – особенно в это время, и прости нас за то, что мы когда-то делали неправильный выбор в своей жизни. Одари нас Своей любовью и любовью тех, кто угоден Тебе.
 
О, Всевышний, мы просим Твоей поддержки и помощи для тех людей, на плечи которых легла тяжелая нагрузка в это время – на врачей, которые борются за жизнь больных, на ученых людей, людей знания, которые стараются поддержать простых верующих своими знаниями и успокоить их.
 
И хвала Всевышнему, Господу миров.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков