Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 15
Маджлис 15
В этом маджлисе Муфтий Сахиб ведёт речь о такой чрезвычайно важной проблеме, как ложь, и о том, как ...
7 596
9 декабря, 15

Маджлис 15

7 596
9 декабря, 15

В этом маджлисе Муфтий Сахиб ведёт речь о такой чрезвычайно важной проблеме, как ложь, и о том, как с ней бороться.

 
Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим. Альхамдулилляхи Раббиль алямин.
Уассаляту уасалляму аля саидуль мурсалин уа `аля алихи уа сахбихи аджмаин.
А затем…
 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ


"О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с теми, кто правдив"[1].

Быть с теми, кто честен, важно, потому что именно в их обществе вы сможете получить пользу. Люди, которые честны в словах, обычно такие же по отношению и к Аллаху, Субханаху уа Тааля.

Правдивость, честность — чрезвычайно важный фактор. Если человек ей не обучен, то велик риск нанесения ущерба себе и другим.
 
Даже уважаемые, достойные люди, — я не говорю о грешниках, речь идет о тех, кто приходит в мечеть, является частью общины, даже, возможно, управляет ей, — также подвержены влиянию нечестья.
 
Если по причине молодости, отсутствия праведного круга общения, преобладания лжи или чего-то ещё правдивость не является важным моментом в жизни людей, её концепцией, жизнь становится наполненной ложью, причём, многие люди даже не осознают этого.
 
Люди, которые становятся закоренелыми лжецами, не осознавая этого, при прослушивании лекции или проповеди даже не догадаются применить услышанное к себе, ограничась лишь одобрительными кивками: "Хорошая идея, важно эту тему поднять. Но не думаю, что это ко мне относится, я же не лжец".
 
Манера лгать становится второй натурой, когда человек с помощью лжи находит выходы из ситуаций, пытается выглядеть лучше, чем он есть, получить то, что ему нужно, избежать проблем. Такой человек, даже слушая проповедь о вреде лжи, не догадается, что речь идёт о нём. Это и есть уловки нафса.
 
Лживая натура — огромная проблема в Исламе. Существует множество высказываний Пророка, солляЛлаху алейхи уа саллям, которые вы все знаете. Одно из них говорит о том, что человек не может быть мусульманином, являясь лжецом. То есть, одно другому не соответствует.
 
Они не сочетаются друг с другом, ведь Ислам — внешнее выражение веры, имана. Он не может существовать без внутреннего содержания сердца, состояния веры. Когда ангел Джибрииль, алейхи саллям, спросил Посланника Аллаха, солляЛлаху алейхи уа саллям, о сути имана, то он перечислил ему все верования, которым должен обладать мусульманин, мы их зовём "иманият". Это то, что исходит из ума и сердца. Наши внешние выражения, поступки основываются на внутренних убеждениях, имане.
 
Почему правдивость так связана с Исламом. Если кто-то распознаёт правду, то он может распознать истину в принципе и Кто есть Аллах. Такой человек — настоящий верующий, он и внутри себя разберётся. Если ты можешь отделить зло, ложь от хакка[2], темноту — от света в себе, что более сложно, то в мире ты это также будешь различать.
 
Иман — убеждение в чём-то, наше же убеждение — в Единственности Аллаха, подтверждение Его Единственности. Чем сильнее иман, тем больше убеждённость в этом, тем яснее различение: это хакк, а это батыль[3]. Это умение не даст человеку постоянно врать и обманываться.
 
Таким образом, честность неразрывно связана с нашей верой. Это то качество, присутствие или отсутствие которого делает нас лучше или хуже как верующих.
 
Однажды я был поражён при контакте с одним достойным человеком. Он хотел, чтобы я ему помог с никахом для одного из его детей. Им было дано мне три поручения, которые я должен был выполнить во время никаха. Когда ты проводишь бракосочетание в мечети, тебе нужно контактировать с опекуном невесты, он должен согласиться также на проведение всех деталей обряда. Опекун сказал мне, что мне стоит позаботиться лишь о третьем пункте, первый и второй, как уже было оговорено, выполнит другой человек. Хорошо, нет проблем. Я передал своему знакомому, что выходит путаница какая-то, и он сказал: "Я тебе никогда не говорил делать это". Вот это была неожиданность. Этот пример я привёл для того, чтобы показать, что есть случаи, когда люди врут так открыто, так убеждённо. Причём, я убеждён, что он даже не хотел врать! Он ничего не терял и не приобретал, просто спас своё достоинство. Я возразил, что просьба была произнесена и неоднократно. Он пожал плечами: "Ну, может, я и сказал...". Я отказался проводить никах, так как не мог продолжать дела со лжецом. Такая бесстыдная ложь!
 
Вы должны понимать, что манера покрывать себя, защищаться ложью приведёт к тому, что это станет обычным защитным режимом для вас, и вы даже перестанете различать ложь, ощутите её, может, только если кто-то надавит на вас. Это тот случай, когда лживость стала частью натуры. Самые выдающиеся из таких людей — политики. Они знают, что в какой момент нужно сказать. Хотя, их ложь отличается от лжи обычных людей. В их речах просто так не изменишь слова, они же записываются. Они проходят специальные тренинги, обучающие умению владеть словом, так что их технику нельзя назвать полностью ложью. Мы же говорим о бесстыдной обычной человеческой лжи, как в том случае, когда человек полностью изменил историю после того, как она произошла. До сих пор не могу понять, как человек может такое совершить.
 
Если обратиться к хадисам на тему лжи, то ситуаций с ложью очень много. Взять, например, хадис, говорящий, что ты можешь легко стать лжецом, просто передавая всё, что услышал.
Люди постоянно о чём-то говорят, мы любим говорить, содействовать. В чём вы содействуете, в том, что услышали на той неделе? А ведь это именно то, чем обычно заняты люди!
 
Всё, что вы услышали, проверили вы или нет? Если не проверили, то вы можете стать лжецом, даже не подозревая этого. А ведь у нас есть точные указания, что делать в таких ситуациях, об этом говорит нам Пророк, солляллаху алейхи уа саллям, говорит Коран!
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَأٍ فَتَبَيَّنُوَ

"О те, которые уверовали! Если грешник придёт к вам с новостями, убедитесь, что это правда"[4].
 
 Вы обязаны проверить, что на самом деле стоит за рассказанным, установить, кем является рассказчик.
 
Как вы определите, что кто-то фасик[5]? Только ли кто-то с причудливой причёской или открыто совершающий зина, это фасики? Нет, конечно, не так всё просто. Мы должны уметь распознавать, быть внимательными к таким вещам.
 
Шариат велит нам иметь понимание, чтобы быть предельно правдивыми и не передавать всё услышанное подряд, остановиться в определённый момент. Иногда в общении важно сказать что-то, чтобы прояснить какой-то момент, но нужно уметь остановиться до того, как это стало гыйба[6]. Многие люди не понимают, где нужно остановиться. Если в разговоре упоминается человек, то остановиться нужно до того, как прозвучит малейший намёк на негативную оценку в его адрес, если в этом нет необходимости.
 
Бывают исключения, когда гыйба разрешена, например, предупреждение о ненадёжном партнёре в бизнесе или одном из людей, которые хотят вступить в брак и т.д. В иных же случаях, происходит вот что. Вы упоминаете кого-то в разговоре, не имеющем никакого отношения к недостаткам упоминаемого человека, но нафс и шайтан толкают вас сказать о "сочных" деталях, и это природа человека, люди любят добавлять. Именно поэтому необходимо вовремя остановиться.
 
Один из тех, кто раскрыл эту тему наиболее подробно — имам Аль Газали, рахимахуЛлах. Он так глубоко изучил эту тему, показал нам так много возможных сценариев совершения этого греха. Учёные подобного уровня могут видеть это, наблюдая за людьми и анализировать их поступки, изучать их грехи. Мауляна Ашраф Али Танви, рахимахуЛлах, был таким же учёным.
 
Хочется сказать об обычных собраниях, когда люди упоминают отсутствующих, и это переходит в степень гыйба. Такое может случиться даже в таких собраниях, где каждый присутствующий старается быть внимательным к тому, что говорит и делает, что же говорить об обычных собраниях, когда нет таких ограничений, и люди просто говорят и говорят. Часто такие разговоры содержат в себе пренебрежительные высказывания в чей-нибудь адрес без всякой причины. Люди просто таким образом развлекаются, им забавно. Как быть в таких ситуациях? Как остановить это без привлечения к себе внимания всех присутствующих? Ведь если просто сказать: "Братья, мы не должны совершать гыйба", — получится, что вы станете центром внимания.
 
Первая мысль, которая приходит — нужно тактично сменить тему разговора на что-то более интересное, но не являющееся харамом.
 
Недавно мне пришлось участвовать в одном разговоре на вполне обыденную тему, речь шла о выполнении определённых работ неким человеком. Я упомянул, что пересекался с ним. У меня был и отрицательный опыт общения с ним, ненадёжный человек, но у меня не было нужды об этом говорить именно в том месте, тем людям, никто из них не являлся потенциальным нанимателем. Если бы было иначе, я бы должен был предупредить, что тот работник может в любой момент оставить работу. Итак, я просто упомянул, что сталкивался, работал с ним вместе, и всё, не позволил себе сказать лишнего, ведь я не хочу уменьшения своей награды. Другой же участник разговора начал нелестно отзываться о том человеке, я прямо сказал, что мы переключили разговор в русло гыйба. Оба моих собеседника в том разговоре были уляма, и поняли меня сразу, приняли сказанное очень серьёзно. Если же вы будете пытаться сказать то же самое в обычном собрании среди обычных людей, то обсуждать, скорее всего, начнут уже вас, если, конечно, вы не обладаете весомым авторитетом в том круге. Так что сменить тему в таких ситуациях — один из выходов.
 
Что ещё можно сделать? Уйти, сказав, что торопитесь. Но встреча в своей основе может быть важной или полезной, и вам не захочется уходить.
 
Однажды мы сидели в похоронном бюро, где проводилась та`зия[7], и там присутствовал человек, у которого были какие-то непростые взаимоотношения с другим братом. Когда такое бывает, то люди стремятся постоянно обсуждать это, не зависимо от того, где они, какая ситуация вокруг. Безусловно, это ужасно, порицать других в присутствии посторонних без всякой уважительной причины, просто, чтобы выразить свою злость. Никто даже не знал того человека, о котором шла речь, члены семьи покойного сидели в той же комнате, и этот разговор начался прямо там, когда целью та`зии было обратное, успокоить эту семью. Конечно, в подобной ситуации вы можете сказать: "Брат, ты абсолютно не прав". Но если гыйба произносилась таким негативным по сути человеком, то он просто начнёт с вами перебранку. Я сказал: "Слушайте, я даже не знаю человека, о котором Вы говорите, и это не так важно, такое обсуждение в данной ситуации в присутствии этих людей не является уместным". Он стал кивать, думаю, до него дошло моё послание. Возможно, его остановило то, что я муфтий, он относился ко мне с уважением. Да, с позиции алима, муфтия это гораздо легче. Ты можешь отчитать людей и уйти, можешь сделать наставление, остановить, в конце концов.
 
А как же простые люди могут остановить гыйбатчика? Мы же не все алимы. Так что если вы сидите в компании такого человека и хотите избежать происходящего, вам придётся найти тактичный путь выйти из такой ситуации. Хорошо, если вы можете перевести разговор на иное, если присутствующие согласятся слушать и говорить на тему, которую вы им предложите. При этом важно их не обидеть, иначе разговор уже будет вестись о том, какой вы человек. Ведь люди не думают, что вы просто стараетесь работать над собой, очищать себя от греха. Вам нужно жить в этом мире и понимать его, и быть внимательным к таким вещам.
 
На пути сулюка вы можете совершать свой зикр, выполнять намаз, вставать на тахаджуд, но потом все эти благие деяния можно растерять, если не следить за своим стилем общения.

Лгать автоматически, даже не замечая, — невежество, которое с трудом искореняется, ведь человек даже не знает, что то, что он слышит в проповедях, относится к нему. Такой лжец так и будет продолжать врать, потому что никто не обращает его внимания на его ложь.
 
Это случается, порой, с каждым из нас. Например, не так давно в мечети после Иша я проводил короткую проповедь о том, что не нужно класть локти на пол во время молитвы. Многие братья это делают, даже большие учёные иногда. Никто особо не обращает на эту деталь внимания, тогда как в хадисе от Муслима чётко сказано, что не стоит прижимать локти к полу, как делают это собаки. Итак, я упомянул об этом и, зная, что многие пропустят мимо ушей, так как к себе люди обычно не применяют услышанное, добавил, что если они увидят, что кто-то так делает, они должны напомнить им. Мы закончили Таравих и собирались совершить Витр. Напротив меня в первом ряду я увидел, что один мужчина говорит другому, что у того локти были на полу, второй был очень удивлён. Только что было сказано, как нужно делать, и тут же делают неправильно. Так что это правило: пока тебе не покажут, найти что-то в себе и исправить самому сложно.
 
Если речь идёт о заметном, большом грехе, например, зина, то человек точно знает, совершает он его или нет, в остальных же случаях замечать за собой грехи большинству людей трудно. Это одна из причин, по которой тасаввуф был выделен как наука.
 
Можно прослушать все байаны и не измениться, и так будет, пока вы не окажетесь рядом с теми, кто заметит ваши упущения и обратит внимание на них. Конечно, агрессивности и напористости не должно быть в таких замечаниях, иначе слушать их никто не будет. Да и шайтан всегда старается оправдать наши упущения, а нафс — потакает им.
 
Так что каждому нужен искренний друг. Если такой есть, а также есть шейх, то это влияет очень благоприятно на наш духовный рост. Именно поэтому ученики Мауляны Али Танви были превосходными людьми, ведь он был исключительно внимательным в таких вопросах. Если посмотреть на всех его хуляфа, то ни об одном нельзя сказать хоть что-то негативное. Последний из них, Мауляна Абрар аль-Хакк Сахиб, известен такой разборчивостью, пожалуй, даже больше, чем сам Мауляна Танви. Например, если он приходил в мечеть и слышал ошибку в азане, икамате или намазе, то он сам читал их и руководил намазом. Очень тщательно эти люди подходили к религии.
 
Один из вопросов, полученных мной на тему лжи, звучал так: "Можем ли мы врать своим родителям, чтобы они не сердились на нас?".
 
Сунной нам разрешено врать в трёх случаях:
 
- допустима ложь между супругами с целью сохранения мира в семье;

- ложь с целью примирения людей (например, сказать: "Он о тебе в общем-то хорошо думает" и пр. Может быть, это неправда, или правда отчасти, это допустимо. При этом нужно иметь такт, иначе впоследствии такого человека будут считать лжецом. Не стоит применять ложь, если кто-то примиряет мужа и жену, тут, скорее всего, вся ложь обнаружится, и может выйти только хуже. В таких ситуациях, наоборот,  приветствуется честность, котораы не причинит боли и вреда.);

- ложь во время войны.
 
Ложь должна полностью уйти из нашей жизни, любые её формы и проявления. Так как избавиться от этого греха?
 
Как же нам понять, что у нас есть проблемы? В данном случае — с ложью. Пока никто нам не укажет на них, у нас один путь — слушать наших врагов, когда они критикуют нас, и размышлять. Не говорить ничего, но потом спокойно обдумать их слова, почему так было сказано. Обычно, когда кто-то критикует нас, он значительно преувеличивает. Если так, просто вычтите половину, с остальной же половиной стоит что-то сделать. Когда же мы сами критикуем кого-то, нужно быть предельно точными, как хирург. Если преувеличиваете, нужно честно признать это, потому что заставить человека чувствовать себя хуже — тоже плохо.
 
Итак, ложь должна быть прекращена. Один обозначенный нами путь — слушать критику и реагировать. Второй путь — продолжительный самоанализ. А чтобы иметь возможность анализировать, размышлять, нужно регулярно слушать исляхи[8]-лекции или читать такие книги. Именно для этого Имам Аль-Газали, Мауляна Ашраф Али Танви и другие написали свои труды, чтобы дать возможность людям читать и размышлять над этим.
 
Существуют и иные скрытые проблемы нашего сердца, такие, как эго, страсти и прочее, сегодня мы не затронули.
 
Ложь может быть таким устойчивым грехом в нас, что в какой-то мере она напоминает детскую ложь. Знаете, маленькие дети могут врать очень открыто, взрослые прекрасно понимают, что это неправда, но те продолжают. Это вид "лжи для выживания", она довольно бесхитростна, хитрость приходит позже, сперва появляется ложь. Об этом говорят исследования. Так вот закоренелые лжецы напоминают таких детей, кажется, что они так и не выросли из того возраста, ведь они врут так явно, без особой хитрости. Хитрость же заставляет человека представлять, как его ложь будет воспринята другими, и подстраивать произносимое под них. Это своего рода интеллектуальная ложь. Это лжецы высшего уровня, играющие вашим сознанием. Закоренелые же лжецы даже не осознают свою явную ложь. Это что-то на уровне: "Ты же сырой весь! — Нет, я сухой!".  Это весьма и весьма напоминает детей, с той только разницей, что это воспринять можно от детей, но никак не от взрослых.
 
В хадисе говорится, что человек лжёт до тех пор, пока он не будет записан как закоренелый лжец у Аллаха, казза́б. Ка́заб — человек, не заслуживающий доверия, казза́б — тот, кто является заядлым лжецом, кто врёт постоянно и много.
 
Такая ложь не даст иману развиваться и преобладать над нафсом, так как иман основывается на правдивости. Поэтому ложь приносит такой вред человеку.
 
Сперва ложь будет распространяться на людей, потом человек станет допускать её по отношению к Аллаху, Субхана уа Тааля. Этому греху очень свойственно распространяться на всё в жизни человека.
 
Да удалит Аллах, Субхана уа Тааля, ложь из нас.
 

25 октября 2014

 

[1] Сура 9, "Аль-Тауба", аят 119.

 

[2] Хакк, لحقا — в переводе с арабского значит правда, истина.

 

[3] Батыль, باطل — в переводе с арабского значит ложь, недостоверность.

 

[4] Сура 49, "Комнаты", аят 6.

 

[5] Фасик, فاسق‎  — в переводе с арабского значит грешник, нарушитель законов. Человек, считающийся ненадёжным, его показания не принимаются в исламских судах.

 

[6] Гыйба, غِيبَةٌ — злословие, хула, один из самых мерзостных грехов в Исламе.

 

[7] Та`зия, ةتعزي‎‎ — выражение соболезнований семье покойного.

 

[8] Ислях, ألإصلاح — в переводе с арабского значит "реформа" со смысловым оттенком: улучшать, развивать. То есть Муфтий Сахиб имеет ввиду лекции по адабу, ахляку, маджлисы и пр.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков