Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 135. Уроки суры аль-Кахф: высокомерие человека с двумя садами
Маджлис 135. Уроки суры аль-Кахф: высокомерие человека с двумя садами
Наверное, нет ни одного человека, который бы не хотел преуспеть в этой жизни. И в этом нет ничего пл...
3 576
27 января, 21

Маджлис 135. Уроки суры аль-Кахф: высокомерие человека с двумя садами

3 576
27 января, 21
Наверное, нет ни одного человека, который бы не хотел преуспеть в этой жизни. И в этом нет ничего плохого для верующего человека, если Всевышний наделяет его имуществом и иными благами – ведь религиозная жизнь вовсе не подразумевает обязательной бедности. Но при этом главное – не забывать, Кто наделил тебя этим богатством и быть благодарным за это, а также не становиться гордым и надменным, и не смотреть свысока на людей, которым не так повезло в жизни, как тебе. В противном случае, твое богатство может так же исчезнуть, как оно появилось. Более подробно обо всем этом говорится в данной лекции, которая посвящена некоторым урокам, содержащимся в суре аль-Кахф.

 

Дорогие братья и сестры!

 

Я очень рад нашей встрече. Сегодня мы рассмотрим несколько историй – поскольку нашей темой сегодня будет сура аль-Кахф, которая сама по себе является сурой, состоящей из историй. В ней по крайней мере пять историй. Первая история – это история Людей Пещеры (асхабуль-кахф – по имени которых сура и получила свое название). Затем у нас есть история двух братьев (или знакомых) с садом – это вторая история. Третья история – это история пророка Мусы, мир ему, и праведного человека; скорее всего, это Хидр, мир ему. Еще одна история – это история Зуль-Карнейна, человека, обладавшего некогда властью над всем миром. Последняя история – это история Адама, мир ему, и его встреча с шайтаном. Итак, пять историй, три из которых самые известные.

 

Сура аль-Кахф, как вы знаете, это очень важная сура, её рекомендуется читать каждую неделю. Это мекканская сура, то есть, одна из ранних сур. В ней рассматриваются самые основные вопросы нашей веры и мировоззрения. В ней нет каких-то конкретных шариатских постановлений – как в более поздних, мединских сурах, она занимается общими вопросами религии, поэтому её следует читать и изучать очень внимательно. Это восемнадцатая сура Корана, в ней сто десять аятов.

 

Многие из вас, наверное, знают, что суру аль-Кахф следует читать каждую неделю – поскольку она будет являться защитой от Даджаля, когда он в конце концов придет. Как это понимать? Благодаря этой суре у нас образуется некая волшебная защита – вроде щита или ауры, которая окружит нас и не даст Даджалю повредить нам? Нет, это надо понимать не буквально – речь о более глубоких вещах. В частности, здесь речь идет о фундаментальных основах веры – если у человека будет этот фундамент, эта основа, то ничто ему не повредит.

 

Наверное, кто-то из вас читает эту суру каждую пятницу, но, к сожалению, делает это машинально, не задумываясь над её смыслом. Конечно, в таком чтении тоже есть польза, и такое чтение тоже может помочь нам. Но все-таки она считается такой важной и значительной вследствие того месседжа, того послания и смысла, который она содержит. У неё очень мощный месседж – который постепенно переходит от самых главных вопросов к более мелким и конкретным, которые необходимы людям для правильного понимания того, как действовать в этом мире, как достичь успеха в этом мире.

 

Если вы посмотрите на любую историю из этой суры – везде речь идет о вере, о сохранении веры, о стойкости в вере, о вызовах, которые кто-то бросает нашей вере. Как люди, несмотря на противодействие, несмотря на вызовы, остаются верующими, и Всевышний, видя их усилия, вознаграждает их и защищает. В частности, история о Людях Пещеры рассказывает, что верующие, которых преследуют язычники, скрываются в пещере, где Всевышний усыпляет их на триста лет, а затем они на небольшое время просыпаются, чтобы узнать, что жители их города стали верующими. Здесь говорится о непоколебимости в вере и о противодействии неверию.

 

Главной темой истории про Мусу и Хидра, мир им – как мне кажется, – является тема знания, тема поиска знаний. Никогда не надо думать, что мы обладаем достаточными знаниями, и что больше учиться нам не нужно, что мы знаем уже все, что нам нужно. Поверьте мне: человеку, пока он жив, всегда есть чему учиться, всегда есть знания, к которым нужно стремиться. Сколько бы мы ни знали, это всегда будет меньше, чем то, чего мы еще не знаем. В этой истории речь идёт о великом пророке Мусе, мир ему, которого никто бы не упрекнул в недостатке знаний, но несмотря на это, Всевышний как-то раз указал ему, что есть человек, обладающий такими знаниями, которых у него нет. Пророк, разумеется, желает встретиться с этим человеком, чтобы поучиться у него. Их встрече и совместному путешествию и посвящена эта история.

 

Еще одна история – как я уже упоминал, повествует о Зуль-Карнейне, человеке, который повелевал целым миром. Главная тема его истории, как мне представляется, – это тема ихляса, искренности в вере.

 

Давайте еще раз взглянем на некоторые отрывки суры аль-Кахф. Ее пятидесятый аят несет очень важное послание:

 

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ أَفَتَتَّخِذُونَهُ وَذُرِّيَّتَهُ أَوْلِيَاء مِن دُونِي وَهُمْ لَكُمْ عَدُوٌّ بِئْسَ لِلظَّالِمِينَ بَدَلً

 

«Вот сказали Мы ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!»

 

Эта идея помещена в самом центре суры. Мы не сможем здесь обсудить всю суру целиком, но этот аят выражает одну из её центральных идей.

 

Теперь давайте вплотную подойдем к тому рассказу, который был заявлен как тема нашей лекции. Эта история о двух партнёрах – или двух братьях – владельцев двух садов (эта история содержится в тринадцати аятах данной суры – с 32-го по 44-й аяты). Один из них оказывается владельцем этого огромного поместья, садов и домов, и разного имущества, которое только можно пожелать. Как я уже сказал, центральная тема суры – это вопросы веры и всё, что с ней связано. Однако, почему я выбрал для разговора именно историю этих двух братьев или двух напарников? История Людей Пещеры тоже говорит о вере, но она, все-таки, слишком необычная и чудесная – такое происходит чрезвычайно редко, поэтому нам сложно рассчитывать, что это может случиться с кем-то из нас. А вот эта история – про два сада – наоборот, довольно обыденная, все мы можем столкнуться с чем-то подобным и оказаться в роли кого-то из её героев, поэтому мы все можем взять её на вооружение.

 

Итак, там речь идёт о том, как человек, обладающий большим имуществом – как сейчас бы сказали из "upper middle class" – принадлежащий к высшей прослойке среднего класса, высокомерно ведёт себя по отношению к людям менее обеспеченным, чем он сам.

 

Есть несколько версий относительно того, что это за два человека, о которых говорится в суре. Кто-то из комментаторов считает, что речь идёт о двух братьях из племени Махзуми. Один из них – это Абу Саляма, муж Умм Саляма, будущей супруги Пророка (мир ему и благословение), которая стала его женой после смерти Абу Салямы. Верующий брат, о котором речь идет в суре, это и есть Абу Саляма, который принял Ислам, а неверующий – который был высокомерен, но оказался в убытке, это его родной брат. Каждый из них унаследовал от своего отца по четыре тысячи динаров, золотых монет. И сейчас это были бы огромные деньги. Двадцать динаров – это примерно две тысячи фунтов (так что четыре тысячи динаров – это восемьсот тысяч фунтов, вы можете купить дом в центре Лондона на эту сумму).

 

Другая версия толкования этой истории заключается в том, что речь идёт о двух партнёрах, у которых были деньги, но они потратили их разными способами. Некоторые комментаторы считают, что речь идёт о людях из предыдущих общин (скорее всего, из Бану Исраиль), живших в давнее время. Одного звали Тамлиха, а другого – Картуш. Одно время они были партнёрами, но потом расторгли свой союз и поделили доходы от него, так что каждому досталось по три тысячи динаров. Один из партнёров был верующим, а другой – по одной версии, был неверующим, по другой – тоже был верующим, но несколько сбился с пути. Мне кажется более правильной вторая версия – что они оба были верующими, но их вера отличалась. Вы увидите позже, почему я так считаю.

 

Один из них берет тысячу из своих трех тысяч динаров и на неё покупает себе рабов, а затем отпускает их всех на свободу. Это дело большой важности – дать свободу рабам, в Исламе это считается весьма похвальным и достойным делом. На вторую тысячу он покупает много одежды, которую раздает бедным людям, у которых нет приличной одежды. Если вы посмотрите на фотографии бедных мусульман Рохинья, допустим, то увидите, что множество людей почти раздеты – в рваной короткой одежде, которая едва прикрывает тело (а некоторые дети так вообще одежды не имеют). То есть, до сих пор где-то есть бедные люди, у которых практически нет одежды, кроме той, что на них надета. На третью тысячу он покупает еды и кормит голодных людей, которым нечего есть. То есть, он совершает самые достойные для богобоязненного человека дела: освобождает рабов, кормит голодных, одевает нагих людей. На оставшиеся у него деньги он строит мечети, дороги или мосты – то есть, расходует всё, что у него было.

 

Другой партнёр конкретно занимается бизнесом. Первый партнёр тоже занимается своего рода бизнесом, но это бизнес духовного свойства – он строит себе дом в духовном мире, в будущей жизни. Второй желает получить прибыль со своих вложений немедленно, а не ждать другой жизни. Он тоже верующий, но его вера слабая, он не хочет задумываться о духовных вопросах, полностью сосредоточившись на земной жизни (либо он думает, что если у него всё хорошо в этой жизни, то будет хорошо и в другом мире – надеюсь, Аллах будет доволен мной). Что же делает этот деловой человек? Он женится на очень красивых и очень богатых женщинах, чтобы ещё больше приумножить своё богатство.

 

Мы и сейчас знаем множество таких людей – которые ищут для своих детей богатых женихов и невест, чтобы они жили в соответствующих им условиях. Иногда их дети ждут брака годами – когда отец подберёт им подходящую пару. Я часто вижу девушек, которые приходят ко мне и плачут, что их отец не разрешает им выйти замуж за такого-то религиозного парня, поскольку он недостаточно богат или не имеет подходящего образования (не окончил Оксфордский университет, допустим).

 

Затем этот бизнесмен покупает множество разных животных – овец, коров, верблюдов, лошадей, которые также будут размножаться и приносить ему прибыль. То есть, у него образуется большое имение (бизнес в то время был очень органическим, натуральным, люди чаще всего занимались сельским хозяйством). Он также вкладывает деньги в разные прибыльные дела, которые идут успешно, так что постепенно он превращается в одного из богатейших людей своего времени.

 

Его товарищ – который потратил всё, что у него было, на богоугодные дела – оказался без ничего, так что он стал нуждаться в чьей-то помощи. Он вспомнил про своего бывшего партнёра и пошел к нему: мой товарищ разбогател, у него есть фермы, сады, поля, много животных, наверняка ему нужны работники для всего этого, так что попрошу его – может быть, он даст мне какую-то работу? Его не сразу допускают к его бывшему другу: он стал так богат и важен, что любой человек не может просто так попасть к нему. Слуги отказываются пустить его в богатый дом: «Кто ты такой, чтобы так запросто входить в дом к нашему хозяину, подожди – завтра он поедет по своим делам, тогда ты сможешь попросить его о чём-то». Так что ему приходится провести эту ночь на улице, за воротами дома его бывшего товарища.

 

Утром, когда хозяин – в роскошной одежде и роскошном экипаже выезжает за ворота, тот человек подходит к нему и здоровается с ним. Его друг узнает его и поначалу ведёт себя с ним очень приветливо, думая, видимо, что он так же богат, как и он: «О, старый приятель, где же ты пропадал столько времени? Я тебя отлично помню…» и всё в таком духе. Но когда он рассказывает, что он нуждается и просит какой-нибудь работы, его обращение меняется: «Куда же ты подевал все свои деньги – ведь мы поделили все поровну, неужели ты их все потратил и на что?» Тот рассказывает, что «я вложил все свои деньги в такой бизнес, который наиболее надёжен и продолжителен – потратил все на благие дела, то есть, как бы дал их взаймы Всевышнему, так что не дал бы ты мне работы – хотя бы за еду и одежду, мне много не надо?». Его бывший друг, слыша о такой – по его мнению – глупости,  впадает в гнев: «Не ожидал от тебя такой глупости. Это же просто безумие – совершить такое безрассудство! Наверное, ты повредился рассудком, не иначе…». О будущей жизни он уже забыл – хотя и считает себя верующим: кто знает, что это за будущая жизнь такая и будет ли она вообще: «Раз ты был настолько безумным, что так распорядился своими деньгами, то я не хочу тебя больше знать и помогать тебе не собираюсь. Уходи и сам выходи из положения как знаешь. Посмотри на меня – всё, что у меня было, я вложил и приумножил, так что я теперь один из самых богатых людей в мире».

 

Такова – согласно некоторым нашим комментаторам – предыстория того, что описано в Коране. Когда два человека – один обладатель большого богатства, а второй – наоборот, беден, встречаются, и богатый начинает превозноситься перед бедным своим имуществом.

 

Теперь давайте посмотрим, что сказано непосредственно в самой суре, какие уроки мы можем извлечь из всего этого и поразмыслим над этим, и вы сами сможете мне рассказать, что вы поняли из этого рассказа и как он на вас повлиял. Коран удивителен тем, что он обращается к сердцу каждого человека – каким-то особенным образом, так что каждый может извлечь оттуда собственные уроки, важные именно для него.

 

وَاضْرِبْ لَهُم مَّثَلًا رَّجُلَيْنِ

Приведи им притчу о двух мужах…

 

Заметьте, здесь не сказано – кем были эти двое мужчин, сколько им было лет, как их звали, откуда они были родом. Это было сделано специально, чтобы сделать эту историю находящейся вне времени и не привязанной к какой-то местности – чтобы она была близка и понятна людям в любом месте и в любое время.

 

جَعَلْنَا لِأَحَدِهِمَا جَنَّتَيْنِ مِنْ أَعْنَابٍ

 

Одному из них Мы устроили два виноградника…

 

Не знаю, насколько вы разбираетесь в сельском хозяйстве, но здесь описывается некая идеальная ферма, которая очень хорошо подходит человеку, любящему это дело. Почему я так думаю – мои родители родом из деревни в Пакистане, это маленькая деревня, где все занимаются сельским хозяйством. Я жил там какое-то время в детстве. В нашем саду росли десять видов манго – не десять деревьев, а именно десять сортов манго (деревьев там гораздо больше). Когда я учился в медресе, мой двоюродный брат привозил мне периодически огромную корзину этих плодов, которые я раздавал своим друзьям. Но там есть одна проблема – даже если у человека много земли, у него уходит много денег на ирригацию, орошение этих земель, там мало воды, и часто случаются засухи, а вырыть скважину или колодец очень дорого стоит (вода залегает на большой глубине). Но так или иначе, если у людей в нашей деревне есть деньги на орошение земли, то они обычно выращивают разные фрукты, или пшеницу и кукурузу, либо сахарный тростник. Почти так же, как человек в этой истории. Далее говорится:

 

وَحَفَفْنَاهُمَا بِنَخْلٍ وَجَعَلْنَا بَيْنَهُمَا زَرْعًا 

 

…оградили их пальмами и поместили между ними ниву.

 

Виноградник – с различными сортами хорошего винограда в наше время – это удовольствие для богатых людей, для которых это всё равно что быть членом гольф-клуба или купить себе яхту, это признак респектабельности и положения в обществе. Пальмы – а здесь, видимо, речь идет именно о финиковых пальмах, которые дают хороший урожай (на самом деле существует несколько сотен видов пальм, но финиковые пальмы – одни из самых распространенных), это также очень хорошее вложение денег. Также здесь говорится о поле – где выращивают какие-то злаки, к примеру, пшеницу, а возможно ещё и овощи. Иными словами, у человека из этой притчи есть всё, что только может пожелать себе хороший хозяин – поле с разными растениями, плодовые деревья, фрукты и овощи. Про эти сады и нивы говорится:

 

كِلْتَا الْجَنَّتَيْنِ آتَتْ أُكُلَهَا وَلَمْ تَظْلِمْ مِنْهُ شَيْئًا وَفَجَّرْنَا خِلَالَهُمَا نَهَرًا

 

Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку.

 

То есть, хозяину этих угодий не приходилось беспокоиться об орошении своих полей и садов, у него рядом протекала река – собственный источник, где воды всегда было в избытке. Если кто-то из вас бывал в садах Хенералифе в Альгамбре – бывшей резиденции мусульманских правителей Испании – вы можете увидеть там примерно такую картину. Там всё сохраняется в хорошем состоянии – огромный прекрасный сад, окруженный дворцами, где множество фонтанов и других источников воды.

 

Нужно иметь в виду, что фермы того времени не были подобны современным механизированным фермам, где почти всю работу выполняют машины. Тогдашнее сельское хозяйство нуждалось во множестве рабочих рук, чтобы работать без перебоев и быть урожайным. Оно не работало само собой. Так что, если здесь сказано про хорошие урожаи, из которых ничего не пропадало, это означает, что у этого хозяина была возможность в определенное время нанять достаточно работников, которые сделают всю необходимую работу (сельское хозяйство имеет сезонный характер, так что большое количество работников обычно нужно для сбора урожая, к примеру – в определенное время для определенных работ. По своему опыту и опыту своих родных знаю, что бывает довольно сложно найти этих работников – работа эта тяжелая и не всем по силам и по желанию).

 

وَكَانَ لَهُ ثَمَرٌ فَقَالَ لِصَاحِبِهِ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَنَا أَكْثَرُ مِنكَ مَالًا وَأَعَزُّ نَفَرًا 

 

У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: "У меня больше имущества и помощников, чем у тебя".

 

Через какое-то время, когда богатый хозяин всех этих угодий встречает своего брата или партнёра (мы точно не знаем, кто это был такой), он разговаривает с ним очень высокомерно. Ведь когда человек достигает такого положения, он становится очень самоуверенным. Вы видите, что ваше состояние увеличивается, ваши поля дают урожай, ваш бизнес – не что-то фиктивное, а реальное имущество, которое даёт реальные плоды. У меня всё идет хорошо, я ни в ком не нуждаюсь. Так что, если человек не имеет сильной связи со Всевышним, он поневоле начинает слишком полагаться на своё имущество, на свои собственные силы – ведь он всего добился самостоятельно, своим трудом, своим умом, способностями. Так что теперь не я буду искать общества людей, а они будут искать моего общества, я могу устраивать вечеринки, приглашать людей в гости – и все почтут за счастье общаться со мной, я могу делать всё, что пожелаю, удовлетворять любые свои желания.

 

Если раньше в Европе, допустим, для людей большое значение имела религия, христианская церковь имела большой авторитет в обществе, то кто сейчас имеет самую большую власть? Различные крупные компании, бизнес-корпорации, именно они могут оказывать влияние на политику, смещать и назначать политиков. И вот один из героев нашей истории – видимо, тоже своего рода бизнесмен и олигарх своего времени – заявляет своему товарищу: «У меня больше имущества, чем у тебя». Глупое заявление, не так ли? Но и в наше время мы тоже знаем людей, которые многого добились в жизни и теперь желают это всячески подчеркнуть – как бы невзначай бросая взгляд на свои дорогие часы Roleх, или вынимая из кармана дорогой бумажник от Гуччи, сумку от Луи Виттона, будучи где-то на вечеринке (чтобы все видели, как он преуспел в жизни и какие дорогие вещи может себе позволить).

 

Также этот человек заявляет: «У меня больше последователей, помощников, чем у тебя» – подразумевая, что у него множество партнёров, деловых контактов (стоит только взглянуть на огромный список контактов в его телефоне), поскольку люди считают за честь водить с ним знакомство, либо наоборот, он водит дружбу с известными политиками или «звездами» шоу-бизнеса.

 

وَدَخَلَ جَنَّتَهُ وَهُوَ ظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ قَالَ مَا أَظُنُّ أَن تَبِيدَ هَذِهِ أَبَدًا 

 

Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: "Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет…

 

Про него не говорится, что он поступил несправедливо по отношению к своему товарищу – хотя он действительно повёл себя некрасиво и высокомерно – но сказано, что он обидел этим себя самого. Почему – потому что, когда человек делает что-то несправедливое, обижает, притесняет другого человека, это означает, что он навредил, прежде всего, себе самому. Ведь Всевышний всё видит и ведёт учёт всем поступкам людей, так если человек не будет раскаиваться в содеянном и не исправит это, ему когда-то придётся ответить за свой грех – в этой жизни или в будущей. В Судный день любое деяние – даже самое мельчайшее – выйдет на свет, и за всё придется дать отчёт.

 

Итак, этот человек поступил некрасиво, но тут же забыл об этом. Он полон самодовольства – беззаботно он входит в свой сад, любуется на своё имение, приговаривая: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет». Его дела идут настолько хорошо, что он не может себе представить – как с ним или его имуществом может случиться что-то плохое. В наше время это всё равно что человек приобрел несколько прекрасных домов в престижных районах, сдаёт их в аренду, получает хорошие деньги каждый месяц, и, естественно, ему кажется, что так будет всегда – трудно представить, что это может когда-то закончиться.

 

Более того, он делает ещё одно очень неразумное заявление:

 

وَمَا أَظُنُّ السَّاعَةَ قَائِمَةً

 

Я не думаю, что Судный день будет.

 

Он насколько погружен в мирское, ему кажется, что оно никогда не закончится. Он утоплен, отравлен, и всё из-за имущества. Он настолько уверен в своём имуществе, что забыл о Часе.

 

Недавно я общался с одним человеком – который имеет доступ к политикам и другим влиятельным людям. Он говорит, что главная проблема многих из них – многих людей, которые добиваются такого положения, в том, что они теряют ощущение реальности, перестают смотреть на себя и свои решения со стороны обычного человека, поскольку их работа просто не даёт им времени на это. Каждый день они проводят множество встреч, должны изучить и подписать множество документов, принять важные решения, так что они понятия не имеют, как живут простые люди, и как их решения отзовутся на их судьбе. Они как бы входят в туннель – куда не проникают какие-то внешние, посторонние воздействия, так что они постепенно настолько проникаются сознанием собственной значимости и уверенности во всём, что они делают, что их уже не посещают сомнения и колебания. Когда мы смотрим на некоторые странные решения тех или иных политиков, мы только диву даемся – как это они могут совершать такие глупости, но эти люди уже не видят себя со стороны, их не волнуют проблемы простых людей, они полны самодовольства и ослеплены своей властью.

 

Недаром Пророк (мир ему и благословение) сказал одному человеку, который пришел к нему и сказал, что ему хотелось бы иметь какую-то власть, получить какую-то должность:

 

«Не стремись к лидерству, к власти – сам, по своей воле. Только если тебя вынудят занять тот или иной пост, тогда это будет означать, что Всевышний хочет этого для тебя. Тогда Он поможет тебе, и у тебя всё будет получаться. Но если ты будешь искать этого, добиваться этого сам, то это означает, что ты ищешь себе на голову неприятности. Всевышний оставит тебя на произвол твоей судьбы, и рано или поздно у тебя будут большие проблемы». 

 

И вот еще почему я считаю, что этот человек – про которого говорится в суре – мог быть верующим, но сбился с пути. Вот что он говорит дальше:

 

 وَلَئِن رُّدِدتُّ إِلَى رَبِّي لَأَجِدَنَّ خَيْرًا مِّنْهَا مُنقَلَبًا

 

Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное.

 

Он думает, что раз уж сейчас у него всё в порядке, и он проводит жизнь в наслаждении уже на протяжении года, пусть на протяжении нескольких лет,  на протяжении последних десятков лет, и ничего плохого с ним не случилось, то почему это должно произойти сейчас? И даже если существует будущая жизнь – он не так много думал о ней – то и там у него всё будет прекрасно.

 

Пару лет назад я был в хадже. Со мной в группе был очень сообразительный и смекалистый парень. Когда возникали какие-то проблемы, он всегда знал, как выйти из положения, он всегда находил для себя лучшее место (к примеру, в долине Мина, где бывает сложно найти место для ночлега, он точно знал, как найти лучшее место), знал, как обойти любую очередь, как получить для себя всё самое хорошее. Как-то я разговорился с ним, и он сказал мне: «Аллах особенно любит меня, Он проявляет ко мне особую любовь. Почему я так думаю – потому что Он всегда даёт мне самое лучшее».

 

Но такое заявление – большая ошибка. Конечно, я от души желаю ему этого – чтобы Всевышний любил его, но мирской успех вовсе не означает какой-то особенной любви Бога к человеку. Мы должны помнить, что в этой жизни Он даёт разные блага как тем, кого Он любит, так и тем, кем Он недоволен. Мы знаем, что земная жизнь для Всевышнего значит меньше, чем крылышко комара. Так что, если Он захочет, Он может дать кому-то целый мир – огромное богатство, безграничную власть. Но это не будет говорить ни о чём. Только будущую жизнь Он дарует тем, кого любит. А мирскую жизнь Он может отдать любому человеку – поскольку для Него она не имеет никакой ценности.

 

Конечно, вообще будет прекрасно, если Всевышний дарует какому-то человеку как успех в мирской жизни, так и счастье в будущей жизни. Это вовсе не взаимоисключающие вещи, как иногда люди думают: что успех в этой жизни, непременно означает, что в будущей жизни тебя постигнут наказания, и, наоборот, если у тебя в этой жизни проблемы, значит, тебе будет хорошо в будущей жизни. Мы знаем, что такие великие люди как Усман, Зубейр или Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен ими Всевышний) имели огромное богатство, и им также был обещан Рай уже при жизни.

 

Но так или иначе, какого бы успеха вы в этой жизни не достигли, какие бы дипломы и степени не имели, какую бы карьеру не сделали, не забывайте о том, что есть Бог, который вам всё это дает, и Он может забрать это в любой момент, либо сделать так, что наше имущество и положение не будет приносить нам никакой радости, мы будем несчастными. И конечно, вышесказанное не означает, что мы не должны заниматься бизнесом, достигать успеха в нашей профессии и приносить пользу окружающим, просто нужно помнить – от Кого это исходит, и быть Ему благодарными.

 

Итак, мы видим, что наш первый герой достиг большого успеха, имеет всё, что только можно пожелать, и теперь считает, что у него есть все основания, чтобы свысока смотреть на других. Он не простой человек – наверное, Всевышний его как-то особенно любит, так что если есть будущая жизнь, то и там ему будет весьма неплохо.

 

Вспомните, в начале, когда первый как бы с критикой начал говорить о том, что имеет больше имущества, нежели его товарищ, что имеет больше последователей, чем он,  – сказал ли он ему что-либо в ответ? Нет, он не сказал ни слова. Затем, когда разговор зашёл о его положении в ахирате, то теперь в разговор вступает его товарищ – человек праведный и богобоязненный, который молчит, пока тот хвастается перед ним своим успехом, но не выдерживает, когда кто-то путается в своей вере, когда кто-то идет против повелений Всевышнего, и в этот момент он чувствует, что теперь необходимо говорить ему.

 

قَالَ لَهُ صَاحِبُهُ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَكَفَرْتَ بِالَّذِي خَلَقَكَ مِن تُرَابٍ ثُمَّ مِن نُّطْفَةٍ ثُمَّ سَوَّاكَ رَجُلًا

لَّكِنَّا هُوَ اللَّهُ رَبِّي وَلَا أُشْرِكُ بِرَبِّي أَحَدًا

 

Товарищ его, беседуя с ним, сказал: "Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной? Что же касается меня, то мой Господь - Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи моему Господу.

 

Если ты забыл, Кто дал тебе всё, что ты имеешь, подумай о своем происхождении – разве ты сам собой произошел на свет, или все-таки у тебя был Создатель? Вот я по милости Всевышнего никогда не забываю о Том, Кто сотворил меня и является моим Господом. Так что в каком бы положении я ни оказывался, какими бы ни были мои обстоятельства, я не теряю веры и надежды на Его милость. И «я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу».

 

Кто-то может спросить: а кого же приобщил в сотоварищи его напарник, какой ширк он совершил? Это ширк несколько особого рода – все мы время от времени, к сожалению, можем грешить этим грехом. Мы начинаем надеяться и полагаться на какие-то материальные вещи – помимо нашего Творца. Это считается самой наименьшей формой ширка – ведь мы не поклоняемся нашей карьере, нашей новой машине, нашей семье, которую мы очень любим. Но можно сказать, что все-таки косвенно мы как бы поклоняемся этим вещам. Затем этот праведный товарищ делает своему другу наставление, совершенно не боясь его реакции: хорошо, пускай у тебя есть все эти замечательные вещи, все твои могущественные и влиятельные друзья, мне безразлично – понравится ли тебе то, что я скажу, но я должен сказать тебе кое-что важное:

 

وَلَوْلَا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاء اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ إِن تَرَنِ أَنَا أَقَلَّ مِنكَ مَالًا وَوَلَدًا 

فَعَسَى رَبِّي أَن يُؤْتِيَنِ خَيْرًا مِّن جَنَّتِكَ وَيُرْسِلَ عَلَيْهَا حُسْبَانًا مِّنَ السَّمَاء فَتُصْبِحَ صَعِيدًا زَلَقًا

أَوْ يُصْبِحَ مَاؤُهَا غَوْرًا فَلَن تَسْتَطِيعَ لَهُ طَلَبًا 

 

Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: “Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!” Ты считаешь, что у меня меньше богатства и детей, чем у тебя, а ведь мой Господь может даровать мне то, что лучше твоего сада, и наслать на него наказание с неба, и тогда он превратится в скользкую землю. Или же воды его уйдут под землю, и ты не сможешь достать их".

 

Пожалуйста, наслаждайся своими владениями, своими садами, но почему ты забываешь, входя в свой прекрасный сад и наслаждаясь его плодами, сказать – «так пожелал Всевышний, всё это я имею по Его воле». Именно Он – а не кто-то другой – устроил так, что я могу иметь всё это богатство. Не забывай про такое важное дуа: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛЛях» – «нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Аллаха». Скажи: всё, что у меня есть – благодарение Богу, я это имею – но только благодаря Аллаху. Не превращайся в еще одного Каруна – современника пророка Мусы, мир ему, который, как мы помним, также был весьма богат, но также считал источником своего успеха только себя самого: «Он сказал: "Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю"» (сура аль-Касас, 28:78) – а не благодаря Всевышнему.

 

Ты хотел уязвить меня тем, что у меня намного меньше богатства, чем у тебя, но ведь всё во власти Всевышнего. Сейчас Он даровал тебе нечто хорошее, но кто знает – не пожелает ли Он завтра забрать это у тебя, а меня, наоборот, одарить ещё большими благами? Не превозносись – ибо в противном случае тебя может постигнуть наказание, и всё твоё имущество, все твои сады обратятся в грязь и пыль.

 

Я знал несколько бизнесменов здесь, в Великобритании, которые вели бизнес с жителями европейских стран. Однако вследствие всех этих проблем с брекситом (выходом Великобритании из Евросоюза), многие из них потеряли свой бизнес, поскольку их партнёры из Европы перестали приезжать сюда, перестали вкладывать свои деньги в английский бизнес.

 

Таким же образом дело обстоит и с сельским хозяйством – о котором идет речь в суре. В нём всё ещё больше подвержено превратностям погодных условий. Человек много трудился, рассчитывает на богатый урожай – но вдруг случается засуха или проливные дожди, или град побивает весь его урожай. Несколько дней или даже часов – и всё потеряно! Никто из нас не может считать себя независимым от решений Всевышнего. И вода, которая орошает твои посевы и твои поля, может вдруг уйти куда-то глубоко под землю, так что ты уже не сможешь достать её.

 

К сожалению, его товарищ – этот самонадеянный богач – не прислушался к наставлениям. Он продолжал успокаивать себя в своем высокомерии, пока с ним не произошло именно то, что было ему предсказано:

 

وَأُحِيطَ بِثَمَرِهِ فَأَصْبَحَ يُقَلِّبُ كَفَّيْهِ عَلَى مَا أَنفَقَ فِيهَا وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَى عُرُوشِهَا وَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُشْرِكْ بِرَبِّي أَحَدًا

 

Его плоды погибли, и он стал ударять себя по рукам, сожалея о том, что он потратил на виноградник, ветви которого упали на их подпорки. Он сказал: "Лучше бы я никого не приобщал в сотоварищи к моему Господу!"

 

Он был верующим человеком, но его вера очень сильно ослабла под влиянием различных материальных благ, обладателем которых он вдруг стал. Вот только когда он потерял всё своё имущество, он наконец-то понял, как сильно он заблуждался, когда перестал быть благодарным Всевышнему. Но было уже слишком поздно. Никто из людей не может помочь ему – и он сам себе также помочь уже не может:

 

وَلَمْ تَكُن لَّهُ فِئَةٌ يَنصُرُونَهُ مِن دُونِ اللَّهِ وَمَا كَانَ مُنتَصِرًا

 

Не было у него людей, которые бы помогли ему вместо Аллаха, и он не мог помочь самому себе.

 

هُنَالِكَ الْوَلَايَةُ لِلَّهِ الْحَقِّ هُوَ خَيْرٌ ثَوَابًا وَخَيْرٌ عُقْبًا

 

В таких случаях оказать поддержку может только Истинный Аллах. У Него – лучшее вознаграждение и лучший исход.

 

Этими словами заканчивается история про высокомерного богача. В ней очень много уроков – некоторые мы уже перечислили, но вот они ещё раз. Мы многому можем научиться у людей, которые обладали многими вещами из этого мира, но потом лишились этого. Обычно мы видим только одну сторону вещей – мы смотрим на людей, у которых много денег: все мы знаем об Илоне Маске, о Билле Гейтсе, о Стиве Джобсе, которые достигли больших высот и стали обладателями большого богатства, и думаем при этом – вот бы мне получить хотя бы часть из того, что есть у них. Но мы забываем, что существует не меньше людей, которые также обладали очень многим, но потом лишились всего. Не ранее, как на прошлой неделе я встречался с человеком, который некогда считался миллионером, а сейчас ищет, где бы достать денег, чтобы заплатить за аренду жилья. Деньги приходят – но деньги и уходят. Нет проблем, работайте, достигайте успеха, но не позволяйте этому успеху, этим деньгам сделать вас столь самоуверенными, чтобы забыть про Того, Кто вам их дал и считать себя кем-то избранным, с кем не может случиться ничего плохого.

 

Чем вы действительно можете гордиться – в хорошем смысле слова, чему радоваться, за что благодарить, – это тому, что у вас есть вера (к примеру, что вы просыпаетесь утром, чтобы вовремя совершить молитву, и не забываете это сделать). Помните, выше я приводил слова одного моего знакомого о политиках – почему они иногда ведут себя столь странно? Так вот, он же сказал мне, что они настолько погружены в свои заботы, что забывают как о здоровье своего тела – не занимаясь спортом, так и о здоровье своей души – не думая о вечном, не обращаясь к Богу и не благодаря Его. И не думайте, что такими бывают только немусульмане – нет, к сожалению, эта забывчивость и беспечность иногда постигают мусульман, которые оказываются в таком положении (достигают почёта и богатства).

 

Выше мы вкратце упомянули другие истории, содержащиеся в суре аль-Кахф. Все они также очень полезны и поучительны, так что нам всем следует обращаться к ним время от времени. И вообще, следует чаще перечитывать эту суру – недаром она считается защитой от Даджаля и его искушений в конце времен. В хадисе, который передают имамы Хаким и Байхаки, говорится:

 

«Того, кто прочитает суру Аль-Кахф в день пятницы, будет освещать свет между двух пятниц».

 

В другой версии этого хадиса также говорится о свете, который будет освещать человека:

 

«Того, кто прочитает суру Аль-Кахф в пятницу, осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами».

 

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Всевышний) передает что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

 

«Кто берёт на себя читать начало суры аль-Кахф (по одной из версий – первые десять аятов), тот будет защищен от Даджаля» (Муслим, Абу Дауд, Насаи).

 

В другом сообщении у Муслима и Абу Дауда говорится о последних десяти аятах.

 

Имам Тирмизи приводит слова:

 

«Кто бы ни прочел три аята из начала суры аль-Кахф, будет защищен от смуты Даджаля» (Мунзири, ат-Таргиб ва Тархиб).

 

Здесь имеется в виду просто чтение этой суры – даже если человек не понимает её смысла. Но так или иначе – как я уже говорил выше – если человек ещё и будет задумываться над её смыслом, пользы от этого чтения для него будет гораздо больше, и его защита и уверенность будут надежнее и крепче.

 

В сорок пятом аяте этой суры говорится:

 

اضْرِبْ لَهُم مَّثَلَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاء فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الْأَرْضِ فَأَصْبَحَ هَشِيمًا تَذْرُوهُ الرِّيَاحُ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُّقْتَدِرًا

 

Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ней), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.

 

Здесь как бы подводится итог всему, о чём мы говорили. Что земная жизнь может дать человеку очень много – как вода, благодаря которой поддерживается жизнь всего живого. Но она может в любой момент высохнуть – как блага земной жизни могут в любой момент прекратить своё существование.

 

Так что мы просим Всевышнего о защите, о помощи и о свете ради достоинств этой суры.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков