Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 153. Хадж – духовная очистка для сердца
Маджлис 153. Хадж – духовная очистка для сердца
Когда человек много слышал о чем-то или о ком-то, мечтает встретиться с кем-то или посетить какое-то...
1 211
10 июня, 21

Маджлис 153. Хадж – духовная очистка для сердца

1 211
10 июня, 21

Когда человек много слышал о чем-то или о ком-то, мечтает встретиться с кем-то или посетить какое-то место в течение долгого времени, но никак не может по какой-то причине сделать это, то какое же чувство удовлетворения он испытывает, когда ему удается совершить желаемое — когда нечто становится ему ближе, чем было до этого.

 

Когда человек мечтает в течение долгого времени стать «гостем Всевышнего», он просит удостоиться этой чести стать Его гостем, посетить святые места Мекки и Медины. Ибо лишь в одном месте в мире человек может чувствовать себя в такой же безопасности, как он чувствовал себя в Рамадан, когда шайтан оставляет нас. Из-за святости этих мест их не посещают шайтаны – ибо благословение Всевышнего всегда находится здесь. Конечно, если человек испорчен, то он будет совершать грехи и в Рамадан – вне зависимости, рядом с ним шайтан или нет. Так и здесь, если у человека есть тяга ко злу, он будет грешить и в святых местах. Но остальные люди могут стать здесь более чистыми, очистить себя – поскольку препятствия, которые в обычной жизни мешают человеку приблизиться к святости, ко Всевышнему, здесь удаляются.

 

Мы не можем просто так войти в чужой дом, мы должны дождаться приглашения – чтобы попасть к кому-то в гости, нужно соблюсти много условностей и приличий. Так и здесь — в том, что касается посещения святых мест, нас должны пригласить туда. И когда вас наконец пригласят – особенно это касается приглашения в какой-то богатый дом, к обеспеченному человеку, то хозяину будет странно слышать, если вы будете жаловаться ему, что у него в доме – где всего вдоволь, вам не хватило каких-то мелочей. Так и во время хаджа: когда вас приглашают в такие святые места, странно слышать от паломников жалобы на какие-то небольшие неудобства. Конечно, не следует терпеть, когда ваши права действительно кто-то нарушает, но надо отличать серьезные проблемы от небольших неудобств.

 

Находясь в этих местах, некоторые люди постоянно на что-то раздражаются, поскольку во время хаджа достаточно стрессовых ситуаций. Надо помнить, что хадж отличается от умры, умра – это время чистого расслабления, отдыха, там в самом деле очень хорошо себя чувствуешь в смысле поклонения. Но хадж действительно иногда сравнивают со стиральной машиной – и не только в духовном смысле, но и в физическом, буквальном (из-за многих неудобств и сложностей).

 

В один из моих визитов в хадж нас поселили в Марва, вернее, за Марва, в местности под названием Газза – откуда примерно минут двадцать езды до Харама, что довольно тяжело по жаре. И я думал, для чего это все нам посылается, как выносить эту жару – примерно сорок три градуса выше нуля? Но потом я понял, что если бы у нас не было всех этих трудностей – этих поездок по жаре, этой тесноты, давки, скученности, ожидания, то мы, наверное, не смогли бы оценить эту поездку, это было бы обычное туристическое путешествие. Мы бы ничего не вынесли из этой поездки. Когда какие-то вещи достаются нам без труда, если мы испытываем только комфорт и удобства в поездке, мы не выносим оттуда никакого опыта, мы не ценим эту поездку. Здесь же, наоборот, у нас появляется ощущение, что мы чего-то достигли, что-то преодолели, смогли вынести все эти трудности, эту жару, мы начинаем уважать себя, что преодолели все это, особенно это тяжело для европейцев, которые привыкли у себя к прохладному климату.

 

Тогда же я начал задумываться, почему Всевышний избрал именно это место как место для Своего Дома. Наверное, в том числе и потому, что это были исключительно сложные места для жизни – пустыня, жаркий климат, нехватка воды, пищи, почти никакой растительности, пропитание доставалось с большим трудом. Так что, если человек мог выжить в этой местности, он потом мог выжить где угодно, он становился крепким и устойчивым к любым трудностям. Впоследствии, когда Ислам стал распространяться по миру, эти люди – первые мусульмане, смогли покорить так много стран, стали жить по всему миру. Их не пугали трудности – что в какой-то местности, куда им необходимо будет отправиться в поход, будет слишком жарко или холодно, не будет воды или еды. Вторая причина, как мне кажется, в том, что арабы – несмотря на то, что не достигли высокого уровня развития цивилизации в то время, они умели очень хорошо выражать свои мысли, обладали высоким уровнем красноречия. Поэтому они добились таких успехов и в распространении религии, и впоследствии в развитии цивилизации – хотя остальные народы могли смотреть на них сверху вниз.

 

Разумеется, современные Мекка и Медина – это совсем иные города, чем они были во времена раннего Ислама, здесь множество высотных зданий, удобных гостиниц, разных удобств для паломников, но, тем не менее, жаркий климат все еще никуда не делся.

 

Так или иначе, когда вы оказываетесь в этом месте, вы должны ценить каждое мгновение пребывания в этих местах. Просите Всевышнего: «О, Аллах, я благодарю Тебя, что Ты позволил мне оказаться здесь, и позволь мне получить как можно больше духовных благ от пребывания здесь». Поскольку даже здесь – как в любом другом месте, хватает отвлечений, в частности – здесь множество магазинов, которые все стремятся посетить. И это большая проблема. Поскольку если вы держите в уме следующую мысль – что мне нужно пойти по магазинам, у меня такой длинный список покупок (от родных и друзей), это отвлечет вас от поклонения, так как вам не дадут покоя эти мысли об обязательствах, которые вы дали вашим родным и знакомым.

 

Вы должны помнить только о поклонении, в противном случае подобные мысли – что мне нужно позвонить такому-то и такому-то, мне нужно связаться с тем-то, мне нужно навестить такого-то, мне нужно купить то-то и то-то, не дадут вам полноценно почувствовать святость этого места. Хотя ваша семья, наоборот, должна была бы дать вам не список покупок, но перечень дуа – за кого и о какой ситуации следует помолиться. Чтобы вы, когда сидите напротив Каабы или на Арафате, могли прочесть дуа за всех тех, кто просил вас об этом. Разумеется, мне тоже дают какие-то поручения, когда я приезжаю сюда. Но я стараюсь совершить все необходимые покупки как можно раньше – потратив несколько часов на магазины, чтобы больше на это не отвлекаться. Скажите вашей семье, чтобы она не ждала от вас каких-то необыкновенных покупок – пусть лучше напишет для вас список дуа. Поскольку дуа, которые были совершены на этом месте, действительно работают, я убеждался в этом сколько раз.

 

Я знал одного человека, который приехал в Саудовскую Аравию на заработки – он работал в Джидде, но при первой возможности поехал в Мекку, чтобы сделать такое дуа: «О, Аллах, сделай так, чтобы мой сын мог стать хафизом Корана». Это была его мечта, чтобы кто-то из его детей стал хафизом Корана. Когда он вернулся в тот же день домой, в свою квартиру, которую он снимал, зазвонил телефон – а он как раз подумал, что надо бы позвонить жене домой, в Индию или Пакистан, откуда он был родом, чтобы рассказать ей, какое дуа он сделал. Звонит телефон – это была его жена, которая рассказала ему, что недавно отдала их сына в школу хафизов, чтецов Корана. Так что на его дуа последовал немедленный ответ.

 

И таких историй можно рассказать множество. Вот еще история – о семейной паре американцев, которые работали в международной компании в США, и однажды руководство фирмы – у которой были филиалы по всему миру, предложило им поработать в Саудии, в Джидде. Они были молоды, им было интересно посмотреть мир – тем более, им предложили очень хорошие условия, хорошую зарплату, так что они согласились. Они приехали на место, начали работать там, и однажды, эта женщина – американка, увидела в Джидде множество людей в белой одежде, которые куда-то собирались (садились в автобус или что-то такое). Она спросила – что это такое, ей объяснили, что начался сезон хаджа, это паломники, которые приезжают в Саудию со всего мира, и сейчас они едут в Мекку и Медину. Она сказала мужу об этом – он подтвердил, что да, действительно, здесь поблизости находится священное место для всех мусульман. Ей захотелось туда поехать – но муж объяснил ей, что они немусульмане, они не смогут туда попасть (хотя, следует отметить, Абу Ханифа считал, что можно разрешить и немусульманам посещать Мекку, но остальные ученые с ним не согласились).

 

Но этой женщине так хотелось посетить эти места, что она решилась на хитрость: она купила себе такую же одежду, как у саудовских женщин (темную абайю), муж тоже переоделся в арабскую одежду, они сели в машину и поехали в сторону Мекки. И случилось некое чудо – на пропускном пункте, где должны проверять всех проезжающих, полицейские по какой-то причине отнеслись к ним снисходительно, не стали их досконально осматривать, дознаваться, кто они и откуда. Увидели, что едут люди в арабской одежде и пропустили – решили, что это паломники, мусульмане. Эта женщина рассказывала мне потом: что когда она увидела Каабу, она почувствовала такой свет, исходящий от этого места, такое благословение, духовную силу – что она не смогла удержаться от слез, она плакала и плакала, и не могла остановиться. Она взглянула на мужа и увидела, что он тоже растроган, тоже плачет. Потом, когда они обсуждали свое впечатление от этой поездки, они оба согласились с тем, что это что-то реальное, настоящее, в этом месте есть действительно особая благодать. Так что через какое-то время после этой поездки эти супруги приняли Ислам.

 

Если даже немусульманин, который взглянул на Каабу, почувствовал такое вдохновение, почему же тогда столько мусульман, которые приезжают в Мекку, возвращаются обратно такими же, какими они были ранее, без всяких изменений в жизни? Вот что мне не дает покоя. Ведь эта поездка должна, поистине, поднять человека на особый уровень его поклонения, образа жизни, изменений в поведении. Это с одной стороны. Но с другой – после этих историй понятно, почему столько мусульман готовы каждый год отдавать большие деньги, чтобы еще раз посетить эти места, терпеть все эти неудобства (тесноту, жару, давку), чтобы побывать в этих местах.

 

Много лет назад, когда я жил в США и сопровождал группы паломников оттуда, с нами в хадже был молодой американский мусульманин. Он сам был арабом из Марокко по происхождению, и был женат на американке, которая ради него приняла Ислам, но ничего из религии соблюдать не хотела, в частности, он очень хотел, чтобы она носила хиджаб, но она наотрез отказывалась. Все его молитвы во время хаджа были именно об этом. Какова же была его радость, когда он увидел, что его жена приехала в аэропорт встречать его в хиджабе – и после его хаджа она стала носить хиджаб и совершать намаз. Более того, он рассказывал мне впоследствии, что у него самого были серьезные проблемы со здоровьем, так что он вынужден был все время пить лекарства, но после этой поездки все наладилось, он почувствовал реальное облегчение.

 

Еще один момент. Если вы хотите поцеловать Черный камень во время тавафа, и вам это не удается из-за многочисленности толпы, подумайте о том, что в мире живет более полутора миллиардов мусульман, и единицы из них смогли поцеловать этот камень или хотя бы дотронуться до него. Но если Всевышний дает вам тауфик – и у вас появляется желание сделать это, хотя у многих нет даже этого желания (я не говорю, что если человек не сделает этого, он не получит пользы от своего хаджа, но хорошо если у паломника есть хотя бы желание сделать это), и это иногда это становится возможным. Несколько лет назад, когда мы были в хадже – и с нами было несколько молодых людей, африканцев по происхождению, они были высокие, сильные ребята. И благодаря им мы смогли подойти к Черному камню, дотронуться до него и поцеловать его – и даже не один раз, а несколько. И мы считали, что нам сильно повезло – поскольку в хадж обычно съезжаются несколько миллионов человек, и только единицам из них удается прикоснуться к Черному камню.

 

Но так или иначе, даже если у вас это не получится, все равно, вы можете считать себя счастливыми, что вам удалось хотя бы побывать в этом месте, в Мекке и Медине. Хотя, как я уже сказал выше, в этом месте – как и везде в наше время, хватает вещей, которые будут отвлекать вас от поклонения. В частности, обилие магазинов, различных возможностей что-то купить; также здесь множество людей из разных частей мира, с которыми вы, возможно, захотите познакомиться и пообщаться. Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал, что настанет время, когда люди будут приезжать в эти святые места просто как в развлекательную поездку – для совершения покупок, для общения с людьми, для посещения каких-то интересных мест.

 

Также в хадже хватает разных трудностей – мы об этом уже говорили. Несмотря на то, что вы можете жить в пятизвездочной гостинице со всеми удобствами, все равно – у вас меняется режим питания, режим дня, вам приходится подолгу проводить на ногах, мало спать ночью, много двигаться днем, ездить с места на место и т.д. Но эти стресс и напряжение тоже иногда необходимы человеку для того, чтобы изменить себя, задуматься о чем-то, чтобы встряхнуться. Когда человек живет обычной жизнью, в своем обычном расписании, у него нет причин о чем-то задуматься, что-то изменить в себе. Поэтому нам даются такие моменты – как месяц Рамадан каждый год, когда у нас меняется режим дня, режим питания, мы больше спим днем, бодрствуем ночью, кто-то уходит в итикаф и прочее.

 

Это же касается поездки в хадж или умру, когда человек также может встряхнуться и что-то изменить в себе. Поэтому я выше назвал хадж «духовной стиральной машиной», после пребывания в которой можно серьезно изменить свою жизнь. Если человек, конечно, использует это время правильно – будет много молиться, много совершать дуа, размышлять, а не проводить время в разговорах и хождении по магазинам. Тогда ко всем нам можно будет отнести слова Пророка (мир ему и благословение), который говорил, что из правильно совершенного хаджа – который был принят Всевышним, человек может вернуться таким же чистым, каким он вышел из утробы матери.

 

«Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить, и грешить, вернётся домой таким же чистым от грехов, как в тот день, когда его родила мать» (Бухари, Муслим, ан-Насаи).

 

Такова наша цель, цель нашей поездки.

 

В одной из моих предыдущих поездок с нами была одна женщина – ей было около сорока лет, она была одной из организаторов этой поездки, она много сделала для помощи всем паломникам (договаривалась об их размещении в гостинице, покупала билеты, заботилась о них всячески). Она рассказала мне, что это ее первый опыт жизни в качестве практикующей мусульманки. У нее умер отец, это сильно перевернуло ее жизнь, и ей захотелось сделать что-то серьезное, помимо того, чем она занималась обычно в жизни (работа, бизнес, семья). Ее родители были люди набожные, они ходили в мечеть, посещали разные программы, слушали лекции, но ей это было неинтересно. Но после смерти отца, который, конечно, переживал, что она не ведет правильный образ жизни, не одевается как подобает верующей женщине, не молится, она задумалась о своей жизни. Поэтому она пришла в мечеть и включилась в работу – в качестве волонтера, для помощи паломникам. И здесь, в этой поездке она впервые надела хиджаб, стала регулярно молиться – в общем, полностью изменила свою жизнь.

 

Хочется еще сказать, что хадж – это большое подспорье тем людям, которые встали на путь очищения сердца, путь тасаввуфа. Здесь большие возможности для чтения зикра, для медитации (мураккаба). Особенно перед утренней молитвой – или после ее совершения, когда у Каабы не так много народа, и можно спокойно сесть, совершить дуа, почитать Коран, зикр. Недаром в Коране говорится о чтении Корана во время фаджра:

 

أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا

 

(Полноценно) выполняй намаз с полудня до ночных сумерек (то есть зухрасрмагриб и иша) и читай Коран на рассвете (намаз фаджр). Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах ночи и ангелах дня). (Сура «аль-Исра», 17:78).

 

Это особое время в хадже – это подтвердят все, кто был там в это время. Вы можете смотреть на Каабу, произнося при этом такое дуа: «О, Всевышний, я имею возможность общаться с Тобой рядом с Твоим домом. Я нахожусь у Твоих дверей. И таким же образом, как я сейчас стою перед Твоим домом, чувствуя эту радость, это удовлетворение, дай мне получить такую же радость, когда я буду стоять перед Тобой в Судный день».

 

Следует делать соответствующие дуа для каждого места, где мы будем. Так поступали праведные люди – у которых для каждого места и каждого случая было подходящее дуа.

 

К примеру, какое дуа можно произнести в мечети Двух кыбл – «аль-Кыблатейн»? Это место, в котором, как мы знаем, была изменена кыбла для молитвы. Как мы помним, после того, как Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники совершили хиджру в Медину, на протяжении шестнадцати месяцев им было велено совершать намаз в сторону Иерусалима. Однако, Пророк очень желал молиться именно в сторону Каабы. И однажды, когда он с другими мусульманами совершал послеполуденный намаз аср в этом месте, ему было велено обратиться в сторону Каабы – Всевышний исполнил его просьбу. И об этом есть соответствующий аят:

 

قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاء فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوِهَكُمْ شَطْرَهُ

 

Мы видели, как ты направлял лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Направь же лицо в сторону мечети аль-Харам. Где бы вы ни были, (во время намаза) направляйте лица в ее сторону. Поистине, те, кому дано Писание, знают, что это — истина от их Господа. От Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают. (Cура «аль-Бакара», 2:144).

 

И здесь можно произнести такое дуа: «О, Аллах, здесь, на этом месте, Ты исполнил желание Твоего Пророка – о перемене кыблы. Но он также очень желал видеть свою умму процветающей и благополучной. Мы просим сейчас о благополучии нашей уммы – и о нашем благополучии, поскольку это было желание Пророка (мир ему и благословение). Так же, как Ты исполнил в этом месте такое сильное желание Твоего Пророка, прими же и наши молитвы и исполни наши желания».

 

Если вы будете посещать гору Ухуд – место, где мусульмане пережили не самый лучший эпизод в своей истории, поскольку здесь было проиграно сражение по вине некоторых мусульман-лучников, которые как мы помним, ослушались Пророка (мир ему и благословение) и покинули свое место в сражении, боясь упустить свои трофеи. Но тем не менее, и здесь есть некоторые примечательные и важные моменты для дальнейшей истории Ислама. Армию язычников в этом сражении возглавляли четыре знаменитых полководца и выдающихся человека: правым флангом командовал Халид бин Валид, левый фланг возглавлял Икрима ибн Абу Джахль, сын Абу Джахля, всей армией в целом командовал Абу Суфьян, и на переднем фланге стоял Амр ибн аль-Ас. Пусть будет Всевышний доволен этими людьми – поскольку они впоследствии сыграли значительную роль в исламской истории. В то время это были злейшие враги Ислама – однако потом все они приняли Ислам, и стали выдающимися сподвижниками и мусульманскими военачальниками. После сражения, как мы знаем, на это место пришла Хинд, жена Абу Суфьяна, которая хотела отомстить Хамзе ибн Абдуль-Муталлибу, дяде Пророка (мир ему и благословение). Она нашла его тело и надругалась над ним. Потом она раскаялась в содеянном и приняла Ислам.

 

Здесь можно обратиться с таким дуа: «О, Аллах, на этом месте когда-то стояли четыре врага (и даже пять врагов) Ислама – которые впоследствии стали мусульманами и принесли Исламу огромную пользу. В наше время по всему миру есть люди, которые также считают себя врагами Ислама, ненавидят его и приносят вред мусульманам. Но Ты можешь изменить сердце любого человека – так сделай же, чтобы эти враги стали друзьями – так же, как ты сделал друзьями и преданными мусульманами тех упомянутых людей». Всевышний может превратить злейшего грешника и врага в величайшего праведника и вали Аллаха.

 

На ‘Арафа – где вообще находится совершенно выдающееся место, где Всевышний выдает верующими как бы чистый бланк, чистый чек – куда мы можем вписать любую сумму — любое желание, и Он подпишет — исполнит его. Так что, если мы получаем здесь так мало – это наши проблемы, значит, мы мало просим, плохо стараемся. Следует использовать с пользой каждое мгновение от пребывания на этом месте. Шайтан не приближается на это место – здесь он совершенно теряет всякую власть – настолько сильна милость, которая проливается на этом месте. Недаром это место еще называют «Джабаль ар-Рахма», гора Милости. Это место называется ‘Арафа – так что здесь мы можем просить Аллаха о ма’рифа – о понимании, о мудрости.

 

Когда вы прибываете в Муздалифа – а это слово происходит от слова «издалифа», стать ближе. По преданию, здесь встретились Адам и Хава после долгой разлуки, после того, как оказались на земле. Так что здесь, в этом месте, можно просить о том, чтобы стать ближе к Аллаху, приблизиться к Его милости, Его довольству.

 

И вообще, чем больше вы будете размышлять о значимости того или иного места, где вы находитесь в настоящий момент, тем более наполненными и осмысленными будут ваши дуа и ваше поклонение в общем. В этом мы должны учиться у наших шейхов, наших ученых – которые смотрели на все особым взором, с особой проницательностью.

 

В какое бы время вы ни прибывали в хадж – в юном возрасте, в пожилом возрасте, – это возможность стать лучше, возрасти в своем понимании и приближении к Всевышнему. Я помню свою первую группу, которую я сопровождал в качестве имама и должен был отвечать на вопросы паломников, подсказывать им, как правильно исполнить тот или иной обряд хаджа. Группа состояла, в основном, из пожилых людей – которые отправились сюда после выхода на пенсию. Вы знаете, у многих мусульманских народов есть такой обычай – ездить в хадж и, вообще, начинать что-то соблюдать из религии только в пожилом возрасте. Это, к сожалению, большое заблуждение. Молодых людей почти не было с нами. Но, к счастью, эти пожилые люди понимали свое невежество во многих вопросах и постоянно спрашивали меня – как правильно делать то или другое, они хотели учиться.

 

Скажу в общем, что если вы читаете лекцию или проповедь в мечети, допустим, то, наверное, процентов десять из слушающих что-то поймут и осознают (остальные послушают чисто формально и забудут). Это же касается и написания статей или книг – только процентов десять-пятнадцать из тех, кто это прочитает, поймет все правильно и будет стараться что-то исполнять. Но когда дело касается ответов на вопросы, выдачи фетв – то тут уже, наоборот, процентов девяносто из сказанного доходит до людей (во всяком случае, до того человека, который этот вопрос задал), поскольку люди спрашивают тогда, когда им нужно руководство к действию. Поэтому я даже радовался, что со мной было столько людей, которым нужны были ответы, которые многого не знали. Я мог помочь им – и повысить таким образом свой уровень знаний (когда искал ответы на их вопросы, старался как можно лучше объяснить им то или другое).

 

Но самая главная идея хаджа – как я уже много раз повторил, – стать ближе ко Всевышнему и стать лучше. Поскольку в обычное время мы не получаем такой пользы от нашего поклонения, как в такое особое время – Рамадана или хаджа. Недаром есть хадис об особом отношении к паломникам:

 

«Когда встретишь паломника, ты приветствуй его, поздоровайся с ним за руку и попроси дуа для очищения твоих грехов, до того, как он войдет в свой дом».

 

Пока человек еще под впечатлением от поездки, пока он еще не окунулся в повседневную суету, у него есть особая благодать, баракят. Поэтому так важно пообщаться с ним, поздороваться с ним, попросить его о дуа.

 

Так или иначе, нам следует использовать любую возможность для такой духовной встряски, духовного очищения. Если мы можем поехать в хадж, следует это сделать. Если нет, то просите Всевышнего о такой возможности – используя для совершенствования каждый месяц Рамадан и ему подобные периоды времени. Конечно, месяц Рамадан хорошо проводить в умре по возможности, но далеко не у всех это получается. В любом случае, в это время надо посещать больше маджлисов, слушать больше лекций, читать больше полезных книг (не говоря уж о молитвах, зикре, дуа и прочем ибадате). В противном случае наш нафс легко возьмет верх над нами – поскольку он лучше всего знает наши слабые места, знает, с какой стороны подойти к нам, чтобы соблазнить нас на что-то неправильное.

 

Так что следует постоянно находиться в состоянии такого духовного бодрствования – и во время Рамадана или хаджа, и после них, чтобы не расслабляться, не давать нафсу и шайтану взять верх над нами (чтобы не уподобляться людям, которые потеряли пару килограммов во время какой-то диеты, но потом набрали еще больший вес – как только бросили это).

 

Пусть Всевышний дарует нам тауфик для этого – чтобы находиться в состоянии Его присутствия, в состоянии осознания Его близости, размышлять над Его аятами, оставаться духовно заряженными и бодрыми, чтобы наше поклонение всегда было осознанным и качественным.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков