ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Маджлис 64: Как преодолеть тревожность и беспокойство?
В данной лекции муфтий Абдуррахман дает множество полезных советов людям, которые страдают от тревог...
Маджлис 64: Как преодолеть тревожность и беспокойство?
В настоящей лекции муфтий Абдуррахман дает множество полезных советов людям, которые страдают от тревоги и беспокойства. В Коране сказано, что люди созданы слабыми и склонными к беспокойству. В умеренных количествах беспокойство даже полезно, но когда оно слишком овладевает нами, что мы тревожимся по пустякам, все время боимся чего-то плохого, то с этим нужно бороться. И муфтий дает некоторые практические рекомендации для этого, основываясь на советах, которые дал Всевышний Своему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) в суре ад-Духа. Тревожному человеку, во-первых, следует отвлечься от плохого, сосредоточившись на положительных моментах своей жизни – сколько всяких благ Аллах даровал ему – и быть за них благодарными. Также очень помогает активная, созидательная деятельность, занятия благотворительностью – когда вы делаете что-то полезное для других людей, свои проблемы кажутся не такими страшными. И старайтесь избегать людей, которые часто жалуются и склонны видеть все в черном свете, окружайте себя позитивными людьми.
Альхамдулиллях Раббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
Аллах, Субхана ва Тааля, говорит в суре аль-Мааридж:
Поистине, человек создан колеблющимся: когда касается его зло [беда] – нетерпеливым, а когда касается его добро [даётся ему богатство] – скупым. (И такими являются все) кроме молящихся, которые в своей молитве постоянны [постоянно совершают обязательные молитвы], и в их имуществе была доля [обязательная и добровольная милостыня] для просящего и лишённого [нуждающегося], и тех, которые веруют в День Суда, и тех, которые страшатся наказания своего Господа (70, 19-27).
Здесь Аллах говорит, что создал человека обладающим беспокойством, тревогой. Это его изначальная способность – переживать, беспокоиться из-за чего-то. В умеренном виде беспокойство даже полезно – забота, беспокойство о каких-то вещах помогает нам выполнять свои обязанности по отношению к ним. Если мы будем равнодушно и беззаботно относиться ко всему в жизни, мы не сможем исполнять свои обязанности, повседневные дела, заботиться о своем будущем. В таком случае мы не сможем развиваться, поэтому определенное беспокойство, забота о своих делах есть благо для человека. Но здесь, как и со всем остальным, - со всеми нашими особенностями, чертами характера, поведением – необходимо соблюдать умеренность и придерживаться середины. Все это должно находиться в равновесии, в противном случае эти заботы начнут разрушать нас, - вот в чем проблема.
Итак, сегодня мы говорим о том, как помочь справиться с излишней тревогой и беспокойством. Позвольте привести вам пример. Все вы знаете людей, которые настолько из-за всего переживают и беспокоятся, что это вредит им, ослабляет их. Забота о своих делах, которая побуждает вас к деятельности, - это, конечно, очень полезно. Но если это беспокойство доходит до такой степени, что вы все время тревожитесь из-за возможных неприятных результатов, и это мешает вам заниматься деятельностью, то это уже плохо. Мы знаем, что нас могут посещать какие угодно идеи. Тем более, что шайтан пытается руководить нами и ввести нас в заблуждение, ослабив нашу волю чрезмерным беспокойством, страхом, тревогой, которые нас одолевают, в результате чего мы становимся беспомощными. Мы все видели подобны- чрезмерно тревожных - людей, про которых нам хочется спросить - почему он не отгоняет эти мысли? Но все мы периодически с этим сталкиваемся, так что всем нам важно подумать о том, как защитить себя от этих мыслей, так что, возможно, мы сумеем потом помочь другим людям в этом.
Вот вам еще один пример. Недавно я приехал из хаджа – пусть Аллах примет его – и в общем, когда люди возвращаются оттуда, они обычно страдают от каких-то инфекций, простудных заболеваний – у них болит горло, насморк, - поскольку хадж – это очень тяжелое испытание для человека. В этой поездке у человека нарушается его привычный образ жизни, он живет в другом климате, ест иную еду, находится среди большого количества людей, так что обычно иммунитет у него ослабевает, и человек становится чувствительным к разным инфекциям, вирусам (хотя, возможно, он укрепляется морально, укрепляется его вера). Так что по возвращении оттуда многие страдают от гриппа или простуды, я называю это «окончательным очищением» - возможно, так очищаются остатки наших грехов, которые у нас еще могли оставаться после этой поездки, эти болезни – если человек проявляет терпение – повышают его уровень и удаляют его грехи. И когда мы сюда (в Англию) приезжаем (осенью), здесь примерно 18-20 градусов тепла. Большинство людей, с кем я приезжаю, чувствуют себя комфортно – им не нужна верхняя теплая одежда, пиджаки (может, только теплая кофта, свитер), но мне холодно, я чувствую себя некомфортно. Все это потому, что у меня другой уровень чувствительности к холоду, я привык к теплу и сильно ощущаю холод. То есть, внешняя реальность, температура воздуха, для всех одинакова, но разные люди ощущают ее по-разному. Некоторые люди нечувствительны к холоду, им он не мешает, но я ощущаю даже небольшой холод, мне в это время нужно тепло одеваться.
Подобное происходит с разным уровнем тревожности у людей. Проблемы, которые возникают у людей в течение жизни, могут быть примерно одинаковыми, но разные люди относятся к ним по-разному. Некоторым людям даже нравится, когда у них в жизни возникают небольшие трудности, какие-то жизненные вызовы, с которыми нужно бороться, они любят риск (к примеру, необходимость переезжать в другой город, перейти на другую работу). Но более слабые, более чувствительные люди тяжело воспринимают эти неприятности, переживают из-за них. Есть люди, у которых, возможно, есть какие-то мечты и желания, но они так никогда и не реализуют их, поскольку заранее боятся неприятного исхода, негативных результатов.
Если мы обратимся к статистике и посмотрим, из-за чего люди обычно волнуются и переживают, чего они боятся, то вот какие результаты были получены в результате опросов людей. 40% вещей, о которых люди часто переживают, так никогда и не наступают – это говорит исследование. Из-за чего люди обычно переживают – возможная болезнь кого-то из близких, потеря работы, авария, стихийное бедствие, супружеская измена – но далеко не со всеми это происходит. Но, как мы видим, 40% наших переживаний – это тревога по поводу неприятностей, которые так и не наступили в нашей жизни, это пустые переживания («а вдруг мой муж/жена меня бросит?», «а вдруг я попаду в аварию?» и т.д.).
Еще 30% переживаний связаны с чем-то, что произошло с человеком когда-то в прошлом. Это уже произошло, ничего нельзя исправить, но человек продолжает мучить себя этими мыслями – «ах, если бы я тогда-то поступил иначе, все могло бы быть не так», «зачем же я тогда сделал это…» и т.д. То есть, это своеобразный «плач по сбежавшему молоку».
Итак, 40% переживаний связаны с тем, что так и не случилось, 30% - с тем, что было в прошлом и уже нельзя изменить, - уже получается 70%.
Из оставшихся, еще 12% переживаний связаны с какими-то чужими делами, которые нас совершенно не касаются (то, что случилось с какими-то неизвестными ему людьми, допустим).
Еще 10% связаны со страхом болезней – реальных или вымышленных (когда человеку кажется, что он обнаружил у себя признаки какой-то страшной болезни – или у своего близкого человека).
И у нас остается только 8% реальных причин для переживаний – а 92% это пустые тревоги, которые так никогда не осуществляются, либо происходят с кем-то, чья жизнь нас никак не касается (40% страхов проходят впустую, 30% - переживания по поводу прошлого, еще 12% - неприятности, которые случаются с кем-то еще, 10% - возможные болезни). У нас остается только 8% для страхов, которые на самом деле имеют место быть.
Так что те из вас, которые сейчас, возможно, испытывают какую-то ложную тревогу или переживают, могут вздохнуть спокойно, как видите, только в 8% случаев наши переживания имеют под собой реальную основу, и, наоборот, с 92%-ной вероятностью можно сказать, что вам нечего переживать, что вы сейчас тревожитесь из-за того, что никогда не произойдет с вами. Таковы результаты статистического исследования.
Ученые из Йельского университета (в США) открыли ген тревожности, который может передаваться человеку по наследству. Допустим, если у кого-то мать или отец были тревожными людьми, которые все принимали близко к сердцу, то есть вероятность, что и дети будут такими же. Но те же исследования говорят, что человек, тем не менее, может справиться с этим врожденным качеством, преодолеть его, это не означает приговора. Да, ему придется сложнее, чем кому-то еще (кто более «толстокожий»), но он может взять себя в руки и справиться с этим.
Теперь давайте обратимся к тому, что Аллах говорит нам в аяте, который я вам прочитал в начале. «Человек был создан беспокойным, обладающим беспокойством». Аллах также сказал: «человек создан слабым», то есть, да, это слабость. Мы обладаем тревогой, мы склонны к беспокойству, в чем есть и положительные моменты – как мы уже сказали, но эти же качества могут вредить нам, если мы позволим им взять власть над нами. Далее сказано, что человек испытывает раздражение, беспокойство в плохие времена и скупость в хорошие времена. Это негативное, дурное качество – что, когда наступают хорошие времена, вы проявляете скупость, а в плохие – тревожитесь. Это говорит об отсутствии таваккуля.
Затем Аллах, Субхана ва Тааля, говорит об исключении из этого правила – есть люди, которые так себя не ведут, которые избегают этого состояния. Это люди, которые проявляют постоянство в своих молитвах, регулярно совершают намаз, - их молитва искренняя, это не только ритуальное действие для них. Они стремятся к близости с Аллахом, связывают себя с Ним, чувствуют себя все время в Его присутствии. Такое поведение является противоядием от печали, тревоги и беспокойства для многих людей. Недаром Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что
«Прохлада моих глаз – в молитве».
Люди, которые этому следуют, составляют исключение – это те, которые разделяют свое имущество с бедными и нуждающимися.
То есть, первое качество подобных людей (которые не проявляют тревоги) – это духовное (они постоянны в своих молитвах), а второе – действенное, когда человек ведет себя активно, участвует в социальном служении, помогает бедным.
Такие люди не боятся будущего, смело смотрят в будущее – которые помогают другим, заботятся не только о себе, делятся своим имуществом с бедными, а также они веруют в Судный день – у них сильный иман. Что это означает – что они веруют в Судный день? Если кто-то обижает их, притесняет их, кто-то нарушает их права, они знают, что Аллах справедлив, и, если они даже не получат удовлетворения в этой жизни, в Судный день они непременно получат возмещение, а их обидчики будут наказаны. И в конце аята Аллах говорит: «Они страшатся наказания своего Господа». Их иман силен, они верят в Аллаха, и поэтому они опасаются сделать что-то неправильное.
Далее в этой же суре Мааридж (между 19 и 53 аятами) приводится целый ряд качеств подобных – богобоязненных людей – которые не страшатся будущего. И напоследок Аллах сообщает нам о благе такого человека, который избегает печали, тревоги, грусти и подобных вещей – им будет оказан почет в райских садах. Это наша конечная цель – к которой мы все стремимся.
Если мы посмотрим на жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – он более, чем кто-либо другой, имел повод для печали и беспокойства. Поскольку перед ним стояло множество трудных задач, проблем, на нем лежала большая ответственность за свою общину. Если бы кого-то из нас поставили бы перед такой задачей, мы, наверное, с ума сошли бы от беспокойства. Перед Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) была поставлена величайшая задача – избавить мир от невежества, от темноты заблуждений, поскольку к моменту его прихода уже 600 лет в мире не было пророков (после ухода Исы, алейхи ссалям). Мир все глубже погружался во тьму невежества, и его задачей было снять эту завесу тьмы, принести людям свет – какая сложная задача, субханаЛЛах!
Известно, что во время его миссии он сначала получал множество откровений – его посещал ангел Джибриль, но потом эти откровения вдруг прекратились, и люди вокруг него, его враги, стали упрекать его, высмеивать его, говорить, что злой дух, шайтан, который его посещал, оставил его (поскольку они считали эти откровения делом рук злых духов). И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был обеспокоен, поскольку он привык получать утешение, успокоение, баракят в откровениях, которые его посещали. Но таков был план Аллаха. И когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в подобном беспокойстве, Аллах ниспослал ему суру Духа. Она начинается со слов:
وَالضُّحَى
Клянусь утром» - ва ддуха.
Многие люди, которые подвержены тревогам и печалям, знают, что чаще всего они посещают их по ночам. Ночь – самое обычное время для такого состояния, поскольку кругом темно, нас угнетает темнота, которая многим несет тревогу и страх. Когда наступает утро, нам становится легче, поскольку восходит солнце, становится светло. Поэтому Аллах начинает эту суру со слов: «Ва ддуха – клянусь утром, утренним светом».
وَاللَّيْلِ إِذَا سَجَى
И клянусь ночью, когда она густеет, покрывает все вокруг.
مَا وَدَّعَكَ رَبُّكَ وَمَا قَلَى
Не покинул тебя твой Господь и не оставил.
Прямо с этих первых слов Аллах говорит Своему Посланнику, что Он не оставил его.
وَلَلْآخِرَةُ خَيْرٌ لَّكَ مِنَ الْأُولَى
Будущая, следующая жизнь, лучше для тебя, чем этот мир.
То есть, не печалься, в начале может быть трудно, но следующая жизнь, заключительное местопребывание будет лучшим для тебя, чем этот мир. Не печалься, здесь могут быть трудности, но в конце будет успех, будут победы и завоевания.
وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى
Твой Господь одарит тебя, вознаградит тебя, и ты получишь удовлетворение.
Ты будешь удовлетворен тем, что Аллах дарует тебе, чем вознаградит тебя. Это начальное откровение Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) – что ты будешь вознагражден за все неприятности: поздние времена будут лучше, чем нынешние, будущая жизнь лучше, чем настоящая.
Далее Аллах говорит Своему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), как справляться с этими неприятностями. Первое и главное правило – это таваккуль. Успех зависит от того, насколько вы полагаетесь на Аллаха. Затем Аллах говорит о двух важных вещах – для всех, кто страдает от тревоги и беспокойства, им следует использовать этот метод:
أَلَمْ يَجِدْكَ يَتِيمًا فَآوَى
وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَى
وَوَجَدَكَ عَائِلًا فَأَغْنَى
Аллах напоминает Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) о трех вещах: «Разве Мы не нашли тебя сиротой и не позаботились о тебе, не дали тебе убежище? Разве Мы не нашли тебя не имеющим руководства, не имеющим знания и не наставили тебя?» Буквально слово «доллян» означает заблуждение, но здесь оно не подходит, в данном контексте оно означает «незнающий», «несведущий». «Разве Мы не нашли тебя бедным и не обогатили тебя?».
Ты был беспомощным, поскольку ты был сиротой, а сироты – это самая беспомощная категория людей. Вдовы тоже беспомощны, но сироты – самые беспомощные существа, поскольку они не могут сами себя прокормить, не могут заработать, не могут себя защитить, это самые незащищенные существа в обществе, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прошел через это состояние. Но Аллах напоминает ему о том, что о нем позаботились – Аллах послал ему людей, которые вырастили его. Затем ему напоминают о том, что он был беден и не имел знания, но Аллах восполнил его нужду и даровал ему знание. Здесь речь идет о прошлом – разве у тебя не было хороших моментов в прошлом, разве тебе не были оказаны благодеяния в прошлом, разве о тебе не позаботились, не исполнили твои нужды?
Далее речь идет о деятельности – будь активным, заботься о других.
فَأَمَّا الْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ
وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
«И что касается сироты, то ты не притесняй его. А что касается просящего, то ты не отгоняй его (когда он просит подаяние). И что касается благ (которые дарует) Господь твой, то ты об этом возвещай».
Современные врачи и психологи часто советуют людям: если вы страдаете от тревоги, от депрессии, переживаете из-за всего, слишком чувствительны, то каждый раз, когда идете спать, берите ручку и бумагу, и записывайте все хорошее, что сегодня случилось с вами. Поскольку наш разум имеет обыкновение концентрироваться на негативных переживаниях, думать о плохом легче, чем о хорошем. Так что следует перестать думать об этом и сосредоточиться на хорошем, что с нами происходило.
Вам, наверное, встречались люди, которые имели обыкновение видеть все в негативном, черном свете. Когда они рассказывают вам о том, что с ними происходило, вы – глядя со стороны на их ситуацию, вовсе не считаете ее такой уж плохой, но им все равно кажется, что им не повезло, с ними плохо обошлись, никто их не любит и тому подобное. Просто у них такая нехорошая привычка – видеть все в дурном свете. Так что нам следует приобретать обратную привычку – видеть все в хорошем, позитивном свете.
Аллах, как мы видим, учит Своего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) находить во всем хорошее – об этом же говорят и современные психологи, которые заставляют своих пациентов записывать все хорошее, что с ними случилось, чтобы отучить их концентрироваться на плохих вещах.
Далее Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) советуют быть активным – «не отталкивай просящего». Всякий раз, если кто-то придет просить тебя о помощи, не отталкивай его, не прогоняй его, помоги ему чем-то. Речь идет о сироте – если ты увидишь его, помоги ему, поддержи его.
Как, к примеру, сейчас обстоят дела с мусульманами рохинья? Все, что мы делаем для них, это загружаем в наши телефоны и компьютеры фотографии, где изображены их страдания. Но чем это помогает им? Почему бы нам не собрать немного денег для них, организовать сбор средств или вещей для них. По возможности, надавить на свое правительство, чтобы побудить его вмешаться в ситуацию, чтобы повлиять на нее. Но если мы будем просто сидеть и переживать за них, это им не поможет. Об этом же Аллах говорит Своему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям): не отталкивай сироту, не прогоняй человека в нужде.
И третья, последняя вещь, о чем говорит Аллах:
Напоминай, рассказывай о благах, которыми Аллах наделил тебя. Ни’мат – это блага, дары, которыми Аллах наделяет людей. Будь позитивным, помни об этих дарах.
В одном хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит людям – этот совет относится почти ко всем людям в мире: «Если утром ты проснулся в добром здравии…» - то есть, ты не страдаешь от какой-то серьезной болезни, «ты в безопасности…» - тебе никто не угрожает, у тебя нет врагов – как, к примеру, мы, которые живем в этой стране, где мы чувствуем себя в безопасности, нас не притесняют, не обижают, пусть Аллах распространит эту безопасность на остальной мир…
Итак, он (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«Если ты проснулся в добром здоровье, ты в безопасности, и третье – у тебя есть пропитание на этот день, есть средства для удовлетворения твоих нужд на день, то это подобно тому, как если бы к твоим ногам положили весь мир».
Это, в сущности, все, что человеку нужно – у него есть здоровье, у него есть дневное пропитание, и он в безопасности, ему никто не угрожает. И если у тебя это бывает каждый день, значит, в твоих руках целый мир – ведь это все, что человеку нужно.
Cосредоточься на хорошем, думай о хорошем, ведь если оценить нашу жизнь (по вышеописанному критерию), с нами происходит больше хорошего, чем плохого. У нас нет повода для тревоги, даже если иногда с нами случаются какие-то мелкие неприятности.
Если вернуться к теме нашего разговора, мы говорили, что у разных людей разный уровень чувствительности, тревожности относительно вещей, которые обычно случаются с людьми. К примеру, мы знаем, что в мире есть определенный процент людей, которые никогда не летают самолетами, поскольку у них есть страх, фобия, перед полетами, им кажется, что их самолет непременно разобьется. Хотя объективно – как мы знаем, - в автомобиле передвигаться гораздо опаснее, и статистика об этом свидетельствует, что в автомобильных авариях гибнет куда больше людей и случаются они гораздо чаще, чем авиакатастрофы. И несмотря на это знание, такие люди все равно испытывают страх. Это уже медицинская проблема, определенная фобия – Аллах лучше знает, я не специалист в этом. Но я просто хочу сказать, что у людей разная чувствительность к происходящему – как у некоторых людей есть чувствительность к холоду или подверженность простуде. Так и здесь: другие люди могут не обратить внимания на какую-то неприятность, но некоторые люди будут долго из-за этого переживать.
Здесь следует сказать еще одно: старайтесь окружать себя позитивными людьми, которые смотрят на вещи положительно, не жалуются, стараются видеть во всем хорошее.
Я приведу вам пример из книги аллямы Руми, большого ученого, суфия, который жил в Конье. Он приводит эту историю в своей книге «Маснави». В одной школе был очень строгий и суровый учитель, который очень строго относился к детям, был жестоким к ним, не любил их, часто наказывал. В то время ученики или их родители не могли пойти и пожаловаться на него в полицию или к начальству, как сейчас, учителей уважали и слушались, что бы они ни делали. Но в классе был один сообразительный ученик, который решил разыграть учителя. И он сказал другим школьникам: давайте сделаем так, завтра, как только учитель войдет в класс, пусть каждый скажет ему – «о учитель, вы что-то бледны, вы плохо выглядите, вы не заболели?». Возможно, кто-то из учеников сначала испугался так поступить, но тот школьник убедил всех, что ничего плохого не будет, это подействует. И на следующий день, как только учитель вошел в класс, кто-то из учеников обратился к нему: «О учитель, вы здоровы? У вас что-то с лицом, вы не заболели?» Учитель, разумеется, рассердился на него, велел ему сесть на место и заниматься своими уроками, но тут встал следующий ученик: «Мир вам, учитель, вы здоровы? Вы бледны». Конечно, учитель велел и ему замолчать, но сам уже задумался – может, и правда что-то не так? Когда все остальные ученики стали наперебой его уверять, что он действительно плохо выглядит, что с ним что-то не так, он в самом деле плохо себя почувствовал. Он распустил учеников и отправился к себе домой. Его жена встретила его с удивлением: он никогда так рано не приходил домой – что случилось? Но муж набросился на нее с упреками: «Разве ты не видишь, что я болен? Что я побледнел? Даже мои ученики – чужие люди – и те это заметили и сочувствуют мне, а ты ничего не видишь?». Он поругался с женой, взял одеяло и подушку, и лег в постель, думая, что в самом деле заболел. Как вы видите, здоровый совершенно человек почувствовал себя больным только потому, что окружающие люди убедили его в этом. Поэтому я вам говорю – держитесь подальше от людей, которые всегда всем недовольны, всегда жалуются, вот в чем мораль этой истории. Если вы будете говорить о хорошем, это будет положительно влиять на вас, если же вы будете слушать и говорить о плохом, это также окажет влияние на вас, вы будете смотреть на все их глазами.
Я расскажу вам другой случай. В многоквартирном доме жили две женщины. У одной из них что-то не ладилось в семейной жизни, в отношениях с мужем, и она всякий раз, встречая вторую, рассказывала ей подробности своей жизни – такая «мыльная опера» была у них своеобразная. И это продолжалось несколько недель. И муж этой второй женщины обнаружил, что его жена стала такая же раздражительная и вспыльчивая, как будто это у нее в семье начались проблемы. Вот что вышло из того, что она каждый день слушала историю о чужой жизни и как бы сама это все переживала. «Мыльные оперы» снимаются с таким же расчетом, - чтобы люди, переживая день за днем чью-то жизнь, проникались бы чужими проблемами, у них было бы ощущения присутствия в чужой жизни. Но некоторые люди так проникаются чужой жизнью, что начинают копировать ее в отношениях со своими супругами, говорить с ними теми же словами.
Итак, чтобы подытожить – чему Всевышний учит нас в этой суре? Во-первых, когда у вас какие-то проблемы – либо вы переживаете из-за каких-то проблем, вспомните все хорошее, что у вас было в прошлом, сколько всего хорошего Он вам дал. Мы не должны зацикливаться на негативных вещах, которые случились с нами, поскольку в нашей жизни было и много хорошего. Это первое. Второй момент – займитесь чем-то полезным, хотя бы уберите свою квартиру, помойте пол. Многим людям от стресса помогает именно такая физическая работа. Также можете принять участие в какой-то волонтерской работе – у мусульман рохинья сейчас проблемы, у кого-то еще проблемы, так пойдите и сделайте для них что-то. Собирайте для них деньги или вещи. Пойдите в вашу мечеть, в медресе, в больницу, помогите вашим соседям, подумайте о ком-то еще – когда мы думаем о ком-то еще, занимаемся чужими проблемами, наши собственные уже не кажутся нам такими важными, значительными. Когда мы думаем о других, приносим пользу другим людям, мы испытываем огромное удовлетворение.
Мы просим Аллаха даровать нам тауфик, помощь, благословение стараться ради Аллаха и удалить из нашей жизни все эти заботы и беспокойство. Пусть Аллах поможет нам и содействует нам. Амин.
Предыдущий урок
Маджлис 63: Эффективные средства для избавления от долгов
Следующий урок
Маджлис 65: Противоядие от самодовольства и высокомерия
Комментарии: 2
Правила форума