Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 80: Дуа на каждый день
В продолжение темы прошлой лекции – где говорилось о зикре и дуа, муфтий Мангера более конкретно рас...
4 689
17 апреля, 19

Маджлис 80: Дуа на каждый день

4 689
17 апреля, 19
В продолжение темы прошлой лекции – где говорилось о зикре и дуа, муфтий Мангера более конкретно рассматривает набор из пятнадцати самых распространенных дуа, которые нам известны из Сунны. Это такие известные дуа, как произнесение благословения перед едой и благодарности после еды, дуа перед омовением и после омовения, дуа перед уходом из дома и перед входом в дом, и тому подобные молитвы. Муфтий подчеркивает необходимость не просто машинально произносить эти слова каждый день, но произносить их с осознанием их смысла – тогда они принесут нам действительную пользу и помогут стать ближе ко Всевышнему.
 
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля сайидуль-мурсалин ва ′аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин. Амма ба′ад.
 
На прошлой лекции мы вкратце перечислили те дуа, которые мы произносим во время наших повседневных дел. Мы насчитали примерно 15 таких ежедневных дуа. Сегодня мы постараемся более подробно рассмотреть их смысл. Я уверен, что большинство из вас знает эти дуа и регулярно их повторяет, так что главным для нас будет – сосредоточиться на их смысле, обратить внимание на их смысл. Поскольку очень важно не просто машинально их произносить, но произносить с пониманием и осознанием их смысла. Многие из мусульман не знают арабского языка, поэтому произносят эти дуа автоматически, не задумываясь над их смыслом.
 
Итак, первое дуа – это дуа, которое мы произносим после пробуждения:
 
الحَمْـدُ لِلّهِ الّذي أَحْـيانا بَعْـدَ ما أَماتَـنا وَإليه النُّـشور
 
Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба‘да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур!
 
Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Которому [мы вернёмся после] воскрешения [Бухари, 6312].
 
Вся хвала Аллаху, который «ахйа-на» - это слово происходит от «хаят», жизнь, то есть, хвала Аллаху, который оживил нас, даровал нам жизнь.
 
Ба’да ма амата-напосле того, как умертвил нас. Смерть, о которой здесь говорится, относится ко сну, поскольку сон – это родственник смерти. Разумеется, какие-то наши чувства во время сна действуют, но все равно, человек может умереть во сне. Так что мы благодарим Аллаха, что Он возвратил на жизнь, даровал нам жизнь после этого состояния. Хвала Аллаху, который даровал нам жизнь после того, как умертвил нас.
 
ва иляй-хи-н-нушури к Нему возвращение. Мы осознаем, что в один прекрасный день, мы можем отправиться к Нему, вернуться к Нему. Так что наше возвращение – к Нему. Каждый день мы проживаем этот цикл – сон-пробуждение, но когда-то мы отправимся в этот путь, из которого нет возврата.
 
Это очень объемное дуа, которое дает нам много пищи для размышлений. Здесь мы размышляем о том, что Аллах даровал нам жизнь, а также говорим, что к Нему возвращение, и благодарим Его за это. И если мы будем благодарить Его, Он дарует нам больше.
 
Следующее дуа – это дуа во время и после принятия пищи.
 
Самое короткое и простое дуа перед едой – это:
 
بسم الله و بركة الله
 
«Би-смил-Ля ва баракати-л-Ля»
 
С именем Аллаха и с благословением Аллаха.
 
Многие люди говорят: «Би-смил-ля ва аля баракати-Л-Ля» (С именем Аллаха и на всем – Его благословение), что лучше с точки зрения смысла, но в хадисе все-таки приводится «Би-смил-Ля ва баракати-л-Ля». Можно читать и второй вариант, это не запретно, но хорошо, если вы будете использовать оба варианта. Во многих хадисах также говорится: «Самми-Л-Ля» - принимайте (произносите) имя Аллаха, когда вы едите.
 
У этого дуа есть разные формулировки, и самая распространенная – та, что мы привели выше: «Би-смил-Ля ва баракати-л-Ля», поскольку мы нуждаемся в благословении нашей пищи, в баракате в нашей пище. Баракят в еде может быть количественный и качественный, мы сами чувствуем иногда, что мы едим много, но мы не чувствуем сытости от этой пищи, в ней нет баракята количества, насыщения. Но баракят может быть также качественный – какую пользу, какое благо мы получаем от этой пищи, что она дает нам. Так оба эти значения блага, баракята здесь важны.
 
После принятия пищи мы говорим:
 
الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا مُسْلِمِينَ
 
Альхамду лил-Ляхил-лязи ат′амана ва сакана ва джа′алана муслимин
 
Хвала Аллаху, Который накормил и напоил нас и сделал нас мусульманами.
 
Альхамду лил-Ляхил-лязи ат′амана ва сакана - Хвала Аллаху, Который накормил и напоил нас, - это все очень хорошо, но касается насыщения тела, пропитания тела, необходимого для жизни,  
ва джа′алана муслимин - и сделал нас мусульманами. Иногда люди произносят это как миналь-муслимин (сделал нас из числа мусульман), такой смысл тоже будет правильным, но все-таки в хадисе говорится просто «ва джа′алана муслимин» - сделал нас мусульманами.  
 
Не обязательно читать дуа точно так, как оно дошло до нас в хадисах, но все-таки будет лучше читать его именно так. Аллах сделал нас мусульманами – теми, кто повинуется Ему. Он дает нам пропитание, но нужно также задумываться о более важном Его даре, а не только о пище и питье. Пищу Аллах дарует всем людям - и тем, кто не повинуется Ему.
 
Недавно я читал лекцию в Оксфорде, и мне были заданы разные вопросы о Его качествах. Я говорил, что Господь милостив, у Него есть имя ар-Рахман, это означает, что Его милость (в некоторых аспектах, на некоторых уровнях) ничем не ограничена, она распространяется на всех людей. В частности, в вопросе пропитания – Аллах дает пропитание всем людям, даже тем, кто полностью отвергает Его. Но есть некоторые аспекты Его милости, которые ограничены только мусульманами, предназначены только для мусульман. И тот факт, что «Он сделал нас мусульманами» - это и есть самое высшее Его благо, самый лучший дар.
 
Когда мы совершаем вуду, для этого тоже есть специальные дуа. Мы просто можем произнести перед началом омовения «Бисмилля» или «Бисмилляхи ррахмани ррахим» - как перед началом любого дела.
 
Но можно произнести несколько иначе:
 
بسم الله العظيم، والحمد لله على دين الإسلام
 
«Бисмил-Ляхиль-′Азым ва-ль-хамду ли-Ляхи ′аля дини-ль-ислам»
 
С именем Всемогущего, Великого Аллаха (Аль-′Азым). Вся хвала Аллаху за религию ислам. 
 
Вуду – это ритуальное омовение, и оно совершается не обязательно для физического очищения организма. К примеру, у человека может нарушиться вуду вследствие выхода газов, это не требует какого-то очищения (как истинджа после посещения туалета), но тем не менее, это нарушает ритуальное омовение, необходимое для молитвы.
 
Вы заметили, что во всех этих дуа мы благодарим Аллаха за то, что мы мусульмане («Хвала Аллаху, Который сделал нас мусульманами», «Хвала Аллаху за религию ислам»). Если мы благодарим Аллаха за что-то, мы получаем еще больше этих же благ. Так что если мы будем благодарить Его за то, что мы мусульмане, мы, по Его милости, станем лучше в этом отношении – станем лучшими мусульманами, более сильными, с более крепкой верой. Многие люди благодарят за те вещи, которые радуют их, но самым большим счастьем для нас должно быть обладание нашей верой, наличие веры.
 
Следует отметить, что я говорю самые основные, общие вещи, которые следует понимать и держать в уме. Ученые написали гораздо больше всего обо всех этих дуа.
 
После совершения вуду обычно произносят шахаду – это тоже следует из хадисов:
 
أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَـهَ إِلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريـكَ لَـهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمّـداً عَبْـدُهُ وَرَسـولُـه
 
Ашхаду алля иляха илля Лляху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху
 
Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник.
 
Когда произносят эти слова, желательно обратиться к небу, поднять голову вверх. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал нам чаще обновлять свою веру, тем более – в этом случае, мы совершаем вуду, омовение, которое совершают только мусульмане, и это напоминает нам о том, что мы мусульмане. После омовения мы подтверждаем нашу веру.
 
После произнесения шахады обычно произносят следующее дуа:
 
اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ ، واجْعَلْني مِنَ المُتَطَهِّرِينَ
 
Аллахумма-дж′альни минат-таввабин ва-дж′альни миналь-мутатаххирин
 

 

О, Аллах, сделай нас из тех, кто обращается к Тебе, кто кается перед Тобой и сделай нас из тех, кто очищается, кто сохраняет себя в чистоте.
 
Это дуа наиболее подходит к совершению омовения по своему прямому смыслу:
 
О, Аллах, иджа’льни – сделай нас мина ттаввабин – из тех, кто обращается к Тебе, кто кается перед Тобой. ва-дж′альни миналь-мутатаххирин и сделай нас из тех, кто очищается, кто сохраняет себя в чистоте. Не просто тахирин, а мутатаххирин – особенно чистые, приверженцы чистоты. Эти слова наилучшим образом подходят к данному случаю.
 
Перед совершением вуду также есть дуа – это очень сильное, эффективное дуа:
 
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي، وَوَسِّعْ لِي فِي دَارِي، وَبَارِكْ لِي فِي رِزْقِي
 
Аллахумма-гфирли занби ва васи′ ли фи дари ва барик ли фи ризкы
 
О, Аллах, даруй мне прощение за мои грехи, расширь для меня мой дом и ва барикли фи ризкы – и даруй мне баракят в моем пропитании.
 
Это дуа часто читают во время болезней и трудностей – оно также подходит для этих случаев. Если вы будете читать это дуа во время каких-то проблем или трудностей, которые вас постигают, это дуа очень хорошо помогает в таких ситуациях, поскольку вы в начале просит о прощении, а потом уже просите о разных мирских вещах: О, Аллах, прости меня, и расширь для меня мой дом и увеличь мой ризк, мое пропитание.
 
Итак, мы уже рассмотрели четыре дуа из пятнадцати, о которых я упомянул в начале.
 
Когда мы входим в туалет, обычно произносим:
 
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَالْخَبَائِثِ
 
Аллахумма инни а′узу бика мана-ль-хубси ва-ль-хабаиси
 
О, Аллах, я прибегаю к Твоей защите от хубс и хабаис.
 
Эти два слова обычно переводят – от шайтанов мужского и женского пола. Но более общий смысл будет такой: от всякого рода нечистоты и тех, кто нечист, кто обладает этой нечистотой. То есть, это может быть как физическая нечистота сама по себе, так и дурные, нечистые мысли, наущения шайтана – поскольку туалеты и иные подобные места могут быть местом обитания шайтана (который овладевает нами без произнесения «Бисмилля», которое отгоняет шайтана – если мы произносим их, он не может видеть, что мы делаем, как бы ставим экран между нами и шайтаном).
 
Итак, мы просим защиты Аллаха от нечистоты и всего нечистого – мужского и женского рода.
 
Когда мы выходим, мы произносим «Гуфранак» - «Прости нас»,
 
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَذْهَبَ عَنِّي الأَذَى ، وَعَافَانِي
 
Альхамду ли-Ляхиль-лази азхаба ′анни-ль-аза ва ′афани
 

 

Хвала Аллаху, Который удалил от меня тяжесть, и даровал мне хорошее самочувствие.
 
Хвала Аллаху, ал-лази азхаба ′анни-ль-аза - Который удалил от меня тяжесть, всякий вред из моего организма, ва ′афани – и даровал мне хорошее самочувствие. То есть, в сущности, мы просим об исцелении, об избавлении от разных пищеварительных проблем, разных проблем с желудком, чтобы нам было дарована ‘афия.
 
Когда мы отправляемся спать, мы произносим такое дуа (на этот счет есть много разных дуа, но мы остановимся на коротком варианте):
 
اللَّهُمَّ بِاسْمِكَ أَمُوتُ وَأَحْيَا
 
Аллахумма би-смика амуту ва ахъя
 
О, Аллах, с Твоим именем я умираю, и возвращаюсь к жизни.
 
О, Аллах, с Твоим именем – би-смикя, я умираю, и я возвращаюсь к жизни (то есть, засыпаю и просыпаюсь – как мы в начале говорили, сон сравнивается со смертью в хадисах). Эти слова могут быть прелюдией, вступлением ко всем действиям, ко всем остальным дуа – что с именем Аллаха мы живем и умираем. И пусть нашими последними словами – так же, как перед сном – будут эти слова.
 
Итак, мы обсудили уже восемь дуа. Далее обсудим дуа, которые мы говорим при входе в дом и при выходе из дому.
 
Перед выходом из дома мы говорим:
 
بِسْم اللَّهِ توكَّلْتُ عَلَى اللَّهِ، وَلا حوْلَ وَلا قُوةَ إلاَّ بِاللَّهِ
 
Би-смил-Ляхи таваккяльту ′аля-л-Лахи ва ля хауля ва ля куввата илля би-л-Лях
 

 

С именем Аллаха, я полагаюсь на Аллаха, куда бы я ни пошел. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
 
Когда мы выходим из дому, мы сталкиваемся с разными неожиданными для нас вещами, проблемами, поэтому, прежде всего, мы произносим «Бисмилляхи» - с именем Аллаха, чтобы в нашем выходе был баракят.
таваккяльту ′аля-л-Лахи я полагаюсь на Аллаха, куда бы я ни пошел. ва ля хауля ва ля куввата илля би-л-Ляхнет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха. Это означает, что ни одно доброе дело мы не можем совершить, ни одной неприятности мы не сможем противостать, без помощи Аллаха.
 
Тем самым, мы как бы говорим – о, Аллах, помоги мне, куда бы я ни пошел, защити меня от всякого зла. Мы говорим, что мы во всем полагаемся на Аллаха. Полагаться на кого-то - означает вверять ему свою жизнь, вверяться его власти, его воле. И заканчиваем мы тем, что нет ни у кого силы и мощи, кроме как у Аллаха – у нас нет способности сделать благие дела или противостать злу, кроме как с помощью Аллаха.
 
Когда мы заходим в дом, мы произносим:
 
بِسْـمِ اللهِ وَلَجْنـا، وَبِسْـمِ اللهِ خَـرَجْنـا، وَعَلـى رَبِّنـا تَوَكّلْـنا
 
Би-сми Лляхи валяджна, ва би-сми Лляхи хараджна ва 'аля Рабби-на таваккяльна!
 
С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать. (Сказав это, вошедшему следует обратиться с приветствием к находящимся в доме).
 
Би-смил-Ляхи валяджна ва би-смил-Ляхи хараджна с именем Аллаха мы заходим, и с именем Аллаха мы выходим, ва 'аля Рабби-на таваккяльна – и на Аллаха – Который есть наш Господь, мы полагаемся, делаем таваккуль.
 
Как вы можете видеть, все эти дуа говорят о связи с Аллахом, связывают нас с Аллахом. Это утверждение или выражение наше веры, нашего упования на Всевышнего.
 
У нас уже было десять дуа. Какие теперь дуа? При входе и выходе из мечети.
 
При входе в мечеть мы говорим:
 
 اللّهُـمَّ افْتَـحْ لي أَبْوابَ رَحْمَتـِك
 
Аллахумма-фтахли абваба рахматик
 
О, Аллах, открой для меня двери Твоей милости.
 
Поскольку мечеть – это место особой близости к Аллаху, милости Аллаха, это дом Аллаха, мы хотим, чтобы мы также получили эту милость Аллаха, когда приходим туда.
 
اللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُك مِنْ فَضْلِكَ
 
Аллахумма инни ас-алюка мин фадлик
 
О, Аллах, я прошу Тебя о Твоей благодати.
 
О, Аллах, я прошу Тебя о Твоем «фадль» - Твоей благодати, благоволения. Также это слово может означать пропитание – то есть, заходя в мечеть, мы просим о баракяте в нашем пропитании, - а значит, в наше работе или бизнесе, которыми мы занимаемся для зарабатывания пропитания.
 
Уже двенадцать дуа получается. Остаются дуа, которые произносят при надевании одежды и когда смотрятся в зеркало.
 
Обычно это дуа произносят, когда надевают новую одежду, но в любом случае, это очень хорошее дуа, подходящее к надеванию любой одежды.
 
اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ كَسَوْتَنِيهِ أَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِهِ وَخَيْرِ مَا صُنِعَ لَهُ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ، وَشَرِّ مَا صُنِعَ لَهُ
 
Аллахума! Ля-кя-ль-хамду — Анта касаута-ни-хи. Ас-алю-кя мин хайри-хи ва хайри ма суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма суни‘а ля-ху!
 
О Аллах! Хвала Тебе, [ибо это] Ты одел меня в эту [одежду]. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена.
 
Дуа, которое читают, когда смотрятся в зеркало:
 
اَللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي, فَحَسِّنْ خُلُقِي
 
Аллахумма кяма ахсанта (или хассанта) халькы фа хассин хулюкы
 
О, Аллах, как Ты украсил мое тело, так же, как Ты сделал меня красивым, сделай таким же красивым, прекрасным мой нрав.
 
Халькы – означает «мой образ», «мое тело», а хулюк – мой характер, мой нрав, мое поведение.
 
Ведь когда мы смотримся в зеркало, мы ожидаем увидеть нечто красивое, мы любуемся, восхищаемся собой в это время. Но при этом нужно говорить:
 
Аллахумма кяма ахсанта (или хассанта) халькы - О, Аллах, как Ты украсил мое тело, так же, как Ты сделал меня красивым, - ведь мы восхищаемся собой и благодарим Аллаха за это, фа хассин хулюкы – сделай таким же красивым, прекрасным мой нрав, мою внутреннюю сущность.
 
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي كَسَانِي هَذَا الثَّوْبَ وَرَزَقَنِيهِ مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلَا قُوَّةٍ
 
Альхамду ли-Ляхил-лязи  касани хазас-сауба ва разаканихи мин гайри хаулин минни ва ля кувва
 
Вся хвала Аллаху, который одел меня в эту одежду и даровал мне её, в то время как сам я ни мощью, ни силой не обладаю.
 
Вот это дуа читают при надевании любой одежды – а первое, которое мы привели, относится все-таки к надеванию новой одежды. Это означает: Вся хвала Аллаху, который одел меня в эту одежду и даровал мне её, в то время как сам я ни мощью, ни силой не обладаю – я получил эту одежду без каких-либо усилий с моей стороны, благодаря Его тауфику.
 
Мы уже обсудили четырнадцать дуа. Какое дуа мы пропустили?
 
Дуа после азана. Вот оно:
 
اللّهُـمَّ رَبَّ هَذِهِ الدّعْـوَةِ التّـامَّة وَالصّلاةِ القَـائِمَة آتِ محَـمَّداً الوَسيـلةَ وَالْفَضـيلَة وَابْعَـثْه مَقـامـاً مَحـموداً الَّذي وَعَـدْتَه إِنَّـكَ لا تُـخْلِفُ الميـعاد
 
Аллахумма, Рабба хазихи-д-да'вати-т-таммати ва-с-саля-ти-ль-каима-ти, ати Мухаммадан аль-василята ва-ль-фадилята ва-б'ас-ху макаман махмудан аллязи ва'адта-ху, инна-кя ля тухлифу-ль-ми'ада!
 
О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе ( "Аль-Василя" - название высшей ступени рая) и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!
 
Между азаном и объявлением о начале молитвы следует обратиться к Аллаху с мольбой за себя, поскольку мольба, с которой обращаются в это время, не отвергается.
 
Это очень сильное и мощное дуа, поскольку в нем мы обращаемся с особой и важной просьбой.
 
Здесь, в этом дуа мы возносим мольбы за Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – как он учил нас: «когда вы услышите азан, отправьте мне приветствие». Поэтому после азана следует прочитать какой-то салават (Аллахумма салли ′ала сайидина Мухаммад к примеру), а затем прочитать это дуа.
 
Всякому, кто прочитает это дуа, будет дарован шафаат Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – иншаАллах – в Судный день, так что для нас это возможность получить его шафаат.
 
Пусть Аллах, Субхана ва Тааля, дарует нам тауфик регулярно читать эти дуа, сделать их частью нашей повседневной жизни и сделает их средством нашего приближения к Аллаху, Субхана ва Тааля. Амин.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков