ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Маджлис 79: Лучший вид зикра
В данной лекции муфтий Мангера продолжает тему зикра, поминания Аллаха. В начале лекции он приводит ...
Маджлис 79: Лучший вид зикра
В данной лекции муфтий Мангера продолжает тему зикра — поминания Аллаха. В начале лекции он приводит слова имама Ибн Атаилля аль-Искандари, что поминание Аллаха, даже в рассеянности, лучше, чем отказ от Его поминания. Далее муфтий упоминает разные виды зикра – Аллаха можно поминать как языком, так и сердцем, но лучший вид зикра – это чтение Корана, хотя полноценное совершение такого зикра доступно только тем, кто хорошо знает арабский язык (поэтому простым людям лучше читать обычный зикр и дуа). В конце лекции муфтий касается некоторых видов дуа, которые верующим следует произносить при выполнении повседневных действий. Этим дуа нас научил Пророк ﷺ, про которого известно, что он был лучшим и совершенным из всех, поминающих Аллаха.
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад.
Сегодня мы поговорим о поминании Аллаха, Свят Он и Велик (зикруллах). Зикр Аллаха – это не только поминание имени Аллаха, хотя это очевидно, что поминание Аллаха — это, в первую очередь, повторение Его имени.
Однако часто случается, что мы повторяем имя Аллаха языком, без участия сердца. Случается, что при совершении зикра наше сердце занято чем-то еще, отвлечено чем-то еще. Так что имя Аллаха (в таких случаях) мы повторяем только языком – но и в этом есть польза, как пишет Ибн Атаилля, что произнесение Его имени в рассеянности, без сосредоточенности, лучше, чем отказ от поминания Аллаха. И это действительно так, часто через какое-то время повторения имени Аллаха в рассеянности, человек начинает произносить Его имя сосредоточенно и у него развивается чувство присутствия Аллаха, шаг за шагом он достигает этого.
Помимо произнесения имени Аллаха и Его прекрасных качеств, желательно также восхвалять Всевышнего Аллаха. Это тоже является поминанием Аллаха. К примеру, если что-то хорошее у нас случается, и мы произносим «Альхамдулиллях», то следует произносить эти слова не просто машинально, как оборот речи, но действительно осознавая, что «вся хвала Аллаху». Это тоже будет зикром Аллаха. Именно этого от нас хочет Аллах – чтобы мы поминали Его в разных состояниях, а не просто раз в день сидели и произносили Его имя (забывая о Нем в остальное время). Это – такое поминание Аллаха – лучше, поскольку таким образом вы будете поминать Его целый день. Альхамдулиллях, если это получится у вас.
Наоборот, если мы видим что-то странное, неприятное, пугающее, мы произносим «Субханаллах» — «Пречист Аллах», то есть, и это было от Аллаха, это то, что пожелал Аллах. Это тоже поминание Аллаха, поскольку Он хочет, чтобы мы поминали Его в любых ситуациях.
Также к поминанию Аллах относится поминание повеление и запретов Аллаха. Не просто как вопрос фикха — хотя и в этом есть польза, но это будет такое сухое поминание, что вот это халяль, а это харам. Это должно быть действительное осознание, что это Аллах повелел или запретил. Когда мы видим, что кто-то не совершает намаз, мы должны не просто сердиться на него, но осознавать — да, здесь нарушается приказ Аллаха, человек пренебрегает указом Аллаха. При этом мы не должны смотреть сверху вниз на человека, который не совершает намаз, не должны принижать его. От нас требуется не чувство превосходства, не желание унизить человека — но мы должны думать при этом, вот здесь не совершается поклонение Аллаху. Мы должны подумать при этом, как лучше побудить человека к поклонению Аллаху, побудить его увидеть красоту поклонения Аллаху. То есть, мы должны при этом концентрироваться на Аллахе — а не на каких-то эгоистичных моментах, не быть самодовольным.
Очевидно, что зикр может совершаться как языком, так и сердцем. Самым лучшим, совершенным, является, разумеется, соединение обоих этих видов. Более вероятным будет, что человек начинает отвлекаться, когда совершает зикр языком, а не когда совершает его сердцем. Когда мы совершаем зикр сердцем, нам труднее отвлечься на что-то постороннее, мы внутренне сосредоточены. Когда же мы повторяем Его имя языком, наши мысли могут рассеиваться.
Я не хочу уменьшить значимость словесного зикра, но совершение его в полной концентрации доступно лишь тем, кто полностью овладел своим сердцем, кто хозяин своего сердца, своей воли. Но такого достигают очень немногие люди. Когда вы произносите Его имя языком, вы привыкаете повторять Его имя, оно проникает в ваше сердце, и такое произнесение также приносит вам пользу. Хотя бывает, что человек, к примеру, смотрит кино, повторяя при этом «Субханаллах, субханаллах…», считая, что так он совершает зикр.
Во многих тарикатах, суфийских путях, человека сначала обучают произнесению зикра языком, а потом уже обучают зикру сердца — когда человек приучается, привыкает к повторению имени Аллаха.
Самой превосходной формой зикра является чтение Корана. Нет ничего более великого, чем чтение Корана – оно превосходит повторение имени Аллаха и всего подобного этому. Для многих людей это неожиданно. Могут спросить – почему же суфийские тарикаты не сосредоточиваются на Коране? (а вместо этого читают зикр). Разумеется, суфии читают Коран, но может быть так, что человек читает Коран языком, но при этом не осознает то, о чем он говорит. Ведь очень многие мусульмане не знают арабского языка – большинство мусульман мира. Так что им будет очень сложно читать Коран по-арабски, параллельно читая перевод тех аятов, которые они читают, чтобы следить за смыслом. Очень мало кто способен читать Коран, понимая его смысл и размышляя над его смыслом.
Ведь Коран как бы обращается к нам, общается с нами. К примеру, в каждом намазе мы произносим: «Ихдина сыраталь-мустакым» — «Наставь нас на прямой путь». Здесь Аллах обращается к нам, побуждает нас к действию (где ты находишься, куда ты идешь, в чем твоя проблема?). Поэтому Пророк ﷺ так много читал Коран, обращался к Корану, даже когда совершал тахаджуд. В Коране содержится послание, обращение к верующим, а не просто слова поминания Аллаха. в Коране мы поминаем Аллаха теми словами, которыми Он обращался к нам. Когда мы совершаем зикр, мы только поминаем Аллаха, читая Коран мы поминаем Аллаха и размышляем над Его посланием к нам, над Его словами. Хотя, разумеется, за совершение зикра, за простое произнесение Его имени обещано много наград.
Итак, самой лучшей формой зикра является Коран, также различные формы зикра, а также различные формы дуа.
Дуа – это также поминание Аллаха, какие-то мысли об Аллахе, наиболее подходящие к какой-то конкретной ситуации. К примеру, что я должен думать об Аллахе, когда я ем?
بِسْمِ اللهБисмиЛляхС именем Аллаха
Вот такому дуа после еды нас обучал Пророк ﷺ:
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّةАль-хамду ли-Лляхи ллязи ат'ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин!Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю!
Это самые лучшие мысли, которые вы можете иметь после окончания еды. Никто не мог научить нас лучшим словам поминания Аллаха, чем Посланник Аллаха ﷺ. У нас есть дуа, которые нужно произносить, входя в туалет, перед тем, как пить воду, перед тем, как отправиться в путешествие и т.д. И все это – самые подходящие, самые соответствующие слова к этому случаю. К примеру, когда мы садимся в транспорт, нам следует произносить:
سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَٰذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إِلَىٰ رَبِّنَا لَمُنقَلِبُونَ«Пречист Тот, кто нам это подчинил, ведь мы сами на это были не способны. И, поистине, мы вернемся к нашему Господу». («Аз-Зухруф», 13-14)
Если каждый из нас будет знать все эти дуа вместе с пониманием их смысла, это сделает его гораздо ближе к Аллаху. Это очень хороший способ приближения к Аллаху.
У нас есть каждодневный набор действий, которые мы обычно совершаем. Встаем, едим, пьем, ходим в ванну и туалет, одеваемся, уходим из дому, садимся в транспорт, приезжаем домой и т.д.
Когда мы входим в дом, обычно принято произносить:
بِسْـمِ اللهِ وَلَجْنـا، وَبِسْـمِ اللهِ خَـرَجْنـا، وَعَلـى رَبِّنـا تَوَكّلْـنا
БисмиЛляхи валяджна, ва би-сми Лляхи хараджна ва 'аля Рабби-на таваккяльна!
С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать. (Сказав это, вошедшему следует обратиться с приветствием к находящимся в доме).
Таких дуа существуют сотни и тысячи – вот примерный набор дуа: когда встаешь и когда ложишься спать; перед едой и после еды; когда садишься в транспорт; когда заходишь в туалет (уже шесть видов дуа мы насчитали); дуа при входе и выходе из мечети (восемь); при надевании одежды – девять; при входе и выходе из дому – десять и одиннадцать; при отправлении в путь – двенадцать; перед и после совершения вуду' (омовения) – уже четырнадцать. Какое еще – когда слышим азан. Итого пятнадцать. Какие еще обычные дела мы совершаем? Встречаемся с кем-то – для этого есть тоже отдельное дуа. Есть дуа, когда человек смотрится в зеркало – это для сестер будет особенно актуально. Уже шестнадцать.
Итак, мы насчитали примерно пятнадцать-шестнадцать ежедневных дуа. Разумеется, их больше, но это самые употребительные. Если мы выучим их и будем регулярно использовать, — конечно, с пониманием, с осознанием их смысла, это будет очень хорошо. Многие из вас, я думаю, знают гораздо больше дуа, — на следующей лекции, ин шаа Аллах, более подробно поговорим об этих повседневных дуа и об их смысле. Это очень полезная и важная тема.
Ибн Кайим упоминает множество наставлений, касающихся совершения зикра. И он пишет, что Пророк ﷺ был самым совершенным созданием во всем, в том числе в том, что касается зикра Аллаха. Так поминать Аллаха, как это делал Пророк ﷺ – таким совершенным и полноценным образом, никто более не мог. Все, что он говорил или делал, совершалось с поминанием Аллаха. К примеру, какие-то ответы на вопросы фикха – это тоже ведь поминание Аллаха. Поэтому Пророк ﷺ говорил:
Все слова, сказанные сынами Адама, могут быть использованы против него – все, что вы говорите, может быть использовано против вас, по умолчанию, — кроме зикра, поминания Аллаха и всего, что подпадает под эту категорию, а также того, кто обучает или обучается религии – имеется в виду, тех слов о религии, которые говорят в процессе обучения (поскольку в иное время учителя и ученики также могут говорить что-то неправильное).
Кто-то может спросить – а как же шутки? В них нет проблем, если в них нет ничего запретного и у человека хорошие намерения. Пророк ﷺ шутил таким образом. Просто у всего должна быть мера и правильные границы.
Почему так говорится (что все наши слова могут быть использованы против нас) – потому что Аллах может наказать нас за наши слова, если мы будем говорить что-то дурное, неправильное, обижать кого-то. Имам Газали в своей книге насчитал двенадцать бедствий, связанных с языком. Он писал, что вред от всех остальных частей тела очень мал – в сравнении с вредом, который человек может нанести языком. Чтобы сделать что-то дурное рукой, — допустим, ударить кого-то, — нужно приложить усилие, постараться. Но чтобы нанести вред языком, не нужно никаких усилий – разговор не требует от человека усилий, никакой особенной энергии, это очень легко для него.
Итак, как мы уже сказали, вся речь Посланника Аллаха ﷺ была поминанием Аллаха: он побуждал к добру и запрещал зло, обучал умму законам Аллаха, все это также является поминанием Аллаха, поскольку относится к религии (как следует исполнять повеления Аллаха в этом мире, чтобы заслужить Его довольство). Это тоже зикр. Пророк ﷺ рассказывал людям об Именах Аллаха, Его качествах, Его воле, Его действиях, Его предупреждениях, Его обещаниях – все это поминание Аллаха. Также он ﷺ восхвалял Аллаха за все Его дары, Его милости, благодарил Аллаха, читал тасбих, он обращался к Аллаху, делал дуа. Все, что Пророк ﷺ делал, было ради довольства Аллаха.
Даже когда он молчал, он поминал Аллаха в своем сердце. Почему, к примеру, мы говорим: «Гуфранака» — «Прости нас», когда посещаем туалет? Что такого неправильного в посещении туалета? Потому, что Пророк ﷺ мог поминать Аллаха даже в таком состоянии, в это время – настолько он был связан с Аллахом, что он никогда не говорил: «О, вот в это время я не могу поминать Его». Так что мы просим прощения за рассеянность, за то, что в это время забываем о Нем.
Аиша (радыАллаху анха) говорила, что Пророк ﷺ поминал Аллаха в любом состоянии, в любой ситуации. Когда он что-то говорил, это было ради Аллаха, когда он молчал, он поминал Аллаха в сердце. Как передается, зикр Аллаха был в каждом его ﷺ вздохе. Каждый раз, когда он вдыхал или выдыхал воздух, вместе с ним выходили слова поминания Аллаха. Многие ученые пытались понять, что же это означает? Они предлагали различные объяснения, как же это выглядело на практике. Один из способов – который применяют, используют суфии тариката Чишти и некоторые другие – это буквально сопровождать каждый вздох произнесением имени Аллаха. Они делают так: когда человек вдыхает воздух, он должен говорить: «Алла», а когда выдыхает – «hу». Это можно делать беззвучно, слегка шевеля языком.
У меня есть друг – очень благочестивый человек, возможно, даже вали Аллаха, его отец был ученым у нас, в Англии, а он сам сейчас работает имамом. Он рассказывает, что в возрасте примерно девяти лет его научили этой практике – произнесению имени Аллаха с каждым вздохом, так что сейчас это действие является его второй натурой. Ведь в самом деле, произнесение этих слов не требует усилий, их можно произносить беззвучно, чуть-чуть шевеля языком.
Итак, как мы сказали, Пророк ﷺ всегда совершал зикр – когда вставал, ложился спать, шел или ехал куда-то, и т.д. Мы тоже можем стараться все время поминать Аллаха – не только сидя в своей комнате после фаджра, к примеру, но везде, куда бы мы ни пошли. Просто произнесение имени Аллаха – даже не заглядывая в какие-то специальные книги зикра, где приводятся определенные формулы зикра, просто имя Аллаха, либо слова тасбиха.
На этом мы остановимся и продолжим, ин шаа Аллах, в следующий раз.
Предыдущий урок
Маджлис 78: Верующему человеку необходимо всегда следовать истине и признавать истину
Следующий урок
Маджлис 80: Дуа на каждый день
Комментарии: 1
Правила форума