Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 54. Сура «Аль-Фатиха» – ключ к счастью в обоих мирах
Маджлис 54. Сура «Аль-Фатиха» – ключ к счастью в обоих мирах
В следующем маджлисе муфтий Абдуррахман касается нескольких важных моментов. Сначала он приводит аят...
4 206
14 декабря, 17

Маджлис 54. Сура «Аль-Фатиха» – ключ к счастью в обоих мирах

4 206
14 декабря, 17
В следующем маджлисе муфтий Абдуррахман касается нескольких важных моментов. Сначала он приводит аят Корана, где Аллах говорит людям, что Он дал им всю землю во владение – чтобы они могли расселяться на ней и извлекать из нее пропитание. Далее муфтий говорит о том, как человеку достичь успеха в этой, а главное, – в будущей жизни. Для этого человеку следует правильно использовать две основные способности, которыми его наделил Аллах: умственную – свой разум, и физическую – совершать правильные дела в соответствии с правильным пониманием вещей. В качестве примера разбирается сура аль-Фатиха – где говорится о могуществе и милости Аллаха, признается необходимость Его помощи и наставления на истинный путь.
 
Бисмилляхи ррохмани ррохим.
Альхамдулиллях ва ссаляту ва ссаляму аля сайидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барак ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад…
 
Аллах говорит в Коране:
 

هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ

 
«Он [Аллах] – Тот, Который сделал для вас землю покорной (чтобы вы могли жить на ней), ходите же по её краям и питайтесь от Его удела [который Он даёт вам из неё]; и к Нему (будет) воскрешение (возвращение)». (Сура 67:15).
 
Если мы поразмыслим над этим аятом, мы узнаем из него, как нам провести себя в этой жизни, он дает нам понимание этого. Это прекрасный аят, который показывает нам, что Аллах хочет от нас в этой жизни и в будущей жизни.
 
Аллах сообщает нам в этом аяте, что Он подчинил нам землю, взял с нее клятву покорности нам, чтобы мы могли жить на ней (а также растения и животные могли жить на ней и питаться от нее). И не только жить на ней, но и возделывать ее, и использовать ее, строить свои жилища на ней и т.п. Аят ясен, в нем сказано, что Аллах сделал землю покорной для Своих творений, что все эти вещи позволены им. Аллах не сделал нам сложным иметь дело с землей, Он не сделал ее для нас местом запрета, местом, куда нельзя входить, но наоборот, Он дал нам ее в пользование, местом, откуда мы берем свое пропитание, местом, где мы строим свои жилища, где мы работаем и т.д.
 
Далее (в других аятах) Аллах говорит, что земля – это место, которое расширено для людей, место для распространения людей, где течет вода, произрастают различные плоды и есть все, что нужно для пропитания. Он говорит о том, что Он поставил горы для устойчивости на земле, Он расстелил по ней дороги, чтобы люди могли передвигаться по ней и путешествовать, Он сотворил реки и ручьи, которые текут по земле – и всем этим Он благословил людей для их жизни. Также из Его благословений – то, что Он дает всем живым существам, - и людям, и животным пищу из этой же земли, на которой они живут. Им не нужно искать пищу где-то на другой планете – все, что нам нужно для пропитания – вода, плоды, растения, растет и производится здесь же, из земли. Она так устроена, что всякая грязь, все вредное из нее уходит, и наоборот, она производит все полезное.
 
Основной смысл всего этого в том, что Аллах сотворил землю и все, что на ней, для нашего пользования и проживания. К примеру, взять верблюда. Нам это сейчас трудно представить, но верблюд очень важен для жителей пустыни как средство передвижения, поскольку это животное очень выносливо, он может проходить большие дистанции без нужды в пище и воде. Лошадь быстрее верблюда, ей нужно меньше пищи, но верблюд более вынослив, сильнее и большее нее, Аллах сотворил его таким, подчинил его человеку, чтобы он мог с помощью верблюда передвигаться по пустыне без проблем, совершать длительные путешествия.
 
Итак, Аллах сотворил для нас землю и подчинил нам ее, чтобы мы могли питаться от нее, причем, мы можем находить пищу в том же месте, где мы живем. Мы можем ходить по ней, стоять на ней, сидеть на ней, передвигаться в разные стороны по ней.
 
В конце этого аята Аллах говорит: «ва илейхи ннушур» - и к Нему вы будете возвращены - после того, как Он перечисляет все Свои дары людям и все возможности, которые Он даровал им на этой земле. Многие вещи нам трудно представить – как трудно людям добывать себе пропитание, работать на земле, мы, живущие здесь на Западе, удалены от жизненных реалий. Мы сосредоточены на вещах, которые сделаны руками людей – различных достижениях цивилизации (телефонах, компьютерах, разных приборах), что не видим, к примеру, звезд наш нашей головой. Эти искусственные вещи заслоняют от нас творения Аллаха. В Индии, к примеру, большое число людей живет в деревнях, они ближе к природе, так что они каждый день наблюдают звезды над головой. Разумеется, звезды светят всем, но вряд ли мы, живущие в городе, обращаем на них внимание. Равно как жители деревень видят деревья, растения вокруг себя. В городах тоже растут деревья, но многие ли из нас знают, как называется то или иное дерево, которое мы видим из окна каждый день? Мы почти не взаимодействуем с природой, поэтому эти аяты Корана лишены для нас того смысла, того значения, что они имели для людей древности. Эти аяты сообщают нам о природе вокруг нас, о тех явлениях, на которые мы уже давно не обращаем внимания. Хотя люди – тоже часть природы, но мы давно уже отрешились от нее. Так что нам нужно, к примеру, объяснять, чем был полезен верблюд жителям пустыни.
 
Аллах говорит в аяте, что Он создал землю «залюлян» - покорной нам, Он простер ее в разные стороны, чтобы мы передвигались по ней, жили на ней и добывали на ней пропитание, но в заключительной части аята Он говорит, что «к Нему наше возвращение».
 
То есть мы не останемся на земле вечно, мы должны будем покинуть ее. Мы живем в этом мире как временные жильцы, как путники, которые могут пользоваться всем, что здесь есть, но когда-то должны будем покинуть ее. Этот мир для нас подобен гостинице, где есть все удобства для нашего обитания, но которую мы должны будем когда-то оставить, ибо «ва илейхи ннушур» – к Аллаху наше возвращение. Эти слова открывают нам глаза на реальность этого мира. Эти мысли – о временности нашей жизни – должны нас беспокоить периодически. Пускай хотя бы раз в день, но мы будем помнить об этом. Это благословение Аллаха – что Он вложил в нас это сознание, дал нам такую информацию. Почему – если мы хотя бы несколько раз в день вспомним о будущей жизни, о ее наградах и наказаниях, это будет отвращать нас от запретного, мы будем правильно расставлять приоритеты – заниматься действительно нужными для нас вещами и отказываться от всего пустого и бесполезного. У нас должно быть открытое сердце, которое осознает эту реальность и держит ее в уме постоянно.
 
Следующий пункт – после напоминания людям о том, в каком мире они живут – затрагивает вопрос, как человеку достичь успеха в этом мире. Я понимаю, что на этот вопрос может быть множество ответов, множество способов объяснить это, много вариантов поиска решения. Сегодня я хотел бы поговорить об этом с разных точек зрения.
 
Каждый человек имеет два вида способностей: первая – это способность мыслить, обдумывать происходящее в своем разуме (мыслительные способности); вторая – это физические возможности, способность делать что-то в физическом смысле, реализовывать, претворять в жизнь, те вещи, которые человек счел правильными своим разумом. Первая способность теоретическая, она касается способности человека развивать какие-то вещи в своем уме, вторая касается возможности претворять это в действия.
 
Для верующего человека самая важная вещь – это са’ада, то есть, хорошая, счастливая участь в будущей жизни. Успех в будущей жизни зависит от обеих этих способностей человека. Если использовать только какую-то одну из способностей – этого не будет достаточно. Следует использовать и разум, и заниматься практической деятельностью.
 
Чтобы правильно использовать первую способность – разума, человеку следует, прежде всего, познать своего Творца. Тогда человек начнет правильно понимать свое место в этом мире. Если человек забывает своего Создателя, он забывает о самого себя – кто он, откуда он появился, в чем смысл его жизни. Так что первое, что должен сделать человек посредством своего разума, - это понять, Кто создал его, Кто дал ему и жизнь и все, чем он в ней пользуется.
 
Затем человек должен узнать Его имена и качества – то есть, понять, кто Он – его Создатель – такой, что Он делает, какие у Него возможности, какими качествами Он описан.
 
Следующий момент, который мы должны уразуметь – это тот путь, способ, с помощью которого мы можем стать ближе к своему Создателю.
 
Далее человек должен понять, какие проблемы и трудности могут поджидать его на пути к довольству своего Создателя, что может помешать ему достичь Его довольства.
 
Затем мы должны понять самого себя – свои слабости, свои недостатки, тогда нам будет легче понять, какого рода усилия мы должны приложить, чтобы приблизиться к своему Господу, и от каких качеств мы должны избавляться.
 
Если мы соблюдем вышеперечисленные пять условий (познаем своего Творца; познаем Его качества; узнаем – каков путь, ведущий к Его довольству; какие трудности нас на нем подстерегают, а также поймем самого себя и собственные слабости) это означает, что мы правильно используем свой разум, свои умственные способности. Это очень важно для каждого человека – кем он ни был в этом мире, какого бы успеха он не достиг, но, если он не поймет всего вышеперечисленного, он не достигнет спасения и успеха в будущей жизни.
 
Далее, когда мы перейдем к следующей способности – к практическому осуществлению того, что осознал наш разум, нужно отметить, что человеку следует, прежде всего, исполнить две вещи: соблюдать права Творца и соблюдать права Его творений. Когда мы делаем что-то для других людей, мы как бы получаем чек или ваучер, который мы сможем предъявить в Судный день, сказав, что мы сделали такие-то добрые дела. Если они были сделаны правильно, с искренним намерением, мы сможем «обналичить» наш чек – получить нашу награду за них. Но может оказаться, что человек ничего не получит из награды, на которую он рассчитывал, поскольку намерение его было неправильным.
 
Если мы благодарны Аллаху за Его дары в нашей жизни, если мы проявляем терпение, имеем хорошее мнение о других людях – это означает, что мы соблюли права нашего Создателя.
 
Важно отметить, что второе – практическая деятельность – не должна идти в отрыве от первой. Человек не может совершать правильные дела в этой жизни, если он не познал своего Создателя или не имеет о Нем правильное представление. Если человек заблуждается в первом вопросе, то дела, которые он совершит будут несовершенными.
 
И еще один момент, который следует прибавить к двум перечисленным способностям – умственной и практической – это помощь Аллаха, Субханаху ва Тааля. Каждый человек полностью зависит от помощи и наставления Аллаха. Всевышний Аллах наставляет людей на правильный путь, дает им правильное понимание, и Он же помогает людям не сбиться с правильного пути (а это очень легко для человека). Человек по своей слабости, неспособности как следует понять – что для него хорошо и что плохо, может потерять истинный путь. Он может потерять понимание истины, сбиться в заблуждения, либо начать совершать грехи. Когда человек теряет понимание истины, сбивается разумом, он вредит только себе, но, когда он начинает совершать что-то неправильное в соответствии со своим пониманием, он может сбить и других людей, показав им неправильный пример своим поведением.
 
Итак, как мы уже сказали, для обретения счастья в обоих мирах, человеку следует правильно использовать обе свои способности, а также просить помощи у Аллаха. Обо всем этом очень ясно говорится в той суре, которую Аллах повелел людям читать каждый день по много раз – это сура аль-Фатиха. Если человек будет читать ее с осознанием ее смысла, он будет постоянно держать в разуме эти моменты.
 
Она начинается словами:
 
الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ 
الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ 
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
 
 
Вся хвала и почет принадлежат Аллаху, Господину всех миров, Милостивому и Милосердному,  Властелину Судного дня.
 
Это первая часть суры, которая включает в себя то, что человеку следует осознать своим разумом – это, прежде всего, познание своего Господа. Вся хвала принадлежит Аллаху – все, что мы видим вокруг себя, принадлежит Аллаху и все зависит от Него.
 
Следующая вещь, о которой здесь говорится – это имена Аллаха: ар-Рахман и ар-Рахим, а также Рабб – Господь.
 
Далее говорится о Его действиях: что Он – Владыка всего мира, а также Повелитель Судного дня. Эти имена – самые важные, самые основные имена Аллаха, Субхана ва Тааля. Самое главное имя нашего Господа – это Аллах, самое значительное и известное имя, которое включает в себя все остальные имена. Следующее имя – это Рабб, и еще важное имя – это Рахман (также имя Рахим), но эти три – самые основные Его имена.
 
Имя Аллах включает все атрибуты, относящиеся к Его божественности – к улюхия. Есть множество версий происхождения этого слова, одна из них – что оно восходит к слову алиха, обозначающее того, к кому обращаются за источником мира, спокойствия. Люди, которые обращаются к Аллаху, находят у Него мир и гармонию, - это именно то, чего люди обычно ищут в религии.
 
Второе имя Аллаха, которое упоминается в этой суре – это имя Рабб, божественное имя, которое выражает Его рубубия, то есть, Его обладание, Его власть над миром, что Аллах – это Тот, Кто сотворил все вещи в мире, владеет ими и управляет.
 
Затем идет имя Рахман, которое включает в себя всю Его щедрость, милость и все благие вещи, которые Он дарует нам. Если мы посмотрим, то все остальные имена Аллаха так или иначе возвращаются к этим трем основным именам – к Его владычеству и господству или Его милости и заботе о творениях. В первой части этой суры Аллах сообщает все, что мы должны знать о наших отношениях с Ним.
 
Далее следует аят:
 

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

 
Тебе одному мы поклоняемся и одного Тебя молим о помощи
 
Здесь говорится о том пути, которому мы должны следовать. Когда мы осознаем, что Он – наш Господь, который владеет всем в этом мире и в настоящее время, и в будущем (в Судный день), мы понимаем, что нам следует поклоняться, служить Ему; что путь к Его довольству пролегает через ибадат, служение Ему. И что Его помощь мы получаем лишь через поклонение и подчинение Ему. Всевышний как бы говорит нам: если вы ищите Моей помощи, просите о помощи, вам следует подчиниться Моим повелениям и слушаться Меня.
 
Наши учителя говорили:
 
«Не ищите награды – ваша награда в том, что Аллах позволил вам совершать дела ради Него, счел вас достойными поклоняться Ему».
 
В этом аяте также говорится, что мы должны просить у Него помощи для всего – в том числе и для совершения поклонения Ему.
 
Следующий аят:
 

اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ

 
Наставь нас на истинный путь
 
Нет другого пути для человека получить окончательное спасение и счастье в будущей жизни, кроме как твердо придерживаться истинного пути. В этой великой суре мы просим как раз об этом – о наставлении на истинный путь. И нет другого способа устоять на истинном пути кроме как с помощью наставления Аллаха, Субханаху ва Тааля. Поэтому мы просим: ихдина – наставь нас на истинный путь. Мы просим Его об этом – поскольку нет иного способа встать на истинный путь, кроме как с помощью Аллаха Тааля. Подобно тому, как нет другого пути совершать поклонение Ему и слушаться Его, кроме как через Его помощь, так нет другого пути для истикама – твердости – на этом пути, кроме как с помощью Его руководства, мы нуждаемся в Его помощи.
 
Далее мы просим наставить нас на путь праведных людей:
 

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ

 
Не веди нас путем тех, на кого пролился Твой гнев, и не веди нас путем тех, кто впал в заблуждение.
 
Здесь упоминаются два способа отклониться от прямого пути, поскольку если есть прямой путь, значит, кто-то может отклониться от него. Человек, который сошел с прямого пути, называется заблудшим.
 
В заблуждение впадают люди, чье понимание религии становится ошибочным – у кого повреждается ум. Здесь речь идет о повреждении первой способности человека – умственной способности, его мысли сбиваются с прямого пути.
 
Второй тип людей, которые здесь упоминаются – это люди, которые находятся под гневом Аллаха (грешники, которые своими действиями вызывают гнев Аллаха). Эта сура очень обширная, всеобъемлющая, так что здесь Всевышний учит людей просить защиты от обоих способов отклониться от прямого пути – и своим разумом, и своими практическими действиями.
 
Как мы уже сказали, эту суру можно поделить на три части:
 
  • первая ее часть посвящена милости Аллаха (рахма) – аспекту милости;
     
  • средняя – вторая часть – Его руководству, наставлению на истинный путь (хидая) – это аспект руководства;
     
  • и последняя, третья часть посвящена аспекту ни’мата (даров, благ), даров Аллаха людям.
 
Каждое человеческое существо получает столько даров и благ от Аллаха, сколько наставления, руководства оно обрело. А наставление (хидая) зависит от того, насколько Аллах проявил милость этому человеку. Последняя часть суры связана со второй частью, а вторая часть связана с первой.
 
Дары Аллаха и Его милость связаны с Его качеством господства (рубубия) – когда Он проявляет Свою власть, Свое могущество в мире. И поскольку Аллах – Милостивый, Рахим, и Дарующий – Мульхим, эти Его качества связаны с Его божественностью (улюхия), поскольку Он есть истинный Господь. Эти Его качества не зависят от того, сколько людей отвергают Его, не желают подчиняться Его приказам, приписывают Ему партнеров.
 
Если человек достигнет полного понимания этой суры (Фатиха) в смысле ее правильного понимания и осознания ее смысла, будет воплощать ее смысл в своей практической жизни, он достигнет успеха в обеих сторонах своей жизни – и в умственной стороне, в своем разуме, и в своей практической жизни, в совершении правильных действий. Тогда, по милости Аллаха, его поклонение Аллаху (ибадат) станет поклонением особых, избранных рабов Аллаха – Его вали, Его близких друзей. И его уровень перед Аллахом будет выше уровня обычных людей.
 
Поэтому мы должны все время просить Аллаха о Его помощи, Его наставлении, Его содействии. Если мы осознаем качества и свойства Аллаха (о которых Он сообщает нам в первой части суры), мы будем еще больше просить Его содействия и с большим усердием поклоняться Ему. Большая помощь будет воплощаться в лучшем служении Ему. И тогда мы будем твердо стоять на истинном пути, лишенном всякого заблуждения и гнева Аллаха – это Его дары тем, кто усердно Ему служит.
 
Пусть Аллах дарует нам истинное понимание суры Фатиха, ее бараката. Пусть Он сделает наши молитвы искренними, которые будут приближать нас к Нему.
 
И хвала Аллаху, Господу миров.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков