Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 69: История человека, который готов был пожертвовать своим хаджем ради другого
Маджлис 69: История человека, который готов был пожертвовать своим хаджем рад...
​​​​​​​В этой лекции муфтий Мангера, продолжая чтение книги «Рисалятуль-Мустаршидин», говорит о том,...
4 338
12 декабря, 18

Маджлис 69: История человека, который готов был пожертвовать своим хаджем ради другого

4 338
12 декабря, 18
В этой лекции муфтий Мангера, продолжая чтение книги «Рисалятуль-Мустаршидин», говорит о том, что, если мы что-то задумали, нам следует употребить все средства для достижения цели, но потом доверить наше дело Аллаху (не переживая даже тогда, если что-то получится не так, как мы запланировали). Далее – в качестве иллюстрации этого утверждения – муфтий рассказывает очень поучительную и трогательную историю о том, как один человек пожертвовал мечтой всей своей жизни ради помощи другим людям, но потом Всевышний многократно вознаградил его за терпение и самопожертвование.
 
Мы продолжаем чтение книги «Рисалятуль-Мустаршидин». Имам аль-Мухасиби пишет:
 
«Используйте свой акль (разум) ради Аллаха, на пути Аллаха, отказываясь от слишком многих планов (расчетов, соображений)».
 
Что это означает? Не слишком полагайтесь на свой собственный разум, на свои умственные способности. Не полагайтесь полностью на то, что ваш разум подсказывает вам о чем-то (что может выйти из того, что вы задумали).
 
Поскольку «разум ограничен» (как говорит имам Мухасиби) - наш интеллект ограничен определенными пределами, за которые он не может выйти: «Видение разума ограничено пределами, границами, на которых он останавливается». Он не может проникнуть за пределы этих ограничений.
 
Поэтому «вам следует полностью подчиниться Аллаху, Субханаху ва Тааля, во всех Его планах, Его расчетах, принимая все необходимые средства, которые Он повелел вам использовать».
 
Вам следует принимать – какие бы средства нам не приходилось бы использовать в этом мире, - ибо этот мир есть мир средств, так что нам следует использовать эти асбабы, средства (для достижения наших целей) как только возможно, - но нам следует полностью полагаться на Аллаха, повиноваться Аллаху во всем, что Он в действительности запланировал – то есть, в том, какой результат может получиться из наших усилий.  Допустим, мы хотим достичь успеха в такой-то работе, - мы должны предпринимать все необходимые усилия, средства для этого – но нам следует помнить, что обо всем этом у Аллаха есть какой-то Свой план, и нам следует помнить об этом. Если что-то пойдет не так, как мне хочется, что-то будет получаться не так, как я запланировал, это означает, что у Аллаха есть какой-то план обо всем этом, который будет лучшим для меня (это означает, что мой конкретный путь, способ действия – не самый лучший).
 
К примеру, у вас есть сын или дочь, и вы считаете их очень умными, красивыми, способными людьми. Кто-то сватается к ним – какая-то семья, где тоже есть дочка или сын. И вы считаете своего ребенка чрезвычайно удачной партией для той семьи, что для них будет честью породниться с вами. Но вдруг что-то начинает идти не так – они начинают уклоняться от ответа, говорят, что подумают об этом, что не знают, как им поступить. Вы ожидаете, что они будут настаивать на скорейшей свадьбе, будут рады этому браку – а они тянут время, не дают ответа. Такое отношение сильно разочаровывает, огорчает вас, опрокидывает ваши ожидания. Проходит неделя, - а ответа все нет. Вы мучаетесь неизвестностью (а недаром говорят, что неизвестность, ожидание хуже смерти).
 
Наконец, вы не выдерживаете и сами спрашивает их – ну что вы решили? Все это делает вас скромнее, смиреннее – вы перестаете смотреть на других людей свысока, считать свою семью выше остальных, что другие семьи должны считать счастьем породниться с вашей. И когда вы спрашиваете – что же вы решили, та семья отвечает, что нет, нам это не подходит по таким и таким соображениям. И тогда вы понимаете, что у Всевышнего были иные планы на этот счет, - раз этот брак не сложился, видимо, в нем не будет блага для ваших детей.
 
Так что, если вы правильно отнесетесь к этому событию, вы не будете сильно переживать, а, наоборот, скажете – альхамдулиллях, значит, Аллах дарует мне что-то лучшее. Но если вы не примете этот момент – что у Аллаха есть Свои планы на вашу жизнь, и эти планы лучше ваших, - вы все время будете разочаровываться, огорчаться.
 
Далее шейх говорит в точности то, что я сказал:
 
когда вы употребите все причины для достижения цели – при этом повинуясь Аллаху, передавая Ему свое дело, - доверяя тому, что Он запланировал для вас, независимо от того, сделает ли Он ваше дело успешным или нет.
 
«Ибо Аллах более милостив к вам, чем вы сами по отношению к себе» -давайте остановимся немного на этой мысли. Как это понимать – что Аллах может быть более милостив ко мне, чем я сам по отношению к себе? Ведь мы обычно думаем, что лучше нас никто не относится к нам, мы желаем себе только добра. Но если мы в действительности осознаем это, окажется, что это не так. Это не всегда так. К примеру, мы совершаем грехи, повинуясь своим страстям и желаниям (шахават). Это непослушание Аллаху – разве это хорошо по отношению к нам?
 
Это подобно тому, как родители не видят проблемы в том, что их дети-подростки употребляют спиртное на каких-то вечеринках (и даже наркотики). Родители разрешают детям принимать участие в подобных мероприятиях, говоря – «подумаешь, большое дело  Мы же современные люди широких взглядов». Но в один прекрасный день они понимают, какой вред они причинили (таким попустительством) своим детям. Что они вырастили настоящих чудовищ из своих детей – когда оправдывали их, потакали их страстям.
 
Аллах не подвержен эмоциям, Он не проявляет насилия и притеснения по отношению к Своим творениям. Он – Самый совершенный из тех, кто строит планы, Он лучше всех знает, что нам подходит – поскольку Он видит всю картину нашей жизни целиком. Он знает, что если вы не получите того, что хотели, а наоборот, получите то, что считали плохим для себя – это станет для вас благом в отдаленной перспективе.
 
Имам Мухасиби продолжает:
 
«Ибо говорится в Книге Всевышнего Аллаха – в Коране:
 
وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
 
«И может быть, вам не нравится что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, – поистине, (только один) Аллах знает (что является для вас благом), а вы не знаете!»
 
Есть очень интересная история, которую мне недавно рассказали. Она касается поездки в хадж. Субханаллах! Это действительно прекрасно.
 
Человек по имени Саид сидел в аэропорту Джидды по окончании своего хаджа в ожидании самолета. Вы знаете, как это бывает – там, в аэропорту приходится подолгу сидеть и ждать, поскольку очень много людей вылетают в одно время. Я всегда говорю, что в этих мелких неприятностях стираются какие-то оставшиеся грехи, которые у нас могли оставаться после хаджа. Здесь же мы переживаем предварительное очищение (перед отправкой в хадж) и здесь же – окончательное очищение (после хаджа). Когда мы приезжаем сюда, мы тоже можем испытывать трудности – которые готовят нас к самой поездке. И после совершения хаджа здесь же мы окончательно очищаемся от всего плохого, что мы могли сделать. Так что все к лучшему, альхамдулиллях. Как еще мы должны думать об этом? Иначе – если мы не будем осознавать этого, мы начнем раздражаться и беспокоиться. Ведь иногда мы не можем здесь даже присесть, нам приходится стоять в очереди. Вам кажется, что сейчас будет ваш рейс, но оказывается, что приехали какие-то еще люди. И иногда 300-400 человек должны проходить через одно сканирующее устройство. Так что, когда вы попадаете туда, следует набраться терпения и думать, что все к лучшему, не раздражаться.
 
Итак, Саид стоял в зале ожидания в аэропорту Джидды. И за ним стоял человек, который также закончил свой хадж. Они разговорились, и тот человек сказал, что у него хорошая работа, он работает подрядчиком (возможно, на строительстве). Те из присутствующих, кто родом из Индии или Пакистана, знают, что подрядчик в тех местах – это очень хорошая работа, на которой человек может хорошо заработать. Итак, тот человек рассказал Саиду, что это его десятый хадж, в десятый раз он приехал в хадж (поскольку у него хороший заработок, он имеет такую возможность). Здесь, на Западе, мы можем не осознавать, что такое хорошая работа для людей из бедных стран. Здесь мы все хорошо зарабатываем, все обеспечены, почти нет в действительности нуждающихся людей. Но во многих странах ваша жизнь будет зависеть от того, где вы работаете, есть ли у вас хорошая работа. Если человек работает в министерстве, на государственной службе – ему очень повезло, это хорошее место.
 
Итак, тот подрядчик говорит, что он уже в десятый раз совершает хадж. И Саид поздравляет его:
 
- Пусть Аллах примет твой хадж и простит твои грехи.
 
Тот человек улыбается:
 
 - Амин.
 
Затем он спрашивает Саида:
 
- А ты совершал когда-либо хадж до этого момента? Или это твой первый хадж?
 
Саид колеблется, не знает – говорить ему или нет:
 
- Это долгая история. Я не хотел бы обременять тебя рассказом о моем прошлом.
 
Человек смеется:
 
- Не беспокойся. Нам все равно сейчас нечего делать – приходится стоять и ждать.
 
Саид тоже улыбается и говорит:
 
- Ожидание – это начало моей истории, это история всей моей жизни. Мне пришлось провести много лет в ожидании, прежде чем я смог поехать в хадж. (Я (муфтий Мангера) уже от себя отмечу, что почти у всех людей путешествие в хадж – весьма уникальная, индивидуальная история, которую Аллах знает лучше всех.). Проработав почти 30 лет врачом-терапевтом в частной больнице, мне удалось скопить достаточно денег, чтобы отправиться в хадж. И когда я в последний раз перед поездкой отправился получить свою зарплату, я встретил в больнице женщину, мать, у которой был парализованный сын (которого я лечил здесь, в больнице). Здороваясь с ней, я заметил, что она чем-то опечалена и озабочена. Она не знала, что я отправляюсь в хадж, и сказала мне:
 
- Возможно, мы с вами последний раз видимся здесь, в больнице.
 
Ее сын проходил здесь лечение, которое приносило определенные результаты, и ее сыну следовало еще какое-то время оставаться в больнице. Но она сказала врачу, что видит его в последний раз. Саид удивился и огорчился:
 
- Почему? Может быть, вы недовольны моим лечением и хотите пойти лечиться в другую больницу?
 
Женщина ответила:
 
- Нет-нет. Аллах свидетель, вы относились к моему сыну, как родной отец. Ваше лечение дало нам надежду на выздоровление.
 
Но тем не менее, она сказала, что хочет уйти из больницы. Человек, который слушал историю Саида, тоже удивился – зачем она хочет уйти, если она довольна лечением? Саид рассказал, что он тоже был удивлен – зачем ей уходить? Может быть, ей все-таки что-то не нравится, но она просто не хочет его огорчать? И он продолжает:
 
- Чтобы точно узнать, в чем дело, почему эта семья хочет уйти от нас, я отправился в администрацию больницы, и они рассказали, что ее муж – отец мальчика – потерял работу. Поэтому они больше не могут оплачивать лечение своего сына.
 
Поверьте мне, (муфтий продолжает) – это реальность многих стран мира. Здесь, в Европе, нас никто не может прогнать из больницы – а мы еще жалуемся, что приходится ждать по 5-6 часов, когда нас примут. В Америке, к примеру, мне пришлось однажды заплатить большую сумму за лечение – поскольку у меня не было страховки. И даже если у вас есть медицинская страховка, может случиться, что вам придется платить за лечение (поскольку оно может не входить в страховку).
 
Подрядчик, который слушал Саида, тоже расстроился:
 
 – Надо же, как они бедны. И как же вы вышли из положения?
 
Саид продолжает:
 
- Я обратился к менеджеру, к управляющему больницей, и умолял его найти средства для лечения мальчика. Возможно, есть какие-то пожертвования, благотворительные фонды, откуда можно достать деньги? Но он отвечал, что это частное учреждение, мы не занимаемся благотворительностью. Мы существуем за счет платы за лечение и не можем лечить бесплатно. Так что я покинул офис с тяжелым сердцем, очень расстроенный. Но внезапно я осознал, что у меня есть деньги, которые я скопил для совершения хаджа. (В тот день он взял с собой все деньги, поскольку, возможно, хотел отправиться покупать билет после получения зарплаты). Я остановился и обратился к Аллаху:
 
- О, Аллах, Ты знаешь, что я сейчас чувствую, что все эти годы у меня не было более сильного желания, чем желание посетить Твой Дом, совершить хадж и посетить Мечеть Твоего Пророка (мир ему и благословение). Много лет я готовился к этой поездке, копил деньги на нее (ведь это не были деньги на новый телевизор или новую машину, человек копил деньги на благую цель). Ты знаешь, что я всю жизнь работал ради этого момента. Но я знаю, что эта женщина и ее сын нуждаются в деньгах для продолжения лечения. Так не лиши меня Своей милости.
 
(Муфтий замечает: вот что значит – полное повиновение Аллаху. «Не лиши меня Своей милости. Он надеется на Аллаха, доверяет Аллаху, но иногда нам приходится выходить из нашей зоны комфорта, идти на риск, и тогда Он дарует нам нечто лучшее).
 
- Итак, я отправился в платежный офис больницы и отдал все мои деньги на лечение этого мальчика на срок еще шесть месяцев. Затем я сказал его матери, что она может не беспокоиться об оплате, больница освободила ее от платы (разумеется, он не сказал, что это его заслуга – он представил дело так, что там нашли возможность как-то иначе решить этот вопрос).
 
Человек, который слушал Саида, прослезился, растрогался:
 
 – Альхамдулиллях, что есть люди подобные тебе.
 
Но ему было очень любопытно узнать – если Саид отдал все свои деньги на лечение этого мальчика, как же он оказался в хадже?
 
- Как же ты смог завершить свой хадж?
 
- Когда я пришел домой, мне было очень тяжело при мысли, что я лишился возможности совершить хадж, о чем я мечтал всю жизнь. Но с другой стороны я испытывал счастье, что смог помочь этим бедным людям.
 
(Муфтий Мангера замечает): Представьте себе эту ситуацию. Человек одновременно испытывал два противоположных чувства, которые боролись в его душе. Поездка в хадж – ради чего вы работали, старались, что планировали – это было так близко от вас, но вдруг вы лишаетесь этой возможности. Но с другой стороны, у вас появилась возможность сделать доброе дело, помочь людям – и от этого вы испытываете удовлетворение. Это доставляет вам радость – если вы добрый человек, и вам нравится делать добро людям (как этому доктору). Что будет сильнее – ваше огорчение или ваше удовлетворение? Оба эти чувства раздирают ваше сердце. Таким образом нас испытывают в этой жизни, проверяют нас. К примеру, нас влечет к какой-то вещи, нам хочется этого, но с другой стороны, мы знаем, что это харам, и мы удерживаем себя. Эти два вида эмоций сражаются, борются внутри нас. Нам приходится прилагать усилия, чтобы проявить лучшее, что есть в нас, чтобы стать ближе к Аллаху.
 
- В эту ночь я долго переживал и заснул со слезами на глазах. Но во сне я увидел, как я совершаю таваф вокруг Каабы. Люди приветствуют меня, говорят мне салям, поздравляют меня – пусть Аллах примет твой хадж, о, Саид, за то, что ты совершил хадж на небесах до того, как ты совершил хадж на земле.
 
Вы знаете, что есть хадис, где Пророк (мир ему и благословение) сказал, что, если кто-то из других верующих хвалит вас за что-то хорошее, иногда это могут быть благие вести (о хорошем конце, о Рае), которые мы таким образом получаем. Саид получил их в своем сне. Мы можем сказать, что этот сон был всего-навсего его мечтой, результатом его воображения. Но здесь есть дополнительный момент, в этих словах – «ты совершил хадж на небесах раньше, чем ты совершил его на земле». Ведь Саид вряд ли когда-то думал подобным образом. Это не могло быть от шайтана – шайтан не способен делать что-то наподобие этого.
 
- В тот же момент я проснулся, испытывая неописуемую радость.
 
(Вот что происходит, когда человек возлагает все свои надежды на Аллаха – Он может даровать Своему рабу такое счастье. Получится ли у вас сделать то, что вы хотите, или нет, все равно вы испытываете сильную духовную радость.).
 
- Я сказал, что я благодарю Аллаха за все, что Он мне ниспошлет, я доволен всем, что бы Он ни предопределил мне. И в тот же момент у меня зазвонил телефон. Звонил управляющий больницей. Он сообщил мне, что хозяин больницы (это же была частная больница, как мы помним, у нее был хозяин) хочет в этом году отправиться в хадж. Обычно он брал с собой своего личного врача, но в этом году тот не мог поехать, поскольку его жена вот-вот должна была родить. Его жена была на последнем месяце беременности, поэтому он не мог сопровождать своего хозяина в хадж. И управляющий спрашивал – не сделаешь ли ты мне одолжение, не поедешь ли вместо него в хадж? Разумеется, я был вне себя от радости – я тут же совершил саджда шукр в благодарность Аллаху. Получается, что Он даровал мне бесплатный хадж – за который мне не нужно было ничего платить. Более того, хозяин больницы настоял, чтобы мне заплатили за то, что я буду сопровождать его.
 
- Во время хаджа я рассказал хозяину историю женщины и ее сына. А мы знаем, что обычно сердце человека смягчается во время хаджа – и когда он услышал эту трогательную историю, он сказал, что этот мальчик будет теперь лечиться в больнице за его собственный счет. И он велел поместить в холле больницы специальный ящик для пожертвований, куда все желающие смогут класть деньги – на которые потом смогут лечиться неимущие люди. Более того, когда он узнал, что отец этого мальчика потерял работу, он нашел ему работу в одной из своих компаний. И хозяин вернул мне все деньги, которые я потратил на лечение этого мальчика.
 
Такая вот история. «Так какую из милостей вашего Господа вы назовете ложной?»
 
Человек – подрядчик, который выслушал историю Саида, обнял его, расплакался, сказав:
 
- Я никогда не испытывал такого смущения, такого стыда, как сейчас. Я совершал хадж из года в год, думая, что делаю что-то значительное. У меня есть деньги, так что я мог себе это позволить. Я думал, что благодаря этому возвышается мой уровень перед Аллахом – но я ни разу не видел какого-то сна или иного знака, откуда бы я понял, что мой хадж принят. И теперь я понимаю, что один твой хадж равен тысяче моих. Я направлялся к Дому Аллаха каждый год, но именно тебя Он лично пригласил к Себе в Дом.
 
Пусть Аллах примет твой хадж.
 
Через одно свое доброе дело – которое Саид совершил, испытывая при этом противоречивые, сложные чувства, терзаясь сомнениями в правильности своего выбора, столько людей получили пользу. Он совершил только одно доброе дело – а Аллах посредством этого помог стольким людям. «Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя, своего положения». Если мы начинаем что-то менять в своей жизни, Аллах таким образом приводит в движение массу благих вещей, массу благословений. Саиду пришлось сделать очень трудный выбор, принять очень тяжелое решение – а поверьте мне, это было очень сложное решение. Человек пожертвовал все свои сбережения ради другого человека – зная при этом, что никто об этом не узнает, не поблагодарит его за это. Но в результате этот мальчик получил возможность лечиться в больнице – не шесть месяцев (за которые смог уплатить Саид), но сколько нужно для его выздоровления (или облегчения). Отец этого мальчика получил работу, сам Саид получил назад свои деньги (которые отдал за его лечение), ему был дарован сон, где говорилось, что его хадж принят Аллахом. Такая длинная цепочка хороших событий. Только за одно доброе дело.
 
Поэтому Аллах говорит в Коране – сначала Он говорит о тех, кто будет несчастным в будущей жизни, что они получат, а затем Он говорит о тех людях, которые будут счастливы (са’ид), - дары, которые они получат никогда не окончатся. Одно из интересных толкований этого места я недавно прочел: что эти счастливые люди, которые получат нескончаемые дары – это те люди, которые при жизни раздавали не только свое имущество, но жертвовали собой. Нескончаемые дары Аллаха в будущей жизни люди получат за свои конечные дары в этой жизни.
 
Речь идет не только о денежных пожертвованиях, но о полном самопожертвовании – когда человек тратит свое время, свои силы, всего себя ради других. Мы знаем, что каждый орган человека может совершать садака, даже улыбка может быть милостыней.
 
Пророк (мир ему и благословение) в одном из хадисов описывает разные формы садака – которые могут быть не только денежными. Улыбнуться другому человеку при встрече, помочь кому-то поднести тяжесть, убрать с дороги какую-то ветку или что-то, что мешает проходу. Для кого-то это тяжело, кому-то легко, но мы должны помнить, что делаем это ради довольства Аллаха, это усиливает нашу любовь к Аллаху. А когда возрастает наша любовь к Нему, увеличивается наш таваккуль. Мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) всю жизнь жертвовал, раздавал имущество ради других, поскольку у него был самый сильный таваккуль. Он знал, что не обеднеет от этого. И действительно, чем больше он раздавал людям, тем больше он получал от людей. Он говорил о себе, что он – лишь распределяет то, что дает Аллах. По-настоящему дает Аллах, а он (мир ему и благословение) лишь распределяет эти блага.
 
Так что это лишь вопрос принятия решения.  Когда мы только начинаем жертвовать чем-то ради людей, нам это кажется сложным, но потом становится все легче и легче. Начинать нужно с того, что вам труднее всего сделать (кому тяжело расстаться с деньгами, пусть жертвует деньги, кому трудно оказывать людям какие-то услуги, пусть начинает с этого) – и тогда вам будет легче потом сделать что-то значительное. И в конце концов у вас не будет проблем с этим, поскольку все это от Аллаха, Он дарует тауфик. Пусть Он поможет нам.
 
Под конец хочу упомянуть два небольших момента. Шейх пишет далее:
 
«Ищите помощи Аллаха, прибегайте за помощью к Аллаху во всех планах, расчетах, которые вы строите. Али (радыАллаху анху) сказал: «О, сын Адама! Не приходи в восторг от богатства, которое было тебе даровано, и, наоборот, если у тебя ничего нет, не теряй надежды и не разочаровывайся; и не впадай в печаль, если тебя постигают испытания. Ибо золото испытывается и очищается только с помощью огня. Для этого золото помещают в печь, и оно очищается. Подобным образом праведного раба Аллаха подвергают испытаниям, чтобы очистить его от грехов и возвысить его уровень».
 
Пусть Аллах дарует нам помощь в наших испытаниях. И пусть Он дарует силу нашему сердцу, чтобы нам было легко принять правильное решение, если у нас будет подобный выбор (как у Саида). Амин.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков