Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 52. Как бороться с дурными мыслями и желаниями
На данной лекции муфтий Абдуррахман рассказывает о хороших и дурных мыслях и побуждениях, которые пр...
3 169
18 октября, 17

Маджлис 52. Как бороться с дурными мыслями и желаниями

3 169
18 октября, 17
На данной лекции муфтий Абдуррахман рассказывает о хороших и дурных мыслях и побуждениях, которые приходят человеку на ум. Из какого источника они могут происходить – от Аллаха, от ангела, от шайтана, от нашего нафса – и как распознать, откуда конкретно появилась данная мысль. А также о том, как следует противостоять дурным мыслям и желаниям, особенно, желаниям и похотям нашей низшей души, нашего нафса, которым особенно трудно противиться.
 
Альхамдулиллях Раббиль-алямин.
 
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
 
Сегодня мы будем говорить о видах мысли, которые появляются в нашем разуме – как обращаться с ними (иметь дело с ними), как различать хорошие и дурные мысли, как понять – правильная ли это мысль или заблуждение, и все, что связанно с этим. Такой комплексный вопрос. В этом вопросе я буду руководствоваться рассуждениями мауляны Али Танви (рахимахуллах), которые он изложил в одной из своих работ.
 
В общем, он называет все мысли, которые приходят человеку в голову «хаватыр» - множественное число от «хатыра». Иногда эти мысли могут быть правильными, а в какое-то – дурными. Они исходят из разных источников. Добрые, благие мысли – время от времени –внушаются нам Всевышним Аллахом. Иногда благие мысли приходят от ангела, которого называют Мульхим (Вдохновитель – тот, кто внушает что-то благое). Иногда – даже благие мысли – могут вкладываться в сердце шайтаном. Это очень сложно понять, но так бывает. Вообще, человек устроен очень сложно, наши эмоции, мысли, чувства – это очень сложная система.
 
Итак, благие мысли могут быть внушены от Аллаха, могут – от ангела, хорошего ангела (хотя все ангелы безгрешны), а иногда – даже от шайтана. Злое влияние на сердце – когда желание совершить грех приходит в сердце – иногда может быть от шайтана.
 
Иногда – дурные желания могут исходить от нашей низшей души (нафса) (обычно это нечто, что входит у нас в привычку, что доставляет нам удовольствие и мы привыкаем к этому). Но иногда дурные мысли могут исходить и от Самого Аллаха – даже самые богохульные и непристойные. И это очень опасно. Благочестивое внушение от Аллаха (которое побуждает нас на добрые дела) есть само по себе цель поклонения, как показывают разнообразные доводы. Он может внушить нам прямое указание сделать что-то хорошее (побудить нас к чему-то хорошему). Злое внушение, исходящее от Аллаха - то есть нечто, совершенно противоположное первому – происходит с целью испытать наше послушание Аллаху, заставить нас приложить усилия для повиновения Ему. Это очень важно.
 
От ангела Мульхима исходит только добро и благо, поскольку это его функция – внушать нам нечто доброе и благое, наставлять нас на благое.
 
Когда шайтан хочет сбить нас с пути, он внушает нам нечто ошибочное под видом благих мыслей. Но цель его – заставить нас сделать что-то дурное или отказаться от совершения чего-то благого. К примеру, человек может любить слушать лекции по религии – но совершить намаз для него очень сложно (и он оправдывает себя, что он слушает лекции,- то есть, делает что-то правильное). Другому человеку сложно почитать Коран самому – но ему нравится слушать записи чтения Корана.
 
Дурные внушения от нафса также ставят целью сбить человека, заставить его отказаться от выполнения религиозных обязанностей (по причине тяжести, сложности). 
 
Как разобраться – из какого источника исходят дурные мысли, от Аллаха, от шайтана или от нашего нафса?
 
Дурное внушение от Аллаха можно узнать по его стойкости, постоянству и по невозможности сопротивляться ему. Когда человек понимает, что не может избавиться от этого влияния. Если дурные мысли, овладевшие сердцем, остаются неизменными, находятся в твердой неизменной форме, что человека постоянно преследует желание сделать что-то дурное – и в то же время все усилия по сопротивлению этому желанию бессильны – то тогда такие мысли исходят от Аллаха. Это сложный момент. К примеру, воздействие нафса похоже на него по своему постоянному влиянию. Избавить от этого может только Сам Аллах. Человеку следует немедленно обратиться к Аллаху за помощью, плакать перед Ним, раскаиваться и осознать свое недостоинство. От проблем, которые посылает непосредственно Аллах, избавить сможет только Он Сам.
 
Если дурные мысли и желания не столь сильны, но преследуют нас постоянно, это исходит от нашей низшей души (нафс). К примеру, вам приходит сильное желание что-то сделать, но если вы в состоянии отвлечься от этой мысли, - к примеру, когда поговорите с кем-то, пойдете куда-то, то это влияние нафса.
 
Если дурные мысли овладевают душой после совершения греха и действуют очень сильно, они от Аллаха. То есть, человек совершает какой-то один грех, потом ему хочется совершить какой-то другой – Всевышний внушает это ему, поскольку он впал в немилость, лишился Его помощи, благодати (и чтобы потом наказать его еще сильнее). Для этого Он заставляет грешника совершить новый грех. К примеру, человек пропускает один намаз – и ему кажется уже не таким большим грехом пропустить еще один намаз.
 
Если человека посещает дурная мысль, но она не постоянна и не сильна, то она исходит от шайтана. Если человек обращается к Аллаху или начинает поминать Аллаха, она сразу уходит, поскольку шайтан убегает, если человек совершает зикр, поминает Аллаха. Если после совершения зикра эта мысль не исчезает, то она исходит от нафса – или откуда-то еще. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что шайтан проникает в сердце человека, но когда он начинает поминать Аллаха, шайтан отступает. Если человек небрежен к поминанию Аллаха, шайтан овладевает его сердцем через свои нашептывания.
 
Если сердцем человека овладевает дурная мысль и после поминания Аллаха она не ослабевает и не исчезает, это исходит от низшей души, от нафса. То есть, это дурная привычка, дурная склонность. Таким образом шайтан овладевает сердцем человека – посредством низшей души, нафса. Шайтан получил возможность влиять на человека после того, как он отказался поклониться Адаму (мир ему). Влияние нафса на человека хуже, чем шайтана – поскольку шайтан стал испорченным после того, как испортился нафс. Нельзя сказать, что шайтан – это первое зло, корень зла, поскольку нафс – это первое зло. Такое непослушание нафса есть результат недостатка у человека состояния полного послушания Аллаху.
 
Также надо отметить, что часто шайтан или нафс вовлекают человека в споры, дискуссии о его религии (мысленные или реальные), у него могут возникнуть сомнения – особенно если он стремиться к знаниям. Отчего такое происходит? Человек старается достичь Аллаха, Субханаху ва Тааля, и, прежде чем он достигнет состояния абсолютной убежденности (якын), он иногда должен пройти через многие сомнения – которые испытывают его намерения. Особенно если он получает знания – они очень важны, бесспорно, но через них могут прийти сомнения. Но если человек преодолеет эти испытания, перейдет этот барьер, он достигнет высокого уровня. У многих ученых были подобные сомнения. Самый известный пример – имам Газали, который переживал подобные сомнения. И все зависит от того, как вы преодолеете это состояние.
 
Если сердцем человека завладевают благие мысли, которые появляются у него после совершения какого-то поклонения (особенно, желательного), они от Аллаха. То есть, у человека появляется неотступное желание сделать что-то хорошее. Либо такие мысли могут появиться после духовной борьбы с какими-то сомнениями – в качестве награды. Аллах говорит:
 

«А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Сура 29: 69).

 
Когда после усилий, духовной борьбы Аллах дает человеку силы сделать что-то хорошее, это внушение от Аллаха.
 
Если же подобные благие мысли появляются не в результате вышеперечисленного – после духовной борьбы, после совершения поклонения – их внушает человеку ангел Мульхим. Подобно тому, как шайтан вбрасывает в мозг человека что-то плохое, этот ангел внушает человеку что-то благое. Чей голос будет слышать человек, зависит от того – к чему человек больше склоняется. Если он больше склоняется к шайтану и его нашептываниям, голос ангела в его мыслях будет все более слабым. Если, наоборот, мы будем прислушиваться к голосу ангела, инсинуации шайтана станут все слабее. Если мы будем делать то, что подсказывает нам ангел, дурные побуждения станут все меньше и меньше.
 
Как распознать – от кого в уме человека появляются благие мысли, от Аллаха или от шайтана? Благие мысли, которые содержат в себе следующие моменты, от шайтана, если они:
 
1. Они производят в нас полную, абсолютную радость. Мы скажем – но это же хорошо, когда мы радуемся? Но это такая радость, которая не проверена осторожностью, лишена осторожности, опасения. Когда человек становится таким самоуверенным – считая себе самым благочестивым, самым праведным. Когда он не задумывается – а правда ли это, действительно ли Аллах мной доволен? То есть, одна надежда, но нет страха.
 
2. Следующий момент – эти благие мысли требуют поторопиться (сделать что-то как можно скорее).
 
3. Эти мысли внушают человеку сделать нечто непроверенное, в чем нет уверенности (нечто сомнительное). Человек должен сделать нечто, в последствиях чего он не уверен – каков будет результат?
 
Однако из этих правил есть пять исключений (в следовании которым нет сомнения). Если вы торопитесь, вы чему-то рады (без страха, без опасения) – в этих пяти вещах не может быть сомнения:
 
1) Брак с девственницей (не бывшей замужем) – брак с вдовой или разведенной женщиной – это несколько другой вопрос, он отличается от этого.
 
2) Уплата долга.
 
3) Похороны умершего.
 
4) Угощение гостя.
 
5) Покаяние в грехах.
 
Эти пять вещей следует исполнить в любом случае. Если у вас появляется желание, побуждение сделать это, следует делать без промедления.
 
Если же благая мысль вызывает у вас радость вместе с опасением, побуждает вас делать только то, что чем есть уверенность, в них нет торопливости – это благие мысли от Аллаха.
 
Здесь не идет речь о таких, без сомнения, правильных вещах, как чтение зикра, тасбиха. Речь о каких-то желательных действиях, которые человек может сделать в ущерб обязательным. К примеру, посещать какие-то программы или лекции, но при этом пренебрегать обязательным намазом.
 
Вам предлагают пойти на какое-то подобное мероприятие, и вы спешите скорее сделать это, – без сомнений, опасений, не думая, насколько это правильно, вы не думаете о последствиях (а вдруг вы пропустите какое-то важное дело, пропустите молитву?).
 
Если же благие мысли или побуждения, которые у вас появляются, лишены подобных недостатков, они либо от Аллаха, либо от ангела Мульхима.
 
Страх в контексте нашего обсуждения означает беспокойство, будет ли исполнение этого побуждения/желания правильным, какие у него будут последствия, на чем оно основано? Также, когда человек беспокоится о том, примет ли Аллах это деяние.
 
К примеру, человеку предлагают посетить мечеть Аль-Акса. Это хорошо, правильно, это деяние относится к поклонению, поскольку это одно из священных мест – наряду с Запретной мечеть в Мекке и Мечетью Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медине.
 
Но вопрос в том, с каким намерением я туда отправлюсь, будет ли это достаточно искренне – а значит, примет ли его Аллах? Без сомнения, посетить какое-то подобное место – так же, как совершить хадж и умру, очень похвально. Но Аллах может принять, а может и отвергнуть его. То есть, здесь речь идет об ихлясе – искренности, с которой мы совершаем то или иное деяние. В совершении любого дела у нас должен быть один мотив – довольство Аллаха и награда в будущей жизни, никакого другого. Это и есть ихляс.
 
Время от времени шайтан побуждает нас совершить какое-то благое дело – но с неправильным намерением, без ихляса. К примеру, человек посещает какие-то мероприятия, конференции, и ему кажется, что он уже все сделал для религии. К примеру, в США такая организация как ISNA – объединение мусульман Северной Америки – часто устраивает разнообразные конференции, и многие мусульмане посещают их или стремятся посетить (я общался с людьми, которые говорили о себе – «я посещаю такие-то конференции каждый год»). И многие люди – когда с ними разговариваешь – говорят, что вот они посетили подобные мероприятия. Но когда спросишь – что они там делали, не понимаешь вообще – зачем это нужно, что там происходит, какую пользу для религии они там получают?
 
Мульхим – это имя ангела, который занимает правую сторону сердца мусульманина, а Вас-вас – это имя шайтана, который занимает левую сторону сердца мусульманина.
 
В хадисе поясняется этот вопрос:
 

«Когда человек рождается, Аллах создает вместе с ним ангела и шайтана. Ангел занимает правую сторону сердца, а шайтан – левую. И между ними идет постоянная борьба». (Это передается у Ибн Касира).

 
Чтобы не оказаться под влиянием шайтана, очень полезно чаще произносить фразу: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛЛях» (Нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Аллаха).
 
Произнося эти слова, человек признает, что у него сил совершать благие дела и противостоять шайтану, кроме как с помощью Аллаха. Всевышний говорит нам, что сила шайтана на самом деле слабая, у него мало возможностей. И он имеет власть над нами лишь посредством нашего нафса, - который гораздо сильнее его. Стоит нам сказать: «Аузубиллях», и он убегает, он не имеет над нами власти. Также очень полезно для избавления от шайтана просто игнорировать его. Важно уметь распознавать его нашептывания, мысли, которые он подбрасывает и игнорировать их, не обращать на них внимания. Пусть Аллах поможет нам в этом.
 
Праведные сподвижники поясняли, что, когда человек беспокоится о подобном состоянии (он чувствует, что им овладевают нашептывания шайтана и беспокоится об этом), это признак глубокой веры. Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что это свидетельство наличия имана. Тот факт, что вас посещают подобные мысли, и вы беспокоитесь об их наличии, это признак имана (сарихуль-иман).
 
Что касается желаний низшей души, для борьбы с ними необходима большая борьба и большие усилия. Иначе шайтану будет очень легко одолеть нас. Существуют три способа борьбы с желаниями низшей души.
 
Первое – отказ от новых притязаний, требований. Когда нам всегда хочется попробовать что-то новое (из еды, вещей, возможностей) это желание не следует исполнять.
 
У меня был друг, который жил в другом городе. Однажды я посетил его в его доме. И я увидел, что он ест только определенные виды пищи. Я удивился – что это значит? Он показал мне целый список того, что ему рекомендует и не рекомендует употреблять в пищу его шейх (у которого был такой режим для всех его мюридов): им можно было употреблять только такие-то виды пищи (и избегать каких-то определенных видов пищи). Поскольку, по его мнению, излишество в еде влияет на нафс человека.
 
Многие люди в наше время употребляют разнообразную изысканную пищу, поскольку она стала доступна. Раньше такие блюда были доступны лишь очень богатым людям, но сейчас, особенно на Западе – мы можем купить все, что захотим. В больших супермаркетах, больших магазинах, можно купить любые продукты, деликатесы, редкости – такие, которые раньше были доступны лишь королям, султанам.
 
Итак, шейх Али Танви пишет:
 
«Много усилий следует приложить, чтобы сопротивляться желаниям низшей души. Поскольку отказ от подобных вещей порождает смирение. И таким образом похотливые устремления низшей души окончатся. Недаром в хадисе сказано, чтобы человек держал пост, если у него очень сильные сексуальные желания, а жениться он в данный момент не в состоянии. Пост – это очень сильное средство в этом отношении» (чтобы победить желания плоти).
 
Второе средство бороться с желаниями низшей души – это сократить, ослабить желания и занять себя желательным поклонением (помимо обязательного). То есть, если человек будет жить проще, есть меньше и только какие-то простые продукты, и заниматься поклонением. Ибо низшая душа успокаивается и становится покорной (своему Создателю) посредством благодати поклонения. Человек возвращается к своему естественному состоянию, к естественной цели – поклоняться своему Господу и находить успокоение в этом. Это большая проблема для обеспеченных людей, у которых большие возможности. Пока человек живет скромно, у него маленькие желания, маленькие потребности, но, когда он поднимается выше над своим уровнем, у него появляются разнообразные желания и потребности.
 
И третий пункт. Просьба о помощи у Всевышнего Аллаха, который сказал в Коране:
 

«Поистине, нафс, душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к нему милосердие» (Сура 12:53).

 
Только с помощью Аллаха можно подчинить, сделать покорным нафс человека.
 
Шейх пишет:
 
«Применяя эти три способа, по милости Аллаха, можно подчинить себе стремления низшей души. И человек будет спасен от ее дурных побуждений, но только если он будет постоянно осуществлять контроль над низшей душой. Ибо гафлят, беспечность очень опасны, поскольку нафс постоянно стремится к порабощению человека и господству над ним».
 
Итак, мы сможем противостать своему нафсу, если не будем слишком увеличивать свои желания, откажемся выполнять каждое требование нафса и займем его поклонением, а также все время будем прибегать к помощи Всемогущего Аллаха (и постоянно делать Ему дуа о помощи).
 
Такое время, как месяц Рамадан, очень помогает в борьбе с нафсом, это хорошее время для этого – когда мы совершаем много дополнительного поклонения, шайтан скован и не мешает нам, мы едим меньше, держим пост. Все факторы способствуют этому в Рамадан. Такое состояние следует распространить на весь год – чтобы Рамадан продолжался у нас круглый год. Не в качестве обязанности, но по расположению сердца, по желанию сердца.
 
Пусть Аллах даст нам тауфик.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков