Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 103. Милости, которыми Всевышний нас одарил
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидуль-мурс...
785
26 февраля, 20

Маджлис 103. Милости, которыми Всевышний нас одарил

785
26 февраля, 20
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин. Амма баад.
 
В Коране говорится:
 

وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا

 
«Если бы вы попытались счесть милости Аллаха, то вам бы их не пересчитать…» (сура «Ибрагим», 14:34).
 
Основываясь на этом аяте, шейх Ибн Атаилля аль-Искандери пишет (в своей книге «Хикмат»), что Всевышний даровал людям – и вообще, всем творениям, две основные милости. Нет ни одного творения, которое было бы лишено этих милостей. Две эти милости – это сам факт, что Всевышний вызвал нас к жизни, произвел нас на свет; и наше пропитание, средства к существованию.
 
Далее он говорит, что люди часто неправильно представляют себя, неправильно думают о себе. Конечно, мы ощущаем себя и думаем о себе – когда чувствуем голод или жажду, испытываем страх или радость, думаем о своем положении в обществе, мы можем любить себя и даже превозносить себя. Но мы мало думаем о том, откуда мы вообще появились, кто наш Творец, что мы без Него – как мы слабы и уязвимы. Когда человек испуган, он чувствует угрозу жизни или здоровью, он начинает задумываться о хрупкости, о непрочности своего положения. Но тем не менее, в обычном положении человек редко задумывается о том, кому он обязан своим существованием, кто создал его, кто сделал его тем, кто он есть.
 
Ведь когда-то нас не было, мы ничего из себя не представляли, и чтобы вызвать нас к жизни, чтобы мы появились на свет, должно было произойти много сложных процессов (зачатие, развитие человека в утробе матери и наконец его рождение). Если мы действительно задумаемся над этим, наша вера в Творца резко возрастет. Мы станем больше благодарными Ему и признательными за нашу жизнь и все, что мы имеем. Чем больше будет возрастать у человека познание могущества Всевышнего, тем менее он будет подвержен страху различных жизненных испытаний.
Это противоядие против различных стрессов и проблем в мире.
 
Пророк (мир ему и благословение) предупреждал верующих, что в последние времена смута в мире будет возрастать, и одно из средств против нее – это укрепление своей веры, для чего человек должен осознавать, сколько благ ему подарено.
 
Это одна из мудростей, которую приводит шейх Ибн Атаилля – кто такой Всевышний, что Он для нас сделал. Когда же человек забывает, кто он есть и откуда он произошел, у него появляется искушение считать себя самого источником всех своих достижений. Это подобно тому, как если бы некто дал вам когда-то начальный капитал для начала собственного дела, для переезда в другую страну, познакомил вас с нужными людьми, устроил вас на хорошую работу, но вы, встав на ноги, забыли об этом человеке и перестали быть ему благодарными, считая, что всем обязаны лишь себе. Многие люди также забывают о собственных родителях – которые дали им жизнь и подняли их ноги, вырастили их.
 
Человеку хочется быть независимым, ему хочется полагаться только на себя, считать себя самого источником своего успеха. Только благодарные люди – кого Коран называет шакирин, - имеющие шукр, благодарность, осознают, кому они обязаны, и кто помог им. Они никогда не забывают о своих родителях, которые их вырастили, обо всех людях, которые помогли им в трудной ситуации, не забывают делать дуа за них. И самое главное – по-настоящему мудрые люди осознают все блага Всевышнего и постоянно испытывают благодарность к Нему. Ведь мы не видим Его явно в этом мире – все, что мы имеем, мы получаем через какие-то средства, источники. Когда мы благодарны своим родителям – мы, тем самым, благодарны Аллаху за то, что Он вызвал нас к жизни. Но когда мы благодарим родителей, мы должны понимать, что это лишь средство, но была Первопричина для всего на свете. В противном случае – если мы будем считать, что мы просто родились от отца и матери, возникнут вопросы – а кто создал их, если их родители – то кто породил их родителей, и так до бесконечности.
 
Поэтому Ибн Атаилля говорит о двух благах Всевышнего, которых не лишено ни одно живое существо в этом мире – человек и животные, и все живые существа. Первое, как мы сказали, - это благо сотворения, а второе – это наше пропитание.
 
Итак, существование подразумевает появление из небытия, в мир, где мы можем слышать, видеть, осознавать. Человеческие существа приходят из мира душ – где Всевышний создает все души, откуда берутся все наши души, в мир форм, где все имеет внешность, вид, форму. До нашего появления на свет мы существовали только в планах Аллаха, в Его представлении, в Его замысле – ведь Он знал о нашем существовании, как и существовании всех вещей. Но потом Он материализовал этот Свой замысел, сделал его явным, ощутимым. Это все, что касается существования, прихода в этот мир.
 
Второе благо – это наделение нас пропитанием, «ни’матуль-имдад». Слово «имдад» происходит от «мадад», которое означает поддержку, снабжение, содействие. Всевышний заботится и поддерживает каждый элемент творения, Он сделал все, чтобы мы могли появиться на свет, Он поддерживал нас и позволил нам дожить до этого дня, чтобы мы могли здесь встретиться. Творец создал каждую мельчайшую деталь этого мира, от первых людей – Адама и Хавы, от которых Он произвел весь человеческий род, до наших дней. Нас бы не было здесь – если бы все наши предки не были бы созданы. Всевышний создал нас и поддерживает нас в этом мире до того момента, когда нам придется покинуть этот мир, Он делает это всю нашу жизнь. И этого блага не лишен никто из живущих, это универсальная милость, которую получает каждый – мусульманин и немусульманин, любое живое творение и даже неживые существа.
 
Однако человек имеет особенности этой поддержки и содействия. Аллах создал его между двумя противоположностями – между светом и тьмой, он как бы колеблется между светом и тьмой, между двумя крайностями – мягкостью и резкостью, твердостью и мягкостью. И это потому, что главное благо, которым мы наделены – это наше тело, благодаря которому мы состоим из таких противоположностей. Мы одновременно принадлежим миру идей, миру духа – и миру форм и материи.
 
Чем человек отличается от всех остальных творений? Те милости, о которых я сказал ранее, имеют все создания, но человеку дано нечто большее, чем всем остальным. К примеру, животные созданы таким образом, что у них не появляется возможность познания Аллаха. Им дается определенный объем знаний о мире для того, чтобы они могли добывать себе пищу, заботиться о своем потомстве, но их знания не увеличиваются принципиально. Считается даже, что они могут поминать Всевышнего каким-то собственным способом, они имеют представление о своем Создателе, но не более, они не возрастают в своем знании о Нем, в них нет бессмертной души, которая дана людям.
 
Человек отличается тем, что мы не были созданы на каком-то одном уровне, в одном и том же состоянии – когда наше знание о Всевышнем не увеличивалось бы. Не происходит такого, чтобы нам был бы дан какой-то определенный уровень знаний, и на этом мы бы остановились, остановились бы на определенном уровне – пусть даже довольно высоком. Нет, Всевышний бесконечен, и поэтому наше познание Его, знания о Нем все время могут возрастать и увеличиваться. Даже если мы дойдем до высокого уровня познания Его, мы не должны на этом останавливаться, Он хочет от нас чего-то большего, мы должны стремиться к большему совершенству. Человеческие существа уникальны тем, кто они могут познавать своего Создателя все больше и больше. Это зависит от того, сколько усилий на этом пути мы делаем, чем больше приближаемся к Аллаху. Чем большую нужду в Аллахе мы испытываем, чем большей близости к Нему мы достигаем, тем более любви к Нему и к другим людям у нас появляется, тем более мягкости – и наоборот, мы избавляемся от всего темного и грубого в себе. И чем больше мы работаем над собой, тем ближе ко Всевышнему мы становимся, тем более мы восходим к Его присутствию в своей жизни, тем больше света – света знания, света имана, мы приобретаем. Чем больше темноты из нашей жизни мы удаляем – отказываясь от любви к этому миру, отказываясь от разных дурных желаний.
 
Вышеперечисленные особенности отличают людей от прочих разумных созданий – от джиннов, допустим. По мнению многих ученых, это возрастание в познании Всевышнего им недоступно. Тем более это касается ангелов – они находятся на очень высоком уровне познания Всевышнего, но они как бы остановились, застыли на этом уровне, они больше не продвигаются вперед. Так что теоретически у людей есть возможность превзойти даже ангелов в Его познании.
 
Ибн Аджиба, суфийский шейх из Западной Африки, говорит, что душа человека в отношении познания Всевышнего подобна черному рубину – очень редкому и ценному драгоценному камню. Когда его находят в земле, он не привлекает внимания, это просто темный камень, но чем больше его полируют и обрабатывают, тем более прекрасным он становится, его грани начинают отражать свет и сверкать разными красками. В противоположность этому, обычное стекло – его можно отполировать только до определенной степени, но потом оно уже не способно приобрести большую прозрачность. Аллах создал человека как драгоценный камень, который можно полировать и обрабатывать бесконечно, который способен воспринять все больше света по мере обработки. Ангелы же подобны стеклу – оно прозрачно и чисто, но ему невозможно придать большую чистоту и прозрачность, чем у него есть.
 
В этом и состоит дар Аллаха людям – не только в том, что Он вызвал нас к жизни и поддерживал нас, но в том, что Он создал нас уникальными творениями, которые способны бесконечно возрастать и возвышаться в познании Его божественного света. Как сказано в Коране, ангелы совершают таваф вокруг Арша, Трона Всевышнего – но людям Он даровал возможность быть в Раю рядом с Ним, там, где праведные люди смогут еще больше продвигаться в Его познании.
 
Следует заметить, что, разумеется, не все люди могут подняться на более высокий уровень, чем ангелы. Это доступно только пророкам – благодаря избранничеству и особой божественной милости, которая была к ним проявлена. Самые великие пророки находятся на более высоком уровне, чем самые великие ангелы – как Джибриль, Микаиль, Исрафиль.
Далее шейх Ибн Атаилля пишет, что Всевышний не только одарил человека жизнью, но дал ему способность любить и сострадать другим, так чтобы он мог проявить самые лучшие свои качества и приблизиться ко Всевышнему.
 
Что касается пропитания или поддержки, которые Аллах даровал человеку, то здесь можно выделить две стороны. Одна из них – это физическое существование, у нас есть чувства и ощущения, мы можем видеть и слышать, у нас есть наше тело, наши органы, мы принимаем пищу, дышим воздухом, ощущаем запахи, осязаем различные предметы. Это физическая, осязаемая часть или сторона из того, чем мы наделены. Также нам посылают пропитание, одежду, жилье, место обитания – все, благодаря чему мы живем здесь.
 
Второй момент – это наша душа, наши знания, наша вера (иман), который может укрепляться и возрастать. Эти вещи неодинаковы для людей – у кого-то этого больше, у кого-то – меньше. Этими вещами все творения наделены в разной степени. Исламские ученые выделяют три категории или три уровня этих знаний или убеждений у разных творений. Первая – это вера или убежденность у ангелов, у которых, как мы сказали, всегда постоянный уровень познания Всевышнего, и он никогда не изменяется. Второй – это убежденность или познание Аллаха у обычных людей, которые могут уменьшаться или увеличиваться. И третий уровень – это познание Аллаха у особых людей, праведников (аулия), у пророков, которое возрастает, но не уменьшается. Они достигли такого уровня в приближении ко Всевышнему, который уже не может уменьшиться, а будет только увеличиваться. Пусть Аллах поможет нам достичь такого же уровня. Аулия, праведники, находятся под особым присмотром или контролем Всевышнего, поэтому они достигли такого уровня. Но люди, которые имеют возможность находиться с ними рядом, также получают баракят или благословение от их общества. Это помогает нам в нашем пути к приближению к Аллаху.
 
Давайте теперь немного поговорим о том, сколько Всевышний нам дал – вряд ли мы часто об этом задумываемся, а просто принимаем как должное. Для многих из нас весь процесс зачатия и рождения человека (и всего, что этому предшествует) – это просто научный факт, данность, но не пища для размышления. Мы до конца не осознаем этот факт, не задумываемся о том, сколько в этом милости Его и мудрости. Как об этом говорится в Коране:
 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ 

 ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَّكِينٍ 
 ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
 
«И уже Мы создали человека [Адама] из эссенции глины [из глины, взятой от всех земель]. Потом поместили Мы его [потомка Адама] каплей [мужским семенем] в надежное место [в матку матери]. Потом Мы создали из (этой) капли сгусток крови, и (затем) создали Мы из (этого) сгустка крови кусочек плоти, и (затем) создали Мы из (этого) кусочка плоти кости, и (затем) облекли Мы (эти) кости мясом. Потом Мы вырастили его как другое [новое] создание (вдохнув в него дух). Благословен же Аллах, лучший из творцов!» (сура «Верующие», 23:12-14).
 
Итак, Всевышний сначала создает каплю жидкости, которую затем помещает в поясницы наших предков – все мы переходили от одного поколения предков к другому таким образом, поскольку, когда только появился первый человек, Господь уже знал и видел всех его потомков. Начиная от Адама, Аллах сохранял нас таким образом, поддерживал нас – через всю эту цепочку наших предков до того момента, когда человек должен был быть помещен в утробу своей матери.
 
В Коране говорится про сгусток плоти – мужское семя, которое должно было быть помещено в материнскую утробу, которая была устроена таким образом, чтобы будущий человек мог расти и развиваться в ней. В ней созданы все условия для наилучшего развития человеческого эмбриона. Однако, мужское семя – перед попаданием в женскую матку - должно сначала встретиться с яйцеклеткой, чтобы произошло зачатие. Разумеется, мы не говорим о том, что для того, чтобы это произошло, мужчина и женщина должны встретиться и пожениться. Люди вступают в брак в том числе и для продолжения рода, для размножения.
 
Этот сгусток крови затем превращается в кусочек плоти (оплодотворенная яйцеклетка), затем помещается в материнскую утробу, где начинает расти и развиваться, чтобы потом превратиться в человеческий организм, который так сложно и прекрасно устроен. Этот маленький грубый, сырой кусочек плоти впоследствии превращается в человека, со всеми органами, которые необходимы ему для жизни! В течение внутриутробного развития на протяжении девяти месяцев у человека постепенно появляются и развиваются все необходимые части тела – голова, руки, ноги, пальцы, внутренние органы. В определенный момент времени внутрь этого существа помещается душа – и этот эмбрион становится полноценным человеческим существом. Когда органы и части тела человека достаточно разовьются и окрепнут, наступает время для рождения человека в этом мире. Материнская утроба становится тесной для человеческого существа, она выполнила свою функцию, теперь человек должен появиться на свет, чтобы продолжить жизнь уже в другом пространстве. Мы не можем оставаться там вечно – мы должны начать исполнять ту миссию, ради которой мы были созданы.
 
Когда ребенок рождается, Всевышний также предусмотрел все, что ему нужно для правильного развития. Младенец еще не может есть твердую пищу – у него нет зубов, чтобы пережевывать ее, его организм не в состоянии переварить ее – поэтому для его пропитания было создано материнское молоко, которым он может питаться первые месяцы (и даже годы) своей жизни. Мы знаем, сколько страданий и трудностей доставляет женщине воспитание ребенка в первый год его жизни – она встает несколько раз за ночь, чтобы покормить его, укачать, успокоить, если он не может заснуть. Отец семейства в это время должен трудиться, ходить на работу, чтобы обеспечить жену и детей всем необходимым.
 
Всевышний создал родителей – отца и мать, таким образом, что они любят своих детей и не жалеют труда, чтобы вырастить их и дать им все необходимое. Мы знаем, что любящим, хорошим родителям эти заботы не в тягость, наоборот, они с радостью заботятся о своих детях.
 
Конечно, встречаются люди, лишенные родительских чувств – иногда вследствие неправильного воспитания, плохого окружения или неких странных идей, которые им внушили. Тогда они могут вовсе отказаться от своих детей – которых приходится воспитывать кому-то другому. Но в большинстве случаев, у нормальных людей есть родительские чувства, любовь к детям. Даже у бездетных людей – особенно у женщин, появляются особенно сильные эмоции, когда они видят чужих детей, им также хочется иметь своих детей.
 
Это все прекрасно и мудро устроено – дети нуждаются в родительской заботе, и Творец устроил мир таким образом, что в душе родителей есть любовь к своим детям и желание о них заботиться. Родительская забота, конечно, не ограничивается первыми годами жизни, родители заботятся о нас долгие годы, пока мы не становимся взрослыми – они покупают нам еду и одежду, они дают нам образование, они дают нам ценные советы и учат нас разным полезным вещам.
 
Итак, наш Творец продумал и устроил всю эту систему только для того, чтобы мы могли войти в эту жизнь и получили все необходимое для жизни. У нас были родители и все наши предки, чтобы они могли произвести нас на свет. Мы рождаемся слабыми и нуждающимися в помощи, но у нас есть родители, которые долгие годы кормят и воспитывают нас. Взамен от нас требуется только одно – благодарность и память о том, что сделано для нас. Мы должны быть благодарны нашему Создателю за все эти дары.
 
Люди, которые отвергают Бога, отвергают божественное присутствие в своей жизни – как атеисты – не могут объяснить причины и цели своей жизни. Разумеется, можно объяснить с научной точки зрения все процессы, которые привели к нашему появлению на свет – зачатие, рождение, возрастание человека. Но как так получилось, что мы все собрались сейчас здесь, с какой целью, для чего мы живем и почему наша жизнь имеет значение – этого они объяснить не могут. Почему мы говорим о значимости и ценности человеческой жизни – потому что мы появились на свет не просто так, мы ценны в глазах Всевышнего, у нашей жизни есть цель.
 
Мы также знаем, что согласно религии, человек до определенного периода не отвечает за свои поступки – пока его рассудок не сформировался достаточным образом, чтобы осознавать свои действия. Когда же человек становится достаточно взрослым, он начинает самостоятельную жизнь – и он уже может не зависеть от своих родителей, а жить один. Подобно тому, что когда-то он вышел из утробы матери – когда она стала слишком тесной для него, так и в тот момент, когда жизнь под родительской опекой становится для него слишком тесной, и он должен уходить в самостоятельную жизнь.
 
Далее можно продолжить эту аналогию с человеческой жизнью вообще. Мы приходим в этот мир с какой-то целью, чтобы исполнить наше предназначение – но когда мы исполняем его, когда заканчивается наша жизнь, мы переходим в иной мир, более того – когда-то мы перейдем в будущую жизнь, поскольку эта материальная жизнь станет слишком тесной для тех вознаграждений, которые Всевышний хочет нам дать. В тот момент Он уберет завесу между Собой и Своими творениями, и Его присутствие будет для всех явным и очевидным, и мы сможем созерцать Его. Как об этом говорится в Коране:
 

نَّ الْمُتَّقِينَ فِي جَنَّاتٍ وَنَهَرٍ 

 فِي مَقْعَدِ صِدْقٍ عِندَ مَلِيكٍ مُّقْتَدِرٍ

 

 
«Поистине, остерегающиеся (наказания Аллаха) (окажутся) среди (райских) садов и рек на сидении правды [где нет пустословия и греховных речей] возле Царя Могучего [Аллаха]!» (сура «Луна», 54:54-55).
 
Так что давайте быть благодарными Всевышнему – за все блага, которые мы выше перечислили. К примеру, один день мы подумаем о том, сколько поколений людей, наших предков, должно было родиться и дать жизнь следующим поколениям, чтобы наши родители могли встретиться и дать нам жизнь. В другой день мы подумаем о том, как сложно устроен процесс зачатия человека и женской беременности, его пребывания в утробе матери. Таким же образом нам следует задумываться и об остальных милостях Творца.
 

وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ اللّهَ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ

 
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (сура «Нахль», 16:18).
 
Всевышний так устроил нашу жизнь, что мы постоянно нуждаемся в Его милостях. Никогда не может наступить такой момент, когда мы скажем – все, дальше мы сами, мы больше в Его милостях не нуждаемся. Если в какой-то момент мы можем обходиться без наших родителей, то без милости Творца, без того, чтобы Он нам помогал и нас поддерживал, мы никогда не обойдемся. Мы каждый день нуждаемся в пище и питье, в одежде, в воздухе, которым мы дышим, в солнце, которое нас обогревает, и во многом другом. И это только физические благодеяния – а сколько духовных благ мы имеем! Мы можем осознавать Его присутствие в нашей жизни, верить в Него, обращаться к Нему, быть Ему благодарными.
 
Блага веры (имана), блага ихсана (искренней веры), блага того, что называется якын – твердая убежденность в том, что все исходит от Всевышнего – это тоже Его дары нам. Твердая убежденность в Его помощи и содействии – это тоже великое благо. Ведь чем тверже и сильнее наша вера, тем больше благих дел мы можем совершить, тем легче нам противостоять различным соблазнам, не отчаиваться во время трудностей, сохранять терпение.
 
Итак, еще раз повторим слова Ибн Атаилля, которые мы прочитали в начале:
 
«Существуют две милости Всевышнего, которых не лишено ни одно создание. Он простер Свою милость над вами, во-первых, тем, что вызвал вас к жизни, и второе – тем, что непрестанно поддерживает в вас жизнь».
 
Если бы Всевышний в какой-то момент вдруг перестал бы поддерживать в нас жизнь и существование, мы тут же вернулись бы в состояние небытия. Для каждого творения Аллах создает все, что им необходимо – к примеру, для людей и других живых существ Он создал воздух, воду и пищу. Но людям также была дарована возможность стать верующими и благодарными Ему – это духовный аспект этой помощи и поддержки от Всевышнего. Без этого духовного знания, духовной помощи мы тут же впали бы в невежество и заблуждения. Как мы это и наблюдаем на примере некоторых людей, которые отворачиваясь от веры, от правильного наставления, становятся заблудшими и неблагодарными Ему.
 
Мы просим Всевышнего о наставлении, о содействии и помощи, чтобы мы не забывали этих мудрых наставлений и могли бы всегда быть Ему благодарными.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков