Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 141. Как справиться со своим гневом?
Гнев – это вполне естественное чувство, присущее человеку (если оно находится в разумных пределах), ...
439
19 марта, 21

Маджлис 141. Как справиться со своим гневом?

439
19 марта, 21
Гнев – это вполне естественное чувство, присущее человеку (если оно находится в разумных пределах), но, тем не менее, если гнев становится неуправляемым и чрезмерным, он может принести много вреда как самому человеку, так и людям, которые его окружают. В данной лекции муфтий Абдуррахман ибн Юсуф рассказывает, что говорится о гневе и о способах его контроля в пророческой Сунне, а также дает практические советы по управлению гневом.

 

Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.

Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.

Амма баад…

 

Пусть Всевышний вознаградит тех, кто организовал для нас эти курсы, эту возможность встречаться и проводить занятия в онлайн режиме во время пандемии, поскольку многие люди не могут приходить на занятия из-за проблем со здоровьем или со здоровьем их близких.

 

Гнев – это неотъемлемая часть человеческого характера, так что он часто представляет проблему для общения людей друг с другом. Поэтому нам было дано столько указаний о том, как правильно уметь контролировать свой гнев.

 

Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) неоднократно обращаются в Коране и хадисах к проблеме гнева.

 

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

 

«Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей» (сура Али Имран, 3:133-134).

 

«Силен не тот, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева» (Бухари и Муслим).

 

Обратите внимание – в вышеприведенном аяте и хадисе говорится с похвалой не о людях, которые вовсе не испытывают гнев (поскольку это неестественно для человека), но о тех, кто умеет правильно его использовать и направлять его в правильную сторону.

 

Если мы посмотрим на гнев сам по себе – есть несколько различных способов, которыми наши ученые описывают гнев. Это определенное чувство – сильная эмоция, которое возникает внутри нас, когда мы расстроены, раздражены чем-то или боимся чего-то. Гнев – это своего рода защитный механизм. Мы гневаемся, когда ожидаем, что события должны происходить определенным образом (как нам хочется), но все почему-то складывается иначе (человек, который обещал прийти на встречу, не пришел, кто-то обещал сделать что-то, но подвел нас, заболевает кто-то из близких, нам грозит увольнение на работе и т.д.).

 

Известно из опыта, что гордые, высокомерные люди гневаются чаще – поскольку они особенно переживают тогда, когда ситуация выходит из-под контроля. Такие люди чаще испытывают страх, опасение чего-то – мы требуем от людей, чтобы они сделали что-то для нас (или не делали того, что нам не нравится), но они не хотят подчиняться нам.

 

Гнев и высокомерие часто идут рука об руку – чем большего человек о себе мнения, тем больше у него причин сердиться и выходить из себя (когда кто-то ставит под сомнение его авторитет, его мнение, что-то угрожает его положению и т.д.). Так что для гнева бывает много причин.

 

Исламские ученые – особенно те, кто занимается вопросами нравственности, морали – говорят, что после того, как человек научился правильно исполнять свои религиозные обязанности, ему следует обратить внимание на желательные деяния (как дополнительные молитвы или посты), либо заняться благотворительностью, помогать другим людям.

 

Также для него будут весьма желательным делом – и даже на грани обязательного – усилия по приобретению похвальных черт характера и избавлению от недостатков. Хуснуль-хулюк, благой нрав – это один из самых важных аспектов нашей религии. В одном из хадисов передаются слова Пророка (мир ему и благословение):

 

«Я пришел, чтобы усовершенствовать ваши нравы».

 

Если человек регулярно совершает желательные молитвы – помимо обязательных – это приносит пользу только ему самому. Но когда он работает над собой, старается улучшить себя, это будет иметь огромные последствия – большие блага для всего общества. Поскольку человеческое общество держится на чувствах общности, взаимопонимания, и осознания этой общности, умения найти компромисс, терпении, доброжелательности, взаимопомощи. Все это объединяет человечество и помогает людям жить вместе в мире. И сутью, центральным моментом этой цели (изменения мира к лучшему) является хороший характер, благой нрав каждого человека.

 

Вы знаете, как мы ценим человека, который обладает благим нравом – всем нам хочется иметь такого человека рядом с собой, работать рядом с ним или жить рядом с ним, быть с ним в дружбе, в хороших отношениях. У нас появляется любовь к такому человеку, желание общаться с ним, быть с ним рядом как можно чаще. Хороший характер – это неотъемлемая составляющая сплоченности общества, того, что поддерживает баланс в обществе. Благой нрав подобен свету, который светит везде, куда бы человек ни пошел, это выделяет человека из общей массы.

 

Вот почему я говорю о хорошем характере – и конкретно, об умении контролировать свой гнев. Благой нрав состоит из нескольких вещей. По мнению исламских ученых, есть три важных вещи внутри человеческого существа, которые делают характер человека тем, что он есть на самом деле. Одна из них – это гнев. Если у вас есть гнев (как способность реагировать на происходящее вокруг вас), есть желания (устремления к чему-то в жизни) и есть знания – это три вещи, которые способствуют развитию характера человека.

 

Так что речь не идет о том, чтобы вовсе искоренить это качество – гнева – в себе самом. Если такое в самом деле произойдет, это негативно повлияет на вас. Человек, не умеющий гневаться в нужный момент – это боязливый, робкий человек, который готов терпеть несправедливости по отношению к себе и к другим, который не желает отстаивать свои права и права других людей. Подобные люди не прилагают усилий, чтобы иметь халяльный заработок – и вообще, жить согласно предписаниям религии. Если у человека нет гнева, ему присуща трусость, у него нет позитивных желания, нет огня в сердце, чтобы совершать то, что правильно. Гнев относится к стремлению человека совершать правильные поступки в правильное время. Мы говорим о гневе негативно, когда его становится слишком много, когда он выходит за разумные границы, так что человек начинает обижать других людей, причинять им боль, притеснять их, ущемлять их права. Дурной гнев – это чрезмерное состояние гнева.

 

Если взять пример Пророка (мир ему и благословение), то мы знаем, что он никогда не использовал гнев для защиты себя, своих интересов. Если кто-то нападал на него, оскорблял его лично, он оставался спокойным и не выходил из себя, он держал себя в руках – более того, это могло делать его еще более терпеливым, иногда он даже улыбался в таких ситуациях. Но когда дело доходило до религии – если кто-то делал что-то против религии, тогда его лицо могло краснеть от гнева.

 

Когда нас кто-то задевает, когда нас оскорбляют, отзываются о вас негативно, вы можете сказать: что ж, это может быть, я действительно несовершенен, но когда это выпады против религии, тогда вы не можете оставаться спокойным. Конечно, нам бывает трудно оставаться спокойным, когда задевают нас самих - это понятно. Но у Пророка (мир ему и благословение) было это равновесие – его желания были совершенны, его гнев всегда был умеренным, и знания его были совершенными (как выше мы сказали, что черты характера человека складываются из трех вещей).

 

Если человек имеет слишком много желаний – если вернуться к этому вопросу о трех составляющих характера, – то это может привести его к сексуальной распущенности, к запретным вещам – как прелюбодеяние, супружеская неверность, внебрачные связи. Когда же наоборот, у человека низкий уровень желаний, тогда это тоже плохо – если человек состоит в браке, то он будет нарушать права своей супруги или супруга. Равно как если речь идет о других потребностях организма, если человек слишком мало ест либо держит постоянно посты, это может плохо сказаться на его организме – необходимо потреблять пищу, чтобы нормально себя чувствовать. Если же потакать всем желаниям своего желудка, это приведет к обжорству, к чревоугодию, к ожирению и другим психологическим и физическим проблемам.

 

Всевышний создал человека таким образом, что каждое желание и каждое качество имеет какой-то смысл, если используется правильным образом. Даже способность забывать имеет свою пользу. К примеру, если мы потеряли – не дай Бог – близкого человека, первое время мы сильно страдаем, не находим себе места от скорби, не можем заниматься какими-то повседневными делами. Но проходит несколько месяцев – и наша скорбь уменьшается, мы уже можем более спокойно говорить о своей утрате, мы уже не переживаем так сильно. Если же человек чрезмерно рассеян и забывчив, конечно, это приносит вред и ему, и его окружению. Он забывает о своих обязанностях, о том, что обещал кому-то сделать что-то, постоянно подводит других людей – и это тоже проблема. Таким образом мы устроены.

 

Таким же образом дело обстоит с гневом – если у человека слишком много гнева, то у него портится характер. Это качество очень сложно увидеть в себе – наряду с гордостью (гордый человек редко может сознаться себе, что он высокомерен, что у него есть эта проблема, так же и гневливый человек редко признается, что у него есть такая проблема), поскольку, как мы уже сказали, гордость и гнев идут рука об руку.

 

Я это знаю по себе – у меня тоже есть такая проблема гнева, и чтобы справиться с собой, необходимо признаться себе, что у меня есть это качество (в противном случае, мы не сможем помочь сами себе). Также мне очень помог мой брак – поскольку я понял, что, если я хочу сохранить мой брак, мне нужно учиться контролировать свой гнев.

 

Многие профессии – если вам приходится работать с людьми, также помогают держать себя в руках. В частности, если вы учитель, вы должны уметь контролировать себя, если вы хотите, чтобы ваши ученики добились успехов, чтобы они показывали высокие результаты – в противном случае, вы не сможете работать учителем (поскольку у такого человека никто не захочет учиться).

Если взять постороннего человека, то мы знаем, как неприятно находиться рядом с гневливым, раздражительным человеком. Такого человека все стараются избегать, не общаться с ним без лишней надобности, в любой ситуации мы предпочтем человеку раздражительному спокойного уравновешенного человека. Так, если мы знаем, что люди избегают тех, кто подвержен гневу, кто не умеет держать себя в руках, то почему мы думаем, что кто-то будет терпеть нас, если мы имеем ту же проблему?

 

И первое средство на пути избавления от этого недостатка – это, как я уже сказал, нужно уметь признаться себе, что у вас эта проблема действительно существует. Если человек болен, но не считает себя больным и не идет к врачу, то как он надеется выздороветь? Так и тут, пока мы не признаем, что имеем тот или иной недостаток, как мы можем рассчитывать, что избавимся от него? В хадисах упоминаются различные способы борьбы с излишним гневом – так что от этой проблемы можно избавиться при желании.

 

Особенно если вы не женаты, но собираетесь вступить в брак в ближайшем будущем, очень важно научиться контролировать себя в этом аспекте, иначе ваш брак окажется в опасности. Это неотъемлемая часть подготовки к браку. Перед заключением брака люди обычно думают о вещах несущественных – сколько человек пригласить на свадьбу, в каком ресторане проводить вечеринку, как одеться и прочее. Но на самом деле следует сосредоточиться на том, как мне правильно вести себя с моим супругом или супругой, как вести себя с моими новыми родственниками, в новой семье. Чтобы понять, есть ли у вас эта проблема – сравните себя со своими родными или друзьями, оцените – кто из вас наиболее раздражителен, кто как ведет себя в той или иной ситуации, умеете ли вы сдержаться, если что-то пошло не так. Будьте честны с собой, признайтесь себе, если у вас есть такая проблема. Не нужно заявлять об этом перед другими, но важно уметь признаться себе самому, если вы действительно обладаете таким недостатком.

 

Сейчас, во время глобальной пандемии, когда люди вынуждены проводить много времени в четырех стенах, со своими родными, это особенно важно – уметь правильно вести себя. К сожалению, люди часто стараются следить за собой на работе или в учебном заведении, но оказываясь дома, среди близких людей, расслабляются и позволяют себе раздражаться, срывать зло на близких людях. Все могут считать вас прекрасным человеком на работе – сдержанным, спокойным, организованным, но дома вы совершенно преображаетесь, превращаетесь в вечно недовольного, раздраженного человека, который постоянно обижает и притесняет своих домашних. При этом мы сами не желаем отдавать себе отчет в своем поведении, обвиняя в этом окружающих (это они виноваты, сами достают меня, выводят меня из терпения). Но сейчас, когда мы целые сутки вынуждены проводить именно со своими родными, в замкнутом пространстве, нам поневоле следует научиться контролировать себя, иначе наша жизнь станет невыносимой.

 

Есть известный хадис – он приводится в сборнике у Бухари (от Абу Хурайры), где говорится о том, что некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и попросил у него – дай мне наставление, дай мне совет. И Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Не гневайся». И еще несколько раз, когда этот человек повторял свою просьбу дать ему совет, Пророк повторял – не гневайся, не гневайся. Конечно, другому человеку он бы дал иной совет, видимо, он знал этого человека и знал, в частности, какая его главная проблема (которая порождает остальные проблемы в его жизни).

 

Есть другая версия этого хадиса, которая приводится в сборнике Маджмауз-Заваид, что некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал ему: «Укажи мне на деяние, которое введет меня в Рай». Мы все хотим этого, не так ли? Но при этом тот человек добавил: не обучай меня слишком сложным вещам – укажи мне на какую-то простую вещь, простое действие, которое поможет мне войти в Рай. И Пророк также сказал ему: «Не гневайся». Это указывает на чрезвычайную важность этого умения контролировать свой гнев.

 

Еще в одном хадисе говорится, что как-то раз Пророк (мир ему и благословение) сидел среди людей, и рядом с ним находились два человека, которые поссорились, и один из них начал оскорблять другого. Его лицо стало красным, вены на его шее вздулись – что свидетельствовало о чрезвычайном раздражении. И Пророк – желая помочь этому человеку преодолеть гнев, но при этом не обидеть его, сказал, как бы не обращаясь к нему, но так, чтобы он услышал: «Поистине я знаю слова, произнеся которые этот человек может избавиться от того, что его постигло. Ему необходимо сказать: «Аузубилляхи мина ш-шайтани р-раджим»». Мы знаем, что эти слова означают – я ищу защиты у Аллаха от проклятого шайтана.

 

Кто-то сейчас может спросить – при чем тут шайтан, при чем тут эта просьба, когда мы испытываем гнев, ведь гнев – это наши личные чувства? Ведь это не то, что какие-то мысли совершить запретное, допустим, которые приходят в наш мозг откуда-то извне. Но в хадисах дается объяснение этому: шайтан создан из огня, а огонь – это нечто горячее, гнев – это также горячее, это ощущение огня внутри нас. Испытывая гнев, мы как бы перегреваемся. Так что, если человек попросит защиты от шайтана, он как бы освободится от этого огня внутри себя.

 

Когда человек сердится, шайтан – который всегда находится рядом с ним – использует это состояние человека и побуждает его совершить в гневе что-то нехорошее. Многие из нас вспомнят сейчас, как говорили в раздражении что-то обидное, нехорошее своим близким, о чем мы потом сожалеем. Это все потому, что шайтан использует наше состояние, чтобы подтолкнуть нас к этим словам и поступкам. Когда мы просим защиты от шайтана, это означает просьбу о том, чтобы естественное состояние гнева, которое мы испытываем – чтобы это чувство гнева стало более приглушенным, чтобы шайтан не смог использовать его в своих интересах. Шайтан не может вызвать наш гнев, поскольку гнев возникает по разным причинам, но он способен усилить его, раздуть его, использовать его в своих целях. Когда мы просим о защите от шайтана, таким образом мы можем подавить гнев, сделать его не таким сильным, не таким разрушительным.

 

Чтобы быть честным, расскажу один случай, который произошел со мной недавно. Недавно у меня был цикл лекций об адском огне и подобных вещах. Мы выложили это в интернете, и тут же под видео появился комментарий – видимо, от атеиста, от человека с антирелигиозным мировоззрением: какая глупость верить в подобные вещи, ведь мы современные люди, как можно говорить о каких-то устаревших предрассудках? Когда ты видишь такие нападки – особенно высказанные в резкой, грубой форме, первым делом появляется желание ответить этому человеку, сказать в ответ что-то резкое. Но я стараюсь всегда – когда у меня появляется чувство гнева – произнести: «Аузубилляхи мина ш-шайтани р-раджим», чтобы ослабить гнев, чтобы не отвечать на эти выпады (или если отвечать, то отвечать спокойно, рассудительно). Поскольку, когда дело касается нас как верующих – особенно религиозных лидеров, которые должны вести себя достойно, чтобы внушать уважение к себе, мы не должны опускаться на один уровень с глупыми, невежественными людьми. В противном случае мы унижаем не только себя, но и свою религию – если вступаем в перепалку, начинаем отвечать на эти оскорбления. Только эти соображения удержали меня от того, чтобы вступить в полемику.

 

Есть множество хадисов, где говорится о том, как преодолеть чувство гнева. Первый хадис я уже привел – где сказано о том, что нужно искать защиту от шайтана, чтобы он не сумел воспользоваться вашим гневом.

 

Второе средство тоже приводится в хадисе. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

 

«Гнев – это уголек в сердце сына Адама. Разве вы не видите, как он краснеет во время гнева, и как раздуваются его кровеносные сосуды?» (Ахмад, Абу Дауд).

 

Конечно, это иносказание – нет никакого физического угля внутри человека, речь о том, что гнев – это нечто горячее, сильная эмоция, которая появляется внутри человека. Каждому, кто чувствует это, кто переживает это состояние, ему следует пойти и лечь на землю. Это интересный момент – причина в том, что это помогает человеку как бы заземлить себя, свои страсти. Люди созданы из земли, из почвы, почва – это нечто низкое, смиренное, а огонь страсти – это нечто подобное электричеству, так что ему нужно выйти из нас, уйти в землю (подобно тому, как во время грозы молния должна уйти в землю через специальные громоотводы, чтобы не причинить никому вреда).

 

Здесь есть много интересных психологических моментов. Когда я жил в США, я передвигался на автомобиле, и меня иногда останавливала дорожная полиция. И я заметил такую вещь – когда полицейский останавливает тебя, он не становится напротив тебя – когда ты сидишь в машине, а немного сзади. Считается, что это помогает человеку спокойнее отнестись к происходящему. Когда кто-то стоит напротив нас, мы ощущаем, что на нас нападают, мы испытываем сильный дискомфорт, а когда человек стоит рядом с нами или позади нас, этого чувства не возникает.

 

Есть еще хадис, где говорится, что, если человек держит в руках какой-то опасный предмет – нож, допустим, он не должен размахивать им или направлять его в сторону другого человека, поскольку шайтан может подтолкнуть его руку, он может внушить человеку желание сделать что-то нехорошее с помощью этого ножа. Мы знаем, что многие люди причиняли друг другу вред с помощью оружия, не имея намерения сделать что-то плохое. Надо всегда держать руку с оружием опущенной вниз, чтобы не причинить никому вреда.

 

Передается, что однажды сподвижник Абу Зарр (да будет доволен им Всевышний), когда кто-то разозлил его – и это было где-то на природе, в поле, почва была влажной, то он сел прямо на землю, когда почувствовал приближение гнева (и продолжал разговор уже в таком положении). Его спросили – что ты делаешь? И он ответил, что он делает то, что слышал от Пророка (мир ему и благословение) – когда человек гневается, ему следует сесть на землю (как бы «заземлить» себя).

 

Вообще, имейте в виду, что когда вы хотите сделать кому-то замечание, указать человеку на его неправильное поведение – к примеру, это ваш родственник, ваш друг, то не нужно перехватывать человека, когда он, допустим, только что-то закончил молиться в мечети, и вот вы встаете напротив него и начинаете ему что-то высказывать. Это неправильно, в таком случае вы можете разозлить человека, он лишь обидится и не поймет вас правильно. Позовите человека к себе домой, усадите его поудобнее, постарайтесь, чтобы он расслабился, и потом только можете высказать ему, что вас не устраивает в его поведении или в его словах. Чем более расслабленным он будет, тем более спокойно он воспримет ваши слова. Это подтверждают и современные психологи и ученые – помните, что я вам рассказывал о том, как полицейских учат общаться с нарушителями? Не стоять напротив человека, но встать сбоку или позади него, чтобы он не чувствовал себя как бы в ловушке, что на него нападают.

 

Есть еще такое дуа – которое передается от Пророка (мир ему и благословение), оно мне очень помогает в таких ситуациях:

 

Аллахумма инни аузубика мина ш-шикак ва н-нифак ва с-суиль-ахляк

 

Особенно это важно в ситуациях, когда мы уже заранее знаем, что нам предстоит общаться с человеком, который раздражает нас, вызывает у нас негативные эмоции, надо заранее подготовиться к общению с ним, так вот здесь именно поможет такое дуа. Если вы уже имели общение с этим человеком и поссорились, он заставил вас выйти из себя, не стоит вновь делать те же ошибки, «наступать на те же грабли». Постарайтесь перед общением с ним подумать, как сдержать себя (к примеру, не дать ему сказать вам что-то неприятное, перевести разговор на другую тему, избегать каких-то «болевых точек» в разговоре), а также чаще произносить вот это дуа. Таким человеком (который постоянно провоцирует нас на ссору) может быть даже наш близкий родственник – наши родители, братья и сестры, так что мы никак не можем уклоняться от встреч с ними, но нам бывает трудно найти общий язык.

 

Смысл дуа следующий: О, Аллах, я прошу у Тебя защиты от ссор, от споров, от лицемерия и от дурного нрава.

 

В проявление дурного нрава как раз и входит гнев – как неумение сдерживать свое раздражение, вспыльчивость. Как я уже сказал, это особенно важно, если люди собираются вступить в брак. Гневливость, раздражительность сильно вредят нашим отношениям с супругами. Но хороший момент здесь в том, что гнев можно преодолеть – как и любой другой недостаток, если поработать над этим.

 

Проблема в том, что часто гневливые, вспыльчивые люди не желают расставаться со своим недостатком, им кажется, что гнев дает им ощущение власти над другими людьми – они выходят из себя, кричат на других людей, оскорбляют их, и их все боятся, стараются сделать все так, как им хочется, предпочитают лишний раз не возражать им. Но на самом деле это ошибка – если вас будут бояться, вас не будут уважать, не будут любить. Если вы хотите, что к вашим словам прислушивались, исполняли ваши пожелания, стоит добиться того, чтобы вас уважали – за какие-то хорошие черты характера, за правильные поступки.

 

Мало того, что гнев, раздражительность является грехом, то есть, наносит человеку духовный ущерб, это причиняет человеку вред в физическом смысле, вредит его здоровью. Когда человек часто сердится, раздражается, в его кровь постоянно попадают вещества, вызывающие стресс. Я выше говорил, что нет проблем – это даже позитивный момент, если человек неравнодушен, если какие-то вещи – несправедливость, к примеру, вызывает у него гнев. Но когда он выходит из себя по пустякам, постоянно сердится и злится, это наносит большой вред его здоровью, поскольку он постоянно находится в стрессе, в напряжении. От этого страдают самые разные органы человеческого тела. У кого-то это вызывает сильные головные боли, у других людей начинаются проблемы с пищеварением. Кто-то страдает бессонницей – поскольку после того, как человек выйдет из себя, ему бывает трудно заснуть. Кто-то постоянно испытывает чувство тревоги, неудовлетворенности, депрессии – поскольку раздражение, гнев, злость мешают человеку строить нормальные отношения с другими людьми, его избегают, у него нет друзей, у него разрушается семья.

 

Еще одно последствие постоянного раздражения – это гипертония, повышенное кровяное давление (что, в свою очередь приводит к инсультам). Кто-то впоследствии начинает страдать от болей в сердце – а затем получает сердечные приступы, инфаркты. Иногда это может привести к каким-то кожным болезням – как экзема, различным воспалениям на коже.

 

Духовные проблемы мы уже упоминали, но скажем еще раз, что гнев мешает человеку нормально совершать свои молитвы. Вместо того, чтобы сосредоточиться на словах намаза, человек обдумывает свои проблемы – как ему ответить тому, кто его обидел, как «поставить на место» такого человека, переживает свои неприятности и тому подобное. Поэтому так важно уметь справляться с раздражением, с гневом. Сегодня я приведу некоторые моменты, которые в свое время помогли мне – надеюсь, помогут и вам.

 

Следующий момент, который здесь следует упомянуть – когда вы чувствуете раздражение, гнев, постарайтесь как-то разрядиться физически. Выйдите пройтись, побегайте, разомнитесь – здесь помогает сам факт «отключения» от ситуации. Вы спорите с кем-то, услышали какую-то неприятную новость от своих домашних или от коллег по работе – если есть возможность, выйдите на какое-то время, походите, займитесь физической работой, пройдитесь, чтобы отрешиться от проблемы (и вообще, пережить это известие и обдумать, что с этим можно сделать уже на «трезвую» голову, будучи спокойным и рассудительным). Физические упражнения, движения очень помогают избавиться от этих вредных веществ, которые накапливаются в крови человека во время стресса.

 

Следующий момент. Когда вас постоянно раздражает какой-то момент, подумайте (когда успокоитесь и сможете здраво рассуждать): почему эта вещь все время выводит вас из себя, может быть, есть какие-то другие варианты справиться с этой ситуацией?

 

Далее: когда вы подвержены гневу, пойдите и поговорите с тем, кому вы доверяете о том, что вы чувствуете. Посоветуйтесь с более знающим и опытным человеком – как можно поступить в такой-то ситуации, которая вызывает ваше раздражение.

 

В хадисе, который передается в Муснаде Ахмада говорится, что еще один очень хороший способ разрядиться – это совершить вуду, омовение. Наряду с вышеперечисленными способами – как отрешиться от ситуации, совершить какие-то физические упражнения, здесь очень помогают водные процедуры. В хадисе говорится, что гнев – от шайтана, а шайтан создан из огня, поэтому этот огонь гнева нужно погасить водой. Еще лучше – если есть возможность, совершить полное омовение, гусль (просто принять душ, искупаться).

 

Разумеется, как можно чаще совершайте дуа, просите Всевышнего научить вас справляться с гневом. Выше я привел несколько таких дуа, которые могут помочь в этих ситуациях.

 

Также – как я выше упомянул, гнев часто проявляют люди гордые, высокомерные, так что последите за собой – возможно, ваш гнев также вызван такими качествами характера. Здесь очень хорошо помогает зикр, поминание Аллаха – регулярное совершение зикра хорошо помогает в деле избавления от этих недостатков. Особенно если вы сможете найти хорошего наставника, шейха, который подберет именно такой зикр, который нужен лично вам. Зикр, поминание Всевышнего, порождает смирение в сердце человека, смягчает сердце человека. Гнев – это один из признаков черствости, грубости сердца, когда сердце человека не принимает наставлений, советов, но когда человек начинает постоянно повторять имена Аллаха, его сердце смягчается, поскольку это напоминает ему его положение, кем он является перед Всевышним, что мы все – нуждающиеся Его рабы. Зикр помогает в избавлении от высокомерия, порождает в сердце человека нужду в помощи Всевышнего, мы начинаем видеть вещи в правильном свете, изучать нашу религию, получать знания. Наши ученые большое внимание уделяют именно этим вещам.

 

Следующий момент – это умение признавать свои ошибки. Быть честным с собой – действительно ли я имею право гневаться в этой ситуации? Возможно, я сам виноват, и мне не на кого обижаться. Это тоже тесно связано с высокомерием – когда человек не желает быть виноватым, всегда настаивает на своем, что он всегда прав. Поэтому так важно уметь признавать свои ошибки, принимать наставления – когда нам указывают на них.

 

Затем важно уметь забывать и прощать. Ведь гнев, раздражение, злость тесно связаны с обидчивостью, когда мы долгие месяцы, а то и годы не можем забыть обиду, которую нам нанесли, и от этого приходим в состояние стресса. Человек отходчивый, забывчивый гораздо лучше себя чувствует в этом отношении, чем злопамятный и обидчивый.

 

Еще один момент – это умение быть гибким, уметь принимать разные обстоятельства и работать с ними. Гневливый, раздражительный человек – это человек негибкий, который не готов к переменам, к новым обстоятельствам. Малейшее изменение в обычном ходе событий выбивает его из колеи, ему страшно, неудобно, непонятно, что теперь делать, и это выводит его из равновесия.

Здесь также помогает такое упражнение – если вы в самом деле хотите избавиться от раздражительности. Ведите дневник ваших вспышек – тех моментов, когда вы выходили из себя в течение дня. К примеру: сегодня я вышел из себя два раза по таким-то поводам. Понятно, что если человек был раздражительным и вспыльчивым в течение десяти, двадцати лет своей жизни, то он не сможет в одночасье избавиться от этого качества. Но тем не менее, нужно работать над собой, и с помощью Всевышнего, вам удастся с этим справиться.

 

Имейте в виду еще вот что. Бывает в жизни человека и такое: когда он слишком упорствует в каком-то недостатке и не желает видеть свою проблему, Всевышний посылает ему какое-то очень тяжелое обстоятельство, несчастье, чтобы он наконец одумался и опомнился. В такой ситуации – когда человека постигает какое-то сильное горе, беда, он особенно остро осознает свою уязвимость, свою зависимость от Аллаха.

 

К примеру, человек долгие годы был раздражительным, вспыльчивым, от этого страдали все его близкие люди, ему пытались указывать на это качество, но он отмахивался, не обращал внимания на эти советы. И вдруг какое-то несчастье, болезнь, случается с его близким человеком – с женой, с детьми (которых он, возможно, часто обижал, оскорблял, говорил им грубости, неприятные слова в порыве гнева). Теперь он горько сожалеет обо всех обидах, которые нанес близкому человеку и готов отдать все, что угодно, лишь бы ему стало лучше (и он смертельно боится – что его близкий умрет, а он так и не сможет исправить все зло, которое он ему причинил). Но зачем дожидаться такого удара судьбы, этого несчастья, чтобы что-то осознать? Возьмите себя в руки и исправьтесь раньше, чем вас или кого-то из любимых вами людей постигнет беда.

 

Так что примите во внимание совет, который я привел выше – последите за собой, сколько раз в день вы раздражаетесь, что выводит вас из себя? Чаще всего это какие-то пустяки. К примеру, люди, которые водят машину, злятся, когда какой-то неосторожный водитель обгонит их или подрежет. Это вызывает у них бурю гнева, проклятий, ругани – они не поленятся специально опустить стекло машины и обругать этого человека. Но стоит ли этот пустяк вашего гнева? Вы видите этого человека в первый и последний раз, это минутное дело, вы разминулись на дороге и поехали по своим делам.

 

Если вы чувствуете, что ваша раздражительность и гневливость переходит вообще разумные границы, возможно, будет полезным обратиться к специалисту – к психологу, консультанту по конфликтам. Особенно если это касается каких-то тяжелых событий в прошлом, которые сильно повлияли на вашу жизнь, и вы не можете забыть о них. Обучитесь технике расслабления, релаксации – есть специальные упражнения, которые помогают расслабиться, овладеть собой, успокоиться, когда человек чувствует приближение приступа гнева. Выше я уже говорил о зикре – поминании Всевышнего. Это тоже своего рода способ расслабиться и успокоиться, почувствовать себя под Его защитой, осознать Его любовь и заботу (что дает чувство безопасности и спокойствия).

Выше я уже говорил о пользе физических упражнений, движения для избавления от стресса и раздражения. Занятия спортом хорошо помогают вывести из организма человека вещества, которые накапливаются в крови в результате стресса и могут вредно повлиять на наше здоровье (и, наоборот, способствуют выработке эндорфинов – гормонов удовольствия, радости). Особенно это важно сейчас – когда многие люди вынуждены работать дома, где обстановка не всегда способствует сосредоточенности (вас отвлекают домашние, дети могут шуметь и бегать и т.д.). Чередуйте умственный и физический труд, чтобы не позволять негативным эмоциям овладеть вами.

Урва ибн Мухаммад ас-Саади, когда кто-то разозлил его, пошел и совершил омовение, приведя в пример слова Пророка (мир ему и благословение):

 

«Гнев от шайтана, а шайтан создан из огня. А огонь тушится водой. Так что когда вы гневаетесь, пойдите и совершите вуду».

 

Я уже упоминал этот хадис выше.

 

Муавия (да будет доволен им Всевышний), когда его рассердил человек по имени Муслим аль-Хауляни, пошел и совершил гусль, искупался, а затем привел вышеприведенные слова Пророка о том, что гнев – как огонь, тушится водой.

 

Еще одно благо от умения сдерживать гнев упоминается в хадисе, который приводит имам Ахмад, там сказано:

 

«Кто сдержит свой гнев, когда имеет возможность дать ему волю, того Аллах призовет (в день Суда) в присутствии всех творений и даст ему выбрать ту из райских жен, какую пожелает».

 

Конечно, можно сказать, что это награда для мужчин – но я уверен, женщине, которая сдерживает свой гнев, будет дарована награда, не уступающая этой по своей ценности.

 

Итак, как я уже перечислил, есть определенные способы справиться с гневом – заняться физическими упражнениями, вести дневник и контролировать себя, обратиться к специалистам-психологам, совершить омовение и поменять положение тела, когда человек чувствует приближение вспышки гнева, но самое первое – это признаться себе, что у нас есть такая проблема, иначе ничего не получится. Тот, кто не считает себя больным, не сможет вылечиться.

Мы просим Всевышнего помочь нам в этом.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков