Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 131. Фатима аль-Фихрийя – основательница первого в мире университета
Наверное, многие слышали распространенный стереотип о мусульманской женщине – что она несчастна и уг...
377
25 декабря, 20

Маджлис 131. Фатима аль-Фихрийя – основательница первого в мире университета

377
25 декабря, 20
Наверное, многие слышали распространенный стереотип о мусульманской женщине – что она несчастна и угнетена, что для нее закрыты любые виды деятельности, кроме домашнего хозяйства и заботы о детях. Однако сегодняшний урок развеивает это предубеждение. В лекции муфтия Абдуррахмана ибн Юсуфа речь пойдет о выдающейся женщине по имени Фатима аль-Фихрийя, которая основала Университет аль-Карауин в Марокко, первый университет в мире.

 

 

Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.

Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.

Амма баад…

 

Дорогие братья и сестры!

 

Несколько лет назад у меня была возможность посетить Марокко и в частности, город Фес – или Фас по-арабски. Это красивый, древний город в котором есть старинная мадина – центр города, со старинными домами. В центре города огромная мечеть и университет, который носит название Карауин. Мне кажется сейчас будет очень актуально поговорить – поскольку у нас здесь присутствует много женщин, о выдающемся вкладе, который внесли мусульманские женщины в развитие нашей цивилизации. Пусть это будет вдохновением для нас.

 

Итак, Джамиа аль-Карауин, Университет аль-Карауин в городе Фес, который является одним из самых популярных городов в Северной Африке для туристов (после Кайруана в Тунисе). В 11 веке, вследствие набегов кочевников, многие жители Кайруана переехали в Фес, поскольку ее правители – т.н. династия Идрисидов, правившая в этой области, могла защитить жителей этой территории, которая сейчас известна как Марокко. Само слово «фас» в арабском языке означает «топор». По преданию, когда основатели города начали копать почву города для закладки фундамента для городских стен, они нашли в земле топор, поэтому город получил такое название.

 

Историк Мухаммад аль-Каттани из Марокко пишет, что Фес был столицей империи Идрисидов – династии мусульманских правителей, которая просуществовала около двухсот лет (ее основатели считаются потомками Али ибн Абу Талиба). Джамиа аль-Карауин, университет, который был основан именно в то время, существует до сегодняшнего дня, он считается одним из самых старейших университетов в мире. Разумеется, нельзя сказать, что это учебное заведение было подобно европейским университетам, которые имели свой устав, своих руководителей – это была традиционная школа, медресе, где, однако, преподавались не только обычные для такого учебного заведения исламские науки, но и такие науки как география или математика.

 

По мнению некоторых историков, этот университет возник раньше, чем Университет аз-Зайтуна (в Тунисе) – как считается, старейший из существующих высших учебных заведений в мире, основанный, по некоторым данным, в 8-м веке н.э. И, разумеется, университет в Фесе был открыт раньше, чем университет Аль-Азхар в Египте, самый известный из существующих исламских учебных заведений.

 

Все вышеперечисленные учебные заведения возникли больше тысячи лет назад, но успешно функционируют до сего дня. В частности, Университет Карауин принимает каждый год множество студентов из стран Северной Африки, которые хотят там учиться.

 

И в любом случае, если сравнить время основания любого из старейших европейских университетов с временем существования каждого из перечисленных университетов, окажется, что подобные учреждения мусульманском мире возникли гораздо раньше, чем в Европе.

 

Датой основания Университета Карауин считается 245 год хиджры – или 859 год григорианского календаря – иными словами, ему уже более, чем одиннадцать веков. Университет Аль-Азхар в Каире был основан более чем на сто лет позже, в 970 году по григорианскому календарю (по другим данным, в 972 году) правителями из династии Фатимидов. Старейшим из европейских университетов считается университет итальянского города Болоньи, который был основан в 1088 году н.э. – более чем на сто лет позже египетского университета в Каире, и более чем на двести лет позже университета в Фесе, в Марокко. Знаменитый английский университет в городе Оксфорд – во всяком случае, одно из первых упоминаний о том, что в этом городе появились учителя и студенты, относится к 1096 году н.э., затем был основан университет в Саламанке, Испании, датой основания которого считается 1144 год (его устав был принят в 1280 году). 1636 год считается датой основания еще одного из самых знаменитых университетов в мире – Гарвардского университета в США.

 

Итак, мы говорим об университете аль-Карауин, который, по одному из мнений, считается самым древним из существующих университетов. Он внес огромный вклад в распространение религиозных знаний в исламском мире, там учились и преподавали такие знаменитые в мусульманском мире ученые как Ибн Халдун (арабский историк, философ, которого можно назвать одним из основателей экономической теории и социологии), аль-Ваззани – или Лев Африканский, знаменитый географ и путешественник. С ним связаны также такие знаменитые имена как шейх Ибн Араби, географ Мухаммад аль-Идриси и астроном Нур ад-Дин аль-Битруджи. И тот факт, что он был основан женщиной, делает его историю еще более интересной для нас.

 

Говоря об основании университета, мы не имеем в виду, что в этом городе ранее не было школ или учителей, которые занимались преподаванием религиозных наук. Мы подразумеваем, что для преподавания было построено специальное здание, где могли собираться студенты и слушать уроки преподавателей, место где проводились регулярные занятия – что обычно ассоциируется у нас с учебным заведением.

 

Мы помним, что когда Всевышний обратился к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), то первыми словами были: «Икра бисми Раббика ллязи халяк…» – «Читай во имя своего Господа…». То есть, это был призыв к получению знаний, к чтению, к изучению науки. Этот призыв мусульмане старались внедрять в жизнь с самого начала развития исламской цивилизации. Первым учебным заведением, если можно так его назвать, была мадраса ас-суффа – медресе под навесом в мечети Медины, где собирались люди, которые желали послушать слова Пророка (мир ему и благословение) или спросить его о чем-то (мы знаем, что Абу Хурайра был одним из самых активных студентов этого медресе).

 

Сложность этой задачи – основания учебного заведения для мусульман – усугублялась еще и тем, что это было первое учебное заведение такого рода. Нельзя было взять что-то за образец и перенести в свою местность. Это была совершенно новая, уникальная идея, и это делает ее еще более замечательной. Далее мы посмотрим, какие уроки мы сможем извлечь из жизни этой женщины.

 

Ее полное имя было Фатима бинт Мухаммад аль-Фихрийя аль-Курайшия. Ее отец тоже был ученым, религиозно образованным человеком, который дал своим дочерям хорошее образование. Ее семья была родом из курайшитов, они происходили от Укбы ибн Нафи’ аль-Фихри, известного военачальника, жившего при халифах Муавии и его сыне Язиде, который был завоевателем Магриба и, в частности, Туниса. Он считается основателем города Кайруана, столицы Туниса. А поскольку в свое время часть жителей Кайруана переселилась в Фес, то и мечеть и прилегающий к ней университет стали называть Карауин (несмотря на похожие названия, это два разных места).

 

Деятельность Фатимы приходилась на правление эмира по имени Дауд ибн Идрис, он был вторым правителем из династии Идрисидов в Марокко. Их называли хасани-сейид – праведными потомками Пророка (мир ему и благословение). Университет был открыт в месяце Рамадан, в 245 году по хиджре или в 859 году н.э., как я уже упоминал выше.

 

Отец Фатимы, как говорилось, был образованным исламским правоведом, факихом. Его полным именем было шейх Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах аль-Фихри аль-Кайруани (последняя часть его имени показывает, что он переехал из Кайруана в Фес, это было в последние годы правления эмира Идриса ибн Идриса, первого правителя Феса). Он взял себе кунью Абу Абдуллах – хотя у него не было сыновей, а только две дочери, Фатима и Марьям. Помимо того, что шейх Мухаммад был образованным человеком, он был преуспевающим бизнесменом, так что он оставил своим дочерям в наследство не только хорошее образование, но и большое состояние.

 

Мы мало что знаем о жизни Фатимы и Марьям в ранние годы их жизни – нам даже неизвестно, в каком году они родились. Известно только, что Фатима и Марьям вышли замуж в раннем возрасте – также за преуспевающих купцов, но довольно скоро овдовели. Примерно в это же время скончался и их отец, так что сестры остались очень богатыми наследницами.

 

Сестры остались в одиночестве – поскольку в их семье больше не было представителей мужского пола (тем более, что их семья, как мы упоминали, в городе Фес была приезжей). Наверняка многие мужчины сватались к таким богатым вдовам, надеясь стать обладателями их богатства, но сестры предпочли более не выходить замуж, а посвятить свою жизнь иным занятиям. Прозвищем Марьям было Умм аль-Касим, а Фатиму прозвали Умм аль-Банин – мать множества детей, о происхождении этого прозвища мы расскажем далее.

 

Разумеется, сестры, будучи женщинами не только богатыми и благочестивыми, задумались о наилучшем вложении своих денег – чтобы они могли принести им доход не сколько в этом мире, сколько в будущем. Вот что бы сделал кто-то из нас, если бы стал обладателем большого богатства? Купил бы несколько домов или квартир в хорошем районе, чтобы потом сдавать их за хорошую плату, вложил бы деньги в бизнес, который приносит хороший доход? Все это хорошо, но ведь есть еще такое понятие как садака-джария, милостыня, которая приносит человеку вознаграждение даже после его смерти. Сестры аль-Фихрийя решили вложить свои деньги именно таким образом.

 

Все мы знаем, что есть хадис, где говорится:

 

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда умрет сын Адама, прекращаются все его деяния (то есть, награда за них прекращается), кроме трех:

 

  • милостыни (приносящей пользу людям) – т.н. садака-джария, которая будет приносить ему пользу и после его смерти. Сюда относятся такие деяния как строительство дорог, мостов, рытье колодцев, строительство мечетей и подобных объектов, которыми люди будут пользоваться долгие годы;

 

  • знаний, которыми будут пользоваться – к примеру, если человек напишет (или поможет распространению) книги или статьи, которые люди будут читать, либо – переходя на современный язык, это будет веб-сайт, который будет распространять полезные знания; либо это будет медресе, где студенты смогут получать полезные знания; либо это будет какая-то стипендия для бедных студентов, которая позволит им получать образование, даже если у них нет средств оплачивать его, и т.д.;

 

  • и праведный сын, который молится за него – то есть, мы можем иметь много детей, которым мы дадим хорошее образование и хорошую профессию, оставим им большое наследство, но вопрос в том – будут ли эти дети молиться за нас, читать Коран для помощи их родителям в будущей жизни? (Хадис передал имам Муслим).

 

Несколько лет назад я посетил Южную Африку во время Рамадана. Один хороший брат помогал мне организовать встречи с людьми во время итикафа, способствовал организации моих выступлений. Это был довольно простой человек, не особенно ученый, но он рассказал мне об очень интересной вещи, которую он и его семья делают во время Рамадана. Он рассказал, что они имеют обыкновение каждую неделю распределять все суры и аяты Корана между членами их семьи – это примерно тридцать-сорок человек, большая семья, так, чтобы к концу недели они бы прочитывали весь Коран. Вознаграждение за прочитанный Коран они каждый раз передают своим покойным родственникам – родителям, дедушкам и бабушкам, другим родственникам. Мне очень понравилась эта идея, так что я сам стал практиковать это в своей семье и советую всем вам поступать подобным образом во время Рамадана. Можно создать группу в WhatsApp, к примеру, где каждый член семьи напишет, какую часть Корана он сможет прочитать на этой неделе – чтобы весь Коран целиком был прочитан за неделю или две, а вознаграждение можно было передать покойным членам семьи. Ведь у всех нас есть покойные родственники, о которых можно позаботиться подобным образом – тем более, что мы также когда-то покинем этот мир, так что такая традиция может помочь и нам самим в свое время. Все мы имеем смартфоны, иные гаджеты, все мы любим использовать WhatsApp и иные мессенджеры. Такое полезное дело могло бы помочь нам использовать наши средства связи для чего-то полезного.

 

Итак, когда Фатима искала, как с пользой можно использовать те огромные средства, которые ей достались, она, видимо, вспомнила этот хадис, где говорится, какие дела могут принести пользу человеку и после его смерти – в частности, помочь распространению знаний и оставить после себя какое-то дело, которое будет приносить пользу людям (садака-джария). Как мы помним, садака – это любое действие, которое приносит пользу и радость другому человеку, даже улыбка своему брату может стать садака. Тем более, садака-джария – это дело, которое будет приносить пользу людям после их смерти. Учебное заведение, где уже на протяжении многих веков молодые люди получают полезные знания, как раз и является садака-джария. Как мы помним, прозвищем Фатимы было Умм аль-Банин – то есть, мать множества сыновей. Хотя у нее не было собственных детей, но всех студентов данного медресе можно считать в каком-то смысле ее детьми, которые, без сомнения, на протяжении многих веков молятся за нее.

 

Как происходило строительство университета? Город Фес расположен по берегам реки, которая протекает посреди него. На одном берегу реки жили, в основном, приезжие из Кайруана, из Туниса. На другом берегу жили выходцы из Андалузии, мусульманской Испании, которые переехали туда, спасаясь от преследований. Как мы видим, этот город обустраивали представители двух очень интересных цивилизаций – с одной стороны, выходцы из мусульманской Испании, с другой – из арабских стран северной Африки. Фатима начала строительство в той части города, где жили выходцы из Кайруана. Строительство начинается с большой мечети – соборной мечети (джамиа-масджид). Подобным образом, как мы знаем, устроен Аль-Азхар – в центре находится мечеть, вокруг которой расположены дома. Сначала она приобретает участок земли, где можно добывать известняк, камень белого цвета для строительства. Строительство начинается в начале месяца Рамадан, в 245 году по хиджре, как мы уже упомянули. Работы продолжались восемнадцать лет и были закончены в 263 году по хиджре.

 

Передается, что Фатима была очень щепетильна насчет того, чтобы все работы происходили исключительно дозволенным, халяльным образом – то есть, все средства должны быть халяльными, с рабочими, которые трудились на стройке, всегда бы честно рассчитывались, следили, чтобы никто не занимался каким-то мошенничеством или обманом при строительстве. Только таким образом можно было обеспечить успех всему делу.

 

Скажу в скобках: почему, допустим, сборник хадисов имама Бухари до сих пор так высоко ценится в мусульманском мире? Мы знаем, что имам каждый раз совершал полное омовение перед тем, как записать очередной хадис, совершал намаз-истихара, чтобы в его деле был баракят, каждый раз просил Всевышнего обеспечить успех его делу.

 

Как передается, что сама Фатима старалась лично, непосредственно наблюдать за ходом строительства, не полагаясь на кого-то еще. Одной из первых работ, которую она велела произвести на участке, где должно было происходить строительство – это выкопать колодец, откуда можно было брать хорошую воду для питья рабочих, а также необходимую для работы.

 

Также известно, что Фатима держала пост почти все время на протяжении этих восемнадцати лет – за исключением тех дней года, когда поститься запрещено. Она дала обет, назр, что будет держать пост до тех пор, пока работы не будут окончены. Каждый день перед началом работ она совершала два ракаата нафиль-намаза.

 

Сестра Фатимы, Марьям, перебралась на другой берег реки, в ту часть города, где жили выходцы из Андалусии, и тоже стала строить там большую мечеть. Эта мечеть существует до сегодняшнего дня – она так и называется Андалузская мечеть, рядом с ней также есть медресе, где учатся студенты. Когда мы были в Фесе, мы посещали как университет Карауин, так и эти мечеть и медресе, которые были основаны Марьям.

 

В университете изначально преподавали только Коран и фикх. Позднее его учебная программа расширилась и стала включать в себя математику, арабский язык, медицину, астрономию, химию, историю и географию. Как мы уже сказали, Университет Аль-Карауин известен такими своими знаменитыми выпускниками, как Абуль-Аббас и правовед Мухаммад аль-Фаси, которые были выдающимися мусульманскими мыслителями своего времени. Другие известные имена, связанные с институтом – это такие как: великий суфийский шейх и правовед Ибн аль-Араби, историк и основатель науки социологии Ибн Халдун, известный географ Мухаммад аль-Идриси и астроном Нур ад-Дин аль-Битруджи (в Европе известен под именем Альпетрагий).

 

Учеба в университете была доступна не только для мусульманских студентов. В него принимали людей иных вероисповеданий – христиан и иудеев. Кроме того, образование было бесплатным, так как Фатима оставила достаточно средств для оплаты преподавателям и бесперебойного функционирования учебного процесса. Среди выпускников-немусульман можно назвать таких известных людей как иудейский богослов и философ Моисей Маймонид, христианский географ и путешественник Лев Африканский (его мусульманское имя – аль-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан, по рождению он был арабом, но попал в плен к пиратам и был продан в рабство в Италию, где принял христианство). Даже римский папа Сильвестр II (10-11 век), который в молодости много путешествовал по Востоку и учился у арабских ученых, также числился среди выпускников Аль-Карауина.

 

Фатима скончалась примерно через двадцать лет после окончания строительства. Как мы сказали выше, точные даты ее жизни неизвестны.

 

Какие же уроки мы можем извлечь из жизни этой замечательной женщины?

 

Сам этот факт – что именно женщина стояла у истоков такого замечательного дела – сам по себе примечателен, но, тем не менее, в нем много важных уроков.

 

Первый урок заключается в том, что для того, чтобы наши дела имели бы успех и действительно принесли бы пользу людям, необходима искренность, ихляс, во всем, что мы делаем.

 

Существует интересный факт. Когда через какое-то время после открытия этого университета было необходимо расширить его территорию или совершить иные работы (шло время, и какие-то постройки нуждались в ремонте или расширении, что-то достраивали или перестраивали), то на территории университета был найден документ, написанный старым куфическим письмом, характерным для Северной Африки. На нем было написано: «Здание данной мечети было окончено в месяце зуль-када 263 года по хиджре. Это было одной из построек, которые были построены по приказанию эмира Дауда ибн Идриса, да сохранит Всевышний его и его царство».

 

Ведь мы знаем, что все эти здания были построены на деньги и с помощью Фатимы аль-Фихрийя, так почему здесь упоминается правитель? В то время было принято, что, когда люди делали что-то значительное – писали книги по религии, строили мечети или медресе, они посвящали этот труд правителю мусульман, под властью которого они жили. Иными словами, Фатима была так скромна, и ей совершенно не важно было, будут ли помнить о ней или нет, что она нигде не упомянула свое имя, но только имя правителя, при котором это строительство было произведено. Тем самым, она способствовала тому, что люди до сих пор знают имя человека, который был правителем той области, где она жила – в противном случае, мы ничего бы не знали о нем. Заметьте, что, хотя Фатима никак не стремилась увековечить свое имя, мы о ней знаем, а вот об этом человеке – который был эмиром, правителем этого государства, мы, наоборот, не знаем почти ничего – и если знаем, то только благодаря тому, что о нем упоминается в документе, который составила Фатима.

 

Второй момент: щепетильность, тщательная забота о том, чтобы все, что использовалось для работы, и сами работы производились дозволенным образом. Халяль – это своего рода знак качества, продукция высшего качества, которая отличается долговечностью. Ведь когда мы покупаем какие-то вещи, мы стараемся купить продукцию известных производителей, которые славятся своим качеством, добросовестностью. Так и здесь: когда мы следим за тем, чтобы все, что мы делаем, было дозволенным и чистым, тогда результат наших дел будет долговременным. Как мы уже говорили, Фатима желала, чтобы все материалы и все нужное для строительства было самого лучшего качества и было приобретено на дозволенные средства. С этой целью она приобрела участок земли, откуда брали камень для строительства.

 

Третий момент – истинная вера, устремление ради довольства Аллаха и богобоязненность. В частности, как мы уже сказали, все восемнадцать лет, пока шло строительство, Фатима держала пост практически каждый день. Как мы знаем из хадисов, пост – это одно из самых любимых деяний для Всевышнего.

 

Сообщается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 

«Сказал Аллах: „Любое дело сына Адама совершается им для самого себя, кроме поста. Ибо, поистине, он (пост) – ради Меня, и Я воздам за него“…» (Бухари, Муслим).

 

Поскольку пост меньше, чем другие благие дела, связан с рия, совершением деяний напоказ – если человек не скажет никому, что держит пост, то окружающие никак этого не заметят, поэтому и говорится, что пост – исключительно ради довольства Аллаха. Так что, если мы хотим совершить нечто благое и полезное, и хотим, чтобы от этого была польза, чтобы в этом был баракят, следует держать пост с намерением ради Всевышнего.

 

Четвертый урок, который можно вынести из всей этой истории, этот статус и уровень мусульманской женщины. Мы знаем, что в исламской истории были женщины, подобные Фатиме, которые также делали много полезного для людей. Отсюда мы знаем, что женщина может заниматься подобными вещами – как строительство мечетей или медресе – от своего имени. Мы знаем, что Зубейда, жена халифа Харуна ар-Рашида, также делала много полезного в своем государстве.

 

В частности, она построила водопровод и дорогу вдоль него, позже получившей название Дарб Зубейда (Дорога Зубейды), идущего из долины Хунейна, от источника Айн аль-Мушаш, в Мекку для снабжения паломников водой. Этот проект родился в первое паломничество Зубейды, когда она увидела страдающих от жажды паломников на пути в Мекку. Канал Зубейды стал главным источником чистой воды для путников в те времена. Ещё она построила водохранилище, которое собирало дождевую воду. От него шло семь труб, ведущих к другому каналу, который разветвлялся и доставлял воду в Мекку и в мечеть Нимра в Арафе. Также по ее распоряжению был углублен на пять метров священный колодец Замзам, что позволило увеличить запасы воды в нем. Строила она и странноприимные дома, содержала бесплатные караван-сараи для путников, в ее дворце собирались ученые, поэты и философы, которым она щедро платила и создавала все необходимые условия для работы.

 

Отсюда мы видим, что мусульманские женщины могли владеть собственным имуществом и распоряжаться им по своему усмотрению – заниматься бизнесом, благотворительностью, вкладывать его в какие-то общественно полезные проекты. Это начинание идет еще с жены Пророка (мир ему и благословение) Хадиджи (да будет доволен ей Всевышний), которая, как известно, была очень богатой женщиной и самостоятельно распоряжалась своим имуществом.

 

Если посмотреть на историю Европы, то европейские женщины получили подобные права – распоряжаться своим имуществом – совсем недавно, примерно лет сто назад. Допустим, еще в Англии эпохи королевы Виктории (т.н. викторианская эпоха, 19 век) женщина не могла распоряжаться имуществом самостоятельно. Если она получала какое-то наследство, то распоряжаться им мог только ее отец или иной опекун. После вступления в брак ее имущество автоматически поступало в распоряжение ее мужа, и без его разрешения она не могла взять оттуда ни копейки, поскольку считалось, что женщина – существо слабоумное и не способна правильно распорядиться деньгами и иным имуществом.

 

Как мы видим, несмотря на то, что мусульманская женщина считается угнетенной и забитой, в некоторых вопросах она была гораздо более свободной, чем женщины европейские. Вот мы видим яркий пример таких женщин – как Фатима и Марьям аль-Фихрийя, которые свободно распоряжались принадлежащим им имуществом к всеобщему благу. И никто их в этом не ограничивал, и не считал, что у них недостаточно здравого смысла для этого.

 

В Коране говорится об этом следующим образом:

 

لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُواْ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ

 

«Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели» (сура ан-Ниса, 4:32).

 

Не говоря об известном аяте, где описывается, что достойные женщины – как и достойные мужчины не будут лишены своей награды за все, что они сделали:

 

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا

 

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин, и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (сура аль-Ахзаб, 33:35).

 

Ибн Халдун – ученый, которого мы уже упоминали, он считается основоположником науки социологии, писал про Фатиму в своей книге по истории «Тарих»: «Она была примером и источником вдохновения для людей, живших после нее». Когда они видели, как много полезного она смогла сделать, многие обеспеченные и власть имущие люди также вдохновлялись ее примером.

 

Здесь следует отметить еще такой момент. Почему мы так восхищаемся этим фактом – что женщина стала основателем университета? Потому что традиционно это все-таки мужское дело, женские имена среди основателей университета или медресе, строителей мечетей или ученых-богословов встречаются довольно редко.

 

Однако есть область, где роль женщины все еще совершенно уникальна. Это способность давать новую жизнь, производить на свет новых людей. Мы знаем, что женщина получает вознаграждение за каждый глоток молока, которым она кормит своего ребенка, когда ребенок плачет ночью и не дает ей спать, ей также записывается вознаграждение. Ведь беременность, роды и кормление детей – это очень тяжелый труд, это связано со многими неудобствами, болью, трудностями для женщин, многие из которых, тем не менее, проходят через это по много раз. Если заставить мужчину пройти через нечто подобное, вряд ли бы он согласился пойти на такое еще раз – а женщины часто рожают по много детей!

 

Иными словами, не следует думать, что раз среди людей, которые занимались наукой, или строили мечети или медресе, мало женщин, значит, роль женщин в человеческой истории какая-то незначительная. Ее роль, наоборот, очень важная – ведь именно она производит на свет будущих ученых, строителей, полководцев, правителей и других мужчин. Поэтому мужчины обладают теми чертами характера, которые необходимы для работы вне дома – как наука, строительство, сельское хозяйство, управление государством, а женщины, наоборот, более мягкие и эмоциональные, поскольку они заботятся о детях, которые нуждаются в материнском тепле и ласке, особенно в первые годы своей жизни.

 

При этом следует отметить, что никто не запрещает женщинам – если у них есть возможность, и это будет не в ущерб семейной жизни, - заниматься каким-то общественно-полезным трудом (как учить детей, лечить людей, использовать другие свои способности на благо людям). Мы знаем женщин-ученых, женщин-политиков, женщин-инженеров или врачей, которые успешно занимаются этим делом, хотя, повторим, не следует забывать о самой главной функции женщины – функции матери, воспитательницы новых поколений.

 

И напоследок, я хотел бы еще раз напомнить о том, что труд женщины – даже просто женщины-домохозяйки, которая занимается только домом, заботой о муже и детях, гораздо тяжелее, чем труд мужчины – как это ни странно звучит. Мужчина занимается своей работой, допустим, восемь или десять часов в день – с восьми утра до пяти-шести вечера (конечно, работа бывает разная, иногда человеку приходится работать помимо рабочего времени, у кого-то очень длинный рабочий день – я говорю в общем). Но рабочий день у жены и матери нескольких детей продолжается практически круглые сутки, без выходных – ведь нужно готовить еду, покупать продукты, стирать вещи, убирать в доме каждый день (не говоря о том, что грудные дети могут не давать матери спать и по ночам, их нужно часто кормить, купать, переодевать). Но и награда женщины гораздо выше – мы уже упоминали о том, женщине полагается награда за каждый глоток молока ее ребенка, выше мы приводили хадис о том, что если родители воспитают праведных, благочестивых детей, то они это будет приносить им награду и после смерти.

 

Пятый важный урок, который мы можем извлечь из этой истории – как можно перенаправить наше внимание с этого мира на мир будущий. Фатима и Марьям, которые остались наследницами огромных богатств, не стали употреблять их на собственные удовольствия – как сделали бы многие люди на их месте (и они, в общем, имели на это полное право – нет запрета, допустим, покупать себе красивые вещи или жить в хорошем доме). Но они предпочли сделать нечто такое, что принесет пользу не только им, но и другим людям, и не в материальном смысле, но в духовном плане.

 

И последний, шестой урок, который можно извлечь из этого рассказа – это упорство и постоянство. Фатима следила за ходом строительства на протяжении восемнадцати лет! Все эти годы она держала пост, совершала желательные намазы, обращаясь к Всевышнему с просьбой поддержать ее начинание. Наверняка не однажды в это время случались какие-то проблемы. Те, кто занимался ремонтом или строительством, знают, сколько труда и сил занимает это дело – даже просто следить за ходом работы (находить нужные материалы, следить, чтобы работа шла своим чередом, искать хороших мастеров). Фатима была простой женщиной (а не инженером или строителем) – которая, тем более, не имела опыта в таком деле, так что ей было вдвойне сложно. Однако, она не опустила руки, не бросила свой труд, а сумела довести его до конца. Это тоже очень важный урок для нас – не сдаваться, не оставлять задуманное, твердо идти к намеченной цели.

 

Каждый раз, когда мы чувствуем упадок сил, когда у нас что-то не получается, когда нам хочется опустить руки, надо вспомнить историю Фатимы и ее сестры Марьям. Они остались в одиночестве – без отца, без мужа, так что они могли бы впасть в депрессию, опустить руки, либо потратить свою жизнь на сиюминутные удовольствия, которые могло предоставить им их богатство. Но они не позволили себе предаться отчаянию или потратить жизнь на преходящие удовольствия, но совершили такое великое дело, которое приносило пользу тысячам людей и, по милости Всевышнего, принесет в дальнейшем. Пусть Аллах даст нам тауфик, чтобы также совершить в своей жизни нечто важное и значительное.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков