Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 31
Маджлис 31
За грехом обычно следует наказание, но бывает, что, наоборот, в этом мире Аллах осыпает множеством б...
6 651
29 марта, 17

Маджлис 31

6 651
29 марта, 17

В чем смысл понятия истидрадж?

 
За грехом обычно следует наказание, но бывает, что, наоборот, в этом мире Аллах осыпает множеством благ явного грешника. Это состояние называется истидрадж – ложное успокоение, ложное довольство, за которым может следовать гораздо более тяжкое наказание и разочарование. Так что если в жизни у человека все идет слишком хорошо – это повод задуматься, а все ли я делаю правильно?
 
Альхамдулиллях Раббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
 
Ибн Атаиля сказал – весьма неожиданные, пугающие слова:
 
«Опасайся, если ты будешь меньше бояться Его (Аллаха) щедрости, чем своего дурного поведения – поскольку это может привести тебя шаг за шагом к погибели».
 
Эти слова, которые требуют подробного разъяснения, будут предметом нашей беседы. Всевышний Аллах говорит, что вы можете впасть в гибельное состояние с той стороны, откуда вы не ожидаете.
 
О чем мы будем говорить – о необходимости опасаться попасть в истидрадж.
 
Слово «истидрадж» происходит от корня «дарадж», которое относится к слову «шаг» - это одно из значений этого слова. Другой пример – «дараджу с-саби», которое означает ребенка, совершающего первые шаги, маленькие шаги, когда он учится ходить. Это означается медленную последовательность, неторопливость – шаг за шагом. Но что это значит в реальности – относительно нашего разговора, это означает – для Аллаха, Субхана ва Тааля, сокрытие опасности, испытания в каком-то уровне, которое может содержать в вещь, являющаяся благом сама по себе. Нечто может казаться благом, но в действительности являться наказанием. Это может быть вызовом, испытанием для нас. Нас может постигнуть наказание, которое выглядит как благо.
 
Вторая вещь, о которой я буду говорить – об испытании, которое приходит к нам, но которое является на самом деле благом, милостью Аллаха. Эта вещь кажется нам тяжелой, неприятной, но впоследствии оказывается, что в ней содержится благо, дар Аллаха.  
 
Скрытое наказание, испытание в форме блага – это и есть истидрадж.
 
Как некто сказал:
 
«Мустадридж – человек, которого постиг истидрадж, - это тот, у кого блага, милость Аллаха будут отбираться часть за частью, в то время как он даже не будет осознавать этого».
 
Аллах сказал:
 

«Мы будем вести его (заблудшего человека) шаг за шагом (к погибели), в то время как он даже не будет осознавать этого».

 
Мы будем наказывать его, посылая ему блага, - которые внешне выглядят как блага – пока Мы не ввергнем его в погибель (а он не будет осознавать этого).
 
Когда некий человек совершает грех – и, если у него есть хотя бы небольшой страх перед Аллахом, он ожидает наказания за свой грех. Мы ожидаем какого-то результата, последствия греха – которое постигнет нас в наказание. И это иногда случается – мы совершаем грех, и получаем штраф за неправильную парковку. И это хорошо, если наказание постигает нас сразу же. Возможно, случается еще что-то плохое – мы пропустили намаз, и нас кто-то обидел, обманул, поступил с нами плохо. Мы обнаруживаем, что наказание постигает нас сразу же. На самом деле еще страшнее, если мы совершаем грех, и не обнаруживаем никаких последствий его – ни в этой жизни, ни в будущей. Более того, нам посылаются какие-то блага – к примеру, мы внезапно получаем работу, которую хотели. Мы получаем хорошую отметку на экзамене. Мы знаем, что совершили большой грех, но в этом мире с нами вдруг происходит что-то приятное. И что в результате – мы забываем о покаянии за этот грех.
 
В общем, если что-то плохое случается с вами – штраф, потеря работы, даже если вы просто споткнулись и ушиблись – вы начинаете думать, от чего это происходит. Вы вспоминаете о своем грехе и начинается совершать истигфар (раскаиваться). Истигфар, раскаяние - это хорошо, если мы просим о прощении, Аллах прощает нас. Но если вместо наказания с нами случается нечто хорошее, если нам посылается какой-то ни‘мат (дар) – то мы впадаем в рассеянность, в забвение, забывая о покаянии, об исправлении ошибки, вот в этом и кроется опасность.
 
Поэтому он (Ибн Атаиля) говорит:
 
«О, мурид (так называют обычно человека, который находится на пути к Аллаху, которому посвящена эта тема, поэтому мы так обращаемся к людям) – о, ищущий, бойся, если Аллах постоянно посылает тебе различные блага – время, обилие пропитания, и ты чувствуешь себя в постоянном потоке этих благ, которые не прекращаются, но все это происходит на фоне твоего постоянного непослушания, небрежности, недостатков, - это признак наказания, истидраджа».
 
Если вы пропускаете намаз, забываете о намазе, забываете про зикр (не имеет значения, какие мы приводим оправдания), - и при этом вы не благодарите Аллаха надлежащим образом, не делаете шукр, это признак истидраджа.
 
Шукр – это не просто сказать: «альхамдулиллях, мы благодарим Аллаха за Его блага», это означает не использовать дарованные нам блага для непослушания Ему. Это одно из трех условий шукра.
 
Первое – осознавать, что все блага исходят от Аллаха, от Дарующего. Второе – словесная благодарность, и третье – практическая благодарность, на деле, то есть, использовать эти блага не для ослушания Аллаха, а для повиновения Ему. Это и есть истинный шукр. Если человек осознает, что все блага исходят от Аллаха, он должен выполнять остальные условия. Таким образом, если человек находится в потоке благословений, с ним не происходит ничего плохого, но при этом он забывает благодарить Аллаха за эти блага, то это и есть истидрадж, то, о чем Аллах сказал в вышеприведенных аятах. Это очень большая проблема, о которой я уже сказал.
 
Сахль ибн Абдилля ат-Тустари, радыАллаху анху, сказал: «намуддухум би н-ния». Слово «йамудду» происходит от корня «простираться», «продолжаться», -  здесь оно означает постоянное облегчение, постоянные блага. Всевышний сказал, что Мы наделим людей (которых хотим наказать) непрекращающимися благами, но Мы заставим их забыть о благодарности за эти блага. Они забудут об истинном Подателе этих благ и в конце концов исчезнут (погибнут). Это очень серьезно. Это не значит, что так происходит всегда, но это случается время от времени.
 
В нашем медресе – это было лет 14 назад, когда я еще учился – был ученик, который постоянно пропускал занятия (или нечто в этом роде, был небрежен). Все ученики знали, что он постоянно делал это – пропускал занятия, не готовился к урокам. И однажды муфтий, наш учитель, спросил этого человека о чем-то, и он стал оправдываться: «я только в первый раз пришел, я здесь в первый раз» (хотя, это, разумеется, было неправдой).
 
Муфтий-сахиб удивился: «Это же известный хадис, мы говорим о нем так много времени…». Но этот человек оправдался тем, что Аллах многое дает, но многое заставляет забыть. Что иногда Аллах дает людям благое намерение, на благие дела, но иногда Он побуждает людей сделать что-то неправильное.
 
В нашем медресе однажды оказался молодой человек, который привык слушать музыку, у него была такая привычка с детства – ему было около 18 лет. И попав в медресе, он начал постоянно слушать радио, где как раз постоянно передавали 50 или 100 песен, которые были популярными в то время. И благодаря ему эта привычка к музыке распространилась среди остальных студентов. И один из них – который никогда не слушал музыку, но поскольку эти студенты постоянно тайком собирались в какой-то комнате и слушали музыку, то ему стало интересно, и он пристрастился к этой привычке. Отвыкнуть от музыки очень сложно – особенно если вокруг вас все ее слушают, она постоянно звучит у вас в голове, вам хочется снова и снова слушать ее. И его поймали на этом и как-то наказали – и благодаря этому он прекратил делать это.
 
Иногда подобные вещи бывают благословением – когда нам посылается какое-то наказание извне, кто-то застает нас за совершением греха. Гораздо хуже, когда какие-то вещи продолжаются и продолжаются, и нам кажется, что все в порядке, что нас никто не останавливает и нас не постигает никакое наказание.
 
Ибн Атаиля также пишет:
 
«Бывает, что внезапно уровень человека (материальный, духовный) увеличивается – таким образом Аллах вводит его в истидрадж. Если же Аллах желает человеку добра, Он дарует ему осознание, понимание своего состояния, своих грехов».
 
Это состояние (забвения) постигает нас только в том случае, если мы забываем о нашем осознании, напоминании. Если человек совершает грех и не останавливается, не прекращает, а продолжает и продолжает его совершать, пока он не становится его привычкой, то есть опасность наказания для него в виде такой ложной успокоенности, ложного благополучия.
 
Не надо думать, что истидрадж постигает человека внезапно – что Аллах так жесток, что специально лишает человека понимания, дает ему забвение. Нет, человек может совершать грех очень долго, и только когда он превышает какие-то пределы, Аллах лишает его понимания, осознания греха. В Коране Аллах говорит о печати на сердце человека – это происходит после того, как человек совершит что-то. Такой-то народ нарушает свою клятву, свой договор с Аллахом, и тогда Он наказывает его, делая их сердца черствыми. Везде в Коране говорится, что это наказание произошло «…после», «…потому что», «…вследствие» чего-то, какого-то греха. Аллах дает всем шанс, и наказывает, только когда человек все глубже и глубже погружается в свои грехи, оправдывает себя, придумывает себе разные оправдания – подстраивает религию под свои страсти, чтобы наслаждаться этим миром: «У меня нет времени на зикр, у меня нет времени на молитву…», но у него хватает времени на все остальное. Он начинает путать приоритеты – что должно быть на самом деле важным для него. Вот отсюда и начинается истидрадж, когда он начинает путать важное и незначительное.
 
Поэтому Ибн Атаиля пишет:
 
«Каждый раз, когда он совершает грех или ошибку, Мы (Всевышний) даруем ему новое благо, так что он забывает совершать покаяние за свой грех, так что он упорствует в них, становится постоянным в своих грехах, чувствует себя уверенно. Мы даруем ему благополучие, обилие благ, - так что блага буквально изливаются на него».
 
Ему как бы говорится: «Ты хотел иметь все это, хотел мирские блага – вот тебе, бери их». Ему дается хорошая работа, большой дом, много денег, так что он чувствует себя счастливым, довольным всем этим. Но внезапно человек лишается помощи, лишается надежды, и, в конце концов, лишается всех этих благ – и он становится несчастным, поскольку не знает, что ему делать дальше.
 
Таков порядок в этом мире, устроенный Аллахом – нам очень полезно это знать, нам необходимо это знать, чтобы постоянно проверять себя, оценивать свое состояние – особенно если мы вдруг получаем какие-то незаслуженные блага. Аллах обычно дает человеку понимание – через разные наставления, беседы, через какие-то события, происшествия в жизни – даже несчастные случаи. Все это тазкир – напоминание.
 
Воспринимайте это как знаки, напоминания Аллаха. Если же человек игнорирует эти напоминания, тогда Аллах ему как бы говорит, - ладно, тогда получай больше (благ). Одна из наиболее опасных вещей, которая может постичь вас внезапно, неожиданно – это неожиданность сама по себе. То, что мы не можем предсказать ее, предупредить ее.
 
Поэтому Аллах говорит в Коране:
 

«Не уверовавшие не понимают, что дарованные им блага, есть на самом деле признак их наказания, что они являются средством их заблуждения».

 
Это также пример для верующих, для мусульман – как выглядит истидрадж, чем является истидрадж, когда у них увеличивается похоть, слабости, это ведет к увеличению греха.
 
Поймите меня правильно, истидрадж не является неожиданным, незаслуженным наказанием от Аллаха, Субхана ва Тааля, когда людям не дается шанс исправиться. Это всегда является следствием небрежности, забывчивости в прошлом, когда человек не обращает внимания на свои грехи. Всевышний весьма мягок в Своем наказании.
 
Поэтому будет обязательным для человека, когда бы он ни увидел новое благо, - внешнее, внутреннее, какую-то материальную выгоду, благополучие, которое у него случается, - чтобы он осознал, понял это правильно. Чтобы он задумался – с какой целью ему это дается. И чтобы он не забывал благодарить Аллах за эти блага, делать шукр: посредством языка, посредством знания, убеждений, и, что самое главное – на практике, на деле. Чтобы он не забывал совершать как можно больше поклонения, давал садаку, если у него прибавились материальные блага, использовал их ради довольства Аллаха.
 
К примеру, у вас появился большой дом, используйте его для блага – обучайте свою семью, своих детей религии, давайте им правильное воспитание, будьте гостеприимными. Каждый раз, когда у вас появляется что-то хорошее, думайте – как это можно использовать ради Аллаха, ради Его довольства. Благодарите Его на словах и на деле. Осознавайте, что каждое благо исходит от Него, это не ваша заслуга, не результат ваших усилий. Это помогает также справиться с гордостью, с высокомерием, тщеславием, эгоизмом и прочим.
 
Избегайте также состояния, когда вы забудете поблагодарить людей, которые вам помогли, сделали вам добро, поскольку сказано в хадисе:
 

«Кто не благодарен людям, не благодарен Аллаху».

 
Если вы не благодарите человека, вы на самом деле не благодарите Аллаха, Который даровал вам эти блага посредством каких-то людей. Если человек благодарит человека, у него вырабатывается привычка быть благодарным, так что ему не составит проблемы поблагодарить Всевышнего за эти блага. У него будет привычка к благодарности.
 
Когда вы говорите человеку: «ДжазакАллах» это на самом деле лучшая награда – иногда люди недовольно говорят: «Ты что, хочешь дать мне только «джазакАллах»?». Но на самом деле это лучшая награда – ведь эти слова означают: «Пусть Аллах вознаградит тебя». У Аллаха находятся все блага, Его награда превосходит все наши возможности. К сожалению, люди принижают эти слова сегодня: «Ты что – хочешь дать мне только эти слова взамен, ничего больше?» СубханАллах, ведь это лучшая награда, особенно, если вы говорите это искренне.
 
Итак, шукр действием означает использовать все блага ради довольства Аллаха, Субхана ва Тааля. Если человек не делает этого, не исполняет эту обязанность в отношении земных благ – есть опасность, что это истидрадж, и что Аллах заберет у человека в конце концов эти блага.
 
И еще есть один аспект здесь – существует принимающий (блага) и есть дающий (блага). Это порядок этого мира, принимающий должен благодарить дающего, кем, в конечном итоге, является Аллах, Субхана ва Тааля.
 
Шейх Абдулла Гангохи объясняет это, говоря:
 
«Аллах не всегда видимым образом наказывает в этом мире людей, преступающих пределы дозволенного. Иногда Он продлевает для них время, когда они могут удовлетворять свои страсти. Когда они совершенно погрязают в грехах, что им становится невозможным покаяться, Он внезапно обескураживает их, давая им отсрочку, называемую истидрадж, которая является для них самым тяжелым наказанием. С другой стороны, (в этом положении) некоторые рабы Аллаха неожиданно понимают, в каком положении они оказались, и они взывают к Аллаху Всевышнему, прося прощения за свои преступления, и им даруется прощение».
 
Здесь шейх обсуждает вопрос истидраджа. Далее он говорит:
 
«Аллах милостив к Своим созданиям в каждый момент времени, даже если они оскорбляют Его своим непослушанием. И вместо того, чтобы наказать их, Он неожиданно исполняет все их желания. Это состояние обильных благ и удовольствий вместо заслуженного наказания за грехи, весьма опасно, поскольку это может быть лишь отсрочкой наказания Всевышнего Аллаха, после чего (после этой отсрочки) человека неожиданно постигает гнев Аллаха. Доказательства этому мы можем найти в Коране, когда наказание Аллаха внезапно постигало грешников и заблудших после того, как они успокоились и наслаждались благами. Когда грешники перейдут пределы дозволенного, их непременно постигнет наказание. Так что пусть не обманывает вас временный период благополучия. Когда Аллах откладывает человеку наказание, его (грешника) забывчивость (гафлят) увеличивается, но затем его постигает заслуженная кара».
 
Некоторые суфии говорят, что шукр – это средство приближения к Аллаху, Субхана ва Тааля. Если вы исполняете обязанности, условия шукра, вы приближаетесь к Аллаху. Если вы хотите достичь Аллаха, вам следует осознавать, что все блага исходят от Него – тогда есть надежда, что мы удостоимся Его милости и нас не постигнет наказание.
 
Пусть Аллах защитит нас, пусть Он дарует нам понимание и осознание этого. Пусть Он дарует нам тауфик совершать шукр, благодарить за все блага, которые Он нам посылает.
 
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков