Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 96: Быть благодарными Аллаху за блага
Маджлис 96: Быть благодарными Аллаху за блага
Муфтий Абдуррахман напоминает верующим о необходимости быть благодарными Аллаху за те блага, которые...
5 743
20 ноября, 19

Маджлис 96: Быть благодарными Аллаху за блага

5 743
20 ноября, 19
Муфтий Абдуррахман напоминает верующим о необходимости быть благодарными Аллаху за те блага, которые Он посылает нам. Как часто мы считаем себя несчастными и жалуемся на жизнь – только потому, что не имеем того, что есть у кого-то еще. Но давайте посмотрим на то, сколько всяких благ мы имеем, и тогда мы поймем, что нам есть за что быть благодарными. Далее – добавляет муфтий – следует помнить о том, что этот мир – это место испытаний, он устроен так, что в нем нас не ждут только одни радости. Кто-то может подвести нас, обмануть, какие-то наши желания не исполняются, мы что-то теряем – это нормальное свойство нашей жизни, нам не обещан Рай в этом мире. Об этом также следует помнить и быть благодарными за то, что у нас есть.
 
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин. Амма баад.
 
Сказал Аллах, Субхана ва Тааля, в Священном Коране:
 
مَا يَفْعَلُ اللَّهُ بِعَذَابِكُمْ إِنْ شَكَرْتُمْ وَآمَنْتُمْ ۚ وَكَانَ اللَّهُ شَاكِرًا عَلِيمًا
 

Зачем Аллаху наказывать вас, если вы проявите благодарность и уверуете? Аллах — Благодарный, Знающий. (Коран, сура "Ан-Ниса", 147 аят)

 
Этот мир очень разнообразен, в нем много различных ситуаций и моментов – именно это делает этот мир весьма интересным местом для жизни. Если бы все в мире было предсказуемо и не было бы изменений, этот мир был бы очень скучным местом. Поэтому Всевышний устроил в этом мире такое разнообразие – есть богатые и бедные, сильные и слабые, умные и не очень. Так уж устроен этот мир.
 
Если человек примет этот факт – что мир меняется, что в мире не все идет так, как нам хотелось бы, ему будет легче жить в этом мире. Если же наоборот, человек будет ждать, что события будут складываться самым лучшим для него образом – его ждет разочарование, поскольку может случиться, что не всегда будет так, как мы ждем. Всегда будет разница между тем, как мы желаем и тем, что есть на самом деле. Мы ждем, что события сложатся определенным образом, а произойдет что-то совсем иное (и не совсем для нас приятное). Это создает некую напряженность в нашей жизни. Если мы не примем тот факт, что в этом мире происходят взлеты и падения, хорошие времена чередуются с временами проблем и испытаний, процветание сменяется невзгодами, бывают времена, когда мы благодарим за успехи, а иногда от нас требуется терпение.
 
Мы – как имамы, как муфтии – получаем от людей множество подобных вопросов (почему у меня в жизни все складывается не так, как мне хочется, почему мне не везет и прочее). Недавно мне написала одна сестра – к ее родным обратился некий молодой человек, который хотел жениться на ней. Вроде бы все шло хорошо – и ее, и его семья были согласны на этот брак. Но тот мужчина сказал, что вследствие некоторых трудностей брак придется немного отложить, он сейчас не может жениться. От него долгое время не было известий, но недавно она узнала от каких-то знакомых, что он уже женился на другой девушке. Разумеется, ей было очень больно узнать об этом – ведь она думала, что он хочет жениться на ней. Она сильно переживает эту неприятность и задается вопросами – как он мог так с ней поступить, «я не могу поверить, что бывают такие люди, за что мне такое, почему это случилось именно со мной, я так разочарована, так несчастна». Разумеется, я сочувствую ее разочарованию и обиде, но нельзя обижаться на факт, что такая возможность всегда есть – что кто-то с нами может плохо поступить, обмануть нас, подвести. И если человек сердится и обижается на тот факт, что это случилось именно с ним – это неправильно, такое может случиться с кем угодно, никто не застрахован от подобного.
 
Возможно, тот молодой человек или его семья решили, что брак с другой девушкой для него будет лучшим, более правильным, у них были какие-то свои соображения. Ведь, как я понял, там не был заключен брачный договор, не были даны какие-то конкретные обязательства – был только предварительный, словесный, сговор, что да, мы хотим взять в жены эту девушку для своего сына. Как мы уже говорили, мир изменчив, в нем может произойти что угодно. Так что, возможно, те люди передумали или еще что-то произошло – такая возможность всегда есть. Если мы не примем этот факт – что не всегда все идет по нашему плану, если мы не примем реальность этой жизни, нам будет очень сложно. Реальность всегда будет отличаться от наших планов.
 
Это подобно тому, как если человек стоит на пороге своего дома и не решается сделать несколько шагов, чтобы выйти во двор. Реальность – как этот двор. Мы не можем стоять на пороге, когда-то нам придется сделать эти шаги, принять эту реальность, нам никуда не деться от нее. В некоторых странах – как Индия или Марокко – двери поездов не закрываются во время поездки, так что человек может войти или выйти на ходу. То есть, кто-то сидит и смотрит на жизнь за окном, а кто-то выходит наружу и принимает участие в этой жизни. Вы стоите на пороге – а снаружи ваш двор, чтобы выйти в ваш красивый, зеленый двор, вам нужно сделать усилие, сделать эти несколько шагов, принять эту реальность жизни. Если бросать вызов этой реальности, неизменно потерпишь неудачу.
 
Это крайние примеры, но они показывают, как мы должны относиться к этому миру, как должны принимать его – несмотря на то, что нам приходится проходить через трудности. Разумеется, мы можем пытаться изменить реальность в нужную для нас сторону, обращаясь к Всевышнему и совершая определенные действия, но, тем не менее, не всегда все будет идти по нашему плану. В таком случае нам следует принять это как данность, осознать, что все это происходит по воле Аллаха – что Он вправе делать то, что пожелает. Даже если нам бывает трудно принять Его решение. В противном случае, нам все время придется бороться с тем, что реально происходит, и переживать из-за этого.
 
В той ситуации – когда сестра мне рассказала, как ее подвел возможный жених – я сказал ей, что из каждой ситуации следует извлекать уроки, чтобы вновь не попасть в такую проблему. К примеру, не следует полагаться на людей, который нам ничего особенного не обещали. В ее случае ведь не было точного обещания жениться – были лишь предположительные слова о том, что он возможно женится. Тот человек сказал, что через какое-то время он, скорее всего, вернется к ней – но это не наверняка, у него были какие-то проблемы, которые нужно было решить. Конечно, он поступил не очень хорошо – следовало бы предупредить ее, что он нашел лучший вариант для себя, что он не женится на ней, чтобы человек не ждал и не разочаровывался бы впоследствии.
 
Также хочется напомнить слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что человека обычно дважды не кусают из одной и той же норы. То есть, человеку не следует быть слишком простодушным, чтобы переживать одно и то же по несколько раз. Скорее всего, с человеком два раза одна и та же неприятность не произойдет – если он сам сделает выводы из случившегося и не допустит тех же ошибок.
 
Второй момент, который мне хотелось бы обсудить сегодня – связанный с первым, что нас постигают иногда неприятности в этой жизни, поскольку мир многообразен и изменчив, заключается в следующих словах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
 

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).

 
В хадисе подчеркивается, что это касается только верующих людей – которые верят в будущую жизнь, в награду в будущей жизни. То есть, он должен верить, что, если он проявит терпение в несчастье, его ждет за это награда в будущей жизни. Что несмотря на нынешнюю разницу в положении между некоторыми категориями людей (богатыми и бедными, допустим), они могут оказаться на одном уровне в будущей жизни.
 
Ведь если обычного человека сейчас взять и привести в какой-то фешенебельный район, где живут очень богатые люди – влиятельные бизнесмены или политики, то он почувствует огромную разницу между его и их уровнем жизни – насколько они богаты, и он беден, они влиятельны, и он слаб. Некоторые из этих людей – политики, допустим, принимают законы, которые потом меняют жизнь тысяч людей, а он сам не может повлиять ни на что даже в своей жизни. Если он увидит, как эти люди выглядят, как они богато одеты, ездят на дорогих машинах – ему покажется, что он по сравнению с ними вообще никто.
 
Какое же соображение может помочь этому человеку увидеть истинный смысл своей жизни, посмотреть на эти вещи с другой точки зрения? Только вера в будущую жизнь. Эта вера обладает огромной силой, которая помогает человеку справиться с подобными вопросами – почему кто-то богат и силен, а он беден и слаб? В этом мире Аллах устроил так, что между людьми существует определенное неравенство – кому-то дано богатство, а кому-то нет, кто-то занимает высокое положение, а кто-то - низкое. Но в будущей жизни все будет определено и взвешено согласно тому, что Аллах даровал тому или другому человеку (или, наоборот, чего кому-то не было дано). От того, кто был лишен чего-то требовалось терпение, а от того, кому было дано, требовалась благодарность в этой жизни.
 
Так что когда какой-то маленький человек увидит чужое богатство и влияние, ему следует подумать о будущей жизни – что в Судный день он тоже сможет занять высокое положение, несмотря на всю свою незначительность в этой жизни – если будет делать благие дела. А совершение благих дел не закрыто ни для кого – ни для бедного, ни для богатого. Совершать поклонение, полагаться на Аллаха, благодарить Его, делать шукр – эта возможность дана каждому человеку. Совершать добро, желать людям добра, полагаться только на Аллаха (таваккуль), иметь сильный иман, проявлять терпение в трудностях – все это доступно каждому человеку. Человеку следует помнить, что настанет день, когда все будут равны перед Аллахом, и каждому будут возвращены его права, и каждому воздастся по его делам.
 
Ведь поклонение Аллаху доступно для каждого – кроме некоторых видов поклонения, где требуются материальные затраты. Но помимо этих видов ибадата, есть множество других, которые не требуют финансовых вложений. Да, бедный человек не может отправиться в хадж, но он может делать что-то иное, пока обеспеченный человек едет в хадж. К примеру, можно держать пост в начале месяца зуль-хиджжа – когда кто-то находится в хадже. Никто не ограничен в количестве поклонения – бедность не мешает его совершать.
 
Имущество может помочь человеку в достижении довольства Аллаха – когда можно ездить в хадж и умру, раздавать садака, но богатство ставит перед человеком множество новых искушений. У богатого человека может возникнуть соблазн потратить свое имущество на греховные удовольствия, которые будут вредить человеку. Богатый может тратить деньги на азартные игры, на алкоголь, на доступных женщин. Бедный человек – даже если у него и возникают подобные искушения, не в состоянии исполнить эти желания, он находится в большей безопасности от некоторых грехов, для которых требуются деньги.
 
В нашей жизни каждая возможность влечет за собой определенные опасности. И что самое важное – это осознать реальность этого мира, суть этой жизни, и помнить о том, что когда-то мы все предстанем перед Аллахом в Судный день. В этот день все будут равны, никто не будет притесняем Аллахом, - все получат по заслугам, ничьи права не будут упущены.
 
Если мы посмотрим на качества пророков (мир им всем) – как они описаны в Коране, к примеру, на Ибрагима (мир ему), о котором сказано:
 
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
شَاكِرًا لِأَنْعُمِهِ ۚ اجْتَبَاهُ وَهَدَاهُ إِلَىٰ صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ

 
120. Поистине, Ибрахим был предводителем (имамом для людей в благих делах), покорным Аллаху и ханифом (соблюдал истинную веру). Он не был язычником. 121. (Он был) благодарным Аллаху за (все Его) блага, а Он (Аллах) избрал его и направил на прямой путь. (Коран, сура "Ан-Нахль", 120-121 аяты)
 
Аллах говорит, что Ибрагим был искренне предан Аллаху, поклонялся только Ему одному. И самое главное – он был «шакиран ли ан’умихи», он выражал Аллаху благодарность за те блага, которые Он даровал ему.
 
Мы знаем, что Ибрагиму (мир ему) пришлось пройти через многие испытания – поскольку его родные были идолопоклонниками и не приняли его призыв, сначала они чуть не убили его, но Аллах его чудом спас, затем ему пришлось оставить своих родных и уйти одному, только в сопровождении племянника Лута (мир ему). У него долгое время не было детей, но когда Аллах послал ему сына Исмаила, ему было приказано принести его в жертву – для испытания веры Ибрагима (мир ему). После этого ему пришлось оставить свою жену Хаджар и сына Исмаила (мир ему) в пустыне. Однако, здесь сказано, что он всегда был благодарным за все блага, которые Аллах посылал ему. Поэтому, за эти достоинства – как далее сказано в аяте – Аллах избрал его и повел по прямому пути.
 
О пророке Нухе (мир ему) говорится в Коране:
 
ذُرِّيَّةَ مَنْ حَمَلْنَا مَعَ نُوحٍ ۚ إِنَّهُ كَانَ عَبْدًا شَكُورًا
 
О потомки тех, кого Мы перенесли (спасли) вместе с Нухом (в ковчеге)! Поистине, он был благодарным рабом (Нашим)». (Коран, сура "Аль-Исра", аят 3)
 
Здесь сказано о тех людях, которые спаслись в ковчеге вместе с Нухом (мир ему). И Аллах также говорит о нем: «Иннаху кана ‘абдан шакура» - «поистине, он был благодарным рабом». Несмотря на все трудности, Нух (мир ему) был благодарным рабом – всегда был благодарен Аллаху, был исполнен благодарности. То есть, опять выделяется момент благодарности.
 
Аллах говорит в суре Камар: «Это блага от Нас, блага, которые Мы даровали – так Мы вознаграждаем тех, кто благодарен», тех, кто благодарит Аллаха, Субхана ва Тааля, кто выражает Ему свою благодарность.
 
И наоборот, в Коране приводятся слова шайтана, Иблиса, который поклялся вредить людям, когда Аллах наказал его за гордость:
 
ثُمَّ لَآتِيَنَّهُمْ مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَنْ شَمَائِلِهِمْ ۖ وَلَا تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ
 
Затем я буду подходить к ним (со всех четырех сторон) спереди и сзади, справа и слева. И Ты увидишь, что большая их часть — неблагодарные». (Коран, сура "Аль-А’раф", 17 аят)
 
Шайтан перечисляет способы, которыми он будет сбивать людей с пути – будет подходить к ним с разных сторон, справа и слева, спереди и сзади. Для чего он будет это делать – чтобы показать Аллаху, что люди не устоят перед искушением, не будут благодарными Создателю. Отсутствие благодарности открывает двери для шайтана, который хочет, чтобы мы были неблагодарными рабами. Благодарность – это связь человека с Аллахом, когда блага от Всевышнего нисходят на этого человека.
 
Следует также осознавать, что самые лучшие блага – это вовсе не мирские вещи. Самые высшие блага – это праведные дети, которыми человек будет доволен и которые будут делать дуа за него после его смерти; это сердце, которое будет поминать Аллаха; это слова «Ля иляха илляЛЛах», которые человек сможет сказать в свой последний час; это облегчение могильных мучений для него, когда могила будет для него райским садом – и после всего этого, самое великое благо – это довольство Аллаха в Судный день, когда мы все встретимся с Ним, и высокий уровень в Раю. Вот какие блага человек должен считать самыми важными для себя.
 
Есть история о человеке, который ослеп на оба глаза и помимо этого, еще лишился рук и ног (или его полностью парализовало). То есть, можно ли себе представить большее несчастье? Хуже этого только смерть – он не мог пользоваться руками и ногами, и еще ничего не видел. Я видел человека, у которого не было рук и ног, он передвигался, лежа на животе, упираясь в землю подбородком и перетаскивая свое тело таким образом. Но он, по крайней мере, мог видеть. А человек, о котором я рассказываю, не мог даже видеть ничего.
 
Однако, он сидел и благодарил Аллаха, делал дуа Аллаху, которое было исполнено шукра, благодарности! Он говорил: «Вся хвала Аллаху, Который даровал мне благополучие, Который защитил меня от неприятностей, от которых страдают такие-то и такие-то люди, и Который даровал мне преимущество перед столькими людьми в мире».
 
Некий человек, который услышал это дуа, был изумлен – за что этот человек благодарит Аллаха? За что ему можно быть благодарным, если он лишился своих рук и ног, он ничего не видит, что здесь хорошего? И он решил спросить: «За что же ты благодарен Аллаху, в чем ты видишь благо своего положения?». Вот что тот человек ответил: «Я благодарю Аллаха за то, что Он даровал мне язык, который поминает Его; он даровал мне сердце, которое благоговеет перед Ним; Аллах даровал мне тело, которое имеет возможность проявлять стойкость в трудностях и невзгодах, которыми Аллаху было угодно испытать меня».
 
Даже в таком ужасном несчастье человек находил в себе силы благодарить Аллаха. Он полностью осознавал реальность этого мира – что он полон испытаний, и понимал, чего Всевышний требует от него в такой ситуации.
 
Что это означает – что человек понимал реальность этого мира. Он не жаловался, не роптал на свое положение, он был доволен, что у него – несмотря ни на что, есть возможность поминать Аллаха, и у него есть силы терпеливо переносить то, что выпало на его долю. Его сердце было постоянно связано с Аллахом, он постоянно поминал Аллаха – а это лучше многих других земных благ.
 
Конечно, нам часто хочется, чтобы у нас было все – и земные блага, и блага в будущей жизни. Но если говорить откровенно, то все-таки, пользу в будущей жизни нам принесут именно эти вещи – поминание Аллаха языком и сердцем, богобоязненность, терпение. Это самые лучшие блага, в которых нуждаются и здоровые, и больные люди. Именно они способны принести нам счастье в вечной, в будущей жизни. Разумеется, все мы просим Аллаха о здоровье и благополучии, но мы также должны просить именно об этом – о том, чтобы у нас было благодарное сердце и язык, который постоянно поминает Его.
 
В другой истории рассказано, что некий человек пришел к шейху, известному своей праведностью, и начал жаловаться на бедность, на свое печальное положение – что у него нет денег, он не в состоянии заработать себе на жизнь. Мы знаем, что многие люди часто приходят к шейхам, устазам, прося их о дуа, чтобы они научили их какому-то дуа, которое дает успех и земные блага. Это все понятно и логично, что человек, находящийся в таком положении ищет выхода, просит избавить его от невзгод. Но что было неправильным в данном случае – тот человек жаловался на жизнь, вместо того, чтобы осознать, что он не так уж и несчастен, что у него есть за что благодарить Аллаха. Так что шейх постарался указать ему на ошибку, сказав ему:
 
- Вот ты жалуешься на бедность. Но если бы кто-то предложил тебе миллион (все равно чего – динаров, фунтов, долларов) за твои руки, ты согласился бы отдать их за эту цену? Сейчас у тебя есть здоровое тело, без каких-либо изъянов, а согласился бы ты обменять свои руки, к примеру, на миллион денег?
 
Тот человек, разумеется, ответил, что не согласился бы на такой обмен. Шейх задал ему подобный вопрос:
 
- Согласился бы ты обменять свои глаза за миллион или даже за два миллиона?
 
- Конечно, нет! Я предпочел бы сохранить свое зрение!
 
Далее шейх продолжил предлагать ему вопросы – согласился бы он обменять свои ноги на миллион, еще какие-то части тела, и тот человек опять отказывался. Тогда шейх в итоге заметил ему:
 
- Оказывается, ты богач! Ты владеешь огромным имуществом – своим телом, своими органами, и еще жалуешься на жизнь?
 
То есть, вместо того, чтобы жаловаться на то, чего у нас нет, следует обратить внимание на все, что у нас есть, и окажется, что мы не такие уж несчастные, как нам кажется.
 
Известно, что для правильного выражения благодарности есть три условия…Мы часто слышим про шукр, ученые нам часто о нем напоминают, и в заключение мне хотелось упомянуть о том, что такое шукр, благодарность за то, что Аллах нам все дает. А поскольку Он всем что-то дает, от нас всех требуется благодарность Ему. Итак, если три условия, чтобы наша благодарность, шукр, был правильно выражен.
 
Первое – это осознание того, что Аллах нам дает нечто. Это противоположность жалобам и недовольству. Осознание, понимание того, какие блага мы имеем. Полное внутреннее понимание того, что все блага, которые мы имеем, исходят от Аллаха, Субхана ва Тааля. И одновременно необходима время любовь к Тому, Кто дает нам эти блага – то есть, к Аллаху, Субхана ва Тааля.
 
Аллах даровал нам множество разнообразных даров – у нас есть где жить (и очень удобное место), мы живем в безопасности, в мире, у нас есть возможность дать своим детям хорошее образование, Всевышний дает нам разнообразную и вкусную пищу, мы можем одеваться в красивую и удобную одежду. То есть, нас благословили множеством благ в этой жизни.
 
Второй момент. Нам необходимо ясно выразить эту нашу благодарность – что мы так благодарны Тебе, о Аллах, мы восхваляем Тебя за это, мы благодарим Тебя за это.
 
В связи с этим мне вспоминается такая история – которую мне рассказал один мой знакомый. Когда-то в жизни он оказался в сложной ситуации, ему нужны были деньги. И он обратился к нескольким людям за помощью, прося одолжить ему денег. Он просил о помощи пять или шесть человек – о которых ему было точно известно, что они обеспеченные люди, у них точно есть деньги, они не нуждаются. И только один или двое из них выразили готовность помочь ему, признав, что Аллах им даровал много благ, у них есть деньги. Остальные – большинство из них – начинали говорить, что в данный момент у них нет свободных денег, у них было много расходов, это неудачный момент для такой просьбы и прочее. Несмотря на то, что у них были и деньги, и множество разного имущества, почти никто из них не выразил благодарность Всевышнему за это (как сказано в этом условии – что человек должен открыто признавать, что Аллах наделил его благами). Все они боялись помочь другому человеку – хотя он просил у них небольшие деньги, они скрывали и прятали от других тот факт, что у них есть деньги. Конечно, мы не знаем до конца, как на самом деле обстояли дела у тех людей, но тот человек пересказывал мне то, что он сам чувствовал и думал в тот момент. И только один из этих обеспеченных людей признался – да, Аллах дал мне много благ, альхамдулиллях, я буду рад помочь тебе. Другой человек также признал, что у него есть возможность помочь, но не сейчас – через месяц примерно приходи, я смогу тебе помочь, иншаАллах.
 
То есть, из этих шести человек только один или двое открыто поблагодарили Аллаха за Его блага. Вот что удивительно – многие обладают различными благами, но мало кто делает шукр за них. Вот в чем состоит второе условие – открыто выразить признательность Всевышнему за эти блага. Речь идет не о том, чтобы похвастаться множеством своего имущества – что у меня есть большой дом, большой счет в банке и прочее. А просто признать факт, что альхамдулиллях, Аллах столько много мне дал. Я, к примеру, могу про себя сказать, что я благодарен Аллаху, у меня есть все, что мне нужно, я не нуждаюсь. Разумеется, я живой человек, у меня бывают какие-то желания – чего бы мне еще хотелось иметь. Но в общем, я вполне доволен всем, что у меня есть. В этой ситуации важно сосредоточиваться на том, что у нас есть, а не на том, чего у нас нет, но нам хотелось бы иметь. Аллах говорит, что, если мы будем благодарны Ему, Он дарует нам больше.
 
И третье – наверное, самое важное условие. После того, как мы осознали наличие у нас разных благ и выразили благодарность за них, необходимо использовать их так, чтобы Аллах был нами доволен. То есть, благодарить Его на деле. Не только словами, но делом выражая благодарность Ему – используя дарованные Им блага для дозволенных, правильных дел. И наоборот, будет неправильным, неблагодарным делом использовать эти средства для запретного, для греховного. Чего греха таить – мы знаем, что, когда у человека появляются лишние деньги, шайтан начинает подкидывать ему разные идеи, на какие удовольствия можно их потратить (выпить спиртное, сыграть в казино, завести недозволенные отношения с женщинами и прочее). Это все будет неблагодарностью Аллаху – Который нам дал эти блага не для запретных вещей, не для использования их в запретных делах. В противном случае, Аллах может прогневаться на такого человека и забрать у него эти блага, поскольку он не сумел должным образом поблагодарить за них.
 
В заключение, еще раз напоминаю вам аят Корана, с которого я начал эту беседу. Аллах говорит людям:
 
مَا يَفْعَلُ اللَّهُ بِعَذَابِكُمْ إِنْ شَكَرْتُمْ وَآمَنْتُمْ ۚ وَكَانَ اللَّهُ شَاكِرًا عَلِيمًا
 

Зачем Аллаху наказывать вас, если вы проявите благодарность и уверуете? Аллах — Благодарный, Знающий. (Коран, сура "Ан-Ниса", 147 аят)

 

Аллах ценит усилия людей, если они стараются угодить Ему, никакое благое дело не скрыто от Него и не будет Им забыто. Мы знаем, что люди часто склонны забывать добро, которое им делают, не ценят его, не осознают его. Но Аллах - Шакирун Алиман. Благодарный и Знающий. Если у нас будет иман, и если мы будем благодарны Ему (согласно этим трем условиям), Он даст нам намного больше.

 

И пусть Аллах сделает нас из числа благодарных рабов.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков