Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 144. Не будь грубым: преимущества мягкости
Предмет нашего обсуждения сегодня – это очень простая тема. Мы будем говорить о суровости и о мягкос...
335
7 апреля, 21

Маджлис 144. Не будь грубым: преимущества мягкости

335
7 апреля, 21

Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.

Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.

Амма баад…

 

В Священном Коране говорится:

 

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ

 

По милости Аллаха ты был мягок с ними (сподвижниками). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя (Сура Алю-Имран, 3:159).

 

Предмет нашего обсуждения сегодня – это очень простая тема. Мы будем говорить о суровости и о мягкости. Сейчас это особенно актуально, поскольку во время этой эпидемии многие испытывают стресс в связи с потерей работы, с необходимостью много находиться дома, испытывать беспокойство в связи с состоянием здоровья – своего или своих близких. Все это вызывает у людей раздражение, уныние, депрессию, отношения между близкими людьми становятся напряженными, люди часто ссорятся. В моменты внешних неприятностей у людей особенно сильно проявляются их негативные черты характера, все, что человек в обычное время старался скрывать от окружающих, выходит наружу, поскольку не всегда получается держать себя в руках.

 

Все мы периодически сталкиваемся с какими-то испытаниями – будь то от внешних обстоятельств или от наших внутренних особенностей характера. Кто-то страдает от излишней вспыльчивости, от гневливости, кто-то от излишней скупости, кто-то от лени - когда не хочется ничего делать; кто-то мучается от чрезмерной робости и стеснительности, кто-то наоборот, от чрезмерного усердия – когда мы говорим или делаем что-то, повинуясь минутному порыву или желанию, не подумав, следует ли это делать, будет ли это правильным. Но так или иначе, у всех есть какие-то вызовы, испытания – ничья жизнь не проходит без трудностей.

 

И как мы уже сказали, когда в жизни человека вдруг начинаются какие-то внешние проблемы, все его отрицательные черты характера выходят на поверхность, становятся особенно заметными. Особенно могут страдать от этого наши близкие – люди, которые постоянно вынуждены находиться рядом с нами.

 

Так что сегодня мы поговорим об одном важном качестве – по-арабски оно называется рифк (его обычно переводят как мягкость, доброта), его очень важно научиться воспитывать в себе. В исламе много говорится о необходимости, о важности этого качества – если, к примеру, посмотреть в книгах по хадису, там о нем часто упоминается (к примеру, в таких книгах как «Мишкат аль-Масабих»). Пророк (мир ему и благословение) делал специальные наставления своим сподвижникам о необходимости воспитать в себе это качество. Рифк, мягкость – это качество, которое противоположно грубости, суровости, жестокости.

 

«Аллах добр, и Он любит мягкость (доброту) во всем» (Муслим).

 

«Кто лишен мягкости (и доброты), тот лишен благ» (Ибн Маджа).

 

Недаром в начале лекции я привел аят Корана, где подчеркивается важность мягкости и вред грубости. В аяте говорится о милости Аллаха (рахма) – само это слово, рахма, даже по звучанию ассоциируется с мягкостью (рифк), и сказано, что это качество – мягкости, даруется человеку по милости Всевышнего. Если у человека есть это качество, это признак того, что Всевышний оказал ему милость, облагодетельствовал его. И наоборот, если человек жесток и груб, это может быть знаком того, что он лишен милости Аллаха. Конкретно в аяте говорится: لِنتَ لَهُمْлинта ляхум – ты был мягок с ними (с людьми). Слово с корнем «линт» является одним из синонимов понятия мягкости.

 

Следует подчеркнуть, что мягкость не означает трусости, робости, бесхребетности, когда у человека нет чувства достоинства, когда он позволяет другим людям попирать его права, поступать с ним несправедливо. Мягкий человек умеет настоять на своем при необходимости и постоять за себя. Но он добр с людьми, умеет вести себя вежливо и обходительно, он не выходит из себя по пустякам, не раздражается, не срывает зло на других.

 

Далее в аяте говорится: «если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя» – они убежали бы от тебя, не стали бы тебя слушать. Именно вследствие своей мягкости, доброты с людьми Пророку (мир ему и благословение) удалось завоевать сердца людей – особенно его первых сподвижников, которые были настолько ему преданы, что буквально готовы были умереть ради него.

 

Вы, наверное, помните известный хадис – когда один из предводителей мекканских язычников побывал с каким-то делом в Медине, и потом он рассказывал, что он был поражен тем уважением и почтением, с которым люди относились к Мухаммаду (мир ему и благословение). Они слушали каждое его слово, они ловили капли его пота или слюны, падавшие на землю, если он стоял, они тоже не позволяли себе сесть, они молчали в его присутствии, пока он не обращался к ним. Всей этой преданности Пророк (мир ему и благословение) смог добиться именно благодаря своему прекрасному характеру и обращению с людьми. Вряд ли у него было бы столько преданных последователей, если бы он был суров и груб, особенно в первые годы его призыва – когда у него не было ни власти, ни могущества, он мог привлекать людей к себе только своим поведением и хорошим отношением к ним.

 

Конечно, людей жестоких и суровых тоже слушаются и повинуются им, но обычно за этим стоят иные мотивы – страха или корысти. Таких людей редко кто-то любит, их могут только бояться и держаться рядом с ними в расчете на какие-то выгоды. Одним из важных качеств успешного лидера – человека, который хочет вести за собой людей, руководить другими, является внимание к подчиненным, забота о других людях, уважение и симпатия к окружающим. Тогда ваши подчиненные будут следовать за вами, слушаться вас, что называется, «не за страх, а за совесть». И в таком случае ваша команда – если вы занимаете какую-то начальственную должность, действительно добьется успеха, ваши подчиненные будут усердно трудиться, проявлять инициативу, подходить к работе творчески (а не просто исполнять ее механически из страха наказания или в расчете на вознаграждение).

 

Грубый, злой начальник-самодур, который не уважает своих подчиненных, не считается с их мнением, может накричать, унизить человека, не пользуется уважением, над ним могут за спиной посмеиваться, если его слушаются, то просто из страха, потому что нет другого выхода. И его команда никогда не добьется больших успехов – потому что люди не будут проявлять усердия или инициативы (поскольку все равно ее не оценят, не поддержат).

 

Конечно, кто-то сейчас скажет – а если я не занимаю никакой руководящей должности, я не начальник, не политик – не министр, не президент, какое это имеет отношение ко мне? Но в любом случае, у каждого человека есть какая-то зона ответственности, есть люди, которые находятся под его опекой и за которых он отвечает. У мужчины есть жена и дети, за которых он отвечает, дети также находятся на попечении у родителей, у отца и матери. У многих из нас есть младшие братья и сестры, младшие члены семьи, которые ждут от нас указаний и советов. И в любом случае, всякий из нас – даже если он сам пока что младший в семье, и никем не руководит, общается с другими людьми – в школе с одноклассниками, на работе – с коллегами, с друзьями, с соседями.

 

Так что этот аят Корана следует рассматривать не просто как интересное замечание о качествах Пророка (мир ему и благословение) - каким он был, это указание любому человеку, – как следует себя вести с другими людьми (и тем более, важный совет тем, кто хочет быть успешным и продуктивным руководителем).

 

Сегодня я бы хотел почитать вам отрывки из книги очень хорошего современного ученого – я в свое время получил много пользы от общения с ним, это ученый из Йемена имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад. Многие из его книг были переведены на урду и на английский язык, так что желающие могут с ними ознакомиться. Вот что он пишет (и далее, в кавычках будут цитаты из книги – примечание переводчика):

 

«Мягкость требуется во всех вещах. Ее польза очевидна не только из указаний шариата, но даже из простой логики».

 

Как можно доказать пользу мягкости и доброты с помощью логики? Вот смотрите, вчера я общался с одной супружеской парой. Жена жаловалась на мужа – что он слишком скуп, что он бывает груб с ней. Я спросил у мужа – среди твоих друзей или коллег наверняка есть скупые, грубые люди, ты же видел таких людей. Так вот, если у тебя будет выбор – с кем ты предпочтешь иметь дело, отправиться в путешествие, вести бизнес: со скупым или с щедрым человеком, с грубым или с мягким и уважительным? Он ответил, что ответ очевиден, никто не любит грубых или жадных людей. Тогда я сказал ему: так это то же самое – если ты не любишь это в отношении себя, почему ты проявляешь эти качества к своим домашним? Им это также неприятно. Другое дело, что мы можем не замечать в себе этих качеств – со стороны это больше заметно, чем у себя. Но тогда следует прислушиваться к тем людям, которые нас окружают – если они жалуются на наши негативные качества, тогда возможно, следует последить за собой, может быть, они правы?

 

Каждый из нас должен задать себе этот вопрос: мы бы предпочли иметь дело с грубым человеком или с мягким и добрым? Вот вам и доказательство – всем нравится мягкость, никто не любит грубости. Конечно, в иных ситуациях необходимо проявить и резкость, и суровость – бесспорно. Мягкость тоже не всегда полезна. Но тем не менее, если человек только груб – а его доброты никто не видит, то вряд ли с ним будет приятно иметь дело. Мягкость должна быть нашим основополагающим качеством, а резкость, суровость лучше приберечь для каких-то крайних ситуаций (когда нет иного выхода).

 

«С помощью мягкости можно добиться гораздо большего, чем путем суровости и насилия».

 

Я помню, что когда-то в детстве я прочитал басню Эзопа на эту тему (древнегреческого писателя – автора басен, иносказательных историй). Прочитанное в детстве хорошо запоминается и часто откладывается на всю жизнь. Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Как это определить? Для этого они решили устроить соревнование, придумать себе какую-то задачу, которая покажет их способности. Они увидели на дороге человека, который был завернут в плащ, в теплую одежду. Кто сумеет сделать так, что этот человек сбросит с себя верхнюю одежду, тот и победил. Ветер начал дуть на этого человека – но чем больше он старался, тем сильнее тот закутывался в свой плащ, в свою одежду, поскольку ему было очень холодно и неуютно. Наконец, ветер выбился из сил, устал, поняв, что у него ничего не получается. Но стоило солнцу выйти из-за туч и улыбнуться (я помню, это была книга с картинками, и там было нарисовано улыбающееся солнце), как стало тепло, воздух прогрелся, тому человеку стало жарко, и он сбросил с себя всю верхнюю одежду. Так солнце победило в этом споре. Таким образом автор басни хотел научить людей, что мягкостью можно добиться гораздо большего, чем силой и грубостью.

 

Это в самом деле поучительная история, нет ничего плохого, в том, чтобы читать детям такие книги – в них много полезного. Интересно, что мне эта история вдруг пришла в голову сейчас, спустя много лет с тех пор, как я ее прочитал – совершенно неожиданно, я о ней давно забыл. Надеюсь, это Всевышний вложил мне в голову такой поучительный пример.

 

Имам Абдуллах продолжает:

 

«Мягкость – это свойство мудрых и сострадательных людей среди тех рабов Аллаха, которых Он избрал».

 

Наш Пророк (мир ему и благословение), конечно, является самым лучшим примером этого – избранный раб Всевышнего, с избытком наделенный всеми лучшими качествами души. Он обладал необыкновенным запасом мягкости и доброты, которые он проявлял по отношению к другим людям. Этими качествами обладали многие другие сподвижники и праведные предшественники. Именно это сделало их предводителями, лидерами общины, которых люди слушались не только из страха, но из любви. Как мы выше сказали, с помощью любви и мягкости можно добиться от людей гораздо большего, чем с помощью жестокости и суровости.

 

Далее имам Абдуллах цитирует тот аят Корана, на который мы уже ссылались: «Всевышний описывает Своего Пророка (мир ему и благословение) так:

 

По милости Аллаха ты был мягок с ними (сподвижниками). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя.

 

Далее имам Абдуллах приводит аят 199 из 7-ой суры (аль-Араф):

 

خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ

 

Прояви (Мухаммад) снисходительность (к людям), призывай к хорошему и отвернись от невежд (не отвечая на их непристойные действия тем же).

 

Прояви снисходительность, прояви прощение – не будь таким суровым, который никогда ничего не прощает.

 

Далее в 25-ой суре аль-Фуркан, в 63 аяте говорится об этом же качестве:

 

وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا

 

И рабы Милостивого — это те, кто ходит по земле смиренно, а когда к ним обращаются невежды, они говорят: «Мир!»

 

В оригинале здесь употребляется слово «хаун» – смирение, скромность. Как мы видим, в арабском языке есть много синонимов для выражения этого понятия – мягкость, кротость, смирение. У этого качества есть много различных проявлений – это и мягкость, и скромность, и прощение, это и легкий характер. Когда какие-то невежественные люди оскорбляют этих достойных людей, они не отвечают им тем же, они лишь говорят им – «мир вам!» То есть, они ведут себя спокойно и с достоинством, не опускаясь до оскорблений и ссор.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал однажды:

 

«Поистине, Аллах мягок и любит мягкость, и Он дарует за мягкость то, чего не дарует за жестокость и чего не дарует Он ни за что иное» (Муслим).

 

В оригинале данного хадиса сказано: «Ва юхиббуль рифк» — «И Он (Всевышний) любит мягкость».

 

В другом хадисе говорится:

 

«Нет такой вещи, куда бы ни вошла мягкость, доброта, без того, чтобы не приукрасить ее. И наоборот, нет такой вещи, которую бы оставила мягкость, без того, чтобы лишить ее милости».

 

Иными словами, мягкость – это такой ингредиент, который будучи добавленным в какое-то дело, обязательно украшает его, придает ему достоинства и красоты. И если, наоборот, удалить мягкость из наших поступков и слов, то они станут некрасивыми, уродливыми.

 

Что же такое мягкость? Это определенный способ поведения – умение вести себя с окружающими с тонкостью, с тактом, не грубо, не «молотком», но тонким инструментом. К сожалению, по природе некоторым из нас свойственно употреблять именно молоток – в переносном смысле, конечно – при обращении с окружающими. Когда они предпринимают какие-то действия, они делают это максимально жестко, грубо, бестактно. В какой-то мере я могу понять таких людей – когда-то и я вел себя подобным образом, когда был моложе и еще не набрался жизненного опыта.

 

Для описания мягкости также применимо понятие легкость, облегчение – мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) также советовал своим сподвижникам:

 

«Облегчайте, а не усложняйте».

 

«Следует вести себя с тонкостью, с тактом – а также достойно и обдуманно».

 

Умение заранее как следует подумать, к чему приведет то или иное наше поведение, также является признаком мягкого человека.

 

Аиша (да будет доволен ей Всевышний) передает, что если у Пророка (мир ему и благословение) был выбор между двумя какими-то вещами, то он непременно выбирал наиболее легкий способ (если, разумеется, он не был греховным).

 

Иногда люди цитируют подобные хадисы, когда хотят оправдать какие-то греховные, запретные, поступки – что это самый легкий способ действия, пусть даже в нем есть определенные нарушения. Но, конечно, такое поведение сюда не относится. Когда речь шла о чем-то запретном, мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) старался держаться как можно дальше от подобного поведения, он не прикасался ни к чему запретному.

 

«Те, кому особенно нужна мягкость – это те, кто занимает высокое положение в этом мире, будь то в религиозной или в мирской жизни».

 

Таких людей все вышесказанное касается более всего, поскольку у них есть больше разных способов влияния на людей, больше возможностей облегчить людям жизнь или, наоборот, ухудшить ее.

 

«С помощью мягкости – такта, достоинства и мудрости – им следует хорошо обращаться с людьми и таким образом завоевывать их сердца, их привязанность. Таким образом они смогут добиться уважения большинства людей, у них будет много сторонников и последователей, которые будут учиться у них и брать с них пример».

 

Если у вас есть что-то хорошее, чему вы можете научить других, что вы можете предоставить другим, сделать другим, то именно с помощью мягкости и доброты вы сможете распространить эти вещи среди окружающих. В противном случае – если вы не сумеете привлечь людей на свою сторону, завоевать их симпатии, мало кому вы сможете принести пользу.

 

«В противоположность этому, те руководители, лидеры, которые отложили в сторону мягкость и чаще прибегают к силе и суровости, никогда не пользуются широкой поддержкой других людей. Даже когда кажется, что какие-то тираны, жестокие люди, пользовались влиянием и поддержкой, то это было просто внешней, показной вещью, это делалось напоказ (из страха или из выгоды) в то время как внутри, про себя, их продолжали бояться и ненавидеть, поскольку такие люди ничего, кроме отвращения, не вызывали у других».

 

Люди молчали и делали вид, что они любят своего правителя-тирана, поскольку боялись, что иначе он их накажет, поступит с ними жестоко. Но внутри, в глубине души ненавидели его, желая ему только плохого. В таких отношениях не было настоящего счастья.

 

Здесь надо еще отметить, что иногда строгость необходима, и ее не следует смешивать с жестокостью и насилием. В противном случае – если мы не будем время от времени прибегать к строгости (в воспитании детей, допустим, в отношении к младшим членам семьи – если вы глава семьи), это приведет к вседозволенности и безалаберности, что впоследствии сослужит нашим домашним плохую службу.

 

«Здесь следует отметить еще одну вещь», – продолжает имам Абдуллах, - «мягкость – это вещь, которая хороша сама по себе, которая всегда хороша».

 

Есть вещи, которые могут быть хорошими или плохими в зависимости от того, как вы их будете использовать – где-то они хороши, а где-то плохи. Но это качество мягкости, которое мы описали выше – оно всегда будет хорошо и полезно.

 

«И умный человек должен постоянно прибегать к этому качеству, особенно когда он имеет дело с людьми. Прежде всего – с членами своей семьи и теми людьми, кто младше него по положению, кто зависит от него».

 

С самыми близкими вам людьми необходимо вести себя наиболее тактично и мягко, чем с кем бы то ни было, именно с близкими нам людьми мы должны тренироваться в развитии у себя этих полезных душевных качеств. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что иногда человек почему-то дома ведет себя хуже, чем с посторонними людьми – хотя вроде должно быть наоборот. На рабочем месте, с сослуживцами, с соседями, с учениками он может быть мягким, добрым, внимательным, тактичным, но дома такого человека просто подменяют – он становится грубым, нетерпеливым, придирчивым, раздражительным. Конечно, это в корне неверно, ведь дом должен быть местом, где вы должны создать приятную атмосферу любви и взаимного уважения, где вам приятно находиться, где люди будут ждать вас и встречать с любовью. Но если вы грубы со своими близкими, постоянно их за что-то ругаете, чем-то недовольны, то они поневоле будут бояться вашего прихода, напрягаться в вашем присутствии, в доме у вас будет нездоровая, недоброжелательная атмосфера. И вам самим не захочется возвращаться домой.

 

Поэтому имам Абдуллах пишет, что это качество – мягкости, должно быть у нас на первом плане именно в нашем отношении с близкими нам людьми. Им никогда не следует пренебрегать – ни дома, ни на улице или на работе. И использование этого качества рано или поздно принесет свои плоды – пусть даже не всегда сразу мы их увидим, это может занять некоторое время. Но вот если мы возьмем «молоток» - как мы упомянули выше и будем «рубить сплеча», что называется, то есть, быть бестактными и грубыми, мы, тем более, испортим наши отношения с окружающими и никогда не добьемся правильных целей.

 

«В некоторых редких случаях мягкость может оказаться неэффективной. Особенно в отношении некоторых невежественных и испорченных существ».

 

С людьми невежественными и испорченными нельзя быть мягким и добрым, они этого не поймут. Более того, они воспользуются нашей мягкостью в своих целях – как говорится, «сядут на шею».

 

«Обращаться с такими людьми мягко было бы вредно для них самих – как вредно быть мягкими с избалованными детьми, с ними, наоборот, следует быть жесткими и строгими, для их же пользы, только таким образом мы можем исправить их и их поведение».

 

Иными словами, строгость и жесткость подобны лекарству – иногда приходится прибегать к горьким, неприятным лекарствам для пользы больного. Но всегда следует понимать, что это исключение, а не правило, такое поведение не должно стать для нас обычным и нормальным.

 

Однажды Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний), когда неверующий сказал ему что-то нехорошее о религии, ответил ему очень жестко и грубо, в оскорбительной манере – я даже не буду переводить эти слова с арабского языка, это очень сильное оскорбление.

 

Некоторые люди используют эти слова Абу Бакра как доказательство того, что можно вести себя подобным образом с людьми – говорить им какие-то обидные вещи, поскольку сам Абу Бакр так говорил. Но они игнорируют тот факт, что Абу Бакр сделал это только однажды – мы не знаем другого примера, чтобы он так себя повел. Мы знаем, что он был одним из самых мягких и добрых людей, надо было его очень сильно рассердить, чтобы он высказался таким образом. Таким людям я обычно говорю: хорошо, если вы хотите подражать Абу Бакру, сначала научитесь вести себя как он вел себя в обычное время – быть таким мягким, таким спокойным, таким щедрым и мудрым. Вот тогда вы будете вправе иногда сказать какую-то резкость – если вас сильно выведут из себя. Если у Абу Бакра такое поведение было исключением из правил – то у вас, наоборот, мягкость и вежливость являются исключением. Те люди, которые любят использовать этот пример для оправдания своей грубости, невоспитанности, невежества, ведут себя так постоянно – они постоянно кого-то оскорбляют, даже мусульман, даже ученых, с которыми они в чем-то не согласны (все мы знаем, как некоторые молодые люди отзываются о больших ученых – называя их «кафирами», «шайтанами» и прочими оскорбительными терминами). И как они после этого смеют вообще ссылаться на пример Абу Бакра (да будет доволен им Всевышний), которому они и в подметки не годятся, который один раз в жизни позволил себе высказаться таким образом (а вы делаете это каждый день).

 

Итак, имам Абдуллах пишет, что иногда приходится прибегать к суровости и жесткости в обращении с некоторыми людьми, чтобы помочь им исправиться, чтобы указать им на недопустимость их поведения. Но, как мы сказали выше, это средство должно быть исключительным – как лекарство, к которому прибегают в исключительных случаях. И как лекарство – это средство нельзя использовать необдуманно, сгоряча, здесь тоже нужно знать время и место – когда и в каком случае это допустимо.

 

«Поэт сказал про таких людей, что они подобны пустым раковинам, лишенным содержимого. Если вы не сможете взять верх над ними, они возьмут верх над вами. Также сказано, что «щедростью можно завоевать сердца щедрых, но в отношении мерзавцев она порождает наглость. Проявление мягкости там, где следует применить меч, так же далеко от совершенства – как и обратный поступок» (применять строгость там, где нужна мягкость)».

 

Если вы будете добрыми с непорядочными и наглыми людьми, это сделает их еще более безнаказанными.

 

«Но это необходимо в очень редких случаях – в отношении слабых разумом людей, у которых нет в душе ничего хорошего, которые невежественны и подобны животным по своей сущности. Только с такими людьми допустимо вести себя резко и сурово – с целью исправить их и защитить себя от их вреда. Из этого мы понимаем, почему иногда великие мужи Аллаха проявляли строгость и резкость – с подобными людьми».

 

Мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) иногда проявлял суровость – к примеру, при взятии Мекки, когда он помиловал множество людей, в том числе сына Абу Джахля, тем не менее, он велел казнить нескольких людей, которые совершили такие тяжкие преступления, что не заслуживали прощения.

 

«Тем не менее, мягкость должна быть нашим правилом поведения и нашей сутью, основным правилом нашего поведения по умолчанию и основной чертой нашего характера. Кроме тех случаев, когда есть опасения, что испорченный грешный человек может воспользоваться нашей мягкостью, чтобы и далее продолжать свои беззаконные действия, и мы знаем, что его можно остановить лишь с помощью определенной доли суровости и жесткости.

 

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) был мягким в обращении и использовал мягкость в большинстве случаев – и это знает каждый, кто знаком с историей его жизни, с тем, как он поступал в отношении невежественных людей».

 

Один из самых ярких примеров такого поведения Пророка (мир ему и благословение) – это история о бедуине, который справил нужду в мечети. Нам сейчас, конечно, странно даже представить такое – как можно было поступить таким образом в том месте, где люди молятся? Но мечеть в те времена не была подобна нашим мечетям. Это была обычная хижина – как все дома того времени, покрытая пальмовыми листьями. Там не было ковров на полу, там был земляной пол – просто земля или песок, как в обычном доме. Возможно, эти люди поступали так же у себя дома – справляли нужду где-то в углу дома, прямо на пол, а потом просто закапывали это землей. Так что мечеть в понимании этого человека ничем не отличалась от обычного дома – она и выглядела так же. Тем более, что это был человек из бедуинов, которые были людьми пустыни и не отличались хорошим воспитанием. Я был в Мавритании, где люди до сих пор живут в пустыне так же, как и тысячи лет назад. К примеру, в одном и том же кувшине у них может находиться вода для питья, для омовения и для подмывания в туалете. Мы здесь никогда не будем пить воду из того кувшина, который мы используем в туалете. Но у них там дефицит воды, и они привыкли так поступать.

 

Все это я рассказал, чтобы вы не сильно осуждали того человека, который поступил таким образом в мечети. Он сделал это не из злого умысла, а просто по невежеству – он не знал, как надо себя правильно вести в мечети. Но мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) велел не мешать ему закончить то, что он делал, а потом принести воды и смыть то, что он оставил. И потом ему объяснили, что так поступать нельзя.

 

Еще один пример из хадисов: когда какой-то человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и попросил помощи, и ему дали садака, но он был не удовлетворен тем, что ему дали, и стал жаловаться, что ему дали мало. И Пророк (мир ему и благословение) не стал ругать его за неблагодарность, а просто велел дать ему еще что-то, и проводить его с миром.

 

Третья история – история о юноше, который пришел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «О, Посланник Аллаха, дай мне разрешение совершить прелюбодеяние!» Сподвижники начали ругать его за столь греховное желание, но Пророк (мир ему и благословение) остановил его и спросил: «Ты хотел бы, чтобы кто-то поступил так с твоей матерью или твоей тетей? А с твоей сестрой или твоей дочкой?». Тот юноша, разумеется, ответил отрицательно. И Пророк тогда сказал ему, что та женщина, с которой ты хочешь совершить такое, тоже является чьей-то сестрой, дочерью или иной родственницей. Затем он положил руку на грудь этого молодого человека и помолился о нем. И как передается, с тех пор не было ничего более ненавистного для того юноши, чем прелюбодеяние.

 

Еще много подобных историй передается о Пророке (мир ему и благословение), о праведных халифах и других сподвижниках, о больших ученых и праведниках – которые проявляли подобную мягкость, даже сталкиваясь с невежеством и грубостью других людей.

 

«Так будьте мягкими во всех вещах – ибо в этом много блага, и последствия такого поведения также будут благом для вас».

 

В Коране говорится:

 

وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

 

Но это (отвечать на зло добром) доступно только тем, кто терпелив. И это доступно только тем, в ком есть благо (сура аль-Фуссылят, 41:35).

 

Так что, если мы желаем достичь тех качеств, о которых мы рассказывали выше, нам следует просить о двух вещах: первая вещь – это терпение, и вторая – чтобы у нас был хороший удел перед Всевышним, чтобы нам была предписана «благая доля», нечто хорошее.

 

Человеку, который долгое время был грубым и жестоким, очень сложно отказаться от этих качеств еще и потому, что он боится потерять свое положение – он привык, что люди его боятся и слушаются, а если он вдруг станет мягким, то его перестанут уважать. Это тоже из проявлений гордости и высокомерия. Так что здесь много всего завязано – человеку следует стать более скромным, проявить смирение, осознать, кем он является на самом деле перед Всевышним. Но разве кто-то из нас не хочет стать подобным Пророку (мир ему и благословение), которого люди уважали и слушались, несмотря на его мягкость?

 

Пусть Всевышний облегчит это для нас. Но помните, что мягкость и доброта – это вещи, которые способны украсить все, к чему они прикасаются. Пусть Аллах дарует нам эти качества.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков