Маджлис 134. Праведная Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен ею Всевышний): женщина, стоящая сотен мужчин
Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад…
Дорогие братья и сестры!
Когда мы начинаем изучать биографию какого-то праведного человека, мы первым делом должны понять, что мы изучаем ее с целью извлечь из нее уроки, научиться из нее чему-то полезному. В нашей истории множество замечательных людей, которые могут стать нашими образцами для подражания, от которых мы можем получить много пользы. При этом кому-то из нас будет более близка история одного сподвижника (или иного праведника), кому-то – другая. К примеру, мне более близок характер Умара, чем Абу Зарра (да будет доволен ими Всевышний). Кто-то из женщин будет более впечатлен историей Хадиджи, чем Аиши (да будет доволен ими Всевышний). Кого-то более всего тронет история Асмы, дочери Абу Бакра (да будет доволен им Всевышний). Чем больше мы изучаем историю этих людей, чем больше мы размышляем над их жизнью, тем более мы любим их и стараемся подражать им.
Все мы стараемся быть хорошими мусульманами, а чтобы лучше изучить ислам в практическом смысле, необходимо иметь перед собой пример замечательных, праведных верующих людей – какими были сподвижники и их последователи. Теорию, основы нашей религии, мы можем взять из Корана и хадисов, но понять, как конкретно эти правила и рекомендации необходимо реализовывать в нашей жизни – для этого нужно иметь пример конкретных живых людей. К счастью, у нас есть истории десятков и сотен таких людей, в жизни которых воплощались те или иные стороны ислама. Когда мы просто читаем хадисы, мы иногда не понимаем, как их применять в жизни, у нас могут быть какие-то сомнения или недопонимание. Но у нас нет сомнения, что сподвижники лучше всего знали, как правильно понимать и применять в жизни слова Корана и хадисов, поскольку у них был лучший учитель – сам Пророк (мир ему и благословение).
Сегодня я выбрал историю данной сподвижницы, поскольку она сильно вдохновляет меня. Разумеется, это не значит, что остальные сподвижники не вдохновляют меня, но в ее истории есть некоторые аспекты, которые очень сильно повлияли на меня и надеюсь, будут полезными и вам.
Эту женщину звали Асма, дочь Абдуллаха (которого мы сейчас знаем под именем Абу Бакра) (да будет доволен ими Всевышний). Она – как и остальные ее родственники – происходила из племени курайш. Ее сестрой была Аиша, дочка Абу Бакра, супруга Пророка (мир ему и благословение). Асма была на десять лет старше своей сестры. Они были дочерями одного отца, но происходили от разных матерей. Матерью Асмы была Кутайля бинт Абдуль-Узза. Абу Бакр женился на ней ещё в доисламский период. Она родила ему Асму и Абдуллаха, а через какое-то время он развелся с ней. Передается, что она приняла ислам после открытия Мекки. Матерью Аиши была Умм Руман (да будет доволен ею Всевышний).
Если мы ищем примеры благородства, мужества, героизма, нам не следует ограничиваться только мужчинами-сподвижниками. Биография Асмы является ярким примером этих качеств – ее мужества и храбрости хватило бы на сотню, а то и на тысячу мужчин. Храбрость и самоотверженность отнюдь не являются исключительно мужскими доблестями. Конечно, мы больше знаем о героях-мужчинах, их в самом деле гораздо больше, но, тем не менее, не следует забывать о замечательных женщинах, которых также немало в исламской истории.
Итак, если взять историю Асмы – то не нужно забывать, кто она такая. Ее отец был величайшим сподвижником, ее дедушка – Абу Кухафа, отец Абу Бакра, также в итоге принял ислам. Ее мужем был никто иной, как один из ближайших сподвижников и друзей Пророка (мир ему и благословение) Зубейр ибн Аввам (да будет доволен им Всевышний). В одном из хадисов Пророк говорит, что как у пророка Исы (мир ему) были особо приближенные ученики (апостолы), так и у него есть такие близкие ученики, такие друзья – одним из которых является Зубейр ибн Аввам. Ее сыном был знаменитый герой Абдуллах ибн Зубейр (хотя у нее было восемь или девять детей, в том числе Урва ибн Зубейр и другие известные люди).
Я уже сказал, что мы изучаем биографии выдающихся людей не просто для развлечения. Из них можно извлечь множество уроков. В частности, из жизненной истории Асмы могут извлечь уроки как женщины, так и мужчины, поскольку такими прекрасными качествами, которыми обладала она, хотели бы обладать все верующие люди.
Первое ее качество, на которое я бы хотел обратить ваше внимание – это умение справляться с трудностями. Трудности периодически постигают каждого человека, но все очень по-разному справляются с ними.
Второе качество – это умение пойти наперекор общественному мнению, стать своего рода революционером, умение выйти за пределы зоны комфорта, сделать то, что никто до нас еще не делал – когда это необходимо и когда это правильно.
Третье – умение действовать в различных обстоятельствах, во время перемен и неожиданных ситуаций.
Четвертое – стремление приобщить других людей к тем замечательным вещам, которые открылись тебе. В частности, это призыв к исламу, которым занимались Асма и ее муж.
Пятое – умение сохранить свою веру во время испытаний. Нетрудно оставаться верующим, когда все хорошо. Но очень сложно, когда приходят какие-то тяжелые обстоятельства, когда кто-то пытается поколебать нашу веру, когда кто-то мешает нам ей следовать.
Шестое качество – это специфический женский урок – умение быть прекрасной женой и матерью.
Наверное, многие слышали самое известное прозвище Асмы, которое обязательно упоминают ее биографы – Зату н-Нитакейн, обладательница двух поясов. Когда спрашивают, откуда это прозвище, рассказывают такую историю.
Когда Пророк вместе с Абу Бакром (мир ему и благословение) собирались совершить переселение в Медину, Асма и ее родные помогали им собраться в путь. Асма приготовила им еды и воды на дорогу, но не нашла, чем бы завязать мешок с провизией и бурдюк с водой. Тогда она сняла свой пояс, разорвала его на две части и завязала припасы с его помощью. Пророк (мир ему и благословение), увидев это, дал ей это прозвище – и оно ей очень нравилось, поскольку такой великий человек дал ей это имя. Так что все знают ее под этим именем.
Седьмой урок, который я хотел бы здесь упомянуть: несмотря на то, что ее отец был таким значительным человеком, а также впоследствии ее муж стал известным сподвижником, и ее сын был даже в какой-то момент избран халифом (хотя его жизнь закончилась очень печально). Но она стала такой великой женщиной не только из-за знаменитых родственников, а потому что она обладала большой верой и прекрасными качествами. Так что мы должны брать с нее пример и в этом вопросе.
Не следует считать себя кем-то особенным только потому, что ваши родные были выдающие люди, или вы родом из какого-то знаменитого места. Все это не поможет вам в следующей жизни, если вы не приложите усилий для того, чтобы самому сделать что-то хорошее. Имеет значение ваш собственный иман, ваши собственные усилия. Заслуги предков, конечно, важная вещь, но мы должны стараться прилагать усилия для того, чтобы достичь чего-то самим. Ничтожный, глупый, никчемный человек выглядит смешно, когда кичится своими предками, хотя он может своим поведением только опозорить их, а не прославить.
Асма (да будет доволен ею Всевышний) приняла ислам, как передается, в очень юном возрасте – примерно в четырнадцать лет. Ее отец Абу Бакр был первым человеком из мужчин, принявших ислам – и, как мы знаем, Хадиджа, супруга Пророка (мир ему и благословение) была первой женщиной, принявшей ислам. К тому времени, когда ислам приняла Асма, в Мекке насчитывалось всего семнадцать (по другой версии – пятнадцать) мусульман. Вся ее дальнейшая жизнь была примером ее крепкой веры и преданности делу ислама.
Следующий эпизод показывает остроту ее ума и сообразительность. Когда ее отец вместе с Пророком (мир ему и благословение) отбыли в Медину – а как мы знаем, им пришлось уехать втайне от окружающих – то Абу Бакру пришлось забрать с собой все, что у него было, все свои деньги, поскольку он не знал, как долго они пробудут в пути, и что им может понадобиться. Им нужно было приобретать провизию, у них были верховые животные, которых также нужно было кормить – в общем, могло быть много непредвиденных расходов.
Их дедушка, Абу Кухафа, который в то время был еще язычником, пришел к ним в дом и спросил: оставил ли ваш отец вам что-нибудь на жизнь? Асма была в трудном положении – она не могла сказать своему дедушке всю правду, поскольку он был для нее в тот момент не сколько близким человеком, сколько язычником, который неодобрительно смотрел на решение своих детей последовать за Пророком (мир ему и благословение). Так что эта новость – что Абу Бакр оставил своих детей без денег – могла плохо сказаться на репутации ислама (что вот, смотрите, эти мусульмане так плохо обращаются со своими детьми, оставляя их без пропитания, что они вынуждены просить помощи у других людей). Поэтому Асма решилась на хитрость. Она знала, что Абу Кухафа от старости почти потерял зрение. Так что она беспечно воскликнула: «Что ты, дедушка, наш отец оставил нам довольно на жизнь! Вот, посмотри сам, у нас все есть». Затем подвела его к нише в стене, где они обычно держали деньги, и дала ему пощупать несколько свертков – это были обычные камни, обернутые тканью, но Абу Кухафа решил, что это что-то ценное, так что он удовлетворенно заметил: «О, это приличная сумма. Если ваш отец оставил вам столько, он поступил с вами порядочно», - и спокойно ушел.
Несмотря на то, что Асма тогда была очень юной девушкой – ей было всего около двадцати лет, она очень остроумно вышла из положения (замечу в скобках: и теперь посмотрите на наших восемнадцати- или двадцатилетних юношей и девушек – чьей самой большой проблемой является потеря мобильного телефона).
Той же ночью, сразу же после отъезда Абу Бакра, в дверь дома, где жили Асма и ее родные, громко постучали. Она открыла дверь и увидела за ней Абу Джахля – злейшего врага ислама. Он уже узнал о том, что Пророк (мир ему и благословение) сумел тайно скрыться из Мекки и был сильно разгневан этим фактом. Асма рассказывала, что он был вне себя от злости – что Мухаммад (мир ему и благословение) сумел ускользнуть от их преследований.
Как мы помним, враги ислама сговорились убить Пророка – поскольку они знали, что он решил уехать из Мекки, и очень боялись этого. Ведь если мусульмане сумеют найти какое-то безопасное место, где их примут, то они смогут там собраться с силами и напасть на мекканских язычников (что впоследствии и произошло). Так что язычники решили убить Пророка (мир ему и благословение) – а чтобы избежать мести его родных, выбрали для этого дела семь человек, по одному человеку из каждого клана – чтобы затруднить отмщение за это преступление (ведь не будет же род Пророка враждовать сразу со всеми мекканцами). Но так или иначе, план врагов сорвался – Мухаммад (мир ему и благословение) узнал заблаговременно об этом коварном злодействе и в ту ночь ушел из дома, так что, когда негодяи ворвались в его дом, они никого там не нашли.
Узнав о том, что их план сорвался, Абу Джахль побежал в дом Абу Бакра – поскольку было известно, что он также покинул Мекку. – «Где твой отец?» – спросил он у испуганной девушки. – «Я не знаю», — ответила она. В гневе он ударил ее по лицу с такой силой, что у нее из уха вылетела серьга.
Асма (да будет доволен ею Всевышний), однако, хорошо знала, где скрываются ее отец и Пророк (мир ему и благословение) – в пещере Саур, куда она сама каждый день доставляла им провизию, пока они не решились отправиться в Медину.
Через какое-то время сама Асма и ее муж Зубейр ибн Аввам также совершили хиджру в Медину. Асма в то время была на последних месяцах беременности, однако она не испугалась отправиться в путь в таком тяжелом состоянии. Когда они достигли Медины и приблизились к месту, где располагалась мечеть Куба, у нее начались роды. У нее родился мальчик, которому дали имя Абдуллах. Это был первый ребенок, родившийся в семье переселенцев, так что это известие доставило всем мусульманам огромную радость. Тем более, что к тому времени некоторые враги мусульман стали распускать слухи, что на всех переселившихся в Медину лежит проклятие, поскольку у них в течение какого-то времени не было детей. Поэтому известие о том, что эти слухи не имеют под собой основания, очень порадовало верующих. Счастливые родители принесли ребенка к Пророку (мир ему и благословение), чтобы он сделал для него тахник. Он разжевал финик и дал кусочек финика младенцу (само слово «ханак» означает «нёбо», суть этого действия в том, чтобы младенцу в первый момент после рождения в рот попала слюна какого-нибудь праведного человека). Абдулла оказался очень счастливым в этом смысле – ему в рот попала слюна самого Пророка (мир ему и благословение), поэтому он стал одним из самых храбрых сподвижников.
Потом родители везли своего ребенка по улицам Медины, где счастливые мусульмане приветствовали их криками «Аллаху Акбар!», «Ля иляха илляЛлах!».
Про Абдуллаха ибн Зубейра рассказывают такую историю, которая хорошо показывает, что даже в очень юном возрасте он отличался решительностью и смышленостью. Когда он был маленьким мальчиком — лет 11–12, он с друзьями играл на улице. Мимо них прошел Умар ибн аль-Хаттаб, который в то время уже был избран халифом. Увидев его – а он имел грозный вид и слыл за очень сурового человека, дети тут же разбежались. Не убежал только Абдуллах. Он скромно стоял перед халифом. Умар спросил у него – почему же ты остался стоять, когда другие дети убежали? И смотрите, какой интересный ответ дал ему Абдуллах: «О, повелитель правоверных! Я знаю, что ты не притеснитель – чтобы я боялся, что ты меня обидишь. И я не совершил ничего дурного – чтобы бояться твоего гнева. Так что же мне тебя бояться? Дорога большая, нам обоим хватит на ней места, чтобы спокойно разойтись».
Урва ибн Зубейр (да будет доволен им Всевышний), второй сын Асмы, передает следующий ее рассказ о своей жизни. Она говорила:
— Когда твой отец, Зубейр ибн Аввам, женился на мне, мы были очень бедны, особенно после того, как нам пришлось уехать в Медину. У нас не было ничего, кроме лошади, на которой мой муж ходил в походы, и участка земли с финиковыми пальмами, который нам дал Пророк (мир ему и благословение). Мне нужно было ухаживать за лошадью – в частности, заботиться о ее пропитании. Каждый день я ходила пешком до нашего участка земли, чтобы принести оттуда финиковые косточки, которые я затем размачивала в воде и кормила этим лошадь своего мужа. Однажды, когда я несла на голове корзину с финиками, я встретила Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который ехал в окружении других сподвижников. Он предложил подвезти меня на своей лошади, но я постеснялась ехать в окружении мужчин, поскольку знала, что моему мужу это не понравилось бы, он был очень ревнивым человеком. Когда я рассказала об этом Зубейру, он сказал мне: «То, что тебе приходится носить эти косточки, тяжелее для меня, чем если бы ты поехала верхом». После этого Абу Бакр подарил нам слугу, который избавил меня от необходимости смотреть за лошадью. Я чувствовала себя так, словно он освободил меня из рабства.
Но как говорится в Коране: «После тягости наступает облегчение». Через какое-то время – особенно после успешных походов мусульман – у переселенцев появилось имущество, появились слуги, так что их женщинам не приходилось больше страдать от тяжелой работы. Тем более, как мы знаем, Зубейр ибн Аввам (да будет доволен им Всевышний) был одним из десяти сподвижников, которым Пророк (мир ему и благословение) сообщил благую весть о Рае еще при их жизни. Более того, сообщается, что через некоторое время Зубейр стал очень богат – поскольку он начал заниматься торговлей и сильно преуспел в этом деле. Среди сподвижников мало кто мог соперничать с ним по количеству рабов и слуг, по числу домов и площади посевных земель, количеству скота. Он вел торговлю в разных странах, его дома находились в разных городах и селениях.
Здесь мы тоже видим определенный урок: если в какой-то момент жизни вам приходится преодолевать трудности, не отчаивайтесь и не опускайте руки, это временное испытание, вслед за которым наступит облегчение.
Своей жизнью Асма (да будет доволен ею Всевышний) являла собой образец бесконечной щедрости. Её сын Абдуллах рассказывал:
— В своей жизни я не видел более щедрых женщин, чем моя тётя Аиша и моя мать Асма, хотя их щедрость и отличалась. Моя тётя понемногу собирала средства, пока не накапливалась достаточная сумма, чтобы её можно было поделить между нуждающимися. А моя мать, когда у неё что-нибудь появлялось, не могла дождаться даже следующего дня, чтобы раздать что-нибудь бедным.
Здесь я хочу коснуться еще одного момента. Как мы знаем, Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний), отец Асмы, еще до ислама был очень богатым купцом. Однако после принятия ислама все эти вещи – как имущество и деньги, перестали иметь для него какую-то ценность – так что он щедро жертвовал свое богатство на помощь мусульманам, в частности, на выкуп рабов-мусульман (так, он помог Билялю (да будет доволен им Всевышний) освободиться из рабства у жестокого хозяина). Когда его дочь Асма собралась выйти замуж за Зубейра, человека благочестивого и преданного Пророку (мир ему и благословение), но при этом очень бедного, он не запретил ей это сделать – хотя в прежнее время такой бедный человек был бы не ровня Абу Бакру и его семье. Но теперь, когда они оба стали верующими, он стал ценить в людях совсем другие качества.
Отсюда мы также можем извлечь урок: когда мы ищем для себя или своих детей спутников жизни, на какие качества мы должны обращать внимание – не сколько на богатство и положение в обществе, сколько на богобоязненность и характер. Даже если посмотреть с точки зрения разума – взять в мужья человека умного и порядочного важнее, чем богатого. Глупый человек может впустую растратить свое имущество, в то время как умный человек сумеет приумножить свое богатство, и даже если по какой-то причине он лишится имущества, он сможет вновь его приобрести.
Подобный пример мы видим в жизни известного табиина Саида ибн Мусейба. Он был чрезвычайно богобоязненным человеком и большим ученым. У него была дочка – красивая и скромная девушка, и при этом очень образованная – отец учил ее наравне с другими учениками. Когда весть о том, что у Саида есть прекрасная и умная дочка, дошла до халифа того времени – Абдуль-Малика ибн Марвана, он пожелал взять ее жены своему сыну Валиду, который впоследствии также стал халифом. Но когда к Саиду явились посланцы халифа с таким вроде бы лестным предложением, он – ко всеобщему изумлению – отказался. Он объяснил это так: «Моя дочь выросла в бедном, но богобоязненном доме. Если она окажется во дворце среди всей этой роскоши, кто знает – что станет там с ее религией?».
Через какое-то время Саид обнаружил, что уже неделю не видно одного из его самых лучших учеников, Касира ибн Абу Вад’а. Когда он наконец появился, и учитель спросил его о причине отсутствия, тот объяснил, что у него умерла жена, и ему было необходимо заниматься ее похоронами и всем, что с этим связано. Саид спросил у него: не хочет ли он жениться еще раз? Ученик удивился: «О, учитель, может быть, и хотел бы, но я – человек очень бедный, что я могу предложить своей жене? У меня не наберется и нескольких дирхамов». Саид ответил, что это не имеет значения, его знания и его религиозность с избытком заменят любое имущество. И тут же, не откладывая, предложил заключить брак между ним и его дочерью. Ученик – не веря своему счастью - согласился, они позвали двух свидетелей, и никах был совершен.
Касир отправился домой, до конца не веря в реальность происходящего – может быть, все-таки произошло какое-то недоразумение, или вообще, это ему снится? Как это может быть – что дочка такого известного человека, к которой сваталось столько богатых и знатных людей, в том числе и наследный принц исламского государства, вдруг стала его женой? Но вечером в дверь его дома постучали. Касир спросил: «Кто это?» - и услышал в ответ: «Саид». Он перебрал всех знакомых с таким именем, но не подумал о своем учителе, поскольку это была бы слишком большая честь для него – чтобы его учитель сам пришел в его бедный дом. Но тем не менее, за дверью он увидел именно своего учителя, рядом с которым стояла его дочь: «Ты сегодня женился, так что я не хочу, чтобы ты оставался ночью один. Вот твоя жена».
Касир рассказывал о своей жене: «Она была прекрасна, в совершенстве знала Коран и Сунну, и наилучшим образом выполняла свои обязанности по отношению к мужу». Что касается её знаний, то Касир говорил, что иногда он задавал ей вопросы, на которые никто из известных ему ученых не мог ответить, и его жена давала ему подробные ответы.
Передается, что когда Асма с семьей жила в Медине, к ней пришла ее мать Кутайля бинт Абдуль-Узза, которая соскучилась по дочери и принесла ей подарки. Асма не стала с ней общаться и не приняла от нее подарки, сказав, что она должна прежде посоветоваться с Пророком (мир ему и благословение) – может ли она общаться с матерью-язычницей (ее мать тогда еще не приняла ислам). Пророк ответил, что конечно, может, это же ее мать, мусульмане не должны порывать родственные отношения с родителями, даже если они немусульмане. По мнению толкователей Корана, восьмой и девятый аяты суры аль-Мумтахана («Испытуемая») были ниспосланы в отношении именно этой ситуации:
لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
إِنَّمَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ قَاتَلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَأَخْرَجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ وَظَاهَرُوا عَلَى إِخْرَاجِكُمْ أَن تَوَلَّوْهُمْ وَمَن يَتَوَلَّهُمْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками».
Как мы знаем, после смерти Али (да будет доволен им Всевышний) власть в халифате перешла к Муавии, а после его смерти – к его сыну Язиду. После смерти Язида мнения о том, кто должен быть халифом, разделились. Часть жителей халифата – особенно те, кто жили в Шаме, были сторонниками династии Омейядов (которую основал Муавия) и выбрали халифом Марвана ибн аль-Хакама. Жители Хиджаза и некоторых других областей – как Ирак и Египет – выбрали халифом сына Асмы, известного сподвижника Абдуллаха ибн Зубейра. Из-за этого разгорелась очередная гражданская война. Сторонники Марвана и его сына Абдуль-Малика захватили Ирак и Египет. Затем они отправили Хаджаджа ибн Юсуфа, известного своей жестокостью, чтобы он захватил Мекку, где власть продолжала оставаться у Абдуллаха и его сторонников. Осада Мекки продолжалась семь месяцев, пока Хаджадж не одержал победу.
В то время, пока Абдуллах был халифом, он решил осуществить перестройку Каабы. Мы привыкли видеть Каабу как здание кубической формы, но считается, что во времена Ибрагима (мир ему) и его сына она была больших размеров и представляла собой прямоугольник. Асма (да будет доволен ей Всевышний) как-то призвала своего сына и передала ему, что, по словам ее сестры Аиши, Пророк (мир ему и благословение) говорил: если бы он не опасался ввергнуть курайшитов в смущение – поскольку многие из них только-только приняли ислам, то он бы приказал перестроить Каабу, придав ей форму прямоугольника. Поскольку она была именно такой формы до перестройки, которая состоялась в дни юности Пророка. Аль-Бухари сообщает, что они сделали высоту Каабы в восемнадцать локтей, а длину уменьшили на шесть с лишним локтей. Ибн Зубейр решил перестроить Каабу в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение), которые ему передали. Как сообщается, он добавил недостающие шесть локтей в длину, увеличил высоту на десять локтей и сделал две двери. Однако, когда Хаджадж взял Мекку, и Абдуллах был убит, халиф Абдуль-Малик ибн Марван велел ему перестроить Каабу, вернув ей первоначальную – квадратную форму, убрав все изменения Ибн Зубейра. Когда к власти пришел халиф Харун ар-Рашид, который решил вновь перестроить Каабу, вернув ей первоначальную форму, имам Малик ибн Анас отговорил его от этого: «Я заклинаю тебя, о повелитель правоверных, не делать этот Дом игрушкой в руках правителей, чтобы не исчезло почтение к нему из сердец мусульман».
Заслуживает отдельного упоминания разговор, который состоялся между Асмой и ее сыном Абдуллахом незадолго до его гибели. Приближалось решающее сражение, и Абдуллах ибн Зубейр отправился навестить свою мать. Ей в то время было уже около ста лет, она была совсем слепой и очень больной, хотя была полностью в здравом рассудке. Абдуллах, войдя к матери, поприветствовал ее:
— Мир тебе, мама, милость Аллаха и Его благословение!
Она ответила:
— И тебе мир, Абдулла. Что привело тебя ко мне в то время, когда катапульты Хаджаджа обрушивают на город каменные глыбы?
Абдуллах ответил, что пришел попросить у нее совета:
— Мои сторонники оставили меня на произвол судьбы. Кто-то испугался мощи и силы Хаджаджа и его войска, кто-то соблазнился его посулами. Меня оставили даже некоторые из моих детей и друзей. Со мной осталась только небольшая группа преданных сторонников, но они так устали, и у нас так мало сил, что мы вряд ли продержимся очень долго. Более того, Омейяды отправили ко мне посланца с предложением любых мирских благ и почестей с условием, что я сложу оружие и принесу присягу Абдуль-Малику ибн Марвану. Что ты думаешь по этому поводу, как мне правильно поступить?
Возвысив свой голос, Асма сказала:
— Как ты поступишь, это твое дело, Абдуллах, ты лучше знаешь себя и своих сторонников. Но если ты уверен, что правда на твоей стороне, то будь стойким и продолжай упорно сражаться – так же, как стойко сражались твои убитые товарищи. Если же ты будешь стремиться к мирским благам, то тогда получается, что ты – плохой слуга Всевышнего, а твои сторонники погибли напрасно.
Смотрите, что мать говорит сыну – зная, что его дела очень плохи, и, скорее, всего, он не сегодня-завтра будет убит!
Абдуллах на это заметил своей матери, что подобное упорство с его стороны означает неизбежную гибель – ведь против него выступает огромная армия с намного превосходящими силами. Асма ответила:
— Это будет лучшим для тебя, чем добровольно отдать себя в руки аль-Хаджаджа, а потом твоей головой будут играть маленькие дети из Омейядов.
— Я не боюсь смерти, а боюсь надругательства над своим телом, — сказал Абдуллах.
— После смерти тебе уже нечего будет бояться – подобно тому, как зарезанной овце уже не больно, когда с нее снимают шкуру.
Передается, что в этот миг лицо Абдуллаха осветилось радостью, и он воскликнул:
— Что ты за благословенная мать! Я хотел услышать от тебя именно то, что ты мне сказала сейчас – ты подтвердила все мои мысли. Всевышний Аллах свидетель, что я не ослабел и не пал духом. Всевышний знает, что я стоял на своем не ради материального мира и его радостей, но исключительно ради Аллаха. Ибо эти люди – против кого я сражаюсь – попирают запреты Аллаха. И я буду продолжать делать то, что будет угодно Всевышнему, и чем ты будешь довольна. Не печалься, если я буду убит, и положись на Всевышнего…
— Я бы предавалась печали, если бы ты был убит во имя неправого дела, – ответила его мать.
Абдулла продолжал:
— Ты можешь быть совершенно уверена, что твой сын (вслушайтесь в его слова!) никогда в жизни не совершал что-либо плохое намеренно, никогда не совершал ничего греховного и запретного. Я никогда не притеснял никого из мусульман, не нарушал договора с иноверцами, которые находились под моей защитой, никогда не был предателем и вероломным. Для меня не было ничего более приятного, чем стремление к довольству Аллаха, Свят Он и Велик. Я говорю это сейчас не для того, чтобы очистить или превознести себя – Всевышний знает это лучше, чем я сам знаю себя. Я говорю это для того, чтобы доставить тебе утешение и твердость. Чтобы ты знала, что твой сын погиб не напрасно.
Асма сказала:
— Хвала Аллаху, Который направил тебя на путь, угодный Ему и приятный мне. Подойди ко мне, сынок, чтобы я смогла вдохнуть твой запах и прикоснуться к тебе, так как это, наверное, наша последняя встреча.
Абдуллах наклонился к матери и стал покрывать поцелуями ее руки и ноги, а Асма, прижавшись к сыну, вдыхала его запах и целовала его. Обняв сына, она стала гладить его тело, но вдруг отдернула руки:
— Что я чувствую на тебе, во что ты одет, Абдуллах?!
— Это моя кольчуга, — ответил он.
— Сынок, это не та одежда, которую надевает на себя тот, кто хочет пасть смертью мученика на поле боя! — воскликнула Асма.
— Я надел её только ради тебя, чтобы успокоить тебя, чтобы ты была спокойна за меня, — сказал Абдулла.
— Сними её, — потребовала Асма. — Это придаст тебе мужества и отваги, и тебе будет легче двигаться без ее тяжести. Вместо неё надень широкие длинные брюки, чтобы в случае твоей гибели твоё тело не оголилось.
Сняв с себя кольчугу, Абдулла ибн Зубайр надел длинные брюки и отправился продолжать бой. На прощание он сказал матери:
— Не переставай молиться за меня, мама. Делай дуа за меня.
Воздев руки к небу, Асма взмолилась:
— О Аллах, будь милостив к моему сыну за его длинные молитвы и усердные ночные бдения в то время, когда другие люди спали! Будь милостив к нему за его голод и жажду, когда он постился во время полуденного зноя Мекки и Медины! О Аллах, будь милостив к нему за его доброту и любовь к своим отцу и матери! О Аллах, я предоставила его Твоей воле, и я буду довольна Твоим предопределением... Даруй мне такую награду, которой Ты вознаграждаешь терпеливых.
На прощание мать поддержала сына:
— Проявляй терпение ради Аллаха, ведь твоим отцом был аз-Зубайр, твоим дедом был Абу Бакр, а твоей бабушкой была Сафия, дочь Абдуль-Муталлиба.
Абдуллах вышел на битву. Рассказчик передает, что в тот день Абдуллах (да будет доволен им Всевышний) сражался как тысяча воинов. Хотя ему тогда было уже семьдесят три года, он сражался от полудня до заката. Его друзья яростно защищали его, но вскоре они все погибли, и он остался один против целой армии врагов. Бой продолжался. Враги стали бросать в него камнями, пока огромный камень не попал ему в голову, так что он упал. Но он не прекратил сражения. Тогда враги подрубили ему ноги и убили его.
Рассказчик далее сообщает, что, когда враги убили его, вся Мекка содрогнулась от плача. В день, когда он родился, Медина была полна счастья, а когда он погиб, Мекка была полна скорби.
Передается, что когда Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи вошел в Мекку, он отправился к Асме (да будет доволен ею Всевышний), чтобы унизить ее, рассказав ей о гибели сына: «Смотри, каким образом Аллах поступает со Своими врагами!». Асма ответила ему: «Ты смог испортить ему эту жизнь (убив его), но он испортил твою будущую жизнь» (имея в виду, что за убийство такого человека его постигнет наказание).
Хаджадж приказал повесить тело Абдуллаха на воротах Мекки, чтобы люди проходили мимо него. Ибн Умар (да будет доволен им Всевышний) проходил мимо и услышал, как армия Хаджаджа кричала такбир от радости, что победила такого врага. Тогда Ибн Умар произнес:
«Вы произносите такбир в честь его гибели. Клянусь Аллахом, я слышал, как мусульмане делали такбир в честь его рождения. Клянусь Аллахом, тот, кто делает такбир, радуясь чьему-то рождению, лучше, чем тот, кто делает такбир, радуясь чьей-то смерти».
Люди просили Хаджаджа опустить тело Ибн Зубейра на землю и похоронить его, но он отказался – ему хотелось, чтобы его мать умоляла его об этом. Передается, что от его изуродованного тела исходил прекрасный аромат. Человек Хаджаджа привязал к его поясу мертвую кошку, но этот аромат был столько силен, что заглушил зловоние от мертвого животного.
Когда Асма подошла к телу сына, она сказала: «Не пора ли этому воину Аллаха оседлать свою лошадь?». Когда эти слова передали Хаджаджу, он понял, что проиграл, и велел опустить тело на землю.
Когда вся эта история дошла до халифа Абдуль-Малика, он был очень расстроен тем, что Хаджадж так жестоко поступил со столь праведным человеком, каким был Абдуллах ибн Зубейр и так неуважительно вел себя с его матерью. Халиф приказал похоронить Ибн Зубейра с подобающими ему почестями. Передается, что Асма сама участвовала в совершении необходимых обрядов с телом сына – омыла его и завернула в саван (хотя, разумеется, ей кто-то помогал в этом деле).
Передается, что, получив это сообщение халифа, Хаджадж пришел к Асме и обратился к ней:
— О умма (о мать)! Не нужно ли тебе чего-нибудь?
На что она ответила:
— Я не мать тебе. Я мать того человека, которого ты приказал повесить на городской стене. И мне от тебя ничего не нужно. Я слышала от Пророка (мир ему и благословение) как он сказал, что из рода Бану Сакиф (из рода Хаджаджа) выйдут два человека. Один из них будет заблудшим самозванцем, который будет претендовать на роль пророка. Это предсказание исполнилось, когда явился Мухтар ас-Сакафи (смутьян, один из основоположников шиитской секты, живший в то же время, что и Абдуллах ибн Зубейр). А второй человек будет тираном, жадным до крови – и у меня нет сомнений, что это было сказано о тебе.
Через несколько дней после погребения Ибн Зубейра скончалась и его мать. Передается, что это было семнадцатое число месяца джумадаль-уля в семьдесят третьем году хиджры. Как мы уже говорили, она была очень умной и храброй женщиной, все эти качества не изменили ей даже в глубокой старости – что подтверждает ее вышеприведенный разговор с сыном, а также ее поведение перед лицом жестокого тирана.
Мы просим Всевышнего даровать нам ее баракат и помочь нам в приобретении таких же прекрасных качеств, которые были у этой праведной женщины. Пусть ее уровень будет возвышен, и она удостоится самой высокой степени в Раю.
Комментарии: 0
Правила форума